Эстетическое отношение к окружающему миру в доу

Обновлено: 09.07.2024

Особое внимание следует уделять интерьеру помещения , в котором находятся дети. Известно, что для развития у человека умения воспринимать и различать красивое и некрасивое чрезвычайно важное значение имеет ранний опыт. Групповые помещения, лестницы, коридоры детского учреждения должны быть оформлены красиво, со вкусом. Их могут украсить детские рисунки, поделки, репродукции картин, экспозиции произведений народного творчества, игрушки. Экспозиции следует периодически менять, обращая внимание детей на то новое и красивое, что появилось в групповом помещении. Предметом совместного наблюдения может стать только что распустившийся цветок на подоконнике или необычные цветы в вазе, засушенные листья различных деревьев (их цвет, форма) и др.

Малыши чрезвычайно чувствительны к эмоциональным проявлениям взрослого: его искреннее восхищение или удивление при встрече с прекрасным всегда находят у детей отклик. Любые попытки малыша выразить свои эстетические переживания должны находить поддержку и одобрение взрослого. Следует учитывать, что эстетические эмоции не могут возникнуть у ребенка по указанию педагога, для этого требуется особый настрой. Взрослый может лишь способствовать его возникновению. Необходимо проявлять чуткость и деликатность по отношению к чувствам малыша. Принуждение и навязывание приводят к выхолащиванию чувств и формированию у ребенка негативного отношения к художественно-эстетической деятельности.

Особое значение в эстетическом воспитании имеет знакомство детей с произведениями искусства . Чем раньше состоится встреча ребенка с миром искусства – тем лучше. При этом необходимо соблюдать меру, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его желаний, предпочтений. Если малышу не хочется слушать музыку, стихотворение (он устал, отвлекся) – не стоит настаивать, можно привлечь его внимание в другой раз или подобрать для совместного восприятия с ним другое произведение.

Для обогащения запаса детских художественных впечатлений полезно прослушивать фрагменты классических поэтических и музыкальных произведений. Малыши с удовольствием двигаются под эмоционально выразительные отрывки музыки М. Глинки, П. Чайковского, А. Вивальди, Ж. Бизе, охотно фантазируют, ассоциируя музыкальные образы со своими жизненными впечатлениями. Важно, чтобы произведения искусства были включены в контекст общения взрослого с ребенком. Выходя с малышами на прогулку, педагог может выразительно прочитать подходящее стихотворение о природе А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева; укладывая детей спать – спеть колыбельную; во время чтения рассмотреть с ребятами иллюстрации В. Васнецова, И. Билибина, Т. Мавриной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Формирование словаря

Формирование словаря Поскольку работа по обогащению и уточнению словаря дошкольников предполагает активное познание ими окружающей действительности, она входит в разные виды деятельности детей: игровую, бытовую, трудовую, учебную – и, следовательно, осуществляется и в

Формирование грамматически правильной речи

Формирование грамматически правильной речи Грамматический строй языка дети усваивают в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих людей они заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться

Формирование положительного самосознания ребенка

Формирование положительного самосознания ребенка Для гармоничного развития личности ребенка необходимо на первом году его жизни создать такие условия, чтобы он был абсолютно уверен — я умный, красивый и любимый. Для этого чаще ласкайте детей, держите их на руках,

Формирование основ речи

Формирование основ речи Самое главное правило — как можно больше говорите с малышом, пусть ему только один-два месяца. Объясняйте ему все, что происходит, рассказывайте об окружающих предметах и людях. Пусть каждое ваше действие, от кормления до умывания, сопровождается

Формирование музыкальных образов

Формирование музыкальных образов Помогайте ребенку формировать музыкальные образы животных. Например, когда малыш нажал клавишу с низким звуком, покажите ему картинку с медведем. Если услышите, что ребенок стучит по клавишам с высокими звуками, покажите изображение

Формирование желаемого поведения в классе

Формирование желаемого поведения в классе Учителю всегда приходится задумываться, как создать необходимые стимулы для учебы и нужную атмосферу в классе, способствующие хорошему поведению учеников и их желанию изу-чать учебную программу. Дети с СДВГ нуждаются в

Формирование активного иммунитета

Формирование активного иммунитета Ребенок рождается свободным от микробной флоры, но уже с первых часов его организм заселяется микроорганизмами, которые будут сопровождать его всю жизнь. Новорожденные и дети первых месяцев жизни обладают пассивным иммунитетом к

Глава 2 Формирование и нарушение привязанности

Глава 2 Формирование и нарушение привязанности Привязанность – это стремление к близости с другим человеком и к сохранению этой близости. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это –

Формирование отношения к собственной внешности, телу и здоровью

Формирование отношения к собственной внешности, телу и здоровью Каждый человек имеет тело. И соответственно, отношение к собственному телу. Мужественность и женственность традиционно символизируются и выражаются разными способами, в том числе и телесно. «Настоящим

Становление предметного отношения к миру

Становление предметного отношения к миру Прямохождение и речь резко изменяют ситуацию развития на втором году жизни ребенка. Самостоятельное перемещение в пространстве и новый характер отношений ребенка к предметному миру приводят к изменению отношений ребенка и

Стили познавательного отношения к миру (эпистемологические стили)

Стили познавательного отношения к миру (эпистемологические стили) Эпистемологические стили – это индивидуально-своеобразные формы познавательного отношения к окружающему миру и самому себе как субъекту познавательной деятельности.Дж. Росс отмечал, что у каждого

Эстетическое воспитание – формирование представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетическое отношение ко всему, что нас окружает. Воспитание эстетического отношения к окружающему миру является сложным и длительным процессом. Оно неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей.

ВложениеРазмер
estet_vospit_statya.docx 14.75 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой.

Эстетическое воспитание – формирование представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве , эстетическое отношение ко всему , что нас окружает . Воспитание эстетического отношения к окружающему миру является сложным и длительным процессом. Оно неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей.

Художественная деятельность является проявлением эстетического освоения мира. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются его представления об окружающем. Например, перед тем как нарисовать осеннее дерево, мы рассматриваем иллюстрации и проводили наблюдения, использовали ножницы, а так же лепили из пластилина. Природа является важным средством эстетического воспитания . Дети любят все прекрасное: они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ребёнок не только научится творить красоту своими руками, но и разовьёт мелкую моторику.

Для эстетического восприятия ребёнка , а также для творческого развития, использую театральные постановки. Это показы сказок, песенок, дети, находясь под впечатлением увиденного.

В раннем возрасте ребенок выделяет музыку из окружающих его шумов , улавливает звуки. Он внимательно слушает мелодию, сосредотачивается, замирает на некоторое время, прислушивается, реагирует улыбкой, некоторыми движениями. Дети постарше способны осмыслить некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения – определить характер музыки, назвать, какая мелодия веселая, спокойная или грустная.

Взрослые должны помогать малышу открывать черты прекрасного в окружающем мире , приобщать к доступным видам художественно - эстетической деятельности как в повседневном общении взрослых с детьми, так и специальных играх-занятиях, привлекать внимание ребёнка к красивым вещам, явлениям природы, произведениям искусства, включать его в процесс сопереживания по поводу воспринятого . Взрослый должен сам уметь испытывать и выражать эстетические эмоции . Откликаться на чувства ребенка.

Для обогащения запаса детских впечатлений, полезно прослушивать музыкальные произведения.

Я стараюсь формировать эстетические моменты в быту . Приучаю детей (дети младшей группы) помогать во время уборки игрушек, дети выполняют вместе со мной различные поручения. Обращаю внимание детей на то , как уютно и красиво стало в группе.

Эстетическое воспитание способствует развитию ребенка и становлению его личности.

Елена Майкова
Формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру.

ФГОС до: организация развивающей среды по поддержке интереса детей к окружающему миру и природе Эколого-краеведческое направление Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой.

Развитие у детей интереса к окружающему миру через сюжетно-ролевые игры Развитие у детей интереса к окружающему миру через сюжетно-ролевые игры Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые.

Взаимодействия воспитателей и родителей по формированию у детей любви к книге и окружающему миру в подготовительной к школе Взаимодействия воспитателей и родителей по формированию у детей любви к книге и окружающему миру в подготовительной к школе группе (рассказы.

Эстетическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Эстетическое воспитание в детском саду – создание необходимых условий для проявления эстетических качеств, способностей ребенка, формирования мировосприятия. Процесс, результатом которого становится развитие у воспитанников способностей замечать, оценивать красоту всего окружающего мира. Научить оценивать прекрасное, понимать его, быть к нему личностно причастным, творить по законам “прекрасного” – важные части воспитания ребенка с юного возраста.

Воспитание правильного отношения к прекрасному не ограничивается художественным или музыкальным восприятием. Это сложная система: отношение к труду, жизни, быту, природе. Познание искусства – ценная, действенная часть этой системы, способная воспитать нравственные качества, эстетические чувства, воображение.

Теоретические основы: принципы в эстетическом воспитании

Организация эстетического воспитания в детском саду производится с учетом нескольких принципов:

  • комплексного подхода;
  • эстетизации развивающей среды;
  • ориентации на общие ценности;
  • связи воспитания и жизни, окружающим пространством;
  • связи развития и воспитания;
  • учета индивидуальных, возрастных особенностей;
  • художественной направленности, культурного обогащения;
  • связи с народной культурой, традициями;
  • принципа естественной радости.

Цели и задачи

Цель – формировать адекватное эстетическое отношение к окружающему, научить маленького человека видеть, понимать красоту. Воспитание формирует восприятие, воображение, развивает память, чувства, интересы, склонности, способности. Помогает сформировать активное позитивное отношение к повседневной жизни.

  • сформировать представление о ценностях прекрасного, красивого, изящного, гармоничного;
  • формировать восприятие прекрасного в искусстве, повседневной жизни;
  • влиять на эмоциональную отзывчивость, навыки сопереживания, чувство “вкуса”;
  • закладывать основы творчества, художественного обучения.

Результатом воспитания становится:

  • общее понимание доброго, прекрасного, правильного;
  • восприятие формы, содержания;
  • соучастие, сопереживание;
  • яркость выражения эмоций, впечатлений, воображения.

Воспитание отношения к прекрасному. Когда начинать?

Любой воспитательный процесс – совместная деятельность нескольких человек (воспитатель-ребенок), направленная на создание условий для развития необходимых качеств личности, поэтому личность педагога играет одну из ключевых ролей.

Каждое дошкольное учреждение имеет потенциал для развития всех важнейших качеств личности. Правильная построенная схема воспитания с содействием семьи гарантирует формирование ребенка как эстетически развитого гражданина общества.

Воспитание вкуса у дошкольников

Эстетическое воспитание в ДОУ

Чувство вкуса – сложное качество личности, проявляющееся в получении духовного удовольствия от “общения” с настоящей красотой искусства. Это понимание, наслаждение произведениями искусства, понимание красоты природы, особенностей быта, одежды.

При формировании вкуса определяющую роль играют обучение и воспитание с постоянной поддержкой семьи. Ознакомление с культурными ценностями литературы, музыки помогает узнать доступные в детском возрасте произведения искусства, видеть или учиться видеть их красоту. Дети начинают узнавать произведения, появляются любимые сказки, музыкальные произведения, которые на этот период становятся для них эстетическими идеалами. Они с помощью взрослых видят красоту и богатство слова, музыки. Это и есть основа художественного вкуса, который в дальнейшем влияет на формирование бытового.

Чувство вкуса определяет возможность чувствовать красоту окружающего мира, защищать и беречь ее. Ребенок должен понимать, что цветок на клумбе красивее, чем в вазе; что чистота – это залог уюта и красоты, многие другие примитивные правила.

Средства воспитания

Средства – специально используемые педагогами предметы, явления среды, способные влиять на формирование значимых для общества качеств личности.

Основные средства, позволяющие сформировать чувство “прекрасного”:

  • произведения искусства;
  • культурно-массовые мероприятия;
  • разные организованные виды деятельности (художественная, трудовая), самостоятельная деятельность дошкольников;
  • окружающая среда, природа;
  • эстетика быта.

Эстетика быта – первое средство воспитания

Поведение детей в привычной обстановке

Чистота, порядок в дошкольном учреждении – это не только поддержание санитарных, гигиенических норм. Это важная часть воспитания, способствующая тому, чтобы ребенок сам начинал осознавать красоту окружающего его мира с ранних лет. Появляется стремление беречь все красивое, что он видит вокруг себя. Поэтому оформление всех помещений учреждения лучше делать в стилистически выдержанной линии. В группах любого детского сада и других помещениях обязательно должны находиться рисунки других детей, поделки, произведения народного творчества.

При оформлении помещений желательно помнить следующие принципы:

  • Практическая оправданность обстановки;
  • Соблюдение чистоты;
  • Красочность;
  • Контрастность в оформлении, необходимая для того, чтобы ребенок быстро находил понравившийся ему элемент;
  • Объединение всех элементов как единый ансамбль.

Произведения искусства – важнейшее средство воспитания

Искусство – неисчерпаемый инструмент нравственно-эстетического воспитания дошкольников. Оно учит ценить красоту, быть добрым, отзывчивым. Результатом общения с шедеврами мирового и национального искусства становится духовное обогащение ребенка. Детям уже доступны многие формы художественного искусства: литература, живопись, архитектура, скульптура, кино и театр. Пользоваться ими в воспитательном процессе обязательно.

Произведения искусства можно использовать как при проведении занятий, самостоятельной деятельности, так и при оформлении помещений в дошкольном учреждении. Для разных детей подбираются произведения, соответствующие их возрасту. Подходят иллюстрации из сказок, натюрморты и пейзажи, небольшие произведения скульптуры (статуэтки из дерева, гипса), разнообразные формы декоративного искусства. Все мероприятия обязательно сопровождаются музыкой.

Природа в эстетическом воспитании

Люди наслаждаются видом

Природа – самое доступное средство формирования культуры понимания прекрасного в раннем возрасте. Она позволяет научить видеть гармоничность, красоту окружающего мира, богатство его красок. Ребенок посредством природы учится воспроизводить свои впечатления об увиденном в форме рисунков, устных рассказов. Экскурсии, прогулки могут оставить свое впечатление надолго.

Просто созерцания природы, произведений живописи с изображением природы недостаточно. Применение экскурсий и наблюдений обязательно должно сопровождаться рассказом педагога. Задача воспитателя не просто показать красоту в капле росы на листке, переплетении стеблей. Важно, какие именно слова произносятся педагогическими работниками во время таких мероприятий. Помощь окажут художественные произведения, изображающие красоту природы, доступные для понимания дошкольникам.

Труд как средство воспитания

С трудом в общественной жизни ребенок периодически сталкивается. Труд – одно из средств становления эстетической культуры. Основы труда формируются в игре. Дошкольник старается создать красивую постройку из кубиков, расставить игрушки, Описание труда разных профессий не только знакомят с их особенностями, но и вызывает желание подражать им. Дети примеряют на себе различные роли (врач, учитель, полицейский).

Развитие творчества

Художественная деятельность (рисование, конструирование, изготовление аппликаций, лепка и другая деятельность) закладывает основы для формирования способности к самовыражению, раскрытию своих творческих способностей. Музыка, песни, танцы способствуют развитию чувства ритма, зрительного, слухового восприятия, побуждают осваивать новые действия, движения. Заставляют фантазировать, быть внимательным и усидчивым. Такая деятельность отвлекает от грустных событий, помогает снимать нервное напряжение, поднимать настроение.

Навыки художественной деятельности помогают сформировать художественную оценку, переживания и вкусы, общее представление о прекрасном.

Самостоятельная художественная деятельность позволяет дошкольникам реализовать свои задумки, замыслы в художественном творчестве. Этому способствует:

Мальчик играет на трубе

  • обучение способам самостоятельных действий;
  • художественные впечатления;
  • правильная эстетическая среда;
  • поощрение со стороны педагогов и родителей;
  • опосредованное влияние педагога.

Праздники и культурно-массовые мероприятия

Праздники и другие культурно-массовые мероприятия в детском саду содействуют становлению эстетических переживаний, стремлению испытать себя в разнообразных жанрах искусства. Ожидание праздника, подготовка и его проведение создает общее предпраздничное настроение. Участие родителей придает таким мероприятиям особую теплоту.

Методы воспитания в ДОУ

Существует огромное количество методов формирования у детей правильного отношения к прекрасному:

  • Общие: убеждение, упражнение, проблемные ситуации, использование эмоционального отклика;
  • Зависящие от направленности воспитания – методы приобщения к конкретному виду искусства;
  • Методы обучения художественной деятельности: ознакомление с приемами, образец, указания, советы, самооценка.
  • Методы развития творческих способностей – проблемно-поисковые методы.

Игра в эстетическом воспитании

Игра – основная форма деятельности ребенка. Это подражание, применение на себе различных ролей, детское восприятие жизни взрослых. Игра формирует все основные качества личности ребенка. Именно она больше всего влияет на формирование эстетической культуры на ранних этапах. В играх происходит развитие образного мышления, памяти, воображения, эстетико-нравственных качеств.

Использование игровых приемов в формировании культуры прекрасного себя оправдывает. Игровые ситуации развивают творческие навыки и умения, способствуют развитию интереса к творчеству.

Рекомендуется использовать следующие игровые приемы:

  • ситуации игры, направленные на развитие творческой активности;
  • песни, сказки, музыкальные композиции;
  • демонстрацию эпизодов спектаклей, произведений искусства;
  • применение рассказов-рисований, поисковых ситуаций.

Эстетическое воспитание младших дошкольников

Дети в детском саду поют

Эстетическое воспитание в младшей группе отличается своими особенностями. Младший дошкольный возраст- благоприятный период для развития воображения ребенка. В связи с этим важно создать такую среду, которая способствовала бы ведению поисковой деятельности, помогала по-своему решать детские вопросы. Не стоит сразу давать все ответы. Специальные игры, задания, развивающие занятия помогают создать условия для оптимального развития творческих способностей в будущем.

Педагогу при работе с дошкольниками младшей группы необходимо сделать процесс их нахождения в учреждении максимально творческим. Творчество должно незаметно, но органично входить в жизнь ребенка. Важна организация интересной и максимально насыщенной жизни детей во время нахождения в детском саду: обогащение ее яркими впечатлениями, эмоциональной направленностью, разнообразными формами работы. Это материал для развития воображения ребенка, памяти, эстетических чувств. На этом периоде важно общение с искусством.

У ребенка еще только закладывается понимание красоты, и выразительные средства отображения способны сыграть свою роль в их развитии.

Становится важной единая позиция педагогов, родителей о понимании перспектив развития детей этого возраста.

Особенности эстетического воспитания старших дошкольников

Художественно-эстетическое развитие

В старшем возрасте главной формой эстетического воспитания становится знакомство с литературой и художественным искусством, в том числе с мультфильмами и кинофильмами. Книжные герои, мультипликационные персонажи становятся идеалами, носителями добра или зла, прекрасного или отвратительного.

На эстетическое воспитание в подготовительной группе влияет изменение мотивационной сферы. Отношение к искусству становится осознанным, оно дифференцируется. Дети начинают относится к искусству действительно серьезно: они воспринимают его на самом деле эстетически, получают удовольствие от чтения, рассматривания картин, рисования, слушания музыки. Постепенно такая тяга к некоторым формам прекрасного становится потребностью. Главной задачей становится формирование творческого отношения к действительности.

Этот возраст – особенный период эстетического воспитания, в котором очень важную роль играет воспитатель. Умелые педагоги способны не только укрепить фундамент формирования чувства прекрасного. Они могут заложить настоящее эстетическое мировоззрение маленького человека, у которого происходит становление отношения к миру, развитие основных эстетической культуры.

Развитие чувства понимания прекрасного неразрывно связано с формированием всех важнейших граней личности. Дошкольный возраст рождает любовь к искусству, начинают заявлять о себе творческие способности, склонности, которыми наделен каждый ребенок. Для их реализации необходимо организованное воспитание и обучение, учитывающие возраст и индивидуальные особенности.


В современной педагогике и воспитании детей особую важность имеет эстетическое воспитание дошкольников, призванное создать все предпосылки для формирования развитой и гармоничной личности. Без него ребенок будет не в состоянии оценить прекрасное, получать подлинное наслаждение, слушая классическую музыку или созерцая картину, а тем более будет не способен создать что-то свое. Он станет духовно бедным, скучным, не сумеет разобраться в своих эмоциях, ведь при прикосновении к прекрасному что-то внутри него отзовется, но он не сможет понять, что именно. Вот почему родителям следует включить этот важнейший аспект в свою тактику воспитания, не перекладывая всю ответственность на сотрудников ДОУ – роль семьи в формировании личности очень велика. Для детей различных возрастов могут применяться самые разные методы и использоваться многообразные средства.

Малыши с маракасами

Что это такое?

Воспитывать в малыше стремление замечать прелесть окружающего мира, любовь к произведениям искусства следует постоянно и целенаправленно с первых месяцев его жизни. Важно не сосредотачиваться на развитии художественно-музыкального восприятия, а поставить своей целью формирование гармоничной личности.

Кроме своего прямого назначения, эстетическое воспитание детей позволяет сформировать у них:

  • мышление;
  • воображение;
  • память;
  • систему интересов;
  • восприятие;
  • нравственные качества;
  • активное отношение к жизни.

И, конечно, ребенок учится познавать искусство, стремиться создавать собственные произведения.

Мама показывает детям картинки на планшете

С самого раннего детства дети имеют определенную тягу к красоте, их привлекают ярко оформленные игрушки, блестящие и разноцветные предметы. Малыши получают настоящее удовольствие, прослушивая музыку или стишки, сказки, которые читает им мама. Эти импульсы, пока неосознанные, постепенно становятся сознательными, но лишь в том случае, если родители помогут крохе сформировать гармоничный вкус, творческие и художественные способности, эстетические представления. Только так можно будет добиться того, что личность ребенка будет развитой, а он сам – счастливым.

Занятие в детском саду

В детском саду

В ДОУ также колоссальное значение имеет работа по воспитанию стремления к прекрасному. Для этого должны быть созданы необходимые условия, проводиться определенные формы занятий – создание поделок, рисование, лепка, прослушивание доступных детям классических художественных произведений и беседа по прослушанному. Поэтому эстетическое воспитание дошкольников – задача, одновременно стоящая перед родителями и воспитателями.

Цитата Б.Т. Лихачева об эстетическом воспитании

Цель, задачи

Целью данного направления в воспитании является формирование в человеке эстетической культуры, которая слагается из следующих аспектов:

  • Восприятие. Это умение замечать различные формы проявления прекрасного, в том числе в природе, труде, быту.
  • Чувства. Умение эмоционально оценивать гармонию и совершенство.
  • Потребности. Желание получать эстетическое наслаждение, созерцать произведения искусства, красоты природы.
  • Вкусы. Умение проводить оценку. Анализ объектов реального мира с эстетической позиции.
  • Идеалы. Индивидуальные представления о том, что в природе, людях, искусстве является совершенным и гармоничным.

Цель эстетического воспитания конкретизируется в ряде задач:

  1. Развитие в ребенке умения видеть прекрасное и ценить его.
  2. Формирование гармоничной личности.
  3. Развитие художественного вкуса.
  4. Формирование эстетического идеала, стремления самому стать прекрасным не только внешне, но и внутренне, в поступках, мыслях, делах.
  5. Стимулирование творческих способностей и стремления к их развитию.

В результате воспитания ребенок должен понимать, что такое гармония, совершенство, уметь сопереживать, отличаться эмоциональной отзывчивостью, воображением.

Дети знакомятся с музыкальными инструментами

Средства

Рассмотрим те средства, которые родители могут использовать, чтобы приобщить малыша к миру прекрасного. Их довольно много:

  • изобразительное искусство (скульптура, живопись);
  • драматургия;
  • архитектура;
  • литература;
  • музыка;
  • телевидение;
  • природа;
  • СМИ.

Поскольку научить ребенка замечать и ценить красоту весьма непросто, следует использовать все доступные средства.

Оформление детской

Оформление комнаты

Для самых маленьких важно создать гармоничную обстановку в помещении:

  1. Устроить в комнате малыша гармонию и уют.
  2. Предпочтительно использовать светлые тона в оформлении.
  3. Пространство должно не только эргономичным, но продуманным.

В комнате следует красиво расставить игрушки, повесить интересные репродукции, обязательно соблюдать чистоту и порядок. Помогут добиться поставленной цели и цветущие растения, размещенные в гармоничной композиции, и оформленный аквариум с рыбками. Все элементы декора должны сочетаться между собой, образуя единый ансамбль.

Маленькая девочка на газоне нюхает цветок

Природа

Родителям с раннего возраста нужно внушать ребенку, что деревья и цветы, закат и рассвет, облака на небе и волны в реке – это красиво, нужно научить наслаждаться этой прелестью. Для этого следует знакомить малышей с доступными им произведениями о природе, проводить время на свежем воздухе, беседовать, отвечать на вопросы, показывать собственный пример.

Малыш на руках у мамы в картинной галерее

Искусство

Для эстетического воспитания детей можно использовать очень многое. Так, в любом городе есть красивые улицы, архитектурные постройки, музеи, проводятся выставки. Дошкольники с удовольствием узнают что-то новое, посещая подобные места. Гуляя по городу, можно познакомить ребенка с основными достопримечательностями, уделив внимание их изысканности, гармоничности.

Если в городе нет музеев, познакомить малыша с произведениями искусства помогут репродукции, виртуальные экскурсии, посмотреть которые можно через интернет. Необходимо включать для крох выдающиеся музыкальные произведения, беседовать по прослушанному, узнавать, какие мысли и эмоции вызвала музыка Бетховена или Моцарта, Чайковского и Рахманинова.

И, конечно, не стоит забывать о литературных произведениях. Дошкольники могут понять сказки Пушкина, особенно если рассмотреть с ними качественные цветные иллюстрации. Также следует познакомить их со стихами Маршака, Барто, рассказами Пришвина и Жидкова.

Родителям важно помнить – не каждый малыш станет художником или музыкантом, но уметь чувствовать прекрасное, получать от этого особое удовольствие должен любой. Поэтому следует не просто просить малыша что-то нарисовать или сделать поделку, аппликацию, но и обращать внимание на уже созданные объекты духовной ценности.

Малыш смотрит, как папа чинит машину

Выполняя задачи эстетического воспитания малышей, следует познакомить их и с пользой трудовой деятельности, рассказать о том, что существует большое количество профессий, каждая из которых важна.

Грудничок в больших наушниках

Методы

К методам эстетического воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • личный пример родителей и воспитателей.
  • беседы;
  • занятия, проводимые в детском саду, а потом – в школе;
  • дополнительные занятия в кружках и секциях по интересам;
  • посещение выставок и музеев.

Наиболее действенным методом считается первый, личный пример, включающий как внешний облик, так и особенности поведения, моральные установки. Глядя на родителей и воспитателей, которые понимают прекрасное, получают удовольствие от его созерцания, ребенок сам захочет стать таким же. Только таким образом можно сформировать идеал, который в дальнейшем ляжет в основу художественного сознания малыша.

По способу передачи информации методы можно разделить на 2 группы:

  • Наглядные. Показывание ребенку произведения искусства, народного промысла.
  • Словесные. Рассказ о том или ином художнике, картине, объяснение, что именно хотел выразить автор в своем произведении.

Важны обе группы. Первая позволяет получить представление, вторая – разобраться в собственных ощущениях. В любом случае необходимо ориентироваться на возрастные особенности и подбирать материал, понятный крохе.

Девочка и собака испачкались красками

Принципы

Рассмотрим основные принципы эстетического воспитания дошкольников:

  • Оно должно проводиться в теснейшей взаимосвязи с образовательной и воспитательной работой.
  • Следует использовать различные формы и методы художественной деятельности.
  • К каждому малышу нужно использовать индивидуальный подход, все дети разные. То, что нравится одному, может вызывать скуку у другого.
  • Работа должна вестись целенаправленно. При этом не стоит выделять какое-то специальное время для эстетического развития крохи, оно должно проводиться постоянно.

Нужно ориентироваться на общие ценности, воспитывать в ребенке любовь и уважение к национальной культуре, традициями.

Мама смотрит, что нарисовали дети

Специфика воспитания в семье

Мы уже отметили, что не стоит полагаться исключительно на ДОУ, доверив воспитателям эстетическое развитие крохи. Родителям также важно приложить к этому определенные усилия. Обратим внимание на следующие моменты:

  • Родители должны всегда аккуратно и опрятно выглядеть, вести себя уважительно по отношению друг к другу, поскольку очень многое ребенок берет именно от них.
  • Важно читать малышу хорошую литературу, сказки и стишки, обязательно побеседовать по содержанию прочитанного. Эта форма работы также способствует и обогащению словарного запаса малыша.
  • Вместе с ребенком можно порисовать, сделать аппликацию или поделку. Чтобы малышу не стало скучно, можно использовать различные художественные техники, рисовать гуашью, акварелью, цветными мелками, фломастерами.
  • Значение имеет и эстетика быта. Если в квартире грязно и не убрано, ни о каком стремлении к совершенству не может быть и речи. Поэтому нужно со вкусом и любовью оформить детскую комнату.
  • Формирование музыкального вкуса начинается с прослушивания потешек, колыбельных, детских песенок.

Особую важность имеют беседы, которые помогут ребенку получить ответы на возникающие у него вопросы, научиться отличать прекрасное от отвратительного, возвышенное и гармоничное от низменного и хаотичного.

Обозначим важнейшие условия для развития детского творчества:

  • Непринужденная обстановка. Не стоит давить на малыша и заставлять его рисовать или лепить, это только уничтожит у него стремление к созданию собственных произведений.
  • Активное использование игровых форм работы.
  • Похвала должна звучать постоянно, ребенку важно понимать, что мама довольна им, гордится его стараниями. А ругать не следует, в отдельных случаях можно слегка пожурить.

Только в этом случае можно будет добиться положительных результатов – стремления к собственным занятиям творчеством и уважение к чужим произведениям.

Дети рисуют в библиотеке

Мероприятия в библиотеках

В наше время библиотеки незаслуженно забыты и не пользуются особой популярностью. А меж тем, именно здесь нередко проводятся довольно интересные мероприятия, направленные на формирование и развитие у малышей художественного вкуса. Дополнительное их преимущество – посещение на бесплатной основе. Отметим, что подобные мероприятия будут интересны детям постарше – старшим дошкольникам и младшим школьникам.

Посещение библиотечных вечеров встреч и презентаций научит ребенка любить книги, уважительно относится к печатному слову, посещение тематических выставок позволит определиться с собственными интересами. А проводимые литературные и поэтические вечера познакомят с творчеством поэтов и писателей.

Мама с дочкой рассматривают книжку

Советы и рекомендации для родителей

Важно проводить эстетическое воспитание малыша всеми доступными средствами, создав для него гармоничную обстановку, предоставив возможность самостоятельно заниматься художественным творчеством в выбранном направлении. Родителям нужно беседовать с крохой, давать ответы на все возникающие у него вопросы. А занятия с воспитателем помогут сформировать вкус.

При выборе форм работы следует ориентироваться на возраст малыша:

  • Посещение театра допустимо с 1,5 лет, в репертуаре кукольных театров есть небольшие по продолжительности постановки, которые не успеют утомить кроху.
  • Беседовать о картинах, музыкальных произведениях, рассказывать об их авторах можно с 3–4 лет, дети уже многое понимают и обязательно будут с интересом слушать и задавать вопросы.
  • В 4–5 лет можно посетить выставку, в том числе библиотечную.
  • В 5–6 лет – сходить в филармонию или на балет.

Давать ребенку возможность творить – еще один прием эстетического воспитания, причем вид деятельности он может выбрать по своему вкусу. Кому-то по душе рисование картин на песке, а другому – сочинение коротких поздравительных стишков маме или папе. Родителям следует не ограничивать творческие порывы, а дать ребенку свободу выбора и воплощения собственного замысла.

Не стоит недооценивать важность эстетического воспитания дошкольников, оно поможет духовно обогатить личность ребенка, сделать его развитым, богатым, умеющим тонко чувствовать и получать эстетическое удовольствие.

Читайте также: