Бэйге хакы произведение краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Мальчик пытается выполнить за отца его работу. Ему необходимо зажечь маяки на море. И хотя ему очень страшно, он держит себя в руках и делает это важное дело.

За минуту

Отец и сын живут на берегу. Мужчина работает бакенщиком – зажигает ночью плавающие маяки, чтобы пароходы не разбивались об скалы. Он учит своему ремеслу мальчика, каждое утро берет его с собой на работу. В течение дня они занимаются хозяйством, ходят на рыбалку. А вечером – еще один обход на лодке, чтобы зажечь все огни.

В один день отец ушел на пристань за получкой. Смеркалось и начался шторм. Мальчик наблюдал, что сначала одно, а потом второе судно чуть не угодили в ловушку скал. И он решил самостоятельно зажечь фонари.

Он сел в лодку и поехал к бакенам. Было очень страшно – вокруг бушевало море, шел дождь, гремел гром. Но он вспоминал папины слова, что бакенщики не льют слез. Он зажег пять маячков, но в лодку ударила волна. Он упал, ударившись головой. Единственная мысль его была о том, что он не успел зажечь последний огонь.

Когда он очнулся, рядом сидел отец. Он поцеловал его в лоб. И мальчик подумал, что хотя бы раз в десять лет можно эту слабость простить мужчине.

Халиса Сагитовна Мударисова (Янгирова) удостоилась литературной премии имени Хади Такташа!Эксклюзивное интервью с поэтом, прозаиком, драматургом и просто удивительной женщиной читайте на нашем сайте


Халиса Сагитовна Мударисова (Янгирова) родилась в г.Ишимбай. Корни местные – ее предки в 1859 году переселились из Мензелинского уезда (ныне Актанышский район Республики Татарстан). Росла в деревне Уктеево Иглинского района, среднюю школу окончила в Байгильдино. Училась в БГУ. Работала в Илишевском районе, после возвращения в Нуримановский район трудовую деятельность продолжила директором Сарвинской восьмилетней школы. В 1985 году ее пригласили работать секретарем Нуримановскго районного Совета народных депутатов. С 2000 по 2009 год Халиса Сагитовна возглавляла районный отдел культуры. Она является заслуженным работником культуры Республики Башкортостан, почетным гражданином муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан.

В преддверии Международного женского дня нам представилась редкая возможность побеседовать с поэтом, прозаиком, драматургом и просто удивительной женщиной Халисой Сагитовной Мударисовой (Янгировой).

- Халиса Сагитовна, мы больше знаем о Вас, как о нашей односельчанке. Но многих интересует Ваша творческая деятельность. Хотелось бы поговорить немного об этом.
- Попробую ответить на Ваши вопросы. Правда, я редко даю интервью, особенно о творчестве. Считаю, что творчество, как и деньги, любит тишину. Особенно в процессе создания произведения.


- Какие события дали толчок к серьезным отношениям с пером?
- Когда продолжила учебу в Байгильдинской школе благодаря талантливым учителям-литераторам в процессе изу чения произведений классиков и проводимых в школе частых встреч с настоящими писателями и поэтами из Союза писателей Республики Башкортостан, у меня появилось стойкое желание заниматься сочинительством. Поэзия была первой. Потом учеба в Башгосуниверситете, где и сложились серьезные отношения с творчеством.

- Какой Вы видите женщину в современном мире?
- Женщина должна быть активной. Благо наше время этому способствует. Необходимо стараться реализовать себя. Но не в ущерб семье. Все же природа создала женщин для продолжения рода, вести факел жизни в будущее, постараться сохранить семейный очаг. Только тогда и дети, и наши мужчины могут быть счастливы. И только тогда будущее обеспечено.
Пользуясь случаем, поздравляю всех женщин района с весной, теплом и солнцем! Пусть хорошее настроение, улыбка не сходит с ваших лиц! Добра вам!

- А мы желаем Вам любви, процветания, творческого развития, новых идей и безграничных возможностей. Пусть Ваша жизнь будет наполнена совершенными идеями, изумительными событиями и интересными встречами. Будьте здоровы, никогда не теряйте вдохновения и почаще радуйте нас волшебством своего непревзойденного мастерства.

Каиб, как и все другие сатирические произведения И. А. Крылова в “Зрителе” – продолжение и завершение того, что было начато писателем “Почтой духов”. Так, в письмах гномов рассказывалось, что танцовщику Фурбинию, назначенному Плутоном своим заместителем, было поручено сформировать двор по примеру тех, которые Прозерпина видела в “открытом свете”. Но Крылов не успел написать и напечатать тогда описания этих реформ в аду.

Теперь в “Каибе” есть сцены, которые, по-видимому, первоначально были задуманы для “Почты

“Каиб” – увлекательная повесть о том, как некий восточный царь (по его имени и названа повесть) стал томиться от своего одиночества, испытывать недовольство жизнью. Его власть так непомерна, что у него нет ни одного истинного друга или подруги, ведь каждым своим словом, чуть ли не жестом он меняет судьбы людей. На помощь приходит волшебница, которая случайно появилась в его жизни.

на самом деле. Царь видит нищету крестьян, узнает фальшь воздаваемых ему похвал, видит обманчивость славы монархов, ушедших в глубокую даль прошлых веков (в сцене на забытом кладбище у надгробия “великого царя).

В конце концов он встречает девушку, которая очаровала его с первого взгляда. Вскоре и она, не зная, кто он, не отделенная от него непомерностью его власти, искренне привязывается к нему. Впервые в жизни Каиб встретил настоящие чувства, истинную любовь.

И это для него, отстраненного прежде своим исключительным положением от настоящих дружеских отношений, симпатий и простой человеческой любви, оказалось таким счастьем, что он передал управление государством высоко порядочному человеку, отцу своей возлюбленной, прежде гонимому за свою честность и заботу о простом народе, а сам полностью отдался обычной семейной жизни.

Так же, как и крыловская “Почта духов”, “Каиб” – исключительно резкая антимонархическая повесть. Полнейшее ничтожество царя иллюстрирует рассказ о том, как можно заменить монарха куклой и во время ее “царствования” никогда не вспоминать о нем, не упоминать его имени, – и ничто не изменится в государстве. В повести показано, что если царь кому и нужен, так только своему семейству, да и то лишь тогда, когда его полюбят (каким-либо чудом не зная, что он царь).

Читая “Каиба”, можно только удивляться тому, как царская цензура пропустила повесть, которая сегодня с полным основанием считается самым сильным антимонархическим произведением русской литературы 18 века после радищевского “Путешествия из Петербурга в Москву”. Ведь царя Каиба не примешь за просвещенного монарха даже в конце произведения. Какая же “просвещенность” – его отказ от деятельности, от власти, от трона?

По форме “Каиб” – явная “антиода”. Повесть начинается “одической” строкой придворного стихотворца, в ней много говорится об одической поэзии, ее не соответствующих правде жизни комплиментах царям, изображается жалкий одописец, пышно разрисовывающий за ничтожные подачки “гадкую холстину” крепостнической действительности.

В заповеднике живут волки – Ташчайнар и Акбара. У них появились детеныши. Туда пришли охотники, чтобы пострелять сайгаков для выполнения мясного плана. Убили и волчат.

Вместе с охотниками там был Авдий – исключенный семинарист, борющийся с людьми, которые ведут неправильную жизнь. Однажды ему было дано задание – узнать, как проникают в страну наркотики. Он присоединился к анашистам, чтобы выполнить задание. Он выяснил, что есть главный, который контролирует это дело, и решается, узнать этого человека. Им оказался Гришан.

Главарь быстро смекнул: Авдий не похож на других собирателей конопли, так как живет исключительно по собственным принципам. Гришан хотел, чтобы тот отдал свою добычу и покинул их, но Авдий пошел с ними до конца. В поезде многие закурили. Не курили только Гришан и Авдий. У Авдия сдали нервы, и он высыпал собранную траву в окно. Из-за этого Авдия побили и вышвырнули из поезда.

Авдий ночевал на улице. Его документы вымокли. На станции Авдия взяли под арест, поскольку на вид он был отвратительным. В участке он встретил уже знакомых анашистов. Авдий начал убеждать их прекратить заниматься сбором конопли. Милиционер, слыша это, посчитал Авдия сумасшедшим и отпустил. Авдию стало плохо, его отвезли в больницу. Там он видит Ингу, которую ранее встречал в поле.

По возвращении в город Авдий узнал, что материал, который он собрал по поручению, больше не нужен. Он рассказал об этом Инге. Та пожаловалась Авдию на свои проблемы: она в разводе, сын сейчас у бабушки с дедушкой, Инга намерена взять его к себе. Авдий обещает навестить Ингу осенью и познакомиться с сыном. По приезде в ее дом обнаружилось, что Инга скрывается с сыном, боясь бывшего супруга.

По дороге домой Авдий видит того, кто был ответствен за убийство сайгаков. Тот берет Авдия с собой, но Авдий не мог смотреть, как умирают животные, поэтому потребовал прекратить это. Его распяли, впоследствии он умер. Распятым его находят Ташчайнар и Акбара, искавшие своих детей.

Волки покинули степь. В камышах у пары появился выводок. Рядом строилась дорога, поэтому камыши сожгли, детеныши не выжили. Волки облюбовали новое место и родили волчат.

Базарбай ехал мимо и привлеченный звуком, нашел детенышей. Он ускакал, забрав волчат с собой. Родители преследовали Базарбая, чтобы вернуть волчат. Базарбай скрылся от погони волков у Бостона. Он поехал дальше, а волки, оставшись, начали атаковать людей. Бостон пристрелил Ташчайнара.

Волчица выжидала момента. Однажды Акбара утащила сынишку Бостона. Бостон пустил пулю в волчицу, но промахнулся и задел еще и сына. И малыш, и Акбара умерли. Бостон от злости убил Базарбая и добровольно сдался милиции.

Книга учит бережному отношению к природе и животным, наводит на размышления о гармонии человека с природой.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Айтматов. Все произведения

Плаха. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Основной темой произведения является описание событий, происходящих в России в период раскулачивания в тридцатые годы двадцатого столетия.

Простая душа – роман, написанный в 19 веке популярным писателем. В нем рассказывается о жизни простой женщины. Жизни, очень скоротечной и, порой, просто невероятной. Это произведение, созданное в последние годы жизни автора

К творчеству Распутина относится деревенская проза. Почти все события происходят в деревне со старыми старухами. Сюжеты описываются той исконно русской жизни, которая исчезает постепенно в эпохе Современности.

Читайте также: