Евдокимов в и к вопросу об использовании наглядности в школе

Обновлено: 07.07.2024

Исторический аспект и значение принципа наглядности в обучении младших школьников. Мультимедийный урок как средство формирования знаний об окружающем мире. Необходимость использования наглядных средств при усвоении учащимися качественных познаний.

Рубрика Педагогика
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 30.09.2017
Размер файла 58,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Цель: Объяснить, какие опасности могут подстерегать в лесу и на водоеме; закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; учить правилам поведения в воде, в лесу.

Итак, в время формирующего этапа мы использовали различные средства обучения, как традиционные, так и современные. По результатам этих уроков была построена таблица № 2

Таблица № 2

Средства обучения

Анализ таблицы № 2 показал, что уроки окружающего мира прошли интересно, запоминающе, т.к на уроках были использованы различные наглядные средства обучения как традиционные, так и современные. Мы видим, что только комплексное использование средств наглядности на уроках окружающего мира дало положительный эффект.

2.3 Результаты педагогического эксперимента

Во время контрольного этапа были использованы следующие методы исследования:

Было проанкетировано 20 учащихся 2 “В” класса . По результатам анкетирования №2 были построены столбчатые диаграммы №3 и №4

Результаты анкетирования №2:

Вопрос №1. Какие предметы тебе больше всего нравится изучать в школе?

Полученные результаты, были представлены в столбчатой диаграмме №3

Анализ столбчатой диаграммы №1 показал, что предмет

Вопрос №2.Что тебе больше всего нравится на уроках окружающего мира?

а) смотреть видео

б) работать с учебником

в) рассматривать гербарии г) ставить опыты

Полученные результаты представлены в столбчатой диаграмме № 4

Далее было проведено тестирование №2. Цель - выявить изменение уровня знаний учащихся после проведения формирующего этапа. Было протестировано 20 учащихся 2 “В” класса. По результатам тестировании №2 была составлена таблица №4.

Таблица 4

Количество учащихся

За один правильный ответ ставился 1 балл

По результатам сравнения объемных диаграмм №1 и №3 мы составили таблицу №5

Количество учащихся (всего 20 человек)

Констатирующи й эксперимент

Контрольны й эксперимент

Констатирующи й эксперимент

Контрольны й эксперимент

Данные статистический материал показывает, что ранее выдвинутая гипотеза подтвердилась. Комплексное использование средств наглядности на уроках окружающего мира повысил интерес к этому предмету, учащиеся стали более активными и заинтересованными.

Вопрос об использовании наглядности в обучении в каждый конкретно-исторический период потерпел значительные изменения. Проблемой наглядности занимались Я.А.Коменский, И.Г. Пестолоцци, К.Д. Ушинский, В.Ф. Зуев, А.Я. Герд и многие другие.

Анализируя фонд различных средств наглядности по предмету

В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:

• Нами были определены психолого-педагогические условия качественного усвоения естественнонаучных представлений и понятий учащимися;

• Выявлен и обобщен опыт дидактов, психологов и педагогов прошлого и настоящего, значение принципа наглядности в обучении, с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся на уроках окружающего мира;

В конце работы хочется привести слова А.Я. Герда: “Урок природы - невозможен без предмета природы в руках.” [9]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания предмета "Окружающий мир". - М.: Академия, 2014. - 288 с.

2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе. - М.: Академия, 2008. - 144 с.

3. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. - М.: Просвещение, 2013. - 345 с.

4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.

5. Баранов С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2015. - 463 с.

6. Веретенникова Л.К. Развитие творческого потенциала младших школьников. Учебное пособие. в 2ч. - М.: Альфа, 2008. -

7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 484 с.

8. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания. - М.: Владос, 2008. - 254 с.

9. Герд А.Я. Избранные педагогические труды. - М.: АПН РСФСР, 1953. - 206 с.

10. Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов. Методическое пособие. М.: Перспектива, 2013. - 148 с.

11. Гуненкова Е.В. Для чего на уроке компьютер? // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7. - С. 37 - 39.

12. Евдокимов, В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. СПб.: Питер, 2012. - 212 с.

13. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. - 507 с.

14. Землянская Е.Н. Учебные проекты школьников в основной образовательной программе начального общего образования // Школа будущего. - 2014, №1. - С. 6 - 14.

16. Зуев В.Ф. Педагогические труды. - М.: Педагогика, 1956 - 148 с.

17. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010. - 121 с.

18. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 256 с.

19. Козина Е.Ф. Степанян Е. Н. Методика преподавания естествознания. - М.: Академия, 2007. - 496 с.

20. Кокаева И.Ю. Научно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках природоведения // Начальная школа: плюс до и после. - 2003. - №7. - С.3 - 7.

21.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1982. - Т.1. - 328 с.

22. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 2 класс / Сост. И.Ф. Яценко. - 5-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2015. - 96с.

23.Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии в обучении и воспитании школьников: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.

25. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов фак. Педагогики и методики нач. обр. педвузов. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 351 с.

26. Новицкая М.Ю. Родная земля. - М.: Дрофа, 2008. - 496 с.

27. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах, Т.1. - М.: Педагогика, 1981. - 336 с

28. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Избр. пед. соч.: в 2-х томах - М.: Педагогика, 1981. - 212с.

31. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас - определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. - 222с.

32. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Тесты 2016 год / А.А. Плешаков, З.Д. Назарова, Н.Н. Гара Пособие для учащихся -- М.: Просвещение, 2016. - 96 с.

33. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013. - 160с.

34. Плешаков А.А. Зеленые страницы - М.: Просвещение - 2014. - 223с.

35. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 400с.

36. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников - Самара.: Учебная литература, 2004. - 80 с.

37. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно- коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с.

38. Селеменев В. Развивающая наглядность // Образование в современной школе. - 2003 - №12. - С. 27-36.

40. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся/ Н.А.Семенова // Начальная школа. - 2006. - №2. - С.45 - 49.

41. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. - М.: Просвещение, 2000. - 160с.

42. Скаткин М. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. -- М.: Учпедгиз, 1952. - 214с.

43 .Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Миценко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. учебн. заведений - 3-е изд. перераб. и дополн. - М.: Школа-Пресс, 2008. - 512с.

44 .Средства обучения и методика их использования в начальной школе: книга для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 160с.

45 .Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 2011. - 324с.

46.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М.: Просвещение, 1974. - Т.1. - 429с.

48 .Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников : рекомендации, проекты. - Волгоград: Учитель, 2015. - 154с.

51. Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания. - М.: Учпедгиз, 1954. - 276с.

Впоследствии вопрос принципа наглядности стал иметь место в научных интересах Жан-Жак Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, В. П. Вахтерова и многих других людей, знаменитых в педагогической области и сегодня.

Дидактика Жан-Жака Руссо (1712 - 1778) держит свое основание на том, что все представляемое ребенку для восприятия необходимо преподносить с наибольшим использованием наглядности. Он считает, что все то, что находится в природе, все житейские и насущные факты, с которыми знакомится малыш, - это и есть сама наглядность [18,C.56].

И. Г. Песталоцци (1746 – 1827), признавший наглядность фундаментом познания, считает, что сформировать у детей верные представления об окружающей действительности, развивать мышление и речь не представляется возможным без применения наглядности в обучении. Органы зрения, слуха, обоняния преподносят ребенку хаотичную информацию об окружающем мире, а наглядное обучение способствует тому, чтобы упорядочить эту информацию, распределить предметы и явления, тем самым сложить в уме детей понятия. Все обучение детей необходимо основывать на наблюдении, практических опытах, и через них черпать умозаключения и выводы [7,C.78]. Швейцарский педагог объяснял, что в процессе наблюдения дети упражняются в тех ощущениях, которые способствуют активной работе мыслительного процесса и появлению потребности в речи. На основе чувственной практики наглядное обучение позволяет сделать запас знаний, развивая умственные и речевые способности учеников [12].

К. Д. Ушинский подчеркивал, что детям младшего школьного возраста соответствует познание реальности через зрительные, слуховые, осязательные и двигательные анализаторы. Ребенок размышляет образами, впечатлениями. Как раз этим и обуславливается главное значение применения наглядности во время обучения младших школьников, так как наглядность в их образовании зиждется не на представлениях или словарной основе, а на образно-демонстративной основе. Данная мысль объясняет ту закономерность, на которую ссылается развитие детей младших классов [17,С.122]. Следовательно, понятийные и абстрактные свойства предметов или явлений усваиваются младшими школьниками проще, легче и лучше тогда, когда они объясняются через подкрепление конкретных образов и фактов. В. П. Вахтеров (1853 - 1924), подтверждая значимость данного принципа в образовании детей, утверждал, что наглядность является основой для обучения детей в начальной школе [14].

К. Д. Ушинский указывал, что наглядно воспринимаемые на уроке предметы и явления облегчают формирование представлений об окружающей действительности (делают их правильными), способствуют осуществлению верного отображения объективной реальности, при этом воспринимаемые предметы и явления, анализируются, обобщаются с поставленными задачами, закрепляются в речи [17].

Существует такая закономерность процесса познания как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. Именно на ней основана наглядность в обучении. В ранних периодах развития дети больше мыслят не понятиями, а образами. Научные понятия, различные закономерности, лучше и легче усваиваются обучающимися, если предоставляемая информация подкрепляется конкретными фактами при сравнении, проведении аналогий и т.п. Наглядность можно применять на всех этапах процесса обучения. Чем менее знакомы ученики с изучаемыми понятиями, явлениями и процессами, тем выше роль наглядности [15].

Таким образом, можно сказать, что наглядность – это такое средство познавательных процессов, когда при взаимодействии субъекта со знаковыми системами в его сознании генерируются наглядные образы, т.е. формируется зрительное представление излагаемого материала. Обучающая модель, по возможности, должна быть зримой. На практике могут существовать разные виды наглядных пособий по одной и той же теме учебного курса.

Виды наглядности и их функции.

Г.Ф. Суворова, В.С. Селиванов, В.А. Сластенин формулируют виды наглядности и их дидактические функции, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Виды наглядности (по Г. Ф. Суворовой (1990), В. С. Селиванову (2004), В. А. Сластенину (2004))


По мнению некоторых специалистов, около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения, именно поэтому на сегодняшний день более распространенным видом наглядности считается изобразительная наглядность, так как, согласно исследованиям многих ученых, при сопровождении учебного материала иллюстрациями, уровень усвоения материала повышается в значительной степени [8,C.23]. Эффективность слухового и зрительного восприятия учебного материала представлена в таблице 2.

Таблица 2. Эффективность слухового и зрительного восприятия.


Таким образом, делаем важный вывод, что одновременное включение в процесс обучения слухового и зрительного восприятия информации значительно повышает эффективность восприятия.

Формы сочетания слова и наглядности.

К. Д. Ушинский выражает неоспоримое мнение о том, что возможность творческого использования наглядности с целью достижения установленной дидактической задачи вытекает из владения учителем знаний о формах сочетания слова и средств наглядности [17].

В середине 20 века Л. В. Занков (1901-1977) обозначил 4 формы соотношения наглядности и слова учителя в образовательном процессе [5]:

  1. Обучающийся, изучая наглядный образ (схему, изображение объекта), самостоятельно отыскивает необходимые данные. Педагог контролирует наблюдение ученика, обращая его внимание на существенные признаки.
  2. Учитель доносит информацию об объекте изучения, используя наглядные средства для доказательства тех или иных сведений.
  3. Ученик самостоятельно определяет и находит связи между обозначенными явлениями. Учитель устно подводит обучающихся к постижению и осознанию связей.
  4. Учитель рассказывает о связи между явлениями и доказывает их справедливость наглядным пособием.

В. С. Селиванов разъясняет, что в перечисленных случаях, используя одни и те же пособия, способы усвоения нового учебного материала обучающимися значительно различается: в 1 и 3 формах они получают знания путем личных мыслительных и практических процессов, которые имеют поисковое направление; во 2 и 4 формах соотношения слова учителя и наглядности ученики получают знания в готовом виде, и в этом случае их задача заключается лишь в запоминании и осознании донесенного материала [13].

Принцип наглядности в сфере сурдопедагогики.

Человек, имеющий проблемы слуховой функции, лишен возможности самостоятельно овладеть словесной речью. Вне специального обучения он не способен сформировать словесно-логическое мышление. У глухого или слабослышащего ребенка имеется малый объем воздействия и взаимодействия с окружающей средой, они испытывают трудности в общении с другими людьми. Поэтому в процессе обучения детей с нарушением слуха стоит важнейшая задача – обеспечить школьникам получение качественной информации о реальной действительности. Применение наглядности влечет за собой развитие речи, воображения, длительное запечатление учебного материала в памяти, а также способствует повышению заинтересованности в изучении предмета.

Формирование коммуникативных умений школьников со сниженной слуховой функцией осуществляется во взаимосвязи всех видов речевой деятельности. Говорение занимает одно из ведущих мест на уроках в школе детей с нарушением слуха. Говорение напрямую зависит от качества овладения его лексической и грамматической сторонами, а точнее, разнообразными действиями с изучаемым материалом, приводящими к формированию умений и навыков устной речи, начиная от простейших умений и навыков до выработки прочных автоматизмов и сложных творческих умений. Именно поэтому применение наглядных средств имеет огромное значение в обучении детей с нарушением слуха.

Обосновывая роль наглядности как средства речи детей с нарушением слуха, обратимся к трудам И. М. Соловьева, Т. В. Розановой, Ж.И.Шиф, А.И.Дьячкова, Л. В. Занкова, Т. Б. Богдановой.

И. М. Соловьев, Т. В. Розанова, Ж. И. Шиф, исследуя и сравнивая особенности восприятия неслышащих школьников со слышащими, выявили, что восприятие информации детьми с нарушением слуха протекает значительно медленнее и оказывается расчлененным и не таким точным, как у нормально слышащих их сверстников [10].

В. И. Евдокимов, рассматривая вопрос использования наглядности в школе, подчеркивает, что для того, чтобы обеспечить в восприятии учеников взаимосвязь наглядного образа и слова, учителю необходимо при подготовке наглядности учитывать возраст и уровень речевого развития обучающихся [4].

Т. Б. Богданова утверждает, что обычно школьники с нарушением слуха не производят активного наблюдения при использовании учителем наглядности на уроке, поэтому педагог должен озадачить себя тем, чтобы создать такие условия для восприятия наглядных средств, чтобы у учеников появились вопросы, возникло желание и интерес к тому, чтобы осознать, какую информацию несет собой преподнесенное учителем наглядное пособие. Для того чтобы школьники с нарушениями слуха легче и лучше усвоили новый учебный материал, нужно использовать методические приемы, направленные на работу различных анализаторов, в первую очередь зрительного и тактильного [1].

Применяя наглядные средства, нужно учитывать взаимосвязанность чувственного и логического познания, сосредоточенного на развитие языковых средств восприятия детьми с нарушением слуха научной терминологии, на формирование и совершенствования умения связывать закрепленные понятия с реальной действительностью, повседневностью.

Г. К. Селевко отмечает, что в современной школе при организации учебной деятельности как слышащих, так и неслышащих учащихся важное место отводится компьютерам [11].

Современный исследователь принципа наглядности А. Г. Войтов, посвящая немалую часть своего труда использованию технических средств наглядности, поясняет, что использование компьютера способствует формированию у детей образа предмета и явления, с которыми они сталкиваются впервые. Компьютер помогает продемонстрировать различные эксперименты и опыты. Многообразие возможностей компьютера дает возможность показать детям явления, которые не поддаются словесному описанию или изображению на доске. Применение компьютера как помощника подачи наглядности превращает урок в интересную и продуктивную деятельность. Также его можно использовать в качестве заместителя наглядных средств: например, печатных (карты, таблицы, схемы, дидактические игры) и экранных (слайды, фильмы). Функция хранения информации дает возможность размещения на одном диске большого объема информации по учебному предмету: тексты, звуковые отрывки, картинки, видеофрагменты. С помощью компьютера педагог может разработать раздаточный материал по учебному предмету (например, карточки с различными заданиями, таблички с речевым материалом и т.п.), иллюстративный материал (например, таблицы, схемы, медиафайлы и т.д.), а также подготовить учебную презентацию [2].

Обозначая актуальность и развитие технических средств обучения (ТСО), Г.Ф. Суворова, Я. В. Владимиров, А. В. Поляков, утверждают, что для их применения на уроках требует выполнение следующих методических положений:

  1. Информация, передаваемая через ТСО, правильно представляется восприятию и осмыслению в том случае, если этим процессом руководит сам педагог.
  2. ТСО можно применять только в тогда, когда их использование соответствует учебной теме и изучаемому материалу и находятся в подчинении целевой установке этапа урока.
  3. ТСО ни в коем случае не должны стать заменой непосредственных наблюдений натуральных (естественных) явлений, которые находятся в доступе местности, где живут и обучаются дети. ТСО не может заменять чтение произведений и т.д., так как средства звуко-изобразительной наглядности – не основное средство наглядного обучения. ТСО требует целесообразного использования [16].

Применение компьютерных технологий в школе для детей с нарушением слуха позволяет создать условия, повышающие качество преподавания чтения, увеличивает познавательный интерес учеников во время организации и проведения уроков, а также способствует совершенствованию профессиональных умений преподавателя. Можно с уверенностью сказать, что внедрение и применение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения глухих и слабослышащих школьников споспешествует формированию современной педагогической технологии образования младших школьников, помогающей как учителям, так и ученикам, гармонично существовать и реализоваться в информационной среде.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

  1. Наглядные средства обучения – необходимое условие успешного изучения учебного материала детьми младшего школьного возраста. С их помощью осуществляется связь обучения и воспитания.
  2. Наглядные средства обучения способны обеспечить мотивационно-побудительный уровень общения. Для того чтобы достичь эффективности применения наглядности как средства развития речи, педагогу необходимо создать обстановку, приближенную к реальным условиям, в которых обычно возникает потребность в общении людей друг с другом.
  3. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают разностороннее полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний из жизни. Кроме того, наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.

Роль наглядности в обучении детей младшего школьного возраста определяется тем, что она служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний; является критерием достоверности приобретаемых знаний; оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные органы ощущений и впечатлительность; соответствует склонности учеников мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Наглядные средства имеют в обучении не только материальное, но и формальное значение; обеспечивают обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения. Мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.

Наглядность как средство развития речи.

Итак, можно заключить, что наглядности как средству развития речи детей присущи следующие характеристики:

  1. она является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти;
  2. служит средством развития языковой наблюдательности у учеников и увеличения объема их знаний;
  3. содержит подсказки для раскрытия законов родного языка при его чувственно-наглядном восприятии;
  4. способствует научению устной и письменной речи в соответствии с моделями речевых значений;
  5. развивает образную речь, которая вызывает у младших школьников активность их творческого воображения, наглядные образы которого могут отражать законы речевой деятельности.

Важнейшим критерием при выборе и подготовке наглядного средства является учет возраста детей и уровень их речевого развития.

Отзывы

Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана, моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.

Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.

Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4. Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым буду Вас рекомендовать. Успехов Вам.

Курсовая на "5"! Спасибо огромное.
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.

Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу. оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО.




Введение
Проблема использования наглядности в процессе обучения русскому языку младших школьников, занимает видное место в исследованиях как отечественных, так и зарубежных педагогов, психологов, философов, методистов. На основе этих исследований были сделаны выводы, о максимальной степени взаимосвязи наглядности с учебным процессом-деятельностью учителя и ученика, ее принципами, методами, средствами, видами и формами.
В методике русского языка накоплен значительный опыт применения наглядных пособий. Данным вопросом занимались известные педагоги: Вахтеров В.П., Давыдов В.В., Корф Н.А., Каменский Я.А., Песталоцци И.Г., Руссо Ж.Ж.
При работе с ними обеспечивается формирование полноценных навыков выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний. Наглядные пособия способствуют организации чувственного познания ученика. Так считают Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Ушинский К.Д. Для младших школьников наглядные пособия имеют большое развивающее значение, так как способствует формированию абстракции, обобщений, операций анализа и синтеза.
Применение наглядных учебных пособии способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков.
Наглядность как один из важнейших дидактических принципов, разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе.
Наглядность предполагает создание у обучаемых наглядных представлений в виде психологического образа изучаемого объекта или действия с целью формирования у них знаний, умений и навыков.
Вопрос о том, что же такое наглядность, каковы основные направления её использования в процессе обучения остается один из актуальных на сегодняшний день.
Данное исследование посвящено изучению проблемы использования наглядности на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования: изучить теорию использования наглядности на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку младших школьников.
Предмет исследования: процесс использования наглядности на уроках русского языка в начальной школе.
Исходя из цели, мы определили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы использования наглядности в психолого-педагогической и лингвистической теории;
2. Изучить виды и формы наглядности;
3. Рассмотреть разновидности наглядного материала на уроках русского языка;
4. Определить роль наглядного материала в обучении младших школьников.
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

Введение . Глава 1. Теоретические аспекты использования наглядности на уроках русского языка . 1.1 Ретроспективный анализ проблемы . 1.2 Различные подходы к определению наглядности в педагогике. 1.3 Виды и формы наглядности . Выводы по 1 главе . Глава 2. Основные направления использования наглядности в процессе обучения русскому языку в начальных классах . 2.1 Сущность и разновидности наглядного материала . 2.2 Роль наглядного материала в обучении русскому языку младших школьников . Выводы по 2 главе . Заключение . Литература .

Заключение
Обобщив выше изложенное необходимо отметить, что в первобытном обществе человечество постепенно накапливало практические знания по обучению подрастающих поколений. Использование наглядности в обучении с давних времен волновал педагогов и дидактов, ученые приходили к единому мнению применение наглядного материала улучшает процесс обучения учащихся, обогащает детей яркими образами, способствует активизации познавательной деятельности школьников.
На основе анализа трудов педагогов-мыслителей 19-20 веков можно сделать вывод, что вопросом использования наглядности на уроках русского языка в начальной школе внимание уделялось всегда.
Принципы обучения возникли на этапе педагогической науки, когда она стала заниматься систематизированием огромного опыта педагогической практики обобщением эмпирических фактов успешного обучения.
Принцип наглядного обучения один из самых известных и понятных принципов обучения. Принцип наглядности не просто утверждает чувственную основу понятий, а сводит их по существу к эмпирическим понятиям, констатирующим эмпирико-классифицирующее мышление, в основе которого лежит лишь отражение внешних, чувственно данных свойств объекта.
Под методом обучения понимают способ построения и образования системы философского знания; совокупность приемов и операций практического или теоретического основания действительности, организованной определенным образом. Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности - в этом заключается его побуждающая функция.
Современные программы по русскому языку и чтению ставят перед собой и реализуют следующие задачи: подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова. В целях активизации познавательной деятельности детей, привлекают дидактические игры, упражнения и игры занимательного характера, использовать разнообразные наглядные и технические средства обучения.
Средства наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психологической активности учащихся; введение новизны, в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация.
Наглядность используется не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуации. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся.
Педагоги и дидакты по-разному классифицируют виды наглядного материала, но они едины в том, что использование его в процессе обучения способствует более эффективной организации работы учащихся; с помощью наглядного материала идет лучше усвоение знаний младших школьников.
Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы, возбуждать познавательную активность и самостоятельность детей на уроках русского языка, подготовить их к активному восприятию, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочетами.
Таким образом, наглядность играет особую роль в обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Наглядные пособия имеют большое развивающее значение, способствуют выработке у детей умений и навыков.
Целью нашего исследования было изучить теорию использования наглядности на уроках русского языка в начальной школе. Считаем что цель достигнута в ходе написания выпускной квалификационной работы.

Литература
1. Баранов С.П. Педагогика: Учебное пособие для пед. учащихся по спец. № 2001 "Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы" / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин - 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1987.
2. Болдырев Н.И. методика воспитательной работы в школе - М.: Просвещение, 1981.
3. Власенков А.И. Наглядность и технические средства. В кн.: Общие вопросы методики русского языка в средней школе - М.: Просвещение, 1973.
4. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Бабанского М.: Просвещение, 1981.
5. Герон Е. Психология - М.: София, 1965.
6. Галант Е.Я. Методы обучения в советской школе - Л.: Дрофа, 1955.
7. Голуб Б.А. Основы общей дидактики - М.: Владос, 1999.
8. Давыдов В.В. Виды обобщения и обучения - М.: Просвещение, 1972.
9. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе - М.: Просвещение, 1960.
10. Дашко Л.И. Наглядность при изучении русского языка в 5-8 классах. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1965.
11. Джиджева В. Использование принципа наглядности в процессе обучения
// Вопросы психологии - 1983. - № 6.
12. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе - С-П.: Дрофа, 1982.
13. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи - М., 1966.
14. Ильина Т.А. Педагогика - М.: Просвещение, 1969.
15. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении - М.: Просвещение, 1960.
16. Зартинова Л. Наглядность в обучении
// Начальная школа. Приложение к газ. "Первое сентября" - 2001. - № 9.
17. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. Пособие для учителей - М.: Просвещение, 1984.
18. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь - М.: Academa, 2000.
19. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения - М.: София, 1955.
20. Константинов Н.А. История педагогики: Учебник для студентов пед. институтов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1982.
21. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки - М.: София, 1974.
22. Кураколова Н.М. Опорные схемы на уроке русского языка
// Начальная школа - 1995. - № 2.
23. Кустарева В.А. Активизация учебной работы по русскому языку - М.: Просвещение, 1963.
24. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие - М.: Гардаруки, 2002.
25. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения - М.: Просвещение, 1981.
26. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. Т 1 - М.: Просвещение, 1983.
27. Линева Р.М. Некоторые приемы, помогают сознательно усваивать материал
// Начальная школа - 1995. - № 5.
28. Луначерский А.В. О воспитании и образовании - М.: Знания, 1976.
29. Львов М.Р. Методика обучения русского языка в начальных классах. Педагогика и методика начального образования - М.: Знания, 1987.
30. Львов М.Р. Методика обучения русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов - М.: Academia, 2000.
31. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2001 - М.: Просвещение, 1988.
32. Межпредметные связи в преподавании русского языка. Сборник статей из опыта работы. Пособие для учителей. Сост. Ушаков Н.Н. - М.: Просвещение, 1977.
33. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Рождественского Н.С. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979.
34. Методика преподования русского языка в школе: Учебник для студентов. Баранов, Ипполитова. / Под ред. Баранова - М.: Академия, 2001.
35. Методика русского языка / Под ред. В.А. Кустарева - М.: Просвещение, 1968.
36. Мингазов Э.Г. Гносеалогические основы принципа наглядности обучения - С-П.: Дрофа, 1975.
37. Мингазов Э.Г. О двух формах наглядности // Новые исследования в педагогических науках № 1 - М.: Знание, 1986.
38. Моисеев А.И. К вопросу о наглядности преподавания. Русский язык в школе № 5 - М.: Просвещение, 1971.
39. Молочков В.П. Наглядность как принцип обучения
// Информатика и образование - 2004. - № 3.
40. Окунь В. Введение в общую дидактику: Пер с польского - М.: Знание, 1990.
41. Орлов В.И. Процесс обучения: средства и методы - М.: Просвещение, 1996.
42. Педагогика. Учебное пособие для институтов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого - М.: Педагогическое общество России, 2000.
43. Педагогический словарь. Т 1 - М.: Академия пед. наук, 1960.
44. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2121. "Педагогика и методика начального обучения" / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластёнин: под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986.
45. Педагогика: Учеб. для техн. физической культуры / Под ред. В.В. Белорусовой - М.: Физкультура и спорт, 1983.
46. Педагогическая энциклопедия. Т 3 - М.: Слов. энциклопедия, 1966.
47. Педагогическая энциклопедия "Советская энциклопедия". Т 3 - М.: Просвещение, 1965.
48. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов. В 2 кн. - М.: Гуманитарный Издательский Центр. ВЛАДОС, 1999.
49. Пресман Л.П. Технические средства на уроках русского языка - М.: Просвещение, 1976.
50. Программа восьмелетней и средней школы. Русский язык - М.: Просвещение, 1976.
51. Программа общеобразовательных учереждений. Начальные классы (1-4). Часть 1. / Сост. Т.В. Ингнатьева, Л.А. Вахмятина - М.: Просвещение, 2002.
52. Программа средней общеобразовательной школы. Начальные классы (1-4 классы одиннадцатилетней школы) - М.: Просвещение, 1988.
53. Программа средней общеобразовательной школы. Начальные классы - М.: Просвещение, 2001.
54. Российская педагогическая энциклопедия - М.: Большая Российская энциклопедия. Т 2, 1999.
55. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т 1 - М.: АН СССР, 1962.
56. Симакова Ю.И. Гуманистические идеи в педагогике В.П. Вахтерова
// Начальная школа - 2002. - № 9.
57. Ситоров В.А. Дидактика / Под ред. Сластенина В.А. - М.: Академия, 2002.
58. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения - М.: Просвещение, 1971.
59. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика - М.: Академия, 2004.
60. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания - М.: Знание, 1971.
61. Смолеусова Т.В. Наглядные пособия на уроках математики
// Начальная школа - 2001. - № 4.
62. Совершенствование методов обучения русскому языку. Сборник статей. Пособие для учителей / Сост. А.Ю. Купалова - М.: Просвещение, 1981.
63. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям - Киев: Рязанская школа, 1974.
64. Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ - М.: Просвещение, 1982.
65. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т 6 - М.: Л., 1949.
66. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т 8 - М.: Л., 1950.
67. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. Пособие для студентов педагогических институтов - М.: Просвещение, 1973.
68. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении - М.: Знание, 1984.
69. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка - М.: Просвещение, 1983.


ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВАРНЫХ СЛОВ

1 Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке.

Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость.

Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.

Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в современной школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.

Таким образом, ИКТ существенно помогают педагогу в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.

Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Применяя ИКТ в педагогической практике, следует отметить, что управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения пройденного материала и активизации мыслительной деятельности учащихся только в случае соблюдения СанПиН, использования ИКТ на разных этапах урока и в сочетании с другими формами обучения.

Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности; усилить мотивацию учения;сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; качественно изменить контроль над деятельностью учащихся.Для усвоения правописания слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами необходимо проводить планомерную словарно - орфографическую работу. Изучение словарных слов ведётся по тематике. Словарные слова делятся на группы, объединённые одной темой. Каждая группа слов изучается в течение недели. Существует комплект программных продуктов для обучающихся 1-4 классов, который в себя включает:

- Презентации к каждой теме словарных слов.

Презентация темы построена следующим образом:

ребята отгадывают слово с помощью ребуса или загадки;

проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции;

появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в словарик, выделяют орфограмму;

знакомятся с лексическим значением слова;

этимологический анализ слова (позволяет увидеть основу слова, в этом случае к моторной и зрительной памяти подключается ассоциативное мышление, что делает запоминание более осмысленным);

делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись слова;

подбирают к слову однокоренные слова;

подбирают синонимы, антонимы;

следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом – фонетические ассоциации;

выделение слова во фразеологизмах, пословицах, поговорках;

составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.

Тренажёры включают в себя:

подбор родственных слов;

составление цепочки слов;

подбор синонимов и антонимов;

работа с электронным словарём;

загадки, кроссворды, ребусы;

составление текста по опорным словам;

работа с фразеологизмами;

Тестирование включает в себя:

допиши предложения словарными словами;

Учащимся предлагается также дополнительная информация, отсутствующая в школьном учебнике, например, фрагменты из научно-популярных книг о языке, для того, чтобы вызвать интерес к предмету и полнее реализовать возможности компьютера. При этом необходимо заранее отобрать занимательные, яркие, конкретные факты, развивающие языковую догадку и чутье. Кроме того, такой материал сопровождается наглядным раскрытием языковых явлений: рисунками, мультипликацией.

Перечисленные виды работ над словами с непроверяемыми написаниями позволяют заинтересовать детей значением изученных слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

По моему мнению, только при правильной организации словарной работы с использованием ИКТ, во взаимосвязи орфографических, грамматических и лексических целей, работа становится содержательной, интересной и более эффективной для обучающихся. Всестороннее изучение слова не только наилучшим образом закрепляет его правописание, но и способствует прочному усвоению слова, как лексической единицы, закреплению его в активном словаре школьника.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вахнина, Т.П. Современный русский язык [Текст]: учеб. пособие для вузов. / Т.П. Вахнина, О.В. Иванова, Е.Ю. Кузнецова – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. - 155 с.

2. Львов, М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. [Текст]: учеб. пособие для вузов / М.Р. Львов - М., 1999

8. Евдокимов, В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе [Текст]: методическое пособие / В.И. Евдокимов. – СПб.: Питер 2002. – 212 с.

9. Славин, А.В. Наглядный образ в структуре познания [Текст]: методическое пособие для учителей / А.В. Славин. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –245 с.

Читайте также: