Факторы влияющие на проектирование школы

Обновлено: 05.07.2024

В статье говорится о практике проектирования и строительстве современных общеобразовательных школ, а также о необходимости переосмысления материальной составляющей данного процесса, нового взгляда на принятие объемно-планировочных решений подобных учреждений, исходя из современных градостроительных и типологических требований к организации учебно-воспитательной работы, в том числе существующего уровня архитектурной и градостроительной науки. Целью исследования является анализ принципов и рекомендаций по архитектурному и планировочному формированию общеобразовательных школ, соответствующих специфике современного учебновоспитательного процесса. В ходе исследования изучаются вопросы формирования архитектурно-планировочных и функциональных решений школьных зданий на основе поиска новых подходов в проектировании. Проводится анализ современной системы образовательного процесса и его требований в разработке новой пространственной организации школьной среды. В дополнение к этому рассматривается существующая структура обучения в современных школах, которая в дальнейшем может повлиять на проектирование, изменить архитектурное качество и улучшить школьные здания. Объясняется, как пространство школы может внести образовательный смысл и каким оно должно для этого стать. Затрагивается проблема в реформировании современной российской школьной архитектуры, которая остановилась в своем развитии на советском этапе, к которому относят большинство школьных зданий типовой постройки. В результате были изучены тенденции в проектировании общеобразовательных пространств и выявлены основные проблемы, возникающие при разработке новых планов в школах и предложены методы их решений. Показана необходимость введения модульного принципа проектирования школ с кардинальным отличием от типовой застройки. Каждый конкретный проект может содержать индивидуальность как в визуальном восприятии, так и в компоновке модулей, функциональном значении и масштабе.

Ключевые слова

Об авторах

канд. техн. наук, доцент,

305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94

305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94

канд. техн. наук, доцент,

305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94

305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94

Список литературы

1. Славинский С.П. Система и типы зданий общеобразовательных школ в структуре большого города: дис. … канд. архитектуры. СПб., 2007.

4. Позднякова Е.В., Кобелев Н.С., Поздняков А.Л. Анализ некоторых методов проектирования и реконструкции зданий общеобразовательных школ // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. № 5(74). С. 62 – 69.

В статье говорится о практике проектирования и строительстве современных общеобразовательных школ, а также о необходимости переосмысления материальной составляющей данного процесса, нового взгляда на принятие объемно-планировочных решений подобных учреждений, исходя из современных градостроительных и типологических требований к организации учебно-воспитательной работы, в том числе существующего уровня архитектурной и градостроительной науки. Целью исследования является анализ принципов и рекомендаций по архитектурному и планировочному формированию общеобразовательных школ, соответствующих специфике современного учебновоспитательного процесса. В ходе исследования изучаются вопросы формирования архитектурно-планировочных и функциональных решений школьных зданий на основе поиска новых подходов в проектировании. Проводится анализ современной системы образовательного процесса и его требований в разработке новой пространственной организации школьной среды. В дополнение к этому рассматривается существующая структура обучения в современных школах, которая в дальнейшем может повлиять на проектирование, изменить архитектурное качество и улучшить школьные здания. Объясняется, как пространство школы может внести образовательный смысл и каким оно должно для этого стать. Затрагивается проблема в реформировании современной российской школьной архитектуры, которая остановилась в своем развитии на советском этапе, к которому относят большинство школьных зданий типовой постройки. В результате были изучены тенденции в проектировании общеобразовательных пространств и выявлены основные проблемы, возникающие при разработке новых планов в школах и предложены методы их решений. Показана необходимость введения модульного принципа проектирования школ с кардинальным отличием от типовой застройки. Каждый конкретный проект может содержать индивидуальность как в визуальном восприятии, так и в компоновке модулей, функциональном значении и масштабе.

Ключевые слова

Об авторах

канд. техн. наук, доцент,

305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94

305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94

канд. техн. наук, доцент,

305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94

305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94

Список литературы

1. Славинский С.П. Система и типы зданий общеобразовательных школ в структуре большого города: дис. … канд. архитектуры. СПб., 2007.

4. Позднякова Е.В., Кобелев Н.С., Поздняков А.Л. Анализ некоторых методов проектирования и реконструкции зданий общеобразовательных школ // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. № 5(74). С. 62 – 69.

Общеобразовательные школы являются государственными учебными и вос­питательными учреждениями для детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет.
Главным признаком классификации общеобразовательных школ является их назна­чение. По этому принципу они подразделяются на три типа: начальные, неполные средние и средние. Основным типом общеобразовательных школ являются одинна­дцатилетние в составе подготовительных и 1 — 10 классов, дающие учащимся пол­ное среднее образование. В тех случаях, когда по различным причинам не удается организовать одиннадцатилетние школы, используются неполные средние школы в составе подготовительных и 1 — 8 классов или начальные школы в составе подгото­вительных и 1 — 3 классов.
Кроме обычных общеобразовательных школ существуют также школы интерна­ты, в которых учащиеся (по желанию родителей) не только учатся, но и живут, посе­щая родителей по воскресным дням, праздникам и в каникулы.
Развитие получили также школы продленного дня, в которых весь контингент учащихся или отдельные группы школьников находятся под наблюдением педагогов в течении всего дня, возвращаясь к родителям только вечером. Учебно — педагоги­ческий процесс в этих школах, по существу, не отличается от школ интернатов.
Школы интернаты бывают восьмилетние и десятилетние. Группы продленного дня охватывают, как правило, учащихся с подготовительного или с 1 по 5 класс.
Одной из разновидностей одиннадцатилетних школ являются специальные школы — средние общеобразовательные учебные заведения, имеющие определен­ный уклон, дающие повышенный уровень образования в какой-либо области: ино­странного языка, математики, физики, биологии, литературы, искусства и т. д.
Другим важным признаком классификации школьных зданий является вмести­мость, зависящая от количества параллельных классов. Различают одно, двух, трех, четырех, и более комплектные школы.
Верхним пределом вместимости для зданий общеобразовательных школ приня­то 1668 / 1728 ученических мест, для комплексов средних школ — на 2502/2592 уче­нических места, для школ интернатов — 560 мест.
Наполняемость подготовительных классов принимается 25 учащихся, с 1 по 8 — 40 учащихся, 9 10 — 36 учащихся, в классах школ — интернатов — 36 учащихся.

Размещение школ в населенных местах

Городские общеобразовательные школы общего типа и школы продленного дня — органическая часть жилого микрорайона. Радиус обслуживания населения этими школами нормируется в пределах 500 метров. Школы интернаты по характеру связи с семьей являются принадлежностью жилого района, а в малых городах — и города в целом. Их радиус обслуживания не нормируется. К этой же группе следует отнести специальные и вечерние (сменные, сезонные) школы.

Более сложно организуется сеть школьных зданий в сельской местности. Преобладание здесь мелких населенных мест, расположенных подчас на больших расстояниях друг от друга, заставляет строить школьную сеть на основе сочетания: начальных школ в мелких населенных местах, неполных средних или средних школ, школ интернатов или школ с частичным интернатом (общежитиями) в относительно более крупных населенных местах или районных центрах, где учащиеся завершают свое образование. Вместимость общежитий при школах рассчитывается на число учащихся, проживающих от школы на расстоянии, превышающем 30 минутную транспортную доступность.

Сеть школ планируется из расчета охвата 100% детей неполным средним об­разованием и 75% детей средним образованием. Ориентировочно можно считать, что суммарная вместимость десятилетних школ составляет в среднем по стране 180 мест на 1000 жителей, восьмилетних школ — 140 мест на 1000 жителей, начальных школ — 70 мест на 1000 жителей.
Эти расчетные нормы являются приблизительными, среднестатистическими, требующими корректировки в каждом отдельном случае в соответствии с фактиче­ской демографией и имеющимися потребностями.

Тип школьного здания выбирают исходя из размеров населенного пункта или микрорайона. При этом следует стремиться во всех случаях применять возможно более крупные здания, имеющие более развитый и полноценный состав помещений и являющийся более экономичными в строительстве и эксплуатации.

В мелких сельских населенных местах до 1000 жителей обычно строят началь­ные школы на 80 мест, в населенных местах до 2500 жителей — неполные средние (восьмилетние) школы на 345 / 360 мест.

В поселках с населением более 2500 жителей используются средние (11 — лет­ние) школы на 489 / 504 и 689/704 места, рассчитанные также и на обслуживание уча­щихся, окончивших начальные и неполные средние (восьмилетние) школы, располо­женные в окружающих мелких населенных местах. В поселках до 5000 жителей, - полные средние (11 — летние) школы на 834 / 864 места, при условии подвоза уча­щихся или устройства интерната (спального корпуса) также могут обслуживать уча­щихся, окончивших расположенные в окружающих поселках начальные и неполные средние школы.

В городской застройке, в микрорайонах от 6000 до 12000 жителей сооружаются полные средние (11 — летние) школы на 1251/1296, 1668/1728 мест. В более круп­ных микрорайонах (до 18000 жителей) следует вместо нескольких отдельно стоящих автономных школьных зданий строить школьные комплексы с объединенными бло­ками спортивных и актовых залов и других общешкольных помещений. Школьная сеть в городе организуется по принципу равномерного рассредоточенного располо­жения школ в пределах обслуживаемых ими микрорайонов, а на межмагистральных территориях — на равном удалении от границы микрорайона, смежно с микрорайон­ным садом. В некоторых случаях школы могут размещаться и у границы микрорайо­нов, вблизи зеленого массива, бульвара или сквера. Пути движения в школы учащие­ся подготовительных и 1 — 8 классов не должны пересекаться магистраль­ными улицами с напряженным движением транспорта, а также с путями подвоза продуктов в магазины, столовые и т. д.

Школы интернаты предпочтительно располагать в пригородной зоне или в зеле­ных зонах города на участках с наиболее благоприятными климатическими условия­ми.

Сельские школы, обслуживающие несколько населенных пунктов, следует рас­полагать в местах, обеспеченных наиболее удобными транспортными связями, в геометрическом центре зоны обслуживания, вдали от производственных построек, смежно с зелеными массивами. Под строительство школьных зданий, так же как и детских учреждений, следует отводить наиболее здоровые, незагрязненные, хорошо проветриваемые и инсолируемые, незатапливаемые и незаболоченные территории, желательно с низким стоянием грунтовых вод. Предпочтение следует отдавать тер­риториям, имеющим спокойный рельеф с небольшим естественным уклоном, хоро­шим травяным покровом, древесными и кустарниковыми насаждениями, облегчаю­щими работы благоустройству и озеленению участка.

Школьные здания должны размещаться на участках с отступом от красных ли­ний на расстояния, как правило, не менее 15 метров.
При размещении школьных зданий следует обеспечивать соответствующую ориентацию школьных помещений.

Архитектурно — планировочное решение и оборудование школьных зда­ний

Композиция школьных зданий

Основой композиции школьных зданий являются два фактора: ступенчатая ор­ганизация коллектива учащихся и группировка помещений по их функциональному назначению.

Ступенчатая организация коллектива учащихся должна обеспечить сочетание:
разделения всех учащихся на отдельные группы с учетом их возрастных осо­бенностей и развития индивидуальных способностей,
объединение учащихся в коллективы различной величины для проведения массовых мероприятий и коллективного воспитания.

Основным элементом школы является класс, в котором должны быть созданы все необходимые условия для нормального учебно — воспитательного процесса и гигиенического режима. Классы объединяются в учебные секции для каждой воз­растной группы. В такую секцию входят 4 — 5 классных помещений или учебных ка­бинетов, рекреации и туалетные, а при рассредоточенных гардеробах — еще и гар­деробная.
Учебная секция должна иметь хорошую связь с общешкольными учебными и вспомогательными помещениями и достаточную изоляцию от учебных секций других возрастных групп. В школе интернате следует организовывать или жилые секции, состоящие из спальных комнат, помещений для чистки одежды и обуви и туалетных, или учебно — жилые секции (учебные секции, дополненные спальными помещения­ми).

Учебные, жилые и учебно — жилые секции объединяются в блоки помещений для учащегося младшего, среднего и старшего возраста.

Помещения не входящие в состав учебных блоков и секций, объединяются по своему функциональному назначению в группы:
общешкольных учебных и учебно — производственных помещений,
учебно — спортивных помещений и помещений для культурно — массовой ра­боты,
помещений общешкольного назначения (столовые, буфеты, помещения адми­нистративно — хозяйственного, медицинского обслуживания и др.).

Важными факторами, влияющими на композицию школьных зданий, являются планировка и взаимное расположение учебных секций, отличающиеся большим раз­нообразием.
В настоящее время в отечественной практике наиболее распространена четырехклассная секция с односторонним расположением классов и зальной рекреа­цией. Этот тип учебной секции является пожалуй, оптимальным для младше­го и среднего возраста.
Для старшего возраста более приемлема учебная секция с односторонним рас­положением кабинетов, объединенных коридорной рекреацией, что вполне соответ­ствует кабинетной системе обучения в старших классах.

В отечественной и зарубежной практике применяются также другие типы учеб­ных секций:
класс — рекреация и секции, объединяющие меньшее число классов, для млад­ших школьников,
секции, объединяющие до шести классов или кабинетов, для старших школьни­ков,
классные секции, в которых рекреации отделены от классов узким коридором или лестницей.

В отношении взаимного расположения учебных секций оптимальной является их односторонняя ориентация (все классы обращены в одну сторону горизонта). В этом случае все классы и кабинеты имеют одинаковые условия инсоляции, школь­ное здание обладает наибольшей гибкостью для расположения на участках с раз­личной ориентацией, однако это вызывает, подчас, чрезмерное удлинение школьно­го здания. Этого можно избежать при параллельном расположении нескольких учеб­ных секций или блоков. Для достижения большей компактности зданий применяется двух и трехсторонняя ориентация классов и классных секций, что однако ставит классы в разные условия и ограничивает возможности постановки зданий на различ­но ориентированных участках.

В зависимости от вместимости и общей планировочной структуры школьные здания обычно имеют от одного до трех этажей (в жилых районах с высокой плотно­стью населения и на затесненных участках допускается строительство четырехэтаж­ных школьных зданий), спальные корпуса школ — интернатов — до четырех этажей.
В отечественной практике здания начальных школ обычно строятся одноэтаж­ными, одно и двухкомплектных средних школ - двухэтажными, школьные здания трех и более комплектные — трех, четырехэтажными.
Школьные здания и комплексы большей вместимости часто имеют смешанную этажность:
учебные блоки младших классов — двухэтажные,
средних классов — трехэтажные, старших — четырехэтажные.
Это отражает дифференцированный подход к определению этажности в зави­симости от возрастных особенностей учащихся.
При выборе этажности школьных зданий следует иметь в виду взаимодействие ряда противоречивых факторов.
В связи с тем что в нашей практике в школьном строительстве применяются, как правило, тяжелые капитальные конструкции (кирпич, сборный железобетон), уве­личение этажности обеспечивает большую экономичность в строительстве. В то же время снижение этажности позволяет создать лучшие условия для учащихся и педа­гогов, облегчить связи с участком.
Однако улучшение функционально — технологических качеств школьных зда­ний при снижении этажности имеет свои пределы: в определенных условиях комму­никации в малоэтажных зданиях большей вместимости могут чрезмерно удлинится. Нахождение оптимального решения во взаимодействии этих факторов является главной задачей при определении этажности зданий школ и школ — интернатов.

Су­щественным фактором, определяющим основу архитектурной композиции школьных зданий, является характер взаимосвязи между отдельными функциональными груп­пами школьных помещений.

По приемам композиции школьные здания можно подразделить на три осовных типа:
централизованные,
блокированные,
и павильонные.

Здание школы или школы — интерната централизованного типа представляет собой один основной учебный или учебно — жилой корпус, к которому могут примы­кать зальные корпуса. Этот прием композиции применяется, как правило, для зданий относительно небольшой вместимости, а также зданий, предназначенных для строи­тельства в северных районах. Достоинство такой композиции — экономичность в строительстве и эксплуатации, минимальная площадь охлаждения, компактность и небольшая площадь застройки (что весьма существенно при строительстве на участках ограниченной величины), короткие связи между отдельными группами школьных помещений.

Блокированные школьные здания, являющиеся в настоящее время наиболее распространенными, состоят из ряда отдельных корпусов — блоков (учебных, учеб­но — жилых, зальных и др.) связанных между собой теплыми перехоами или непо­средственно примыкающих друг к другу. Такая композиция обычно применяется при проектировании зданий большей вместимости, предназначенных для строительства в средней полосе ( II и III строительно — климатические районы), а также зданий, строящихся в сейсмических районах и районах с сильно пересеченным рельефом местности.
Достоинством этой композиции является возможность:
хорошо рассредоточить коллективы учащихся для создания оптимальных педа­гогических и гигиенических условий при сохранении удобных и относительно ко­ротких связей между отдельными группами помещений,
обеспечить для каждой функциональной группы школьных помещений органи­чески присущее ей планировочно — конструктивное решение,
добиться сочетания расчлененности объемов и компактности общей компози­ции.

Школьные здания павильонного типа, состоящие из отдельных учебных, спаль­ных, зальных и других корпусов, не связанных переходами, получили наибольшее распространение в южных сейсмических районах и районах с крутопадающим релье­фом местности. Павильонная композиция зданий повышает изоляцию отдельных групп помещений, что имеет и положительные, и отрицательные качества:
положительные — лучшая изоляция отдельных групп помещений от распро­странения шума, запахов и т. п.,
отрицательные — ухудшение взаимосвязи между отдельными группами поме­щений, удлинение коммуникаций.

В практике школьного строительства встречаются и другие приемы композиции. Так, например, в некоторых школьных зданиях централизованной или блокирован­ной композиции в отдельные павильоны выносятся гимнастические залы, мастер­ские или учебные секции младших классов и т. д.

Таким образом, современное школьное здание представляет собой, как прави­ло, сложную, развитую объемно — пространственную структуру, которая должна обеспечить как оптимальные функционально — технологические качества, так и ар­хитектурно — художественную выразительность здания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях каждая образовательная организация несет реальную ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг. Для принятия решений по эффективному управлению качеством образования на уровне школы возникает потребность в информации о результатах деятельности, их динамике и выявлении факторов, которые оказывают влияние на результативность процесса.

Первым этапом подготовки проекта стал факторный анализ образовательной ситуации самой школы, чтобы оценить уровень готовности школы к реализации проекта.

В ходе проведенного SWOT-анализа выделены 4 группы факторов, влияющих на актуальное состояние школы и определяющих ее развитие:

Позитивные факторы внешнего порядка (задаваемые извне школы):

• повышение внимания со стороны государства к проблемам образования;

• возможность участия школьников в городских, районных, региональных мероприятиях;

• приток новых учеников за счет строительства нового микрорайона;

• возможность участия учителей в профессиональных конкурсах.

Негативные факторы внешнего порядка (угрозы школе извне):

• социальные проблемы общества (наркомания, алкоголизм, субкультуры);

• малоактивное взаимодействие муниципальных органов власти со школой;

• невысокий социальный статус учителя в обществе, низкая зарплата учителей;

• негативное отношение СМИ к учителю и к школе;

• низкий уровень культуры некоторых родителей, их равнодушие к проблемам школы;

• отсутствие в микрорайоне культурных центров;

Позитивные внутренние факторы (преимущества и сильные стороны самой школы):

• высококвалифицированный, творческий педагогический коллектив, постоянный состав;

• дружественная обстановка в ОУ, взаимопонимание и взаимовыручка коллег;

• высокий нравственный и культурный уровень педагогического коллектива;

• постоянное повышение квалификации;

• методическая помощь со стороны руководства, консультирование учителей;

• высокий уровень толерантности, взаимоуважение между учителями и учащимися;

• сложившаяся система учебной и воспитательной работы, опыт и традиции школы.

Негативные внутренние факторы (слабые стороны школы и проблемы):

• снижение общего уровня развития и культуры поступающих в школу детей;

• расхождение в оценке ценностей взрослых и детей;

недостаточно таких технологий, форм работы, которые способствовали бы полноценной самореализации детей различных категорий в рамках школы.

Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что необходимо сформировать систему взаимосвязанных и взаимообусловленных отношений в образовательной организации, обеспечивающих решение разнообразных задач развития обучающихся, т.е. создать современную образовательную среду.

Таким образом, основной идеей проекта является создание современной образовательной среды, стимулирующей всех участников образовательных отношений на достижение высоких образовательных результатов и направленной на повышение качества образования в целом.

Задачи проекта

1. Формирование современной образовательной среды в школе, направленной на получение высоких образовательных результатов и повышение качества образования.

2. Конструирование системы проектного управления образовательной организацией.

3. Обеспечение условий для профессионального роста, саморазвития и самосовершенствования педагогов школы.

Изучив работы отечественных и зарубежных ученых (Я. Корчак, Дж. Гибсон, В. А. Ясвин, С. В. Тарасов, Г. А. Ковалев и др.), посвященных исследованию проблем образовательной среды мы понимаем, что образовательная среда – это совокупность условий и возможностей личностного развития. Это проектируемая и создаваемая субъектами образования (педагогами, обучающимися, их родителями, социальными партнерами образовательного учреждения и т. д.) область их совместной деятельности, в результате которой создаются условия, влияния и возможности, способствующие раскрытию интересов, способностей и обеспечивающие активную позицию в образовательном процессе, личностное развитие и саморазвитие.

Формирование современной образовательной среды в школе

Рассмотрим предполагаемые проектом изменения в структуре образовательной среды при ее моделировании.

Пространственно-предметный компонент

Содержательно-методический компонент

Внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

Коммуникативно-организационный компонент

При проектировании учитывается распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п. При этом немаловажна коммуникационная сфера - стиль общения и преподавания. Более подробно рассмотрим организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп, психологический климат в коллективе, особенности управления).

Конструирование системы проектного управления

Построение системы проектного управления при переводе ее в эффективный режим функционирования отображено в следующей модели:

1. Инициация проекта

Данный этап в нашей школе пройден.

Проведен мониторинг деятельности, четко сформулированы проблемы развития и пути их решения.

Проект рассмотрен на педагогическом совете, утвержден приказом директора

2. Планирование проекта

2.1. Формирование команды проекта и распределение ролей (составление матрицы ответственности), выбор оргструктуры управления проектом, налаживание коммуникации между участниками проекта

2.2. Инструктаж и/или обучение проектной команды

2.3. Разработка и утверждение паспорта, календарного плана, ресурсного плана, плана коммуникаций

2.4. Оценка рисков проекта и составление плана реагирования

Осуществление (реализация) проекта

После осуществления текущего контроля могут вноситься изменения в роли и функциональные обязанности участников проекта, в календарный план работы, в план реагирования на риски, могут закрываться отдельные этапы проекта, осуществляться дополнительное обучение участников проекта и др. Руководитель проекта информирует коллег о ходе реализации проекта на Педагогическом совете, Совещаниях при директоре, на общих родительских собраниях, семинарах и конференциях и др..

Визуализация продвижения проекта отображается на сайте школы, на стендах и т. п.

При включении в проект талантливых, но неопытных сотрудников используются инструменты наставничества.

Завершение и закрытие проекта

Итоговая оценка реализации проекта, анализ достигнутых результатов и эффектов

Подготовка и представление итогового отчета

Команда проектного офиса: разработчики настоящего проекта.

Конечно, стабильность развития обеспечивают опытные авторитетные педагоги, но все прорывные идеи связаны с молодежью.

Функции проектного офиса:

1. Разработка и внедрение методологии управления проектами и контроль;

2. Формирование реестра проектов и сводной отчетности;

3. Помощь в планировании и контроль реализации проекта по запросу или на постоянной основе.

Обеспечение условий для профессионального роста, саморазвития и самосовершенствования педагогов школы.

Кадровые условия реализации проекта:

Занятия проводятся два раза в месяц согласно плану, который рассчитан на три года обучения. Первый год, обсуждаются вопросы по методике планирования уроков и внеклассных мероприятий.

Второй год, посвящен актуальным вопросам профессиональной деятельности учителя, самосовершенствованию педагогов с учетом современного уровня развития психолого-педагогической науки.

Третий год реализации проекта связан с определением системы формирования методических папок учителя, портфолио, определения подходов в работе с одаренными детьми.

Своеобразие современной профессиональной деятельности учителя заключается в том, что возвращается истинный смысл, назначение деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение ребенка. Помочь каждому ученику осознать его собственные возможности, войти в мир культуры, найти свой жизненный путь – таковы должны быть приоритеты современного учителя

Читайте также: