Физическая культура стала обязательным учебным предметом в школе

Обновлено: 05.07.2024

Быть или не быть?

В школу я пришла работать в 1995 году учителем физической культуры, а до этого работала инструктором по физической культуре в детском саду. Параллельно с преподаванием,была тренером в спортивной школе. За время своей деятельности - как в статусе ученицы, так и в должности учителя, тренера, заместителя директора, а затем и директора - наблюдаю за трансформацией этого предмета.

На мой взгляд, прежде всего важна не форма, а содержание и методы воспитания подрастающего поколения на уроках физической культуры как части общей культуры человека. Будет это урок или внеурочная деятельность, школьное объединение дополнительного образования или профессиональная спортивная секция - не имеет значения. Важен результат!

Оценки

Все дети разные, с определенным уровнем физической подготовленности, состоянием здоровья, типом темперамента, глазомером, реакцией – этот список параметров можно перечислять бесконечно.

Невозможно учесть все эти индивидуальные особенности каждого и адекватно оценить ребенка по шкале от 1 до 5.

Необходимо учитывать, что критики предмета, как правило, исходят из собственного школьного опыта, когда все дети сдавали общие нормативы по бегу, лыжам, подтягиваниям, отжиманиям, когда прыжок через коня или лазание по канату были страшным сном для школьниц. А от сдачи нормативов зависела оценка. Однако с тех пор прошло немало времени, физическая культура постепенно стала гуманизироваться, то есть развиваться в соответствии с интересами и запросами личности и общества. Теперь школьницам можно видеть замечательные сны про то, как они, используя потенциал медицинского и инженерных классов, разрабатывают свою индивидуальную схему питания и тренировок, становятся более красивыми и здоровыми.

Возможность выбора

Например, ученик по состоянию здоровья должен быть освобожден от практических занятий. Что делать в этом случае? К счастью, сегодня оценку можно получить не только за определенное число подъемов переворотом. Ученик может заниматься исследованиями в области физической культуры и спорта, посещать занятия в щадящем для него режиме и в итоге претендовать на положительную оценку.

Существует и обратная ситуация, когда ученик занимается спортом на профессиональном уровне и откровенно скучает на занятиях с одноклассниками. При этом уроки физической культуры могут негативно влиять на график тренировок спортсмена, особенно если речь идёт о спорте высших достижений. Зачем мучить обучающегося в этом случае? Или поставить ему 15 баллов вместо 5? В такой ситуации школа идет навстречу и засчитывает результаты, полученные на занятиях в секции, которую посещает ребенок, как оценки по предмету. Причем речь идет не только о школьных секциях, но и вообще о любых спортивных кружках и школах, где тренируется ребенок.

ГТО

При этом поощрять успехи в спорте можно и нужно! Поэтому по-настоящему здорово, что за сдачу нормативов ГТО ВУЗы добавляют выпускникам баллы к результатам ЕГЭ.

Возрождение норм ГТО лично я встретила с воодушевлением. Год назад я совместно с коллегами сдала нормативы и получила золотой знак отличия.

Конечно, нормы отличаются от первоначальных, введенных в 1931 году, но для общества по-прежнему важно, чтобы его граждане были физически крепкими и здоровыми, могли полноценно трудиться.

Из обязанности - в потребность

Главная цель, которой, на мой взгляд, должны следовать учителя физической культуры – это повернуть предмет к ученику, сделать так, чтобы физическая культура стала здоровой потребностью каждого.

Мы часто говорим о “бодипозитивности”, об умении нравиться самому себе, и именно физическая культура должна учить этому!

И еще об одной форме гуманизации и демократизации учебного предмета, о котором мы говорим. К ней относится открытость школьной инфраструктуры для родителей и всех желающих (жителей окрестных домов).

Дети должны видеть, что их родные и знакомые ведут активный и здоровый образ жизни, систематически занимаются физической культурой и спортом.

В качестве вывода хочется подчеркнуть, что призывы отменить или реформировать физическую культуру в школе преждевременны. Сегодня формат предмета таков, что его можно трансформировать и подстроить под каждого ученика. Я думаю, если мы хотим воспитать здоровое поколение, индивидуальный подход к детям должен быть в каждой школе.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ. Автор учебных пособий для студентов вузов, методических пособий по проблемам физического воспитания и развития детей дошкольного возраста для педагогов дошкольных образовательных организаций. Разработчик программ курсов повышения квалификации для специалистов по физической культуре дошкольных образовательных организаций.

Первая проблема состоит в том, что в связи с модернизацией системы образования физическая культура у дошкольников стала проводиться не узконаправленными специалистами (инструкторами по физической культуре), а воспитателями. Другая проблема: педагоги недостаточно хорошо владеют нормативно-правовой базой, регламентирующей работу по физической культуре, а также современными технологиями в области физического развития детей.

Следующий важный вопрос — качество подготовки специалистов. В настоящее время набирает обороты дистанционная форма повышения квалификации. На мой взгляд, качественная подготовка специалистов в области физического воспитания и развития детей не может ограничиться дистанционным форматом. Здесь есть своя специфика, которая предполагает обязательный практикум, тренинг, мастер-класс, обучение практическим навыкам выполнения физических упражнений.


В России начала XIX века физической культуры в современном понимании в учебных учреждениях не было. По понятным причинам развитие физической силы требовалось в армии и входило в программы обучения исключительно в военных заведениях. Эти программы были дальними родственниками современных уроков физкультуры: никаких учебных комплексов не было, обучали, как правило, плаванию, борьбе, верховой езде, фехтованию, стрельбе.

Весьма популярной в конце XIX века стала спортивная сокольская гимнастика. Придумал ее пражский педагог эстетики и идеолог сокольского движения Мирослав Тырш. Сокольское движение возникло как реакция на Французскую революцию и Наполеоновские войны: Чехия на тот момент была частью Австро-Венгерской империи, и ее это совсем не устраивало. Мирослав Тырш, выпускник Пражского университета, представитель буржуазной интеллигенции, был тем, кто вдохновлял чешский народ принять участие в национально-освободительной борьбе с австрийскими завоевателями. Его программа со снарядами и комплексом упражнений стала первой официальной гимнастической системой, используемой в России. Министерство народного просвещения активно внедряло ее в учебные заведения, и к 1912 году сокольская гимнастика преподавалась уже в 855 средних учебных заведениях.

Мирослав Тырш был знаком с большинством систем гимнастических упражнений первой половины XIX века. Но, что интересно, ни одна из них ему не нравилась. Его подход во многом говорил о том, что он был самым настоящим художником, поскольку для него важнее всего было сделать упражнения красивыми и привлекательными, что перекликается с концепцией художественной гимнастики. Ленты, шарфы, венки, которые надевали девушки во время упражнений, носили чисто декоративный характер. Дошло до того, что он исключил из своей практики все некрасивые, на его взгляд, упражнения, хоть они и были полезны для физического развития.



студент 3-го курса факультета летних олимпийских видов спорта Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта

«Физкультуру в моей школе преподавали очень хорошо, она никогда не была для меня второстепенным предметом, а к учителю я всегда относился положительно. На мой взгляд, возвращение норм ГТО — это существенный плюс: в СССР они давали свои плоды. Очень важно проверять физическую подготовку населения. Получение золотого значка стимулирует людей к тому, чтобы заниматься своей физподготовкой, — а значит, здоровьем.

На моем факультете предметы, на которых нужно заниматься спортом активно, были в основном на первых курсах. Сейчас в рамках общего курса нам читают лекции по экономике, философии и так далее. В предметы, близкие нашей специальности, мы сильно углубляемся — например, в теорию и методику физической культуры, теорию спорта, теорию и методику избранного спорта.

В основе его учения о физическом упражнении лежала теория естественных движений человека. Эти движения — лежать, сидеть, ползать, ходить, бегать, прыгать и тому подобное. Аэробика без музыки? Упражнения без отягощения? Вот как красноречиво говорил о своей гимнастике сам автор:


«Работать с детьми не тяжело, если ты сам заинтересован в результате. Они потянутся к тебе, надо только быть честным. Если они увидят слабину, то сядут, как говорится, на голову. Дисциплину я поддерживаю из года в год. На мой взгляд, качество работы зависит от личности самого учителя, а не от учебников. Преподаватель сам по себе должен быть руководителем, в меру строгим. Конечно, важную роль играет материальная база.

Я учитель физкультуры по специальности. Сейчас без соответствующего диплома физруком не устроиться, то есть если раньше, например, учитель математики мог вести информатику, то теперь в новом году вступает в силу закон, запрещающий работать без соответствующего диплома.

Конечно, зарплата небольшая, в среднем 16–18 тысяч, очень мало. Я работаю в сельской школе, у нас много детей. Из спортинвентаря не хватает хороших мячей, например волейбольных, гантелей и штанг, с остальным пока справляемся. В прошлом году мы участвовали в конкурсе Федерации по баскетболу и выиграли 25 мячей, что, конечно, хорошо. Зимой на лыжах мы не занимаемся — просто потому, что у нас мало снега.


После Октябрьской революции и вплоть до 1920 года программы по физкультуре были преимущественно военными, а после 1920-го — трудовыми. Высший Совет физкультуры только с 1923/24 учебного года ввел всеобщее обязательное преподавание физкультуры в школах*. А в 1927 году была наконец выпущена единая программа урока, основанная на естественных человеческих движениях, которая стала прародителем всех следующих программ. Схема состояла из 6 серий для начальной школы и 8 серий для средней:

1) порядковые упражнения — построение, перестроение, размыкание, ходьба в различных направлениях: на носках, с движениями рук, в обход, по кругу, по диагонали и т. д.;

2) подготовительные упражнения;

4) сопротивления с отягощением, парные упражнения в сопротивлении;

6) специальные упражнения профилактического и корригирующего характера для отдельных групп мышц;

8) заключительная часть.

Единственным, но важным недостатком было то, что это программа была, так сказать, для галочки и не задавала конкретных нормативных требований. Разработка программы физподготовки шла очень медленно. Не хватало специалистов и гимнастических залов, в школах Московской области в 1929 году не было ни одного учителя физической культуры со специальным профессиональным образованием. Постепенно стали проводиться исследования по нагрузке, связанной с гимнастической и спортивной деятельностью учащихся: согласно данным* на 1929 год, состояние здоровья школьников на тот момент вызывало серьезные опасения (процент здоровых детей был крайне незначительным). Подходы к физвоспитанию стали упрощаться — оказалось, что эксплуатация и нездоровый образ жизни прошлого поколения ослабили организм нынешних рабочих и их детей.

Физические (естественные) упражнения в ГТО были поделены на две основные группы: общеподготовительные и прикладные. В те времена программа физупражнений вместо 6 и 8 серий, как было в 1927 году, стала выполняться в 4 серии. Первая серия — втягивающие упражнения (5 минут), вторая — общеразвивающие упражнения (10 минут), третья — основные упражнения (25 минут), четвертая — успокаивающие упражнения (5 минут). Общее время урока должно было составлять 40–45 минут. Прикладные упражнения составляли основную часть программы и включали в себя ходьбу, бег, переползания, упражнения на равновесие, передвижение на лыжах, плавание, прыжки, лазанье, переноска различных предметов (и живого веса), метание, элементы борьбы, военное дело.

Так комплекс норм ГТО стал главным итоговым показателем успеваемости по физической культуре, с его помощью разрабатывались программы всех учебных учреждений более чем на 50 последующих лет, в течение которых он частенько обновлялся.

В 1955 году на учебный предмет в школе стало отводиться 66 часов в год — по два часа в неделю. Нормативы 5–7-х классов стали отличаться для девочек и мальчиков. У девочек было меньше упражнений в висах и упорах, большее внимание уделялось укреплению мышц брюшного пресса, стали короче дистанции в беге и передвижении на лыжах, исключены некоторые виды прыжков.

Нормы ГТО исчезли вместе с Союзом. С 1996 года в обновленной России прекращается монополия единой программы физподготовки во всех школах РФ, появляются новые нормативы, программы физического воспитания на базе одного вида спорта, программы антистрессовой пластической гимнастики и другие авторские программы.


Разъяснения по вопросам введения третьего часа физической культуры

В 2011 году в Минобрнауки России поступило большое количество писем граждан (обучающихся, родителей (законных представителей) и работников образования) о введении третьего часа физической культуры. Настоящие разъяснения разработаны на основе вопросов, наиболее часто встречающихся в указанных письмах.

Вопросы граждан о введении третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях

Вопрос 1. На каком основании введен третий час физической культуры в общеобразовательных учреждениях?

Преподавание физической культуры, как и других учебных предметов в Российской Федерации, осуществляется в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

Вопрос 2. Почему третий час физической культуры вводится за счет других учебных предметов? Может ли общеобразовательное учреждение заменить третий час физической культуры на другой учебный предмет?

Вопрос 3. Будет ли разработано учебно-методическое обеспечение преподавания физической культуры в условиях 3-х часовой учебной нагрузки?

Министерством проведён мониторинг об опыте работы, проводимой в регионах, по разработке и использованию инновационных учебных программ, методик и технологий физического воспитания и преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях.

Сформирована база инновационных программ, методик и технологий преподавания физической культуры, а также статистический банк данных новаторской деятельности образовательных учреждений.

Для оказания содействия в этой работе в соответствии с приказом Минобрнауки России от 29 апреля 2011 года № 1560 создан экспертный совет Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях (далее - экспертный совет), состав которого сформирован из числа ведущих ученых и практиков сферы образования, физической культуры и спорта.

Министерство проводит целенаправленную работу с рядом всероссийских спортивных федераций. В текущем году заключены соглашения о взаимодействии Минобрнауки России с федерациями художественной гимнастики, бадминтона, фитнес-аэробики, Российским футбольным союзом. Главная цель этой работы - совершенствование урока физической культуры через использование элементов данных видов спорта, а также повышение квалификации учителей лучшими методистами и тренерами этих видов спорта.

Вопрос 4. Может ли общеобразовательное учреждение включить виды спорта, не предусмотренные примерной образовательной программой по физической культуре, в школьную программу по физической культуре?

В соответствии с методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации при организации, планировании и проведении третьего часа физической культуры общеобразовательным учреждениям рекомендуется использовать спортивные площадки и залы учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, а также спортивных объектов, находящихся в муниципальной и региональной собственности (письмо Минобрнауки России от 7 сентября 2010 г. №ИК-1374/19 и Минспорттуризма России от 13 сентября 2010 г. №ЮН-02-09/4912).

В августе 2011 года руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерство направило рекомендательное письмо о важности использования субсидий, которые выделили субъектам Российской Федерации на модернизацию региональным систем общего образования, в том числе на приобретение спортивного инвентаря и оборудования для обеспечения школьных физкультурно-спортивных залов и площадок (письмо от 9 августа 2011 г. №МД-1063/19).

Минобрнауки России в настоящее время проводит серьёзную работу совместно с Роспотребнадзором и Минрегионом России по корректированию действующих СанПиНов и СНиПов. Цель этой работы - улучшение условий для занятий физической культурой и спортом в существующих общеобразовательных учреждениях и создание полноценных условий для соответствующей^деятельности во вновь проектируемых общеобразовательных учреждениях.

Внесены предложения в Минрегион России, которые предусматривают для вновь проектируемых и строящихся школ существенное увеличение состава и площади школьной физкультурно-спортивной зоны и физкультурно-спортивного блока.

На заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, которое состоялось в г. Краснодаре 16 мая 2011 года Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным было дано поручение высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации принять меры по развитию сети плоскостных спортивных сооружений при школах, а также межшкольных спортивных сооружений.

Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 30 сентября 2011 г. № ВП-П16-6917 к 2014 году спортивные залы и сооружения государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений должны быть оснащены современным спортивным оборудованием и инвентарем. Финансовое обеспечение оснащения предусмотрено за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования с целью эффективного расходования субсидий, направленных на приобретение спортивного оборудования и инвентаря. Минобрнауки России в 2012 г. будут разработаны перечень и характеристики современного спортивного инвентаря и оборудования для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.

К концу XVII в. Россия представляла собой обширное многонациональное централизованное феодально-абсолю­тистское государство, нуждавшееся в развитии промышленности, военного дела, науки и техники, просвещения, усовершенствовании государственного аппарата. На решение этих задач были направлены преобразования Петра I. Быстрыми темпами стали развиваться металлургия, мануфактурное производство, кораблестроение, а также много внимания уделялось подъему русской национальной культуры. Большую роль в развитии физического воспитания сыграли преобразования в области просвещения и военного дела.

Однако следует оговориться, что значительные изменения, которые произошли в эту эпоху и в формах и в содержании физической культуры, относятся главным образом к тем из ее форм, которые обслуживали интересы господствующих классов. Что же касается простого русского народа и других народов, входивших в состав Российской империи, то их физическое воспитание и в это время сохраняло присущий ему издревле самобытный характер. Кулачные и палочные бои, борьба, плавание, хороводы, качели, катание на салазках с гор, игры, ярко окрашенные в различные национальные окраски, и другие формы народных развлечений, осужденные в свое время указами светской власти, на протяжении многих веков преследуемые церковью, теперь вновь получили право на жизнь.

В этом отношении реформы Петра I, хотя и косвенно, все же положительно сказались на развитии народного физического воспитания, освободив его от преследований со стороны церкви и органов государственной власти.

Но не мешая физическим упражнениям, являвшимся составной частью народных развлечений, правительство Петра I и не содействовало их распространению. А поскольку война, налоги и различного рода повинности тяжелым бременем ложились на плечи и без того разоренного крестьянства, ясно, что от этого страдала и сама основа его физического существования и развития.

Жизнь крестьянства была суровой и тяжелой. И все же, несмотря на это, русский народ в основном выгодно отличался своей физической силой, выносливостью, закалкой, мужеством и способностью к перенесению длительных военных походов.

В условиях больших преобразований в России со времен Петра I, неизмеримо возросли потребности в квалифицированных кадрах. В стране создаются светские учебные заведения. В 1701 г. в Москве в школе математических и навигационных наук вводится физическая подготовка как обязательный учебный предмет, а затем и в Морской академии (1719) в С.-Петербурге, в гимназии Глюка в Москве (1703). Средствами физического воспитания были – фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры.

Наряду с государственными учебными заведениями в это же время в С.-Петербурге появляются частные общеобразовательные школы, в учебном плане которых значительное место было отведено и физическому воспитанию. Школы эти принадлежали, как правило, шведам, попавшим когда-то в плен. В этих школах учились дети не только шведов, но и русских. Шведские преподаватели учили “вверяемых им детей латинскому, французскому и другим языкам и также морали, математике и всякого рода телесным упражнениям”.

Во второй половине XVIII в. открываются гимназии и пансионаты для обучения детей дворян и разночинцев. Здесь внимание обращалось на привитие внешних манер поведения, а также фехтованию, танцам.

В учебные планы гражданских учебных заведений также были включены элементы физического воспитания. В 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями для подготовки учащихся в Университет – для дворян и разночинцев. Сословный характер гимназий обусловил и систему постановки физического воспитания в них. В то время как в гимназии для дворян преподавались “экзерциции воинские, ежели иметь будет учеников”, фехтование и танцы, в учебном плане гимназии для разночинцев эти предметы не предусматривались. Тот же учебный план сохранен для открытой в 1758 г. Казанской гимназии.

В правление Екатерины II большое внимание уделялось организации просвещения. Главное внимание обращалось на военно-учебные заведения, комплектовавшие своих воспитанников из дворян.

В связи с учебно-воспитательными реформами И.И. Бец­кого, кадетский шляхетный корпус получил новый устав, утвержденный 11 сентября 1766 г. Значительно была расширена программа по общеобразовательным предметам. Однако наибольшие изменения коснулись физического вос­питания. Учебный план предусматривал только преподавание “танцевания и фехтования”, тем не менее, физическое развитие признавалось решающим в быту кадетского корпуса.

В детском возрасте кадеты получали общее физическое воспитание согласно правилам, изложенным в “настав­лении о воспитании детей”. В возрасте от 15 до 18 лет главное внимание обращалось на верховую езду, вольтижировку и фехтование. С 1772 г. по инициативе Бецкого в корпусе велось обучение “мячиковой игре”, преподавателем который был приглашен “профессор мячиковой игры господин Корбин де Плеси из Парижа”. Обязанности его заключались в обучении “во всем том, что до мячечной игры принадлежит, т.е. мортировать игру, сделать мячики и рапиры”. Несмотря на то, что желающих обучаться не оказалось, Плеси по заключенному с ним контракту получал в течение 6 лет по 1000 рублей в год, причем по истечении этого срока с ним был заключен контракт еще на три года. В 1796 г., упорно стремясь привить “благородному юношеству” вкусы французской дворянской молодежи, среди которой игра в мяч пользовалась большой популярностью, Бецкой пригласил другого “профессора”, некоего Бионна на этот раз с жалованием 500 рублей в год.

Этот пример свидетельствует о том, что если в первой половине XVIII века физическое развитие проводилось по методам, усвоенным из немецких кадетских корпусов, то при Екатерине II “решающее влияние оказала система физического воспитания французской дворянской молодежи”.

В 1804 г. создается Устав учебных заведений. Появляется система в образовании – приходские и уездные училища, гимназии и университеты. В училищах физическое воспитание не было предусмотрено, а в гимназиях и университетах – необязательный предмет.

Лучше всего физическое воспитание было поставлено в закрытых дворянских учебных заведениях-лицеях. В Царскосельском лицее был специальный зал, где занимались фехтованием, гимнастикой и другими физическими упражнениями и играми.

Читайте также: