Фитодизайн кружок в школе
Обновлено: 05.07.2024
Год разработки программы – 1995 г.; внесены изменения и дополнения – в 2002, 2008 г.
Вид программы – авторская.
Направленность: интеграционная эколого-биологическая и художественно-эстетическая.
Срок реализации программы: 3 года.
Уровень реализации: среднее общее образование.
Способ освоения содержания образования: от репродуктивного до творческого.
Содержание
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи программы.
- Организация образовательного процесса.
- Структура программы и сроки ее реализации.
- Основные компоненты содержания программы.
- Учебно-тематический план 1-го года обучения. (Приложение 1)
- Содержание разделов, тем 1-го года обучения. (Приложение 2)
- Учебно-тематический план 2-го года обучения. (Приложение 3)
- Содержание разделов, тем 2-го года обучения. (Приложение 4)
- Учебно-тематический план 3-го года обучения. (Приложение 5)
- Содержание разделов, тем 3-го года обучения. (Приложение 6)
- Методическое обеспечение программы.
- Ожидаемый результат.
- Формы контроля уровня достижений учащихся.
- Информационное обеспечение программы. (Приложение 7)
Пояснительная записка
Актуальность и новизна предлагаемой программы велика.
Во-первых, усиливает вариативную составляющую общего образования в сфере пограничных с биологией прикладных, художественно-эстетических направлений деятельности.
Во-вторых, способствует практическому приложению знаний, умений и навыков, полученных в школе.
В-третьих, стимулирует познавательную мотивацию учащихся.
В-четвертых, самое главное – дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации и социализации к современному обществу и получить возможность осознанному выбору своей будущей профессии.
Основной целью данной программы является:
- дополнению теоретических знаний и практических навыков дисциплин естественно - биологического, художественно-эстетического и исторического циклов основного образования;
- развитию творческих способностей, личностного ориентирования, социализации и адаптации, учащихся в современном мире, осознанного профессионального самоопределения.
- укреплению нравственных принципов, умению уважать общечеловеческие ценности, жить в гармонии с природой, людьми, самим собой.
Задачи программы:
- Обеспечение наилучших условий для усвоения учащимися основных знаний и умений, необходимых для воплощения своего творческого потенциала, развития таланта и способностей в такой области человеческой деятельности, как фитодизайн.
- Стимулирование познавательной деятельности учащихся.
- Добиваться понимания практического значения полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков в повседневной жизни, и для решения задач профориентации.
- Формирование мировоззренческих понятий, осмысления окружающей действительности через активные формы творческого познания мира, общения с природой.
- Развитие художественно-эстетических способностей, умения видеть красоту окружающей действительности и стремления к её творческому, гармоничному изменению.
- Формирование сознательного отношения к вопросам охраны природы и экологическим проблемам.
- Стимулировать стремление к личностному росту и профессиональному самоопределению через систему диагностики и оценивания.
- Создание социокультурной среды общения, развитие коммуникативных навыков.
Организация образовательного процесса.
B основу образовательного процесса положены следующие принципы и идеи:
– достyпности;
– свободы выбора и реализации;
– единства обучения, воспитания и развития личности;
– дифференциации и индивидуализации;
– успешности;
– креативности;
– приоритета духовно-практической деятельности.
Условия набора детей:
Группы для занятий комплектуются с учетом возраста детей.
Возраст обучающихся – 10-15 лет.
1-й год обучения – 15-12 человек;
2-й год обучения – 12-10 человек;
3-й год обучения –10-8 человек.
Режим занятий:
1-й год обучения – 144 ч – 2 раза по 2 часа в неделю;
2-й год обучения – 216 ч – 2 раза по 3 часа в неделю;
3-й год обучения – 216 ч – 2 раза по 3 часа в неделю.
- особая атмосфера – эвристическая среда (в студии часто практикуются эксперименты, создаются творческие проекты, многократные попытки решить творческую задачу различными способами, использовать нетрадиционные средства);
- содержание деятельности носит духовно-практическую направленность;
- креативность, т.е. значимость порождения чего-то качественно нового;
- отношениями настоящих единомышленников, связанных определенным мировоззрением, единством творческих принципов;
- высокая степень собственной внутренней свободы участников объединения, раскрепощенность.
Все выше изложенное дает основание полагать, что студия является примером модели социального воспитания.
Структура программы и сроки ее реализации:
Программа рассчитана на 3 года. По окончании 3-летнего обучения выдается Свидетельство.
Основные компоненты содержания программы
Методическое обеспечение программы
Формы организации образовательного процесса
Традиционное занятие, комбинированное занятие, лекция, диспут, практическое занятие, игра (дидактическая, познавательная, развивающая, игры-шутки, игры-минутки, игра-конкурс, игра-путешествие, на развитие воображения, ролевые, деловые и т.д.), заочное путешествие, экскурсия, мастерская, гостиная, защита проектов, тренинг, зачет, конкурс, творческая встреча, выставка, флористическое дефиле, творческие отчеты, ярмарка-распродажа, праздник, видео-урок, презентации, разные формы работы с родителями и т.д.
Ожидаемый результат
- биологические особенности основных видов декоративных растений, применяемых для аранжировки;
- основы материаловедения; инструменты и приспособления, применяемые флористами;
- основы технологических процессов изготовления флористических работ;
- историю и традиции цветочного дизайна восточных и европейских школ флористики;
- духовные традиции и корни российской школы флористики, как части национальной и мировой культуры;
- иметь представление o современной флористике, как области сервиса.
- понимать специальные тексты c применением терминологии;
- самостоятельно составлять эскизы, используя основы цветовосприятия, моделирования и дизайна;
- изготавливать флористические работы, подбирая необходимый природный материал, и сопутствующие приспособления и оборудование;
- применять различные приемы исполнительского мастерства;
- анализировать собственные творческие работы;
- применять экологические знания, соблюдая правила поведения в природе.
Формы контроля уровня достижений учащихся.
Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с прогнозируемым результатом.
- Текущая аттестация – оценка качества усвоения материала какой-либо части (темы) программы и проводится педагогом на занятиях.
- Тематическая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися конкретной темы или блока программы и проводится педагогом по окончанию их изучения в соответствии с требованиями данной образовательной программы.
- Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися, какой либо части, темы (тем) программы, по итогам учебного периода (полугодия, год) и проводится педагогом.
- Итоговая аттестация – это оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по ее завершению.
Формы проведения аттестации
- наблюдение активности на занятии;
- беседа с учащимися, родителями;
- экспертные оценки педагогов по другим предметам;
- анализ творческих работ, результатов выполнения диагностических заданий рабочей тетради;
- анкетирование, тестирование.
Формы проведения промежуточной аттестации: защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, флористический шоу-конкурс, собеседование, игра.
- специальная зачетная работа (тест),
- портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных творческих работ и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы).
Итоговая оценка накопительная, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.
Формы проведения итоговой аттестации учащихся: презентация творческих работ, коллективная рефлексия, самоанализ и др.
Критерии оценки результатов аттестации.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора, осмысленность и свобода использования специальной терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям: свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практических работ, развитость специальных способностей.
Критерии уровня развития и воспитанности: культура организации практической деятельностью, культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных способностей.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Рабочая программа кружка
( 2017-2018 учебный год )
Составитель: Енютина Лариса Михайловна, учитель биологии
Пояснительная записка
Цель программы – начальная подготовка в области декоративного садоводства, включающая изучение травянистых и цветочных растений, особенностей выращивания и умение использовать их в оформлении ландшафта и интерьера, приобретение навыков выполнения основных видов работ: подготовки почвы (перекопки), выравнивания, рыхления, разметки; предпосевной подготовки семян к посеву; посева, подготовки посадочного материала к посадке; умение отличать всходы культурных растений от сорняков, определять по внешнему виду тип почвы, потребность растений в свете, поливе, подкормках, осуществлять своевременный уход за растениями (пикировать, прореживать, формировать, поливать, подкармливать, опрыскивать, бороться с вредителями и болезнями), вести дневник наблюдений за развитием растений, озеленить школу и обеспечивать своевременный уход за имеющимися растениями.
Задача обучения – получение знаний о травянистых и цветочных растениях открытого и защищённого грунта, особенностей их биологии и декоративных качеств, технологии возделывания и применении в оформлении ландшафта и интерьеров.
В ходе изучения учащиеся должны уметь ставить перед собой цель предстоящей трудовой деятельности, планировать работу, подбирать и готовить инструменты и материалы, усваивать требования к качеству исполнения, практически выполнять намеченный план, осуществляя самоконтроль, оценивать результаты деятельности. В процессе подготовки, выполнения, анализа итогов работы дети должны овладевать основами трудовой культуры, знаниями техники безопасности, работать на своём месте аккуратно, экономить материалы, беречь время.
В результате освоения программы выпускник должен знать:
Биологические особенности декоративных растений;
Ассортимент декоративных травянистых и цветочных растений, применяемых в озеленении территорий и интерьеров;
Декоративные качества травянистых и цветочных культур;
Технологию выращивания и использования различных видов травянистых и цветочных культур;
Об уходе за комнатными растениями;
Об уходе за однолетними цветочно-декоративными растениями
должен уметь:
Проверить качество и всхожесть семян декоративных растений;
Подготовить семена к посеву;
Правильно провести посев, пикировку и высадку рассады на постоянное место;
Составить настольную композицию, собрать букет, оформить зелёный уголок в интерьере;
Делать икебаны, собирать гербарий.
Программа рассчитана на участие в обучении учащихся 6-9 классов.
Программа рассчитана на 68 часа, занятия будут проходить 1 раза в неделю по 2 часа.
Форма занятий: групповая . Формы контроля: тесты, кроссворды, вопросы для самоконтроля.
Кроме занятий в классе, работа осуществляется на участке, тематических вечеров, викторин, конкурсов.
Ирины Ивановой, доцента кафедры декоративного садоводства Российского государственного аграрного университета – Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, кандидата биологических наук;
Елены Орловой, доцента кафедры декоративного садоводства Российского государственного аграрного университета – Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, кандидата сельскохозяйственных наук.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
Фитодизайн - искусство создания разнообразных композиций из растений, художественного и рационального размещения их в пространстве. Почти в каждом доме есть растения. Правильно разместить их - не простая задача. Нужны подходящие условия - тепло и свет. Растения также должны украшать комнату. Подобрать горшок или кашпо, красиво расставить растения, высадить их в правильном сочетании - работа фитодизайнера.
В маленьком саду, на балконе, приусадебном участке великолепно выглядят цветы и другие растения. Если они гармонично сочетаются друг с другом. Можно так подобрать красивоцветущие растения, чтобы они цвели, сменяя друг друга с весны до осени на одной и той же смешанной грядке - миксбордере.
Фитодизайнеры занимаются подбором растений по высоте и колерам (окраске). Они разрабатывают планы миксбордеров, цветочных клумб, бордюров и других смешанных посадок в разных природных условиях.
Ландшафтная, парковая и садовая архитектура - это большие формы фитодизайна: групповое размещение растений в помещениях, оформление ими интерьеров. Фитодизайн средних форм, букет - пример малой формы фитодизайна. Пейзаж, составленный из растительного материала в рамке под стеклом, - это также работа фитодизайнера.
Настоящий фитодизайнер не только хорошо знает живые растения и их особенности, но и владеет техникой высушивания растений с сохранением их цвета и формы. Умеет изготавливать искусственные цветы и работать с любым декоративным материалом.
Фитодизайн - это наука и искусство. Фитодизайнер это не просто творец прекрасного, но и тот, кто любит растительный мир и хочет жить в гармонии с природой. Составление композиций из цветов воспитывает тонкий художественный вкус, помогает чувствовать прелесть естественных форм, линий и красок, развивает наблюдательность.
Актуальность программы. В современном мире очень важным становится умение общаться с природой, ведь от этого вне малой степени зависит наше здоровье как физическое, так и психологическое. Особенно актуальным, данный аспект - оздоровления и улучшения окружающей среды обитания, становится озеленение городов, и внутреннее оформление зданий имеет большое значение для улучшения не только окружающей среды, но и для поднятия психологического статуса населения.
Образовательная область по курсу внеурочной деятельности по фитодизайну – искусство.
Новизна данной программы заключается в том, что ранее не было программы по фитодизайну, которая могла бы помочь детям раскрыть способности по декоративно - прикладному творчеству в этой области.
Педагогическая целесообразность программы - знания изобразительного искусства и ботаники закрепляются в прикладном значении. Потребность ребёнка в общении с природой реализуется через приобретение знаний и навыков и по выращиванию и уходу за растениями, и по сбору и обработке растительного материала; через декоративно - прикладное творчество и общественно - полезный труд по озеленению пришкольного участка и своей школы.
Цели:
• закрепить знания по многим вопросам школьного курса изобразительного искусства и ботаники;
• научить составлению аранжировочных композиций из живых и сухих цветов, оформлению помещений к различным случаям торжеств;
• научить приемам подготовки растений и способам консервации растительного материала;
• познакомить с богатством и разнообразием растительного мира нашего края;
• формировать высокие этические нормы в отношениях человека к природе;
Задачи:
• систематизировать и закрепить имеющиеся знания по изобразительному искусству и ботанике;
• познакомить с разнообразием цветочно-декоративных растений, их биологическими особенностями;
• продолжить формирование определенных умений и навыков аранжировки цветов, закрепить их на практике;
• развивать навыки использования цветочной аранжировки для внутреннего оформления помещений;
• способствовать развитию любознательности, расширять кругозор;
• развивать умение самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания, планировать свою деятельность, работать со справочной литературой, иллюстрациями, эскизами;
• развивать воображение, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.);
• формировать высокие этические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека к природе;
• формировать духовную культуру и нравственность;
• приобщать к мировым и отечественным культурным ценностям;
• формировать гражданственность и патриотизм.
Программа рассчитана на один года обучения, возраст 10-13лет.
По целевой направленности программа относится к профприкладным. Принцип набора - по интересам.
Количество обучающихся в группе – 10-15 человек. Способ подачи информации – репродуктивный.
Отбор содержания программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и на следующих главных педагогических принципах:
• целостности - соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой стороны;
• гуманизации - личностно-ориентированный подход в воспитании, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
• деятельностного подхода - любые знания приобретаются ребёнком во время активной деятельности;
• интеграции - этот принцип позволяет совместить в одной программе аспекты разных научных и общечеловеческих знаний;
• возрастного и индивидуального подходов - предполагающие выбор тематики, приёмов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
Гуманистической основой программы является её личностный характер, который создаёт живую мотивацию деятельности ребёнка, обеспечивает саморазвитие и совершенствование личности.
Интеграция различных образовательных областей (биология, экология, история, декоративно - прикладное искусство и т.д.) позволяет обеспечивать формирование у ребёнка представлений о целостности мира, единстве мироздания и своей личной эмоционально - чувственной и рациональной сопричастности к окружающей реальности.
Так же программа содержит элементы таких программ как:
• познавательные - расширяет кругозор;
• научно - исследовательские - развивает способности к научной деятельности;
• развивающие - направлена на выявление и развитие способности декоративно-прикладного творчества;
• социально-адаптивные - помогает ребёнку приобрести социальный опыт работы в коллективе, вырабатывает ценностные ориентиры - любовь к природе и своей Родине;
• досуговые - предполагает наполнить комфортным содержанием свободное время ребёнка.
По сложности программа относится к линейным, т. е. весь материал располагается от простого к сложному. Программа направлена на поэтапное формирование интереса обучающихся к фитодизайну, приобщение к декоративно - прикладному творчеству, обеспечивает их эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие.
Основные условия набора - на основе интереса к биологии, растительному миру, декоративно - прикладному творчеству. Для обучения необходимы начальные знания по ботанике и изобразительному искусству.
Продолжительность учебных занятий: для обучения – 1час в неделю. Всего отведено по учебному плану на проведение занятий за учебный год - 34 часа.
Методика преподавания курса:
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:
выставка творческих работ.
конкурс творческих работ на уровне района, города, области.
На теоретических занятиях даются основные знания по предмету, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области фитодизайна.
На практических занятиях изложение теории сопровождается практическим показом самим преподавателем, даются основы дизайнерского мастерства.
Педагог добивается того, чтобы все дети старались применять полученные знания на практике и между тем, максимально развивали творческие способности.
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приёмами практического исполнения.
Основные методы:
- обучения: монологический, диалогический, алгоритмический, показательный;
- преподавания: объяснительный, информационно - сообщающий, иллюстративный;
- учения: репродуктивный, исполнительский, диалогический, алгоритмический;
- воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.
наглядные пособия, литература по специализации,
инструменты и приспособления флориста; коллекция поделок из природного материала.
Психологическое обеспечение программы:
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой
- применение индивидуальных, групповых форм обучения;
- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
Взаимодействие педагога с семьёй.
Данная программа предусматривает помощь семьи в подготовке тематических праздников, участие в совместных тематических викторинах, присутствие на открытых занятиях, консультации педагога родителей по вопросам флористики и цветоводства, помощь в проведении и посещении выставок и экскурсий, выезда на природу.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Обучающийся научится:
знать биологические и экологические особенности цветочных и декоративно лиственных растений;
приёмы подготовки растений и способы консервации растительного материала;
основы западной и восточной аранжировки;
основы дизайна по декоративно-цветочному оформлению интерьера зданий и
основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний;
правила безопасности труда.
Обучающийся получит возможность научится:
применять биологические и экологические знания о цветочных и декоративно-
лиственных растениях на практике;
правильно определять предлагаемое растение;
разрабатывать эскизы цветочно-декоративного оформления различных объектов;
изготавливать флористические поделки, картины, коллажи, аранжировать букеты из
живых и высушенных цветов;
работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
применять правила безопасности труда,
формировать собственную позицию в отношении дизайна в целом; вырабатывать и
отстаивать свою точку зрения.
Содержание курса внеурочной деятельности
Дать понятие фитодизайна, флористики, аранжировки. Познакомить с основными направлениями цветочной аранжировки в России и в мире. Практическое занятие: проведение анкетирования для выявления цели и круга интересов учащихся.
Материалы и оборудование. Техника безопасности.
Способы крепления растительного материала. Инструменты, применяемые флористами.
Сосуды, используемые для создания композиций. Подставки и аксессуары - составные
части композиции. Практическое занятие: знакомство с учебным оборудованием кабинета, его инвентарем и подсобными материалами.
Создание композиций, их стиль
Выполнение композиций
Десять золотых правил. Основные рекомендации по креплению и составлению
композиции в массивном и линейно-массивном стилях.
Практическое занятие: определить стиль, в котором учащийся будет работать. Подобрать
сосуд. Установить и закрепить держатель. Приступить к составлению композиции, начав с линейного, затем основного и материала-наполнителя.
Понятие - сухоцветы. Преимущества и особенности использования сухих цветов в
композициях. Растения, используемые для сушки.
Практическое занятие: сбор растительного материала, сортировка его и закладка на
просушку. Сбор и сушка растительного материала.
Искусственные цветы
История появления и изготовления искусственных цветов. Цветы из глины, металла, перьев, бумаги, ткани. Использование искусственных цветов в композициях. Уход и хранение искусственных цветов.
Практическое занятие: знакомство с композициями из искусственных цветов, имеющимися в учебном заведении. Практика составления букетов различных форм из искусственных цветов.
Цветочные композиции в доме
Основные правила и рекомендации по размещению цветочных композиций в жилых
помещениях. Оформление прихожей, кухни, гостиной, столовой, ванной комнаты,
спальни. Практическое занятие: выбор помещения в своем доме и аранжировка его по- своему
вкусу. Создание эскиза. Выполнение работы по эскизу с использованием искусственных и
Композиции для особых случаев
Использование цветов в международных и национальных праздниках: Рождество, Новый
Год, Пасха и т.д. Декорирование личных праздников - дни рождения, свадьбы, крестины,
годовщины. Демонстрация некоторых вариантов композиций званых обедов, свадеб,
Рождества. Практическое занятие: создание эскиза композиции к Новому Году или Рождеству.
Работа над подготовкой материалов и аксессуаров будущей композиции (венок - основа из ивовых прутьев, поделки из теста, покраска растительного материала золотом и серебром). Создание композиции.
Искусство мастеров аранжировки.
Художественная аранжировка цветов - искусство составления букетов. Специалисты области аранжировки (англичане, немцы, японцы). Краткая биография и разбор работ 14-ти лучших мастеров.
История и основные направления аранжировки.
Подробная история сухоцветов со времен др. Рима, России и Франции средних веков, Японии начала XVIII века и до наших дней.
Виды композиций и техники изготовления. Современная классификация флористических работ. Типы букетов.
- ниспадающий и текучий;
Практическое занятие: оформление сухими цветами бутылки, шкатулки, тарелочки или
мешочка по выбору.
Подготовка растительного материала для сухих букетов
Практическое занятие: работа с каталогами и определителями растений нашего края, знакомство с растениями при помощи гербария. Изучение имеющегося растительного материала в подсобном помещении.
Методы обработки растений
Изучение способов и методов консервации растений:
- сушка в микроволновой печи;
Практическое занятие:
- обучение приемам отбеливания и окрашивания растений;
- закладка листьев комнатных растений на сушку в песке;
- скелетенизация листьев сансевьеры и фонариков физалиса.
Хранение растительного материала
Правила сохранности засушенных растений. Вредители и меры борьбы с ними.
Инструмент и подсобные материалы для создания композиций. Особенности работы с сухоцветами. Материалы, используемые при работе над композицией. Фиксирование расположения растений. Сосуды и подставки для сухоцветов. Декоративные аксессуары, используемые во флористических работах.
Практическое занятие: выбор темы и сюжета для плоскостной растительной композиции, подбор растений и аксессуаров, создание простого растительного пейзажа.
Ассортимент растений для сухих букетов
Подробное знакомство с ассортиментом известных и мало известных растений, которые
помогают выбрать материал для аранжировок:
деревья и кустарники (хвойные, лиственные);
травянистые растения (однолетники, двулетники, многолетники);
злаки (культурные, дикорастущие).
Составление композиций
Примеры композиций и варианты аранжировки - настенная, венок, гирлянда, гобелен,
бонсай, микропейзаж, букеты на решетках, подвесные букеты.
Правила сохранения композиций из сухоцветов, освежение и восстановление их.
Практическое занятие: творческая работа по созданию флористической композиции.
Разработка эскиза, подготовка и создание, в случае необходимости, сосуда или подставки.
Работа над композицией.
Проведение выставки творческих работ. Анализ и разбор работ.
Стили западной аранжировки цветов
1. Вегетативный стиль.
Основные положения. Композиции из горшечных растений, с мнимой точкой роста, параллельно - вегетативная композиция, венок, свадебный букет. Основные характеристики свободной формы вегетативного стиля.
2. Декоративный стиль.
Основные положения. Варианты декоративных букетов и композиций. Основные характеристики.
3. Форма - линейный стиль.
Основные положения. Виды композиций и букетов. Основные характеристики.
4. Параллельный стиль.
Основные положения. Параллельно - вегетативные, параллельно-декоративные,
параллельно - графические работы. Основные характеристики.
Практическое занятие: выбор, понравившегося стиля и выполнение эскиза работы по декорированию учебного кабинета.
Специальные формы во флористике
Восточная аранжировка цветов
Икебана. Стили икебаны: рикка, нагеирэ, ссека, морибана. Школа Согецу - основные
учебные формы и их варианты. Технические приемы в икебане.
Практическое занятие:
Освоение технических приемов - сгибание веток, подрезка и их фиксирование.
Определение лицевой и тыльной стороны Веток. Маскировка кензана.
Творческая работа по выбранному варианту из живого растительного материала.
Флористические работы
Детальное рассмотрение и знакомство с техникой выполнения: свадебных букетов,
головного украшения, повседневных и подарочных букетов.
Композиции горшечных растений для внешнего озеленения и интерьеров. Венок. Типы и
Практическое занятие: выбор типа и формы работы. Разработка эскиза. Подготовка
растительного материала. Выполнение флористической работы на выбранную тему.
Конкурс творческих работ
Подготовка работ. Организация и проведение выставки в стенах учебного заведения.
На занятиях кружка ребята знакомятся с разнообразием цветочно-декоративных растений, комнатных растений, их биологическими особенностями; приобретают навыки ухода за растениями, учатся ведению наблюдений за их ростом и развитием.
Пояснительная записка
Озеленение помещений (жилых, служебных и др.) в настоящее время получает все большее распространение, интерес к декоративным растениям, пригодным для этой цели, постоянно растет.
Научные исследования, проведенные в этом направлении, дают основание утверждать, что растения в комнатах оздоравливают воздух. Они повышают влажность воздуха, что очень ценно для помещений с центральным отоплением, где в отопительный сезон влажность воздуха падает до 35 %. Содержание пыли в воздухе комнаты, где выращиваются растения, резко снижается, а количество углекислого газа не повышается, так как ночью растения выделяют ее во много раз меньше, чем поглощают днем. Кроме того, многие растения обладают фитонцидными свойствами, т. е. способностью выделять в воздух летучие вещества, убивающие микроорганизмы, дезинфицируя окружающий нас воздух.
Большое значение имеют растения в создании благоприятной среды в классах, коридорах и рекреациях школы. Озеленение улучшает психологический климат, снимает нервное напряжение, растения поглощают часть шума и т.д.
Отдельные темы работы кружка посвящены изучению размножения растений, закрепляются биологические понятия вегетативного размножения. Работа направлена на воспитание любви к живой природе.
Цель программы:
Познакомить детей с разнообразием комнатных растений, привить практические умения и навыки по выращиванию, уходу за ними, правильному размещению в помещениях. развивать художественный вкус при украшении школьных коридоров, рекреаций и классов растениями.
Задачи:
1. Развивать познавательные универсальные учебные действия в процессе получения дополнительных знаний о комнатных растениях, учить анализировать, классифицировать их.
2. Приобретать практические умения и навыки.
3. Развивать художественный вкус и творческий потенциал при украшении помещений растениями.
3. Развивать личностные универсальные действия, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности - любовь к природе, труду.
4. Развивать коммуникативные универсальные учебные действия при работе в группах, парах, на практических занятиях.
B основу образовательного процесса положены следующие принципы и идеи:
– свободы выбора и реализации;
– единства обучения, воспитания и развития личности;
– дифференциации и индивидуализации;
– приоритета духовно-практической деятельности.
Ключевые понятия:
Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.
Художественный вкус - это эстетический вкус по отношению к искусству.
Эстетический вкус - это способность человека, опираясь на свой опыт, кругозор, этическую систему, симпатии и антипатии определять, что имеет эстетическую ценность, а что не имеет, а также отличать прекрасное от банального, различать трагедию, фарс, абсурдность, жестокость и так далее.
Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.
Саморазвитие – непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные цели посредством изменения собственной деятельности, поведения или посредством изменения себя, используя формы самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации.
Фитодизайн - художественное проектирование эстетического облика интерьеров и ландшафтов с использованием растений.
Читайте также: