Французские дети не плюются едой краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Семья и воспитание

Прежде всего, французские дети спали всю ночь, чуть ли не с самого рождения, и их родители не видели в этом ничего сверхъестественного. Кроме того, к четырем месяцам маленькие жители Парижа соблюдали взрослый режим питания, принимая пищу четыре раза в день в одно и то же время.

Памелу Друкерман искренне удивляло, что парижане брали младенцев в отпуск, посещали с ними рестораны и прочие общественные места, не опасаясь того, что те будут плеваться едой, ныть и биться в истерике. Когда маленькие французы приходили в гости, родители не бегали вокруг них, а спокойно пили кофе и вели взрослые разговоры. В отличие от американских родителей, французы стремились как можно раньше отдать детей в ясли и детский сад, а с четырех лет отправляли в летний лагерь.

Однако больше всего измученную материнством американку поражала ухоженность французских матерей, их внешнее спокойствие и способность совмещать заботу о детях, работу и домашние дела.

Постепенно автору удалось разузнать французские педагогические тайны и даже опробовать некоторые идеи на дочери и сыновьях. Полагаем, что вы найдете раскрытые Памелой тайны применимыми и в своей семье.

1. Режим дня французских младенцев

1.1. Здоровые дети должны спать ночью

Когда автор пыталась расспрашивать французских родителей и педиатров о том, как они учат детей спать ночью, те лишь пожимали плечами и в один голос говорили, что младенцы учатся этому сами. Парижане утверждали, что младенцы – разумные существа, которые все понимают, им лишь нужно привыкнуть к своей автономности в первые месяцы жизни, а родители ни в коем случае не должны им в этом мешать. Тем не менее, Памела Друкерман не сдавалась и шаг за шагом приближалась к раскрытию тайны спокойного младенческого сна.

Прежде всего, мамы и папы должны внимательно наблюдать за новорожденным и не бросаться к нему, едва он поменяет позу или издаст какой-нибудь звук. Грудным детям свойственно часто вздрагивать, ворочаться, кряхтеть и вскрикивать во сне. Малыши иногда просыпаются между фазами сна, которые длятся около двух часов, и прежде чем они научатся связывать эти фазы, они могут ворочаться и плакать. Французские педиатры и психологи полагают, что беспокойные матери оказывают детям медвежью услугу, хватая их на руки и давая грудь. В случае если ребенок до четырех месяцев не сможет обучиться ночному сну, он и дальше будет плохо спать.

Конец ознакомительного фрагмента.

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Американская журналистка пытается разобраться в феномене французского воспитания.

В книге есть главы, в которых автор делится наблюдениями за стилем жизни французских родителей, но мы выбрали только те правила, что относятся к воспитанию детей.

Дисклеймер: эта книга — не руководство для родителей, а лишь взгляд на французские принципы воспитания, которые интересно сравнить с нашими. Правила из книги не проверяли педиатры или ВОЗ.

Не подходить сразу, когда ребенок плачет ночью

Все знают, что маленькие дети плохо спят по ночам, а родители в первый год только и мечтают выспаться. Так случилось и у автора книги. Они с мужем пробовали разное:

контролировали, чтобы днем ребенок находился при дневном свете, а ночью — в темноте;

  • купали в одно и то же время;
  • увеличивали промежутки между кормлением;
  • пытались повысить жирность молока;
  • имитировали звуки утробы.

Автор начала расспрашивать знакомых французов, читать книги и сходила к консультанту по сну, от которого узнала о методе паузы. Консультант по сну посоветовал не бросаться к ребенку по ночам каждую минуты, а выдержать паузу в 5 – 15 минут, чтобы дать ему шанс успокоиться. Он поделился наблюдением: у родителей, которые спокойно относятся к ночному плачу, дети чаще спят нормально, чем у тех, кто берет детей на руки при каждом писке.

Пауза, о который говорит автор, похожа на метод медленного отдаления. Это метод приучения детей к самостоятельному засыпанию, его автор Ким Вест — специалист по поведенческим проблемам детского сна.

Не гнаться за развитием, давать свободу внутри рамок и объяснять, что происходит

Отдавать ребенка в ясли

Автор рассказывает, что американское правительство провело исследование, чтобы развеять сомнения родителей по поводу яслей. И выяснило, что дети лучше развиваются, если находятся под присмотром внимательного взрослого, но нет разницы, чьим именно: родителя, няня, дедушки или воспитателя.

Не проводить всё время с детьми

Француженки считают, что матери не нужно проводить всё время с детьми — это приводит к нездоровым отношениям: потребности мамы сливаются с потребностями ребенка.

Некоторые мамы испытывают чувство вины, если выходят на работу, не водят ребенка на пять кружков в неделю, кормят его неорганическими овощами или усаживают одного перед телевизором. А во Франции знают, чувство вины — это ловушка, но никак не признак хорошей мамы.

Француженки помнят: идеальных матерей не существует, — и стараются выдерживать равновесие между семьей и работой. Равновесие по-французски — это когда ни одна часть жизни не перекрывает другую. Ни у карьеристок, ни у домохозяек такого равновесия нет.

Знакомить детей с разной едой

Автор замечает, что во Франции дети едят всё, а ресторанах нет детского меню с наггетсами и картошкой-фри. Французы тоже едят фастфуд, но дети не отказываются от овощей, фруктов и рыбы.

Французы начинают прикорм с овощей, например, пюре из вареной зеленой фасоли, цукини или моркови. Они красочно описывают ребенку новые овощи и учат различать вкус, аромат, текстуру. В Америке детям тоже дают овощи, но обычно пытаются замаскировать их в рыбных палочках, фрикадельках или макаронах.

Если ребенку не нравится вкус какого-то продукта, это не повод исключать его из меню. Родители просто дают попробовать еще раз на следующей неделе. Задача родителей — научить детей ценить многообразие вкусов овощей, зелени, фруктов. Для этого ребенка просят попробовать маленький кусочек, а иногда — просто понюхать.

Чтобы ребенок открыл многообразие вкусов, родители готовят продукты разными способами: варят, запекают, готовят на гриле и добавляют соусу или травы. А еще устраивают вкусовые игры, например, берут несколько сортов яблок и предлагают ребенку определить самый кислый или сладкий сорт.

Французы не делают вид, будто конфет не существует. Но для сладкого есть определенное время: можно на полдник съесть дольку шоколада, торт в субботу или десерт в детском саду, а вот на ужин — нет. Так сладкое становится частью системы, а не запретным плодом.

Соблюдать иерархию в семье

Французы считают, что ребенок-король создает дисбаланс в семье. Родители не должны строить свою жизнь вокруг желаний ребенка: если в парке папе приходится гоняться за ребенком вместо того, чтобы общаться с другими родителями, а маме вместо общения с гостями развлекать малыша — это не нормально.

Главными в семьи должны быть родители. Они — лидеры, которые показывают детям дорогу, и если они уверены в себе, тогда и дети будут чувствовать себя спокойно и уверенно.

При этом французы не связывают родительский авторитет с наказаниями. Они говорят об обучении: детей постепенно учат, что можно, а что нельзя, — так родитель становится учителем, а не полицейским.

Позволить детям жить своей жизнью

Французы хотят, чтобы дети росли независимыми, умели справляться с проблемами и полагаться на себя. Например, детей отправляют в летние лагеря без родителей с четырех лет. Но независимость по-французски — это не умение стрелять из лука, готовить макароны и разводить костер, а самооценка, которая не зависит от похвалы.

Родители не хвалят ребенка за каждое действие и слово, но говорят молодец, если ребенок сделал что-то действительно хорошо. Французы считают, что дети обретают уверенность, когда умеют делать что-то сами, а не когда их хвалят за любой поступок.

Есть еще три правила, благодаря которым дети учатся независимости:

  • Родители не вмешиваются в ссоры между детьми. Дети разбираются сами без посредников.
  • Родители не пытаются обезопасить всё пространство вокруг. Во Франции говорят, что единственный способ сделать духовку безопасной — дать ребенку один раз обжечься.
  • Воспитатели не хвалят детей, а выявляют проблемы. Если ребенок всё делает отлично — это норма, а если с чем-то не справляется — об этом нужно рассказать родителям.

Такой стиль воспитания противоречит американской традиции поощрять любое высказывание и действие детей. Но автор приводит результаты исследования:

  • Чрезмерная похвала меняет мотивацию ребенка, он начинает делать что-то не ради удовольствия от действия, а чтобы услышать похвалу.

Но при этом позволить ребенку жить своей жизнью — не значит забыть о заботе и воспитании. Нужно лишь признать, что дети — отдельные люди, а не родительский проект.

Что российские родители думают о книге

Кажется, принципы, которые описывает автор, совсем не похожи на то, как принято воспитывать детей в России. И вряд ли стоит применять книгу как руководство, лучше обсудить вопросы сна, яслей, прикорма и границ с педиатрами, психологами и членами семьи.

Еще в книге есть советы по грудному вскармливанию и искусственным смесям, но мы не стали о них писать, потому что в этих вопросах стоит ориентироваться Книга — мировой бестселлер, но

Французские родители способны вырастить послушных, вежливых и счастливых детей без ущерба для своей личной жизни. Но они не проводят бессонные ночи в попытках уложить своих детей, их дети не требуют бесконечного внимания, их дети не вмешиваются в общение взрослых и не устраивают истерик, когда им чего-то очень сильно захотелось, их дети прекрасно ведут себя в общественных местах и могут без претензий воспринять родительский отказ. Как это возможно, ведь мы привыкли совершенно к другому?!

О Памеле Друкерман

С целью написания рассматриваемой нами книги Памела Друкерман провела собственное исследование, позволившее ей определить основные особенности воспитания детей французскими родителями.

Книга состоит из предисловия, четырнадцати основных глав, одной дополнительной главы, раздела благодарностей и примечаний.

К сожалению, в рамки одного описания не представляется возможным вместить всю полезную информацию из книги, но всё же можно отметить её основные идеи. Их, собственно говоря, мы и предлагаем вашему вниманию.

О режиме дня французских младенцев

Уже к четырёхмесячному возрасту французские малыши ведут взрослый образ жизни: они мирно спят по ночам и принимают пищу точно так же, как взрослые, перенимая их распорядок дня. По мнению французов, младенцы являются вполне разумными существами, которым нужно просто привыкнуть в первый период своей жизни к своей автономности. Родители, в первую очередь, должны самым внимательным образом наблюдать за ребёнком, но не бежать к нему, сломя голову, как только малыш сменить позу или издаст какой-то звук.

По достижении четырёхмесячного возраста французские дети принимают пищу четыре раза в день: в 8, в 12, в 16 и в 20 часов. Причём родители осознанно учат детей выдерживать паузу между приёмами пищи, как и между периодами сна.

Огромнейшее внимание во Франции уделяется качеству пищи. Из детского рациона полностью исключены консервированные продукты, но присутствует много рыбы и овощей. А первый прикорм, предлагающийся маленьким французам, состоит из ярких овощных пюре. Кроме того, французы разрешают детишкам есть сладости.

Важно отметить, что детей с раннего возраста приучают убирать за собой игрушки, а также помогать родителям в готовке и сервировке стола. По выходным принято устраивать грандиозные семейные обеды и печь всевозможные кексы и пироги.

Особого внимания заслуживает то, что французы дают своим детям возможность бывать наедине с собой, т.к. они тоже должны иметь личное пространство. Можно оставить ребёнка в колыбели на некоторое время, чтобы он научился без криков просыпаться и засыпать. Мамы же, в свою очередь, должны иметь время на занятия собой.

С самого рождения французы стремятся воспитать в малыше полноценную сильную личность, а малыш признаёт право родителей на личную жизнь.

О ранней социализации

Французы уверены в том, что в четыре месяца их дети уже готовы к социальной жизни. Папы и мамы берут своих детей в рестораны и в гости, а также довольно рано отдают их в ясли. Несмотря на то, что французские родители не особо увлечены идеями раннего развития, они уверены в том, что в малышах необходимо развивать вежливость и коммуникабельность.

Что касается французских яслей, то детей в них учат только общению. А раз в неделю дети проходят осмотр психолога и педиатра, которые изучают особенности их сна, диеты, поведения и т.п.

Французы придерживаются принципа, согласно которому детям нужно предоставлять независимость и развивать в них способность к преодолению трудностей, полагаясь только на себя. Родители проявляют заботу о своих детях, однако не изолируют их от внешнего мира. Кроме того, они предельно спокойно относятся к тому, что дети могут ссориться и драться.

Ещё одной отличительной чертой французских родителей является то, что они не хвалят своих детей при первой возможности. Они считают, что дети уверены в себе только в том случае, если способны делать что-либо самостоятельно. Если хвалить ребёнка слишком часто, это может привести к зависимости от одобрения.

О жизни французских родителей

Французы уверены в том, что с рождением ребёнка совсем необязательно выстраивать всю свою жизнь вокруг него. Наоборот, ребёнок должен как можно скорее интегрироваться в семейную жизнь, чтобы качеству жизни взрослых не был нанесён ущерб.

Французские дети с малых лет приучены к тому, что у их родителей есть своё личное пространство, а дети, в любое время дня запрыгивающие в родительскую постель, являются нонсенсом. Во многих семьях детям даже запрещено заходить в спальню родителей по выходным.

Мамы-француженки отличаются от любых других матерей – их личность остаётся целостной, они не бегают повсюду за своими детьми и спокойно общаются с другими мамами, гуляя с ребёнком. Хорошая мама, по мнению французов, никогда не станет служанкой своего дитя, и понимает ценность своих собственных интересов.

Заключение

  • Французские дети с раннего возраста приучаются к поведению в обществе, самодостаточности и разнообразному рациону
  • Французские родители не склонны к кардинальным переменам в собственной жизни, а режим новых членов семейства интегрируют в уже заведённый
  • Французские родители не бросаются к своим детям по первому их зову, а наблюдают за ними, выдерживая паузу
  • С самого рождения ребёнка воспринимают как отдельную личность, нуждающуюся в свободном пространстве и времени для себя
  • Ребёнок всегда с уважением относится к приватности родителей
  • Государственная система дошкольного образования во Франции построена таким образом, что мамы могут продолжать работать в то время, пока дети развиваются в прекрасной обстановке под присмотром высококлассных специалистов

К этим выводам можно добавить ещё немало, но о них вы узнаете, прочитав книгу сами.

Мы же хотим добавить только то, что Памела Друкерман смогла создать превосходный роман на тему воспитания по-французски. И из этой действительно уникальной книги иностранные родители, непременно, почерпнут полезные идеи и советы на тему того, как воспитывать своих любимых детей.


Но дети не выглядели запуганными. Наоборот, они были милы, веселы и разговорчивы. Тогда как же это удается и тем и другим?

И вот теперь, приехав во Францию на достаточно продолжительное время, я дала себе обещание разобраться во всем этом во что бы то ни стало.

Уже с первых страниц мне стало понятно следующее: если наши дети проигрывают французским в хороших манерах, то причина, скорее всего, не в них, а в нас, российских родителях. Точнее, в наших родительских реакциях на разные маленькие и большие проблемы. На непослушание, например.

Для Франции, кстати, такой победный для обеих сторон финал абсолютно типичен, так как общая философия воспитания во Франции предусматривает разумное и логичное поведение взрослых при решении подобных проблем. И такой философии придерживается большинство родителей.

Приведу одну цитату из книги:

В итоге могу сказать, что мне очень понравилась как сама книга, так и многие идеи и советы, которые в ней приводятся. Они — действующий инструмент, который может помочь нам воспитать в наших детях не только ум, талант, креативность и находчивость, чем они уже во многом обладают сейчас, но также выработать у них терпение и достойные манеры поведения в обществе.

А советы эти совсем не хитрые: иметь несколько четко оговоренных и очерченных рамок и правил, но внутри них давать детям полную свободу; проявлять больше родительского терпения, ведь дети учатся ему у нас; во время общения с детьми отдавать предпочтение объяснениям и вопросам, а не приказам.

Я, кстати, многое из этого уже начала применять. Работает ли?

Читайте также: