Физминутки математического содержания для начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей, повысить или удержать умственную работоспособность, предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки.

Физкультминутки помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Продолжительность физкультминуток составляет 1-3 минуты и проводятся в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).

Все умеем мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)

Подтянитесь на носочках —

Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.)

На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 5 раз.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)

Топаем ногами. (Топаем ногами.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)

Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.)

В хоровод встал серый зайка (Шагаем на месте.)

И поет: «Я был зазнайкой, (Хлопаем в ладоши.)

А теперь могу считать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Прибавляю, отнимаю (Наклоны туловища влево-вправо.)

Математику я знаю, (Повороты туловища влево-вправо.)

И поэтому с утра

Класс наш прыгает опять

Класс наш прыгает опять — (Прыжки на месте.)

А потом у нас прогулка, (Ходьба на месте.)

Каждый шаг чеканим гулко.

Мы учиться все готовы

И за парты сядем снова. (Дети садятся за парты.)

Кто живет у нас в квартире

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Мы считали и устали

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали, (Хлопки в ладоши под счет учителя.)

Ножками потопали, (Шаги ногами на месте.)

Сели, встали, встали, сели, (Приседания.)

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем (Повороты туловища. Ходьба на

И опять считать начнем. месте.)

Солнце глянуло в окно

Солнце глянуло в окно, (Дети выполняют движения за

Время отдохнуть пришло. учителем по содержанию текста.)

Надо всем нам дружно встать.

Раз присесть, достать до пятки.

И плечами покачать.

А затем, как на зарядке,

Прямо и красиво встать.

Руки вытянуть пошире

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Физкультминутка, как зарядка.

Детский рисунок на логопедических занятиях

Детский рисунок на логопедических занятиях На всех видах занятий по коррекции речи детей мной используется рисование, что помогает совершенствовать ориентировку в пространстве, зрительное.

Физкультминутки для детей младшего дошкольного возраста Физкультминутки развивают моторную координацию, ритмику. Выполнение движений с текстом вызывают у детей интерес и помогают эффективному.

Физкультминутки для средней группы Физкультминутки для средней группыФизкультминутка не является обязательным режимным моментом как утренняя гимнастика, но опыт показал, что.

Физкультминутки в детском саду

Физкультминутки в детском саду Физ. минутки предназначены для детей в ДОУ для того, чтобы сбросить напряжение от непосредственно образовательной деятельности. На непосредственно.

Игровые упражнения на занятиях по изодеятельности

Игровые упражнения на занятиях по изодеятельности В непосредственно образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, конструированию детям сложно контролировать себя и управлять.

Использование скороговорок на занятиях по вокалу в ДОУ Что такое скороговорка? На первый взгляд кажется, что скороговорка – это весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале собраны физминутки для уроков математики. Не только игра, но и устный счёт.

Физкультминутки *

Мы растем, растем, растем, растем,

Все о мире узнаем.

(Поднять руки вверх, встать
на носочки, потянуться вверх.)

Не обидим мы букашки,

Гнезд не разорим у пташки

Ручейка не замутим.

(Повороты головы вправо-влево.)

Мы деревья сохранили,

Значит, жизнь себе продлили.

(Наклоны туловища вперед.)

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, –

Это лодочка моя.

(Соединить ладони, имитируя
лодочку.)

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

(Описать руками круг, имитируя парус.)

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там,

Плывут рыбки тут и там.

(Плавные движения кистей рук, имитация движения рыбок
в воде.)

По грибы все пойдем,

Их в лукошко соберем.

Под березкой, под осинкой

Мы наклоним свои спинки.

(Наклоны туловища вперед,
имитация сбора грибов.)

Это – белый, будем брать.

Это – красный, всем стоять.

И в корзинки отправляем.

Груздь, лисички и опята –

Очень дружные ребята.

Полезай и ты в лукошко:

В красной шапке, с синей ножкой.

(Выпрямиться.)

Этот, бледный, весь дрожит.

С ним нам лучше не дружить.

(Повороты головы вправо-влево.)

Ядовитый не берем,

Лучше мы домой пойдем.

(Ходьба на месте.)

У оленя дом большой.

Он глядит в свое окно.

(Изобразить руками рога, дом, окно.)

Заяц по полю бежит,

В дверь к нему стучит.

(Изобразить прыгающего зайца.)

Тук-тук-тук, скорей открой.

(Имитировать стук в дверь.)

Там в лесу охотник злой.

(Имитировать ружье.)

– Заяц, заяц, забегай,

(Выполнить руками зазывающие движения.)

Куры крыльями махали –

(Махи руками.)

Куры клювами стучали –

(Наклоны головы вперед.)

Дай нам, тетя, крошки,

Крошек не жалей,

(Вытянутые руки вперед.)

Дай еще немножко,

Куры громко закричали:

И за тетей побежали –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Далеко!

(Бег на месте.)

Дождик кап, кап, кап.

Где сучок давно засох –

Серый мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

(Прыжки на месте с поочередной сменой ног.)

Кто нашел его, друзья?

(Руки вытянуть вверх, потянуться на носочках вверх.)

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте? Все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Все, что надо, под рукой!

(Глубокие приседания с вытянутыми вперед руками.)

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

(Движения рук вверх-вниз.)

Теплые весной придут ветра

(Плавные движения рук влево-
вправо.)

И меня прогонят со двора.

(Бег на месте.)

Хорошо гулять в лесу!

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она.

(Встать на носочки, вытянуть
руки вверх, потянуться.)

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

(Вытянуть руки в стороны.)

Елочка к нам тянет ручки,

Солнце вышло из-за тучки.

(Вытянуть руки вперед.)

Погуляли мы, ребята.

А теперь пора за парты.

(Ходьба на месте.)

Кто хочет здесь помолодеть,

Возможно, даже похудеть,

Здоровья чуточку набраться,

Своей фигурою заняться?

Гимнастика и ритм –

(Ходьба на месте.)

За дровами мы идем

И пилу с собой несем.

(Ходьба на месте.)

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку растопить,

Много надо напилить.

(Имитировать распил дров.)

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки.

(Имитировать рубку дров.)

А теперь их соберем

И в сарайчик отнесем.

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда.

(Наклоны туловища вперед.)

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

(Медленные приседания.)

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

(Прыжки с вытянутыми руками вверх.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба с высоким подниманием
колена.)

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

(Встать на носочки, вытянуть
руки вверх, потянуться.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Ветки гнутся взад-вперед,

Ветер их качает, гнет.

(Покачивания туловища с вытя-
нутыми вверх руками: влево,
вправо, вперед, назад.)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим.

(Ходьба на месте.)

А теперь мы ручейки,

(Бег на месте.)

С рыбками поплаваем,

(Имитировать кистями рук
движения рыбок в воде.)

С бобрами поиграем,

(Бег на месте.)

Вернемся к маме с папой мы,

Вновь став учениками.

(Ходьба на месте.)

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

(Бег на месте.)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

(Наклоны туловища вперед.)

Есть в лесу три полочки:

Ели – елки – елочки.

Лежат на елях небеса,

На елках – птичьи голоса.

Внизу на елочках – роса.

(Выполнить глубокие приседания, встав, потянуться на носочках вверх.)

Математические физминутки предназначены для организации минутки здоровья на уроке математики для дошкольников.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста (4-5 лет) необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультминутки математического содержания.

Цель физкультминутки по математике: снятие утомляемости глаз, преодоление усталости детей средней и старшей группы, восстановление физических сил дошкольников, тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.

Для физминутки в подготовительной группе составляют комплекс, включающий в себя 4 — 6 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища) активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5-2 минут.

Математическая физкультминутка в детском саду

– До пяти считаем, гири выжимаем, (стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх — в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз))
– Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (на доске — круг с точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)
– Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед — вниз)
– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

– Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз), (на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)
– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)
– На носочки встанем, Потолок достанем (основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх — в стороны, потянуться)
– Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны — вверх, ладони ниже уровня плеч)
– Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)
– Будем считать, Грибы собирать (стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны вперед (имитация сбора грибов)
– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (стоя, руки на поясе, прыжки на носках)
– Ягоды считаем, Дружно приседаем, (основная стойка, руки на поясе. Голову не опускать, спина прямая)

Физкультминутки на математике

Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.

Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся.
То зароются в песке.

Приседаем столько раз
Сколько рыбок здесь у нас.
Сколько чаек у нас 9
Столько мы подпрыгнем раз.

Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

Наклоны и прыжки

Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счету. (Наклоны вперед)
Давай присядем столько раз
Сколько подснежников у нас.
Сколько подснежников у нас,
Столько мы подпрыгнем раз.

Нарисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!

Дети повторяют за воспитателем все движения

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.

Часики

Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней.

Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов,
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
(количество определяет сам воспитатель)

Веселые прыжки

Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолет.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.(3 раза)

Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.

Раз — подняться, подтянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать
Шесть — за стол тихонько сесть.

И – направо! И еще
Через левое плечо!

Кружки-прыжки

Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать. (подскоки на месте)
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз (прыжки)
На носочки встали
Потолок достали.
Наклонились столько раз, сколько уточек у нас.
Сколько покажу кружков.
Столько выполни прыжков.

От зеленого причала оттолкнулся пароход (встать)
Он шагнул назад вперед (шаг назад)
А потом шагнул вперед (шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке (движения руками)
Набирая полный ход (ходьба на месте).

Сначала буду маленьким, (присесть)
К коленочкам прижмусь. (обнять колени руками)
Потом я вырасту большим, (встать)
До неба дотянусь. (поднять руки вверх, встать на носочки)

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзья физкульт привет!
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись.

А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!

Три медведя

Три медведя шли домой: (дети идут как медведь)
Папа был большой-большой. (поднимают руки вверх)
Мама с ним – поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперёд)
А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
(встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)

Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей!


Проведение физкультминуток на уроках математики в начальных классах

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них нарушается осанка, портится зрение, повышается артериальное давление, накапливается избыточный вес, нарушается обмен веществ.

Для учащихся начальных классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений. Потребность в движениях у учащихся 7-10 лет должна составлять 4 часа в день, а в неделю — от 18 до 24 часов.

Известно, что просидеть на уроке 45 минут ученикам начальной школы достаточно сложно, особенно на уроках математики. Не всем учащимся легко дается математика – это один из самых сложных предметов школьного курса обучения, изучение которого требует постоянного внимания, активной работы. Именно поэтому проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

– снятие утомления и усталости у ребенка, вызванных продолжительным сидением за партой;

– обеспечение активного отдыха и повышение умственной работоспособности учащихся;
– предоставление отдыха мышцам, органам слуха, восстановление силы ребенка;

Выделяют следующие требования к организации и проведению физкультминуток:

– упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение;

– для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток между 15-20 минутами урока;

– упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просты в своем выполнении;

– комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме;

– в физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц;

– продолжительность выполнения 1,5-3 минуты;

– в перерыве между двумя уроками целесообразнее проводить физкультминутки с использованием предметов, например, мячей, скакалок;

– во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около ее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах.

Можно выделить следующие рекомендации к проведению физкультминуток на уроках математики в начальных классах:

– при проведении физкультурных минуток с использованием стихотворного текста необходимо обращать внимание на содержание стихотворного текста, который должен быть понятен учащимся;

– упражнения для физкультминутки необходимо связывать с темой урока математики;
– использовать танцевальные физкультминутки или ритмические упражнения, которые выполняются под веселую музыку популярных детских песен.

Это – правая рука,
Это – левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река.
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?

Мы семь раз в ладоши хлопнем,

Восемь раз ногами топнем.

Прибавляем три к семи

-Столько мы присесть должны.

(7 хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний.)

При изучении таблицы умножения учащиеся могут выполнить следующее упражнение:

А теперь мы приседаем.

Сколько будет два и шесть?

Столько раз должны присесть.(Приседания.)

Мы закончили зарядку

И за парты снова сядем. (Дети садятся за парты.)

Очень полезна гимнастика для глаз для снятия зрительного напряжения и профилактики нарушений зрения. Такие упражнения выполняются после 10–15 минут напряженного зрительного труда. Вот некоторые приемы зарядки для глаз:

1) нарисуйте движениями глаз на доске цифру 8.

2) нарисуйте движениями глаз на доске знак бесконечности ∞.

Данные упражнения можно разнообразить в виде стихотворной инструкции:

Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!

Также для развития воображения учеников можно предложить игру “Буратино”. Например, после введения понятий круг, квадрат, треугольник ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос такой же длинный, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и нарисовать как можно красивее носом в воздухе эти геометрические фигуры с движением головы.

Для снятия утомления с рук обязательна гимнастика для рук и пальчиков рук.

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружочек,

Вот и вышел очень, очень

Развеселый чудачок. (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)

Можешь пальцы сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять

– Десять пальцев, пара рук

– Вот твое богатство, друг.

Очень, очень мы устали. (Движения кистями рук.)

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

И опять считать начнем.

Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. – Москва : ВАКО , 2004. – 296 с.

Ковалько, В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – Москва : ВАКО , 2005. – 208 с.

Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – Москва : АРТИ, 2003. – 272 с.

Альсеитова Л. А. Проведение физкультминуток на уроках математики в старших классах. Молодой ученый. – Москва : Академия, 2016. – №8.

Читайте также: