Методические рекомендации по ритмике в школе

Обновлено: 05.07.2024

Методическая разработка на тему на тему: Методика преподавания ритмики в детской школе искусств (первый год обучения)

Цель:

- развитие музыкально-ритмических способностей детей через овладение основами музыкально-ритмической культуры.

Задачи:

- формирование танцевальных навыков;

- воспитание волевых качеств личности - силы, выносливости, координации, ловкости;

- развитие темпо - ритмической памяти;

Содержание работы

2. Основная часть.

Тема 1: Характер музыки, темп, динамика.

Тема 2: Строение музыкального произведения ( форма).

Тема 3: Метроритм.

Тема 4: Гимнастические упражнения.

Тема 5: Танцевальные элементы и танцы.

Тема 6: Образные упражнения и музыкальные игры.

3. Планирование и построение урока.

Введение

Ритмика – специальный предмет, музыкально - педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение. Движение как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно детям любого возраста. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, её темпа, динамики, ритма, формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке и многие понятия по музыкальной грамоте ими легче усваиваются через движение.

Основоположником ритмики является швейцарский музыкант - педагог, профессор Женевской консерватории по классу теории и музыки, сольфеджио и гармонии, пианист и композитор Эмиль Жак- Далькроз.

Основными задачами ритмики являются:

- воспитание важнейших психофизических качеств, двигательного

аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности –

силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации;

- развитие творческой самостоятельности посредством освоения

- формирование правильной осанки;

- развитие творческих способностей;

- развитие темпо - ритмической памяти учащихся.

Система Далькроза нашла широкое распространение в нашей стране. Главная роль здесь принадлежит ученице Далькроза Н. Г. Александровой (профессора Московской консерватории).

В основе занятий ритмикой лежит изучение тех средств музыкальной выразительности которые наиболее естественно могут быть отражены в движении. Этот темп, динамические оттенки, метроритм, строение музыкального произведения. Настоящая методическая работа предназначается для преподавания ритмики в детской школе искусств на первом году обучения.

Работа включает следующие темы:

1. Характер музыки, темп, динамика.

2. Строение музыкального произведения (форма).

4. Гимнастические упражнения .

5. Танцевальные элементы и танцы.

6. Образные упражнения и музыкальные игры.

Тема 1: Характер музыки, темп, динамика

Музыкально-ритмические занятия являются важнейшим средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Музыка воздействует прежде всего на чувства человека, вызывает определённые настроение. Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально.

В соответствии с характером музыки - то весёлым, живым, бодрым, решительным, волевым, то грустным, задумчивым, нежным, спокойным – выбирается и характер движений. В одних случаях движения являются сильными, энергичными, в других - мягкими, плавными, сдержанными, непринуждёнными. Изменение характера музыки влечёт за собой и изменение характера движения.

Преподавателю ритмики следует подбирать такие музыкальные произведения, которые рисуют яркие образы, близкие и понятные детям и легко поддаются отражению в движении.

Характер музыки создаётся целым комплексом музыкально- выразительных средств. Во многом он зависит от темпа, то есть скорости музыкального движения. Знакомство с темпами и их названиями происходит на уроках по специальности. Педагог закрепляет эти понятия у детей в движении. Для учащихся первого года обучения удобны для движения следующие темпы : быстро, довольно быстро, умеренно, не торопливо. На конкретных примерах преподаватель может показать детям что в быстром темпе легче и удобно двигаться, выполняя лёгкие и мелкие движения, а в более медленном темпе – более крупные, широкие, плавные.

Это в первую очередь пьесы, имеющие различный темп, которые дети учатся передавать в различных по характеру и темпу движениях.

Весьма существенно при этом научится и удерживать найденный темп. Так с прекращение звучания дети должны продолжать движение в заданном темпе. Или: музыку можно на время прервать, затем возобновить, чтобы сверить с ней темп не прекращавшихся движений.

Предполагаются также упражнения на переход из одного темпа в другой. Переход может быть внезапным или постепенным, когда пьеса исполняется с некоторым ускорением или замедлением.

С эмоционально – художественным содержанием музыкального произведения неразрывно связана и динамика- сила, или громкость звучания. Детям нетрудно уяснить, что например, торжественный марш исполняется громко, а колыбельная песня - тихо и т.д. Поначалу учащимся предлагаются музыкальные произведения, имеющие яркие динамические контрасты в частях или отдельных музыкальных фразах. Затем, дети учатся реагировать на постепенное усиление или ослабление звучания, появления ярких акцентов.

Дети осваивают разные виды бега: лёгкий бег, пружинящий, широкий бег, бег с высоким подъёмом ног. Характер исполнения бега, как и ходьбы находится в прямой зависимости от музыки, её характера, темпа, динамики.

Все перечисленные движения ходьба, бег. Подскоки, относящиеся к основным движениям, - начинают осваиваться в теме 1, в других же темах они закрепляются и совершенствуются.

Тема 2: Строение музыкального произведения (форма)

В процессе освоения данной темы у детей вырабатывается умение правильно воспринимать форму музыкальных произведений. На первом году обучения закрепляются представления о следующих элементах музыкальной формы: вступлении, частях, фразах.

При разборе музыкального произведения дети быстро устанавливают количество частей, их повторение или чередование, определяют характер музыки, темп, динамику.

При закреплении у учащихся представления о музыкальной фразе следует подбирать музыкальные произведения с простой и ясной фразировкой. Вначале даются упражнения, включающие музыкальные фразы, одинаковые по длине, далее - упражнения с чередованием длинных и коротких музыкальных фраз. Дети приучаются начинать и заканчивать движение точно в соответствии с музыкальной фразой.

Тема 3: Метроритм

Метр – непрерывное чередование опорных (акцентируемых ) и не опорных ( без акцентных) звуков. Подобно главным жизненным процессам - дыханию, сердцебиению,- музыка как бы равномерно пульсирует, в ней сменяются моменты напряжения и разрядки. Акцентируемые доли принято называть сильными, а не акцентируемые - слабыми.

Ритм - последовательность звуков различной длительности, образующая тот или иной рисунок. Вне ритма мелодия не может существовать, её звуки организованы ритмически. Ритм обладает большой выразительной силой. Он настолько ярко характеризует мелодию, что её можно узнать по прохлопыванию ритмического рисунка.

Метр и ритм неразрывно взаимосвязаны. Единство метра и ритма подчёркивается в теории музыки понятием метроритм.

Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразная. В первое время дети исполняют длительности, ритмические рисунки по слуху. Преподаватель предлагает детям прохлопать, а затем пройти шагами простейшие ритмические рисунки. Иногда это делается в игровой форме. Музыкальный материал для подобных заданий следует подбирать так, чтобы ритмический рисунок пьес создавал удобный и естественный рисунок движения. Поэтому для начала используются такие музыкальные примеры, в которых имеется ряд однообразных ритмических фигур.

С большим удовольствием дети исполняют хороводные игры, танцы, в движения которых включены разнообразные ритмические хлопки, соответствующие ритмическому рисунку мелодии.

Определение размеров 2/4, ¾ не представляет для детей особого труда. Можно, раскрыв перед детьми ноты, показать, в каком размере написано данное произведение. Но возможен и другой путь : определение размера по слуху, не заглядывая в ноты. Для этого необходимо очень внимательно вслушиваться в музыку, прислушиваться к сильной доли - равномерно повторяющемуся метрическому акценту.

При знакомстве с размером 4/4 надо научиться слышать относительно сильную долю такта, и это представляет для детей определённую трудность. Учащимся предлагается на первую, сильную долю хлопнуть в ладоши, а на относительно сильную – ударить пальцем о палец.

Когда дети овладеют дирижёрским жестом, ритмические рисунки воспроизводятся в движении одновременно с дирижированием. В работе над дирижёрским жестом на уроках ритмики уделяется серьёзное внимание. Необходимо знакомить детей с различной манерой дирижирования в зависимости от характера, темпа, динамики музыки.

Необходимо, чтобы движения рук при дирижировании было акцентированным на сильную долю, поскольку она совпадает с метрическим ударением.

При индивидуальном и коллективном определении размера возможны различные варианты.

1. Дети стоят по кругу, спиной к центру. Самостоятельно начинают дирижировать и поворачиваются лицом к центру круга, когда правильно определят размер.

2. Двое учеников, повернувшись спиной друг к другу определяют размер. Все остальные держат руки за спиной и начинают дирижировать только тогда, когда будут уверены что оба вызванных дирижируют верно.

Работа над освоением длительностей, ритмического рисунка, размеров необходима для успешного овладения детьми основами музыкальной грамоты.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методические рекомендации по организации занятий ритмикой.

Ритмика - это, в первую очередь, восприятие музыки, ее осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально-насыщенного движения.

Движение как реакция на прослушенное, как творческое отображение музыки в действии, свойственно для любого возраста. На занятиях ритмикой развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус, вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляются различные группы мышц.

Свобода и непосредственность в выполнении движений составляют привлекательную особенность ритмических занятий.

В основе занятий ритмикой лежит изучение тех средств музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Это темп, динамические оттенки, метроритм, строение музыкального произведения. Обращая внимание на отдельные средства музыкальной выразительности, необходимо в то же время исходить из целостного восприятия музыки.

Все занятия по ритмике проводятся под музыкальное сопровождение, поэтому преподаватель должен с особой ответственностью подходить к отбору музыкальных произведений. Не всякая пьеса может быть использована в работе по движению, а лишь та, которая представляет художественную ценность, имеет ясную форму и доступна для детского восприятия. В музыкальной пьесе должно быть ярко представлено средство музыкальной выразительности, к которому педагог хочет привлечь внимание детей. Профессиональное, выразительное исполнение музыкальных произведений концертмейстером – залог успеха ритмических занятий.

Занятие строится таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание. Нельзя перегружать детей поскоками, бегом, так как это может привести к чрезмерным психо-эмоциональным и сердечнососудистым перегрузкам.

Следует учитывать возрастные возможности детей. На занятиях с детьми трех-четырех лет нужно учитывать, что они еще не знают, как воспринимать музыку, как увязать с ней свои движения, отличающиеся резкостью, порывистостью, плохой скоординированностью. У детей шести лет появляются уверенная и твердая поступь, движения становятся более осознанными. К шести-семи годам дети почти полностью могу управлять своим телом и способны координировать движения.

Также следует учитывать и индивидуальные способности ребенка. Если у ребенка возникают трудности при выполнении задания, он не может точно координировать свои движения с музыкой, ее темпом и ритмом, педагогу не следует фиксировать на этом чрезмерное внимание и указывать ребенку на его недостатки в грубой форме. Как и при освоении других видов деятельности, в ритмике каждый ребенок выражает себя по-своему, в нем уже заложены определенные способности или, наоборот, налицо их отсутствие. Занятия ритмикой призваны привить ребенку интерес к движению под музыку. Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения.

Связь музыки и движения.

Осваивая музыкально-двигательный материал, дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про себя. Мелодия – основа музыкально-двигательного образа. Вначале обучения идет материал, построеный на простейших одночастных музыкальных произведениях. В таких упражнениях простой музыкальный образ передается одним несложным действием. Для детей должно стать естественным точно заканчивать движение вместе с окончанием музыкальной мысли. Постепенно усложнение музыкально-двигательного материала развивает способность воспринимать музыку с более сложной формой, как музыкальный рассказ.

Необходимо развивать у детей чуткость к элементам музыкальной выразительности. Так нельзя уточнять ритмичность движений в отрыве от музыки, например громким счетом, непрерывными хлопками. Для восприятия четкой ритмичности движения большое значение имеют также упражнения, которые дети выполняют сообща или держась за руки. Детей захватывает общий ритм, и их движения согласуются с музыкой.

Необходимо развивать восприимчивость к динамической окраске музыки. Следует воспитывать устойчивую связь между увеличением или уменьшением силы звучания музыки и изменением степени мышечного напряжения.

Совершенствование движений.

Для того чтобы дети могли легко и непринужденно реагировать на музыку движением, надо развивать необходимые двигательные качества и навыки. Чтобы научить детей управлять своими движениями, необходимо развивать у них мышечное чувство - умение различать напряженное и непряженное состояние мышц, воспитывать ощущение своей позы и направления движения.

При работе над новым материалом одинаково важны как словестные объяснения, так и показ движений. Словестные объяснения должны быть кратки и точны, образны и конкретны. Хорошо сопровождать слова отдельными движениями, выразительными жестами. Показ играет в работе над движением огромную роль. Он необходим при освоении технических навыков, подготовительных упражнений. В начале работы, педагог может выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы вовлечь всех детей в движение и усилить их эмоционально-двигательный ответ на музыку.

Образные упражнения и музыкальные игры являются наиболее интересными для детей видами музыкально-двигательной деятельности. Они создают широкую возможность для развития художественно-творческих способностей - проявление фантазии, выдумки, активности.

Наиболее распространённым уроком ритмики является комбинированный урок.

В зависимости от содержания урока и учебных задач меняется направленность деятельности учащихся в основной части урока.

На каждом уроке осуществляется работа по следующим разделам:

В зависимости от задач конкретного урока учитель отводит различное количество времени на каждый раздел.

В пространственной организации движений используются такие средства, как ходьба в разных направлениях и бег: движения с изменением фронта направления, движения по восьмеркам в любом установленном или выбранном ребенком направлении; движения противоходом, ходьба с подскоками и поворотами; движения с проговариванием стихотворений, соответствующих длине построения; перестроения с образованием кругов, квадратов, каруселей, звездочек. Все перечисленные вариации движений на ориентировку в пространстве непосредственно направлены на коррекцию динамической координации движений, что подтверждено результатами экспериментального обучения.

Упражнения на ориентировку в пространстве являются неотъемлемой частью каждого урока ритмики, цель которых развить, обогатить представления детей с ОВЗ о пространстве и умения двигаться в нём. Эта общая (на перспективу) цель решается на каждом уроке выполнением частных, конкретных задач: научить ходить цепочкой (в колонне, парами и т.д.) в заданном направлении, меняя его по сигналу педагога, осуществляя перестроения и т.д.

Освоение движений идёт параллельно с решением музыкальных задач: ходьба энергичным, топающим шагом акцентирует сильную долю такта, чередование различных видов ходьбы или разных движений подчёркивает смену динамики и переход от одной части музыкального произведения к другой.

Построение в колонну , по одному , в движении с последующим перестроением , в колонну по два закрепляет умение детей двигаться в соответствии с двухчастной формой музыкального сопровождения. Общая для всех упражнений задача - отразить характер (содержательный смысл) музыки - не указывается, как сама собой разумеющаяся.

Например, перестроение из колонны в цепочку - новая задача, а смена ходьбы высоким шагом на лёгкий бег в соответствии с контрастными частями музыки - задача на повторение.

Многие упражнения направлены на решение нескольких задач: одни помогают улучшить движения ребёнка и приучают двигаться в пространстве, другие служат сначала для совершенствования того или иного вида движения, затем усложняются пространственным заданием всему коллективу учебной группы.

С самых первых занятий учителю необходимо обратить внимание учеников на то, что сильные и слабые звуки музыкального сопровождения чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладони, потом топают левой ногой, идут вперёд, акцентируя сильную долю такта левой ногой (притопывая). Марширование начинается с левой ноги, ритмические упражнения и танцы - с правой ноги.

В процессе работы над движением бодрого шага у детей воспитываются следующие полезные навыки: ходьба в колонне с правильными интервалами, ходьба со всевозможными построениями; умение четко начинать движение с началом музыкального сопровождения (или после вступления); заканчивать его с окончанием марша.

Упражнениям на ориентировку в пространстве в первом классе (первое полугодие) следует уделить особое внимание: этот раздел программы - главная, определяющая составная часть урока ритмики, характер его реализации в значительной степени предопределит успешную работу с умственно отсталыми детьми.

Ритмико-гимнастические упражнения выполняются как у опоры, так и без опоры. У опоры - упражнения из хореографии /экзерсис/ мы представили четырьмя позициями ног и рук. Цель этих упражнений: научить учащихся правильно ходить, контролировать себя с помощью зеркала, выработать правильную осанку.

Упражнения, которые выполняются без опоры , подразделяются на общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений и расслабление мышц.

В комплексах ритмико-гимнастических упражнений соблюдается преемственность исходных и конечных положений. То есть упражнения подобраны так, чтобы конечное положение предыдущего упражнения являлось исходным положением. Выбор простых, необремененных деталями упражнений необходим и в связи с особенностями памяти умственно отсталых школьников: они не умеют распределять свое внимание на отдельные составные части и детали изучаемого объекта, выделять главное и второстепенное.

В комплексы ритмико-гимнастических упражнений включены имитационные, импровизационные движения, а также элементы логопедической, фонетической и комплементарной ритмики.

С учетом выраженности степени недостаточности дифференцированности пальцев рук у умственно отсталых школьников предлагается серия упражнений на "проговаривание" пальцами стихотворений, например, "Старый краб", "Шесть котят "; игры-задания на дифференциацию движений пальцев рук; упражнения на изображение персонажей сказочных героев с помощью пальцевых оформлений.

С учетом нарушений моторики рук, гибкости кистей у аномальных школьников предусмотрены упражнения хореографического характера для различных положений ладоней, предплечий, а также хлопки и акцентированные отведения; имитационные упражнения кистями рук явлений природы.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами преследуют цель развить мелкую мускулатуру пальцев, снять напряжение или вялость рук. К этим упражнениям мы добавили организацию детского оркестра, состоящего из инструментов системы Карла Орфа. Создание детского оркестра преследует специальную задачу - обучить согласованности в ритмической деятельности различных видов с дифференциацией заданий: одна группа детей аккомпанирует на ударно-шумовых инструментах, другая группа - исполняет танцевальные элементы или передает игровой образ песни, сказки.

Проводятся упражнения на выполнение ритмического рисунка песен, чистоговорок самыми разнообразными способами: движениями рук, ног, речью, а также графическим изображением ритма на фланелеграфе.

Используются театрализованные игры-сказки, инсценирование и импровизация песен, игровые упражнения на сочетание движения и слова, упражнения на продолжение заданного ритма. Целесообразно использовать игры с песенным или речевым сопровождением, так как они способствуют развитию как общей, так и речевой моторики учащихся.

Основная задача в играх - вызвать у детей живой интерес к музыке, желание создать в движении хотя и несложные, но непременно созвучные музыке образы.

Всякий раз, давая новую игру , следует предложить детям прослушать музыку, а потом уже двигаться в соответствии с характером музыки. Показ игровых движений учител е м не реко м ендуется. Здесь следует предоставить полную самостоятельность детям и вызывать отдельных учеников, нашедших удачные, выразительные движения, объясняя при этом, что именно в них хорошо. При импровизации предварительное прослушивание музыки не рекомендуется; в данном случае дети учатся двигаться под непосредственным её воздействием.

Многочисленные вариации в играх так увлекают детей, что они не хотят разучивать другую игру, пока не исчерпают всех игровых возможностей повторного воспроизведения последней. Возвращение к знакомым играм и упражнениям позволяет добиваться большей точности и отработанности движений.

В игровых ситуациях надо дать учащимся возможность внести как можно больше творчества. Не нужно от них требовать, чтобы, например, заяц двигался так, как это кажется нам. Учитель не должен подсказывать вид движения. Пусть дети сделают это по-своему, но при этом, объясняя задание, надо говорить: "Будете двигаться как зайчик, медведь лошадка", а также вовремя подсказать, что, какие чувства им нужно выразить. Например, "зайка удивляется" или "цыплёнок важничает". Чем больше непосредственности будет в игре детей, тем лучше.

В первых-вторых классах умственно отсталые дети учатся передавать характер движения животных, деятельность людей. В дальнейшем, можно вводить инсцениров ку игровых песен, сказок, в которых нужно раскрыть не только образ, но и содержание.

Дети с особыми образовательными потребностями успешно изображают героев сказок "Теремок", "Колобок", а также передают характер персонажей театрализованных сказок не только пластикой, но и выражением лица, например, сказка "Заколдованное королевство".

Логопедизацию уроков ритмики целесообразно проводить на основе синтеза слов, музыки и движения: инсцениров ка песен, упражнения на выделение ритмизованных блоков в текстах (детские считалки, чистоговорки), упражнения и игры на продолжение заданного ритма, элементы комплементарной (дополняющей) ритмики.

В раздел "Танцевальные упражнения" включены элементы русского, украинского, белорусского, молдавского, греческого и других.

Музыка для танцев ориентирована, прежде всего, на детский песенный материал, так как текст песни стимулирует образность движений и интерес к их выполнению.

Танцевальные упражнения в основном представлены шагами с подскоками, приставными шагами, шагом галопа, переменным шагом, шагом польки, а также наиболее доступными элементами современных танцев. Данные упражнения являются основными, базовыми при овладении двигательной культурой.

Обучению учащихся с ОВЗ танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков использования отдельных движений. В связи с этим рекомендуются подготовительные упражнения к освоению основных танцевальных движений, упражнения из хореографии (вставание на полупальцы, полуприседания и т.д.), способствующие развитию необходимых двигательных навыков, умению управлять своим телом, формированию правильной осанки и походки, коррекции недостатков пространственно-временной организации движений.

Изучать танцевальные упражнения лучше всего в начале основной части урока. В дальнейшем, их можно повторять во вводной или заключительной частях урока, в зависимости от поставленных учителем задач. Например, разученные танцевальные упражнения можно применять во вводной части в целях функциональной подготовки организма школьника с ОВЗ к работе, повышения его эмоционального состояния. В заключительную часть урока несложные танцевальные комбинации вводятся в качестве постепенного перехода от возбуждения к относительно спокойному состоянию.

Таким образом, правильно распределённые танцевальные упражнения, как в серии уроков ритмики, так и внутри каждого занятия являются средством активного коррекционного воздействия на личность аномального школьника и носят не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляску, учащиеся знакомятся с их названиями (хоровод, кадриль, вальс, полька), а также с основными движениями этих танцев (притопы, присядка и др.).

Очень важно, чтобы учитель продумал, как облегчить детям разучивание танцев. Учащиеся должны, прежде всего, прослушать музыку к танцу, а учитель поможет им разобраться в характере музыки, отдельных её частей.

Пусть ученики прослушают музыку любой польки. Предложим детям пройти простыми шагами под музыку польки, сначала делая шаги на каждую четверть такта, а затем медленнее - один шаг только на первую четверть такта, а потом пауза. Затем пусть дети идут такими медленными шагами, изображая какого-нибудь зверя.

Предположим, нам нужно научить детей бегать под музыку на низких полупальцах, делая один маленький шаг на каждую одну восьмую такта. Пусть ученики при этом изобразят красивых бабочек, которые порхают на лужайке.

Дети с особыми образовательными потребностями с удовольствием выполняют такие несложные задания и одновременно лучше усваивают всё то, что им потребуется для разучивания танца.

При выборе танца надо хорошо знать возможности учащихся, которые будут его исполнять. И если дети совсем не умеют танцевать, плохо ориентируются в пространстве, лучше предложить им танцевать простой хороводный танец. С песнями, под которые исполняются хороводы, ученики предварительно знакомятся на уроках музыки.

При разучивании любого танца нужно хорошо усвоить каждое движение, затем выучить отдельные фигуры или эпизоды танца и, наконец, весь танец в целом - сначала в замедленном, а потом в нужном темпе. При этом не следует предъявлять требований к четкости и выразительности исполнения отдельных элементов танца. Ведь в основе танца для умственно отсталых детей лежит заинтересованность, а не правильность. Главное, по нашему мнению, воспитать у детей естественную простоту, живость, непосредственность - всё, что присуще человеку в жизни.

Выполнение элементов танцев помогает овладеть ходьбой, бегом и другими видами движений как средством выражения простейших музыкально-двигательных образов. Танцевальные упражнения позволяют научить детей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, переключаться с одного темпа на другой, изменять движения в связи с изменением силы звучания, смены регистров, характером мелодии. Игровые танцы на координацию движений с речью учат детей понимать и правильно передавать нормальный ритм и темп речи. Рекомендуем использовать песни-пляски и игровые танцы, в которых в комплексе решается сразу несколько задач. Например, для развития ритмического чувства, координации движений используются такие приемы, как координация слова с движением и игра на детских музыкальных инструментах.

Учитывая психомоторные особенности детей с ОВЗ предложенный материал многовариантный, занимательный и разнообразный.

Требования базируются на учете возрастных особенностей и состояния психомоторики учащихся с ограниченными возможностями здоровья во время обучения в начальных классах вспомогательной школы.

Осуществлена преемственность между специальным детским садом и вспомогательной школой в работе по музыкально-ритмическому воспитанию, что позволяет обеспечить достаточную коррекционную направленность занятий ритмикой.

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ • ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ • ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ • ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ запись закреплена

• ПОПУЛЯРНЫЕ ПОСОБИЯ ПО РИТМИКЕ •

1. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие

В основе предлагаемой методики лежат идеи выдающегося музыканта-педагога, создателя системы музыкально-ритмического воспитания Э.Жака-Далькроза. В книге даются описания основных движений, показаны средства музыкальной выразительности, представлен музыкально-ритмический материал и др.
Пособие поможет учащимся постичь основы предмета, логику построения отдельных тем и подготовит их к проведению творческой работы с детьми.

2. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Выпуск 1

Настоящее методическое пособие предназначается в помощь для преподавателей ритмики в музыкальных школах. В пособии содержатся общие положения о постановке занятий по ритмике, конкретные метод. указания, музыкальные пьесы и отрывки, на основании которых проводятся упражнения, игры, этюды.

3. Г. Франио. Методическое пособие по ритмике

В пособии содержатся методические указания по проведению уроков ритмики с детьми, а также описание разнообразных упражнений, игр и этюдов. В большом нотном приложении собраны произведения композиторов разных эпох и стилей, народные песни и танцы. Для преподавателей музыкальных школ.

4. Э.Жак-Далькроз. Ритм

Читайте также: