Этюды для театрального кружка в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Тема занятия: Этюдная деятельность. Этюды на импровизацию.
Цель:
Обучающая: научить обучающихся выполнять образные упражнения, используя различные средства общения ( жесты, мимику, речь).
Развивающая: развитие умения согласовывать свои движения с движениями партнеров по спектаклю, умение слушать партнера и не мешать ему.
Воспитательная: воспитывать эстетические чувства – творческое восприятие природы, жизни, искусства.

Методы:
• Словесные (объяснение, инструктаж)
• Практические (практическая работа учебных упражнений, игровых упражнений)

Тип занятия: применение практических умений и навыков
Форма занятия: групповая
Вид занятия: взаимообучение, закрепление изученного материала.
Оборудование:
• реквизиты (стулья, перья, бисер, лоскутки ткани),
• наглядный материал для импровизации.
Межпредметные связи: музыка, мировая художественная культура.
Ожидаемый результат:
Обучающихся должны научиться основам построения этюда, как основной составляющей актерского мастерства.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Открытое занятие театрального кружка .docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №3 имени Петра Аркадьевича Столыпина

Внеурочная деятельность

Тема: театральный этюд.

hello_html_m7d43abea.jpg

Подготовила: Строкова Р. С.

учитель начальных классов

1.Освоение умений и навыков актерского мастерства через театральные этюды.

2. Создать условия для формирования личностных УУД.

-развитие творческого потенциала каждого участника кружка;

-формирование коммуникативных компетенций личности, умения взаимодействовать с партнёром, с группой через групповые формы работы;

Оборудование: ПК (презентация), реквизит для этюдов

Ход занятия.

1.Организационно-мотивационный момент. (5 мин)

а) Артистическая разминка.

- Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Какими бы словами вы их поприветствовали? ( Здравствуйте, добрый день, мы рады видеть вас )

- произнесите это с удивлением;

- как маленький ребенок;

- как президент страны.

- как дама на балу, как индеец

- с радостью (все)

б) Мотивация.

- - Для начала я хочу посмотреть ваше настроение, с каким вы пришли на занятие. У кого хорошее настроение - похлопайте в ладоши, у кого грустное - потопайте ногами.

Я надеюсь, к концу занятия ваше настроение только улучшиться, мы с вами научимся чему-то новому и с пользой проведем время.

- Какое у нас сейчас занятие? ( занятие театрального кружка )

Театры разные бывают

И чего в них только нет.

Здесь спектакли всем сыграют,

Драму, оперу, балет.

Здесь на сцене можно встретить

Разных кукол и зверей.

Театр очень любят дети

Так пойдем туда скорей!

- Что мы делаем на этих занятиях? ( учимся правильно говорить, выражать эмоции, изображать разных животных, предметы, разыгрываем сценки )

- Как вы думаете, для чего это надо уметь делать? В жизни нам это пригодится? Где?

( речь должна быть правильной, понятной для всех, красивой)

II. Актуализация знаний о театральной деятельности.

- От какого слова образовано название нашей студии? ( От слова – театр )

- Что такое театр? ( Это изображение на сцене какого-либо произведения )

- В какой стране зародился театр? ( В Древней Греции)

- Какие бывают театры? ( драматические, музыкальные, кукольные, пантомимы )

-Внимание на экран! Отгадайте, Люди каких профессий работают в театре

( Режиссёр, актеры, костюмеры, гримеры, декораторы, осветители, звукооператоры )

- Как вы считаете, без кого из этих профессий театра не может быть? ( без актера )

- Что должен уметь делать актер?

( уметь выражать эмоции, правильно и выразительно говорить, импровизировать )

- Легко ли стать талантливым артистом?

- Что для этого делает актёр? (играет множество этюдов)

-Актёр-артист – слова синонимы

III. Теоретическая часть. Объявление темы занятия – 5 минут

- Что вы уже знаете о театральных этюдах?
- Правильно, этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально. Важнее, есть ли в нем жизненное содержание.
- Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела.
Театральные этюды имеют свои правила и композицию.
Этюд состоит из:
1. Завязки (знакомство с персонажем, местом и условиями);
2. События;
3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
4. Развязки (исход, разрешение ситуации).

IV. Часть практическая - 15 минут

- Ребята, скажите, что нужно, для того чтобы хорошо сыграть свою роль? (хорошо двигаться, говорить, думать, как герой, знать текст и т.д.)

Т.е. хорошо владеть мимикой, жестами, голосом. Проведём ряд тренингов и разыграем этюды.

а)Работа над речью.

- Что помогает делать речь правильной? ( скороговорки )

- Предложите свою скороговорку. ( Например: из-под топота копыт, пыль по полю летит )

- Проговорите ее медленно;

- Проговорите с ускорением темпа;

- Проговорите с замедлением темпа;

- Проговорите в быстром темпе;

.б)_ Ребята завтра пойдут в школу.

Ребята завтра пойдут в школу.

Ребята завтра пойдут в школу.

Ребята завтра пойдут в школу .

В) Скоро наступит жаркое лето.

б) Этюды над выражением эмоций.

- Ребята, какое сейчас время года? ( весна )

-Сколько всего времен года ? ( четыре ),

-Перечислите их . ( осень, зима, весна, лето ).

в) Работа над развитием фантазии.

-Исходное положение: свободная стойка, руки опущены. Вообразите себя каким-то деревом: дубом, ивой, березой и др.

- Задание: представьте, что ваше тело – это окаменевший, замерзший ствол дерева. Весна… Согрелась почва. Дерево начинает оживать. Вот согрелись корни (ноги), теплый сок пошел по стволу вверх, оживляя ветки. Руки поднимаются, словно распускаются листья и дерево расцветает. ( Дети показывают действия )

г) Сейчас мы с вами разыграем парные этюды на заданное событие.

Ведущая:
Дедка репку посадил.
Дедка репке говорил:

Дед:
Ты расти, расти большая.
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться.
Принесу тебе водицы,
Удобрений ведер пять…
Ох, устал, пора поспать.
(Ложится недалеко от репки и засыпает.)

Ведущая:
Спит дедулька без забот.
Репка между тем растет,
Да воюет с сорняками:
Их ногами, и руками…
Вот уж осень на дворе.
Зябким утром в сентябре
Дед проснулся, испугался.

(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)
Дед:
Ах, я старый разоспался,
Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть.
Ай, да репка уродилась!
Мне такая и не снилась.
(Хватает репку и тянет.)

Ведущая:
Хвать, но репка возмутилась.

Морковка:
Экий дедка ты неловкий!
Я - не репка, я - морковка.
Не умыл ты видно глаз.
Репки я стройней в сто раз.
И оранжевей к тому же.
Коль салат корейский нужен,
Без меня ты пропадешь…
Сок морковный не попьешь,
В супе мне замены нет…
И еще один секрет.
Я богата витамином
Всем полезным каротином.
Я - отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Что такое, что за чудо,
Может, выспался я худо?
Репку сеял я весной.
Ладно, батенька, постой,
Репку вытяну другую.

Картошка:
Ой, ой, ой,
Я протестую!
Я - не репка. Я - Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
Я для чипсов слышишь, дед,
Самый главный компонент.
В жарком масле, вот смотри
Стать могу картошкой фри,
Я - твой главный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Я ж опять пойду по репку.
Как сидит в землице крепко!
Ай да репка, вот те на!
Капуста:
Право, я возмущена!
Дед, ты сникерсов объелся,
Сериалов насмотрелся,
Может с печки ты упал?
Раз капусту не узнал.
Я на репку непохожа
У нее одна одежа,
У меня ж их целых сто!
Все без пуговок…
А то…
Я - хрустящая капуста!
Без меня в салате пусто,
А со мной любой обед
Голубец иль винегрет…
Станет в 10 раз полезней!
И потом меня, любезный,
Можно квасить и солить…
И до лета аж хранить.
Можно есть меня всю зиму!

Дед:
Милости прошу… в корзину.
Это что за чудеса?
Вот уж битых два часа
Я провел на огороде.
Где же репка! Эта вроде…

Свекла:
Снова дед не угадал.
Знать очки ты потерял,
Или бес тебя попутал?
Свеклу с репой перепутал.
Я в сто раз ее красней,
И полезней и вкусней!
Свеклы нет, и нет борща,
В винегрете и во щах…
Я одна - источник цвета!
А свекольная котлета -
Это просто объеденье!
Сто процентов - похуденье.
Я - отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
И тебе найдется место.
Только все же интересно
Где же репка? Может эта?

Лук:
Я почти того же цвета,
Но не репка, старичок,
Я - твой репчатый лучок!
Пусть немного и коварен,
Но в народе популярен.
Самый вкусный шашлычок
Тот, в котором есть лучок.
Все меня хозяйки знают
В суп и в кашу добавляют,
В пирожки, в грибы, в отвар…
Я для вирусов - кошмар!
Даже грипп меня боится…
Хоть сейчас готов сразиться.
Я - отличный урожай!

Дед: (Слайд 25)
Что ж, в корзинку полезай.
Вечер уж к концу подходит.
Месяц на небо выходит.
Да и мне домой пора.
Завтра с самого утра
Стану репку вновь искать,
А теперь охота спать.
Ух, тяжелая корзина,
Пригодилась бы машина…
Знатный вырос урожай!
Бабка, занавес давай!

Ведущая:
Сказочке пришел конец.
Тот, кто слушал, молодец.
Ждем от Вас аплодисментов,
Ну и прочих комплиментов…
Ведь артисты-то старались,
Пусть слегка и растерялись.

(Слайд 26)
Ведущая: Спасибо тебе Осень за сказку.

V. Часть. Подведение итогов - 5 минут
1)Итак, мы познакомились на занятии с двумя новыми видами театральных этюдов. Какими? (на заданное событие и на эмоции).

-Вам понравилось разыгрывать этюды?

-Что оказалось самым трудным?

- Что не вызвало трудности?

-О каких моментах нашего занятия вы расскажите дома?

-Попробуете ли разыграть дома понравившийся этюд и какой?
2)Совсем скоро мы с вами вновь вернемся к этюдам, на последующих занятиях во время подготовки Новогодних спектаклей, а сейчас я вас попрошу отметить своё настроение как вы это сделали в начале нашего занятия. У кого хорошее настроение – похлопайте, у кого плохое - потопайте.


Занятия можно выстроить в той последовательности, которая будет для вас наиболее приемлемой: последовательно, выборочно или фрагментарно; чередуя блоки или же останавливаясь на одном из тех, который в данный период времени является значимым.

Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, пуки свободно опущены вдоль корпуса. На выдохе ладони сложить домиком на уровне груди. Далее:
вдох – руки и голову поднять вверх;
выдох – наклон, руки ладонями упираются в пол;
вдох – левую ногу отставить назад, голову поднять вверх;
выдох – нога возвращается на исходную позицию, голова опущена вниз;
вдох – выдох – повторить то же самое с правой ноги;
вдох – выпрямить позвоночник, голову держать прямо;
выдох – ладони сложить домиком на уровне груди.

Упражнение выполняется одновременно всеми сначала в очень медленном темпе. Постепенно темп ускоряется до максимально быстрого, затем следует успокоить дыхание. Для этого выполняется специальное упражнение.

Необходимое условие - запомнить как можно больше фактов культуры речи.

Ученики разбиваются на команды, каждая из которых выбирает определенные правила культуры речи, наиболее насыщенные фактами для запоминания. Составив список слов или словосочетаний, необходимость запоминания которых очевидна, участники игры в группах сочиняют стихи, где рифма и ритм являются мнемоническим средством. Например, для запоминания наиболее трудных форм – родительного падежа, а о множественном числе – были сочинены следующие стихи с утрированием некоторых слов, где часто делаются ошибки:
1.
В детской сказке Колобок
по траве катиться мог
без ботинок, без сапог,
без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов,
баклажанов – грядок пять,
помидоров не собрать.

2.
Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белоусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин.

Меняя предлагаемые обстоятельства, мы меняем логику поведения будущих артистов. Их основная задача – поверить и подлинно действовать в вымысле. С помощью этого упражнения достигается мышечная свобода. Важно начинать именно с ног, потому что они наименее выразительны у современного человека. Атрофированы как инструмент творчества. Упражнение выполняется в сфере воображения, как и все остальные.

Ребенку предлагается соединить в связный рассказ два предложения:

Совершенно не связанные между собой фразы, которые затем удается объединить очень естественно и красиво, можно брать из книг, открывая их на случайных страницах.

Участники группы сидят по кругу. У педагога в руках мяч.

Упражнение направлено на развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.

Участники группы сидят по кругу. Педагог стоит в центре.

В ходе упражнения педагог побуждает участников называть разнообразные умения, отмечая особенно оригинальные и интересные.

Через 5 минут педагог предлагает каждому прочитать получившийся у него рассказ. При этом педагог проявляет активность и при каждой подходящей ситуации дает участникам группы позитивную обратную связь.

Всех следует разделить на пары. Каждая пара наугад вытягивает записку с заданием, но держит пока его в секрете. Пусть для всех остальных это будет сюрпризом. Итак, задание получено. На придумывание номеров 3–5 минут.

Можно использовать любой реквизит, любые подручные средства, но в основном, желательно – фантазию и чувство юмора. Все одновременно являются и зрителями концерта, и его участниками. Ведущий или кто-нибудь из играющих становиться конферансье и объявляет номера концерта.

Эти микротренировачные диалоги ведущий может импровизировать в течение всего тренинга, вставляя в любое упражнение или в паузу между заданиями.

Представленные выше упражнения можно выстроить в той последовательности, которая будет для вас наиболее приемлемой: последовательно, выборочно или фрагментарно; чередуя их или же останавливаясь на одном из тех, который в данный период времени является значимым.
При условии систематического выполнения упражнений результат будет заметен уже в ближайшее предполагаемое время - в течение первого месяца занятий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Основная часть (26 мин):
- практическая работа – упражнения-тренинги (19 мин.);
- закрепление материала - импровизация детей (7 мин.).
3. Заключительная часть (2 мин.):
- подведение итогов занятия
4. Рефлексия

Ход занятия:
I. Вводная, организационная часть. (2 мин.) -- Добрый день, ребята!

1. гнусавый ( зажимаем нос);
2. резкий;
3. скрипучий;
4. дрожащий;
5.писклявый;
6. плаксивый;
7. с одышкой;
8. робкий;
9. устрашающий ;
10. шёпотом;
11. саркастический;
12. ябеда;
13. мелодичный;
14. уверенный;
15.властный;
-Молодцы!

2) Для начала я хочу посмотреть ваше настроение, с каким вы пришли на занятие. У кого хорошее настроение - похлопайте в ладоши, у кого грустное - потопайте ногами. Я надеюсь, к концу занятия ваше настроение только улучшиться, мы с вами научимся чему-то новому и с пользой проведем время.

II. Часть. Разминка - 5 минут

Перед тем, как начать игру на сцене, актёру нужно подготовить своё тело, разогреть все мышцы, чтобы оно стало более пластичным. Каждое своё занятие мы начинаем с разминки)

Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ!

Встаньте прямо, поднимите руки вверх, поднимите голову, посмотрите на свои руки. Теперь поднимитесь на носочки. Сильно потянитесь, как будто вы хотите сорвать самое вкусное яблоко, но оно очень высоко и нужно до него дотянуться. Напрягите все тело. Сильно-сильно! Продержитесь в таком положении секунд 7-10, а затем расслабьтесь. Не так-то просто сразу расслабить тело, а вот после сильного напряжения это сделать легко. И ещё 3 раз.

Встаньте прямо, поднимите руки вверх, поднимите голову, посмотрите на свои руки. Теперь поднимитесь на носочки. Сильно потянитесь, как будто вы хотите сорвать самое вкусное яблоко, но оно очень высоко и нужно до него дотянуться. Напрягите все тело. Сильно-сильно! Продержитесь в таком положении секунд 7-10, а затем расслабьтесь. Не так-то просто сразу расслабить тело, а вот после сильного напряжения это сделать легко. И ещё 3 раз.

4)Упражнение «Насос и надувная игрушка

III. Теоретическая часть. Объявление темы занятия – 5 минут

- Что вы уже знаете о театральных этюдах?
Этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание. (ученик)
- Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как мы поднимаем упавший карандаш или кладём на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела.
Театральные этюды имеют свои правила и композицию.
Этюд состоит из:
1. Завязки (знакомство с персонажем, местом и условиями);
2. События;
3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
4. Развязки (исход, разрешение ситуации).
Сегодня мы познакомимся с новым видом этюдов:
• этюды на определенное заданное событие;

- Ребята, скажите, что нужно, для того чтобы хорошо сыграть свою роль? (хорошо двигаться, говорить, думать, как герой, знать текст и т.д.) Т.е. хорошо владеть мимикой, жестами, голосом.

IV. Часть практическая - 15 минут

- Сейчас мы с вами разыграем парные этюды на заданное событие.

- Ребята, скажите, что нужно, для того чтобы хорошо сыграть свою роль? (хорошо двигаться, говорить, думать, как герой, знать текст и т.д.) Т.е. хорошо владеть мимикой, жестами, голосом

.Дети делятся на пары, каждая получает определенные ситуации, которые они должны показать с помощью мимики и жестов без слов. Остальные должны угадать, что они делают. Во время подготовки звучит лёгкая музыка.

1. Первоклассники идут в школу

2. Туристы идут в поход с тяжёлыми рюкзаками

I пара «Ученика, который не сделал домашнюю работу, учитель вызвал к доске. Учитель спрашивает, а ученик не знает. Учитель ругает, требует дневник, ставит двойку. Ученик идёт на место, голову повесив.

II пара «Ребенок играл в мяч и случайно разбил окно директора. Директор выбежал и начал ругаться. Ребёнок сильно переживает, плачет на взрыт..

Болит сильно зуб, но сильно боится доктора. Доктор пытается открыть ему рот и вылечить зуб, больной сопротивляется, не даётся.

- Вам кроссовки натёрли ноги

5 человек, которые будут изображать роли:

Луна, Собака, Конь, Иван, Марья.(атрибуты)

Массовка изображает: дуновение ветра, качание деревьев, ливень.

Взошла луна (ученик становится на стул)

Где-то залаяла собака (ученик, изобр. собаку, лает)

Подул сильный ветер (массовка дует)

Закачались деревья (массовка машет руками из стороны в сторону)

Полил сильный дождь (массовка стучит по коленям)

В глухом лесу заблудилась Марья. (ходит между массовкой) Она громко плачет. Услышав её рыдания, на лихом коне прискакал Иван. Он слез с коня, обнял Марью, посадил её на коня и увёз в своё

Все молодцы, всем спасибо!

V. Рефлексия. 3 минуты

1)Мы познакомились на занятии с новым видом театральных этюдов. Каким? (на заданное событие). Вам понравилось разыгрывать этюды? И самый главный вопрос, хотели бы вы стать актёром?
Как в театре зритель благодарит артистов за выступление? (аплодисментами)
- Предлагаю вам самим оценить свою работу: если вы считаете, что справились со всеми упражнениями – похлопайте себе, если нет – потопайте.
- Теперь предлагаю оценить работу наших гостей.

Дорогие педагоги у нас для вас есть сюрприз.

Выступление детей (5 минут)

Спасибо вам за творческое общение! Занятие окончено.


Планируемые результаты занятия
Личностные
Формирование потребности сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к их мнению
Метапредметные
• Развитие творческой активности
• Умение понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий
Предметные
• Умение управлять своим телом;
• Развитие пластичности, артикуляционного аппарата, внимания.

Способы определения результативности занятия
- наблюдение за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- постановка этюда
Методы обучения
• словесные, наглядные, практические методы обучения

Образовательные технологии.


Материально-техническое оснащение занятия:
• аудитория – актовый зал
• учебное оборудование – небольшой столик для этюда
• технические средства обучения – мультимедийный проектор, экран, ноутбук
• наглядный и раздаточный материал – презентация на экране с заданиями.
• канцелярские принадлежности – бейдж с именем ребёнка.
Материально-техническое оснащение занятия:
ноутбук, видеозапись, мультимедийный проектор и экран, небольшой стол карточки с заданием.

Читайте также: