При проектировании школ необходимо предусматривать

Обновлено: 05.07.2024

7.2.1.1 Архитектурно-типологическую структуру здания следует формировать в соответствии с функциональной моделью. Рекомендуются следующие варианты пространственной организации здания:

- блоки учебных помещений, дифференцированных по уровням образования, и блок (блоки) общешкольных помещений, сгруппированные вокруг рекреационного центра;

- учебная группа помещений, дифференцированная на начальный основной и средний уровень образования с технологическими группами помещений, обслуживающими эти возрастные группы.

7.2.1.2 Учебные помещения включают в себя рабочие зоны обучающихся (учебные столы) и учителя. Рекомендуется предусматривать дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, в том числе технического оборудования рабочего места учителя. По заданию на проектирование допускается предусматривать дополнительное пространство для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности. Зоны как сумма пространств должны обеспечивать оптимальные условия обучения.

- не более трех учебных помещений со спальнями и игровыми (а также при наличии в задании на проектирование комнатами отдыха) и санузлами - для 1-х классов;

- не более шести учебных помещений с рекреациями и санузлами, а также комнату труда и универсальное помещение для групп продленного дня - для 2-4 классов;

- учебные классы-кабинеты, лаборатории, соответствующие рекреационные помещения и санузлы (допускается размещать вне учебной секции, но в группе помещений для обучающихся) - для 5-11 классов.

Учебные секции-блоки 1-4 классов должны быть обособленными и непроходными для обучающихся других возрастных групп.

Состав помещений принимается по заданию на проектирование, размеры площадей - в соответствии с таблицей 5.2 СП 118.13330.2012.

7.2.1.4 Учебные помещения не следует располагать смежно, над и под помещениями, являющимися источниками распространения шума и запахов (мастерские, спортивные, актовые и зрительные залы, пищеблок и др.).

7.2.1.5 При организации образовательного процесса с использованием фронтальной формы ведения занятий рекомендуется проектировать учебные помещения прямоугольной формы. При этом парты учащихся следует располагать таким образом, чтобы естественный свет из оконных проемов падал на рабочую поверхность слева направо.

7.2.1.6 Двери в учебные помещения надлежит предусматривать из рекреационных помещений или коридоров. Наиболее удобное расположение входов при фронтальных формах занятий - со стороны передних столов или парт.

7.2.2 Учебные помещения в образовательных организациях, реализующих программы начального общего образования (1-4 классы)

7.2.2.1 Ученики начальных классов, как правило, обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях. Состав учебных помещений на один класс: учебное помещение площадью, соответствующей принятой форме занятий, рекреация зального типа, санузлы.

7.2.2.2 Для обучающихся, посещающих группу продленного дня, дополнительно предусматривается игровая комната площадью не менее 2,5 м2 на одного обучающегося. Для группы продленного дня 1-го класса дополнительно рекомендуется предусматривать два спальных помещения (для девочек и мальчиков) площадью не менее 4,0 м2 на одного ребенка.

Допускается совмещение функций спальни и игровой при оборудовании спальни детскими раздвижными кроватями (или другими нестационарными спальными местами). Площадь спальни-игровой определяется из расчета 2,5 м2 на одно место. Для организации отдельных спален для мальчиков и девочек в общем пространстве спальни-игровой рекомендуется использовать трансформируемые перегородки.

7.2.2.3 В состав выделенного БНК также рекомендуется включать учительскую - методический кабинет для учителей начальной школы из расчета 4,5 м2 на одно рабочее место учителя (разрешается размещать за пределами учебной секции) и одну универсальную студию (комнату труда, моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства и природы), площадью не менее 90 м2.

7.2.2.4 При проектировании БНК в обособленном здании, размещенном на общем участке с основным зданием ОО, допускается предусматривать сокращенный набор общешкольных помещений. По заданию на проектирование возможно исключить административные помещения, сократить число помещений медблока, физкультурно-оздоровительной группы, информационного центра.

7.2.2.5 Если выделенный в отдельное здание БНК соединен с основным зданием отапливаемым переходом, допускается совместное использование общешкольных помещений при условии их достаточной мощности.

7.2.3 Учебные кабинеты основного общего и среднего общего образования (5-9 классы)

7.2.3.1 Обучение школьников по программам основного общего образования осуществляется по классно-кабинетной системе.

7.2.3.2 Набор помещений должен обеспечивать условия для изучения обязательных учебных дисциплин государственного образовательного стандарта (с учетом национальной и региональной специфики), а также дополнительных предметов по выбору обучающихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного-двух (двух-трех) предметов. Требования к учебным кабинетам представлены в разделе V СанПиН 2.4.2.2821-10.

7.2.3.3 Площадь и внутренняя среда кабинетов информатики и иных помещений, оборудованных персональными компьютерами, должна соответствовать СанПиН 2.2.2/2.4.1340 и СанПиН 2.4.2.2821. Необходимо предусматривать выход локальной компьютерной сети здания в сеть Интернет.

7.2.3.4 Оптимальные размеры рабочей зоны обучающихся при фронтальной форме занятий зависят от угла видимости, связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов - парт, а также типа и характеристик используемой доски - меловой, маркерной, интерактивной. Угол видимости для меловой доски должен составлять не менее 35° для обучающихся 8 лет и старше и не менее 45° для обучающихся 6-7 лет. При использовании электронных интерактивных досок угол видимости должен определяться по их техническим характеристикам. При использовании электронных интерактивных досок на окнах должна быть предусмотрена возможность затемнения.

7.2.3.5 При каждом кабинете или группе из двух-трех кабинетов по заданию на проектирование может быть организована лаборантская (наличие лаборантской обязательно при кабинетах химии, физики, биологии, компьютерном классе). Площадь лаборантской рекомендуется принимать не менее 18 м2.

7.2.3.6 Лаборантские следует располагать смежно с соответствующими лабораториями и соединять с ними дверями.

7.2.3.7 В лаборантских при лабораториях химии и физики предусматриваются встроенные вытяжные шкафы. Лаборантская при лаборатории химии должна быть расположена со стороны классной доски, из нее также следует предусматривать второй выход в коридор, на лестницу, в рекреационное или другое смежное помещение.

7.2.4 Специализированные учебные кабинеты основного общего и среднего общего образования

7.2.4.1 Каждый учебный блок предназначен для углубленного изучения отдельного предмета (дисциплины), связанного с профилизацией в гуманитарной, естественнонаучной или технической сферах.

7.2.4.2 В состав учебного блока по заданию на проектирование могут входить следующие помещения: специализированный кабинет, лаборатория, практикумы, а также лаборантские и помещения подсобного назначения (ресурсный центр, комната хранения и т.д.).

7.2.4.3 Площади лабораторий - специализированных учебных кабинетов, практикумов следует принимать не менее 3,5 м2 на одно место (без учета специализированной мебели и оборудования) из расчета проведения на его площади групповых форм работы. Площадь лаборантских - не менее 18 м2 на одно помещение.

7.2.4.4 Состав и площади специализированных учебных кабинетов основной и старшей школы приведены в таблице 7.1.

701. Предусматривается следующий вид юридической ответственности предприятий и организаций за нарушения санитарно-эпидемиологических норм
1. административная (в виде штрафа)
2. уголовная
3. общественная

702.Компенсациями профессиональных вредностей являются:
1. сокращение продолжительности рабочего дня
2. дополнительный выходной
3. дополнительные перерывы

703.К методам, используемым в работе специалиста по гигиене, относят:
1. метод санитарного описания
2. метод хронометражных исследований
3. лабораторно – инструментальные методы
4. все перечисленное верно

704.Группа риска - это:
а) совокупность лиц, подверженных более высокому уровню действия вредного фактора
б) совокупность лиц, обладающих более высокой чувствительностью к вредному фактору
в) совокупность лиц, у которых можно ожидать наиболее сильные и неблагоприятные изменения здоровья
705. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза – это…
1. деятельность ФС РПН и ее территориальных органов, ЦГиЭ, а также других аккредитованных организаций по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, определению степени этого воздействия и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки
2.деятельность ФС РПН и ее территориальных органов, ЦГиЭ, а также других аккредитованных организаций по установлению соответствия проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам
3.деятельность ЦГиЭ по подготовке документа, удостоверяющего соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам
4.совместная деятельность ФС РПН и ее территориальных органов, ЦГиЭ, а также других аккредитованных организаций по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания
5.подготовка документа, удостоверяющего исследование по сертификации
706. Для формирования региональной политики в области охраны здоровья граждан требуется информация о факторах среды обитания и здоровья населения на уровнях…
1.федеральный; 2.региональный; 3.муниципальный; 4.верно 2 и 3; 5.верно 1,2 и 3
707. Предупреждение - это вид наказания…
1.административной ответственности
2.дисциплинарной ответственности
3.уголовной ответственности
4.гражданско-правовой
5.все вышеперечисленное


УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
709. Порядок проведения предварительных и периодических
медицинских осмотров работающих на предприятиях определяется
1. трудовым кодексом РФ
2. приказом МЗ РФ N90
3. законом РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

710. Кто несет юридическую ответственность за оформление на работу
без заключения медицинской комиссии?
1. администрация предприятия
2. главный врач медсанчасти предприятия
3. врач по гигиене труда

711. Динамическая отрицательная работа - это работа
1. по поддержанию тела
2. по перемещению груза в направлении силы тяжести
3. по перемещению груза против силы тяжести

712. При работе на клавиатуре персонального компьютера физическая работа
1. региональная
2. глобальная
3. локальная

713. Показатель выносливости - это
1. время, в течение которого может выполняться работа заданного усилия
2. вес, который может поднять рабочий за отрезок времени
3. способность организма противостоять стрессовым факторам

714. Утомление - это
1. нарушение производственного динамического стереотипа
2. временное снижение работоспособности,
вызванное выполнением работы
3. функциональные изменения в органах и системах организма
4. возникновение застойного торможения в центрах головного мозга

715. Зависимость между тяжестью труда и длительностью регламентированного перерыва
1. прямая
2. обратная

716. Время регламентированного перерыва
1. входит в длительность смены
2. не входит в длительность смены

717. Как наиболее правильно и полно определить понятие "активный отдых"?
1. физиологически обоснованное мероприятие по ускоренному восстановлению работоспособности, которая снизилась за счет утомления
2. средство сохранения работоспособности на постоянном уровне
3. обеспечение согласованности процессов динамического стереотипа
4. обеспечение совершенствования трудовых навыков

718. Регламентированные перерывы в течение смены вводятся
1. в середине фазы высокой работоспособности
2. в начале снижения работоспособности
3. в конце фазы врабатываемости
4. в фазу "конечного порыва"

719.Универсальным хронорефлексометром определяют
1. объем памяти
2. концентрацию внимания
3. скрытый период слухо-моторной реакции
4. скрытое время сухожильных рефлексов

720.С помощью метода динамометрии определяются
1. максимальная произвольная сила
2. число касаний в единицу времени
3. количество движений за смену

721. Наиболее характерные условия для продуктивной умственной работы - это
1. постепенное вхождение в работу
2. отделка интерьера "холодной" цветовой гаммой

722.Основное мероприятие по борьбе с монотонней - это
1. уменьшение числа элементов в трудовых операциях
2. увеличение числа повторений операций
3. снижение числа повторений операций
4. постоянный темп и ритм выполнения операций
5. отсутствие смены выполняемых операций

723.Признак утомления при выполнении физической работы - это
1. повышение мышечной силы
2. снижение мышечной силы
3. повышение показателя выносливости
4. снижение минутого объема дыхания
5. снижение показателя треморометрии
6. снижение ударного объема сердца


724.Наиболее общий вид умственной трудовой деятельности - это
1. управленческий труд
2. труд транспортных работников
3. трудовая деятельность при работе на компьютере

725.Объективный признак утомления - это
1. усталость
2. снижение количественных показателей трудовой деятельности
3. увеличение количества дней временной нетрудоспособности

726.К количественному показателю снижения работоспособности вследствие утомления относятся
1. снижение производительности труда
2. уменьшение времени выполнения операций
3. снижение брака в работе
4. увеличение скорости движений

727.Группа испытуемых для проведения производственных физиологических исследований должна быть однородна
1. по численности
2. по полу
3. по социальному положению
4. по образованию

728. Операторский труд характеризуется
1. значительным физическим напряжением
2. значительным нервно-эмоциональным напряжением
3. редким переключением внимания
4. восприятием и переработкой однородного потока информации

729. Электромиографический признак утомления
1. снижение частоты следования осцилляции
2. увеличение частоты следования осцилляции
3. снижение амплитуды осцилляции
730. Основная форма научной организации труда
1. рационализация трудовой деятельности
2. экономия усилий
3. выбор оптимальной рабочей позы

731. Основное условие, определяющее выбор рабочей позы - это
1. величина прикладываемого усилия
2. глубина оптимальной зоны
3. вид физической работы

732. Методом хронометражных исследований определяют
1. продолжительность отдельных операций
2. загруженность рабочего дня
3. среднесменную производительность труда

733. Критерии напряженности труда - это
1. величина ручного грузооборота
2. количество стереотипных движений
3. длительность сосредоточенного внимания
4. количество наклонов корпуса

734. В порядок проведения физиологических исследований на производстве входит
1. изучение технологического процесса
2. изучение инженерно-технического оборудования
735. Психические профессионально значимые функции человека – это:
1. острота зрения
2. память
3. внимание
4. мышление
5. нервно-эмоциональное напряжение
6. все, кроме 1
736. Группа испытуемых для проведения производственных физиологических исследований должна быть однородна:
1. по полу; 2. по возрасту; 3. по образованию; 4. по стажу; 5. по состоянию здоровья
6. если верно 1,2, 4, 5; 7. если верно 1,2 3,4,5
737. Психический госпитализм – это:
1. развитие психических заболеваний у пациентов и персонала, вызванных больничными факторами
2. изменения поведенческих характеристик пациентов ЛПУ в связи с воздействием факторов больничной среды
3. изменения психологического (психического) статуса у персонала, пациентов ЛПУ и населения, обусловленные воздействием больничных факторов
4. изменения состояния центральной нервной системы у персонала, пациентов ЛПУ, обусловленные воздействием больничных факторов
738. Для изучения умственной работоспособности используются объективные методики:
1. корректурная проба,
2.тест Люшера
3. тест САН
4. хронорефлексометрия
5. если верно 1,4
6 если верно 1,2, 3,

769. Едиными на всю детскую дошкольнуюорганизацию целесообразно проектировать
1. гардероб-раздевальню
2. столовую
3. прогулочную веранду
4. буфетную-мойку столовой посуды
5. изолятор

770. Для отделки стен в групповой детского сада следует использовать
1. сочетание масляной и водоэмульсионной краски
2. панели из древесно-стружечных материалов
3. моющиеся обои
4. бумажные обои

771. При оценке взаимного расположения УНПО и базового предприятия
определяющим является
1. время транспортно-пешеходной доступности базового предприятия
2. размер санитарно-защитной зоны базового предприятия
3. возможность инсоляции участка и здания УНПО
4. господствующее направление ветров

772. Достаточность площади учебно-производственных мастерских УНПО
оценивается с помощью
1. расчета площади на 1 учащегося и сравнения ее с нормативной
2. расчета площади на 1 рабочее место и сравнения ее с нормативной
3. учета достаточности количества рабочих мест и соблюдения разрывов между ними
4. учета достаточности количества рабочих мест и соблюдения разрывов между ними с учетом вида и габаритов оборудования

773. Озеленение участка дошкольных организаций должно быть не менее:
1. 70% общей площади участка
2. 60%
3. 50%
4. 40%
5. 30%
774. На земельном участке школы выделяют следующие зоны, кроме:
1. учебно-опытная
2. физкультурно-спортивная
3. зона групповых площадок
4. отдыха
5. хозяйственная

775. Площадь земельного участка дошкольных организаций принимается:
1. с учетом общей вместимости учреждения
2. с учетом рельефа местности
3. из расчета на одного ребенка(учащегося)
4. с учетом количества детей ясельного возраста

776. Максимальная допустимая высота здания школы:
1. 3 этажа
2. 4 этажа
3. 5 этажей

777. Оптимальной вместимостью с гигиенических позиций
для детских дошкольных организаций является
1. 620-740 мест
2. 280-320 мест
3. 140-200 мест
4. 120-150 мест

778. К особенностям проектирования детских дошкольных организациях
в 1А, 1Б, 1Г климатических подрайонах относится
1. возможность уменьшения площади участка
2. отсутствие теневых навесов на групповых площадках
3. применение централизованной композиции здания
4. увеличение площади раздевален и спален
5. проектирование прогулочных веранд
6. наличие источников ультрафиолетового излучения в системе общего освещения
7. все перечисленное

779. Обеспечение принципа групповой изоляции при проектировании дошкольныхорганизаций достигается
1. наличием у каждой группы игровой площадки
2. наличием у каждой группы ячейки с полным набором помещений
3. применением блочной композиции здания с отдельным входом для каждой группы
4. применением зеленых насаждений в качестве разделителей площадок
5. все перечисленное

780. В составе групповой ячейки дошкольныхорганизаций должны предусматриваться
1. раздевальня, групповая, туалетная, буфетная, спальня
2. совмещенная спальня-игровая, раздевальня, туалетная
3. раздевальня, спальня-игровая, туалетная, кладовая для хранения спальных принадлежностей
4. раздевальня, кладовая для хранения сапог, лыж, групповая, туалетная, спальня

781. Оптимальной вместимостью с гигиенических позиций для общеобразовательных школ является
1. 1960 мест
2. 844 мест
3. 1000 мест
4. 650 мест

782. При проектировании школ необходимо предусматривать
1. отдельные непроходные секции для учащихся 1-х классов и 2-4-х классов
2. отдельную непроходную секцию для учащихся 1-4-х классов
3. отдельную секцию для учащихся 5-9-х классов
4. секции для 9-11-х классов
783. При поперечной конфигурации классной комнаты и 4-рядной расстановке учебной мебели
1. угол видимости доски увеличивается и ухудшаются условия для зрительной работы
2. угол видимости доски уменьшается и ухудшаются условия для зрительной работы
3. угол видимости доски увеличивается и улучшаются условия для зрительной работы
4. угол видимости доски уменьшается и улучшаются условия для зрительной работы
5. увеличивается расстояние от доски до задних парт

784. Оптимальным с гигиенических позиций вариантом проектирования школ-интернатов является
1. использование централизованной композиции здания
2. использование блочной композиции здания
3. проектирование централизованного гардероба
4. выделение комплексов учебных, спальных и общешкольных помещений

785. К особенностям проектированиядетских санаториев и санаторно-лесных школ относятся
1. наличие классов на открытом воздухе
2. наличие веранд для проведения сна на воздухе
3. проектирование дополнительных медицинских помещений
4. увеличение вместимости изолятора
5. все перечисленное

786. Основными гигиеническими принципами проектирования оздоровительного лагеря являются
1. создание условий для физического воспитания и двигательной активности
2. создание условий для сна
3. создание условий для отдыха и культурно-массовой работы
4. создание условий для питания
5. создание условий для проживания
6. все перечисленное

787. Устройство и оборудование площадок дошкольных организаций должно соответствовать:
1. двигательной активности детей
2. количеству групп
3. общей вместимости учреждения
4. педагогическим( воспитательским) потребностям
5. росту и возрасту детей

788. Санитарные разрывы между спальными и учебными корпусами в школах-интернатах должны составлять не более:
1. 30 м
2. 40 м
3. 50 м
4. 60 м
5. 80 м

789. Основным гигиеническим принципом проектирования дошкольных организаций является
1. принцип групповой изоляции
2. пешеходная доступность
3. вместимость

790. Ведущим методом при изучении процесса чтения (движения глаз) является
1. определение критической частоты слияния световых мельканий
2. электроокулография
3. хронорефлексометрия
4. корректурные пробы

791. При реализации игрушек индивидуального пользования,
прикладываемых к губам, соблюдаются следующие требования
1. наличие демонстрационного образца, продажа игрушек в целой фабричной упаковке
2. наличие демонстрационного образца, продажа игрушек в индивидуальной упаковке,в случае возврата (в связи с производственным дефектом) хранят игрушки в торговом зале в специальном ящике
3. наличие демонстрационного образца,
продажа игрушек в целой фабричной упаковке, в случае возврата (в связи с производственным дефектом) их временно хранят в специально отведенном помещении
4. наличие демонстрационного образца, проданные игрушки назад не принимаются (кроме имеющих производственный дефект), такие игрушки отправляются предприятию-изготовителю

792. Что нужно учитывать при правильном рассаживании учащихся в классе?
1. длину тела учащегося, состояние органов слуха и зрения, склонность к простудным заболеваниям
2. длину тела учащегося, склонность к простудным заболеваниям, успеваемость
3. длину тела учащегося, заболевание органов слуха и зрения, склонность к простудным заболеваниям, успеваемость, желание учащегося

793. Столы и стулья в дошкольных организациях маркируются
1. цветными пятнами или полосами
2. порядковыми номерами
3. индивидуальными картинками
4. фамилиями сидящих

794. Нагрузка на передний и задний отделы стопы ребенка
распределяется равномерно при высоте каблука детской обуви
1. 10 см
2. 2 см
3. 5 см
4. 8 см
5. отсутствие каблука

795. Основными измерениями, которые необходимо провести для определения номера комплекта школьной мебели, являются
1. высота сиденья и дистанция спинки
2. высота заднего края стола над полом и глубина сиденья
3. высота заднего края крышки стола над полом и дистанция сиденья
4. высота сиденья и высота заднего края крышки стола над полом
5. дистанция спинки и дистанция сиденья

796. Химические вещества, выделяющиеся из игрушек, не должны быть выше предельно допустимых концентраций
1. для воздуха рабочей зоны
2. веществ мигрирующих из изделий, контактирующих с пищевыми продуктами
3. ГОСТа "Вода питьевая"

797. Для детского белья следует выбирать материалы, характеризующиеся
1. высокой гигроскопичностью
2. высокой воздухопроницаемостью
3. высокой паропроницаемостью
4. трикотажной структурой
5. все перечисленное

798. Гигиенические требования к конструкции обуви определяются
1. анатомо-физиологическими особенностями стоп ребенка
2. необходимостью обеспечения благоприятного микроклимата
внутри обуви
3. необходимостью сохранения свода стопы и его рессорной функции
4. необходимостью создания условий,
обеспечивающих отсутствие сжатия и деформации стопы
5. возрастом ребенка
6. все перечисленное

799. По­гло­щен­ная до­за ио­ни­зи­рую­ще­го из­лу­че­ния из­ме­ря­ет­ся в
1. Рад, Грей
2. Рент­ген, Ку­лон/кг
3. Кю­ри, Бек­ке­рель
4. Бэр, Зи­верт
5. Мр/час, Мкр/сек

ЗДАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Educational institution buildings. Design rules

Дата введения 2017-02-18

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - Открытое акционерное общество "Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования" (ОАО "МНИИТЭП"), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (ФГАУ "НЦЗД" Минздрава России), Центральный научно-исследовательский институт строительных конструкций имени В.А.Кучеренко (ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

ВНЕСЕНЫ: Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2017 г. N 1714/пр c 26.06.2018; Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 сентября 2018 г. N 622/пр c 26.03.2019; Изменение N 3, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 22 ноября 2019 г. N 713/пр c 23.05.2020

Изменения N 1, 2, 3 внесены изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2018 год; М.: Стандартинформ, 2020 год

Введение

Настоящий свод правил разработан в целях создания пространственной среды зданий общеобразовательных учреждений, обеспечивающей современный уровень обучения, безопасные условия пребывания обучающихся и удобные условия пребывания персонала.

Работа выполнена авторским коллективом: ОАО "Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования" (д-р техн. наук В.В.Гурьев, канд. экон. наук Е.А.Лепешкина, А.Ю.Солодова (ответ. исполнитель темы), канд. физ.-мат. наук В.М.Дорофеев, канд. архит. Б.В.Дмитриев, канд. экон. наук Ю.В.Герасименко, А.В.Кузилин, В.Ф.Совинкин, И.Ю.Спиридонов, Т.В.Крюкова, А.Н.Добровольский, Е.В.Хаимова-Малькова), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (д-р мед. наук В.Р.Кучма, д-р мед. наук М.И.Степанова, канд. мед. наук Б.З.Воронова), ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко (д-р техн. наук Ю.В.Кривцов, канд. техн. наук В.В.Пивоваров, П.П.Колесников), Департамент градостроительной политики г.Москвы (канд. архит. С.И.Яхкинд).

Изменение N 2 к СП 251.1325800.2016 "Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования" разработано авторским коллективом АО "Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования" (А.В.Макаров - руководитель разработки, А.Ю.Солодова - ответственный исполнитель темы, канд. экон. наук Е.А.Лепешкина).

Изменение N 3 выполнено авторским коллективом АО ЦНИИПромзданий (руководители темы, ответственные исполнители - д-р техн. наук В.В.Гранев, канд. архитектуры Д.К.Лейкина, канд. экон. наук Е.А.Лепешкина, А.Ю.Солодова).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает на территории Российской Федерации требования к размещению и организации сети зданий и комплексов общеобразовательных организаций, к участку территории, функциональным группам, составу и площадям помещений, объемно-планировочным решениям, освещению, инженерному оборудованию.

1.2 Настоящий свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся, реконструируемых зданий и комплексов общеобразовательных организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, а также учебных и общешкольных помещений школ-интернатов.

1.3 Настоящий свод правил не распространяется на спальные корпуса общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для проживания обучающихся в интернате.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 24940-2016 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 30247.1-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции

ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ Р 51844-2009 Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53307-2009 Конструкции строительные. Противопожарные двери и ворота. Метод испытаний на огнестойкость

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)

СП 14.13330.2014 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах"

СП 28.13330.2017 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии"

СП 30.13330.2016 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий"

СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий"

СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение"

СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"

СП 60.13330.2016 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха"

СП 113.13330.2016 "СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей"

СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с изменениями N 1, 2)

СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования

СП 133.13330.2012 Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования (с изменением N 1)

СП 134.13330.2012 Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования (с изменением N 1)

СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением N 1)

СП 252.1325800.2016 Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования

СП 255.1325800.2016 Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения

СП 310.1325800.2017 Бассейны для плавания. Правила проектирования

СП 332.1325800.2017 Спортивные сооружения. Правила проектирования

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы

СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций

СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

СанПиН 2.4.5.2409-08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 групповые занятия: Занятия с разделением класса на группы.

3.1.2 дежурное отопление: Обогревание помещений с переменным тепловым режимом: установление в нерабочий период суток, в дни отдыха и праздников пониженной температуры воздуха.

3.1.2а зрительный зал (здесь): Зальное помещение с выделенным местом для проведения мероприятий (сценой, эстрадой) с оборудованными местами для зрителей.

Свод правил СП 251.1325800.2016
"Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования"
(утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 августа 2016 г. N 572/пр)

С изменениями и дополнениями от:

25 декабря 2017 г.

Educational institution buildings. Design rules

Дата введения - 18 февраля 2017 г.
Введен впервые

ГАРАНТ:

Настоящий Свод правил введен в действие через 6 месяцев со дня издания приказа Минстроя России от 17 августа 2016 г. N 572/пр

ГАРАНТ:

Настоящий документ был включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений

Настоящий свод правил разработан в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и с учетом СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения".

Настоящий свод правил разработан в целях создания пространственной среды зданий общеобразовательных учреждений, обеспечивающей современный уровень обучения, безопасные условия пребывания обучающихся и удобные условия пребывания персонала.

Работа выполнена авторским коллективом: ОАО "Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования" (д-р техн. наук В.В. Гурьев, канд. экон. наук Е.А. Лепешкина, А.Ю. Солодова (ответ. исполнитель темы), канд. физ.-мат. наук В.М. Дорофеев, канд. архит. Б.В. Дмитриев, канд. экон. наук Ю.В. Герасименко, А.В. Кузилин, В.Ф. Совинкин, И.Ю. Спиридонов, Т.В. Крюкова, А.Н. Добровольский, Е.В. Хаимова-Малькова), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (д-р мед. наук В.Р. Кучма, д-р мед. наук М.И. Степанова, канд. мед. наук Б.З. Воронова), ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко (д-р техн. наук Ю.В. Кривцов, канд. техн. наук В.В. Пивоваров, П.П. Колесников), Департамент градостроительной политики г. Москвы (канд. архит. С.И. Яхкинд).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает на территории Российской Федерации требования к размещению и организации сети зданий и комплексов общеобразовательных организаций, к участку территории, функциональным группам, составу и площадям помещений, объемно-планировочным решениям, освещению, инженерному оборудованию.

1.2 Настоящий свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся, реконструируемых зданий и комплексов общеобразовательных организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, а также учебных и общешкольных помещений школ-интернатов.

1.3 Настоящий свод правил не распространяется на спальные корпуса общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для проживания обучающихся в интернате.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 30247.1-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ Р 51844-2009 Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53307-2009 Конструкции строительные. Противопожарные двери и ворота. Метод испытаний на огнестойкость

ГОСТ Р 54944-2012 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ Р 55964-2014 Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации

ГОСТ Р ЕН 1177-2013 Покрытия игровых площадок ударопоглощающие. Определение критической высоты падения

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)

СП 14.13330.2014 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах"

СП 28.13330.2012 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии" (с изменением N 1)

СП 30.13330.2012 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий"

СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий"

СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение"

СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (с изменением N 1)

СП 60.13330.2012 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование"

СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с изменением N 1)

СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования

СП 133.13330.2012 Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования

СП 134.13330.2012 Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования

СП 1325800.2016 Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "СП 252.1325800.2016"

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы

СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций

СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

СанПиН 2.4.5.2409-08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 групповые занятия: Занятия с разделением класса на группы.

3.1.2 дежурное отопление: Обогревание помещений с переменным тепловым режимом: установление в нерабочий период суток, в дни отдыха и праздников пониженной температуры воздуха.

3.1.3 индивидуальные занятия: Занятия с рассредоточением обучающихся по всему классному помещению для самостоятельного решения поставленных учителем задач; обучающиеся могут быть обращены лицом на периметр стен с закрепленным на них дидактическим материалом или проводить занятия с техническими средствами обучения.

комбинированное искусственное освещение: Искусственное освещение, при котором к общему искусственному освещению добавляется местное.

3.1.5 конструктивная огнезащита: Способ огнезащиты строительных конструкций, основанный на создании на обогреваемой поверхности конструкции теплоизоляционного слоя средства огнезащиты.

3.1.6 лаборантская: Помещение для хранения и подготовки оборудования к проведению опытов учителем и лаборантом.

3.1.7 лаборантская-практикум: Помещение с совмещенными функциями лаборантской и практикума.

3.1.8 лаборатория: Помещение, специально приспособленное для проведения научно-исследовательской и учебной деятельности.

3.1.9 метод технического обслуживания по состоянию: Метод технического обслуживания и ремонта, основанный на обслуживании с планированием мероприятий по значениям фактических (текущих) параметров технического состояния элементов инженерного оборудования и конструктивных элементов зданий.

3.1.10 многофункциональный интегрированный пожарный шкаф: Вид пожарного инвентаря, предназначенного для размещения и обеспечения сохранности первичных средств пожаротушения, индивидуальной защиты, спасения людей и материальных ценностей.

3.1.11 модульная решетка покрытия: Конструкция с ячейками одинакового размера, предназначенными для засыпки грунта, защищающая корневую систему растений от физических повреждений и образующая твердую поверхность для проезда/прохода.

3.1.12 нормативный ресурс: Расчетное значение оставшегося срока эксплуатации элемента инженерного оборудования и конструкции до отказа.

3.1.13 общеобразовательная организация: Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и/или среднего общего образования.

3.1.14 организационно-педагогическая структура: Соотношение параллелей классов различных уровней общего образования:

Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренного проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (парта, стол, игровой модуль и другое) в соответствии с его ростом.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуреты или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся проводится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещяться в первом ряду. Детей с нарушение зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Не менее 2-х раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния:

- между рядами двухместных столов - не менее 60 см.,

- между рядом столов и наружной продольной стеной- не менее 50 см.,

- между рядом столов и внутренней продольной стеной, или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50 см.,

- от первой парты до учебной доски - не менее 240 см.,

- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860 см.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

Архитектурно-планировочные решения здания должны обеспечивать:

- выделение в отдельный блок учебных помещений начальных классов;

Ранее построенные здания общеобразовательных учреждений эксплуатируются в соответствии с проектом.

Площадь учебных кабинетов, используемых в образовательном процессе, из расчета:

- не менее 2,5 кв.м. на одного обучающегося при фронтальных формах занятий;

- не менее 3,5 кв.м. на одного обучающегося при организации групповых формах работы и индивидуальных занятий.

Расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели.

В кабинетах химии, физики, биологии должны быть оборудованы лаборантские.

Набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

Читайте также: