Формируемые личностные результаты в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации. Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других – и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования [1, 36 с.].

Особенностями системы оценки являются:

комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

– использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

– оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

– оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

– сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

– использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

– уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

– использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. [2, С. 32-36].

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся личностные универсальные учебные действия.

Универсальные учебные действия – это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Личностные универсальные учебные действия включают в себя три основных блока [3, 148 с.].

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;

сформированности основ гражданской идентичности – чувства гордости за свою родину, знания знаменательных для отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Методом оценки личностных результатов учащихся, используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

А как проследить личностный рост, движение, изменения. Как правильно скорректировать работу, помочь ребёнку, научить учащегося самого анализировать. Это труднейшая работа, которая должна вестись с 1 класса, с первого урока.

Информация, которая помещается в портфолио, не должна представлять угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

Рассмотрим таблицу, которая показывает, какая информация, отражающая достижения личностных результатов, должна быть в портфолио.


В презентации "Личностные результаты обучающихся в начальной школе" рассматривается актуальная проблема - портфолио ученика как средство достижения личностных результатов младших школьников. Основные цели и задачи портфолио: - Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях. - Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни. - Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию. - Формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста. - Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.

Содержимое разработки

Личностные результаты обучающихся в начальной школе.

Требования к результатам НОО Метапредметные результаты Предметные результаты Личностные результаты

Требования к результатам

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Личностные результаты

Сформированность мотивации к обучению, познанию Выбор индивидуальной образовательной траектории Готовность и способность обучающихся к саморазвитию Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные и гражданские позиции Социальные комепетенции Стандарты начального общего образования определяют личностные результаты как Готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию; выбор индивидуальной образовательной траектории; Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные и гражданские позиции; социальные компетенции. Приступая к реализации ФГОС НОО встают два проблемных вопроса: Как измерить личностные результаты? и Как проверить личностные результаты. Как измерить личностные результаты? Как проверить личностные результаты?

Сформированность мотивации к обучению, познанию

Выбор индивидуальной образовательной траектории

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные и гражданские позиции

Социальные комепетенции

Стандарты начального общего образования определяют личностные результаты как Готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию; выбор индивидуальной образовательной траектории; Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные и гражданские позиции; социальные компетенции. Приступая к реализации ФГОС НОО встают два проблемных вопроса: Как измерить личностные результаты? и Как проверить личностные результаты.

Как измерить личностные результаты?

Как проверить личностные результаты?

Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов младших школьников

Продукты различных видов деятельности: учебной (диагности- ческие работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты и т.д.)

Продукты различных видов деятельности: внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы)

Продукты различных видов деятельности: индивидуальные образовательные достижения и отслеживающий личностный рост младшего школьника, динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности.

 Основные цели и задачи портфолио: - Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях. - Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни. - Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию. - Формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста. - Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.

Основные цели и задачи портфолио:

- Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.

- Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни.

- Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.

- Формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста.

- Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.

Роль учителя в работе с портфолио 1. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио. 2. Производить своевременную оценку заполнений всех разделов. 3. Подготовить выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить себя.

Роль учителя в работе с портфолио

1. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио.

2. Производить своевременную оценку заполнений всех разделов.

3. Подготовить выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить себя.

Структура портфолио


Комплексная работа 2 класс

Комплексная работа 2 класс



Комплексная работа 3 класс

Комплексная работа 3 класс

Комплексная работа (стартовая) 4 класс

Комплексная работа (стартовая) 4 класс

Проектная деятельность

Проектная деятельность

Раздел III . Функциональная грамотность и социальная компетентность школьников Документы, подтверждающие достижения учащегося в учебной деятельности.

Раздел III . Функциональная грамотность и социальная компетентность школьников

Документы, подтверждающие достижения учащегося в учебной деятельности.

 Районный этап Всероссийской Олимпиады «Символы России

Районный этап Всероссийской Олимпиады «Символы России

Проекты в бумажном варианте

Проекты в бумажном варианте

Распределение ответственности по ведению портфолио Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком.

Распределение ответственности по ведению портфолио

Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком.

Ценность портфолио 1. Повышение самооценки ученика. 2. Максимальное раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребёнка. 3. Развитие мотивации дальнейшего творческого роста.

Ценность портфолио

1. Повышение самооценки ученика. 2. Максимальное раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребёнка. 3. Развитие мотивации дальнейшего творческого роста.


-75%

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.

УУД разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

1. Личностные УУД важны, так как благодаря им отражается отношение ребёнка к социальным ценностям в обществе.

2. Личностные УУД отражают отношение ребенка к учебному процессу. Младший школьник должен: Понимать речь учителя и одноклассников. Стремиться к процессу познания, то есть ребёнок должен удивляться и интересоваться, проявлять внимание и желать узнать как можно больше. Давать оценку своим действиям. Уметь сотрудничать с одноклассниками. Иными словами, принимать мнение оппонента во время спора или дискуссии, быть терпеливым и доброжелательным, проявлять доверие к участнику или собеседнику общего дела, а также считаться с точкой зрения другого человека.

Способы формирования личностных УУД

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным УУД относятся:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

осваивать новые виды деятельности,

участвовать в творческом, созидательном процессе;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Как формируются личностные УУД в начальной школе.

Надо отметить, что данный процесс длительный. Педагогу необходимо запастись терпением.

Но что же для этого нужно делать?

Во-первых, действия учителя должны быть осмысленными.

Во-вторых, педагогу, как и ребёнку, необходимо в себе развивать внутреннюю мотивацию, то есть двигаться вверх.

В-третьих, задача, поставленная учителем перед обучающимся, должна быть понятна, но ещё и внутренне приятна малышу, это значит, что данное дело станет для него значимым.

В-четвертых, в классе должна царить атмосфера успеха.

В-пятых, помогать ребёнку должен не только педагог, но и сосед по парте.

В-шестых, учитель не должен скупиться на похвалу и поощрения, ведь у грамотного педагога обязана быть сформирована система оценивания, которую дети должны знать.

В-седьмых, учителю самому необходимо научиться быть творцом, чтобы каждый его шаг стал открытием для ребенка.

1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок

-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

- С каким настроением вы пришли сегодня в школу? С каким настроением вы начинаете урок?

2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок. Например:

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,
Математика у нас!

Встали все у парт красиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

3.Первоклассникам очень нравятся соревнования, поэтому на этапе
самоопределения можно договориться о том, что за каждое верно выполненное задание ученик получает какой-то символ, знак.

4. Подводя итог урока, спрашиваю ребят
Что почувствовал (и) …
Чему улыбнулись …
Что было трудным, а что было интересным?


Предлагаю продолжить фразу:

Мне стало грустно …
Я бы продолжил (а) написанное так …
Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …
Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …
Будущее героев я представляю …
Произведение вызвало у меня чувства…
Мне это важно знать, потому что…

Формирование личностных УУД в процессе использования современных образовательных технологий

Для развития ЛУУД нужно использовать разные образовательные технологии.

Современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии в комплексе.

Стоит понимать, что виды универсальных учебных действий, в частности личностные, будут формироваться более эффективно в том случае, если педагог в своей работе использует следующие методы:

Проблемное обучение, творческие задания.

Групповые, а также парные формы работы на уроке.

Технология продуктивного чтения.

Методы, которые направляются на самостоятельную деятельность обучающихся.

Методы самооценки и рефлексии. И другие.

Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

самостоятельности (самостоятельное в и дение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Технология проектной деятельности

Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Технология продуктивного чтения

Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения). Выделяем этапы работы с текстом на уроках:

до начала чтения;

в процессе чтения;

после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология).

1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.

2 этап. Самостоятельное чтение про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети находят в тексте, и также по ходу чтения проходит словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором).

Далее работа усложняется и углубляется. Мы выделяем средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматриваем стиль языка, особенность письма, приемы, формы, жанры произведений.

Опыт работы показывает, что технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения и речь школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития.

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

На уроках математики формируются личностные УУД:

- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

- быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

- не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки- обязательная часть решения любой задачи;

- понимать свои желания и цели по отношению к общим учебным задачам;

- понимать свои желания и цели по отношению к индивидуальным учебным задачам.

Формирование личностные УУД в начальной школе обеспечивают положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий и поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего народа. Все это начинает реализовываться на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира.

А самое главное деятельности учителя в формировании личностных универсальных учебных действий, помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.

Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения: на основе учебно-метод. комплекта "Школа России" // Нач. шк.: журн. - 2009. - № 9. - С. 3-25.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации. Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других – и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования [1, 36 с.].

Особенностями системы оценки являются:

комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

– использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

– оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

– оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

– сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

– использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

– уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

– использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. [2, С. 32-36].

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся личностные универсальные учебные действия.

Универсальные учебные действия – это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Личностные универсальные учебные действия включают в себя три основных блока [3, 148 с.].

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;

сформированности основ гражданской идентичности – чувства гордости за свою родину, знания знаменательных для отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Методом оценки личностных результатов учащихся, используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

А как проследить личностный рост, движение, изменения. Как правильно скорректировать работу, помочь ребёнку, научить учащегося самого анализировать. Это труднейшая работа, которая должна вестись с 1 класса, с первого урока.

Информация, которая помещается в портфолио, не должна представлять угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

Рассмотрим таблицу, которая показывает, какая информация, отражающая достижения личностных результатов, должна быть в портфолио.

Читайте также: