Феофраст характеры краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Книги по психологии, психосоматика, психология телесности и психотерапия психосоматических расстройств. Статьи по психологии в библиотеке психологической литературы.

Трактат включает 30 (в более полных рукописях 31) характеристик, где рисуются типы льстеца, глупца, труса и т.п. изображение каждого характера начинается с определения, в котором дается моральная оценка свойства; вредно оно или просто неприятно, затем следует иллюстрация поступков, присущих именно данному типу. Все характеры в трактате делятся на категории: часть из них – это так называемые вечные типы, передающее нечто непреходящее в человеческой натуре (например, скупой, трус), другие – отражают особенности общественной действительности Афин конца 4 в до н.э. (например, подлолюбие). При этом наряду с подобными политическими характерами дано несколько специальных типов – представителей горожан (отчаянность, тщеславие), а также тип зажиточного крестьянина (неотесанность). Феофраст выделяет типы по их доминирующей черте.

Как и Аристотель, Феофраст описывает только свободнорождённых афинян и только мужские характеры. В его набросках нет ни женщин, ни рабов – ни те, ни другие не могут служить этической нормой.

Аналогия и преемственность просматриваются также в категории рассматриваемых качеств – это не способности и вообще не дианоэтические, а именно этические свойства. В трактате Феофраста интеллект упоминается всего однажды, моральные же черты берутся с повтором. Похож непосредственный перечень разбираемых черт и их частное различение.

Вырисовывая типы, Феофраст в известном смысле воспроизводит линии анализа своего учителя – о зависимости человеческого нрава от возраста.

Однако наряду с явным сходством, можно обнаружить и определённые различия. Продолжая и развивая этическое учение Аристотеля, Феофраст делает попытку создать типологию душевных особенностей людей как типологию пороков. Аристотель включал элементы классификации в разработку проблемы аффекта. Но собственно типологической признаётся схема Ф, и считается, что ему принадлежит одна из первых попыток классификации характера, хотя и подчёркиваются её очевидные слабости: отсутствие единого основания для выделения типов и наличие повторов.

Единое понимание Аристотелем и Феофраст того, что такое человеческий нрав, в идентичной трактовке его природы.

По учению о добродетелях человеческие черты проявляются во внешности субъекта (рост, телосложение и пр. соответствуют известному характеру, отдельным чертам). Феофраст только формально зависит от физиогномики. Натурализм 4 века выдвигает проблему характера в виде комплекса будничных черт бытового человека.

Ф изучает поступки и слова людей, в которых наиболее ярко выступают качества данного лица. Он наблюдает поведение человека в непосредственной бытовой обстановке. индивид выявляет себя в каждодневных действиях – в том, как носит одежду и пр. Каждому свойству релевантен особый стандарт поступков в жизни. Если Аристотель намечает путь, каким человек способен формировать свой характер, то Феофраст в серии типизированных образов показывает, что из этого получается в конкретных социальных условиях. Аристотель исследует добродетель в контексте общественной жизни античного общества.

Ученик Феофраста Менандр, применяя прием Феофраста, рисует уже индивидуальные черты характера.

? вряд ли мог отобразить все существующие в ту эпоху характеры, их большинство; что в тексте имеются повторы и описания не всегда точно следуют определениям;

? Отсутствие единого основания для выделения типов

? Ф далек от науки о характере.

? Портреты целостны, но статичны, они даны в своих внешних проявлениях, без психологич анализа.

? Труд Феофраста – итог глубокого внимания к общественной жизни, социальной среде, отношениям и поведению людей (Ковалев, Мясищев, Трифонов).

Как и Аристотель, Феофраст изображает в своих этюдах только свободнорожденных афинян и только мужские характеры. Феофраст делает попытку создать типологию душевных особенностей людей как типологию пороков. Для Феофраста устойчивый нрав – строй душевных свойств, главным образом, этического порядка, проявляющихся в поведении.

Учение о характере заметно воздействует на философию. Вера стоиков в силу души перед судьбой воспитывала уважение к сильному нраву. По их учению характер – это печать своеобразия, отличающая поступки одного человека от других, и выражающая специфическое отношение субъекта к миру, себе и себе подобным. Наиболее существенными чертами характера стоики считали мужество, самообладание, спокойствие духа, справедливость. Главную роль в формировании характера они отводили закаливанию духа путём долгих упражнений в совершении поступков, а также с помощью наблюдения за действиями героев и размышления над ними. С точки зрения Сенеки каждый может и должен воспитывать в себе сильный характер.

Читайте также: