Фазы разрешения проблемы следующие в доу ответ

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Харламова Татьяна Александровна

Организация: МКДОУ Грибановский д/с №1

Населенный пункт: Воронежская область, п.г.т. Грибановский

Мой стаж работы в дошкольном образовательном учреждении в должности воспитателя составляет 13 лет. Опытом своей деятельности о существующих проблемах в современном дошкольном образовании и методах их решения хотела бы поделиться с коллегами в данной статье.
Безусловно, период дошкольного образования — важный этап в развитии ребенка. Ведь именно в этом возрасте у него, в основном, формируются все особенности личности, а также происходит становление дальнейшего его физического и психического развития. Вот почему задача воспитателя педагогически грамотно относиться к проблеме воспитания ребёнка с учётом особенностей его развития.

Прежде всего, на мой взгляд, следует обратить внимание на общение ребенка, так как полноценное общение нельзя строить без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства. И к такому общению относится, в первую очередь, умение ребёнка слышать и слушать, находить контакт со сверстниками и взрослыми, ясно выражать свои мысли, понимать чужую речь.

В своей практической деятельности постоянно использую труды Л. Н. Перелыгиной, В. В. Давыдова, И. С. Якиманской и др., в которых личностно-ориентированное образование в дошкольной педагогике получило своё обоснование, что позволяет мне находить ответы на многие вопросы.

[1, с. 96]. Такое утверждение для меня авторитетно и бесспорно.

В реализации личностного подхода воспитатель в обучении и воспитании дошкольников решает немало важных задач. Например, определяет, какую деятельность для формирования и развития личности ребенка необходимо считать наиболее важной – учебную или игровую? Какая из них воспринимается результативнее современным дошкольником? И, в конечном итоге, какие формы и методы эффективнее и целенаправленнее использовать воспитателю в процессе обучения в дошкольном образовательном учреждении, для того, чтобы этот процесс не только приносил удовольствие и ребенку и воспитателю, но и способствовал гармоничному, полноценному развитию ребенка?

Несомненно и то, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе дошкольного образования. За годы работы с детьми выработала в себе непреложное правило – только уважительное отношение к личности каждого ребёнка с учётом его индивидуального развития, раскрытие его возможностей и талантов, помощь ему в самореализации, умение видеть в каждом ребёнке полноправного участника педагогического процесса должны быть в основе личностно-ориентированного образования в дошкольном возрасте.

Ведь именно в этом возрасте дети получают основной комплекс ключевых компетенций, которые им потребуются в будущем. Бесспорно и то, что именно дошкольное учреждение несет ответственность за полноценное развитие каждого дошкольника, а также за то, станет ли он успешным и достойным человеком, свободной и достойной личностью во взрослой жизни.

Одним из важнейших средств развития коммуникативных умений и навыков, на мой взгляд, является сюжетно-ролевая игра, которая, к сожалению, часто не находит должного внимания в работе воспитателей.

Тем не менее трудно переоценить значение сюжетно-ролевой игры в формировании у детей дошкольного возраста положительных качеств личности. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, углублять и реализовывать свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции. [2, c.4]

Остановлюсь на основных принципах организации сюжетно-ролевой игры, используемых мною в работе.

Воспитатель непременно обязан сам играть вместе с детьми - таков первый принцип организации сюжетной игры, позволяющий детям успешно овладевать всеми игровыми умениями. Важна при этом и манера поведения взрослого во время игры. К тому же следует учитывать и то, что совместная игра воспитателя с детьми будет эффективной для ребёнка в одном случае – когда он почувствует в этой деятельности значимость воспитателя, который как полноправный и авторитетный партнёр с удовольствием играет с детьми в интересные игры.

Второй принцип организации сюжетной игры заключается в том, что воспитатель играет с детьми в течение всего дошкольного возраста, организуя на каждом его этапе игру так, чтобы дети получали возможность открывать для себя новый, более сложный и увлекательный способ её построения.

Сущность третьего принципа заключается в том, что на каждом этапе дошкольного возраста при формировании игровых умений следует прививать ребёнку как навыки самой игры, так и умения пояснять её смысл другим детям и взрослому. Воспитатель при этом должен ограничиваться лишь обеспечением условий для активной игры детей.

Кстати, наблюдая за детьми во время их общения, я сделала вывод, что не все дети умеют сотрудничать, уступать и оказывать помощь друг другу. Почему так происходит? В чём причины повышенной агрессии в совместной деятельности детей? Ответ на эти вопросы вижу в преобладании в группах детей – лидеров, не умеющих и не желающих находить контакт со сверстниками. С сожалением замечаю, что такие дети не способны сочувствовать другим, радоваться их успехам. И это действительно серьёзная проблема, которой необходимо постоянно уделять должное внимание.

Являясь главным видом деятельности, сюжетно-ролевые игры в значительной степени выявляют особенности взаимоотношений детей и взрослых в самых различных жизненных ситуациях. Игра, в конечном счёте, — это способ познания ребенком реальной действительности, отличительной особенностью которой является то, что она носит чётко выраженный самодеятельный и творческий характер.

В ходе активного участия в сюжетных играх дети получают новый опыт взаимоотношений с другими людьми в социуме, что очень важно во взрослой реальной жизни. К тому же правильно построенная сюжетно-ролевая игра позволяет развивать память и координацию движений ребёнка, усваивать новые знания, способствовать его всестороннему развитию.

И, наконец, не менее актуальной проблемой в современном дошкольном образовании считаю работу с семьёй. Опытом своей деятельности в данном направлении хочу поделиться далее.

Значимость этой проблемы заключается в том, что ДОУ — первое воспитательное учреждение, в котором родители получают педагогическое просвещение. Именно правильно организованная совместная работа педагогов и родителей часто влияет на дальнейшее развитие ребенка. От того, как будет построено это взаимодействие, зависит уровень педагогической культуры родителей и, как следствие, уровень семейного воспитания детей.

При таких запросах к ДОУ воспитатели, конечно, обязаны систематически работать над повышением своего педагогического мастерства и требований к себе, постоянно совершенствовать педагогические знания и умения, своё отношение к детям и родителям.

Вся система воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении должна строиться с учётом единых требований со стороны воспитателей и родителей и ориентироваться на всестороннее развитие детской личности. Значение семьи для решения этой задачи трудно переоценить, так как именно семья закладывает в ребёнка главные черты личности ребёнка и формирует в нём положительные качества. Вот почему дошкольному учреждению в работе с родителями так важно систематически оказывать им помощь в овладении психолого-педагогическими знаниями, а также практическими навыками и умениями в воспитании детей.

Воспитатель, по моему мнению, обязан быть особенно внимателен и корректен по отношению к детям из неполных и неблагополучных семей. В этой связи дошкольное учреждение должно находить оптимальные пути контактирования с подобными семьями, создавать в них необходимые условия для воспитания детей. Особого и бережного отношения требуют к себе и дети с недостатками в развитии, ведь именно эта категория детей часто подвергается всем отрицательным явлениям в окружающей жизни. Лишь при таком подходе они не будут чувствовать свою неполноценность и смогут нормально адаптироваться в новой для них среде.

Существует и такая проблема как пробуждение интереса детей к познаванию окружающего мира, в связи с чем воспитателю необходимо уметь строить беседы с ребёнком и его родителями на основе доверия. И, разумеется, очень важно создавать в дошкольном учреждении такие условия, чтобы ребёнку было комфортно и уютно. Если же воспитатель знает, что в какой-то семье не всё благополучно, следует тактично и грамотно учить родителей чувственному общению с детьми. Существенную помощь в данном вопросе воспитателю окажет знание и использование активных форм и методов работы с родителями, ведь только в семье формируются основы нравственного поведения человека, его внутреннего мира и индивидуальных качеств.

Очень важен и стиль взаимоотношений воспитателя с родителями детей. Выстроить деловые, результативные контакты с родителями – задача непростая, поэтому для её профессионального выполнения воспитатель должен хорошо знать психологию родителей и уметь применять её при работе с ними в самых различных ситуациях. При этом воспитателю важно учитывать особенности каждой конкретной семьи и действовать только ради благополучия ребёнка.

С целью тесного взаимодействия с семьёй выработала собственные методы её изучения, среди которых наиболее важными и действенными считаю:

- знакомство с каждой семьей (посещение семьи на дому, беседы, тестирование).

- выявление особенностей каждой конкретной и наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей).

Следует также постоянно искать не только разнообразные пути взаимодействия с родителями, но и вовлекать их в активную развивающую работу детского образовательного учреждения. При этом воспитатель должен умело заинтересовывать родителей, предлагать им самые различные формы сотрудничества. Особый интерес вызывают у них участие в творческих конкурсах и различных выставках, защите семейных проектов, массовых мероприятиях детского сада. Необходимо также умело стимулировать родителей за активную помощь в воспитательно-образовательном процессе.

Особое внимание в работе с семьёй уделяю здоровому образу жизни, как главной человеческой ценности, формированию сознательного отношения к здоровью и созданию домашней здоровьесберегающей среды.

В связи с переходом на обучение в школе в более раннем возрасте родителей, как правило, волнуют и вопросы подготовки детей к школе. Поэтому, начиная, с группы среднего дошкольного возраста, считаю своей задачей строить работу с родителями так, чтобы они понимали, что подготовка ребенка к школе имеет основное значение не только для формирования необходимых знаний и умений (читать, считать, писать), но и для всестороннего гармоничного воспитания.

Таким образом, проблемы в современном дошкольном образовании, безусловно, существуют. Без общения нельзя развивать и формировать коммуникативную сторону личности ребенка. Не может быть и полноценного развития ребёнка, когда нет должного сотрудничества детского сада с родителями. Поэтому задача ДОУ строить работу с родителями так, чтобы помощь воспитателей была результативной.

Ведь, прежде всего, от профессионализма воспитателя зависит то, каким образом будут решаться актуальные проблемы в современном дошкольном образовании.

Литература:

1 . Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2002. — с. 96.

2. Григорьева Г., Ильичева Е. Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников.// Дошкольное воспитание. — 2005. — № 7. — с. 4.

3. Гребешова С. В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 29-30.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.Качество дошкольного образования - это.

А) такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка возрастает в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Б) систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам.

В) процесс развития педагогической системы.

2.Дошкольное образовательное учреждение предоставляет образовательные услуги.

А) Помощь главной ячейке общества.

Б) Семье в воспитании и развитии ребенка-дошкольника.

В) Все ответы верны.

3.От чего зависит качество работы ДОУ.

А) От качества работы воспитателя.

Б) От сложившихся в педагогическом коллективе отношений.

В) От условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.

Г) От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника

Д) Все ответы верны.

4. Методическая деятельность представляет собой .

А) процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов или субъектов друг на друга.

Б) специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создание метода, его апробации, внедрения метода, применение методик.

5.На первом этапе усилия методической службы направлены на .

А) Создание целостного педагогического коллектива.

Б) Выбор оптимальных технологий для организации педагогического процесса.

Г) Создание целостной системы управления.

Д) Все ответы верны.

6.Деятельность старшего воспитателя (методиста) направлена на.

А) зачисление детей в дошкольное образовательное учреждение.

Б ) решение приоритетных и неотложных задач.

В) решения актуальных административно-хозяйственных задач.

7.В содержание методической работы старшего воспитателя входят следующие функции управления.

А) Информационно-аналитическая. Мотивационно-целевая.

Б) Планово-прогностическая. Организационно-исполнительская

В) Контрольно диагностическая. Регулятивно-коррекционная.

Г ) Все ответы верны.

8.Главным принципом методической работы является.

А) накопление банка информации.

Б) возможность использование знаний в условиях обычной практической работы с детьми.

В ) системный подход к ее построению.

9.Анализ результатов работы ДОУ необходимо проводить.

В) Ежеквартально .

Г) Все ответы верны.

10.Образовательная программа-это.

А) обязательный документ ДОУ.

Б) совокупность учебно-методических материалов.

Г) Все ответы верны.

11. Годовой план является.

А) обязательным документом ДОУ.

Б) главной системой, объединяющей все подсистемы.

12.Новые формы, появившиеся в методической работе в последние годы.

Б) Мастер-класс.
В) Все ответы верны.

13.Педагогический совет в детском саду - это.

А ) постоянно действующий коллективный орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом, который решает конкретные задачи дошкольной организации.
Б) главная система, объединяющая все подсистемы.
В) нечто целое, составленное из нескольких упорядоченных элементов.

14.Педагогические советы можно условно разделить по видам.

А) Тематический .

В) Все ответы верны.

15.Сомообразование-это

А) наиболее сложный метод активизации.

Б) описание простых случаев из практики .
В) самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

16. Что такое методическая работа?

  1. Целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затрудн ений педагогов.
  2. Анализ уровня проведений учебных занятий.
  3. Умение анализировать результаты своих уроков по критериям оптимальности.
  1. По отношению к педагогическому коллективу школы.
  2. Связ ь с внешней средой.
  3. По отношению к конкретному учителю.

18. Дайте определение коллективной форме методической работе.

  1. Метод объединения, работа творческих и проблемных групп.
  2. Самообразование, индивидуальные консультации.
  3. Педаго гический совет, методический совет, работа над единой методической темой.

19 . На сколько направлений делится индивидуальная методическая работа учителя?

  1. Школа молодых учителей.
  2. Педагогическое самообразование учителя.
  3. Проблемные семинары и практикумы.
  1. Умение реализовать намеченный план.
  2. Пост ановка цели и рабочих задачи.
  3. Реализация изучаемой идеи в своей практике.
  1. Организация диагностика реальных учебных возможностей учащихся.
  2. Контроль и анализ качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развития школьников.
  3. Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания .

23. Какая функция относится ко 2 группе функций - функции по отношению к педагогическому коллективу?

  1. Развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений.
  2. Контроль и анализ качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развитии школьников.
  3. Творчество осмысления социального заказа, новых нормативных актов и документов, доведение их смысла до сознания каждого педагога.

24. В каком документе утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?

б) Приказ МО и науки РФ от 17.10.2013 № 1155;

г) Приказ МО и науки РФ от 20.09.2013 № 1082.

25. Назовите основные направления развития ребёнка?

д) Художественно -эстетическое

26. Укажите части образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) :

а) аннотация программы

б) пояснительная записка

г) обязательная часть

д) часть, формируемая участниками образовательных отношений

27. На основании каких документов разрабатывается Программа

а) Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в российской Федерации"

б) Устав дошкольного образовательного учреждения

в) Концепция дошкольного воспитания

г) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

е) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

28. Объём обязательной части Программы составляет :

29. В части Программы, формируемой участниками образовательныхотношений, должны быть представлены:

а) парциальные образовательные программы

б) санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия

г) формы организации образовательной работы

30. Обязательная часть Программы включает в себя:

а) целевой раздел

б) раздел самостоятельной деятельности

в) раздел содержательный

г) раздел совместной деятельности педагога и детей

д) организационный раздел

31. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна содержать следующие разделы:

а) Планируемые результаты

б) Аналитическая справка

в) Раздел целевой

г) Пояснительная записка

д ) Содержательный раздел

е) Принципы и подходы к формированию Программы

ж) Организационный раздел

з) Раздел мониторинга

32.Назовите образовательные области:

а) Физическое развитие

б) Математическое развитие

г) Художественно -эстетическое развитие

е) Изобразительная деятельность

ж) Социально -коммуникативное развитие

и) Познавательное развитие

л) Речевое развитие

34. Непрерывная продолжительность процедурыпсихолого-педагогического тестирования детей старшего дошкольного возраста не должна превышать

11. Какие качества ребенка исследуются в процессе мониторинга

а ) Интеллектуальные качества

б) Физические качества

в) Возрастные качества

г) Лидерские качества

д) Личностные качества

е) Нравственные качества

35. Определите фразы, являющиеся наблюдением

а) Знает названия цветов

б) На занятиях сидит, заткнув уши пальцами рук

в) Не умеет оценивать свою работу

д) В ходе игры рассказывает сам себе, что делает, для кого, что будет потом

е) Вася выбрал центр строительства. Сам начал строить самолет. Поставил в центр брусок, а с боков кирпичики

ж) Работает увлеченно, доводит начатое дело до конца

з) Много грубит и детям, и воспитателю

36. Каждая образовательная область направлена на развитие детской деятельности. Установите соответствие:

Образовательная область Детская деятельность

а) Познавательное развитие 1) Коммуникативная

б) Художественно-эстетическое развитие 3) Музыкально-художественная

в) Речевое развитие 5) Восприятие художественной литературы

г) Социально-коммуникативное развитие 7) Трудовая

д) Физическое развитие

37. В процессе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка с использованием формализованных методов: тесты, беседы, опросники, проверка, наблюдение, фиксация достижений, проективная техника, испытание, экспертная оценка, пробы, аппаратурные методы. Заполните таблицу:

Низко формализованные методы Высоко формализованные методы

Тесты, пробы, аппаратурные методы

38. Перечислите основные принципы дошкольного образования.

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования) ;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) ;

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

39 . Самообразование-это

А) наиболее сложный метод активизации.

Б) описание простых случаев из практики .
В) самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

40. Качество дошкольного образования - это.

А) такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка возрастает в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Б) систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам.

В) процесс развития педагогической системы.

Критерии оценки:

Тестовые задания для воспитателей ДОУ

1. В каком инструктивно - методическом письме говорится о том, что целесообразно использовать преимущество интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность?

1. «О федеральных комплектах государственных образовательных

2. «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

2. Деятельность, формирующаяся в самодеятельной сюжетно-ролевой игре в

дошкольном возрасте

2. театрализованная;
+ 3. учебная;

3. Формирование театральной деятельности целесообразно начинать с
+ 1. игр - драматизации;

2.пальчиковых игр; 3.творческих игр;

4.сюжетно - ролевых игр.

4. Познавательная активность ребенка - дошкольника проявляется в

1. сосредоточенности внимания на объекте; 2.частоте и характере вопросов;

+ 3. познавательном интересе, любознательности;

4. исследовательском поведении.

5. Какое из требований к организации предметно-развивающей среды выделено
В.А. Петровским

+ 1. соответствие половым и возрастным особенностям;

2.соответствие целям и задачам образовательной программы;

3.удовлетворение потребностей ребенка в новизне, в преобразовании и самоутверждении;

4.уважение к мнению ребенка.

6. Развитие объяснительной речи как специальный вид описательной связной речи
рассматривается в исследовании

+ 1. Н.И.Кузиной; 2.0.С.Ушаковой;

4. Н.Ф. Виноградовой.

7. Укажите генетически более раннюю и легкую для ребенка форму звукового анализа слов

1. вычленение согласного звука из положения конца слова;

+ 2. вычленение первого гласного звука в ударной позиции;

3. вычленение гласного звука в безударной позиции;

4. вычленение согласного звука из положения начала слова.

8. Игры, входящие в новую классификацию С.Л. Новоселовой
1. развивающие игры;

+ 2. игры, возникающие по инициативе взрослого;

3. игры - эксперименты;

4. игры, возникающие по совместной инициативе взрослого и ребенка.

9. Установлено, что материал запоминается лучше, если он
1. включается в условия достижения цели;

+ 2. входит в содержание основной цели деятельности;

3. включается в способ достижения цели;

4. предъявляется в самостоятельной деятельности.

10. В каком инструктивно - методическом письме МО РФ говорится о том, что занятия детей старшего дошкольного возраста во второй половине дня могут проводиться после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю?

11.Когда у ребенка появляется умение самостоятельно есть густую пищу ложкой?

1. с 12 мес.;

12. Первичная половая идентичность формируется в:

+ 2.восприятие и память;

3. мышление и воображение;

4. память и воображение.

14. Выберите ведущее средство формирования положительных черт характера детей третьего года жизни:

1.рассказ воспитателя с определенным нравственным содержанием;
2. положительный пример другого ребенка;

+ 3. похвала взрослого при хороших поступках ребенка;

4. совместная деятельность взрослого с детьми.

15. Содержанием сюжетно-ролевой игры является

+ 1. отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами;

2. действие с предметом, его замещение;

3. воспроизведение детьми знаний об окружающем мире;

4. воспроизведение между сверстниками тех отношений, которые существуют в обществе.

16. В каком инструктивно - методическом письме МО РФ говорится о том, что в программах должен соблюдаться светский характер образования?

17. Игры, направленные на развитие наглядно-образного мышления для ребенка 4 лет:

1. театрализованные игры;

2. режиссерские игры;

+ 3. игры с разрезными картинками, состоящие из 3-4 частей;

4. сюжетно-отобразительные игры.

18. Основой планирования образовательной работы с детьми является:
+ 1. общеобразовательная программа;

2. результаты промежуточного и итогового контроля:

3. социальный заказ родителей;

4.учет познавательных интересов детей.

19. Главным механизмом дидактической игры, приводящим в движение всю игру, является:

1. педагогическое руководство;
+ 2. игровое правило;

3. игровое действие;

4. дидактическая задача.

20. Формирование театральной деятельности целесообразно начинать с
+ 1. игр - драматизации;

2. пальчиковых игр;

3. режиссерских игр;

4. сюжетно-ролевых игр.

21. Кто из педагогов обосновал принципы обучения дошкольников?

2. Л.Г. Петерсон
З.М.А. Васильева
4. В.И. Ядешко

22. Какое из требований к организации предметно-развивающей среды выдвигается М.Н. Поляковой

+ 1. соответствие возрастным особенностям;

2. соответствие целям и задачам образовательной программы:

3. соответствие познавательным интересам ; удовлетворение потребностей ребенка в новизне, в
преобразовании и самоутверждении;

4. уважение к мнению ребенка.

23. Подготовительный курс изучения информатики в старшем дошкольном возрасте

ориентирует на развитие у детей

1. универсальных учебных действий;

2. умения систематизировать полученную информацию;

+ 3. умения логически рассуждать и творчески мыслить (воображать);

4. умения осуществлять простейшие операции на компьютере.

24. При обучении детей делению целого листа бумаги на части начинать надо с

25. Первый этап развития счетной деятельности ребенка:

1. последовательное называние слов - числительных;

2. счет десятками;

+ 3. манипулирование с множествами;

4. счет целыми группами предметов;

5) сравнение величин и множеств;

6) соотнесение числительного с каждым элементом множества.

26. Что отличает комплексную программу от парциальной:

1. структура построения программы;

+ 2. содержание образовательных областей;

3. формы организации образовательного процесса;

4. условия реализации программы;

Д) наличие показателей развития ребенка.

27. Положение А.В. Запорожца об амплификации детского развития лежит в основе программы

28. Свод стопы у большинства детей раннего возраста формируется к:

2. 2 годам 6 месяцев;
+ 3. 3 годам;

4. 3 годам 6 месяцев.

29. О чем свидетельствует задержка в умении ребенка ориентироваться в цвете?

1. незрелость структур и функций мозга;

2. задержка речевого развития;

3. отсутствие установки на запоминание;

+ 4. недостаточная познавательная активность.

30.Чем характеризуется профессиональная компетентность воспитателя?

1. умением решать педагогические задачи; +

2. знанием теории и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности;

3. умением соблюдать демократичность в воспитании:

4. владением информационно-коммуникационными технологиями.

31. Кто в отечественной педагогике изучил проблему сенсомоторной готовности к обучению в школе?

4. Н.Н. Поддъяков;
+ 5) М.М.Безруких.

32. Дидактический материал М.Монтессори направлен на развитие

1. манипулятивных действий;

+ 2. самостоятельной активности;

3. познавательных способностей;

4. совместной деятельности взрослого с детьми.

33. В младших группах эффективность использования словесного метода на занятиях по

формированию элементарных математических представлений будет зависеть от

1. введения необходимых знаков и символов;

+ 2. медленного темпа речи и многократного повторения;

3. использования приемов логоритмики;

4. сопровождения объяснения аудизаписями.

34. Кто из отечественных исследователей изучил вопрос составления плана произведения с
помощью пространственного моделирования?

+ 1. (О.М. Дьяченко, И.Л. Базик);

2. (А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелков!.;

3. (Л.А. Венгер, О.С.Ушаков.

4. (Н.Н. Поддъяков, А.В. Запорожец).

35. Укажите заключительный этап звукового анализа слова

1. изолированное называние звука, который был интонационно выделен;

2. движение указкой по схеме в соответствии с его произнесением;

+ 3. фиксация выделенного и названного изолированного звука фишкой;

4. интонационное выделение звука в слове.

36. Образовательный процесс групп старшего дошкольного возраста независимо от модели
организации должен включать блок

3. совместной деятельности взрослого с детьми;

4. самостоятельной деятельности.

37. В каком из перечисленных психолого-педагогических параметров окажет
преимущественное положительное влияние на исход адаптации к ДОУ?

1. опыт совместной деятельности взрослого с детьми;

2. отсутствие отрицательных привычек;

+ 3. наличие опыта общения со сверстниками;

4. изобилие игровых средств.

38. Какие дети относятся к третьей группе здоровья?

1. здоровые дети, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, не
имеющие хронические патологии;

2. дети, не имеющие хронической патологии, болеющие более 4-5 раз в году;

+ 3. дети с врожденными дефектами развития или с хронической патологией в стадии компенсации;

4. дети с врожденными пороками развития или тяжелой хронической патологией в стадии субкомпенсации.

39. Какая задача является ведущей при составлении гимнастических комплексов для
детей раннего возраста?

1. формирование основных движений;

+ 2. воспитание качественного двигательного навыка;

3. увеличение двигательной активности;

4. оздоровление детского организма.

40. Для какого возраста характерны отобразительные игры?

1. 2 г . 6 мес.

2. 1 г . 6 мес.

3. 2г.

+ 4. 1г. 9 мес.

41. В каком возрасте мозг ребенка подготовлен к идентификации букв?

2. в 5 лет;
+ 3. в 6 лет;

42. Структура педагогической технологии целостного развития личности как
субъекта детской деятельности (М.В. Крулехт) состоит из

+ 1. трех компонентов;

2. четырех компонентов;

3. пяти компонентов;

4. семи компонентов.

43. Укажите группу требований, не входящих в структуру Федеральных государственных
образовательных стандартов второго поколения

1. требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

+ 2. требования к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

3. требования к результатам освоения основной образовательной программы;

4. требования к условиям содержания детей в ДОУ.

44. Основным показателем психологической адаптации ребенка к школе является

1. формирование адекватного поведения;

2. установление контактов с учащимися;

3. установление контактов с учителями;

4. овладение навыками учебной деятельности;
+ 5. все ответы верны.

45. Укажите на новую образовательную область обязательной части основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, которая выступила как
самостоятельная

2. чтение художественной литературы;

46. У леворуких людей центр речи может быть

1. в левом полушарии;

2. в правом полушарии;

3. симметрично в левом и в правом полушарии;
+ 4. все ответы верны.

47 . Сангина-это

1. тончайший слой глиняной массы, используемый в технологии художественной керамики;

+ 2. в материал для рисования, изготовленный в виде палочек красновато коричневых оттенков; .

3. материал для рисования в виде тонких палочек, приготовленных обжиганием дерева;

4. палочки из воска с добавлением красителей.

48. Сущность исследовательского метода обучения сводится к следующему

+ 1. деятельность воспитателя направлена на оперативное управление процессом решения проблемно- игровых задач;

2. воспитатель сообщает тему и объясняет новую информацию;

3. воспитатель организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

4. ребенок самостоятельно организует поисково-исследовательскую деятельность.
49. Общая плотность физкультурного занятия должна составлять:

+ 1. не предусмотрено образовательной программой;

2. три раза в неделю;

3. один раз в неделю:

4. два раза в неделю.

51. Освобождаются ли дети, переболевшие простудными заболеваниями от занятий
физической культуры в детском саду:

1. полностью освобождаются;

2. занимаются в обычном режиме;

+ 3. исключаются упражнения, требующие большого физического напряжения;

4. сокращается дозировка.

52. Кто из выдающихся ученых утверждал, что начальным моментом мыслительного
процесса обычно является проблемная ситуация:

+ 1. С.Л. Рубинштейн ;

53. Что характеризует зону ближайшего развития:

1. обученность, воспитанность, развитость;

+ 2. обучаемость, воспитуемость, развиваемость;

3. обучение, воспитание, развитие;

54. Моторная плотность утренней гимнастики должна составлять:

3. 60-70%;
+ 4. 65 - 80%.

55. На каком году жизни ребенок начинает самостоятельно систематизировать сенсорные
эталоны:

1. на седьмом году жизни;

2. на четвертом году жизни;
+ 3. на пятом году жизни;

4. на шестом году жизни.

56. В какой возрастной группе предусмотрено установление количественных отношений:
больше, меньше, поровну с помощью наглядной модели из двух групп фишек,
расположенных по принципу взаимно однозначного соответствия:

1. в младшей группе;
+ 2. в средней группе;

3. в старшей группе;

4. в подготовительной к школе группе.

57. Наглядная модель, используемая в старшем дошкольном возрасте, для пересказа сказки

2. двигательная модель;

3. сериационная модель;

4. все ответы верны.

58. Какие положительные характеристики свойственны леворуким детям:

1. успешность ориентировка в пространстве и во времени;

2. опережающее физическое и психическое развитие;

3. гибкость мышления;

+ 4. высокая креативность.

59. Определите основную группу общеучебных умений

1. интеллектуальные умения;

2. организационные умения;

3. коммуникативные умения;

4. оценочные умения;
+ 5) все ответы верны.

6О. Технология организации познавательной деятельности дошкольников реализуются в рамках образовательной программы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс принятия управленческого решения требует от лиц, участвующих в нем применения основных закономерностей, правил, методов и организационных приемов, которые базируются на знании теории управления, педагогики, психологии, документов и материалов, регламентирующих жизнедеятельность образовательной организации. Управленческое решение как результат процесса является отражением административной зрелости руководителя, его профессиональной подготовленности.

Процесс принятия управленческих решений

в дошкольном образовательном учреждении

Процесс принятия управленческих решений – это совокупность взаимосвязанных целенаправленных логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Это фиксированный управленческий акт, выраженный в устной или письменной форме и реализуемый для разрешения проблемной ситуации. Это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

Процесс принятия управленческого решения требует от лиц, участвующих в нем применения основных закономерностей, правил, методов и организационных приемов, которые базируются на знании теории управления, педагогики, психологии, документов и материалов, регламентирующих жизнедеятельность образовательной организации. Управленческое решение как результат процесса является отражением административной зрелости руководителя, его профессиональной подготовленности.

Цель управленческого решения – обеспечить достижение реализации поставленных перед организацией задач.

Рациональные решения. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Алгоритм принятия управленческих решений

1. Постановка проблемы

1.1. Обнаружение несоответствия параметров процесса плановым нормативам, заданиям и целям.

1.2. Определение ответственных лиц за выполнение заданий.

1.3. Анализ несоответствия заданиям (целям) существующих условий (организации, ресурсов, координации, мотивации и контроля).

1.4. Формулирование проблемы несоответствия существующих условий необходимых для выполнения плановых заданий.

2. Постановка задач

2.1. Определение (уточнение) задач, параметров и критериев оценки выполнения плановых заданий.

2.2. Определения существующих граничных условий выполнения плановых заданий.

2.3. Определение последствий принятия или не принятия решений.

3. Выявление альтернатив. Поиск идей, стратегий, вариантов

3.1. Подбор стандартных вариантов решения задач.

3.2. Подбор аналогичных вариантов решения задач.

3.3. Переформулирование задач с учётом стратегических целей и существующих условий.

3.4. Разбиение задачи на более простые.

3.5. Набор (формулирование) вариантов решений – планов действий.

4. Выбор вариантов решений

4.1. Анализ и проверка вариантов на:

А) соответствие их целям, задачам и плановым заданиям;

Б) экономическую и социальную эффективность;

В) устойчивость к рискам (политическим, экономическим, социальным, кадровым, техническим, правовым).

4.2. Сравнение вариантов по выбранным и взвешенным параметрам.

4.3. Выбор оптимального варианта по интегральному критерию.

5. Организация исполнения решения

5.1. Составление детального плана действий по выполнению выбранного плана действий, с указанием:

А) плана задания (кто, что, когда, где, как должен сделать);

Б) организации (т.е. определение или обеспечение необходимых ресурсов);

В) координации (определения связей и полномочий);

Г) мотивации участников (материальной и нематериальной);

Д) контроля (определением его параметров, форм, времени и частоты).

5.2. Доведение плана действий до всех исполнителей.

6. Организация исполнения. Постановка задач исполнителям:

6.1. Должность, содержание работы, место, время, параметры, ресурсы, мотивы, контроль.

6.2. Доведение заданий исполнителям (содержание, каналы и время доведения).

6.3. Доведение новых условий потребителям (содержание, каналы и время).

6.4. Контроль понимания и принятия новых задач и условий (формы и время).

6.5. Контроль понимания и принятия исполнителями детального плана действий.

7. Контроль исполнения решения

7.1. Мониторинг параметров исполнения плановых заданий.

7.2. Постановка проблем.

Концепция управления – бережливое управление, означает – оптимизация процессов с учётом мотивации каждого исполнителя.

Цели бережливой концепции управления:

1. Минимизация затрат труда.

2. Минимизация сроков внедрения нового.

3. Гарантированных сроков исполнения (поставки).

4. Высокого качества работ, услуг.

Семь ошибочных стратегий принятия решений

Дошкольное учреждение является одним из видов образовательных учреждений, безусловно, имеет общие черты, которые присущи любому из них, связаны с их общим направлением на обучение, воспитание и развитие дошкольников. А между тем функционирование дошкольных учреждений очень сильно могут отличаться от процессов, которые происходят в других образовательных учреждениях, в силу специфики возраста, содержащихся в них детей.

Следовательно, можно сделать вывод, что общие теоретические позиции управления качеством образования ни в коем случае нельзя переносить механически в дошкольную практику. Они обязательно должны быть наполнены новым содержанием, адекватным особенностям функционирования дошкольных образовательных учреждений.

Управление – многофункциональный процесс, который не ограничивается составлением планов и оформлением приказов. Руководство дошкольной организацией – многоаспектный процесс, в котором немалую роль играет личная эффективность заведующего. Поэтому в арсенале современного руководителя должны быть инструменты, способствующие самоорганизации и оптимизации рабочего процесса. Какие это инструменты и как их использовать? Рассмотрим управленческий инструментарий

Инструмент №1. Инструкции для заведующего ДОО(У)

К перечню таких инструкций можно отнести:

инструкцию по охране труда;

инструкцию по пожарной безопасности.

Законодательством не предусмотрены особые требования к оформлению должностных инструкций. Как правило, они имеют следующую структуру:

Должностной инструкцией обозначены основные требования к функциям, профессионализму и квалификации руководителя. Ее структура включает:

общие сведения и требования к квалификации заведующего;

обязанности и права руководителя;

область ответственности заведующего.

В частности, должностной инструкцией предусмотрено знание руководителем нормативно-правовых основ деятельности, а также соблюдение требований к охране труда и пожарной безопасности.

Основное назначение должностных инструкций – определение полного спектра обязанностей конкретного работника. Правильно составленная должностная инструкция поможет оптимизировать работу сотрудников, так как она четко определяет область ответственности каждого. Должностная инструкция заведующего ДОО(У) поможет руководителю разобраться со своими обязанностями и полномочиями.

Инструмент №2. Административное планирование

План работы заведующего ДОУ – основной документ, регламентирующий работу дошкольной организации в соответствии с ГОС ДО. Заведующий осуществляет годовое и ежемесячное планирование деятельности, где отражены все ключевые мероприятия по работе с сотрудниками организации, родителями, школами и т.д.

Перед руководителем ДОО(У) стоит множество задач. Потому он использует различные виды планирования:

планы методической работы;

планы работы отдельных специалистов;

планы работы комиссий и др.

План работы ДОО(У) на год составляется с учётом профессионального уровня педагогов и особенностей конкретного ДОУ. План будет выполняться всем педагогическим коллективом и направлен на совершенствование совместной работы сотрудников ДОУ. Поэтому важно, чтобы каждый сотрудник ясно понимал свою роль в реализации мероприятий. От этого напрямую зависит эффективность реализации поставленных задач.

Следующим пунктом рассмотрим частные, наиболее удобные и простые, виды административного планирования.

Инструмент №3. Циклограмма и картотечное планирование

Циклограмма – это удобный и наглядный способ. Она отображает перечень действий, которые по неделям или ежедневно выполняет руководитель в течение месяца или нескольких месяцев.

Циклограмма регламентирует деятельность заведующего в строго определенной последовательности и временных границах. Преимущество циклограммы в том, что она наглядно отображает цикличность управленческих процессов и сбалансированность всех направлений работы руководителя. Схему-циклограмму деятельности заведующего необходимо составлять с учетом требований ГОС ДО.

На схожих принципах основывается и циклограмма деятельности каждого педагога. Если рассматривать составление циклограммы не как обязанность, а как полезный инструмент, с каждым новым опытом её составления вырабатывается навык грамотного планирования и согласования учебного и режимного блоков с привязкой ко времени.

Картотечное планирование – еще один удобный способ административного планирования, который поможет:

повысить эффективность контрольных мероприятий;

ничего не забыть.

Картотечный план может служить своеобразным обобщением административных планов и циклограмм руководителя.

Для составления такого плана руководитель выделяет основные виды деятельности и на каждый заводит отдельную карточку, где перечислены виды работ по данному направлению.

Инструмент №4. План по подтверждению профессионализма

Профессионализм руководителей дошкольных организаций – основное требование ГОС ДО. Разработка плана по повышению профессионализма, как правило, включает следующие мероприятия:

педагогические советы и совещания;

разработка социальных инноваций в ДОО(У);

участие в тематических мероприятиях, форумах, вебинарах;

участие в профессиональных объединениях, клубах.

Следует помнить: руководитель не только планирует, но и ведет отчетность о проделанной работе.

На плечи заведующего ДОУ ложится множество забот по обеспечению эффективной и слаженной работы сотрудников. В повседневной работе руководителю необходимо:

анализировать жизнедеятельность ДОУ, ход воспитательно-образовательного процесса и выявлять основные потребности для повышения эффективности;

изучать профессиональные документы – образовательные программы, планы, программы развития;

планировать работу педагогического коллектива, план занятий, организовывать реализацию образовательных программ;

разрабатывать требования к процессам деятельности ДОУ, прогнозировать последствия планируемых процессов, а также оценивать их результативность;

изучать современные методические разработки ведущих педагогов;

организовывать работу с родителями;

отвечать за слаженную работу коллектива и контролировать успешное прохождение аттестации воспитателями ДОУ;

руководить педагогическим советом, контролировать выполнение планов работ и решений совета и др.

Инструмент №5. Аттестация

Прохождение курсов повышения квалификации для руководителей ДОО(У) следует включить в план мероприятий профессионального роста.

В целом, аттестация руководителей служит своеобразным стимулом к профессиональному развитию.

Инструмент №6. Внутренний контроль в ДОУ со стороны заведующего

Для эффективной управленческой деятельности большое значение имеет регулярный контроль работы сотрудников. Контроль внутренней деятельности организации регламентируется соответствующими документами. Согласно положения о внутреннем контроле, руководитель ДОУ следит за:

работой сотрудников организации;

соблюдением трудовой дисциплины, гигиены и правил труда;

выполнением программ согласно ГОС ДО, организацией работы с родителями;

исполнением требований законодательства к материально-техническому оснащению (адаптация здания для детей с ОВЗ);

работой всех блоков организации.

Здесь также удобно применять метод картирования, при котором для каждого отдела определяются задачи и объекты контроля. Карты удобны в использовании, легко вносятся коррективы, их можно использовать в течение нескольких лет.

Схема контрольных мероприятий:


Определение цели и объекта контроля

Планирование контрольных мероприятий



Сбор и анализ необходимой информации



Рекомендации и проверка их исполнения

Таков перечень основных инструментов, которые помогут руководителю дошкольной организации повысить личную эффективность и всё успеть.

В пределах границ мониторинга осуществляется выявление и оценивание проведенных педагогических действий, и тем самым идет обеспечение обратной связи, которая осведомляет о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным задачам. Мониторинг несет в себе различные качественные характеристики. Это и диагностическая система, и система слежения, и система контроля, и система наблюдения. Но при всем этом есть общая точка пересечения – идет понимание мониторинга как работа с информацией.

Можно прийти к выводу, что мониторинг – это некая система, в которой компонентами выступают мероприятия (управленческие действия, диагностические процедуры), которые направлены на получение необходимой информации о динамике изменений объекта, за которым происходит наблюдение.

Читайте также: