Факторы влияющие на школьную успеваемость

Обновлено: 05.07.2024

В течение нескольких последних лет в школе наблюдается снижение качества успеваемости, прежде всего в среднем звене. Об этом мы не раз говорили на родительских собраниях, обсуждая итоги четверти.

Понятие о мотивах. Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.
Следует различать понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив – побуждение к достижению цели.

Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т. д. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные мотивы. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии.
Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. Наверняка, Вы и сами могли наблюдать признаки мотивации к обучению у своего ребенка: у него сияли глаза, он сосредоточенно делал уроки или учил что-то, получая от этого ни с чем несравнимое удовольствие!
А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.
Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить кубики, он был очень горд собой, а на пятый раз – остался совершенно спокоен.
Вот так, выглядит мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше – еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны.
Итак, подводя итоги нашего научного блока, мы сможем сделать вывод, что мотивация к обучению закладывается с младенчества и стимулирует нас к самосовершенствованию в течение всей жизни.

Мотивация к обучению: психологический аспект
Следующим этапом в изучении вопросов формирования у школьника желания учиться является психологический аспект, который приоткроет завесу таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей.
Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик играет на компьютере, смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа – это каторга.
Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе. Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…
Каковы же причины снижения мотивации у школьников? На снижение мотивации влияют самые различные факторы, идущие как от специфики устройства российского общества в целом и принятых в культуре стилей воспитания, так и от содержания, методов и форм обучения.
Демотивирущие факторы, связанные со спецификой устройства современного общества, таковы:
отсутствие связи между уровнем образования и уровнем доходов
коррумпированность;
привычка имитировать деятельность по выполнению обязанностей;
отношение к интеллектуальной собственности;
пропаганда гламурного (легкого) образа жизни;
научно-технический прогресс, в том числе Интернет, телевидение и т.д.
Эти факторы мы поменять не в силах, хотя правительство уже задумывается над проблемой понижения грамотности населения.
А вот на следующие факторы необходимо обратить внимание.
1. Причина – неумение учиться. Действие взрослого – выявление слабых сторон. Поэтапная ликвидация слабых звеньев. Отмечать успехи. Показывать ученику его продвижение вперед.
2. Причина – недостающие средства учения (плохо развитые познавательные способности). Действия взрослого – ориентация на то, что ребенок может, игровая деятельностью, нестандартные задания.
3. Поведение родителей. Ведь всем известно, что ребенок с малолетства начинает подражать родителям. К тому же очень важно отношение родителей к учебе. Если ребенок слышит от них фразы “а ну ее, эту школу”, “мучаться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”. Действия взрослого – поменять отношение к школе и учению в целом.
4. Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.
5. Отсутствие познавательных ценностей в семье. А видел ли ребенок вас с книгой, или в моменты, когда вы занимались какой-либо познавательной деятельностью. Действия взрослого – покажите ребенку пример вашей познавательной деятельности.

Как сформировать у школьника желание учиться?

Рефлексия:
Помогло ли наше сегодняшнее собрание?
• Да помогло
• Можно поставить галочку;
• Выяснили чего нельзя делать;
• Общались, первый раз в школе проводиться такое собрание;
• Поняли, что мало внимание уделяли детям;
• Учитель был прав, когда говорила о моем ребенке.

Разумеется, подобное положение дел не может не волновать любых адекватных родителей, и они начинают бить тревогу. В первую очередь при таком положении дел нужно понять, в чем заключаются психологические факторы, влияющие на школьную успеваемость.

Причины неуспеваемости детей в школе

факторы влияющие на школьную успеваемость психологические факторы

Причин может быть множество, все они совершенно разные, но одинаково важны, и не стоит игнорировать, обесценивать или уменьшать важность ни одной из них.

  1. Во-первых, это плохое усвоение информации. Все дети воспринимают школьную программу по-разному и с различной скоростью. Однако стандарты рассчитаны на среднего ребенка, и индивидуального подхода как такового нет, поэтому всем нужно стараться соответствовать этим самым стандартам. В таких случаях помогут дополнительные занятия дома, с учителем либо профессиональным репетитором, а в совсем особых случаях перевод на семейное обучение, где ребенок сможет проходить программу удобными для него темпами.
  2. На успеваемость школьников также оказывают влияние различного рода проблемы со здоровьем, например, снижение слуха или зрения, а также различные заболевания. Ребенок может элементарно не видеть то, что написано на доске либо не слышать разъяснений учителя, а из-за болезни часто и помногу пропускать занятия. Немаловажен тут и психологический фактор: когда ребенок что-то не видит и не слышит, он может начать впадать в панику, что только усугубит весь процесс. Аналогичная ситуация может разворачиваться и с частыми пропусками: ребенок начинает бояться, что он сильно отстает по программе от своих одноклассников, этот страх парализует его, и из-за этого он начинает хуже усваивать полученную информацию. В итоге проблемы нарастают как снежный ком, и из них будет все сложнее и сложнее выпутаться. Если у ребенка те или иные проблемы со здоровьем, то родителям нужно отнестись к этому с максимальным вниманием. Если дело в проблемах со слухом или зрением, то отвести его к специалисту, чтобы при необходимости тот выписал очки либо слуховой аппарат. Если же проблема заключается в каком-либо хроническом заболевании и ребенок поэтому пропускает много уроков, то нужно, опять же, наверстывать программу самостоятельно либо приглашать репетитора. В тех случаях, когда дело приобретает совсем серьёзный оборот, стоит задуматься о переводе на семейное или домашнее обучение, если это позволяют диагнозы.

Немаловажное влияние на успеваемость школьников также оказывают самые разные психологические факторы, подробнее о каждом из которых речь пойдет далее.

Психологические факторы, влияющие отрицательно на успеваемость детей в школе

Психологическое здоровье ребенка не стоит сбрасывать со счетов, оно оказывает такое серьезное влияние на состояние организма и общее качество жизни как и физическое, если не больше. Поэтому если душевное равновесие чем-то нарушено, то это может привести к неуспеваемости в школе. Среди них можно отметить следующие:

  • травля в классе;
  • конфликты с учителями;
  • смена школы;
  • неблагополучные семьи;
  • напряженные отношения в семье;
  • различные трагедии, произошедшие в жизни;
  • низкая мотивация.

О каждой из причин более подробно пойдет речь дальше.

Плохие отношения с одноклассниками или травля

факторы влияющие на школьную успеваемость психологические факторы

Плохие отношения в коллективе тяжело перенести и взрослому человеку, ребенку же из-за отсутствия жизненного опыта труднее вдвойне. Однако травля в школе — это, к сожалению, явление совсем не редкое.

Коллективная травля называется буллингом, и это очень большая проблема. Причем стать его объектом может абсолютно любой ребенок вне зависимости от его данных, внешности или черт характера. Буллинг может серьезно повлиять на успеваемость, поскольку моральные силы ребенка станут целиком и полностью уходит на противостояние негативу, а на учебу их уже не хватит.

Плюс через некоторое время ребенок может вовсе не захотеть посещать школу, поскольку это место будет ассоциироваться с одним сплошным негативом. Могут начать прогулы, что, разумеется, также скажется на успеваемости отрицательно.

В случае коллективной травли, с которой ребенок не справляется самостоятельно, активное участие должны принимать родители совместно с классным руководителем. Они должны сделать все, что будет в их силах, чтобы прекратить буллинг. Если же это по тем или иным причинам не получается сделать, то необходимо переводить ребенка в другую школу.

В этом вопросе очень важен учитель начальных классов. Именно в его силах сплотить или не сплотить коллектив и построить отношения между учениками на все последующие годы учебы.

Примечательно, однако, что нередко и сами преподаватели напрямую или косвенно задействованы в буллинге, из чего и вытекает следующая причина, по которой дети могут не успевать в школе.

Конфликты с учителями

Все учителя — это живые люди, и ничто человеческое им не чуждо. Любому преподавателю легко может не нравиться какой-то ученик, но одно дело, если это как-то проявляется, а другое — если нет. В этом и заключается разница между профессионалом и профаном.

Конфликты с учителями могут проявляться в самых разных формах: это и занижение оценок, и постоянные придирки, и участие, а также агитация к травле. Чем младше ребенок, тем острее это на него повлияет, поскольку в начальных классах учитель все же обладает большим авторитетом перед школьниками.

конфликтные ситуации в семье

У конфликтов с учителями есть две стороны: во-первых, если он намеренно занижает ребенку оценки, то это неизбежно приведет к ухудшению успеваемости по крайней мере по одному предмету. А во-вторых, школьнику не захочется посещать уроки такого преподавателя, и опять же могут начаться прогулы.

В таких случаях должны активизироваться родители. Необходимо, чтобы они в первую очередь поговорили с педагогом, зачастую этого хватает. Если же это не сработает, то стоит обращаться к вышестоящему руководству: к администрации школы. Если же и это не поможет и не будет предпринято каких-то действий, то нужно обращаться в РАНО.

Вполне возможно, после этого положение дел и отношение к ребенку только ухудшится, однако подобные поступки не останутся безнаказанными. Ребенка же придется переводить в другую школу.

Смена школы

В новой школе ребенку всегда приходится непросто. Это новый, уже устоявшийся коллектив, который может не захотеть принимать новичка; и учителя со своими требованиями; и возможные обстоятельства, которые побудили сменить школу, например, переезд. Казалось бы на первый взгляд, что это не то событие, которое вызывает стресс, но на деле даже приятные перемены и события способны серьезно выбить человека из колеи.

Из-за всех вышеперечисленных причин может снизиться успеваемость. К каждой из них нужно подходить индивидуально и решать ее в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Неблагополучные семьи

У детей из неблагополучных семей чаще встречается спад в успеваемости, но зачастую на это никак не влияет генетика. Это происходит по двум причинам.

Во-первых, детьми из неблагополучных семей меньше занимались в детстве, если вообще занимались. Таким образом к школе они меньше развиты и у них меньше навыков по сравнению с их сверстниками. Второй фактор заключается в том, что такие дети растут в крайне напряженной психологической и экономической обстановке, что также влияет на их успеваемость.

Постоянный стресс не дает сфокусироваться на учебе, а незаинтересованность родителей в этом вопросе только усугубляет положение дел.

Сказать однозначно, что нужно делать в таких ситуациях, очень сложно. Тревогу должны забить, в первую очередь, учителя, и поставить такую семью на свой внутренний, неформальный контроль. В особых случаях стоит ставить в известность о подобном органы опеки, чтобы они принимали участие в решении ситуации. Однако неравнодушных учителей тоже мало, многие боятся навлечь на себя проблемы либо считают, что таким поведением они только навредят ребенку еще больше, поэтому бездействуют.

Проблема неблагополучных семей очень масштабна и глобальна, и нет универсального средства или метода, как ее решить.

Конфликты в семье

Любые конфликтные ситуации в семье так или иначе отражаются на ребенке, на его эмоциональном состоянии, а в последствии и на успеваемости. Чаще всего причиной этому становятся ссоры между родителями, а также другими родственниками, и чем они продолжительнее и сильнее, тем хуже от этого ребенку.

факторы влияющие на школьную успеваемость психологические факторы

Поэтому если оценки ребенка резко снизились, то родителям не стоит сразу его ругать, начинать подтягивать знания или нанимать репетиторов, а обратить внимание на климат в семье. Потому что если ребенок живет в постоянной атмосфере ругани, то все его мысли и силы будут нацелены точно не в направлении учебы.

Если ситуация сложится подобным образом, то родителям также не помешает сходить в школу и переговорить с учителями, чтобы они вошли в положение и проявляли большую снисходительность. Это сработает не со всеми, но попробовать стоит.

Трагедии, произошедшие с ребенком

Жизнь, к сожалению, полна горьких, неприятных событий и происшествий. Одни из них оказывают более сильное влияние, другие меньшее, но все они так или иначе воздействуют на эмоциональное состояние человека.

Дети не исключение. Любые трагические события, произошедшие с ними в жизни, оставят неизгладимый отпечаток и повлияют на ее общее качество. В том числе они могут повлечь за собой и снижение успеваемости. У ребенка просто не останется моральных сил, чтобы тратить их на учебу.

В этом случае, в первую очередь, нужно с должным вниманием относиться к эмоциональному состоянию ребенка. Учеба, в конечном счете, это дело наживное, психологическое состояние оказывает куда большую роль на качество жизни. Поэтому в первую очередь нужно привести его в норму. Возможно, для этого придется прибегнуть к помощи квалифицированного психолога, если дело примет совсем серьезные обороты.

Опять же, стоит поговорить с учителями и попросить их войти в положение.

Низкая мотивация ребенка к учебе

Тут все предельно просто — ребенок элементарно не понимает, зачем ему нужно учиться и тратить на неинтересный и ненужный ему процесс столько времени и сил.

факторы влияющие на школьную успеваемость психологические факторы

Задать ребенку нужную мотивацию — это прямая задача родителей, притом делать это нужно с самого детства. Нужно объяснять ребенку, что у него тоже есть свои обязанности, что получать знания необходимо, что без них он не сможет получить хорошее образование и устроиться на престижную работу и т.д.

Многие родители воспринимают вопрос мотивации в другом ключе. Они в прямом смысле этого слова мотивируют ребенка на хорошие оценки какими-то материальными вознаграждениями, например, покупкой желаемой вещи при хорошем окончании четверти или года.

Правильного мнения тут нет, и каждый родитель должен сам решать, как нужно поступать и что делать.

Поддерживать интерес к знаниям должны и школьные учителя. Именно поэтому в современных школах так ценятся молодые специалисты — у них больше запала, они способны придумать что-то интересное, найти новые подходы и заинтересовать детей в большей степени. К тому же, они понимают важность индивидуального подхода к каждому ребенку и индивидуальной программы обучения, что также положительным образом влияет на успеваемость.

Психологических причин, которые влияют на такой фактор, как успеваемость ребенка в школе, очень много. Поэтому если у него ухудшились оценки не надо сразу списывать это на лень или плохую обучаемость. В первую очередь стоит обратить внимание на общее положение вещей, на эмоциональное состояние ребенка и на то, что происходит в его жизни. Возможно, причина кроется как раз во внешних проблемах, которые вызывает сильный стресс, в результате которого и снижается успеваемость. Если устранить эти проблемы, то и, вполне возможно, что оценки начнут улучшаться.

К решению проблем тоже нужно подходить обдуманно, а не бросаться в омут с головой, иначе можно сделать только хуже. Но из любой ситуации есть приемлемое решение, необходимо только его найти.

В первую очередь, детям должно быть комфортно и в школе, и дома. Если есть какие-то факторы, мешающие этому комфорту, то будет ухудшаться психологическое состояние, а затем и успеваемость. Притом, чем глубже и продолжительнее будет конфликт, тем хуже будут оценки, и это будет происходить до тех пор, пока положение дел не изменится.

Заниматься этим должны в первую очередь родители, и они должны приложить все усилия. Также в стороне не стоит оставаться и учителям. Как минимум они должны проинформировать родителей о неуспеваемости их ребенка, а оптимально попытаться узнать причину и помочь ее устранить.

Многие дети не хотят говорить о своих проблемах, особенно если это касается проблем со сверстниками или в семье. Но в таких случаях нужно также приложить все усилия, чтобы ребенок раскрылся и рассказал, что его тревожит, потому что без этого помочь ему будет очень трудно. Поэтому так или иначе, но это необходимо сделать.

Как повысить успеваемость детей в школе смотрите в следующем видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Факторы, влияющие на школьную успеваемость


Стивен Левитт такого рецепта тоже не предлагает. Более того, он даже ставит под сомнение саму необходимость стремиться к идеалу и пытается выяснить, что родители действительно могут сделать для своего ребенка, а в чем от них ничего не зависит.

Для изучения он выбирает тот показатель успеха ребенка, который проще всего объективно измерить — школьные оценки

К примеру, мы привыкли думать, что учеба в лицее или гимназии высокого уровня — это залог успешного окончания школы. И это первое убеждение, которое развенчивает Левитт. На самом деле, рассказывает он, процент выпускников с высокими баллами в школах, которые считаются лучшими, так велик главным образом потому, что туда поступают дети, изначально мотивированные на учебу.

Так от чего же зависят школьные оценки? Левитт ищет ответ на этот вопрос, разбираясь, какие внеучебные факторы влияют на успеваемость ребенка, а какие — нет.

Факторы взяты не с потолка — в основе его рассуждений лежат результаты масштабного исследования раннего детства, которое проводилось Министерством образования США в 1990-х годах, Early Childhood Longitudinal Study (ECLS). Отобрав более двадцати тысяч учеников начальной школы по всей стране, исследователи изучали их успеваемость и собирали подробные данные об их семье и внеучебной жизни — их интересовали не только раса, пол и возраст ребенка, но и социальный статус, уровень образования родителей, а также то, чем ребенок занимается в свободное от школы время.

Ученые использовали самые разные методы — проводили анкетирование, а также личные беседы с родителями, детьми, школьными учителями. В результате в распоряжении исследователей оказался огромный массив данных, которые нужно было верно истолковать. Именно на этом этапе исследований встречаются подводные камни, которые приводят к появлению такого множества псевдонаучных книг. Одним из рассматриваемых факторов было, например, наличие в доме большой библиотеки.

Ученые выяснили, что у детей, которые учатся хорошо, дома обычно бывает много книг. Значит ли это, что успехи ребенка зависят от размера домашней библиотеки?

Нет, хотя этот вывод звучит как готовый заголовок к сенсационной статье. Это лишь значит, что такие факторы, как наличие дома книг и хорошая успеваемость, коррелируют между собой, то есть имеют статистическую взаимосвязь. Не путать с причинно-следственной! Обнаружить корреляцию можно при помощи регрессивного анализа: имея множество переменных — доход семьи, образование родителей, время просмотра телевизора и так далее — исследователи выбирали случаи, в которых схожи все характеристики, кроме одной, и пытались сделать выводы, связана ли некая конкретная особенность жизни ребенка с его школьными оценками.

Это позволило ученым выделить восемь факторов, которые имеют положительную или отрицательную корреляцию с успеваемостью ребенка.

1. Родители получили хорошее образование

Ребенок образованных родителей с большой вероятностью будет хорошо учиться в школе. Этому способствует и унаследованная тяга к знаниям, и интеллигентная среда, в которой он растет, а также то, что такие родители понимают ценность образования и передают это чувство ребенку.

2. У родителей высокий доход и хорошее положение в обществе

По мнению Левитта, хорошие оценки такие дети получают не только по причинам, которые кажутся очевидными — обеспеченные родители могут позволить себе оплачивать хорошую школу и репетиторов, хотя и это справедливо. Важнее то, что эти факторы — показатели преуспевания родителей, и, значит, скорее всего, они умны, образованы и умеют устроиться в жизни так же, как и их знакомые, а все это формирует среду, в которой растет ребенок.

3. Мама ребёнка в первый раз родила в возрасте тридцати лет или старше

Родители, принявшие решение заводить детей уже в возрасте, скорее всего, к этому времени получили хорошее образование и построили карьеру. Такие дети почти всегда долгожданные. Поздно родившая женщина не обязательно будет идеальной матерью, но почти наверняка сможет уделять ребенку и его образованию много времени.

4. Ребёнок при рождении мало весил

Как показывает исследование, дети, родившиеся с маленьким весом, демонстрируют невысокие результаты в учебе. Стивен Левитт связывает это с тем, что вес ниже нормы обычно бывает у недоношенных детей, а рождение ребенка раньше срока часто указывает на проблемы у родителей — это может быть слабое здоровье или неправильный образ жизни, те факторы, которые могут негативно повлиять на ранние годы ребенка.

5. Родители разговаривают дома на языке страны проживания

6. Ребёнок был усыновлен

Если верить статистике, независимо от того, хорошо или плохо обращаются с ребенком приемные родители, сам факт усыновления имеет негативную корреляцию со школьной успеваемостью. Этот вывод подкрепляется исследованиями, которые свидетельствуют, что способности ребенка в большей степени зависят от уровня интеллекта биологических родителей. Левитт обращает внимание, что уровень развития матери, которая отказывается от ребенка, обычно бывает ниже, чем у людей, принимающих его в семью. Также, напоминая об экономической теории личной выгоды, он предполагает, что женщина, которая не собирается оставлять ребенка, может не так внимательно следить за своим здоровьем и поведением во время беременности.

7. Родители ребёнка входят в Ассоциацию родителей и учителей (Parent Teachers Association, PTA)

Американская Ассоциация родителей и учителей занимается защитой прав детей и помощью родителям в их воспитании. Конечно же, ребенок не становится умнее, если его родители вступают в ту или иную организацию. Гораздо больше этот шаг говорит о родителях — если они интересуются проблемами образования и воспитания, велика вероятность, что они постараются найти лучшие решения для своих собственных детей.

8. У ребёнка дома много книг

А теперь посмотрите на восемь факторов, которые, согласно результатам исследования, не имеют никакой корреляции с успеваемостью:

  1. Ребенок вырос в полной семье
  2. Родители ребенка недавно переехали в более престижный район
  3. Мать ребенка не работала после его рождения и до поступления в детский сад
  4. Ребенок посещал программу Head Start (дошкольная образовательная программа для детей из малообеспеченных семей в США)
  5. Родители регулярно ходят с ребенком в музеи
  6. Ребенка регулярно бьют
  7. Ребенок много времени смотрит телевизор
  8. Родители ребенка читают ему вслух практически каждый день

Некоторые из них вызывают удивление — казалось бы, всем понятно, что долгое сидение перед телевизором вредит учебе. На самом деле воздействие телевизора может быть совершенно разным — в зависимости, например, от выбранных передач. Очень может быть, что ребенок, который целыми днями смотрит образовательные программы, будет учиться лучше, чем его ровесник, это время проводящий за игрой в футбол. Но это лишь мнение, а если говорить о статистических данных, то между суммарным временем просмотра телевизора и результатами школьных тестов никакой корреляции ученые не нашли.

С семьями, в которых родители бьют детей, тоже не все так очевидно, как кажется. Бить ребенка — это невежество, скажете вы. Но прежде, чем считать родителей, которые бьют своих детей, неинтеллигентными, стоит вспомнить, что эту информацию исследователи получили в результате опроса. Получается, эти родители в процессе беседы с малознакомым человеком признались, что поднимают руку на своего ребенка, хотя легко могли бы это скрыть. Левитт предполагает, что здесь вернее будет увидеть корреляцию между честностью и хорошим воспитанием, чем, напротив, между битьем и невежеством.

Если внимательно посмотреть на два списка факторов, то можно заметить, в чем их принципиальное отличие. Во втором списке оказались факторы, так или иначе связанные с тем, что делают или не делают родители, а в первом — с тем, что они из себя представляют.

То есть лучшее, что можно сделать, чтобы твой ребенок был образованным, начитанным и успешным — это самому быть таким

Родители переоценивают силу книг по воспитанию детей — если верить результатам ECLS, то по большому счету все действительно важное для воспитания сложилось уже до рождения. Родителям остается лишь успокоиться, отложить книжки с примерами и посмотреть на своего собственного ребенка — разговаривать с ним, проводить время вместе, быть чуткими и внимательными. И тогда понимание того, что ему нужно для счастливого детства и хороших оценок, придет само собой. А если так получится, что между счастливым детством и хорошими оценками придется выбирать, то не помешает помнить о том, что между успехами в школе и успешностью в жизни необязательно стоит знак равенства.

Читайте также: