Физическая готовность к школе включает в себя многие компоненты

Обновлено: 05.07.2024

Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально – волевого развития.

Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

В условиях повседневного поведения и общения с взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.

Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.

В настоящее время существует большое количество определений и классификаций готовности ребенка к обучению в школе. Наиболее основательной нам представляется классификация, предложенная Р.В. Овчаровой [21].

Р.В. Овчарова так определяет готовность ребенка к школе:

ребенок к школе готов – умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на открытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий;

ребенок к школе не готов – не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий [21].

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. От того, как ребенок подготовлен к школе всем

предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Очень многое зависит от семьи. Ведь семья – это ближайшее окружение ребенка, именно та среда, в которой и формируется его представление о себе и о мире, начинается развитие социальной природы. Дефицит общения в семье, отсутствие психологического контакта с ребенком приводит к незрелости эмоционально-волевой сферы, к отставанию в развитии, в интеллектуальной деятельности. Немаловажен и тот факт, что дети посещают классы предшкольной подготовки и детский сад практически не испытывают проблем в адаптации в первом классе. Формирование произвольности становится центром психического развития: развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности, ребенок учится управлять своим поведением. Иногда в семье не всегда понимают своеобразие личности ребенка и неадекватно расценивают его психические возможности.

Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Эти успехи во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности

Таблица 1 - Схема готовности ребенка к школьному обучению (Р.В. Овчарова)

Сегодня ваш малыш еще дошкольник, а завтра идет в первый класс. Ему в скором будущем предстоит терпеливо сидеть за партой, выполнять задания, усваивать программу. Резко возрастает нагрузка на детский организм. И если об интеллектуальной, личностной, волевой готовности будущего первоклассника написано достаточно, то о физической информации немного. В то время как физическая готовность ребенка к школе является той естественной опорой, благодаря которой будет легче включиться в учебную деятельность.

Актуальность физической подготовки ребенка к школе

Переступая порог школы, дети оказываются в совершенно новой среде, где и общение, и деятельность, и нагрузка будут другими, нежели в дошкольном возрасте.

Физическая подготовленность дошкольника

К сожалению, на сегодняшний день количество абсолютно здоровых детей сокращается. При этом школьные нагрузки, связанные с усвоением большого информационного потока, только увеличиваются. Поэтому необходима серьезная подготовка здоровья ребенка к школе.

Из-за проблем со здоровьем, недостаточности физического развития у многих детей возникают сложности с усвоением школьного материала. Ситуацию усугубляет и то, что развитие внимания у дошкольников зачастую не достигает необходимого уровня произвольности.

Повышенная тревожность, отсутствие умения сосредоточиться и найти допущенные ошибки могут быть связаны с нарушением сердечной деятельности.

Неровный почерк, быстрая утомляемость, забывчивость могут быть спровоцированы бронхиальной астмой.

Такой вывод не голословен, он обоснован практическими наблюдениями за первоклассниками. Чтобы принять предупредительные меры, родителям важно знать, что конкретно подразумевается под этим понятием.

Составляющие физической готовности детей к школьному обучению

Проанализируем, какие физические ресурсы понадобятся детскому организму для включения в учебную деятельность в условиях школы:

  • Общая физическая выносливость, связанная с психо-эмоциональной нагрузкой.
  • Умение длительно удерживать статистическую позу в положении сидя.
  • Развитая мелкая моторика рук.
  • Возможность без перенапряжения мышц шеи удерживать голову, фиксируя взгляд на доске.
  • Развитая зрительно-двигательная координация.
  • Развитая пространственная координация.
  • Достаточная ловкость, точность движений и физическая сила.

Перечисленные составляющие можно сгруппировать по направленности и выделить основные компоненты физической готовности ребенка к школе:

  • двигательная подготовка;
  • подготовленность руки к овладению письмом;
  • выносливость и навыки саморегуляции.

Таким образом, физическая готовность к школе включает общую сформированность детского организма, актуальное состояние здоровья, физическую и умственную работоспособность, развитые двигательные навыки, моторику.

Двигательные навыки старших дошкольников

К моменту поступления в школу очень важно развить у ребенка такие двигательные навыки, как координация, ловкость, гибкость. Также важны сила и выносливость, поскольку они тесно связаны с работоспособностью, необходимой для успешного обучения.

Телефоны и другие гаджеты принесли нашим детям не только дополнительную информацию, но и малоподвижный образ жизни. Технологический прогресс дал возможность выполнять ряд действий, не поднимаясь с дивана. В то время как дошкольнику важны движения, познавательно исследовательская деятельность, игры в реальности, дети замирают у экранов и проводят значительную часть времени в застывшей позе, с огромной нагрузкой для глаз.

Что должно стать альтернативной малоподвижному образу жизни ребенка? Только пример родителей и их активность.

Существует немало средств физического воспитания, которые позволяют развивать двигательные навыки у дошкольников:

  • ежедневно занимайтесь зарядкой с ребенком;
  • ходите на совместные прогулки в парк;
  • играйте в подвижные игры;
  • систематически занимайтесь с дошкольником спортом;
  • определите ребенка в спортивную секцию в соответствии с его способностями и желанием;
  • практикуйте семейный туризм.

И не забывайте, что нагрузка должна соответствовать возрасту ребенка.

Готовность руки к овладению письмом

Важнейший показатель готовности детей к обучению в школе – это подготовленность руки к письму. Письмо – сложный навык, связанный с координацией движений. Поэтому для детей дошкольного возраста важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Чтобы правильно настроить руку на освоение письменной нагрузки, необходимо развивать мелкую моторику, создавать условия для накопления ребенком двигательного опыта.

Для этого можно использовать следующие приемы:

Благодаря перечисленным простым приемам, улучшается подвижность кисти ребенка, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Работоспособность и навыки саморегуляции

Если у ребенка низкий уровень работоспособности, он недостаточно активен на уроках, быстро утомляется, снижается качество его работы, появляется неуверенность в себе. Это влечет за собой ряд проблем при усвоении школьного материала и при взаимодействии со сверстниками.

Подготовка руки к письму

Работоспособность зависит от:

  • состояния здоровья ребенка;
  • возраста;
  • внутрисемейных отношений;
  • имеющихся умений и навыков.

На уровень работоспособности влияет саморегуляция — умение произвольно контролировать свою двигательную и эмоциональную сферы.

Родители помогут ребенку развить саморегуляцию и повысить его выносливость к физическим нагрузкам, если создадут соответствующие условия дома:

  • точно придерживайтесь системы правил, введенной в семье;
  • во время совместных занятий с ребенком четко проговаривайте этапы и используемые алгоритмы действий;
  • играйте в игры с определенными правилами;
  • развивайте самостоятельность.

Цель: развитие произвольного внимания, преодоление двигательного автоматизма.

Как проверить физическую готовность ребенка к школе

Проверку готовности детского организма к школе осуществляет медицинская комиссия: участковый педиатр и группа узких специалистов (хирург, невролог, психотерапевт и т.д.). Можно ли родителям предварительно определить, насколько готов ребенок к школе физически? Конечно, первичную диагностику физической готовности ребенка к школе могут провести папа или мама, ведь никто лучше не знает их ребенка.

Хорошим показателем является, если:

  1. У ребенка снизилась частота заболеваний или они протекают без осложнений.
  2. Отсутствуют хронические заболевания.
  3. Ребенок активен, хорошо ест, спит.
  4. Владеет своим телом, сохраняет осанку.
  5. У дошкольника хорошо развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества).
  6. Он может сохранить статическое равновесие (от 15 секунд) стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги).

Для определения уровня подготовленности мелкой моторики рук можно использовать следующий тест.

Ребенку предлагают нарисовать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3-3,5 см. Слаборазвитая кисть – ребенок не справляется с предложенным заданием. Ошибки заключаются в том, что он фиксирует образец на плоскости; возможно, рисует овал, круг меньшего размера; передвигая руку, рисует в несколько приемов.

Показателем скованности, фиксированности кисти является преимущественное рисование ребенком очень мелких предметов.

Итак, что могут делать родители в период дошкольного детства, чтобы их ребенок стал готов к школе физически?

  • Позаботиться о проверке и укреплении здоровья ребенка (излечить или облегчить хронические заболевания, формировать осанку).
  • Обеспечить режим дня (питание, сон, бодрствование, прогулка).
  • Укреплять физиологическую базу ребенка с помощью посильных спортивных нагрузок.
  • Уделять особое внимание психомоторному развитию.

В современные годы взрослые часто делают акцент на развитие интеллектуальных способностей дошкольников, порою упуская своевременное физическое развитие. Поэтому важно напомнить родителям, что успешный ученик – это здоровый ученик.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Готовность ребенка к школьному обучению определяется не только
на основе личностных и интеллектуальных составляющих, но и физической.
Оздоровление детей и своевременная диагностика их развития – обязательная часть работы дошкольного образовательного учреждения.

Физическая готовность детей к школьному обучению

Физическая готовность ребенка к обучению — это состояние здоровья, определенный уровень

морфо-функциональной зрелости его организма, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, физическая и умственная ра­ботоспособность.

Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно забла­ говременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье.

Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры
и культуры здоровья.

Одной из наиболее актуальных задач обра­зовательной политики России является обеспече­ние равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Ее решение связано с сохранением здоровья и развитием личности каждого ребенка.

За последнее 10-летие в Российской Федера­ции значительно ухудшилось состояние здоровья детей дошкольного возраста. По результатам все­российской диспансеризации детей только 32,1% признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2% — хронические заболевания. Ре­зультаты выборочных научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время не более 10% детей 5—7 лет можно считать абсолютно здоровыми.

Для решения этой проблемы и укрепления здоровья детей президент Владимир Путин и предложил воссоздать систему ГТО в новом формате с современными нормативами, которые будут соответствовать уровню физического развития ребёнка. Он также заявил о том, что название программе нужно придумать другое, и поручил Минобрнауки и Минспорту заняться её разработкой.Президент также предложил вносить оценку уровня физической подготовки школьника в аттестат и учитывать её при поступлении в вузы.Инициативу Владимира Владимировича снова ввести ГТО уже поддержали депутаты Г осдумы, сенаторы Совета Федерации, ректоры вузов, а также ДОСААФ России

На этапе подготовки ребенка к школе основ­ным моментом в улучшении медицинского обслу­живания в детском саду должны стать преемствен­ность и взаимосвязь в работе поликлиники и ДОУ.

Перед поступлением ребенка в школу необ­ходимы тщательное прогнозирование течения адаптации ребенка к новым ожидающим его ус­ловиям и формирование комплексных психолого-медико-педагогических рекомендаций.

В области физической культуры и здо­ровья детей 5-7 лет предлагается комп­лекс мер, направленных на охрану и ук­репление здоровья детей, формирование физической культуры, представленный следующими блоками.

1-й блок - здоровьесберегающая направленность форм, средств и мето­дов физического воспитания дошколь­ников, которая включает в себя:

Комплексную психолого-физио­логическую диагностику развития ребен­ка и готовность его к школьному обуче­нию, мониторинг состояния здоровья и физического развития детей.

Отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей детей и их функциональных возможностей на данном этапе развития, отказ от "школь­ного" типа обучения детей дошкольного возраста.

Внедрение технологий создания здоровьесберегающей среды в детском саду:

рациональный режим дня, пост­роенный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, физической и умственной работоспособности;

оптимальный двигательный ре­жим;

обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;

преобладание положительных эмоций у детей;

использование психолого-педагогических приемов, направ­ленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей.

4. Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях дет­ского сада с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребенка (приемы повышения эффективности использования обору­дования путем создания новизны и смены оборудования, внесение новых пособий и т. д.).

5. Разработку образовательных технологий:

занятия, беседы, игры, игровые упражнения, художест­венная литература, просмотры видеофильмов, направ­ленные на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни;

приемы выполнения упражнений, самомассажа, гим­настики для глаз, дыхательных упражнений, закали­вающих процедур;

занятия, направленные на формирование представле­ний о строении своего тела и отдельных систем и органов (по ознакомлению с окружающим, логопедические занятия);

формирование представлений о многообразии физических и спортивных упражнений, назначении и способах использования движений, их практической значимости (подвижные игры и физические упражнения, игры с элементами спорта и акробатики, ритмическая гимнастика, занятия по физической культуре);

приемы, направленные на активную роль ребенка в укреплении своего здоровья в разных формах познавательной и двигательной деятельности (занятия по ознакомлению с окружающим, дидактические игры с включением активных действий, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры с включением динамического компонента);

приемы самоконтроля и саморегуляции в процессе разных форм двигательной активности (игровые упражнения, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения).

2-й блок - для достижения высокого качества работы по физической культуре планируются:

1. Разработка и реализация вариативных программ, направленных на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание занятий по раз­ ным видам деятельности соответствующего ма ­ териала.

Использование новейших технологий обучения детей разным видам движений; повы­шение эффективности занятий физической культуры, проведение мониторинга физическо­го развития и состояния здоровья детей.

Привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и культуры здо­ровья.

3-й блок - модернизация содержания ра­боты с детьми на основе внедрения следующих личностно ориентированных педагогических технологий:

Разработка дифференцированных заня­тий по физической культуре с учетом уровня двигательной активности детей, состояния здо­ровья, уровня физической подготовленности и половозрастных различий.

Разработка технологий оздоровительной физической культуры с учетом уровня индиви­дуального развития ребенка в дошкольном уч­реждении.

Внедрение элементов креативной пе­дагогики с целью формирования положитель­ной мотивации у детей к самовыражению в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения их двигательной ак­тивности.

4-й блок - для развития и совер­шенствования адаптивных и функцио­нальных возможностей детского орга­низма необходимо использовать комп­лексы физических упражнений и игр, направленных на развитие двигательных качеств и способностей (координацион­ных, ловкости, быстроты, движений, си­лы, скорости, гибкости).

5-й блок - взаимодействие детского сада с семьей, общеобразовательной и спортивными школами, социокультур­ным окружением. Основными формами сотрудничества с семьей при этом явля­ются:

коллективное сотрудничество (родительские собрания, круглые столы, тренинги, деловые игры, семинары, досуги, открытые за­нятия);

индивидуальное сотрудничество (анкетирование, "обратная связь", консультации, беседы, домашние задания, "Почта доверия" — ано­нимные обращения и пожелания педагогов и родителей);

наглядно-информационное со­трудничество (стенды, "памятки для родителей", выставки работ, рабочих тетрадей детей);

активное участие родителей в жизни ребенка (подвижные игры, совместные занятия, соревнования, тренинги "воспита­тель — родитель — ребенок");

посещение детьми занятий в школе, спортивных соревно­ваний.

Диагностика физической подготовленности ребенка

Своевременная и углубленная диагностика физической подго­товленности позволяет выявить уровень развития движений и физи­ческих качеств у ребенка, а также определить степень его соответст­вия возрастным нормам. Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и прогнозировать объем средств и методов физического воспитания. Следует также отметить, что обнаруженная неравномерность в развитии двигательной функ­ции детей дает возможность определить причины их отставания или опережения в усвоении программы и наметить педагогические при­емы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.

Хороший фундамент общей физической подготовленности, за­ложенный на основе сочетания дифференцированного обучения детей основным видам движений с развитием физических качеств и двига­тельных способностей позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовки детей к обучению в школе.

При определении го­товности ребенка к обуче­нию в школе важно учи­тывать не только достиг­ нутый им уровень разви­тия моторики, но и его потенциальные двигатель­ ные возможности. Диапа­ зон уровня физической подготовленности ( раз ­ брос между максимальны­ми и минимальными пока ­ зателями) каждого ребен ­ ка позволит оценить его функциональные и двига­ тельные возможности.

Д вигательная активность — важ­ный показатель физической подготов­ленности детей.

Обследование двигательной актив­ности детей проводится 3—4 раза в год (осень, зима, весна, лето) по трем парамет­рам (объем, продолжительность, интен­сивность) в разные режимные моменты дня (во время физкультурного занятия, на прогулке, за целый день пребывания ре­бенка в дошкольном учреждении).

Комплексная оценка двигательной активности детей дается с использовани­ем методик: шагометрии, хронометриро­вания, педагогических наблюдений.

Предложенные диагностические тесты для определения физи­ческой подготовленности детей помогают воспитателю выявить при­чины отставания или опережения детей в освоении программного материала, создают предпосылки для оптимизации процесса физи­ческого воспитания в дошкольном учреждении.

Уровень физической подготовленности позволяет определить:

степень овладения ребенком "азбукой движений": базо­выми умениями и навыками в разных играх и упражнени­ях; элементами техники всех основных видов движений;

умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно используя свой арсенал двигательных действий в различных условиях;

развитие физических качеств и двигательных способно­стей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, вы­носливости, координационных особенностей;

общую двигательную активность ребенка в течение все­го времени пребывания его в дошкольном учреждении (с помощью комплексной оценки двигательной актив­ности).

Диагностические тесты для детей 5-7 лет

Двигательные задания

Показатели

Оценка функциональных и двигательных возможностей

Тесты для определения скоростных качеств

Тест позволяет оценить скоростные качества ребенка и его реакцию на сигнал

Бег 30 м с высокого старта

Определяется с максимальной скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся дей­ствий

Тесты для определения скоростно-силовых качеств

Прыжок в длину с места

Тест позволяет оценить скоростно-силовые качества

Прыжок вверх с места

Тест позволяет оценить скоростную реакцию ребенка

Прыжок в длину с разбега

Тест позволяет оценить скоростно-силовые качества и ловкость

Бросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы

Определяющим моментом в выполнении этого теста является уровень физического развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способности

Бросок теннисного мяча удобной рукой

Тест позволяет определить скоростную реакцию ребенка

Тесты для определения ловкости и координационных способностей

Челночный бег 3 х 10 м

Определяется способность быстро и точно перестраи­вать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки

Сохранение статического равновесия

Тест выявляет и тренирует координационные воз­можности детей

Подбрасывание и ловля мяча

Тест наиболее ярко характеризует качество ловкости детей и их координационные особенности

Отбивание мяча от пола

Тестируется ловкость, скорость реакции, устойчи­вость позы

Задания на гибкость

Тест характеризует подвижность всех звеньев опор­но-двигательного аппарата, эластичность мышц и свя­зок, являющихся их функциональной основой

Тесты для определения выносливости

Определяется функциональная устойчивость нервных центров, координирующих функциональную актив­ность двигательного аппарата

Тесты для определения силовой выносливости

Подъем туловища из по­ложения лежа на спине за 30 с

Определяется уровень силовой выносливости

приказом Минспорта России

(возрастная группа от 6 до 8 лет)

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к школе.

ВложениеРазмер
Информация для родителей 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Физическая готовность ребенка к школе

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к школе. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками - факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.

Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.

Физическая готовность ребенка к школе. Все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде. К концу шестого года жизни показатели физического развития ребенка в среднем достигают: длина тела - 116 см, масса тела - 22 кг, окружность грудной клетки - 57-58 см. Основные движения становятся более сложными: увеличиваются скорость бега, длина и высота шага, в прыжках уже можно обращать внимание на правильность разбега, группировки и приземления, шестилетки уже могут подбрасывать и ловить мяч одной рукой.

Дети знакомятся с техническими элементами различных видов спорта (ходьбы на лыжах, катания на коньках, плавания), овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, горки и др.). Серьезные требования предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников - к таким как выносливость, ловкость, быстрота, сила.

К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Суточная норма шагов - 1200-1500. Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя систематические занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в разных формах, включая учебную работу: физкультурно-оздоровительные мероприятия, утренняя гимнастика, физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на прогулках. Для обеспечения активности отдыха введены новые формы физкультурно-оздоровительной работы: физкультурные досуги, праздники здоровья, дни здоровья. Наполненные сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные впечатления, способствуют развитию интереса и творческой активности ребят.

Вместе с организованными формами физического воспитания необходимо уделять внимание и самостоятельной двигательной активности дошкольников. Именно здесь наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что требует соответствующих воспитательных воздействий. Одним из показателей хорошей физической подготовки к школе является высокая работоспособность. Она связана со множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов, поэтому при ее развитии надо учитывать возраст детей, состояние их здоровья, уровень познавательных способностей и т. Д.

Умственная работоспособность дошкольников на занятиях проявляется прежде всего в желании самостоятельно работать, в умении сохранять внимание и не отвлекаться в течение 25 минут занятия, в высокой активности и хорошем усвоении программного материала, в отсутствии выраженного утомления после занятия. Для детей дошкольного возраста характерен большой диапазон работоспособности. Например, выполняя специальные задания, дошкольники с высокой работоспособностью проявляют большую настойчивость и собранность, что позволяет им качественно и результативно справляться со значительным объемом работы в соответствии с учебными требованиями.

Проблема развития умственной работоспособности дошкольников до конца еще не разрешена, что связано с большими индивидуальными различиями, часто перекрывающими возрастные нормы. В дошкольном возрасте дети обладают большими потенциальными возможностями формирования умственной работоспособности, при этом очень важно правильно оценить и определить их предел. Это требует соответствующего внимания и осторожности.

Физическая готовность ребенка к школе. Важно учитывать не только объем и качество выполненной ребенком работы, но и состояние его организма во время трудового процесса, затраты энергии, которая нужна для осуществления данной деятельности. Перед поступлением в школу у ребенка важно развить желание учиться, пробудить интерес к знаниям, к самостоятельной деятельности. Заинтересованный содержанием материала и умеющий работать дошкольник без особого труда выдержит продолжительность занятия, активно будет участвовать в образовательном процессе.

- очень часто причина массовой отвлекаемости детей на занятиях кроется в однообразном, несодержательном проведении занятий с минимальным использованием педагогических приемов, двигательных и игровых компонентов, способствующих отдыху.

- после включения детей в работу целесообразно в течение 10-15 минут дать наиболее трудный новый материал, а потом провести физкультминутку. Последняя часть (1/3) занятия вновь облегчается за счет повторения пройденного материала. Воспитатель использует живые и интересные приемы обучения, активизирующие детей.

- в связи со снижением работоспособности надо усилить внимание к поведению ребенка, предоставить ему дополнительный отдых, облегченные задания, оказывать индивидуальную помощь и т. д.

Читайте также: