Философские трактаты аль фараби краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Идеи Фараби о бытии близки идеям аристотелизма и неоплатонизма. Согласно его учению, всё сущее распределено по шести ступеням-началам, связанным отношениями причины и следствия.
Начала по своему характеру разделены на два типа: возможно сущие и необходимо сущие. К первому типу относятся вещи, из сущности которых не вытекает с необходимостью их существование. Для вещей второго типа, характерно то, что из их сущности необходимо вытекает их существование. Всё, что относится к возможно сущему, для своего бытия нуждается в определённой причине. Такой причиной является необходимо сущее или единосущее божество, которое производит в вечности мир

Прикрепленные файлы: 1 файл

аль-Фараби его философские взгляды(Копия).docx

Когда же человек приписывает себе благие качества, добрые поступки, которых у него нет, то в нем вырабатывается ложное самомнение.
Когда человек приписывает себе что угодно, но не то, что ему присуще, то это вырабатывает в нем притворство.
Дружественность – это хорошее нравственное качество, которое возникает благодаря умеренности в общении одного человека с другими, ввиду чего он получает удовольствие в разговоре или поступках. Избыток в этом влечет за собой подобострастие, а недостаток – высокомерие. Если при этом он делает другому то, что того огорчает, то это влечет за собой недружелюбие.

Искусство, целью которого является только достижение прекрасного, называется философией или, в абсолютном смысле, мудростью .
В искусствах же, целью которых является полезное, нет ничего, что заслуживало бы названия мудрости в абсолютном смысле. Некоторые из этих искусств иногда называют этим именем, уподобляя его философии.

“ТРАКТАТ О ВЗГЛЯДАХ ЖИТЕЛЕЙ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ГОРОДА” (араб. Китаб 'ара' 'ахл ал-мадйна ал-фадила) — одно из основных сочинений ал-Фарабй, завершенное в 948 (рус. пер. в изд.: Ал-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970). Первый вариант текста 942 известен как отдельное сочинение “Китаб ас-сийаса ал-маданпййа” — “Гражданская политика” (рус. пер.: Ал-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973). Представляет собой систематизированное изложение воззрений ал-Фарабй на мир, общество и человека, адресованное, однако, не знакомым с философией — отсюда подчеркнуто пропедевтический стиль изложения и педантично выделяющая выдвигаемые положения структура.

“Трактат” содержит, хотя и не выраженный прямо, постулат всего дедуктивно устроенного учения ал-Фарабй: вселенная как вещно-физический мир, куда входит и человек с его даром мышления, необъяснима без и вне истолкования этой способности мыслить как особого случая движения, потому необходимо допущение некоторой сверхчувственной сущности, функцией и самим бытием которой является особого рода деятельность по переводу потенциального состояния в актуальное. Вслед за Аристотелем ал-Фарабй считает возможным существование только одного, но двухуровневого (подлунный и надлунный) мира, извечное и динамичное бытие которого обусловлено неотделимой от этого мира сверхчувственной сущностью, у Аристотеля названной Перводвигателем, у ал-Фарабй — Первопричиной, Необходимо-Сущим. В отличие от платоновско-плотиновского принципа порожденного демиургом, или Единым мира, ал-Фарабй принимает аристотелевский принцип вечного, а не порожденного мира. Задачей философии он считает описание и объяснение этого существующего вечно и извечно бытия через качественный анализ различных частей вселенной, качественное описание в деталях процессов в ней, понимаемых как актуализация хотя и потенциально, но уже существующего. Этическая в современном понимании категория “добродетель” для ал-Фарабй есть ключ к телеологическому истолкованию бытия как вселенной, так и человека самого по себе, и человека в обществе, поскольку и насколько этой добродетелью является мышление, знание.

По природе своей каждый человек устроен так, что для собственного существования и достижений наивысшей совершенства он нуждается во многих вещах, которые он не может доставить себе один и для достижения которых он нуждается в некоем сообществе людей доставляющих ему каждый в отдельности какую-либо вещь из совокупности того, в чем он испытывает потребность. При этом каждый человек по отношению к другому находится точно в таком же положений. Bот почему лишь через объединения многих помогающих друг Другу людей, где каждый доставляет другому некоторую долю того, что необходимо для. его существования, Человек может обрести то совершенство, которому он предназначен по своей природе. Деятельность всех членов такого сообщества в совокупности своей доставляет каждому из них все то, в чем он нуждается для существования и достижения совершенства. Вот почему человеческие индивиды размножились и, заселили обитаемую часть земли, в результате чего И возникли человеческие общества, из коих одни представляют собой полные общества, а другие - неполные. При этом полные общества бывают трех видов; великие, средние и малые.

Великое общество - это совокупность обществ всех людей, населяющих землю, среднее - это общество, представленное одним каким-либо народом, а малое - это общество, представленное жителями какого-либо города, занимающего определенную часть той местности,, которую населяет тот или иной народ неполные общества составляют жители селения и совокупность обитателей квартала, затем - совокупность тех, кто живет на какой-нибудь одной улице, затем - совокупность тех, кто живет в одном доме. Последние составляют общество низшей ступени. Квартал и селение - оба вместе - принадлежат городу, но только селение принадлежит городу в том смысле, что оно обслуживает город, в то время как квартал принадлежит городу, составляя его часть. Улица является частью квартала, дом -частью улицы, город частью местности, народ - частью всей совокупности обитателей земли.

Величайшее благо и высшее совершенство могут быть достигнуты в первую очередь городом, но никак не обществом, стоящим на более низкой ступени совершенства. Так как природа блага в действительности такова, что она достигается пожеланию и свободному выбору (а ало также достигается по желанию и свободному выбору, так что город может способствовать достижению некоторых целей, представляющих собой зло), всякий город может послужить достижению счастья. Город, в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является добродетельным городом, и общество, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельное общество. Народ, все города которого помогают друг Другу в целях достижения счастья, есть добродетельный народ. Таким же образом вся земля станет добродетельной, если народы будут помогать Друг другу для достижения счастья.

В городе есть определенный человек - глава и прочие люди, приближающиеся к этому главе по своим степеням, каждый из которых согласно собственному положению и способностям осуществляет то действие, которого требует преследуемая главой цель. Они находятся на первой ступени. Ниже их следуют другие люди, которые действуют в соответствии с целями первых- эти занимают вторую ступень. Далее таким же образом следуют люди, которые действуют в соответствии с целями этих последних. Так располагаются по порядку различные члены городского объединения вплоть до тех, кто действует согласно целям этих последних и кто служит, но не обслуживается. Они занимают низшую ступень и являются людьми самого низкого положения.

Аль-Фараби

Именем аль-Фараби в Казахстане названы улицы, университет и библиотека при нем. Но кто такой аль-Фараби и чем заслужил восхищение не одного поколения, знают немногие. Философ, гениальный ученый Средневековья, автор теорий большинства современных наук, он оставил много значимых трудов. А вот о его жизненном пути известно не так много. Что историкам удалось выяснить об аль-Фараби, узнаете далее.

Аль-Фараби: биография ученого

О жизни знаменитого ученого аль-Фараби известно крайне мало. Источники, которые могли бы пролить свет на его биографию, практически не сохранились. Кроме того, сведения, которыми располагают историки, записаны спустя столетия после жизни аль-Фараби. Сложно сказать, насколько они достоверны. Однако исследователям все же удалось по крупицам собрать данные о жизненном пути мыслителя.

Изучив те скудные сведения, которые были доступны, историки нашли место, где родился аль-Фараби в 870 году на территории современного Казахстана. Его родиной была местность Фараб (Отрар), а именно Весидж — древний городок, расположенный на пересечении рек Арысь и Сырдарья.

За годы жизни аль-Фараби успел побывать в разных городах:

  1. Считается, что до двадцати лет юноша жил в Отраре. В большом торговом городе можно было познакомиться с мудрецами, писателями, учеными и другими интересными путешественниками. Также в Отраре аль-Фараби были доступны многие книги. Вероятно, именно здесь и начался его путь к познанию мира.
  2. Далее юноша некоторое время пребывал в Самарканде, Бухаре и Ташкенте (тогда — Шаше), там учился и работал. Аль-Фараби зачитывался трудами по астрономии, философии, медицине, также увлекался музыкой, изучал языки. Он понял, что хочет исследовать мир, и принял решение уехать из родных мест.
  3. Аль-Фараби отправился в Багдад — столицу и культурный центр Арабского халифата. По пути юноша побывал в иранских городах: Тегеране (тогда — Рей), Исфахане, Хамадане. А когда в 910 году добрался до Багдада, принялся за глубокое изучение медицины, логики и греческого языка. Аль-Фараби с восторгом говорил о Багдаде. Его восхищало его разнообразие: туда съезжались люди из разных стран.

цитата аль-Фараби

Цитата аль-Фараби: Nur.kz

Историки предполагают, что какое-то время аль-Фараби работал судьей. Однако со временем он стал все больше погружаться в науки и бросил профессию. Исследователи рассказывают о судьбоносном случае для аль-Фараби. Однажды приятель поделился с ним большим количеством книг, среди которых были трактаты Аристотеля. Труды настолько впечатлили аль-Фараби, что он оставил карьеру и начал путь ученого.

Также есть сведения, что до прибытия в Багдад мыслитель не знал арабского языка, но быстро его выучил. Всего к концу жизни аль-Фараби знал около семидесяти языков.

На развитие аль-Фараби в науке серьезное влияние оказал знаменитый переводчик Абу Бишр Матта ибн Юнус. Он переводил и комментировал труды античных мыслителей, в том числе Аристотеля, Платона, Эвклида. Аль-Фараби глубоко уважал Абу Бишр Матту и многому у него научился.

Позже философ обучался у христианского мыслителя Йуханна бен-Хаилана. Узнав, что тот живет в городе Харране, аль-Фараби отправился к нему, чтобы больше узнать о логических приемах.

В 941 году ученый переехал в Дамаск, где жил до конца дней. Он продолжал заниматься наукой, писал собственные труды. Жизнь была тяжелой. Говорят, аль-Фараби пришлось устроиться на работу сторожем. Однако вскоре его заметил правитель Сайф ад-Даула Али Хамдани, который почитал науку и старался помогать придворной интеллигенции. И хоть аль-Фараби вел закрытый образ жизни и почти не появлялся при дворе, из правительственной казны ему стабильно выделяли небольшую сумму. Денег вполне хватало на скромную жизнь, к тому же философ мог посвящать себя науке.

цитата аль-Фараби

Цитата аль-Фараби: Nur.kz

Перед смертью аль-Фараби успел побывать в Египте — путешествие длилось около года. Вернувшись в Дамаск, в возрасте семидесяти девяти лет Абу-Насыр аль-Фараби скончался.

Точная причина смерти историкам неизвестна. По некоторым данным мыслитель умер естественной смертью. Другая версия гласит, что его убили грабители. Великого ученого похоронили у Малых Ворот города, а молитву над его могилой прочел правитель государства.

Аль-Фараби: философия

Аль-Фараби — гениальный мыслитель, которому одинаково хорошо давались и гуманитарные, и точные науки. Все, что изучал аль-Фараби, нашло отражение в его научных произведениях:

  • по математике;
  • астрономии;
  • медицине, химии и физике;
  • филологии.

Более того, вклад аль-Фараби в средневековую философию ознаменовал начало ее новой эры. Благодаря ему наука отошла от мистицизма и религиозных учений в пользу рацион. Даже Бога он стремился познать рациональным путем.

цитата аль-Фараби

Цитата аль-Фараби: Nur.kz

Аль-Фараби называют основоположником мусульманского философского направления, основанного на учениях Аристотеля. Философия аль-Фараби стала емким воплощением идей древнегреческого ученого. Вот лишь малая часть его достижений:

В библиографии аль-Фараби есть как короткие работы из пары страниц, так и масштабные трактаты, состоящие из нескольких томов. Исследователи полагают, что в общей сложности мыслитель написал от восьмидесяти до ста тридцати трудов. Идеи ученого во многом опережали время и определили развитие мировой науки.

У аль-Фараби было множество учеников и последователей. Двое из них — Ибрагим ибн Ади и Яхья ибн Ади — продолжили дело своего наставника, комментируя труды аль-Фараби и древнегреческих ученых.

Философ прожил довольно скромную жизнь, не стремясь к богатству, а лишь к знаниям и духовному процветанию. Зато его идеи остаются актуальными даже спустя тысячелетие. Наследие великого мыслителя известно на весь мир и, несомненно, является предметом гордости казахстанцев.

Аль-Фараби

Абу Наср Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби, употребительное сокращение имени — аль-Фараби (в латинизированной форме — Alpharabius; 872,Фараб, совр. Казахстан — между 14 декабря 950 и 12 января 951, Дамаск, совр. Сирия) — философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока.

Фараби написал около 100 работ, многие из которых не сохранились, а другие существуют только в латинских переводах. Не так давно были найдены некоторые арабские оригиналы. Среди наиболее интересных сочинений — Трактат о взглядах жителей добродетельного города (Китаб ара ахл аль-мадинат аль фадила) (по образцу платоновского Государства) и Жемчужина премудрости (Исбат аль-акль), первая в арабской литературе попытка систематизации знаний. Фараби занимался не только философией, но и науками; он оставил трактат о музыке, в котором греческая теория применяется к арабской практике.

Книги (7)

Для научных работников, преподавателей, студентов, а также для всех интересующихся историей естественных наук и философии.

В книгу включены произведения аль-Фараби, публикуемые на русском языке впервые.

В них содержатся высказывания аль-Фараби о философском знании как о постоянно развивающемся, имеющем свои теоретические предпосылки и историю. Эти трактаты по форме являются комментариями, но по сути — итоговыми трудами о сущности древнегреческой философии. Платон и Аристотель предстают в них мыслителями, занятыми исключительно социально-этической проблематикой.

Книга предназначена для научных работников, преподавателей, студентов и для широкого круга читателей, интересующихся историей философии.

Перевод этого сочинения с арабского на русский язык выполнен по рукописи Британского музея.

Предлагаемое издание составляет часть всего логического наследия аль-Фараби. По данным А. Атеша, сохранилось 40 трактатов аль-Фараби по логике.

В данное издание помимо работ по логике, ораторскому искусству и стихосложению вошли комментарии и замечаниями к ним, а также небольшой арабско-русский философский словарь.

Аль-Фараби (870–950 гг.) — один из величайших мыслителей и энциклопедистов раннего средневековья. Он оставил богатейшее научное наследие, которое оказало огромное влияние на развитие науки как на Востоке, так и на Западе. Однако не все работы аль-Фараби, особенно математические, изучены. В книгу входят все известные нам труды математического содержания, которые раскрывают творчество аль-Фараби, дают возможность читателю составить полное представление о нем как о крупном математике своей эпохи.

Издание приурочено ко 1100-летию со дня рождения великого арабского философа.

В ней отражены общественно-политические и социально-этические воззрения, этого замечательного мыслителя на мусульманском Востоке, одного из наиболее крупных арабоязычных ученых. В отличие от многих восточных средневековых философов он изучал политику с философской точки зрения. Рассуждения о государственном строе, описание форм правления, установление этических и политических норм, определение назначения правителя и подчиненного, критика порочного общества — вот те вопросы, которые подняты аль-Фараби в этих трактатах. Он пытался нарисовать идеальный образец правления, благодаря которому люди могут достичь счастья.

Книга рассчитана на научных работников, занимающихся вопросами истории философии, этики, социологии, психологии, на преподавателей вузов, аспирантов, студентов-философов, а также на всех, интересующихся политической философией и этикой.

К 1100-летию со дня рождения Абу Насра Мухаммада ибн Мухаммада ибн Тархана ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки — посвящается.

Редакционная коллегия надеется, что это первое издание произведений аль-Фараби на русском языке, подготовленное к исполнившемуся в 1970 году 1100-летию со дня его рождения, вызовет интерес к научному наследию великого мыслителя и ученого и послужит основой для более фундаментального издания его трудов.

Арабских ученых древности, которые оставили после себя великое научное и творческое наследие, чтут и в современном мире. Возможно, некоторые их взгляды и понятия кажутся сегодня устаревшими, но в свое время они направляли людей в сторону наук и просвещения. Одним из таких великих ученых был Аль-Фараби. Биография его берет свое начало в городе Фараб (территория современного Казахстана) в 872 году.

Жизнь великого философа

Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг, известный всему миру как Аль-Фараби, прожил долгую жизнь, оставив после себя многочисленные труды по философии, математике, астрономии, музыке и естественным наукам.

Современники называли этого великого человека вторым учителем, подразумевая, что первым был Аристотель. Биография Аль-Фараби дает очень скудную информацию, так как при жизни ученого никто не уделял этому внимания, а все имеющиеся данные были по крупицам собраны спустя пару веков после его смерти.

аль фараби биография

  • Родился он в городе Фараб в 870 году (по некоторым данным в 872 г.). Довольно крупный город находился возле места, где Сырдарья и Арысь соединяются. Позже населенный пункт переименовали в Отрар, и сегодня его развалины можно увидеть на юге Казахстана в Отрарском районе.
  • Отец будущего философа и ученого был уважаемым в городе военачальником из древнего тюркского рода.
  • Еще будучи юношей, Абу Наср Аль-Фараби, биография которого умалчивает о его детских годах, чурался светских приемов и много времени проводил за изучением трудов Аристотеля и Платона.
  • Некоторое время он жил в Бухаре, Самарканде и Шаше, где учился и работал одновременно.
  • Закончить образование Аль-Фараби (биография рассказывает об этом более подробно) решил в Багдаде. В то время это была столица Арабского халифата и крупный культурный и научный центр.
  • По пути в Багдад молодой ученый, уровень знаний которого на то время можно назвать энциклопедическими, посетил такие города, как Исфахан, Хамадан и Рею (современный Тегеран).
  • Прибыв в столицу в 908 году, Аль-Фараби (биография не дает более точных данные) изучает логику, медицину, естествознание, греческий, но у каких именно учителей, неизвестно.
  • Прожив в Багдаде до 932 года, он покинул его, став уже достаточно известным ученым.

Жизнь в Дамаске и мировая известность

Переезд стал толчком для дальнейшего развития философских и научных талантов ученого, но о его личной жизни того времени почти ничего не известно.

  • В 941 г. философ переезжает в Дамаск, где о нем никто ничего не знал. Первые годы в этом городе были достаточно трудными, так как ему приходилось работать в саду, а по ночам писать свои великие трактаты.
  • В свое время Абу Насыр Аль-Фараби (биография не указывает точных дат) посещал Сирию, где у него был покровитель Сайф ад-Даула Али Хамдани, помогавший многим деятелям науки и искусства того времени.
  • Известно, что в 949 году ученый был в Египте.
  • Существует 2 версии того, как умер великий философ. В одних источниках говорится, что он скончался по естественным причинам в возрасте 80 лет, по другим – был ограблен и убит по пути в Аскалан.

биография аль фараби

Такой была жизнь Абу Наср Аль-Фараби, краткая биография которого не передает во всей полноте его величия, чего не скажешь о его трудах.

Научный подход к обучению

Так уж был устроен ум Аль-Фараби (биография об этом не рассказывает), что мог охватить сразу несколько научных направлений для их изучения и развития. Он был сведущ во многих известных во время средневековья науках и во всех из них преуспел.

Его деятельность началась с изучения трудов великих греческих мудрецов. Давая к ним комментарии, он старался довести их мысли простым языком до широкого круга людей. Иногда для этого ему приходилось излагать все это своими словами. Еще один научный метод, который применял Аль-Фараби – это анализ великих трактатов древности с подробным изложением их содержания. Определить это можно по рукописям, где арабский ученый оставлял свои записи, которые условно можно поделить на 3 типа:

  • Пространный комментарий, в основе которого лежало высказывание древнего мудреца с подробным объяснением, что автор хотел этим сказать. Такая работа проводилась с каждой главой или разделом трактата.
  • Средний комментарий, в котором брались только первые фразы оригинала, а все остальное являлось объяснением Аль-Фараби. Биография ученого не передает сути этой работы.
  • Небольшим комментарием можно назвать изложение древних трудов от своего имени. При этом Аль-Фараби мог объединять сразу несколько произведений Аристотеля или Платона, чтобы донести до учеников смысл их философии.

 абу наср аль фараби краткая биография

Изучение и комментарии к этим трудам не только способствовал продвижению их в широкие массы людей, но и направляли мысли арабского ученого на дальнейшее обдумывание этих философских вопросов.

Вклад в развитие наук

Благодаря Аль-Фараби началось новое направление развития наук и искусств того времени. Известны его труды по таким дисциплинам, как философия, музыка, астрономия, математика, логика, естественные науки, филология и другие. Его научные труды повлияли на таких ученых средневековья, как ибн Сина, ибн Баджа, ибн Рушд и другие. На сегодняшний день известно порядка 130 работ ученого, также ему приписывают организацию и создание библиотеки в Отраре.

Биография Аль-Фараби на русском языке указывает, что он смог изучить и прокомментировать почти все труды Аристотеля, а также таких мудрецов, как Птолемей (“Альмагест”), Александр Афродезийский (“О душе”) и Евклид (“Геометрия)”. Хотя древнегреческие трактаты повлияли на развитие философской и научной мысли Аль-Фараби, большая часть его произведений – это его умственные изыскания и практические опыты.

Философские труды Аль-Фараби

Все научные работы арабского ученого можно разделить на несколько видов:

  • Общефилософские работы, которые были посвящены законам мироздания, их свойствам и категориям.
  • Труды, в которых рассматривались аспекты человеческой деятельности и способам познания мира.
  • Трактаты о материи, изучении ее свойств, а также таких категорий, как время и пространство. К ним относятся работы по математике, геометрии и астрономии.
  • Отдельные труды (биография Аль-Фараби это упоминает) посвящены видам и свойствам живой природы и ее законов. Сюда относятся работы о деятельности людей в биологии, физике, химии, медицине и оптике.
  • Отдельное внимание ученый уделил изучению общественно-политических строев, вопросам нравственности и воспитания, педагогике, государственному управлению и этике.

биография аль фараби на русском языке

За свои 80 лет жизни Аль-Фараби оставил великое наследие, которое во многом опережало свое время. Не перестали быть актуальными его работы и в наше время.

Основа бытия по учению Аль-Фараби

Великий ученый заложил основы новой философии, по которой все, что существует в мире, делится на 6 ступеней, связанных между собой причинно-следственными отношениями:

  • Первая ступень – это первопричина появления всего сущего, зачем и кем все было задумано.
  • Вторая – появление всего.
  • Третья ступень – это деятельный и находящийся в развитии разум.
  • Четвертая - душа.
  • Пятая ступень – это форма.
  • Шестая – материя.

Эти ступени лежат в основе всего, что окружает человека, и ученый разделяет их на 2 вида:

  • Вещи и состояния, которые он называл “возможно сущими”, так как их природа не всегда вызвана необходимостью их существования.
  • Вторые, наоборот, всегда существуют сами по себе и называются “необходимо сущими”.

Первопричиной всего Аль-Фараби (краткая биография и знакомство с его работами указывают на это) называл Бога, так как только ему присущи цельность и единственность, тогда как остальные ступени имеют множественность.

Вторая причина – это возникновение планет и других небесных тел, которые по своей природе отличаются от земных форм. Третью ступень Аль-Фараби определил космическому разуму, который заботится о живой природе и стремится довести мир до совершенства.

Последние 3 ступени связаны с нашим миром, и им ученый уделил самое пристальное внимание. Он отделил функции Бога от того, что происходит в материальном мире, тем самым ограничив его вмешательство в жизнь людей, дав им свободу воли. Он смог утвердить силу материи, наделив ее вечностью.

Взаимосвязь формы и материи

Немало внимания ученый уделил взаимоотношениям формы и материи. Например, он дает трактовку формы как цельность структуры, а материи – как сущность и основание всех вещей. Именно он указал на то, что форма может существовать только благодаря наличию материи и не может находиться вне тела. Материя, в свою очередь, – это субстрат, который обязательно должен быть наполнен содержанием (формой). Об этом великий ученый пишет в своих работах “О материи и форме” и в “Трактате о взглядах жителей добродетельного города”.

Отношение к Богу у Аль-Фараби было, скорее, научное, чем религиозное. Многие последователи ученого, а далее религиозные арабские деятели, утверждали, что он был истинным мусульманином, чтившим традиции ислама. Но труды мудреца говорят о том, что он пытался познать Бога, а не слепо верить в него.

абу наср аль фараби биография

Недаром ученый такого уровня был похоронен без участия в процессии духовенства. Слишком смелыми были высказывания Аль-Фараби о строении мира и всего сущего.

Учение об идеальном городе-государстве

Немало внимания ученый уделял таким аспектам жизни, как счастье, нравственность, война и государственная политика. Им он посвятил такие работы:

  • “Трактат о достижении счастья”;
  • “Пути счастья”;
  • “Трактат о войне и мирной жизни”;
  • “Трактат о взглядах жителей добродетельного города”;
  • “Гражданская политика”;
  • “Трактат об изучении общества”;
  • “О добродетельных нравах”.

Все они затрагивают такие важные во времена жестокого средневековья аспекты, как любовь к ближнему своему, безнравственность войн и естественное стремление людей к счастью.

Если объединить эти работы, то можно сделать такой вывод из философии автора: люди должны жить в мире добра и справедливости, стремясь к духовному развитию и научному просвещению. Он придумал город, в котором управление находится под руководством мудрецов и философов, а его жители творят добро и осуждают зло. В противовес этому идеальному обществу автор описывает города, где правят зависть, стремление к богатству и бездуховность. Для своего времени это были довольно смелые политические и нравственные взгляды.

О музыке

Будучи талантливым во всем, Аль-Фараби (биография на казахском языке это подтверждает) уделил немало времени музыковедению. Так, он дал понятие музыкальных звуков, описал их природу и выяснил, из каких категорий и элементов строится любое музыкальное произведение.

аль фараби краткая биография

Это вывело изучение и сочинение музыки на новый уровень. Он познакомил другие народы с музыкой Востока, оставив после себя трактаты “Слово о музыке” и “О классификации ритмов”. В отличие от школы пифагорейцев, по которой слух не имел значения для различения звуков, а главным в этом являются вычисления, Аль-Фараби считал, что именно слух позволяет определять звуки и соединять их в гармонию.

Учение о познании

Одним из важных аспектов трудов ученого является изучение такой категории, как разум и форма познания. Он рассуждает о том, откуда произошли знания, об их связи с реальностью, о том, как человек познает действительность. Например, природу Аль-Фараби считал объектом для изучения, так как все знания люди получают извне, наблюдая за окружающим миром. Сравнивая различные свойства вещей и явлений, анализируя их, человек обретает понимание.

Так образовались науки, благодаря которым люди стали глубже понимать окружающий мир. Он рассуждает о душевных силах человека, то есть об устройстве его психики, о том, как люди воспринимают запахи, различают цвета и ощущают различные эмоции. Это очень глубокие по своему содержанию работы, среди которых “Основа мудрости”, где автор рассматривает такие категории, как симпатии и антипатии, а также причины их возникновения.

Логика, как форма познания

Ученый много внимания уделял такой науке, как логика. Он считал ее особым свойством ума, наличие которого помогало человеку судить об истине и утверждать ее экспериментальным путем. Искусство логики по Аль-Фараби – это умение отделить ложные категории от истинных с помощью доказательств, что вовсе не было свойственно религиозным догматам и верованиям.

абу насыр аль фараби биография

Ученые Востока и других стран поддержали его работы “Введение в логику” и “Вводный трактат по логике”. Логика – это инструмент, с помощью которого люди могут добывать знания об окружающей действительности. Так считал великий ученый.

Память о великом ученом

В наше время не только арабский, но и весь ученый мир чтит память о таком великом человеке. Например, есть об Аль-Фараби биография на казахском, ему посвящены улицы городов и даны имена университетам. В Алматы и Туркестане установлены памятники, а 1975 году широко отмечался 1100-летний юбилей со дня рождения Аль-Фараби. Биография (казакша) не передает всего величия мудрости этого человека.

Читайте также: