Финансовая грамотность родительское собрание в начальной школе

Обновлено: 03.07.2024

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Слайд 2. Что ребенок должен знать о деньгах

Слайд 3. Нужно ли обсуждать с детьми финансовые вопросы?

Прежде всего родителям нужно решить, готовы ли они обсуждать с детьми финансовые вопросы. Дети не должны быть свидетелями яростных споров или ссор, в которых родители обвиняют друг друга в неправильном распределении домашнего бюджета, в неумении заработать на самое насущное, в скупости или транжирстве.

Слайд 4.

Слайд 5. Нужно ли привлекать детей к составлению семейного бюджета?

Слайд 6. Как научить ребенка понимать стоимость денег?

Если папа уважительно относится к вкладу мамы в семейный бюджет, а мама в свою очередь ценит папины усилия, то привить ребенку уважение к их труду (и к денежному выражению их усилий) совсем несложно.

Слайд 7.

Ваш ребенок отказывается понимать, что деньги имеют свойство иссякать и заканчиваться, что у родителей есть приоритеты при распределении бюджета, что он не может требовать сороковую машинку за эту неделю? Он кричит, что вы жадины и злюки? Вы с ним согласны в глубине души? Вы испытываете муки вины, что не можете предоставить ему всех благ на свете?

Слайд 8.

Это значит, что деньги стали грозным символом власти и манипуляций в вашей семье. Здоровое и трезвое отношение к деньгам – вот лекарство от скандалов на почве денег.

Слайд 9.

Здоровое отношение к деньгам – это умение отделить главное (крыша над головой, полноценное питание, одежда по сезону, необходимое медицинское обслуживание и гигиенические процедуры, обеспечение ухода за детьми) от второстепенного (иномарка, европейский ремонт, дорогая игрушка). Если у родителей деньги не стали самоцелью, наваждением, постоянной темой для разговоров, то, скорее всего, и в жизни ребенка они станут занимать строго отведенное для них место.

Слайд 10.

Слайд 11.

Слайд 12. С какого возраста и сколько давать денег на карманные расходы?

Слайд 13. Стоит ли поощрять детей деньгами

Не каждому родителю понравится идея платить ребенку за то, чтобы он хорошо учился или помогал по дому. Но на самом деле материальные вознаграждения могут быть так же полезны для детей, как для взрослых. Самое главное – поощрять своих детей правильно. Кроме того, у денежных поощрений есть и еще один скрытый плюс: под вашим чутким руководством ребенок учится распоряжаться заработанными средствами. Если вы решили вознаградить своего ребенка материально, запомните несколько важных правил.

Слайд 14. Как правильно поощрять своего ребенка

Неудачное поощрение

Удачное поощрение

Слайд 15. Сколько денег давать ребенку?

Слайд 16. На что он будет тратить свои деньги?

Слайд 17. Лишать ли карманных денег за проступки?

Слайд 18. Счастье не в деньгах.

Слайд 19.

Умение обращаться с деньгами – это совершенно особый навык, который, к счастью, успешно поддается тренировке. Карманные деньги – лучший тренажер финансовой самостоятельности для наших детей.

В конце родительского собрания родителям предлагается брошюра с практическими советами по теме собрания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявить противоречия и проблемы семейного воспитания на пути формирования экономического мышления ребёнка; отработать подходы в воспитании культуры финансовой грамотности всей семьи.

«Нажить много денег- храбрость;

сохранить их – мудрость,

Цель: расширить представление родителей об их роли в развитии финансовой грамотности подростка.

Задачи: сформировать у родителей понимание об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми; выявить противоречия и проблемы семейного воспитания на пути формирования экономического мышления ребёнка; отработать подходы в воспитании культуры финансовой грамотности всей семьи.

Форма проведения: час общения.

Оборудование: компьютер, проектор, маркеры, раздаточный материал для работы в группах.

Целевая аудитория: родители, обучающиеся.

Методики и технологии: дискуссии, работы в группах, публичные выступления.

Ожидаемые результаты: у родителей сформируется представление о значимости данной темы; взрослые узнают больше друг о друге и о своих детях, что способствует сплоченности членов семьи в решении финансовых вопросов.

Актуальность: финансовая грамотность – фактор успеха страны. Надо знать, как управлять своими деньгами. Во многих странах мира законодательство обязывает родителей давать детям карманные деньги. Поэтому родители с дошкольного возраста учат детей правильно тратить эти деньги, планировать свои расходы. У нас в стране получается, что становясь взрослым, вчерашний школьник не умеет планировать личный бюджет, делать накопления, собирать деньги на отдых, лечение, образование. Не имеет понятия о страховании, инвестициях, накопительной пенсии, кредитных картах и т.п. Поэтому, финансовое образование необходимо каждому человеку – и ребенку и родителю, чтобы прожить долгую и благополучную жизнь. Кроме того, финансовая грамотность с каждым днем становится все более важным фактором развития и достижения социальной стабильности и развития общества.

Ход родительского собрания.

I. Организационный этап.

Быть финансово грамотным – очень важно для современного человека. Практически ежедневно человек сталкивается с финансами и подчас не знает или не понимает, как ими правильно воспользоваться. За всю жизнь через руки человека проходит много финансов, поток которых человеку необходимо контролировать. Он должен уметь принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими деньгами. Поэтому финансовая грамотность является важнейшим фактором жизненного благополучия и успеха человека.

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, позволяющий правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

Я думаю, что финансовые знания, приобретенные на этапе формирования личности, помогут молодым людям быть более целеустремленными и ответственными взрослыми. Эти бесценные знания смогут заметно в дальнейшем облегчить им жизнь. Главное, чтобы знания не оставались теорией, а были применимы в реальной жизни, действовали на практике.

II. Семейный бюджет.

Среди учащихся 7 классов было проведено анкетирование. Обратите внимание на ответы учащихся.

Посмотрите пожалуйста на диаграммы (слайды)

Что вы можете сказать? Исходя из диаграмм можем сделать вывод что мало уделяем моментов для развития финансовой грамотности у детей.

Вопрос детям:

1. Из чего формируется семейный бюджет? – рассказывают вам родители на что тратиться семейный бюджет (ответы детей)

Вопрос родителям

Примерные ответы родителей:

Дети пока не зарабатывают, поэтому им рано решать, на что тратить родительские деньги.

Они не знают всех статей доходов и расходов, а объяснять им долго.

Мы и так знаем, что они могут предложить и учитываем их пожелания.

Вопрос ученикам: хотели бы вы участвовать в планировании бюджета? почему? Какую пользу из этого вы можете для себя извлечь?

Учитель: Для того чтобы развеять сомнения родителей, а ребятам дать возможность отстоять право участвовать в планировании семейного бюджета поиграем в игру.

Для проведения игры разделимся на команды по две семьи в каждой.

Игра 1. Бюджет семьи (слайд 4).

Цели собрания:

2. Развивать у родителей интерес к совместному общению и обсуждению проблем воспитания детей.

Участники: классный руководитель, родители второклассников, школьный психолог.

Форма проведения: дискуссия.

Организация родительского собрания:

• подготовка приглашений для родителей;

• приглашение школьного психолога.

Карманные деньги для ребенка - символ взрослости.

И. Обухова, психолог

Ход собрания

I. Вступительное слово учителя

Классный руководитель здоровается с родителями и объявляет тему и цели собрания.

1. Как формируется отношение детей к деньгам?

2. Что влияет на это отношение? (Обмен мнениями.)

Огромную роль в этом процессе играют родители. И позиция родителей в этом вопросе должна быть хорошо продуманной. Если проблема материального обеспечения становится главной темой семейных разговоров, заслоняя собой все другие стороны жизни семьи, то у ребенка, вероятнее всего, сформируются твердые убеждения в том, что деньги и есть главный смысл жизни. Другая сторона проблемы - вообще не уделять внимания экономическому воспитанию в семье: мол, вырастет ребенок и поймет, что такое деньги.

Дети, которых с детства приучают пользоваться деньгами, посвящают в финансовые дела своей семьи, в зрелом возрасте более разумно распоряжаются своими денежными ресурсами.

Психологи считают, что при любом достатке родителей ребенку с 5-6 лет хорошо бы получить представление о том, как можно распоряжаться деньгами. Начать можно с покупок.

Отношение родителей к карманным деньгам и заработкам детей (родители дарят деньги детям за хорошую учебу, как подарок и т. п.) остается до сих пор двойственным.

II. Анализ ситуаций из сегодняшней жизни

I группа - сторонники приобретения детьми личного опыта обращения с деньгами;

II группа - противники приобретения детьми личного опыта обращения с деньгами.

1. В ходе дискуссии можно обсудить вопросы:

• Надо ли посвящать ребенка в финансовые проблемы семьи?

• Должны ли дети принимать участие в обсуждении семейного б|оджета?

• Оценивать учебный и домашний труд детей - это правильно или нет?

• Можно ли давать ребенку деньги на карманные расходы и если да, то сколько?

2. Далее родителям предлагаются для анализа реальные жизненные проблемы. Необходимо предложить решение проблем.

В группах родителей идет обсуждение. Представитель каждой группы готовит итоговые выступления. Школьный психолог дает заключение.

Проблема 1. Нет денег - нет игрушек.

Решение. Дети очень быстро осознают, что деньги - универсальный эквивалент удовольствий. Нет денег - нет игрушек, конфет, мороженого и т. д. Есть деньги - тут же появляется все, что душе угодно. Так что запомните: ребенок должен участвовать в вашей жизни и понимать, что деньги не с небес падают, а достаются тяжелым трудом.

Проблема 2. Когда начинать давать детям деньги?

Проблема 3. Сколько денег давать детям?

Решение. Сумма, естественно, зависит от возможностей каждой семьи. Но желательно, чтобы она была немного меньше, чем хотелось бы ребенку, и в то же время достаточной для покупки необходимых мелочей.

Проблема 4. На какой срок давать деньги детям?

Решение. Главное сразу оговорить, что сумма выдается на определенное время: для младшего школьника - на неделю, для подростка - на месяц. И обязательно предупредите ребенка, что, если он все истратит сразу, дополнительного финансирования не будет.

Проблема 5. На что тратить карманные деньги?

Решение. Как потратить свои кровные, должны решать не родители, а ребенок. Можно лишь порекомендовать, на что лучше спустить деньги. Не стоит ругать его, если накопленную сумму, с вашей точки зрения, истратил на ерунду. Для него это предмет, доставляющий радость. Так что не омрачайте ее!

Проблема 6. Можно ли купить уважение к родителям? Надо ли оценивать деньгами труд детей?

Решение. Уважение не покупается! Не нужно давать ребенку деньги в знак примирения сразу после ссоры или наказания. Ведь отношения в семье не предмет купли-продажи. Не следует платить ребенку за то, что он и так должен выполнять: убирать комнату, делать уроки. Поощрять успех ребенка деньгами чревато многими неприятностями. Хотя, как лучше поступить в каждом конкретном случае, родители решают сами.

Проблема 7. Не посягайте на святое!

Решение. Не пользуйтесь детскими сбережениями, даже если в копилке вашего ребенка собрана приличная сумма, а вам срочно понадобились деньги.

III. Выступление школьного психолога

Школьный психолог дает оценку деятельности каждой родительской группы, аргументирует высказывания родителей.

Одно дело - написать целый ряд указаний, таких убедительных на бумаге, и совсем другое - осуществлять их на практике. Я знаю немало людей, которые, став взрослыми, придерживаются совсем не тех взглядов, что пытались им привить родители в детстве. Ричард Б., например, имел все, что только может пожелать ребенок, у него всегда было много денег, и он легко тратил их на игрушки, про которые тут же забывал. Несмотря на это, он сделался человеком солидным, честным и ответственным как сберегательная касса. Напротив, Роберт Р., которого баловали меньше, уже взрослым сохранил детское легкомыслие и при этом был жадным, эгоистичным, вечно нуждался в деньгах. Я также видел детей, воспитанных в соответствии с самыми разумными правилами экономии. Одни из них выросли серьезными и солидными людьми, другие, напротив, не умели распоряжаться собственными финансами. Иными словами, дети могут расти в одних условиях, но со временем будут сильно отличаться друг от друга в своем отношении к деньгам. Один может прочно стоять на ногах, даже при совсем незначительных средствах, потому что умеет распоряжаться ими, а другой вечно будет находиться на краю банкротства, хотя зарабатывает в десять раз больше.

Причина этого кроется в том, что искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания. Чем меньше мы разбираемся в себе и чем больше напоминаем свои хотения, тем меньше мы можем управлять ими, а значит, и своими деньгами, которые необходимы для их удовлетворения.

Сама по себе экономия или трата денег не имеет никакого значения, если остаются неудовлетворенными самые необходимые потребности. Жадный человек лишает себя удовольствия сегодня, а транжира - завтра. Деньги лишь способ для удовлетворения желаний, а раз так, нужно, чтобы тот, кто их тратит, имел голову на плечах. Вот и все!

Наш сын, например, в какой-то момент может безумно захотеть, чтобы мы купили ему игрушечный подъемный кран. И мы понимаем, что ему хочется поиграть с ним. Но вот кран куплен и почти тотчас перестает интересовать ребенка. В чем дело? Мы часто не замечаем того, что привлекательность игрушки сама по себе никогда не бывает подлинной и главной причиной желания ребенка иметь ее. Привлекательная игрушка оборачивается для него символом нашей любви и его способности уговорить нас. Таким образом ребенок ставит нас, взрослых, в положение, когда наша доброта и наша любовь должны быть куплены. Хотя в другой ситуации эти же самые добродетели могут быть выражены без всякого употребления денег. Иными словами, мы сами учим ребенка использовать деньги для удовлетворения тех желаний, какие по существу не имеют ничего общего с приобретаемыми вещами.

Взрослый человек, например, доволен своим автомобилем, но он уже утратил свой первоначальный привлекательный вид, а тут появляется новая модель, более современная, с более мощным мотором. Человек заинтересовывается, даже если и не до конца понимает ее технические преимущества. Женщины покупают шляпки, не всегда лишь для того, чтобы доставить удовольствие, порадоваться и приобрести уверенность в себе. Бывают люди, которые делают покупки не по карману или в кредит. Само по себе это еще не предосудительно, но очень часто за подобными поступками кроется нечто совсем иное. Эти люди опасаются, что их будут осуждать окружающие, они страдают комплексом вины из-за того, что у них слишком много желаний.

Заболевший человек тратит, как правило, больше денег - жизнь обходится ему дороже, чем обычно. Точно так же дороже обходится она и тому, кто не умеет разобраться в себе, и дешевле тому, кто осознает себя. Экономическая ответственность означает не обожествление денег, а психологическую зрелость личности. Вот почему надо научить детей правильно использовать деньги. И относиться к этой проблеме следует серьезно, как и к множеству других вопросов, связанных с развитием ребенка. Можно по-разному отвечать на бесчисленные вопросы по поводу денег, но самое важное - сконцентрировать наши усилия на развитии психологической зрелости ребенка. Дадим ему поэтому время самому оценить свои бесчисленные желания и возможность удовлетворения самых здоровых и необходимых из них. Если попадем в яблочко, как с точки зрения психологической, так и материальной, жизнь будет обходиться дешевле. А взрослый, уравновешенный человек способен во многом отказать себе, умеет отложить свои желания на какой-то срок, пойти на компромиссы и чувствовать себя при этом абсолютно довольным жизнью.

IV. Подведение итогов

Родителям предлагается определить результаты собрания.

2. Актуальность проблемы, обсуждаемой на собрании.

3. Атмосфера встречи.

V. Решение собрания

1. Использование рекомендации психолога в своих взаимоотношениях с детьми.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Материалы родительского собрания включают в себя текстовый вариант, слайдовую презентацию (Приложение 1), брошюру с рекомендациями (Приложение 2).

Слайд 2. Что ребенок должен знать о деньгах

Слайд 3. Нужно ли обсуждать с детьми финансовые вопросы?

Прежде всего родителям нужно решить, готовы ли они обсуждать с детьми финансовые вопросы. Дети не должны быть свидетелями яростных споров или ссор, в которых родители обвиняют друг друга в неправильном распределении домашнего бюджета, в неумении заработать на самое насущное, в скупости или транжирстве.

Слайд 4.

Слайд 5. Нужно ли привлекать детей к составлению семейного бюджета?

Слайд 6. Как научить ребенка понимать стоимость денег?

Если папа уважительно относится к вкладу мамы в семейный бюджет, а мама в свою очередь ценит папины усилия, то привить ребенку уважение к их труду (и к денежному выражению их усилий) совсем несложно.

Слайд 7.

Ваш ребенок отказывается понимать, что деньги имеют свойство иссякать и заканчиваться, что у родителей есть приоритеты при распределении бюджета, что он не может требовать сороковую машинку за эту неделю? Он кричит, что вы жадины и злюки? Вы с ним согласны в глубине души? Вы испытываете муки вины, что не можете предоставить ему всех благ на свете?

Слайд 8.

Это значит, что деньги стали грозным символом власти и манипуляций в вашей семье. Здоровое и трезвое отношение к деньгам – вот лекарство от скандалов на почве денег.

Слайд 9.

Здоровое отношение к деньгам – это умение отделить главное (крыша над головой, полноценное питание, одежда по сезону, необходимое медицинское обслуживание и гигиенические процедуры, обеспечение ухода за детьми) от второстепенного (иномарка, европейский ремонт, дорогая игрушка). Если у родителей деньги не стали самоцелью, наваждением, постоянной темой для разговоров, то, скорее всего, и в жизни ребенка они станут занимать строго отведенное для них место.

Слайд 10.

Слайд 11.

Слайд 12. С какого возраста и сколько давать денег на карманные расходы?

Слайд 13. Стоит ли поощрять детей деньгами

Не каждому родителю понравится идея платить ребенку за то, чтобы он хорошо учился или помогал по дому. Но на самом деле материальные вознаграждения могут быть так же полезны для детей, как для взрослых. Самое главное – поощрять своих детей правильно. Кроме того, у денежных поощрений есть и еще один скрытый плюс: под вашим чутким руководством ребенок учится распоряжаться заработанными средствами. Если вы решили вознаградить своего ребенка материально, запомните несколько важных правил.

Слайд 14. Как правильно поощрять своего ребенка

Неудачное поощрение

Удачное поощрение

Слайд 15. Сколько денег давать ребенку?

Слайд 16. На что он будет тратить свои деньги?

Слайд 17. Лишать ли карманных денег за проступки?

Слайд 18. Счастье не в деньгах.

Слайд 19.

Умение обращаться с деньгами – это совершенно особый навык, который, к счастью, успешно поддается тренировке. Карманные деньги – лучший тренажер финансовой самостоятельности для наших детей.

В конце родительского собрания родителям предлагается брошюра с практическими советами по теме собрания.

Читайте также: