Исследование насекомых в доу

Обновлено: 07.07.2024

Чем бабочка похожа на слона? Тебе потребуются: - Небольшой стеклянный аквариум ( или 3-х литровая банка) - Мелкая сетка или стекло, чтобы закрыть аквариум (банку) сверху - Лупа - Сачок для бабочек - Стеклянная баночка с крышкой - Пластилин - Деревянный брусок - Спелый банан - Сахарный песок Схема работы: 1. Поймай несколько бабочек и посади их в стеклянную банку. Чтобы аккуратно достать бабочку из сачка, надо взять ее пальцами за сложенные крылышки. 2. Подготовь аквариум: помести в его центре деревянный брусок, закрепив его при помощи пластилина. 3. Из оставшегося пластилина сделай маленькую чашечку и прикрепи ее на верхушку бруска. 4. Положи в чашечку кусок банана, посыпь его сахаром и смочи немного водой. 5. Прикрепи снаружи лупу так, чтобы чашечка была хорошо видна. 6. Запусти бабочек в аквариум и закрой его сверху сеткой или стеклом. Результат: Сначала бабочки будут просто беспорядочно летать в разных направлениях. Но уже примерно через минуту они успокоятся и начнут обследовать свой новый дом. Скоро первая бабочка обнаружит еду и сядет на край чашечки с бананом. Тихо подойди к аквариуму и посмотри на бабочку в лупу. Возможно, не сразу, но через некоторое время ты обязательно увидишь, как бабочка разворачивает хоботок и начинает есть. Объяснение: Бабочка чувствует запах, похожий на запах ее любимой пищи - цветочный нектар. Хоботком она сначала пробует еду, потом начинает сосать. Если банан достаточно мягкий, ты увидишь, как кусок уменьшается и как бабочка втыкает хоботок то в одно, то в другое место.

Тебе потребуются: Плотная бумага - Кусок сетки с не очень мелкими дырочками - Клейкая лента - Большая стеклянная банка - Жидкость для мытья посуды - Столовая ложка - Настольная лампа (фонарик) - Лопатка - Ведерко Проба почвы Схема работы: 1. Вырежи из плотной бумаги развертку воронки, как показано на рисунке, и скрепи концы клейкой лентой. 2. Отрежь такой кусок сетки, чтобы он закрывал дно воронки, и закрепи его на воронке клейкой лентой. 3. Налей в банку воды, добавь туда одну столовую ложку жидкости для мытья посуды. 4. Помести воронку узким концом в банку. Воронка должна опираться на края банки и стоять прямо. 5. Собери лопаткой пробу почвы в ведерко. Почву возьми из-под больших деревьев и кустов. 6. Насыпь почву в воронку. 7. Направь лампу на широкий конец воронки, чтобы свет падал на поверхность почвы. 8. Оставь свет включенным до следующей прогулки (3-4 часа). Результат: Ты увидишь в банке с водой довольно много насекомых. Именно такие почвенные насекомые живут у тебя в саду (участке). Объяснение: Почвенные насекомые не любят свет и жару. Они стараются спрятаться, закапываются глубже и проваливаются через сетку. Воронка Берлиза для почвенных насекомых

Тебе потребуются: - Красная, желтая, зеленая, синяя и фиолетовая плотная бумага - Белый лист бумаги - Ручка или маркер - Наручные часы - Линейка - Большая доска - Мед Схема работы: 1 . Прикрепи обе карты на доску, чтобы одна была поверх другой. 2. Разложи листы цветной бумаги на гладкой травяной поверхности. Положи по краям камешки, чтобы листы не унесло ветром. 3. Сядь примерно в 90 см от листов бумаги, возьми в руки доску со схемой. Наберись терпения и сиди очень тихо. Скоро на листы бумаги начнут садиться насекомые. 4. Отмечай черточкой каждое насекомое в нужной клеточке таблицы. 5. Через 10 минут подсчитай черточки в каждой клеточке, чтобы увидеть, каким насекомым какой цвет больше нравится. 6. Сними первую схему и открой вторую. 7. Поставь маленькое блюдечко с медом на лист бумаги "самого непопулярного" цвета. 8. Снова в течение 10 минут отмечай насекомых. 9. Сравни две заполненные схемы. Результат: Красный и фиолетовый цвета привлекают крупных насекомых - бабочек, мотыльков, пчел. Синий цвет больше нравится мухам. Обрати внимание, что осы любят желтый цвет (возможно, об этом уже догадывался тот, кто пробовал одеться в желтую одежду на пикник). Меньше всего насекомых привлекает зеленый цвет, потому что зеленые цветы (например, цветы-сережки на деревьях) обычно бывают без нектара. Но если поставить блюдечко с медом на лист зеленой бумаги, насекомые полетят туда, забыв о своих любимых цветах. Объяснение: Насекомые предпочитают те цвета, которые напоминают им о любимом нектаре. Но любимые цвета зависят и от условий жизни насекомого. Например, если убрать привлекающий множество пчел ярко-желтый цветок кабачка, пчелы сначала будут искать желтый цвет, но потом переключатся на розовый клевер. Теперь их будут больше привлекать розовый или фиолетовый цвета. Мед на зеленом листе бумаге заставляет насекомых забыть о цветах и ориентироваться по запаху, поскольку запах явно означает еду. Любимый цвет насекомых

Тебе потребуются: Неглубокая картонная коробка с крышкой - Кусок стекла или оргстекла, полностью закрывающий коробку - Белая краска и кисточка - Клейкая лента - Ножницы - Садовая лопатка или тяпка - Банка с крышкой - Садовые перчатки - Блюдце - Кусок банана - Сахарный песок Схема работы: 1. Сними с коробки крышку и покрась коробку изнутри в белый цвет. 2. Вырежи из крышки коробки длинную полосу шириной, равной глубине коробки. Сделай в ней два выреза на расстоянии примерно 15 см один от другого. 3. Отогнув края, закрепи полосу клейкой лентой так, чтобы она делила коробку ровно пополам. 4. Найди на улице муравейник. Надень перчатки и возьми садовой лопаткой немного земли, копнув довольно глубоко, примерно в 5 см от входа в муравейник. Быстро пересыпь землю в банку и закрой банку крышкой. 5. Положи на блюдце кусочек банана, посыпь его сахарным песком и смочи небольшим количеством воды. Поставь блюдце в левую половину коробки недалеко от угла. 6. Сними крышку с банки и быстро пересыпь землю с муравьями в другую половину коробки. Сразу закрой коробку куском стекла. Результат: Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направ-лениях . Но примерно через 20 минут они успокоятся и начнут исследовать свой новый дом. Скоро несколько муравьев найдут вырезы в перегородке и переползут на половину коробки, где находится банан. Примерно через час ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно. Объяснение: Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны , выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае банан, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Муравьиная дорожка

Тебе потребуются: Фломастеры Листы бумаги Лупа Схема работы: 1. Выбери подходящую паутину. 2. Рассмотри её, только паука не трогай. Отдельные части паутины можно внимательно изучить с помощью лупы. 3. Нарисуй на листе бумаги паутинку. 4. Понаблюдай за пауком. Можно ли его назвать насекомым? Объяснение: За миллионы лет пауки научились плести паутину различного рисунка. Каждая паутина соответствует условиям жизни паука и лучше всего подходит для его любимой пищи. Паук начинает плести паутину с ее основных частей - осевых нитей и нитей крепления. Затем промежутки между основными нитями он заполняет сеткой более тонких нитей. Нити паутины образуются в специальном органе на брюшке паука. Паутина очень устойчива, очень долговечна и очень прочна. Она прочнее шелка, прочнее любого синтетического волокна и прочнее стальной проволоки. Если из паутины паука-крестовика спрясть веревочку толщиной в карандашный грифель, то, чтобы ее порвать, потребуется груз около 250 килограммов, то есть на такой веревочке можно подвесить небольшую корову. На шелковой веревочке такой же толщины можно подвесить только 35 килограммов, на нейлоновой - около 50-60, и чуть больше на стальной проволоке. Изучение паутины Результат: Паутина бывает разной формы. Основные типы паутины - концентрическая, треугольная и мелкоячеистая. Паук – это не насекомое, т.к. у него 8 лапок. Он относится к особому виду животных - паукообразным.


Конкурсные работы

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Вид проекта: групповой.

Актуальность

Лето! Это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить увлекательные моменты, а показать их детям. Детей очень увлекает все, что происходит вокруг. Особенную реакцию у детей вызывают насекомые. Одни пугаются насекомых, другие задают вопросы: про жучков, бабочек, пчел, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.

Таким образом, возникла проблема:

1. У детей недостаточный объем информации о насекомых, обитающих на учебно-опытном участке детского сада.

2. Отсутствуют представления о том какую пользу или вред насекомые приносят природе

Цель проекта: Сформировать у детей представления о насекомых, обитающих на учебно-опытном участке детского сада, положительное и гуманное отношение к окружающей природе.

Задачи:

  • Расширить и обобщить представления детей о насекомых, о внешнем виде, о способах передвижения, о некоторых особенностях сезонной жизни, местах обитания, о вреде и пользе насекомых.
  • Стимулировать интерес у детей и родителей к поисково-исследовательской деятельности.
  • Развивать у детей речевую активность в составлении рассказов о насекомых
  • Совершенствовать художественно-творческие способности в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.
  • Формировать понимание необходимости бережного отношения к окружающей природе и насекомым.

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием насекомых, образом жизни, о значении на учебно-опытном участке и поможет дошкольникам окунуться в мир насекомых. Реализуется в рамках совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Этапы реализации проекта:

Первый этап (подготовительный): Выбор проблемы. Определение темы проекта. Составление плана работы с детьми и родителями. Подбор методической и дидактической литературы по теме проекта.

Второй этап (основной): Проведение организованной деятельности по развитию речи, художественному творчеству, социализации, познанию. Организация и проведение наблюдений и опытно-поисковой деятельности на участке детского сада. Участие родителей в сборе познавательной информации о насекомых Мурманской области.

Третий этап (заключительный): Оценка и самооценка проекта. Результат проекта дидактическое пособие, игровой макет, паспорт проекта.

Формы работы с детьми:

Взаимодействие с родителями:

Результат проекта:

По результатам проекта выявлено:

  • У детей сформировался устойчивый интерес к насекомым.
  • Дети пополнили свои знания о насекомых, обитающих на учебно-опытном участке детского сада, о том, какую пользу и вред приносят растениям и людям;
  • Научились самостоятельно анализировать полученные результаты, находить сходства и различия.
  • У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т.д.;
  • Повысился уровень экологической грамотности.

Список литературы:

1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. Пособие для воспитателей./ З.Ф. Аксенова. – М.: Сфера, 2008. – 128 с.

2. Алябьева, Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Часть 1: Пособие для воспитателей./ Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

3. Алябьева, Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Часть 2: Пособие для воспитателей./ Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

4. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателей ДОУ./ С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.

5. Чусовская, А.Н. Лето красное – прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей дет.сада./ А.Н. Чусовская – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 130 с.

Авторы:
Саргина Лариса Сергеевна, воспитатель МБДОУ д/с № 17, г. Североморск, Мурманская область, Россия;
Вечирко Виктория Геннадьевна, воспитатель МБДОУ д/с № 17, г. Североморск, Мурманская область, Россия.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Разработчик проекта: Туваева Е.М.

Содержательная часть

Наука, изучающая насекомых

Разработка планирования проекта

Интересные факты из жизни насекомых

Пауки-не насекомые. Семейство паукообразных.

Список ресурсов

Осенью у нас в группе появился паучок. Он спустился с потолка по невидимой нити. Некоторые дети испугались и хотели его раздавить. Дети решили узнать, какие насекомые вредные, а какие приносят пользу. Исходя из этого, и возникла идея о создании данного проекта.

Актуальность нашего исследования в том, что каждое насекомое – это живое существо, и независимо от того красивое оно, или нет, они приносят какую – то пользу, и они хотят жить.

Цель: расширить и обобщить знания о животном мире насекомых.

1. Изучить литературу и интернет-ресурсы про насекомых.

2. Выяснить отличие насекомых от паукообразных.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

4. Узнать правила поведения с насекомыми.

Объект исследования: насекомые. Пауки.

Предмет исследования: образовательные области: окружающий мир, литература, искусство, технология, физическая культура.

1.1.Наука, изучающая насекомых

НАСЕКОМЫЕ – самый крупный по числу видов класс животных. Первые насекомые появились около 400 млн. лет назад. Это самая многочисленная группа животных, известно около 1 млн. видов. Обитают они на суше и воде.

Тело у всех насекомых состоит из трёх отделов - головы, груди, брюшка. Снизу на брюшке имеются насечки, из-за которых эти существа названы насекомыми. И ещё один важный признак насекомых – это шесть ног.

Вывод: чтобы узнать, какое животное – насекомое, а какое нет? Нужно сосчитать количество его ножек.

Наука, изучающая жизнь насекомых, называется энтомология.

Виды насекомых

Насекомые появились на свете очень давно и за такое долгое время разделились на множество видов. Насекомые – существа мелкие и очень хорошо приспосабливаются к любой среде.

Насекомые устойчивы к неблагоприятным условиям среды: некоторые выживают даже после того, как замёрзнут при температуре – 30 с.

Ученые по-разному разделяют насекомых на группы. Наиболее крупные отряды насекомых:

Перепончатокрылые (пчелы, осы)

Двукрылые (мухи, комары)

Прямокрылые (саранча, кузнечики)

Полужескокрылые (клопы, водомерки)

Тараканообразные (тараканы, богомолы)

Бывают насекомые – паразиты человека и животных (блохи, вши, клопы).

1.2.Разработка планирования проекта

1.Знакомство с насекомыми через презентации.

2. Изучение научного материала о насекомых.

3. Чтение сказок и рассказов о насекомых.

4. оформление альбома о насекомых.

5. Изготовление аппликаций.

6. Выпуск стенгазеты.

7. Выпуск буклета.

1.3.Исследование насекомых

Бабочка – единственное в мире насекомое, тело и крылья которого покрыты микроскопическими разноцветными чешуйками, похожими на блестящую пыль, которые помогают им летать. Многие бабочки активны днем, а ночью отдыхают. Другая большая группа бабочек летает в сумерки и ночью – это ночные бабочки. В своем развитии они проходят 4 стадии:

Яйцо – личинка – куколка - взрослое насекомое.

Одни питаются цветочным нектаром, другие – выделениями тли, а некоторые вообще не едят.

Бабочки делятся на дневных и ночных.

Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят человеку пользу. Польза бабочек в природе огромна. Бабочки тутового шелкопряда, которые питаются листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шёлк. А так же опыляют цветковые растения. Особенно велика роль бабочек как опылителей растений. Ведь их основная пища — нектар, и когда они собирают его, то переносят пыльцу с цветка на цветок.

У бабочек много врагов. Это муравьи, осы, пауки, ящерицы, летучие мыши, птицы и человек. Наиболее уязвима бабочка в стадиях яйца, гусеницы и куколки. Наиболее часто на гусениц дневных бабочек нападают птицы, для которых они – лучшая добыча. Во время выведения потомства родители ежедневно приносят голодным птенцам сотни гусениц.

Летучие мыши представляют опасность для ночных бабочек. Очень сильно на численность бабочек влияет человек. Немало бабочек гибнет если человек вмешивается в среду обитания бабочек.

Тело жуков состоит из 3 частей: головы, груди, брюшка.

Большинство жуков имеет челюсти в виде клешней, которые служат для того, чтобы убивать и пережевывать добычу. Усики – органы вкуса, запаха и осязания. В зависимости от вида жука напоминают перья, булаву или зубцы пилы. Мощные конечности приспособлены к бегу, копанию или плаванию. В зависимости от вида, жуки питаются цветами, плодами, зелеными или опавшими листьями, грибами, мертвыми животными или другими насекомыми. У каждого рот приспособлен к своей пище.

Число ядовитых жуков довольно велика. Сила их ядов очень велика.

БОЖЬЯ КОРОВКА

Известно 4 тыс. видов божьих коровок, из них 120 живут в России. Окраска божьих коровок разнообразна. Своим ярким костюмом они сообщают хищником, что ядовиты. Количество точек не имеет ничего общего с возрастом, а зависит от вида. У божьей коровки фантастический аппетит. Некоторые виды наносят ущерб сельскому хозяйству. Но большинство уничтожает вредителей.

В Китае вывели коммерческий вид божьих коровок для уничтожения тли, поедающей розовые кусты.

Единого мнения насчет происхождения названия божьей коровки до сих пор не существует. Но приметы и предания, связанные с этими крылатыми жучками, живы по сей день. Наступить на коровку или причинить ей вред – большой грех. Так, может, и правда есть в ней что-то божественное?

Кузнечики – необычные насекомые. К этому семейству относятся сверчки и саранча. Они окрашены в зелёные или коричневые цвета, что служит для них маскировкой. Они совсем не видны в густой траве. Орган слуха у них находится на ногах, а стрекочут они крыльями. Одни кузнечики питаются растительной пищей – поедают цветы, листья. Другие питаются насекомыми – мухами, бабочками. Кузнечик – вредитель полей. Он обладает хорошим аппетитом. Они часами могут сидеть неподвижно в траве в ожидании добычи, которую ловят передними лапками. Задние ноги очень длинные, при помощи которых он прыгает. Кузнечики слышат, но уши у него необычное, расположены они на животике. Кузнечики умеют петь, но замолкают, почувствовав опасность. У него 5 глаз. Кузнечики – хорошие музыканты и прыгуны.

Некрупное летающее насекомое, являющееся паразитом. Взрослый комар живёт примерно 5 дней, но может прожить и до 30 дней. Самки живут дольше самцов. Личинки чаще всего развиваются в стоячих водах, обычно лужах и прудах. Комары-пискуны— довольно назойливые насекомые, но безвредные кровососы. Кровь пьют только самки, потому что без этого в них не разовьются яйца. Место, куда укусил комар, не только очень чешется, - через него в наш организм могут проникнуть болезнетворные микробы.

В группах выделяют три типа: самочка и самцы и рабочие. Когда приходит время самки откусывают себе крылья, а самцы погибают.

Комнатная муха - самое распространенное на земле насекомое. Особенно любят они сладкое. Мухи переносят различные болезни, поэтому с ними нужно бороться. Эти насекомые очень плодовиты: из 1 мухи может разродиться несколько миллионов лет. Ее глаза состоят из множества крошечных глазок, которые смотрят во все стороны. Муха всасывает жидкость хоботком. Тело ее усеяно бесчисленными волосками. Семейство мух насчитывает около 3 тыс. видов.

Осы не способны выделять воск, поэтому строят свои гнёзда из вещества, похожего на тонкий картон. Для этого они соскабливают старую древесину на сухих стволах, пнях и даже заборах. Затем, особым образом обработав и перемешав её со слюной, строят шарообразное гнездо, которое помещают на ветвях деревьев, под нависающими скалами и крышами домов. Осиная семья живёт всего 1 год.

На земле насчитывают свыше 20 тысяч различных видов пчел, которые обитают на всех континентах и во всех климатических зонах, кроме Антарктиды и ледяных пустынь.

Из этих 20 тысяч видов только один был одомашнен человеком – пчела медоносная, но польза от этого оказалась огромной.

Пчелы – это перепончатокрылые насекомые, со сравнительно небольшими прозрачными крыльями, как правило длинным полосатым брюшком. Главной особенностью строения пчел оказывается наличие хоботка, которым пчелы всасывают нектар растений. Пчелы являются самыми важными опылителями цветковых растений и без них многие растения просто вымерли бы, не получая опыления.

Для человека самой важной пчелой оказывается медоносная. Люди давно научились жить в сотрудничестве с этим трудолюбивым насекомым. Человек строит для пчел ульи, следит за их безопасностью, защищает от вредителей и любителей меда, а сам за это получает вкусный и целебный продукт – мед.

Пчелы живут большими сообществами – роями, жизнь в которых строго регламентирована. Главной пчелой в рое является Матка, которая откладывае живают за ней, и рабочие пчелы, которые собственно и собирают мед.т яйца и выводит новые поколение пчел. Кроме матки в рое обязательно присутствуют трутни, которые уха

Живут пчёлы большими семьями, которые воспроизводят потомство и занимаются сбором пыльцы и из которой вырабатывают мёд. Ей же они и питаются.

В пчелиной семье есть пчелиная матка, она занимается откладыванием яиц и живёт в течении нескольких лет, есть пчёлы-трутни, которые оплодотворяют пчелиную матку, а также не обходится и без рабочих пчёл, которые и занимаются сбором пыльцы, нектара, они же строят соты.

Пчёлы приносят огромную пользу человеку, это:

мёд, пчелиный воск, прополис, который широко применяют в медицине, маточное молочко, пчелиный яд, цветочная пыльца.

Не стоит и забывать про то, что укусы пчёл у многих вызывают аллергическую реакцию. Не следует приближаться к ульям без специальных навыков.

Это отряд насекомых широко распространенных на всех материках, исключая Антарктиду. В мире насчитывается порядка четырех тысяч (4000) видов стрекоз. Стрекозы – хищные насекомые, которые способны ловить свою добычу прямо налету. Поедая мух и комаров, стрекозы приносят пользу человеку. Стрекозу практически невозможно перепутать с другими насекомыми. Ее тело тонкое и сильно вытянутое. Длину стрекозы вырастают до 12-13 сантиметров.

Стрекозу можно встретить где угодно:

- они обитают в степных полях,

- во влажных лугах,

- летают средь лесных деревьев, но излюбленным местом остаются берега водоемов, густо поросшие растительностью. Дело в том, что стрекозы откладывают свои яйца в воду, поэтому в период размножения, вокруг водоемов можно наблюдать целые рои хищников. Прожорливости стрекоз могут позавидовать любые виды животных и насекомых. С виду стройные и изящные хищники в сутки поедает столько пищи, что ее вес превышает вес самой стрекозы. Питается взрослое насекомое практически весь день без перерыва и за один час может съесть не меньше четырех десятков крупных мух. Охотятся стрекозы полностью полагаясь на свое зрение.

Шмель – лучший опылитель растений, один из самых холодостойких насекомых. Шмели очень важны для садоводов и полеводов. Они умеют быстро разогревать свое тело. Поэтому они вылетают рано утром и собирают первый нектар растений, даже во время похолоданий. Они опыляют те растения, которые не могут опылять пчёлы. Гнёзда, эти насекомые, устраивают на земле, в гнёздах птиц, норах. Кусают они очень редко, и их укусы не опасны. Питаются нектаром растений. А осенью шмелиная семья умирает. Остаётся только самка, чтобы весной создать новую шмелиную семью.

К сожаленью их становится всё меньше, их надо беречь.

Шмель входит в красную книгу.

1.4. Интересные факты из жизни насекомых

1. Самое сильное насекомое - муравей. Он способен поднимать вес, превосходящий его собственный во многие десятки раз.

2. Богомол – единственное насекомое, которое может поворачивать голову.

3.Живое существо с самым большим мозгом по отношению к телу – муравей.

4.Муравьи никогда не спят.

5. Блохи умеют прыгать на расстояние, равное 120-130 длинам их собственного тела.

6. Комаров привлекает запах людей, которые недавно ели бананы.

7. Клещи могут обходиться без пищи до 10 лет.

8.Самое быстрое насекомое на планете – стрекоза, она может развивать скорость 60 км в час.

9. Каждый день все пчёлы Земли производят около 3-х тысяч тонн мёда.

1.5. ПАУКИ – НЕ НАСЕКОМЫЕ. СЕМЕЙСТВО ПАУКООБРАЗНЫХ

Пауков можно встретить почти везде. Некоторые из них живут в тропических лесах. В сухих и жарких пустынях тоже живут пауки. Они живут в воде и в лесах, на деревьях, в садах. И в домах! Пауки – очень древние животные. Они относятся не к насекомым, а к паукообразным.

У пауков восемь ног, а у насекомых – шесть. У насекомых бывают крылья. У паукообразных – нет. Волоски на теле паука нужны для осязания. У насекомых для осязания есть на голове усики-антенны. Есть и большие пауки, которые едят птиц, мышей и лягушек. Самые большие пауки принадлежат семейству волосатых пауков – тарантулов. Почти все пауки ядовиты, но только некоторые опасны.

Пауки больно кусаются – лучше их не трогать!

Самки пауков обычно крупнее самцов и более ядовиты.

Многие пауки плетут сети из паутины. У разных видов пауков форма сетей разная. Потом приходит паук, впрыскивает яд и поедает жертву. Иногда пауки заворачивают пойманных насекомых в паутину, чтобы съесть позже. Пауки, которые не плетут сети, называются пауки-охотники. Тарантулы - пауки-охотники

Трудно полюбить пауков. Но пауки полезны людям – они уничтожают насекомых-вредителей и разносчиков болезней.

II. Заключение

В результате работы над проектом мы пришли к выводу, что насекомые играют большую роль в природе и жизни человека, а их охрана – нужное и полезное дело. Они опыляют растения, дают пищевые продукты и сырьё: мёд, воск, шёлк. А самые известные насекомые - муравьи – это лучшие санитары леса. Но у насекомых много врагов: это звери, птицы и сам человек: муравейники погибают при рубке деревьев, во время лесных пожаров. Около 200 видов насекомых – на грани исчезновения. Половина из них – бабочки. В этом списке есть кузнечики, осы, пчёлы и другие шестиногие. Эти насекомые занесены в Красную книгу.

Мы будем беречь и любить окружающий мир.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.Автор проекта: Павлова Н.А.

3.Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, поисково-познавательный, коммуникативный, художественно-эстетический, трудовой, оздоровительный, экологический.

4.Цель, направление деятельности проекта: развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта.

5.Задачи: формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, паук), их строении, способах передвижения;

- воспитывать бережное отношение к живому;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать коммуникативные навыки;

- формировать навыки исследовательской деятельности.

7.Сроки проведения: июнь 2017г.

8.Количество участников проекта: 12 человек (из них 12 детей, 1 воспитатель,12 родителей )

9.Возраст детей 4-5 лет.

10.Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и НОД. )

11.Ожидаемые результаты (продукт проекта):

- дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, паук);

- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;

- знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;

- находить сходства и различия;

Актуальность проекта: Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая , форму жизни, начинает видеть в насекомом живое существо.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Чувства и ум ребёнка развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях, в альтруистической деятельности. Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.

Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому дошкольное учреждение занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.

Главная задача экологического образования дошкольников — формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

Цель проекта.

Задачи проекта.

Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; формировать навыки исследовательской деятельности.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный.

Определили цели и задачи проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

Проводят запланированные мероприятия для реализации проекта(беседы, творческая деятельность, опыты, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы, просмотр презентаций.).

3. Заключительный

Проводятся итоги работы, подготавливается презентация, итоговая беседа с детьми.

Работа с родителями.

Беседа с родителями.

Консультация для родителей.

Помощь родителей в подборе информации и пополнение развивающей среды в группе по теме.

-Что знают о насекомых?

-Что хотят узнать?

Что хотели узнать?

Название насекомых? (бабочка, гусеница, паук, божья коровка муравей).

особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;

- знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;

- находить сходства и различия;

5.Загадывание загадок по данной теме.

8. Наблюдения за бабочкой, божьей коровкой.

9.Рассматривание картинок и фотографий с изображением насекомые;

3.Выход проекта:

Результат после реализации проекта:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.

2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.

3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.

4.Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

7. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных насекомых.
8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

9. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Ребёнок будет уметь:

иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).

находить сходства и различия;

воспитывать в себе любознательность, коммуникабельность, усидчивость, инициативность, уверенность.

Образовательные ситуации на игровой основе с детьми в средней группы.

-закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках;

-развивать зрительное восприятие, эмоциональную отзывчивость;

-учить отгадывать загадки о насекомых;

-воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Приветствие:

Ребята, я очень рада всех вас видеть. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я — твой друг и ты — мой друг!

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

Мальчишки и девчонки, давайте мы сегодня отправимся на солнечную полянку, на праздник насекомых!

Дети идут к зелёной скатертью – импровизированная полянка.

Их встречает хозяйка луга.

Хозяйка луга. Доброе утро, дорогие дети. Как я рада, что вы меня сегодня навестили. Вы, наверно, хотели поиграть на нашей весенней полянке с моими друзьями? К сожалению, веселье придётся отложить. Посмотрите, моя полянка опустела.

Всех обитателей этой полянки, заколдовала злая волшебница и они теперь в опасности. Чтобы их спасти, надо отгадать загадки. Ну, что ребята поможем и загадки отгадаем.

1.На ромашку у ворот

Опустился самолёт.

Золотистые глаза,

Кто же это? (Стрекоза.)

2.А вот малюсенький малыш,

На плечах – соломинка.

Его в очках не разглядишь,

А он сильнее слоника.

3.Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит — будет плохо.

4.Кто на них руками машет-

Нос и лоб зелёнкой мажет.

А кто к ним не пристаёт-

С мёдом ест и с мёдом пьёт.

5.Расту червяком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю,

Себя обмотаю.

Не ем, не гляжу,

Неподвижно лежу.

Весной оживаю,

Свой дом покидаю,

На лугу порхаю.

6.Я - пятнистая букашка,

Если в руки попаду,

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду.

7. Целый день в траве скакал,

Скрипку где-то потерял.

И теперь грустит у речки

Наш зелёненький …

8.Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я – ж- ж – не ж - железный, я ж - же – ж – …

Хозяйка луга. Какие вы молодцы! Сколько маленьких жителей этой полянки вы расколдовали.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Хозяйка луга. Ребята, злая волшебница не сдаётся, она решила нас запутать. Собрала всех вместе и насекомых, и птиц, и зверей. Предлагает вам выбрать насекомых из всех этих картинок и только тогда она их отпустит.

Ребята, ведь мы с вами не сдадимся?

Чтобы не ошибиться мы вспомним общие признаки насекомых.

У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, шесть лапок.

Посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего они им? (ответы детей)

-Да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них есть и лапки.

(один из детей берет макет насекомого и рассказывает, показывая части тела насекомого)

- Молодцы! Дети выбирают из предложенных картинок только насекомых.)

Хозяйка луга. Какие вы молодцы! А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)

Хозяйка луга. Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения).

Воспитатель выкладывает на стол угаданных игрушечных насекомых.

Хозяйка луга. Маленькие жители благодарны вам за спасение и хотят с вами поиграть в прятки. Они любят прятаться. Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать, кого же я спрятала и на какой листик?

(Кузнечик на зелёный лист бумаги, жук – коричневый лист и т.д.)

Хозяйка луга. Ведь каждое насекомое имеет свою необычную окраску. Почему кузнечик зелёного цвета? (ответ)

Хозяйка луга. А у жуков спинки коричневые или чёрные? (ответ)

Хозяйка луга. А от кого они прячутся? (ответ)

Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (ответ)

Хозяйка луга. Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться и наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат. Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этой маленькой полянки здесь обитают? (перечисляют)

Хозяйка луга. А как можно их назвать одним словом? (насекомые). А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

Воспитатель. Мы много нового увидели и узнали про насекомых. Нам пора прощаться с жителями этой маленькой солнечной полянки. Мы от всей души благодарим гостеприимную хозяйку луга.

Рекфлексия: Ребята вам понравилось? А что ? Где вы были? Что нового узнали?

Читайте также: