Философская школа периода эллинизма ставившая под сомнение существования надежного критерия истины

Обновлено: 05.07.2024

Скептицизм, третье крупное философское течение эллинистического периода, существовал с конца IV века до н.э. по III век н.э. Его крупнейшими представителями были Пиррон (365-275 гг. до н.э.), Карнеад (ок. 214-129 гг. до н.э.) и Секст Эмпирик (вторая половина II века н.э.).

Основываясь на утверждениях Гераклита о подвижности и текучести мира, его неопределенности, скептики делают вывод о невозможности получения объективного знания о мире и, следовательно, невозможности рационального обоснования норм поведения человека. Единственно правильным поведением в таких условиях является воздержание от суждений как средство достижения атараксии (невозмутимого отношения ко всему внешнему). Однако, поскольку жить в состоянии абсолютного молчания и бездействия практически невозможно, мудрый человек должен жить по законам, привычкам или благоразумию, понимая, что такое поведение не основано на твердых убеждениях.

Хотя скептицизм остался верен своей первоначальной позиции, в ходе своего развития он претерпел значительные изменения: Утонченный, морализирующий скептицизм Пиррона нашел свое применение в позитивистском эмпиризме по прошествии многих веков.

Основными положениями античного скептицизма являются:

Древний скептик отвергал ощутимость жизни. Чтобы сохранить внутренний покой, нужно знать много философии, но ничего не утверждать и не утверждать (каждое утверждение — это отрицание, и наоборот, каждое отрицание — это утверждение).

2.Истинная философия скептицизма — это молчание.

Мудрому скептику лучше молчать. Его молчание — это философский ответ на поставленные перед ним вопросы. Воздерживаясь от определенных суждений, скептик остается невозмутимым. Молчание скептика можно рассматривать как мудрый выход, но его также нельзя рассматривать как бездумность.

Все изменчиво, так что живите как хотите, принимайте жизнь в ее непосредственной данности. Знающий многое не может придерживаться строго определенного мнения. Скептик не может быть судьей или адвокатом. Карнеад, скептик, посланный в Рим, чтобы выступить за отмену налога, в один день публично выступал за налог, в другой — против.

Философские истоки и основные принципы скептицизма - Периоды развития скептицизма

Периоды развития скептицизма

Скептицизм (от греч. skeptikos — рассматривать, проверять) — это философское направление, которое пропагандирует сомнение как принцип мышления, особенно сомнение в достоверности истины. Умеренный скептицизм ограничивается знанием фактов и демонстрирует нежелание принимать все гипотезы и теории. В общем смысле, скептицизм — это психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-то, которое заставляет человека не делать категоричных суждений.

Античный скептицизм, как реакция на метафизический догматизм более ранних философских школ, представлен прежде всего Пирроном, затем Средней и Новой академиями (Арцизилай, Карнеад) и так называемым поздним скептицизмом (Энеазид, Секст Эмпирик и другие.

Античный скептицизм в своем развитии прошел через множество изменений и фаз. Вначале она носила практический характер, то есть выступала не только как самая верная, но и как самая полезная и выгодная жизненная позиция, а затем сменилась теоретической доктриной; сначала она ставила под сомнение возможность всякого знания, затем критиковала знание, но только то, которое получено предшествующей философией. В античном скептицизме можно выделить три периода:

1) Более древний пирронизм, разработанный самим Пирроном (ок. 360-270 гг. до н.э.) и его учеником Тимоном Флиунтским, относится к III в. до н.э. В это время скептицизм был чисто практическим: его ядром была этика, а диалектика была лишь внешней оболочкой; во многих отношениях это было учение, сходное с первоначальным стоицизмом и эпикурейством.

А.Ф. Лосев называет самый ранний этап скептицизма, возглавляемый Пирроном, интуитивно-релятивистским. Впоследствии в академии Платона развился скептицизм. Первое скептическое учение мы находим у главы Средней академии Аркселиуса. А.Ф. Лосев называет этот курс интуиционистским и вероятностным. Последний курс был развит Карнеадом, главой Новой Академии. Этот период называется рефлексивным вероятностным. Этот академический скептицизм постепенно ослабел и превратился в эклектизм, о котором известно от Филона Ларисского и Антиоха Аскалонского (II-I век до н.э.), возглавлявших так называемые Четвертую и Пятую академии. Более твердой и последовательной позиции скептицизма придерживается дальний последователь и новатор пирронизма, скептик I века до н.э. Энесидем, чей скептицизм называют систематическим или рефлексивно-релятивистским.

За ним последовал логико-релятивистский скептицизм Агриппы и Менодота (I век н.э.), а завершение античного скептицизма или абсолютного скептицизма, граничащего с нигилизмом, хотя и далеко не сводимого к нему, формирует скептицизм Секста Эмпирика и Сатурнина (II-III век н.э.).

Пиррон и его школа

Пиррон из Аэлиды (ок. 360 г. до н. э. — 280 г. до н. э.) — древнегреческий философ из Аэлиды. Пиррон, родоначальник античного скептицизма, считался философом, который стремился к счастью.

Учение Пиррона называется пирронизмом. Это имя отождествляется по значению со скептицизмом. Скептики сомневались во всем, опровергали догмы других школ, но сами ничего не утверждали. Скептики отрицали истинность всех знаний и отвергали все доказательства.

Скептики делают вывод, что сами органы чувств не несут истины. Чувства не могут судить о самих себе, и поэтому они не могут определить, являются ли они истинными или ложными. То есть, мы можем утверждать, что тот или иной объект красный или зеленый, сладкий или горький, но мы не знаем, что это на самом деле. Он является лишь тем, чем он является для нас. Согласно Пирону, любое утверждение, которое мы делаем о любом объекте, может быть с равным правом и с равной силой противопоставлено утверждению противоположному.

Исходя из невозможности какого-либо утверждения о предмете, Пиррон делает вывод, что единственный правильный способ отношения философа к вещам — это воздерживаться от суждений о них. Когда мы воздерживаемся от всякого суждения о вещах, мы достигаем невозмутимости (атараксии), которая является высшей степенью счастья, доступной философу.

Приводятся примеры из его личной жизни, чтобы проиллюстрировать спокойное самообладание, необходимое для правильного скептицизма. Пиррон, который был со своими учениками на корабле во время шторма, привел им в пример свинью, спокойно поедающую свой обед в то время, когда все пассажиры были необычайно встревожены и боялись беды. Это та самая невозмутимость, которая, по его мнению, подобает истинному мудрецу.

Не менее важной, а возможно, даже более важной, была этическая сфера скептицизма Пиррона. Хотя сам Пиррон ничего не написал, сохранилось достаточно материалов как о его скептицизме в целом, так и об этической части его философии. Здесь важен ряд терминов, которые с легкой руки Пиррона стали общепринятыми в последующей философии.

Скептицизм платоновской академии

Преемников Платона (академиков) обычно делят на Старую, Среднюю и Новую академии. (Некоторые дополнительно берут 4-ю и даже 5-ю академию).

Против стоического и эпикурейского догматизма первоначально возобладала Новая Академия, которая была продолжением Академии Платона. Самыми важными фигурами были Аркесилай и Карнеад.

Основание Средней Академии приписывается Аркселаю, а Новая Академия представляет взгляды Карнеада. Однако и то, и другое имеет отношение к скептицизму, и сами скептики затруднялись указать разницу между своей точкой зрения и академической. Представители скептицизма уже причисляли к скептикам и философов, но все еще различали академиков и чистых скептиков.

Во время господства Средней и Новой академий чистый пирронизм уже замалчивался, причем надолго, почти на полтора века. Но в I веке до н.э., когда академический скептицизм уже изжил себя и соприкоснулся с догматическими системами, которые сам критиковал, и особенно с системой стоицизма, пирронизм появляется вновь, но теперь уже не в такой голой и наивной форме, как у Энеасидема и других скептиков I века, а как достаточно развитая система, получившая завершение во II-III веке н.э. Пирронизм Энеасидема и других скептиков — это система пирронизма. Секст Эмпирик.

Аркселай (315-240 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, глава второй (средней) академии. Он представлял собой иной тип личности, чем почтенный Пиррон и язвительный Тимон; он был скептиком, мирским человеком, и как таковая грация должна была быть доминирующей чертой его мышления. Аркесилай был человеком, умеющим упорядочить свою жизнь, любителем прекрасного, искусства и поэзии, отличался независимым и рыцарским характером.

Будучи студентом и слушая перипатетика Теофраста и академика Крантора, он под влиянием философии Пиррона развил особый скептический взгляд, который противоречил учению стоиков и заключался в идее, что в мире нет окончательного критерия для определения истины и что любое положение может быть оспорено тем или иным аргументом, который кажется вероятным; Следовательно, достижение абсолютно истинного недоступно человеческому сознанию, и поэтому необходимо ограничиться только вероятным, что, согласно учению Аркселиуса, вполне достаточно для нашей практической деятельности.

А скептики говорят, что исполнение долга без абсолютной уверенности в истине вполне правильно. Более того, тот, кто способен действовать разумно, счастлив, а счастье — это частный случай мудрости (phronesis). Таким образом, стоицизм выводится из самого себя к осознанию абсурдности претензий на моральное превосходство.

Секст Эмпирик: скептицизм как образ жизни

Приведенные три основных этапа или типа античного скептицизма исчерпываются тем, что делали скептики до Секста Эмпирика. Это были типы 1) интуиционистско-релятивистский (Пиррон и Тимон), 2) интуиционистско-вероятностный (Аркселай) и 3) рефлексивно-вероятностный (Карнеад).

Общей чертой этих типов является представление их скептической доктрины вместо той или иной догматической доктрины, но при этом представленной как строго доказанная догма. Единственное, чего не хватает, это позиции скептицизма, который также отрицает собственную критику догматизма и считает его недоказуемым. Сказать, что чего-то не существует, значит, в конце концов, вынести некое суждение и утверждать, что оно истинно.

И только Секст Эмпирик сделал этот последний шаг, а именно: счел все свои собственные аргументы против догматизма недоказуемыми, неубедительными и скептическими. Если хотите, такой скептицизм уже можно назвать полным нигилизмом. Но нам будет достаточно, если мы просто назовем всю эту систему доказательств у Секста Эмпирика абсолютным скептицизмом.

В нем много логики и остроумия. Но на самом деле он не выходит за рамки первоначального пирроновского скептицизма, который называют непосредственным или интуитивным релятивизмом. То же самое следует сказать и о Сексте Эмпирике, поскольку он тоже интерпретирует все свои доказательства скептически и нигилистически, так что греческий скептицизм оставался абсолютным нигилизмом как в своем начале, так и в своем конце в смысле системы разума, несмотря на все усилия академиков спасти доказательность скептицизма своей теорией вероятности.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Ирина Ильякова

Основные философские школы эпохи эллинизма (скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм)

В эпоху эллинизма, с одной стороны, продолжалось развитие философских учений предшествующих периодов, а с другой — на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений.

Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении. Однако решить вопрос о том, как должен себя вести человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе). Поэтому анализ этических проблем неразрывно был связан с учениями о природе.

Биографические сведения. Пиррон. Время жизни — 360— 270 гг. до н.э.; родился в г. Элида. Учился у софиста Брисона; наибольшее влияние на Пиррона оказал мудрец Анаксарх (друг Александра Македонского). Они оба участвовали в походе Александра и дошли до Индии, где Пиррон общался с индийскими философами

Ирина Ильякова

Скептический метод. В основе скептического метода лежит допущение одинаковой достоверности противоречивых суждений. Но в таком случае у нас нет никаких оснований предпочесть одно суждение другому, противоречащему первому. Следовательно, лучший выход из положения состоит в том, чтобы вообще воздерживаться от всяких суждений. Именно это позволяет обрести невозмутимость, что и является целью философии. Последовательная реализация принципа сомнения доходит у него до сомнения и в собственных суждениях.

Как утверждал Секст Эмпирик, скептик на практике следует пути, которому следует мир. Но только скептик при этом не имеет никаких мнений ни об этом пути, ни об этом мире.

Ирина Ильякова

Философия Эпикура представляет собой развитие античного атомизма, но сам Эпикур всегда отрицал влияние Демокрита на свое философское учение и крайне отрицательно отзывался о Демокрите, впрочем, как и о многих других философах.

Ирина Ильякова

Основоположником неоплатонизма считается Плотин или его учитель Аммоний.

Основные представители неоплатонизма и их труды:

1) Аммоний - Ничего не писал

2) Саккас - Эннеады (Девятки)

Единое = Благо Плотин сравнивает с Солнцем. И как от Солнца исходит свет, так от Единого = Блага исходит эманация (истечение, излучение), порождающая Бытие = Ум (Нус), содержащий идеи (понятия). Таким образом, Ум, с одной стороны, множественен, так как содержит множество всех идей, а с другой стороны, един. Ум существует вне времени. Он познает сам себя и, мысля свое содержание — идеи, он тем самым творит их. Начинается этот процесс с наиболее общих идей (бытие, движение и покой, тождество и различие), от них происходят все другие.

Распространение эманации за пределы Ума приводит к появлению Мировой души. Она порождает время, и сама существует во времени. Мировая душа — связующее звено между сверхчувственным и чувственным миром, хотя сама она бестелесна. Душа является источником движения для всех телесных объектов. Мировая душа дробится на составляющие, т.е. существует душа неба, души звезд и планет, душа Земли, души животных, растений, человека и т.п.

Угасший свет, исходящий из Единого, ставший тьмой и мраком, и есть материя, образующая чувственный, телесный космос. Он вечен во временном существовании (т.е. существует всегда, когда есть время).

У Ямвлиха и Прокла эта схема значительно усложняется, например у Прокла промежуточное положение между Единым и Умом занимают числа.

Судьба учения. Неоплатонизм более, нежели какое-то иное течение античной философии, оказал влияние на христианство и средневековую христианскую философию как восточную (Афанасий Александрийский, Псевдо-Дионисий, великие капподокийцы: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и т.д.), так и западную (Аврелий Августин, Боэций, Эриугена и т.д.). Оказал он влияние и на мусульманских средневековых философов мистического толка, в первую очередь такого течения, как суфизм, и на еврейских философов той же эпохи.

Новая волна интереса к неоплатонизму возникла в эпоху Возрождения (Плифон, Фичино, Бруно и др.). В Новое время можно отметить влияние неоплатонизма на Беркли, а в XIX в. — на романтиков, таких как Шеллинг и Гегель, в XX в. — на Бергсона. Многие идеи неоплатонизма повлияли на русских философов: Вл. Соловьева, Флоренского, Франка, Булгакова, Лосева.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Рихтер Р., С. в философии, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1910 ; Лосев А. Ф., Культурно-историч. значение антич. С. и деятельность Секста Эмпирика, в кн.: Секст Эмпирик, Соч., т. 1, М., 1975 , с. 5—58; Goedeckemeyer A., Die Geschichte des griechischen Skeptizismus, Lpz., 1905 ; Patrick M. M., The Greek sceptics, N. . 1929 ; Weisсhe A., Cicero und die Neue Akademie. Untersuchungen zur Entstehung und Geschichte des antiken Skeptizismus, Munster, 1961.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(франц. scepticisme, от греч. σκεπτικός, букв. – рассматривающий, исследующий)– гносеологич. позиция, в основе к-рой лежит недоверие к любым определ. взглядам и представлениям, сомнение в существовании истины и возможности к.-л. надежного ее критерия. Крайняя форма С., основанная на утверждении, что в наших знаниях нет ничего, соответствующего действительности, что достоверное знание в принципе недостижимо, есть агностицизм.

Акцентируя относительность человеч. познания, С. сыграл положит. роль в борьбе с различными формами догматизма и постановке ряда проблем диалектики познания, хотя оказался и не в состоянии разрешить их. Вскрывая неполноту и неточность наших знаний, их связь с историч. условиями процесса познания, С. абсолютизирует эту относительность и приходит в итоге к сомнению в возможности к.-л. объективного знания вообще. Провозглашая отказ от суждений в принципе, С. в то же время постоянно вынужден принимать определ. суждения фактически. Смена теорий в науке толкуется С. как свидетельство недостоверности всякого знания вообще. Историч. роль С. в идейной борьбе и обществ. жизни была различной в зависимости от того, что являлось предметом его критики и подвергалось сомнению.

В др.-греч. философии скептич. аргументация содержится в критике элейской школой, Гераклита, софистами – элейцев, в философии мегарской школы, киников, киренской школы. В развитии собственно скептич. школы различают три периода: 1) ранний С., основателем к-рого был Пиррон; 2) С., развивавшийся в Академии платоновской при ее руководителях Аркесилае и Карнеаде; 3) поздний С., представленный Энесидемом, Агриппой, Секстом Эмпириком и др. Тщетность попыток найти критерий истинности как чувств. познания, так и мышления (для выбора критерия необходим критерий выбора и т.д.), подчеркивание различий моральных норм у разных народов, критика основ всякой религии, выяснение того, как различные теории опровергают друг друга, мысль о том, что всякая истина доказывается другой, а это ведет либо к кругу в доказательстве, либо к произвольному выбору аксиом, либо к бесконечному регрессу, доводы, свидетельствующие, что существование причинности недоказуемо, – таковы важнейшие аргументы ("тропы"), к-рыми антич. скептики обосновывают равносильность противоположных утверждений и принцип воздержания от суждения. Но необходимость действовать, принимая определ. решения, заставляет антич. С. признать, что хотя, возможно, и нет критерия истины, но есть критерий практич. поведения. Этот критерий должен основываться на "разумной вероятности" (Аркесилай). Античный С. призывает следовать тому, к чему нас влекут ощущения и чувства (есть, когда чувствуем голод, и т.п.), следовать законам и обычаям страны, заниматься определ. деятельностью (в т.ч. и научной) и т.д. Покидая позицию, равно не доверяющую ощущению и мышлению, антич. С. отдает предпочтение чувств. знанию, вплотную подходя к эмпиризму и опытной науке. Опытной наукой – медициной – занимаются последние представители антич. С: Менодот, Феод, Секст и Сатурнин. Др.-греч. скептики разрабатывают условия, соблюдение к-рых повышает вероятность знания, доставляемого наблюдением и экспериментом ("три степени вероятия" в Академии, "напоминающий знак" у Секста, три вида опыта у Менодота).

С. средневековья играл прогрессивную роль как форма критики церк. догматизма [напр., у Абеляра в соч. "Да и нет" ("Sic et non") и др.]. В еще большей мере эта тенденция была свойственна С. Возрождения. На протяжении 16–18 вв. как прогрессивные, так и реакц. мыслители именовали С. всякую критику религии и догматич. метафизики вообще. Скептич. идеи содержались в произведениях Николая Кузанского, Эразма Роттердамского, Агриппы Неттесхеймского, но наиболее полно и ярко были выражены у Монтеня. Печать С. лежит также на произведениях Ф. Санчеса, Ж. Валле, О. Талона, Бодена, Шаррона.

С. древних был реакцией на теоретич. построения, созданные мыслью, не знавшей ограничений, налагаемых на умозрение фактич. знаниями. В отличие от этого, С. Возрождения предшествовало порабощение мысли традицией и авторитетами. Поэтому отправной пункт нового С. – восстание против власти авторитетов и догматизма общепринятых мнений, требование свободы мысли, призыв ничего не принимать на веру. Его гл. враг – фидеизм. Если антич. скептики ставили под вопрос все установленное разумом, утверждая его бессилие, то С. Возрождения ставил под сомнение все, принимавшееся до сих пор на веру, провозглашал высшим судьей разум. Т.о., он противопоставлял фидеизму рационализм. Вместе с тем С. Возрождения требовал опытного исследования природы и обществ. жизни, расчищая почву науке нового времени. Нападая на политич. и этич. принципы феодализма, он защищал бурж. идеи естеств. равенства людей и индивидуализма.

С. Возрождения был эклектичен и противоречив. Требуя представления всех вопросов на суд разума, он повторял аргументы пирроников против разума; показывая безграничность развития познания, он ставил под вопрос возможность достоверного знания и доходил до явно агностич. утверждений. В 17 в. скептич. идеи Возрождения развивали Бейль, Ламот-Левайе и др. Эти идеи были исходным пунктом филос. развития Гассенди, Декарта, Вольтера, Дидро.

Иной формой С. был С. Юма. И древние скептики, и скептики Возрождения не сомневались в существовании объективного мира. Ставя под вопрос истинность наших знаний, они понимали ее как соответствие знаний этой действительности. Юм же поставил под вопрос само существование объективного мира. С этой т. зр. лишался смысла вопрос, верно ли наши знания отображают мир (к-рого, возможно, вовсе нет). Все объекты знания, может быть, возникают и существуют только в познании – в мысли (математика) или в ощущениях (прочие знания).

В дальнейшем развитии бурж. философии большую роль играл агностицизм (Кант, позитивизм, неопозитивизм), а С. встречается лишь в виде тенденции (напр., в иррационализме). К юмовскому и кантовскому С. непосредственно примыкали взгляды основателей позитивизма – Конта, Спенсера, Дж. С. Милля. По сути дела ту же позицию занимают в этом вопросе неокантианцы марбургской школы (Коген, Наторп, Кассирер) и баденской школы (Виндельбанд, Риккерт). Элементы С. свойственны и гносеологии прагматизма (Пирс, Джемс, Дьюи), а также позитивистов типа Маха и Авенариуса. В известном смысле можно говорить о наличии элементов С. в гносеологии неопозитивизма. Это, в частности, касается отношения неопозитивистов к т.н. метафизике, к филос. знанию вообще.

Лит.: Общая: Рихтер Р., С. в философии, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1910; Шпет Г. Г., Скептик и его душа, М., 1919; Богуславский В. М., У истоков франц. атеизма и материализма, М., 1964; Hönigswald R., Die Skepsis in Philosophie und Wissenschaft, Gött., 1914; Rоdhe S. E., Zweifel und Erkenntnis. Über das Problem des Skeptizismus und den Begriff des Absoluten, Lund–Lpz., [1945]; Ρreyre Ε. Α.. The freedom of doubt. Reflections of a natural sceptic, L., 1953; Topitsсh E., Vom Ursprung und Ende der Metaphysik, W., 1958.

А н т и ч н ы й С.: Maccoll Ν., The Greek sceptics, from Pyrrho to Sextus, L.–Camh., 1869; Brochard V., Les sceptiques grecs, P., 1887; Hartenstein K., Über die Lehren der antiken Skepsis. Halle/Saale, 1888; Creadаrо L., Lo scetticismo degli accademici, v. 1–2, Mil., 1889–93; Саldi G., Lo scetticismo critico della scuola pirroniana, Üdine, 1896; Goedeckemeyer Α., Die Geschichte des griechischen Skeptizismus, Lpz., 1905; Detmar В., Karneades und Hume, Lpz., 1910; Bevan Ε., Stoics and sceptics, Oxf., 1913; Patrick M. M., The Greek sceptics, Ν. Υ., 1929; Heintz W., Studien zu Sextus Empiricus, Halle/Saale, 1932; Gomperz H., Problems and methods of early Greek science, "J. of the history of ideas", 1943, v. 4, fasc. 2; Rоbin L., Pyrrhon et le scepticisme grec, P., 1944; Maréchal J., Le point de départ de la métaphysique, 3 éd., Brux.–P., 1944; Dal Pra M., Lo scetticismo greco, Mil., 1950.

С. в философии нового и новейшего времени: Sartini V., Storia dello scetticismo moderno, Firenze, 1876; Owen J., The sceptics of Italian Renaissance) 3 ed., L., 1908; Charbonnel Roger J., La pensée italienne au 16 siècle et la courant libertin, P., 1919; Hoopes R., Fideism and skepticism during the Renaissance Three major witnesses, "Huntington Library Quarterly", 1951, v. 14, No 4; Cornford F. M., Principium sapientiae, Camb., 1952; Ρopkin R. H., The sceptical crisis and the rise of modern philosophy, "Review of Metaphysics", 1953, v. 7, p. 132–51, 306–22, 499–510.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

СКЕПТИЦИЗМ (греч. σκεπτικός — ищущий, рассматривающий, исследующий) — философское направление, созданное в 4 в. до н. э. Пирроном из Элиды (ок. 360—270 до н. э.). Пиррон практиковал воздержание от суждения (εποχή), “ничего не называл ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым и вообще полагал, что истинно ничего не существует. ничто не есть в большей степени одно, чем другое”; “на всякое слово есть и обратное” (Диоген Лаэртий, К, 61, 74). Античные скептики доказывали, что притязания различных философских школ на абсолютную истинность неправомерны, а истинность всех знаний относительна. Представитель Второй Академии — другой линии скептицизма — Аркесилай (ок. 315—240 до н. э) выступал против учения стоиков о “согласии”, которое не гарантирует истины, и призывал к воздержанию от суждений. В Третьей (Новой) Академии Карнеад из Кирены (ок. 214—129 до н. э.) считал всякое знание недостоверным: чувства вводят нас в заблуждение, мы можем воспринимать несуществующее — галлюцинации, сны, иллюзии; обманывает и разум, неспособный разрешить апории; необходимо воздерживаться от притязаний на “абсолютную истину”, тогда как разной степени правдоподобные или “вероятностные” (έύλογον) высказывания имеют право на существование. Позднейший пирронизм представлен Энесидемом (ок. 1 в. до н. э.), сформулировавшим десять скептических “тропов” (“Пирроновы речи” (ок. 43 до н. э.), Агримой и Секстом Эмпириком (2 — начало 3 в. н. э.), автором единственных дошедших от античного скептицизма сочинений (“Три книги Пирроновых положений” и “Против ученых”). Секст восстановливает в своих правах опыт и здравый смысл, а невозмутимость (атараксия) предстает у него как результат воздержания от догматических суждений. Скептицизм возрождается в 16—17 вв. как обращение к трудам античных философов, прежде всего Секста Эмпирика, и как дальнейшее развитие их идей (“новый пирронизм”). Новоевропейский скептицизм связан прежде всего с критикой схоластических методов, догматизма, т. н. общепризнанных мнений, ориентирующихся на авторитеты (Эразм Роттердамский), с высокой оценкой опыта античного скептицизма. В трактате “Ничего не известно” (1581) французского философа и врача португальского происхождения Фр. Санчеса (1552—1632) критикуются схоластические методы, эксперимент и критика признаются единственными критериями науки, указываются основные препятствия к постижению истины — несовершенство органов чувств, отмечаются границы человеческого восприятия. Особое место занимает M Монтень, для которого философствовать — значит сомневаться. Скептическая позиция Монтеня была воспринята его другом П. Шардоном, оказавшим большое внияние на Я. Гассенда. Высоко оценивал идеи Секста Эмпирика Я. Бейль, сочетавший скептический принцип воздержания от суждений и тезисо равносильных аргументах за и против с признанием “естественного света” всеобщего разума и абсолютной истинности самоочевидных аксиом математики и логики. Бейль критически относился к системам Декарта, Спинозы, Лейбница. Сомнения в достоверности человеческого познания определили гносеологическую концепцию Д. Юма, ставшую исходным пунктом новоевропейского агностицизма (Кант, позитивизм).

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Философская школа стоиков во многом отвечала идеям киников. Стоя была распространена в Греции под видом наиболее крупного античного учения, которое было основано за 300 лет до нашей эры. Основателем школы стоиков был Зенон Китайский. Первоначально он собирал своих подданных в одном из портиков Афин, то есть изначально стоя — это наименование портика.

Какой философ был идеалом

Философия Стоицизма

В расцвет эллинизма стоицизм стал одной из самых первых философских школ. Он распространился далеко за пределы Греции: его проповедовали в Древнем Риме, он оказал влияние на развитие христианства.

Основные идеи

Как и любое другое учение, стоицизм имеет специфические особенности, отвечающие, в том числе и на вопросы: каков должен быть истинный стоик, какие действия позволительны, а какие нет:

Стоики философия кратко

  1. Полная свобода от влияния внешнего мира, который не способен привнести гармонию.
  2. Путь усовершенствования, приобретения мудрости и приумножение культурных ценностей.
  3. Осуждение человеческих пороков вместе со стремлением к возвышенным идеалам.
  4. Принятие аскетизма и отказ от материальных благ.
  5. Непризнание законов государства, способных деградировать полноценную от природы личность.
  6. Применение логического подхода к жизни.
  7. Следование голосу совести и разума.
  8. Воспитание терпимости и любви к окружающим.
  9. Умение довольствоваться малым и ощущать внутреннюю свободу.
  10. Осознание и понимание каждого мгновения жизни.

Диалектика и риторика объединялись в логику, которая выступала за существенные доказательства, опиралась на теорию и идеи познания, различные постулаты. Материя была выделена, как часть стоической науки, могла быть представлена не только предметами окружающего мира, но и душой человека.

Школа стоиков

Этика для стоиков занимала одно из самых важных мест во всем учении, ведь они ратовали за процветание культуры во всех ее проявлениях. Абсолютно все нравственные деяния являли собой благо. Философия школы стоиков призвана формировать сильную личность, с достоинством переносящую все удары судьбы. При этом внешне последователь стоицизма не должен показывать свои внутренние переживания, оставаться гуманным и разумным существом. Этика философии менялась под воздействием периодов, которые проходило учение.

Тем не менее какой временной период не проходила бы стоя, она всегда требовала от своих последователей жестокой дисциплины, ощущение единения со всем миром, чувство долга не только перед собой, но и за слабых и обездоленных, любовь к природе и тактичность.

Периодизация учения

За столетия изучения дисциплины накопилось огромное количество информации, но среди них следует выделить как минимум 3 периода становления стоицизма:

Основатель школы стоиков

  1. Самый древний: 4 — середина 2 в. до н. э. Представителем и основателем является Зенон Китайский, также принято принимать во внимание его следующих представителей: Диоген Вавилонский, Антипатр; В Древнем Риме: Марк Аврелий, Сенека.
  2. Средний период, иначе именуемый как стоический платонизм. Достиг своего расцвета во 2 — 1 вв. до н. э. Его представителями считаются: Дардан, Архедем из Тарса, Мнесарх, Диодот, Афинадор и многие другие.
  3. Новый период: Римский стоицизм. Был популярен в 1 — 3 вв. до н. э. Его последователи: Сенека, Марк Аврелий, Юний Рустик и другие.

Сенека Луций Анней

Ведя разговор о такой философии, как стоицизм, нельзя не затронуть жизнь и вклад в учение Сенеки — одного из главнейших основателей и просветителей учения. Помимо философской деятельности, этот человек был знаменитым драматургом, писателем и сенатором.

Его философские взгляды во многом не нравились правителям, а именно Калигуле, а затем и Клавдию. Сенека считал необходимым донести до народа сквозь свои произведения мысли по поводу устройства мира, в том числе и неразумности властей. По этой причине он дважды испытал предвкушение смертной казни, но в итоге оказался лишь сосланным на остров Корсика.

Философская школа стоиков

Сенека счел необходимым рассматривать вопросы о жизни с точки зрения естественно-научного подхода. Он считал, что если человек будет знаком с законами природы, общего устройства мира, он сможет выработать иммунитет против сил, с которыми он сам бы не выстоял. Это давало возможность побеждать болезни, предугадывать природные катаклизмы. Хотя Сенека и был в какой-то мере новатором, он все же придерживался традиционной линии вероучения и придавал большое значение этике.

Его высказывание, помогающее понять принцип стоицизма: Большинство людей сердятся из-за обид, которые они сами сочинили, придавая глубокий смысл пустякам.

Антонин Марк Аврелий

Был рожден и воспитан в богатой и именитой римской семье. Уже с детских лет находился при дворе императора, входил в состав жрецов. В подростковом возрасте устраивал праздники для увеселения людей всего Рима. Был духовным приемником самого императора. Принес много пользы государству: участвовал в войнах, помогал больным, занимался созданием кафедр для обучения философии молодых поколений. Был гуманным и образованным человеком, ни на шаг не отступающим от своих стоических взглядов.

Школа стоиков философия

Философ Эпиктет

Так как Эпиктет много времени провел в рабстве, он придавал огромное значение учению о свободе. Она для него — одна из высших ценностей человеческого общества. Своих учеников он учил при любых обстоятельствах сохранять свою внутреннюю свободу. То есть, если человек свободен внутренне, он не может быть порабощен внешне.

Основатель учения стоиков

В качестве упражнения Эпиктет предлагал чаще отказываться от своих желаний, — это укрепляет дух и делает личность неуязвимой. Также он говорил, что счастье находится внутри человека, и если он задумает стать действительно счастливым, ему достаточно будет прислушаться к себе.

Цитаты:

Понятия, близкие стоическому вероучению

Атомизм — это физическая программа, большей частью основанная на натурфилософской теории, основой которой являются неделимые частицы — атомы. Ничто не возникает из ничего и ничто не пропадает в безвестность. Основоположником теории принято считать Демокрита.

Фатализм — вера в существование высшей силы, судьбы, способной оказывать влияние на жизнь человека. Понятно, что при этом человек не может противостоять воле рока, а должен принять его. Эта теория наиболее близка христианской вере, куда она пришла после распространения по всему миру.

Читайте также: