Фиалка уход в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формировать представления у детей о новом комнатном растении. Задачи: • рассказать о строении цветка (стебель, листья, бутон); • воспитывать бережное отношение к комнатным растениям; • развивать умение наблюдать, сосредоточивать внимание на растении, на отдельных его частях, выделять характерные его признаки • закрепить знания о способах ухода за растением (полив, рыхление).

Содержимое публикации

Цель: формировать представления у детей о новом комнатном растении.

рассказать о строении цветка (стебель, листья, бутон) ;

воспитывать бережное отношение к комнатным растениям;

развивать умение наблюдать, сосредоточивать внимание на растении, на отдельных его частях, выделять характерные его признаки

закрепить знания о способах ухода за растением (полив, рыхление) .

Материалы: цветок фиалка, грунт для фиалки, дренаж, горшок, лопатка, лейка, картинка строения фиалки.

Предварительная работа: рассматривание фиалки.

Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим об очень красивом цветке. А что это за цветок вы угадаете сами. Внимательно слушайте и угадывайте загадку.

Просит у меня дружок

Мне отдать его не жалко,

Воспитатель.Молодцы, угадали мою загадку. Так о каком цветке мы сегодня поговорим? (ответы детей) Правильно, дети, это фиалка.

Воспитатель. Какого цвета листочки у фиалки? (ответы детей). Листочки у фиалки темно-зеленые и покрыты они ворсинками. Вы можете их потрогать. А какого цвета у фиалки лепестки ? (ответы детей) Да, цветочки у фиалки фиолетовые, а серединка желтенькая. А где растет фиалка? (ответы детей) Все верно, фиалка растет в горшке, на окне. А как называют цветы, которые растут в горшках дома? (ответы детей) Все верно, их называют комнатными.

Воспитатель. У цветочка есть корень, стебель, листья, бутон. Как вы думаете, зачем цветку нужен корень? (ответы детей)

Воспитатель. А сейчас давайте не много отдохнем и проведем физкультминутку.

Спал цветок (дети закрывают лицо руками)

И вдруг проснулся. (туловище влево, вправо)

Шевельнулся, потянулся, (встали на носочки, потянулись)

Взвился вверх и полетел, (руки влево, вправо)

Солнце утром лишь проснется (потянулись вверх)

Бабочка кружится, вьется. (дети садятся)

Воспитатель. А как ухаживать за фиалкой вы знаете? (ответы детей) Растение нужно рыхлить, поливать почву и протирать листочки. Но сегодня мы с вами попробуем размножить нашу фиалку и посадить листик.

Воспитатель берет горшок с заранее сделанными дырками на дне горшка. Далее в самый низ кладем дренаж (камушки), засыпаем грунт для фиалок. Теперь берем цветок в горшке и срезаем листик со среднего уровня фиалки под 45 градусов. Вставляем лист в грунт и поливаем водой.

При посадке воспитатель проговаривает все что делает.

Опыт проводится через месяц.

Воспитатель вместе с детьми берет цветки фиалки и смотрит как они проросли. Обсуждая, что цветок прижился и вырос. Через время мы можем пересадить фиалку в большой горшок.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 12.04.2019

Цель: Формирование трудовых навыков у детей по уходу за комнатными растениями.

1. Побуждать интерес детей к комнатным растениям

2. Активизация словаря по данной теме: ухаживать, поливать, опрыскивать, рыхлить, листья, стебель, цветок, корень.

3. Воспитывать любовь к комнатным растениям, видеть их красоту и пользу.

Материал и оборудование: кисточки для обработки листьев, лейки, пульверизатор, палочки для рыхления земли, цветы фиалки, письмо от Незнайки, фартуки для работы, картинки с изображением комнатных растений.

Загадываю загадку: Очищают воздух, создают уют.

На окнах зеленеют, круглый год цветут.

— Правильно, это комнатные растения. Они окружают нас в детском саду и, наверное, есть у каждого дома. Сейчас мы узнаем, какие растения вы знаете. (Показываю картинки – дети называют комнатные растения)

— А как вы думаете, эти растения живут в нашей группе? (Ответы детей)

— Ребята, для чего нам нужны комнатные растения? (Ответы: для красоты, выделяют кислород и т. д.)

— Чтобы растения были красивыми, мы за ними ухаживаем. Давайте вспомним, как мы ухаживаем за нашими цветами. (Показываю карточки схемы: поливка цветов, рыхление, протирание листьев, опрыскивание листьев). Задаю вопросы к карточкам:

— Для чего мы поливаем цветы?

— Для чего рыхлим землю?

— Для чего опрыскиваем листья?

— Для чего протираем листья?

— Как вы думаете, о чём говорит нам эта карточка? (На карточке нарисовано солнышко). (Ответы детей: цветы любят свет и тепло).

— Правильно, про цветы, которые любят свет и тепло можно сказать, что они светолюбивые.

— Когда мы правильно ухаживаем за цветами, они растут красивыми, дарят нам

Наши алые цветы распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит – лепестки колышет.

Наши алые цветы закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают. (Превращаются обратно в детей).

— Ребята, совсем забыла, когда я шла в детский сад, встретила почтальона. Он мне передал письмо для вас. Давайте, прочитаем письмо. (Пишет Незнайка, ему подарили цветок. Он не знает, как ухаживать за ним. Просит помочь ему. Показываю фото цветка.)

— Как называется цветок? (Фиалка)

— А в нашей группе растёт фиалка? (Да)

— В нашей группе растут несколько разновидностей фиалок. Давайте подойдем к ним и рассмотрим. (дети подходят к фиалкам, рассматривают, а я сопровождаю описанием).

— Из каких частей они состоят? (Листья, корень, цветок)

— Какого цвета листья?

— Какой они формы?

— Какие листья по величине?

— Какие они на ощупь? (Предлагаю потрогать — бархатные, с ворсинками)

— Как вы думаете, можно их протирать тряпочкой? (Нет)

— Почему? (Ответы детей).

— Чтобы убрать пыль с листьев фиалки, можно использовать кисточку. (Показываю и объясняю, опрыскиваю листья).

— Ребята, я предлагаю вам тоже поработать кисточками, поухаживать за фиалками. (Дети выполняют работу).

— Фиалки не любят много солнца, от солнечных лучей они получают ожоги. Фиалку неудобно поливать, у неё нет стебля, листья закрывают землю в горшке и если вода попадет на растение, то оно гниёт и может погибнуть. Ребята, а вы как думаете, как можно полить фиалку, чтобы не причинить ей вред? (Предположения детей).

— Поливают фиалку в поддон (показываю и объясняю, запомните — это один из способов поливки цветов.)

— Ребята, мы сегодня помогли Незнайке, молодцы!

— Что нового узнали?

— Вспомнили, как ухаживать за цветами. Поиграли. Молодцы! Награда – наклейки с цветами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: 21.02.2019

Цель: ознакомление детей с комнатными растениями.

Коррекционно-образовательные: формировать элементарное представления о комнатных растениях.

Коррекционно-развивающие: развивать моторику рук и умение соотносить слова с движениями, внимания и памяти;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к комнатном растениям

Ход занятия

( Дети заходят в зал под музыку украшенная комнатными цветами,

встают в круг). .

Организационный момент

- Садимся и закроем глазки. И представим, что вы маленькое растение, которое

посадили в землю. Оно ещё совсем слабое, хрупкое, беззащитное. Вас поливают,

вытирают с вас пыль. Растение начинает расти (дети медленно

поднимаются), листики поднимаются к свету ( руки поднимают вверх),

растение чувствует себя хорошо (руки опускают ).

Откройте глазки. Вам понравилось быть растением?

-Ребята, растут ли сейчас на улице зеленые растения? (Нет).

- А почему не растут? (Зима, холодно). Правильно, растения сейчас зеленеют

только в комнате. И называются поэтому комнатными растениями. Посмотрите

на них, как тут красиво и зелено. Всю эту красоту нам дарят комнатные цветы.

Сегодня мы с вами будем говорить о них и о том, что необходимо для роста.

2. Сюрпризный момент.

Тут в дверь раздается стук: в гости пришел Коржик, в руках у него цветок в горшке.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Коржик, а что у тебя в руках?

Коржик: - Да я сама даже не знаю, что это такое. Подарили на праздник, сказали, что это цветок. Только вот разве бывают такие цветы? Это больше похоже на обычную траву в горшке. Вот пришел к вам, может вы мне поможете разобраться, что же это такое? Может и правда цветок такой.

Воспитатель: - Коржик, ну конечно, мы поможем. Мы с ребятами как раз начали говорить о цветах. Твое растение в горшке - это комнатное растение. Ведь правда, ребята? Посмотри, у нас в группе много комнатных растений и некоторые из них ребята уже знают. Ребята, какие комнатные растения вы знаете? (дети называют фиалку и алоэ и показывают их на экране)

- Ребята, как вы думаете, почему эти растения называются комнатными? ( Их

выращивают люди в комнатах в специальных горшках).

- Как вы думаете, для чего люди сажают эти цветы? (Для красоты, очищают

воздух, дают кислород). А еще для лекарственных целей. Ребята, многие цветы

люди используют для лечения болезней.

3. Рассматривание фиалки.

- Ребята, я хочу познакомить вас с этим красивым цветком. Это комнатное

растение. Его называют фиалка.

-Как его называют? (Фиалка).

- А что есть у цветка? (Листья, цветы).

- А какого цвета листья? (Зеленого).

- А какого цвета цветы ? ( фиалетого ). Цветы у фиалки бывают разные: белые,

голубые, розовые, фиолетовые, даже светло –зеленые.

- Ребята, наши растения пьют воду корнями, у фиалки тоже есть корни, они

находятся в горшке, в земле.

- Посмотрите к вам прилетела… (бабочка). Куда присела бабочка? (Бабочка

садится на лист, стебель, цветок; дети проговаривают куда села бабочка).

5. Пальчиковая игра "Цветы "

- Давайте этому цветку подарим хорошее настроение. ( Дети выполняют

Наши нежные цветки,

Распускают лепестки. (Соедините ладони в форме тюльпана, затем медленно

ракрывайте пальцы.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышит. (Покачивайте кисти рук)

Наши нежные цветки

(Медленно соедините пальцы, образуя цветок.)

Головой качают . ("Цветом" снова покачивается на ветру)

Детям раздается разрезные картинки с изображением комнатных растении. Дети должны поставить разрезы по местам.

-У меня есть волшебные картинки . А давайте рассмотрим что необходимо для

Без солнечного света и тепла растения не растут. Растениям нужна земля.

Растениям нужен воздух. Лейка и вода, мы поливаем растения. И обязательно им

нужна наша забота и нежность.

8. Уход за фиалкой (Вместе с Коржикам )

Чтобы наш цветок рос и был красивым, что надо делать? (Поливать, разрыхлять).

- Цветок надо рыхлить, чтобы к корням поступал воздух. (Показывает действие).

Потрогайте листья у фиалки, какие они? (Пушистые, мягкие).

А потрогайте теперь ватный диск. Какой он? (Пушистый, мягкий).

Давайте брызнем на ватный диск водой, какой он теперь стал? (Мокрый,

тяжелый). Листья фиалки не любят воду, от воды могут згнить. Поэтому его

надо поливать аккуратно, теплой водой, под корешок, чтобы вода не попала на

листья. (Показывает действие).

- А пыль с листьев аккуратно сметать с кисточкой. (Показывает действие).

Особенности ухаживание за цветами много. Широкие листья можно протереть

тряпкой, а растения с мелкими листьями опрыскивать, потому что они хрупкие и

Воспитатель: Коржик а этот набор для ухода за комнатными цветами мы хотим вам подарить.

Коржик: Спасибо вам, спасибо ребята. Вы мне так помогли, теперь я знаю комнатные растении и как ухаживать за ними. А мне пора домой досвидание ребята, до встречи.

9. Рефлексия

- Для чего люди выращивают цветы? (Для красоты, очищают воздух, дают

- А что необходимо для роста растений? ( солнце, воздух, вода, земля).

- С каким комнатным растением мы сегодня познакомились? (Фиалка).

Что надо делать, чтобы цветы росли здоровыми? (Поливать, разрыхлять,

(Играет музыка, дети уходят).

10. Итог занятия . Растение – это живое, оно растет, дышит и поэтому надо

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Проект "Фиалки: уход и выращивание"


В представленной исследовательской работе по окружающему миру на тему "Подарок от души. Фиалки: уход и выращивание" учащаяся 3 класса осуществляет поиск и анализ информации о фиалках, выясняет, как можно вырастить фиалки в домашних условиях, описывает варианты их разведения и особенности ухода.

Подробнее о работе:


В рамках исследовательского проекта по окружающему миру на тему "Фиалки: уход и выращивание. Подарок от души" ученица 3 класса исследует историю происхождения сенполии, цветка, более известного нам под названием фиалка, а также приводит подробное описание трех основных видов фиалок, рассматривает способы разведения фиалок и особенности ухода за ними.

Данный индивидуальный проект "Подарок от души. Фиалки: уход и выращивание" по окружающему миру учащейся 3 класса начальной школы рассказывает о способах выращивания разных видов фиалок в домашних условиях. Проект будет интересен во 2 классе и при изучении биологии в 5 и 6 классах школы. В силу того, что цветоводство не утрачивает своей актуальности, каждый может самостоятельно вырастить растение в домашних условиях, которое будет приятно глазу или станет замечательным подарком для мамы, бабушки или друзей. Также, следуя рекомендациям автора, можно вырастить фиалки, которые украсят подоконник в учебном классе.

Оглавление

Введение
1. История Фиалки (сенполии).
2. Типы фиалок.
3. Основной уход за фиалками.
4. Разведение фиалок.
Заключение
Литература
Приложение

Введение


Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время интерес человека к комнатному цветоводству заметно возрастает. У нас в классе много цветов, они все разные и по-своему красивые. Особенно мне нравятся фиалки. Они цветут практически весь год. Я очень люблю наблюдать, когда учитель начинает их пересаживать. Мне интересно, что находится у фиалок под землей, как появляются отростки, как из маленького листочка вырастает кустик, а затем он начинает цвести.

Проблема: как же вырастить фиалки в комнатных условиях?

Цель: на основе проведенного исследования выяснить, как можно вырастить фиалки в домашних условиях.

Гипотеза: если правильно подобрать способ размножения и использовать благоприятные условия развития фиалок, то их можно вырастить в домашних условиях.

  1. Проанализировать научную информацию по данной теме.
  2. Вырастить фиалку в домашних условиях и описать свои исследования.
  3. Познакомить одноклассников со своими исследованиями.

История Фиалки (сенполии)

Удивительный и совсем на первый взгляд неприметный цветок рос между камней. Он напоминал маленький светильник с изумительным свечением. Счастливчиком, который увидел этот цветок, был В. Сен Поль Иллером. А местечко, в котором произрастала эта фиалка, гористая местность в восточной Танзании. В конце 19 века эти земли входили в колонии германских властей и имя им Узамбарские. Хозяином или начальником тех мест был один не мало, известный швейцарский барон Вальтер фон Сен Поль Иллер.

Человек, который был очень скорпулезен и почтителен к своим обязанностям. Его интересовало все, что происходит вокруг. Сен Поль решил, что это чудо должны увидеть и другие люди. А самое главное ученые ботаники. Он аккуратно собрал семена и отправил их к своему отцу, который в свое время передал посылку с семенами известному ботанику Герману Вендланду.

Этот человек заведовал ботаническим садом в Ганновере, именно в этом саду и было выращено это растение впервые. По всем правилам ботанического совета, Сен Поль дает описание и публикует его в одном из известных на то время изданий Германии в 1893 г. в свежем номере “Gartenflora” (Садовая флора).

В этом журнале появилась и первая фотография растения. Растение назвали в честь обоих открывателей отца и сына Сенполией. А семейство и разновидность стали считать сенполия фиалкоцветковая. В нашей стране фиалка появилась только в конце XIX и сразу понравилась как садоводам, так и любителям комнатных цветов.

Но поначалу она выращивалась только в ботанических садах. И только в начале 50- годов эти цветы появились на подоконниках в квартирах. С того времени появились любители коллекционеры. Они сами пытались скрещивать и выводить новые еще ни кому неизвестные сорта растений и видов фиалки.

Типы фиалок

Если лепестки в цветке комнатной фиалки располагаются только в один ряд, он соответствует простому типу строения. При наличии двух полноценных рядов – полумахровому типу, а трех и более – махровому. Помимо всего, края лепестков могут быть слегка волнистыми или сильно гофрированными (Приложение 1)

Основной уход за фиалками


Освещение. Главное условие ухода за фиалками: много света и никакого солнца, особенно нужно остерегаться обжигающих полуденных лучей. Фиалки требуют яркого, рассеянного освещения. Но на западном, восточном и южном окне их надо обязательно притемнять. Иначе на листьях и цветах появятся некрасивые ожоги. На северном окне фиалки будут неплохо расти, обильно цвести только весенне-летний период. Фиалка сама подскажет тебе, достаточно ли ей света. При его недостатке листья вытягиваются вверх, при избытке – перегибаются вниз через края горшка.

Температура. Наиболее оптимальной для фиалок является температура в 20-22 градуса. При такой температуре фиалки растут крепкими, обильно и продолжительно цветут. Избегать сквозняков!

Полив. Это один из самых главных пунктов. Для полива фиалки можно использовать водопроводную или талую воду. Воду следует вскипятить для удаления избыточных солей и охладить. Температура воды для полива должна быть выше температуры воздуха и земли в горшках. Поливать можно сверху, избегая попадания воды на точку роста, и снизу в поддон под горшком.

Фиалки легче переносят некоторое пересыхание почвы, чем переувлажнение. Поливать фиалки следует тогда, когда верхний слой почвы станет чуть сухим на ощупь. Раз в полтора-два месяца для удаления пыли листья растений рекомендуется обмывать под краном чуть теплой водой, не допуская ее попадания в горшок.

Влажность. Фиалкам для нормального роста нужен высокий уровень влажности. Для повышения влажности расставляют рядом с растениями емкости с водой. Особенно в высокой влажности нуждаются проращиваемые листья, детки, пересаженные растения. Их укрывают полиэтиленовыми пакетами или содержат в специальных тепличках. Если на укрытии выпадает конденсат, следует проветрить растение. Следует избегать уровня влажности свыше 70%, так как активно могут размножаться грибные болезни.

Земляная смесь. Грунт для фиалок должен быть воздушным и хорошо удерживать влагу. Чтобы почва была влагоемкой и воздухопроницаемой, в нее добавляют природные минералы – перлит и вермикулит. Полезно добавить небольшое количество мелкотолченого древесного угля. Фиалкам необходим хороший дренаж. Можно использовать керамзит или крошку пенопласта.

Размер горшка. Горшки проще использовать пластиковые. Диаметр горшка постепенно увеличивают с каждой пересадкой по мере роста растения. Считается, что диаметр растения должен в три раза превышать диаметр горшка. Не следует использовать горшки диаметром более 10 см, это будет препятствовать обильному цветению фиалки.

Я для себя определила основные требования для благоприятного развития цветка в домашних условиях (Приложение 2)

Разведение фиалок

Поставив перед собой такую серьёзную цель и, изучив соответствующую литературу, я приступила к работе. Разводить фиалки можно несколькими способами , я опробовала 4 способа:

Первый способ: делением куста ( Приложение 3). Когда фиалка разрастается, то часто из земли начинает расти несколько розеток. Куст можно разделить, стараясь при этом, как можно меньше его поранить. При делении важно постараться, чтобы отделяемая розетка не оказалась без корней. Я могла бы воспользоваться этим способом, очень простой и быстрый, но получается, что я воспользовалась результатом чужого труда.

Третий способ (Приложение 5). Я взяла листочек фиалки и с обратной стороны лезвием сделала надрезы на жилках листа. Затем я плотно положила лист на слой влажного песка и, накрыв сверху горшок пластиковым стаканом, поставила на светлое место. Каждый день я открывала листочек для того, чтобы проветрить и полить. Через некоторое время я заметила, что лист начал вянуть, но я продолжала поливать. Через 3 месяца там, где были надрезы, появились маленькие крошечные листочки.

Из четырёх способов самый простой и быстрый первый. Более удачный способ №2. В этом опыте лист дает большое количество корней, после посадки цветок быстрее развивается и раньше цветет, но часто черенки загнивают. Самым удачным для меня оказался четвёртый способ.(Приложение 7)

Читайте также: