Философы элейской школы анализируя природу движения приходили к такому парадоксу

Обновлено: 08.07.2024

Ксенофан прожил около 92 лет, родом был из г. Колофон в Ионии, но после захвата полиса персами долго скитался, затем осел в г. Элея.

Парменид, анализируя бытие, перечисляет его свойства:

1) бытие не возникало;

2) не подвержено гибели;

3) целокупно (т.е. не состоит из многих частей);

4) единородно (в смысле его единственности);

6) законченно и совершенно.

Далее философ доказывает эти качества. Как уже говорилось, то, что бытие не возникает и не может погибнуть, следует из невозможности небытия. Поэтому бытие было либо всегда, либо никогда. Но последнее так же невозможно. Разделить бытие на части могла бы лишь пустота, но ее нет.

Однако заметим, что подобную характеристику бытия дает лишь разум. Ощущения свидетельствуют о множественности, изменчивости, движении. Парменид разрешает данное противоречие просто: заявляя, что чувства и ощущения лгут нам, это не истина, но мнение. Таким образом, философ выделил мир мысли и мир физической, чувственно воспринимаемой реальности.

Все апории философа сводятся к тому, что:

1) логически невозможно мыслить множественность вещей;

2) допущение движения ведет к противоречиям.

Подошел Зенон и к проблеме порога чувственных восприятий, задав вопрос: почему падение медимна (52 с лишним литра) пшеницы издает шум, тогда как падения одного зерна не слышно?

Можно сказать, что Зенон и его учитель Парменид привлекли внимание философов, логиков, математиков к проблемам бесконечно малых величин. Кроме того, Зенон обратил внимание на трудности формирования понятийного аппарата науки, связанные с объективной противоречивостью пространства, времени, движения. (Аристотель нашел выход из тупика, разрешая апорию против движения следующим образом: движущееся тело актуально движется там, где оно есть, и потенциально (в возможности) там, где его нет; сущностью движения является переход возможности в действительность. Получается, что Зенон со своими апориями способствовал развитию логики и математики). Рассказывают, что один из оппонентов философа, чтобы доказать абсурдность идей последнего против движения, встал и демонстративно принялся ходить. За это собственный учитель побил его палкой, доступно объясняя, что в этом случае надо не показывать, а доказать.

Мелисс, уроженец острова Самос, был третьим из известных нам представителей школы элеатов. Мы знаем, что во время восстания Самоса против господства Афин в морском союзе (440-439 гг. до н.э.) он был избран за личное мужество навархом (флотоводцем) и одержал победу над флотом афинян. Но Перикл разбил самосцев, осадил город и после девятимесячной осады взял его, разрушил городские стены, захватил корабли и наложил на город контрибуцию. Дальнейшая судьба Мелисса после этого печального события неизвестна.

Подводя итоги, отметим, что Мелисс разошелся с Парменидом лишь в одном: у него бытие не имеет границ (если бы оно было ограничено, рассуждает Мелисс, то соседствовало бы с небытием, а последнего нет, следовательно, бытие не может быть ограниченным).

В целом же, и элейская философия, и ионийская говорят об одном и том же - о бытии. Но если у элейцев бытие пребывающее, то, что есть во веки веков, то у ионийцев оно становящееся, проявляющееся, меняющееся. Они обращают внимание на разные аспекты проблемы: бытие как целостность не есть существование отдельных предметов. Любая вещь появляется, трансформируется, в конце концов, заканчивает свое существование, а бытие как единство существует всегда.

То есть, говоря словами М.К. Мамардашвили, бытие рассматривается одновременно:

2) как нечто непрерывно становящееся во времени. То есть одни дают описание сущего в статичных (как Парменид) терминах, а другие определяют его через динамику (Гераклит).

а) бытие - это Вселенная;

в) бытие - это материя.

г) бытие - это только природа;

д) бытие включает в себя все существующее, т.е. и материю, и сознание;

е) бытие - это все, что существует объективно;

ж) бытие - это материя, ее свойства и проявления;

з) бытие - это все то, что существовало в прошлом и существует сейчас? 2.

Если принять такое определение понятия бытия, то какое понятие будет его противоположностью? 3.

а) происхождение и длительность (границы) бытия;

б) структуру (виды, формы, сферы и их соотношение) бытия;

в) движение и развитие бытия;

г) субстанцию бытия;

д) фундаментальные законы бытия.

Продолжите перечисление важнейших проблем и основных вопросов онтологии (назовите не менее 5). 4.

Какие из приведенных ниже определений материи являются философскими:

а) материя - это все то, что обладает массой или энергией;

б) материя есть все состоящее из атомов;

в) материя - это вещество, поле и вакуум;

г) материя - это объективная реальность, данная нам в ощущениях;

д) материя - это инобытие абсолютной идеи;

е) материя - это конечная субстанция, первооснова всего существующего;

ж) материя есть постоянная возможность ощущений? 5.

Философы элейской школы, анализируя природу движения, приходили к такому парадоксу: для того чтобы тело могло двигаться, нужна пустота. Но что такое пустота? Это то, что существует, но не имеет никаких свойств и никак себя не проявляет. Если пустота и существует, то познать ее нельзя, ибо она есть ничто, не содержит в себе никакого бытия. Значит, пустота - это нечто существующее и в то же время не существующее. Таким образом, допущение о существовании движения приводит к логическому противоречию.

Найдите ошибку в этом рассуждении. 9.

Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Но время как таковое не дано нам в ощущениях. Следовательно, время как таковое нематериально.

Верно ли это рассуждение? Если нет, то в чем ошибка? 10.

Сформулируйте проблему, поставленную автором этого высказывания. Насколько она правомерна? Согласны ли вы с решением, предложенным И. С. Нарским? 11.

Определите, к каким философским направлениям относятся приведенные ниже суждения о пространстве и времени:

а) пространство и время суть формы бытия мирового разума;

б) пространство и время суть объективные формы существования материи;

в) пространство и время - это формы нашего восприятия;

г) пространство и время суть независимые от материи субстанции. 12.

Один из героев фантастической повести И. Ефремова рассуждает так: поскольку мир един, то и законы его развития должны везде действовать одинаково, а отсюда следует, что все мыслящие существа во Вселенной должны быть похожими друг на друга. Согласны ли вы с таким выводом?

Философы элейской школы, анализируя природу движения, приходили к такому парадоксу: для того чтобы тело могло двигаться, нужна пустота. Но что такое пустота? Это то, что существует, но не имеет никаких свойств и никак себя не проявляет. Если пустота и существует, то познать ее нельзя, ибо она есть ничто, не содержит в себе никакого бытия. Значит, пустота-это нечто существующее и в то же время не существующее. Таким образом, допущение о существовании движения приводит к логическому противоречию

Если мне не изменяет память то они предполагали что пустота позади предмета который двигается как бы заполняется и это и приводит предмет в движение. А согласно этой теории предмет должен получать постоянное ускорение, что значит двигатся вечно. Стоило хотя бы из за этого уже.
И опроверла это современная механика.

Пустота это то, что мы пока, с таким уровнем сознания не можем осознать. Но это не говорит, что этого нет.

По русски - пустота, это среда обитания, неприемлемая для человека, например - вода или космическое пространство. Даже баня является местом опустошения, хотя и нежащим, но жить там человек всё время всё равно не в состоянии.

Пустота, это будущее, это идеал, который невозможно постич. Движение направлено в будущее, которого нет никогда в реальности.

Представлены задания, призванные связать теоретический материал лекций и семинарских занятий с практической сферой применения этих знаний. Задачи отображают разнообразные подходы к предмету и назначению философии, к фундаментальным философским проблемам, адекватно выражают взгляды соответствующих философов и при этом доступны для понимания. Также представлены тесты для контроля знаний, которые могут быть использованы студентами, в том числе и для самоконтроля. Задачи и тесты распределены по темам учебной программы по философии. Работа подготовлена на кафедре философии и предназначена для студентов всех специальностей.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

Читайте также: