Фразеологизмы 3 класс технологическая карта школа россии

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Власенко Наталья Викторовна

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Луга

Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка; обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами.

1) образовательная: познакомить учащихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, учить находить их в речи и правильно употреблять; формировать орфографический навык.

2) развивающая: развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их кругозор.

3) воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный

Средства: учебник, словари, карточки, кластер, тетради, ИКТ

Ресурсы:

Электронное приложение к учебнику Канакиной.

Наглядный и раздаточный материал.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, скажем, руками,

Здравствуйте, скажем, глазами,

Станет радостней кругом!

Прекрасного всем настроения и много новых знаний!

2. Словарная работа. Минутка чистописания.

- Ребята, какое же словарное слово встретилось в нашем приветствии? (здравствуйте)

-Какая орфограмма встречается в этом слове? (непроизносимый согласный звук в)

  • Значит, мы должны запомнить правописание этого слова, тем более каждый день мы его произносим. Давайте красиво и правильно запишем это слово в тетрадях и подчеркнём непроизносимый согласный в. Открываем тетради и записываем число.
  • Пожимая друг другу руку, мы не только приветствуем человека, но и желаем ему здоровья. Запишем слова:

Зд . ровье Будь зд . ров! На доске

  • Что общего у этих слов? Как мы их назовём? (корень, однокоренные)

3. Актуализаця знаний (составление кластера на доске)

а) - Ребята, вспомните, из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений. А предложения - из слов.)

- Сколько значений может быть у слова? Как мы называем? (однозначные и многозначные)

  • Слова, близкие по значению называются. (синонимы)
  • Противоположные? (антонимы)
  • Одинаково звучат, разное значение? (омонимы)

- Где мы можем узнать, уточнить значение слова? (словари синонимов, антонимов, омонимов)

«Четырехлетняя девочка Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

-Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться:

-Почему Светлана не увидела лета?

-Что имела ввиду мама Светы?

-Почему девочка не поняла маму? А вы, слышали когда-нибудь такое выражение?

-Как вы думаете, что оно обозначает?

-А можно ли заменить его, одним словом? Каким? (скоро)

4. Постановка учебной задачи.

-В основе этого случая, который описал Корней Чуковский, лежит интересное явление языка, которое называется фразеологизм. (карточка на доске)

-Слышали ли вы когда это слово? Знаете, что оно обозначает? Хотите узнать?

Значит, какая тема нашего урока?

Какие цели мы перед собой поставим?

1. Узнать, что такое фразеологизм.

2. Объяснять значение фразеологизмов.

3. Составлять предложения с фразеологизмами.

4. Учиться работать в сотрудничестве, помогать друг другу при работе в парах.

5. Постановка проекта выхода из проблемной ситуации

Ребята, фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно. Давайте посмотрим это на примерах.

а) Работа с учебником.

  • стр.49 упр.83 Прочитайте стихотворение Б.Заходера.
  • Кто такой тапир? В каком смысле он повесил нос? Как заменить одним словом? (расстроился, загрустил)

Значит, такие обороты речи не надо понимать буквально, смысл не выводится из отдельных значений слов, это устойчивое сочетание, в котором нельзя заменить слово или пропустить - называются фразеологизмами.

б) Правило – фразеологизм - устойчивое сочетание слов

Вывод и составление кластера: слова, составляющие фразеологизм теряют свое самостоятельное отдельное значение. Смысл имеет только все выражение в целом. Это сочетания слов, которые нельзя разрывать,

-А где мы можем узнать значения фразеологизмов? (спросить у взрослых, одноклассников, посмотреть в словаре)

б) Знакомство с фразеологическими словарями.

-Значения фразеологизмов можно найти во фразеологических словарях. (учебник стр. 155)

Например, вот таких.

Чтоб все выполнить заданья,

Чуть-чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем-

Надо косточки встряхнуть.

6.Первичное закрепление во внешней речи.

а) Упр. 84. Нахождение значений фразеологизмов в словарях.

  • Отдохнули. А теперь поработаем в группах. Вам нужно в словарях найти значения этих фразеологизмов и записать, напротив. Работаем дружно, не ссорясь и прислушиваясь, друг к другу.

Один из членов каждой группы познакомит нас с полученным результатом.

-Молодцы. Каждая группа справилась с поставленной задачей.

б) Коллективная работа.

-Ответьте мне на вопрос, зачем мы используем в своей речи фразеологизмы, если можно сказать одним словом?

-Да, русский язык очень богат фразеологизмами, они прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы их будем знать, и научитесь их использовать в своей речи, тем выразительней и ярче станет ваша речь.

Давайте прочитаем стихотворения Е. Лаврентьевой и понаблюдаем, как с помощью фразеологизмов она могла приукрасить свои произведения.

Нос повесил Муравей-

Потерял своих детей:

Вдруг какой-то Муравьед

Проглотил их на обед?

К пауку попали в сети…

И дрожат от страха дети!

Где сейчас вы, муравьишки?

А тем временем детишки

На пеньке у лесопилки

Сочиняют вслух страшилки.

-Какой же фразеологизм вы здесь заметили?

Как вы понимаете значение этого фразеологизма?

-Почему плохой улов?

Размышляя над вопросом,

Он клевал всё время носом

Бежали голову сломя

Из леса Стёпа с Федей.

Увидели средь бела дня

В малиннике медведя.

По грибы Егор пошёл

Собирал он здорово:

Два гнилых сморчка нашёл,

А наврал с три короба.

-А теперь составьте предложения с данными фразеологизмами.

7. Самостоятельная работа

а) Работа по карточкам.

На столах у вас лежат карточки-тесты. Нужно правильно выбрать значения фразеологизмов и отметить крестиком. Начинаем.

Закончили. А теперь проверяем по экрану. У кого всё правильно встаньте. Молодцы, многие справились с заданием.

7. Рефлексия.

Вот и подошёл наш урок к концу.

- Вспомните, какой была тема нашего урока?

Самооценка.

– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде…. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:

1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук. Показ слайда
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока.

1. Класс: 3 класс

2. Автор: Сокурова Светлана Владимировна

3. УМК: Школа России

4. Тема: Фразеологизмы

5. Форма проведения: изучение нового материала.

6. Цель : Учащиеся познакомятся с фразеологизмами, научатся находить фразеологизмы в тексте

7. Задачи:

– воспитательные (личностные результаты: 1) мотивация учебной деятельности; 2) развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; 3) формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу. );

– развивающие (метапредметные результаты: 1) Регулятивные: - формировать и удерживать учебную задачу; - использовать речь для регуляции своего действия; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации. 2) Познавательные: - применять правила и пользоваться инструкциями; - ставить, формулировать и решать проблемы; - передавать информацию устным и письменным способом; - развивать следующие мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ. 3) Коммуникативные: - обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; - адекватно оценивать собственное поведение. );

– образовательные (предметные результаты - а) осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; б) научиться писать без ошибок; в ) продолжать применять орфографические правила ).

8. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, презентация, карточки с уровнями сложности.

9. Литература и источники:

· Шклярова, Т.В. Русский язык. 3 класс. Сборник упражнений /Т.В. Шклярова. – Москва: Грамотей, 2012. – 225 с.

Технологическая карта урока по теме

2. Учить находить в тексте фразеологизмы и объяснять их значение.

3. Обогащать словарный запас учащихся.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- находить фразеологизмы, объяснять их значение ;

2. Метапредметные:

- понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;

- работать со словарем фразеологизмов;

- извлекать информацию из текста о происхождении фразеологизмов.

3. Личностные:

- проявлять интерес к русскому языку;

- осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Ресурсы урока: Учебник, рабочая тетрадь, рабочая программа, работа с электронными ресурсами

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

- Предлагает прослушать текст, объяснить его смысл:

Зарубите себе на носу- сегодня на уроке я не позволю вам бить баклуши и гонять лодыря. Мы будем работать до седьмого пота, что бы не ударить в грязь лицом. Не вешайте нос, поверьте, урок пролетит в один миг. Надеюсь, мы сможем убить двух зайцев.

- Слушают текст. Объясняют смысл, исходя из личного опыта. Высказывают предположения, как можно раскрыть смысл текста. Выражают желание узнать о таких высказываниях.

Актуализация необходимых знаний

- Предлагает назвать тему и задачу урока с опорой на проблемный вопрос (с.49 учебника)

- Определяют тему и учебную задачу урока.

Организация познавательной деятельности

1. Предлагает получить информацию о фразеологизмах из упр. 83 учебника

2. Предлагает посмотреть и получить информацию с электронного ресурса

3. Предлагает выполнить интерактивное задание с учетом полученной информации с электронного ресурса

4. Организует работу со словарем фразеологизмов по упр.84

5. Организует работу в парах по упр.85

6. Организует обсуждение упр.86 учебника

7. Организует самостоятельную индивидуальную работу с упр. 66, 69, 70 в рабочей тетради (Подготовленным учащимся предлагает привести примеры предложений с данными фразеологизмами)

8. Организует самостоятельную работу с упр. 87 учебника.

9. Предлагает рассмотреть для домашнего задания упр.68 в рабочей тетради.

1. Читают стихотворение. Называют выражения, использованные в переносном значении. Рассуждают. Находят в тексте информацию о фразеологизмах. Находят страницу с фразеологическим словарем.

3. Выполняют задание, применяя полученные знания

4. Выясняют толкование фразеологизмов. Составляют с каждым из них предложение.

5. Читают задание. Комментируют порядок выполнения. По итогам обсуждают результаты.

6. Читают предложения. Объясняют значение фразеологизмов.

7. Читают задание. Комментируют порядок выполнения. Работают со словарем. После проверки дают самооценку.

8. Читают задание. Планируют действия. Находят фразеологизмы, объясняют их значение. Обосновывают свою точку зрения.

9. Читают задание. Комментируют порядок выполнения.

Диагностика достижений планируемых результатов: Выполнить упр.65 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: Прочитать информацию о фразеологизмах на стр.51 учебника, найти историю появления любых других фразеологизмов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативной компетенции. Совершенствование навыков владения видами речевой деятельности: аудирование, письмо и говорение.. Задачи занятия обучающие, рказвивающие, воспитательные.

Выполнила: Вахрушева Марьяна Сергеевна

Дата проведения: 29.09.2018

Технологическая карта урока Русский язык

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение к деятельности)

Звенит звонок.
Урок начать пора.
Желаем мы друг другу
Ни пуха ни пера!

- Откройте тетради и запишите число и классная работа. Сегодня 29 сентября (учитель пишет на доске).

- Начать наш урок я предлагаю со слов Л.Н.Толстого:

“Как богат русский язык!
Как много в нем метких слов!

В этом мы постараемся убедиться в течение урока.

Садятся за парты.

- Пишут в тетради число и клас-сная работа.

Регулятивные:

использовать речь для регу-ляции своего действия.

2. Выявление места и причины затруднения

- (Слайд 2) Ребята, посмотрите на экран и прочитайте слова:

Фразеологизмы

- Какое слово лишнее?

- А что такое синонимы?

- Что такое антонимы?

- Потому что мы его не знаем.

- Синонимы – это слова, кото-рые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинако-вы и очень близки (метель, вью-га, пурга…).

- Антонимы – это слова, проти-воположные по смыслу (холод-но – жарко, добрый – злой).

Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу;

использовать речь для регу-ляции своего действия.

Познавательные:

применять правила и пользоваться инструкция-ми;

передавать информацию устным и письменным спо-собом;

развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ.

3. Построение проекта выхода из затруднения

- Скажите, как вы думаете, какая тема урока?

- Верно (Слайд 3).

- Какую цель урока мы поставим?

- Мы должны изучить, что такое фразеологизмы и нау-читься находить их в тексте.

Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу;

использовать речь для регу-ляции своего действия;

Познавательные:

передавать информацию устным и письменным спо-собом.

4. Реализация построенного проекта.

- Откройте учебники на странице 49-ой. Найдите оран-жевую рамочку и прочитайте про себя, что же такое фразеологизмы.

- Что такое фразеологизмы? (Спрашивает одного ученика).

- А вот давайте откроем фразеологический словарь на стр. 157-ой и найдём толкование этих выражений и посмотрим, правильно ли вы сказали (Слайд 4), слова на экране:

Брать на буксир, и

Висеть на телефоне.

- Найдите их и прочитайте про себя. Кто прочитает, сядьте правильно, чтобы я видела, что вы готовы ответить.

- (Слайд 5). Выпишите эти фразеологизмы и их значения в тетрадь.

- Молодцы. Вернёмся на страницу 49-ую и посмотрим упражнение 83-ье. Прочитайте.

- Кто из вас знает, кого называют словом Тапир?

- (Слайд 6) – Тапир это млекопитающее с вытянутыми в хобот губами и носом. Этим он чем-то напоминает слона. Длина его тела может достигать 2х метров.

- Оно употреблено в прямом или в переносном значении?

Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко, поднимаемся легко. (Приседания)

Раз, два, три! Чеканим шаг. (Ходьба на месте)

Подаёт учитель знак. Это значит, что пора

Нам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты)

Открывают учебники и читают определение.

Читает один ученик:

Открывают словарь в конце учебника и ищут толкование фразеологизмов.

Читают про себя.

- …Это означает – помогать отстающему.

- …Это означает – Часто и долго говорить по телефону.

Пишут в тетради.

Читает один ученик:

Тапир навек повесил нос,

Грустит он об одном:

Он собирался стать слоном.

Да так и не дорос…

- Потому что это фразеологизм.

Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу;

использовать речь для регу-ляции своего действия;

выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации.

Познавательные:

применять правила и пользоваться инструкция-ми;

ставить, формулировать и решать проблемы;

передавать информацию устным и письменным спо-собом;

развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ.

Коммуникативные:

обращаться за помощью, формулировать свои затруд-нения;

адекватно оценивать собст-венное поведение.

5. Первичное закрепление

- Переверните страницу и найдите упр. 86-ое. Нужно прочитать и объяснить значение выделенных устойчивых сочетаний слов. А как по-другому называют эти сочетания?

- Прочитайте предложение под номером 1.

- И последнее предложение.

- Выпишите любые два предложения в тетрадь.

Читает вслух ученик.

Читает вслух ученик.

- Сильно испугался, испугался до смерти.

Читает вслух ученик.

Читает вслух ученик.

- Идти, куда видишь, идти впе-ред.

Пишут 2 предложения на выбор в тетрадь.

Регулятивные:

использовать речь для регу-ляции своего действия;

выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации.

Познавательные:

применять правила и пользоваться инструкция-ми;

ставить, формулировать и решать проблемы;

развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ.

Коммуникативные:

адекватно оценивать собст-венное поведение.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Найдите упр. 85-ое. Прочитайте фразеологизмы про себя.

Гладить по голове унывать


Падать духом быстро


Надуть губы хвалить


Во все лопатки мало


Ломать голову думать


Рукой подать обидеться

Капля в море близко

- Верно. Выберите из правого столбика слова, которые объясняют эти фразеологизмы и выпишите их парами, как на образце. Нашли образец?

Проверка по эталону:

- Посмотрите на доску (Слайд 7) – у вас получилось так же как у меня?

- Посмотрите на рисунок рядом со столбиками. Что там изображено?

- Что делает мальчик?

- Какому фразеологизму соответствует рисунок?

- Верно, она подходит к нескольким выражениям. Кажется, что мальчик думает, но может он обиделся на кого-то, или, возможно, он расстроился.

- А теперь самостоятельно в тетради составьте любое предложение с одним из этих фразеологизмов.

- Прочитайте мне предложения, которые составили вы.

Самостоятельная работа на оценку: (Слайд 9).

- Сейчас мы выполним небольшую самостоятельную работу. На столах у вас карточки с заданием. Подпишите свою фамилию вверху карточки. Вам нужно среди этих фраз найти фразеологизмы и подчеркнуть их одной линией. Всем понятно? Приступайте.

Читайте также: