Физическая ответ в школах и других учебных заведениях недостаточно развита необходимо уделять время

Обновлено: 07.07.2024

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах

При 6-дневной неделе, не более

При 5-дневной неделе, не более

Организация профильного обучения в 10 - 11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры

- для обучающихся 2-4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6 дневной учебной неделе

- для обучающихся 5-6-х классов - не более 6 уроков

- для обучающихся 7-11-х классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке 2 - 4-х классов - 2 - 3-м уроках для обучающихся 5 - 11-х классов на 2 - 4-м уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором продолжительность регламентируется настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60- 80%.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену

- использование ступенчатого режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый)

- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.

При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице

Наполняемость классов-комплектов

Классы, объединяемые в класс-комплект

Количество обучающихся в классе-комплекте

В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков не должна превышать 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающегося каждого возраста.

Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно быть более 5 в начальных классах (кроме первого класса) и более 6 уроков - в 5 - 11-х классах.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности организуют облегченный учебный день - четверг или пятница.

Для облегчения и сокращения периода адаптации к образовательному процессу обучающихся компенсирующих классов следует обеспечить медико-психологической помощью, осуществляемой педагогами-психологами, врачами-педиатрами, учителями-логопедами, другими специально подготовленными педагогическими работниками, а также с применением информационно-коммуникационных технологий, наглядных пособий.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут, в 5 - 11 классах - 10 - 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов и не менее 30 - 45 см - у обучающихся 5 - 11 классов.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз , а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.

Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

- физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений

- организованных подвижных игр на переменах

- спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня

- внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья,

- самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам .

В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походов обучающихся допускают с разрешения медицинского работника. Его присутствие на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.

На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.

При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2 дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа, необходима организация питания обучающихся.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй - для приготовления домашних заданий.


ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В последние годы в нашей стране на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания активизировалось внимание к здоровому образу жизни молодого поколения. Связано это с озабоченностью общества по поводу здоровья будущих специалистов, выпускаемых высшей школой: ростом заболеваемости в процессе их профессиональной подготовки и, как следствие, последующим снижением работоспособности.

Физическая культура и спорт занимают определенное место в жизни общества, как отдельной страны, так и всего человечества. Все без исключения понимают значимость этого явления, однако далеко не каждый человек, и студент не исключение, рассматривает физическую культуру и спорт как обязательный компонент своего образа жизни, зачастую отводя им эпизодическую роль, продиктованную различными обстоятельствами. Почему так происходит?

На наш взгляд, одна из основных причин – недостаточность внутренней мотивации, которая побуждала бы искать свою индивидуальную программу двигательной активности. Конечно, можно подавлять в себе это стремление, довольствоваться тем, что имеешь. Но гораздо важнее прислушаться, поддерживать и развивать эту естественную потребность к физическому развитию, данную природой. Ведь именно через осознание важности физической активности, можно формировать глубокое убеждение в необходимости использования средств физической культуры и спорта не только для здоровья, но и для развития и совершенствования личности в целом.

Здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций [1].

Физическая культура – интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности [2].

Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности. Анализ жизнедеятельности студентов свидетельствует о низком уровне организации: несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, вредные привычки. Так, в режиме дня студентов 24–30% времени приходится на сон, 10-16% – на режим питания, 15-30% – на режим двигательной активности [3].

Молодые люди часто надеются на быстрое восстановление своих сил, нарушая элементарные правила режима труда и отдыха. Так, например, до 60% студентов занимается самоподготовкой к следующему учебному дню в поздние часы, причем до 25% из них приступают к занятиям лишь после 22-23 часов. Как следствие, у многих студентов наблюдается нарушение режима сна. У студентов, проживающих в общежитиях, отход ко сну затягивается до 1–3 часов ночи. Отсюда, крайне недостаточная продолжительность ночного сна, который в норме должен составлять 7–8 часов. Здоровый сон отмечается лишь у 15% респондентов [3].

Изучение свободного времени студентов показало, что оно составляет около 2 – 3 часов в день, которое они используют по-разному: одни овладевают ценностями духовной культуры, другие занимаются физической культурой и спортом, но таких меньшинство (лишь 6% респондентов), а 70% респондентов пренебрегают таковым. При планировании физической активности в самостоятельных занятиях 57,5% девушек и 33,6% юношей не могут использовать каких-либо показателей – не хватает необходимых знаний, от 24-37% респондентов ориентируется лишь на самочувствие. У многих студентов доля бесцельного времяпровождения значительна: компьютерные игры и социальные сети забирают массу свободного времени. Среди причин невнимания к поддержанию своего физического состояния 18,5% девушек и 41,6% юношей отмечают нехватку времени; 17,5% девушек и 20,8% юношей – отсутствие морально-волевых качеств [3]. Это свидетельствует о недостаточной организованности и требовательности к себе молодых людей.

Изучение ценностных ориентаций студентов на здоровый образ жизни (ЗОЖ) позволяет выделить среди них условно четыре группы (по значению) [1]:

Приобщение студенческой молодежи к физической культуре является важным слагаемым в формировании здорового образа жизни: з доровье и учеба взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем выше уровень здоровья, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель получения образования утрачивает подлинный смысл и ценность. Основными элементами здорового образа жизни молодого поколения выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.

Выпускнику вуза кроме личностных и профессиональных качеств необходимо иметь крепкое здоровье и физическую подготовленность. Главную роль в решении этой задачи имеет физическое самовоспитание. Физическое самовоспитание – процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой, ориентированный на формирование физической культуры личности [2]. Он включает в себя совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психического состояния, физического совершенствования и образования.

Для самовоспитания необходима сила воли, которая формируется и закрепляется в преодолении трудностей, стоящих на пути. Основными мотивами самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры, притязание на признание в коллективе, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности.

Положительное отношение молодого поколения к физической культуре и спорту – одна из актуальных социально-педагогических проблем. Реализация этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с двуединой позиции – как личностно значимая и как общественно необходимая. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физической культурой [5].

Основой для формирования убеждений студентов в необходимости самостоятельных занятий с целью повышения физической и умственной работоспособности должны стать знания о значении этих занятий, принципах тренировки, закономерностях функционирования организма, влиянии на него разнообразных тренировочных средств.

Для появления потребности в занятиях физической культурой, нужен сформировавшийся мотив. После определения цели студентом подбираются направление использования средств физической культуры, а также формы и средства самостоятельных занятий.

Следует отметить общеподготовительное, гигиеническое, оздоровительно-восстановительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления. Направления, организационные формы и средства использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности занимающихся, возможностей и интересов, а также определяются целями и задачами. К формам самостоятельных занятий относятся утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия.

Наиболее распространенными средствами самостоятельных занятий в студенческой среде являются: чередование ходьбы с бегом, кроссовый бег, плавание, ходьба и бег на лыжах, е зда на велосипеде, ритмическая гимнастика (аэробные танцы), занятия атлетической гимнастикой, спортивные и подвижные игры , занятия на тренажерах. Среди новых видов организации физических занятий следует упомянуть: разновидности аэробики (степ-аэробику, гидроаэробику), шейпинг, каланетику, стрейчинг, йогу, восточные единоборства, атлетическую гимнастику, пауэрлифтинг и многие другие.

Ученые-психологи и педагоги рекомендуют при выборе видов спорта учитывать черты характера, используя особенности отдельных видов спорта в формировании определенных психических качеств и свойств личности, компенсируя тем самым их недостаток. При регулярных самостоятельных занятиях физической культурой человек многократно становится в условия для проявления таких морально-волевых качеств, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.

Разрабатывая систему самообразования и самосовершенствования необходимо решить, не только чем заниматься, но и как контролировать и поддерживать достигнутый уровень. Способность студента отмечать незначительные изменения в работе над собой имеет важное значение, так как повышает уверенность в себе, активизирует и содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реализации здорового образа жизни.

Заключение. В период обучения в высшем учебном заведении, необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности.

Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, молодые люди улучшают свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физкультурно-спортивная деятельность во внеучебное время, в которую включаются студенты – один из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.

Бишаева А.А. Физическая культура: учебник/ А.А. Бишаева, В.В. Малков. – М.: КНОРУС, 2016.

Барчуков И.С. Физическая культура: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003.

Физическая культура студента: Учебник \ Под редакцией В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000.

Сайганова Е.Г. Физическая культура. Самостоятельная работа: учебное пособие. Бакалавриат/ Е.Г. Сайганова, В.А. Дудов. – М.: Изд-во РАГС, 2010.

Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Войти через социальные сети

Войти с помощью логина и пароля

Школа должна давать навыки полезные молодым людям в жизни

Такого мнения придерживается большинство респондентов в рамках исследований проведённых порталом Superjob. Опрос проводился практически с участием всех категорий жителей России разного возраста и уровня образования. Более 60 процентов граждан страны считают, что качество образования, в особенности школьного за последнее десятилетие стало хуже.

Основные претензии наших людей сводятся к следующим недостаткам образовательной системы:

· излишнее количество образовательных программ не даёт возможности современным детям их полностью усвоить;

· знания учеников школ неглубокие и рассчитаны на запоминание отдельных фрагментов из-за приверженности системы образования к тестированию;

· увеличение отчётности и бумажной волокиты препятствует педагогам больше времени заниматься с детьми;

· малое количество устных экзаменов не сможет сформировать у школьников навыков изучения предметов и владения речью;

· недостаточный уровень знаний и методики преподавания учителями часто приводит к тому, что образование в школах становится платным из-за дополнительных занятий и привлечения репетиторов, которые, как правило, сами являются сотрудниками школ;

· школа не даёт сейчас практических навыков, которые могут пригодиться молодым людям в жизни и при выборе профессии.

Среди положительных моментов опрошенные лица не смогли чётко сформулировать свою позицию – в основном, из размышления сводились к возможности получения новых знаний и расширение кругозора.

Многие россияне считают, что развитие таких способностей, как внимание, критическое мышление и память осуществляется недостаточным образом, а владение практическими навыками приближается к минимальной отметке. Кстати, основная часть респондентов, которые высказались на это счёт, являются молодыми людьми, недавно окончившими школу – они на практике столкнулись с данной проблемой.

Жители России хотят от школьного образования развития следующих навыков и знаний:

1. Улучшить преподавание русского языка, литературы, истории и математики.

2. Больше внимания уделять трудовому обучению, в частности девочек следует лучше обучать ведению домашнего хозяйства, а мальчикам нужны более сильные навыки в плотницком деле и электрике.

3. Следует больше обучать детей этикету и правилам общения с окружающими людьми.

4. При изучении компьютера необходимо больше внимания уделять навыкам печати и работе с конкретными программами.

5. В современную школу нужно вернуть профессиональную ориентация учеников, которая им поможет с выбором будущей профессии.

6. В изучении иностранных языков недостаточно общения с их носителями, поэтому нужно расширять сотрудничество в этом вопросе с иностранными образовательными учреждениями.

7. 4 процента респондентов ратуют за возвращение советской системы образования, которая, по их мнению, является единственно правильной и полезной для юных россиян.

Было ещё много пожеланий по развитию практических навыков и творческих способностей детей. Опрос показал, что российскому образованию необходимо реформирование с учётом мнения граждан.

Учеба в школе — время узнавать новое, пробовать себя в различных ролях и профессиях, искать занятие по душе. Именно в школьном возрасте наш интерес к познанию себя и окружающего мира практически неутолим — очень важно этот интерес сохранять и поддерживать.

Но как найти время на все занятия и кружки, если школа отнимает очень много времени и сил? Шесть-семь уроков в день, дорога туда-обратно, домашние задания, дополнительные мероприятия. Для многих детей это становится серьезной помехой на пути к любимым занятиям и хобби.

Почему я ничего не успеваю?

Стандартная ситуация: после школы приходишь домой, обедаешь, садишься за уроки, и время куда-то исчезает, задания на завтра сделаны не все, а уже пора ложиться спать. Никакого отдыха, прогулок, общения с семьей и друзьями; даже на уборку в собственной комнате времени нет — не то что на какие-то кружки и секции.

А ведь школьная программа предполагает не больше 3,5-4 часов в день на домашнюю работу. И почему же так получается? Причин много, и вот, пожалуй, самые распространенные:

Тайм-менеджмент

Чтобы научиться правильно планировать день и распределять усилия, нужно знать главные инструменты тайм-менеджмента: матрицу Эйзенхауэра, закон Парето и сильную мотивацию. Несмотря на сложные и страшные названия, действуют эти инструменты очень просто.

Матрица Эйзенхауэра

Разделите дела на четыре группы:

  1. Важное и срочное.
  2. Важное и несрочное.
  3. Неважное и срочное.
  4. Неважное и несрочное.

Это поможет бороться с прокрастинацией и грамотно расставить приоритеты. Принцип, по которому распределены дела, поможет определить место задачи в распорядке дня и количество времени, которое надо на эту задачу потратить.

Например, если в списке дел стоит подготовка важного доклада на вторник и дополнительное необязательное задание на пятницу, а сегодня понедельник, то важным и срочным делом будет доклад, а необязательное задание — неважным и несрочным. И даже если доклад делать уж очень не хочется, можно наглядно увидеть, что начать делать домашнюю работу нужно именно с него, а дополнительное задание можно выполнить и в другой день.

Представить матрицу Эйзенхауэра можно в виде четырех квадратов:

Чтобы такое распределение дел всегда было перед глазами и вошло в привычку, нарисуйте матрицу на доске и повесьте над рабочим столом — так можно будет корректировать изображение, дополнять список дел и убирать уже выполненное.

Закон Парето

Закон Парето гласит: 20% усилий дают 80% результата. И в большинстве случаев это так. Конечно, стремление сделать домашнее задание идеально — похвально, однако стопроцентная скрупулезность требуется редко. Не стоит забывать, что цель домашней работы — закрепить и повторить пройденный материал.

Никто не ждет от ученика произведения искусства или внезапного открытия новой теоремы. Результат домашней работы — это аккуратная тетрадь с выполненным заданием и понимание новой темы.

Мотивация

Полезные привычки

Часто мы теряем время, сами того не замечая. Например, отвлекаемся на социальные сети или телевизор, внезапно решаем убраться и всячески прокрастинируем, вместо того чтобы разобраться с задачей. Можно развить полезную привычку, экономящую время, и даже подключить к этому и родителей — все-таки личный пример неплохо вдохновляет.

Сделал дело, гуляй смело

После уроков всегда хочется отдохнуть, погулять, посмотреть телевизор, полистать TikTok, а вот делать домашние задания совсем не хочется. Привычка сначала расправляться со всеми делами, а потом уже отдыхать и заниматься тем, чем хочется, не только сэкономит время, но и послужит отличной мотивацией не отвлекаться и закончиться дела поскорее.

Его суть состоит в том, чтобы отвести на занятие делами ровно 90 минут, после которых обязательно последуют полчаса отдыха. После цикл повторяется. Главное условие — в эти 90 минут заниматься непосредственно делами: домашней работой, уборкой, чтением , не отвлекаясь ни на что другое. Для большей эффективности распределяйте дела: от самых важных и сложных в первые циклы к менее важным и более легким в последующие.

Принцип 9 дел

Суть в следующем: вы ставите себе цель за день выполнить 9 дел — 1 большое, 3 средних и 5 небольших. Распределение усилий зависит только от вас, главное, чтобы к концу дня все 9 дел были выполнены. Пользуясь этим методом, можно постепенно научиться правильно распределять время и увеличивать продуктивность.

Дистанционные занятия

Одна из распространенных причин нехватки времени — это дорога в школу или на курсы, к репетиторам, на кружки. В пути тратится драгоценное время. Сегодня существует масса возможностей учиться, не выходя из дома. Онлайн-образование не только для взрослых, но и для детей быстро развивается и предлагает различные варианты занятий, где каждый найдет формат по душе. И речь идет далеко не только об онлайн-репетиторах.

Рынок дистанционных занятий предлагает уроки по языкам, предметам школьной программы, подготовке к экзаменам и по различным хобби. Особенно велик сегодня выбор школ, обучающих творческим профессиям: дизайну, анимации, фотографии, пиару.

Если хочется стать, например, гидом или программистом, шаг навстречу мечте можно сделать, не дожидаясь окончания школы. Онлайн-занятия помогут получить основы профессии, а заодно и понять, хочется ли дальше развиваться в этой сфере или стоит попробовать что-то еще.

Как выбрать подходящие занятия?

  • изучить и сравнить программы нескольких онлай-школ;
  • познакомиться с отзывами учеников;
  • поинтересоваться успехами выпускников;
  • узнать о квалификации преподавателей.

При этом популярность бренда школы не всегда гарантирует качество: вполне возможно, что выбранному направлению могут обучить за меньшую стоимость на не столь известной платформе.

Важна в обучении и связь с педагогом: когда мы учимся новому, поддержка наставника просто необходима, а потому выбор стоит делать в пользу курсов, позволяющих оперативно связаться с преподавателем, задать все интересующие вопросы и получить развернутый и понятный ответ и обратную связь по домашним и учебным работам.

Для тех, кто всерьез увлечен спортом, музыкой, танцами или другим хобби, много путешествует и хочет уделять своему увлечению гораздо больше времени, существуют общеобразовательные онлайн-школы. Учеба в таком формате экономит время не только на дорогу, но и на выполнение домашних заданий и вообще учебу.

- Марина Юрьевна, в основе рейтинга вузов, подготовленного ГУ-ВШЭ, - средний балл ЕГЭ. Но известно, что сдать физику на высокий балл гораздо труднее, чем, допустим, обществознание или иностранный язык. Насколько оправданно в таком случае сведение разных предметов в один рейтинг?

- Не оправданно, потому что результаты ЕГЭ по физике и математике, действительно, сильно отличаются от результатов ЕГЭ по другим предметам. В любой физико-математической школе вам скажут: 75-78 баллов на ЕГЭ по физике – это очень хороший результат. А в школах, где упор делается, к примеру, на иностранные языки, те же 70 баллов по английскому языку – недостаточно высокий показатель, там все ориентированы на 90 баллов. Так, в этом году 85 баллов по английскому языку соответствовали 12 ошибкам, допущенным выпускниками в тесте. А 85 баллов по физике – это всего 3 ошибки, то есть 3 балла, которых не хватило до получения максимально возможного результата. Этот фактор необходимо учитывать.

- А почему вообще так тяжело дается школьникам физика? Бытует представление, что подготовка к ЕГЭ по физике требует сверхъестественных усилий.

- Нет, сверхъестественных усилий не требуется, нужно просто больше времени на подготовку.

Проблема в том, что все экзамены по выбору ориентированы на профильный уровень подготовки. Если старшеклассник изучает физику на профильном уровне, то на этот предмет в учебном плане школы должно отводиться не менее 5 часов в неделю. Но по всей стране этому требованию соответствуют лишь около 5% классов. Во всех остальных предусмотрено лишь 2 часа в неделю.

Результаты ЕГЭ по физике показывают: в школах явный недостаток классов с профильным изучением физики и математики. В вузах, кстати, это понимают и готовы к тому, что будут доучивать со студентами школьную программу. Но это же неправильно.

Еще 20 лет назад во всех школах физики было 4-5 уроков в неделю. Наверное, не нужно всех заставлять изучать предмет на таком уровне. Но те, кто собирается поступать в технические вузы, должны научиться решать задачи и подготовиться к получению высшего образования.

Но это вовсе не свидетельствует о том, что технические вузы у нас слабые. Просто они вынуждены работать с тем контингентом, который к ним приходит.

Я бы не стала на основе информации о среднем балле ЕГЭ делать выводы о том, где учат хорошо, а где плохо. Хотя, конечно, последние 20 лет не могли не сказаться на нашем высшем образовании – старели кадры, не было финансовых вливаний, не оснащались лаборатории. Московским вузам было тяжело, а регионам пришлось еще сложнее.

- Можно ли в таком случае рассчитывать на изменение ситуации – на рост популярности тех же инженерных вузов?

Все-таки экономистов у нас сейчас хватает, юристам тоже найти работу сложно: рынок насыщен, а вот квалифицированные инженеры востребованы. Образование – область довольно консервативная, она не может так быстро реагировать на запросы, но надеюсь, что постепенно физико-математическое образование будет становиться все более престижным.

Читайте также: