Фантазии фарятьева краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В 70-е годы в СССР, конечно же, был информационный вакуум. Поэтому в компаниях думающих людей - не диссидентских компаниях - говорили о прошлом, об исторических событиях, о происхождении мира и человека. Выдвигались самые фантастические теории. О настоящем информация была только в газетных передовицах, от которых хотелось спать, поэтому настоящее считалось неинтересным.
Люди воспитывались атеистами, то, что Бога нет - считалось аксиомой. Бога должна была заменить вера в коммунизм, в светлое будущее и правильное настоящее. Но в литературе этого периода мы видим героев разочарованных, не верящих ни во что, ищущих и не находящих духовную опору, запутавшихся в отношениях, не имеющих для них ценности.
Место действия пьесы Аллы Соколовой - портовый город Очаков, маленький, но яркий, с богатой историей. Место действия фильма - провинциальный приморский городок, без названия и без истории, неяркий, но живописный и тихий, такой тихий, что почти потусторонний. В тишине лучше размышляется о законах мироздания.
На этом провинциальном фоне разговоров о высоком разворачивается сюжет. В фильме "мало действия, пять пудов любви". Фарятьев любит Александру, Александра любит Бедхудова, Люба любит Фарятьева. Все безнадежно. Но чеховской тоски нет. Есть ощущение, что частная жизнь героев происходит не в городе, не в стране, не в истории, а в вечности. И у этой незаметной жизни есть свое место во вселенной.
Реалистический пейзаж выглядит чуть-чуть как мистический. Вид с балкона квартиры - частные домики и новые пятиэтажки на фоне огромного вечернего неба. А если посмотреть вниз - играющие дети, спешащие люди, которые сверху кажутся маленькими на слишком неподвижном фоне, беззащитными перед наблюдающей за ними вселенной, и вслепую ищут свою дорогу.
В квартире Саши много уличного вечернего света. Здесь Фарятьев делает ей предложение и сначала получает отказ. В разговоре Александра неожиданно для себя выдает причину отказа - она любит Бедхудова, без взаимности, у нее был неудачный роман с ним. Она говорит:"За что же меня так наказывать?"- имея ввиду еще и непонимание близких. И тогда Павел Фарятьев, желая ее утешить, выдает ей свою теорию, объясняющую невнимание людей друг к другу : мы живем не на своей планете, мы - пришельцы, эмигранты, случайно попавшие сюда. У нас нет духовной опоры, нас не связывают общие корни, общая родина - она не наша. Поэтому мы беззащитны, жестоки, жизнь у нас не яркая, в ней не хватает цельности, любви и смысла.
Не та родина - это метафора, означающая не та духовная родина, не та вера. Метафора не персонажа Фарятьева, а метафора автора пьесы.
Александра, почувствовав, что у них много общего в восприятии мира, дает ему согласие.
Мама Саши, в исполнении Зинаиды Шарко, очень переживает, что у дочери нет семьи из-за "этой роковой связи" с Бедхудовым и хочет, чтобы жизнь Саши пошла по накатанной общепринятой колее. Поэтому, как только помолвка происходит, мама, которая слышала рассказ Павла о другой планете, задается вопросом - нкт ли у жениха психических отклонений?
В пьесе четче, чем в фильме прослеживается подтекст - нет ли в теории Фарятьева отклонений идеологических? Мама интуитивно чувствует в его теории что-то неканоническое, а в нем - что-то выходящее за рамки стандарта.
Тетя Павла в исполнении Лилии Гриценко похожа на племянника немного нереальным отношением к жизни. Она с восторгом говорит о "миссии" Павла, но слова мамы отрезвляют ее. Тетя начинает бояться, что Павла посчитают сумасшедшим, что теория его неканоническая, а она знает и помнит, что это означает. Это черта многих людей ее поколения: идеализм и восторженность - и полная остановка и разворот, как только человек чувствует, что вышел за рамки установленных мировоззренческих границ.
И Фарятьев готов ради любви отказаться от своей "работы".
Но жизнь ломает все планы - к Саше возвращается Бедхудов, и она убегает с ним " Несмотря на тридцать лет и музыкальное образование".
Фильм кончается не так уж плохо. Саша счастлива, хотя у нее нелегкая судьба любить человека, которому не нужна семья. Маме предстоит принять ситуацию и понять, что нельзя устроить механически брак, семью и детей. У Любы , которая любит Фарятьева уж точно без планов переделать его под нормального мужа, теперь есть надежда. А сам главный герой остается со своим "трудом", который ничего не стоит как научная теория, но который является прекрасной философской фантазией, необычной аллегорией жизни людей, не понимающих, что они единое целое.
Кроме того, "стройная теория" Фарятьева - это памятник человеку, рвущемуся на волю из информационной и идеологической тюрьмы. Ведь в пьесе вполне определенное место действия - город Очаков, с военной историей, почти символ государства. Сам Фарятьев в конце пьесы не случайно говорит с Любой о количестве голодающих в мире, об американцах во Вьетнаме - в унисон с советским телевидением. Он вполне советский, но в рамки стандарта не входит, и ему плохо в этих рамках.
В фильме этих мягких отсылок к идеологическим шаблонам нет, но фильм понятен и бесконечно поэтичен.

Информация об этом сообществе

  • Цена размещения 100 жетонов
  • Социальный капитал 186
  • Количество читателей
  • Длительность 24 часа
  • Минимальная ставка 100 жетонов

Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

Россию накрывает новая волна коронавируса – штамм "омикрон" добрал.

Позиции обеих сторон очевидны: мать жалеет, что вырастила непутевую дочь, а потому всё то небольшое, что имеет, тратит на запасы всего и вся, будучи уверенной, что именно в этом и есть смысл и подвиг ее жизни — обеспечить будущее дочери, когда матери не станет. Потому ежедневные , до ритуала и машинальности, разговоры о тратах, о том, что надо жить по-другому. У матери есть еще одна позиция недовольства дочерью — то, что она знакомится с кем попало, обычно с бандитами или зэками бывшими или будущими, а нормального мужчины никак не может встретить.

У дочери свой ответ на все доводы матери. Ей некуда привести никого, поскольку вся квартира заставлена хламом, даже на кухне негде повернуться, поскольку осталось место только для двух табуреток и маленького стола, на котором тоже коробки, коробки, коробки.(Во время разговора мать постоянно что-то перекладывает, тряпочки какие-то, еще что-то. И только тогда, когда дело дошло до криков дочери, она выходит из-за стола, встает, как будто перед трибуной, и окончательно обосновывает свое право жить так, как считает нужным.) Этого требует и дочь, грозится в очередной раз убежать из дома, говорит, что для нее их жилье — хуже тюрьмы, что мать не дает ей жить, и что дочь не боится психушки, которой в очередной раз, как самым сильным аргументом, угрожает ей мать.

По ходу дела раскрываются известные каждой подробности. И то, что мать хотела сдать дочь в детдом, и то, что она читает ее письма, и то, что подслушивает по ночам ее разговоры с самой собой. На это дочери есть, что ответить, поскольку она оправдывает свой алкоголизм желанием познакомиться с настоящим мужчиной( почему встретить его можно только у винного ларька- совсем непонятно.) Она оправдывает всех своих бывших ухажеров, если так можно их назвать, беря всю вину за разбитое лицо и украденную у нее сумку на себя.

Короче говоря, перед нами такой симбиоз двух женщин разных возрастов, которые ненавидят друг друга, но и не могут жить друг без друга. Важнее тут подчеркнуть и то, что они не хотят ничего менять по большому счету. Скорее всего, они настолько сжились с амплуа страдалицы и подвижницы, что обеих оно более чем устраивает. Вряд ли большим преувеличением будет предположить, что это какая-то особая, прямо скажем любовь друг к другу близких людей, достаточно специфическое, до аномалии проявление родственных чувств. Каждая из двух женщин не согласна отступить в своей решимости быть правой, каждая что-то пытается делать, чтобы изменилось их бытование совместное. Но пока и, вероятно, надолго , до ухода матери или потери рассудка дочери — им, видимо, придется жить вместе, хотя это для каждой неимоверное страдание, мука мученическая.

В «Уроках сердца « эту часть спектакля Марины Брусникиной играют два состава. Мать Ларисы -Инна Тимофеева и Марина Хазова, Ларису Дарья Белоусова и Полина Пахомова. Два состава есть и в следующей части спектакля, о чем будет сказано далее. Здесь же пока стоит заметить, что, несомненно, актерская данность исполнительниц уточняет какие-то нюансы исполняемых ими ролей. Но все же режиссура Марины Брусникиной такова, что общий характер персонажей, сама интерпретация их в контексте драматургии Ирины Васильковской, нелицеприятной к героиням, правдивой, несентиментальной, без сомнения, сохраняется.

Одна из них — библиотекарь, которая мечтала посмотреть Венецию. Она осуществила свою мечту, он поездка в Италию ее разочаровала (возможно, ей хотелось не только уехать из России ,но и познакомиться за ее пределами с иностранцем, да и остаться там.) Она потратила на путешествие свою половину денег, которые были у сестер от продажи городской квартиры. Потому обе теперь живут на даче, которая явно в плачевном состоянии — потолок неизвестно на чем держится, дров на зиму нет, да и местные жители к приезжим относятся не то, чтобы равнодушно, а явно недружелюбно, мягко говоря.

Надя, определенно и простодушно оправдывая свое имя, ко всему относится легко: нет дров — надо напиться и так перезимовать, денег нет — не беда, потому что всегда можно пойти к кому-то на вечеринку, чтобы провести время — выпить, поесть, получить удовольствие, да и сестре еще что-то принести перекусить.

Сестры рассуждают о том, что и как нужно сделать, но не делают почти ничего, чтобы необходимое осуществилось. Они живут мечтой — и она у них одна — замужество. Старшая уже имела печальный опыт взаимоотношений с мужчиной, после чего пришлось сделать аборт. Младшая — осторожнее, хотя неизвестно, всегда ли при ее доступности и веселом характере ей хватит желания контролировать себя и других. А тут вдруг, как яблоко раздора, случайным гостем в запущенном доме сестер оказывается мужчина, у которого свой счет к жизни. Жену он не любит, как и она его, по мнению героя Ирины Васьковской. Он ждет момента, когда число неприятностей у него достигнет десяти, чтобы свести счеты с жизнью, назло жене, прямо в ванной их квартиры.

На минуту на сцене гаснет после этого свет. И младшая из сестер истерично кричит, что это уже ад, а старшая спокойно и привычно объясняет, что произошло замыкание на подстанции. Которое, в этот раз, быстро было исправлено. Сестер в очередь играют Елена Плаксина и Наталья Ушакова ( Валя), Светлана Иванова и Виктория Романенко ( Надя).

Есть человек неопределенного возраста Павел Фарятьев, врач-стоматолог, который рассуждает в свободное от работы время об иных мирах и смысле бытия, что в конце прошлого века могла казаться достоинством и новацией, а теперь представляется именно тем, что обозначено в пьесе — сумасшествием, некоторой странностью.

Он живет с тетей, которая как бы заменила ему умершую мать. Она одинока и для нее Павел — свет в окошке. И даже больше. Она готова прощать ему все нелепости поведения, его теории кажутся ей любопытными ( как в пьесе Чехова оригинальными казались кому-то профессорские рассуждения, пошлые и банальные).

Павел познакомился с девушкой Сашей, около тридцати лет, которая влюблена в очень важного в городе человека Бедхудова, который так и не появляется на сцене, но о котором практически все участники спектакля говорят одобрительно и с уважением. Бедхудов не может по каким-то ему ведомым житейским причинам или не хочет женится на Саше. Его вполне устраивает, что она покорна его воле до самозабвения и на все готова сделать для него.

Но, заметим сразу, что мама Саши не столь напориста, как мать Ларисы, она искренно желает близкому человеку удачи и счастья, она не заедает ее век, а очень уважительно относится к ее выбору, к тому, как и с кем Саша хочет устроить свою личную жизнь. Ее мать видит и понимает, что Павел Фарятьев — человек своеобразный, о чем и говорит его тете. Что он пока не слишком готов к семейной жизни, которая предполагает ответственность за близкого человека, за детей, если они родятся. Ей самой более, чем достаточно считаться женой моряка и воспитывать практически без отца дочерей. И она, что совершенно естественно, не подавляет Сашу собственным авторитетом, как мать Ларисы, она пытается найти подход к ней, выразить свое мнение так, чтобы не обидеть близкого человека, чтобы убедить, но не за счет самовозвеличивания. Таким образом, она поступает именно , как мать, правильно, спокойно и вежливо, стремясь и дочери помочь устроить семейную жизнь, и сделать так, чтобы это было ей не во время, а только на пользу.

Да, всердцах Саша может бросить, что от разговоров о замужестве хочет повеситься. Но один раз и то под настроение. Несомненно, что подобные разговоры, как и в семье Ларисы и ее матери, ведутся если не ежедневно, как в пьесе Васьковской, но чем старше становится по возрасту дочь, тем чаще. Но стоит отметить сам тон, так сказать, ракурс этих разговоров — всегда очень доверительных и искренних. Мать Ларисы отнюдь не готова на самопожертвование, поскольку замужество дочери для нее нечто вроде фетиша, а для мамы Саши — житейская данность, понятная и долгожданная.

Может показаться, что таковым в первую очередь является Алексей (Илья Лыков) , который по пьяному делу оказался где-то на чужой даче, лежащим на диване и завернутым в ковер.

Он еще не опустился до того, чтобы ради бутылки водки оставаться с двумя сестрами, которых увидел в первый раз, чтобы потенциально снова стать женихом или даже мужем. В нем еще сохранилось достаточное наличие чувства достоинства, чтобы не бросаться в загул с кем попало. И он стремительно ретируется из дома двух сестер( чем не по Чехову реприза), чтобы вернуться в дом, где его ненавидят и который он ненавидит. Потому, что так ему пока комфортно психологически, так ему важно для поддержания уверенного отношения к себе, практически завышенной и уязвимой по всем пунктам самооценки.

Но инфантильны и сестры — Валя и Надя. Они не поступят как Саша, убежавшая из-под венца, так сказать. Их любимое определение на сегодня и на будущее — хорошо бы. Да, они в иных житейских условиях осуществляют свою мечту- Венеция, в одном варианте, вечеринке и свободная любовь, в другом. Но все это какие-то временные усилия, суетные попытки выйти за рамки машинальной и запутанной до обиходности жизни. Интересно, что Надя у Васьковской является откровенным и легкомысленным антиподом Ларисы, героини другой пьесы того же автора. Лариса не может решиться дойти в любви до естественного ее продолжения в отношениях с мужчиной( вероятно, боясь такого развития событий, поскольку рассуждения ее матери о том, что у той были мысли отдать ребенка в детдом и то, что она одна воспитывает дочь, убеждает ее в том, что гипотетически семейная жизнь — правильный выбор, но в ней много трудностей и проблем, на решение которых Лариса не готова тратить время и силы, потому что пикироваться с матерью проще из-за ясности диалогов и доводов каждой сторон.)

Отнюдь не инфантильна сестра Саши, ведь Люба , которая пеняет матери на ежедневные надоевшие котлеты и то, что сестре на то, что ей не хочется жить, любит и ту, и другую.

Будучи не по возрасту взрослой, она пытается остановить сестру, которая срывает сватовство с Павлом, но при этом Люба старается сделать так, чтобы ее мать как можно позже узнала о размолвке Саши и Павла. Но этого мало. В финале пьесы, уже после того, как Саша на время или навсегда оставила свой дом, Люба признается Павлу, что любит его, сильно и в первый раз по-настоящему. Ее, практически подростка, не смущает, что Павел человек непрактичный, далекий от реальности и житейской ответственности. Она готова быть ему преданной и заботиться о нем. И эта ее самоотверженность, само признание в своих чувствах, не только для давнего времени, а и сейчас выглядит как поступок почти героический и женский по истинной природе своей.

Сравнительный анализ пьес и спектаклей показал, что выборы в любое время экзистенциальные, что надо иметь смелость принимать решения, и иметь мужество реализовывать их, или менять, если они оказались ошибочными. Вот ведь странно: Алла Соколова рассказывает о том, как жить можно, скучно, дилетантски, неинтересно, но можно, поскольку условия бытия были таковы, что особенно проявить себя не получалось у многих. Ирина Васьковская показывает то, что так, как живут ее герои — справляться с обстоятельствами можно, но не нужно, поскольку это временные передышки, перспективы которых столь же лукавы, сколь и горемычны.


Этот фильм имеет в моей жизни странную особенность – он внезапно накатывает и требует внимания и размышления. Не знаю, что такого особенного в нём, но он буквально укоренился в моей жизни. Стёрлись детали, а осталось главное – ощущение чего-то очень большого, важного, к чему стремишься изо всех сил, а оно ускользает. Как в снах, или фантазиях. В его, Фарятьева, фантазиях.

Расскажу о своих впечатлениях, что не даёт покоя. Мне раньше казалось, что люди, живущие у моря, совсем другие – морская стихия даёт им лучший обзор жизни. В этой картине (фильм снимали в Феодосии) о море напоминает лишь тельняшка на Любе, младшей сестре Шуры.


Сам же город серый и унылый, без перспективы и панорамы. Полное отражение жизни персонажей картины.

Да, я не сказала, кто все эти люди, что меня так будоражат.

Человек не первой молодости, Фарятьев (Андрей Миронов), знакомится с учительницей музыки Шурой (Марина Неёлова) на вечеринке у своего приятеля Бедхудова и влюбляется с первого взгляда. О Бедхудове часто говорят на протяжении фильма, однако сам он не появится. Лишь косвенно, но при этом не менее драматично. Шура в него влюблена, и невозможно иначе – им восхищён весь город, он – яркая личность, он – комета, вокруг него все сгорают. Зачем ей после Бедхудова такой Фарятьев? К чему эта игра со стороны Шуры? Она сходит с ума от любви к другому человеку и при этом мучает Фарятьева.


Он вызывает в ней жалость, сочувствие и даже ненависть. Он вознамерился мечтать? Вот такой никчемный? С такой неромантичной профессией, как стоматолог? И о чём это он говорит так увлечённо, внезапно преображаясь и, даже становясь на миг красивым? О каких-то наших предках, прилетевших из других миров и посеявших зёрна непонимания между людьми?

Андрей Миронов, милый, симпатичный актёр, изменился до неузнаваемости – глаза, как у рыбы, он силится смотреть на Любу без очков и не видит её. Он всё придумал. Придумал Шуру, женщину, которую он будет любить всю свою жизнь. Зачем? Она ведь как раз из другого мира, возможно, оставленная теми холодными пришельцами без души и сердца. Ей осточертела музыка и люди. И бездарные, как ей кажется, дети, которым она эту ненавистную музыку преподаёт. А дети ощущают всё её отвращение к ним и передают это чувство дальше – бездарно и фальшиво исполняя урок.


Мать Шуры (блистательная Зинаида Шарко) озабочена одним – прикрепить, наконец, свою старшую дочь хоть к кому-нибудь. С Бедхудовым что-то не получилось, подойдёт Фарятьев. Она даже отправляется знакомиться с тёткой, где он живёт, чтобы иметь представление, кто войдёт в её семью. И пусть после этого говорят, что она ничего не сделала! Формально, да. Но ведь она глухая и слепая. Только понаблюдать за её театральными истериками, пафосной речью и переходами от крика к шёпоту. Где она реальная? Когда плачет и замирает над курицей, доставая её из духовки и понимая, что с Фарятьевым покончено?


Или с дочерьми, ругая их и наставляя, полностью растворяясь в их жизнях?


Тётя Фарятьева, тётка, тётенька (великолепная Лилия Гриценко) – ещё один глухой и слепой персонаж этой горестной трагикомедии. Прекрасные, доходящие до печёнок слова, за которыми пустота и эгоизм. Казалось бы, уж кого ей понимать, кроме как родного племянника Пашу? Она любит и ценит красоту, радеет о друзьях и родственниках из прошлого, но все её хлопоты о сторонних людях, а кровоточащее от неразделённой любви сердце Фарятьева ей равнодушно и чуждо. Сразу понятно, как их миры параллельны.



Для Фарятьева год не задался. Не пришёл его момент гармонии, о котором он страстно мечтает, не понимая, что бегство от него Шуры это не горе для него, а счастье. Хотя, как сказать. Возможно, постоянное самоистязание ревностью это своеобразное счастье для таких людей.



Читайте пост “10 лучших ролей Ирины Купченко” , где упомянут фильм Ильи Авербаха “Чужие письма”

Фантазии Фарятьева кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Фантазии Фарятьева (1979): смотреть онлайн
Фантазии Фарятьева (1979): смотреть онлайн

информация о фильме

Илья Авербах

Илья Авербах

Дмитрий Долинин

Альфред Шнитке

Владимир Светозаров

Андрей Миронов , Марина Неёлова , Екатерина Дурова , Зинаида Шарко , Лилия Гриценко , Максим Бритвенков

Телефильм по мотивам одноименной пьесы Аллы Соколовой.

Фильм о двух людях, живущих в тесных квартирах в провинциальном городке. Героине фильма Александре уже под тридцать. Она только-что пережила душевную травму - разрыв с любимым. Ее все раздражает - ежедневная работа в музыкальной школе, ученики, домашняя обстановка, сестра, мать.
Неожиданно в доме появляется врач-стоматолог Фарятьев, фантазер, влюбленный в Александру. Этот идеалист-мечтатель возвращает Шуре и ее близким - сестре и матери - веру в себя, надежду на счастье. И Александра, Санёк, действительно преображается. Но, внезапно, она оставляет Фарятьева. Она сбегает к любимому Бетхудову, явившемуся к ней, едва почувствовав, что может потерять Саньку навсегда.

последнее обновление информации: 15.04.16

критика

Действие происходит в наши дни, в двух семьях. Это фильм о том, как люди, очень близкие, подчас не понимают друг друга; о том, как они мучительно, трудно продираются к пониманию. Каждый из них - в нашей картине это мать и две дочери - ищет свой выход из очевидно драматического положения, предлагает свой вариант. То отъезд в другой город, то замужество старшей дочери. И вдруг появляется странный человек, Фарятьев, который рассказывает какие-то вроде бы нелепые истории, прямо-таки сказки, впрямую абсолютно не связанные с жизнью наших героинь. Но Фарятьев этот пробуждает в каждой из них пусть пока первичную степень, пусть лишь малую, но - понимания друг друга.

Читайте также: