Это книжечка моя про моря и про маяк маяковский краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Разрезая носом воды,
ходят в море пароходы.
Дуют ветры яростные,
гонят лодки парусные,
Вечером,
а также к ночи,
плавать в море трудно очень
Все покрыто скалами,
скалами немалыми.
Ближе к суше
еле-еле
даже
днем обходят мели.
Капитан берет бинокль,
но бинокль помочь не мог.
Капитану так обидно —
даже берега не видно.
Закружит волна кружение,
вот
и кораблекрушение.
Вдруг —
обрадован моряк:
загорается маяк.
В самой темени как раз
показался красный глаз.
Поморгал —
и снова нет,
и опять зажегся свет.
Здесь, мол, тихо —
все суда
заплывайте вот сюда.
Бьется в стены шторм и вой.
Лестницею винтовой
каждый вечер,
ближе к ночи,
на маяк идет рабочий.
Наверху фонарище —
яркий,
как пожарище.
Виден он
во все моря,
нету ярче фонаря.
Чтобы всем заметаться,
он еще и вертится.
Труд большой рабочему —
простоять всю ночь ему.
Чтобы пламя не погасло,
подливает в лампу масло.
И чистит
исключительное
стекло увеличительное.
Всем показывает свет —
здесь опасно или нет.
Пароходы,
корабли —
запыхтели,
загребли.
Волны,
как теперь ни ухайте, —
все, кто плавал, —
в тихой бухте.
Нет ни волн,
ни вод,
ни грома,
детям сухо,
дети дома.
Кличет книжечка моя:
— Дети,
будьте как маяк!
Всем,
кто ночью плыть не могут,
освещай огнем дорогу.
Чтоб сказать про это вам,
этой книжечки слова
и рисуночков наброски
сделал
дядя
Маяковский.

Поэт напоминает, что интересна и увлекательна не только профессия моряка (о ней чаще всего мечтают дети), но и скромная профессия смотрителя маяка, без которого плохо бы пришлось кораблям в море, когда в море “шторм и вой”.

В стихотворении нет ярких событий, “видимого” движения в развитии сюжета, тем не менее при чтении его слушателя не покидает ощущение драматизма, напряженности. Это достигается прежде всего построением стихотворения. Маяковский, используя двустишие, придает стихам особый драматизм, рисует постепенное нарастание

трудностей, с которыми можно столкнуться в море: здесь и “ветры яростные”, и “все покрыто скалами, скалами немалыми”, корабли “еле-еле даже днем обходят мели”. Опасность так велика, что, если “закружит волна кружение, вот и кораблекрушение”.

Внутренняя напряженность стиха несколько спадает, когда поэт говорит о маяке, о его назначении. Наконец, в конце второй части этот драматизм уступает место спокойной уверенности в том, что кораблям не страшно в бухте, путь к которой указал им маяк:

Волны, как теперь ни ухайте,- все, кто плавал,- в тихой бухте. Нет ни волн, ни вод, ни грома, детям

сухо, дети дома. Стихотворение заканчивается взволнованным обращением Маяковского к детям: Дети, будьте как маяк!

Всем, кто ночью плыть не могут, освещай огнем дорогу.

Таким образом, тема маяка вырастает в разговор о смысле жизни человека, о необходимости своим трудом служить людям.

Владимир Маяковский: Эта книжечка моя про моря и про маяк

Разрезая носом воды,
ходят в море пароходы.
Дуют ветры яростные,
гонят лодки парусные,
Вечером,
а также к ночи,
плавать в море трудно очень
Все покрыто скалами,
скалами немалыми.
Ближе к суше
еле-еле
даже
днем обходят мели.
Капитан берет бинокль,
но бинокль помочь не мог.
Капитану так обидно —
даже берега не видно.
Закружит волна кружение,
вот
и кораблекрушение.
Вдруг —
обрадован моряк:
загорается маяк.
В самой темени как раз
показался красный глаз.
Поморгал —
и снова нет,
и опять зажегся свет.
Здесь, мол, тихо —
все суда
заплывайте вот сюда.
Бьется в стены шторм и вой.
Лестницею винтовой
каждый вечер,
ближе к ночи,
на маяк идет рабочий.
Наверху фонарище —
яркий,
как пожарище.
Виден он
во все моря,
нету ярче фонаря.
Чтобы всем заметаться,
он еще и вертится.
Труд большой рабочему —
простоять всю ночь ему.
Чтобы пламя не погасло,
подливает в лампу масло.
И чистит
исключительное
стекло увеличительное.
Всем показывает свет —
здесь опасно или нет.
Пароходы,
корабли —
запыхтели,
загребли.
Волны,
как теперь ни ухайте, —
все, кто плавал, —
в тихой бухте.
Нет ни волн,
ни вод,
ни грома,
детям сухо,
дети дома.
Кличет книжечка моя:
— Дети,
будьте как маяк!
Всем,
кто ночью плыть не могут,
освещай огнем дорогу.
Чтоб сказать про это вам,
этой книжечки слова
и рисуночков наброски
сделал
дядя
Маяковский.

Поэт напоминает, что интересна и увлекательна не только профессия моряка (о ней чаще всего мечтают дети), но и скромная профессия смотрителя маяка, без которого плохо бы пришлось кораблям в море, когда в море “шторм и вой”.

В стихотворении нет ярких событий, “видимого” движения в развитии сюжета, тем не менее при чтении его слушателя не покидает ощущение драматизма, напряженности. Это достигается прежде всего построением стихотворения.

Маяковский, используя двустишие, придает стихам особый драматизм, рисует постепенное нарастание трудностей, с которыми можно столкнуться в море: здесь и “ветры яростные”, и “все покрыто скалами, скалами немалыми”, корабли “еле-еле даже днем обходят мели”. Опасность так велика, что, если “закружит волна кружение, вот и кораблекрушение”.

Внутренняя напряженность стиха несколько спадает, когда поэт говорит о маяке, о его назначении. Наконец, в конце второй части этот драматизм уступает место спокойной уверенности в том, что кораблям не страшно в бухте, путь к которой указал им маяк:

Волны, как теперь ни ухайте,- все, кто плавал,- в тихой бухте. Нет ни волн, ни вод, ни грома, детям

сухо, дети дома. Стихотворение заканчивается взволнованным обращением Маяковского к детям: Дети, будьте как маяк!
Всем, кто ночью плыть не могут, освещай огнем дорогу.

Таким образом, тема маяка вырастает в разговор о смысле жизни человека, о необходимости своим трудом служить людям.

Разрезая носом воды,
ходят в море пароходы.
Дуют ветры яростные,
гонят лодки парусные,
Вечером,
а также к ночи,
плавать в море трудно очень
Все покрыто скалами,
скалами немалыми.
Ближе к суше
еле-еле
даже
днем обходят мели.
Капитан берет бинокль,
но бинокль помочь не мог.
Капитану так обидно —
даже берега не видно.
Закружит волна кружение,
вот
и кораблекрушение.
Вдруг —
обрадован моряк:
загорается маяк.
В самой темени как раз
показался красный глаз.
Поморгал —
и снова нет,
и опять зажегся свет.
Здесь, мол, тихо —
все суда
заплывайте вот сюда.
Бьется в стены шторм и вой.
Лестницею винтовой
каждый вечер,
ближе к ночи,
на маяк идет рабочий.
Наверху фонарище —
яркий,
как пожарище.
Виден он
во все моря,
нету ярче фонаря.
Чтобы всем заметаться,
он еще и вертится.
Труд большой рабочему —
простоять всю ночь ему.
Чтобы пламя не погасло,
подливает в лампу масло.
И чистит
исключительное
стекло увеличительное.
Всем показывает свет —
здесь опасно или нет.
Пароходы,
корабли —
запыхтели,
загребли.
Волны,
как теперь ни ухайте, —
все, кто плавал, —
в тихой бухте.
Нет ни волн,
ни вод,
ни грома,
детям сухо,
дети дома.
Кличет книжечка моя:
— Дети,
будьте как маяк!
Всем,
кто ночью плыть не могут,
освещай огнем дорогу.
Чтоб сказать про это вам,
этой книжечки слова
и рисуночков наброски
сделал
дядя
Маяковский.

Одно из самых лучших стихотворений для детей о море написал, конечно, Владимир Маяковский. Оно стоит особняком ото всех других. Кто ещё мог написать о море мотивационное произведение? Море - это чаще о приключениях и отдыхе. У Маяковского море - о труде, отваге, подвиге и чести.


Вечером,
а также к ночи
ПЛАВАТЬ В МОРЕ ТРУДНО ОЧЕНЬ.
Всё покрыто скалами,
скалами немалыми.


Капитан и рабочий маяка - главные герои стихотворения. Один должен вывести корабль мимо скал и мелей. Другой - следить за маяком. Только вместе справятся они со сложной задачей.

Труд большой рабочему -
простоять всю ночь ему.
Чтобы пламя не погасло,
подливает в лампу масло.
И чистит
исключительное
стекло увеличительное.

Завершающие строки - прекрасны. Они и поучающие и одновременно бьющие в самое сердце.

Кличет книжечка моя:
-ДЕТИ,
БУДЬТЕ КАК МАЯК!
ВСЕМ, КТО НОЧЬЮ ПЛЫТЬ НЕ МОГУТ,
ОСВЕЩАЙ ОГНЁМ ДОРОГУ.
Чтоб сказать про это вам,
этой книжечки слова
и рисуночков наброски
сделал
ДЯДЯ МАЯКОВСКИЙ.

Изначально Маяковский планировал сам проиллюстрировать свою работу. Он заключил договор с издательством "Молодая гвардия" и сдал рукопись. Были представлены Маяковским рисунки или нет — не установлено. Книжка вышла в июне 1927 г. с рисунками художника Б. Покровского. Было бы очень интересно взглянуть на рисунки Владимира Владимировича, ведь он был признанным мастером мотивационного плаката. В моей книге рисунки Надежды Богуславской. В конце стихотворения художница изображает автора - Владимира Маяковского - с пером в руке, карандашами и красками на столе. Маяковский немного улыбается, оставаясь при этом погруженным в работу - очень удачный образ. Когда мы читали с сыном эту книгу (а одно время он был большим её фанатом), я всегда обращала его внимание на личность автора. И этот рисунок очень хорошо помогал ему визуализировать мои рассказы.

О морях Маяковский знал не понаслышке. Когда для большинства советских людей зарубежные вояжи были непозволительной роскошью, Маяковский выезжал за пределы России ежегодно. Путешествовать по миру поэт любил. За жизнь Владимир Маяковский проехал 150 000 километров, 9 раз побывал за границей. Самое длинное путешествие Маяковского через Европу и Мексику в США (в России их называли тогда САСШ — Северо-Американские Соединенные Штаты) продолжалось полгода. Расстояние от Европы до Америки поэт преодолел на пароходе. На карте можно проследить его перемещения.
Много плавал он и по Черному морю.

Море часто встречается в лирике Маяковского - и в любовной, и в идеологической. Но самым любимым для меня всегда будут "Книжечка про моря и про маяк". Они зажигает искру жизни, воспитывает волю и характер, что редкость в мире детской поэзии.

Читайте также: