Эссе математика в окружающем нас мире в доу

Обновлено: 20.06.2024

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания.

Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.

Занимаясь с детьми, необходимо помнить, что задача, стоящая перед воспи­тателем детского сада: не передать те или иные знания или навыки ребенку, а сформировать у него определенное отношение к миру, т. е. заложить осно­вы его личности. Поэтому в каждом конкретном случае важно понимать, что дает то или иное знание маленькому растущему человеку.

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание — функция не только интеллекта человека. Познание — функция его личности. Оно не­возможно без таких качеств, как активность и самостоятельность, уверен­ность в себе, в своих способностях и силах.

Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону. Мате­матика дает возможность увидеть, что порядок и определенность, симмет­рия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство ребенка и его интеллект. Основная цель занятий мате­матикой — дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основан­ное на том, что мир упорядочен и потому постижим, и следовательно, пред­сказуем для человека.

А что же дошкольники? Они ведь ещё не знают что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.

Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые качества, творческий потенциал личности.

Реформирование системы дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшееся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми.

ФЭМП предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.

Практика показывает, что дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными.

А как сделать, чтобы дети во время НОД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т.д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Думаю, вы согласитесь с тем, что успех образовательной деятельности во многом зависит от компетентности педагога в той или иной области знаний.

Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен быть художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.

• Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал.

• Материал должен быть различным на каждом занятии

• Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой)

• Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т.д.)

Формирование познавательного интереса у дошкольников к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала. Это возможно при условии систематического использования занимательного материала, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности ребенка. При этом, взрослому важно обеспечить детскую активность и самостоятельность в процессе поиска решения.

Литература

3. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб., 2002. - 112 с.

4. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. - СПб.: Акцент, 1996. - 128 с.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель — не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Известно, что легче всего закладываются математические способности в дошкольный период, который можно сделать чрезвычайно эффективным временем для развития талантов детей в непринужденной игровой форме, путем создания развивающей среды.

Математическое развитие не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи.

Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Многочисленными исследованиями (А. М. Леушина, Н. А. Менчинская, Г. С. Костюк и др.) доказано, что возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.

Роль дидактических игр в обучении дошкольников

Роль дидактических игр в обучении дошкольников Роль дидактических игр в обучении дошкольников. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Предметно-развивающая среда. Центр математического развития

Предметно-развивающая среда. Центр математического развития Центр математического развития имеет важные развивающие функции. Задачами центра математики является: целенаправленное формирование.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Часто говорят, что цифры управляют миром;

по крайней мере нет сомнений в том,

Кроме того, математика играет огромную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта, что очень важно для социальной успешности и профессиональной востребованности в будущем. Современные федеральные государственные образовательные стандарты и уровень информации требуют больше внимания уделять интеллектуальному развитию ребенка. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, происходит увеличение круга представления детей и расширение умственного кругозора, идет перестройка самой умственной деятельности. На протяжении многих лет становления и развития системы дошкольного образования психологи и педагоги стремятся найти такие подходы к проблеме воспитания и обучения детей, которые способствовали бы развитию личности и удовлетворяли общество в целом. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду. Формирование начальных знаний и умений в дошкольном возрасте должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие можно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей.

Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей. Должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми математических понятий, таких как множество, счет, измерения, сравнения, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своем эссе, опираясь на свой личный опыт и опыт своих коллег, я описала плюсы и минусы обучения детей математики в детском саду.

Формирование элементарных математических представлений имеет огромное значение в умственном развитии дошкольников. В процессе занятий дети получают те знания, умения и навыки в области математики, которые соответствуют их возрасту.

Надо заметить, что занятия математикой в дошкольном возрасте проводятся не столько для пополнения знаний сведениями из области точных дисциплин, сколько для формирования у детей идеи порядка и определенности, которые лежат в основе мироустройства.

Очень важно донести эту идею до ребенка так, чтобы вызвать длительный и растущий интерес к математике, ведь порой неверно выбранные слово, интонация, действие могут потушить ту искорку заинтересованности, которая обеспечит в будущем принятие и понимание математических представлений.

Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель — не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Методика формирования элементарных математических представлений относительно молодая научная педагогическая дисциплина, однако она имеет давние истоки. Исторический экскурс показывает, как постепенно изменялись концепции первоначального обучения математике в зависимости от запросов жизни и уровня развития самой математической науки, дает возможность критически оценить богатое наследие, избежать многих ошибок, учесть положительный опыт прошлого, а также результаты новейших исследований.

В любой сфере деятельности есть как свои плюсы, так и свои минусы. Наверное, особенно это заметно в педагогической деятельности. Мне бы хотелось рассмотреть, какие плюсы и минусы присутствуют в занятиях математикой в детском саду.

Опираясь на свой личный опыт и опыт своих коллег, я бы отнесла к минусам следующие особенности процесса обучения математике в детском саду:

К этому можно добавить ограниченное время занятия в каждой возрастной группе, что также усложняет индивидуальную работу в ходе занятия. В результате воспитателю сложно отследить, насколько верно каждый из воспитанников усвоил новый материал или выполнил задания.

Отсутствие интереса к математике у некоторых детей. Все люди разные, и дети не исключение. Бывает так, что ребенку совершенно не интересна математика и все, с нею связанное. Его интересы могут лежать совсем в другой, зачастую очень узкой, области, например, в естествознании. В таких случаях и воспитателю, и родителям придется очень постараться, чтобы сформировать у ребенка необходимые математические представления.

Отставание от программы по причине пропусков и болезни у некоторых детей. Регулярность занятий, последовательность изложения и закрепления пройденного материала – залог успеха обучения в любой области знания. Пропуски по болезни или домашней причине провоцируют отставание ребенка от программы, в результате чего на плечи воспитателя ложится дополнительная индивидуальная работа.

Нежелание родителей закреплять с детьми пройденный материал. Для такой категории родителей самым главным является то, чтобы ребенок находился под присмотром, вовремя поел и погулял. А для некоторых детей домашнее закрепление пройденного на занятии материала просто необходимо.

Недостаток опыта у некоторых воспитателей. Как известно, опыт приходит с годами, а мастерство требует ежедневного оттачивания. Недостаток опыта у некоторых воспитателей не позволяет им правильно выстроить занятие, учесть индивидуальные возможности и потребности воспитанников, в результате занятие получается смазанным, дети не усваивают необходимый материал.

Продуманные программы. Программы, по которым проходит формирование элементарных математических представлений в детском саду разрабатываются с учетом возрастных особенностей детей.

Множество методик. Большое количество методик позволяет сохранять заинтересованность детей на занятиях, обеспечивает разнообразие занятий, помогает обеспечить индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

Интеграция образовательных областей. Интеграция способствует закреплению пройденного материала на других занятиях (например, в конструировании, аппликации, физкультуре и т.д.).

Закрепление пройденного материала на следующих занятиях. Как правило, закрепление пройденного материала строится на новых объектах (например, используется другой счетный материал). Закрепление пройденного материала в различных видах деятельности. Компетентный педагог так организует деятельность детей, чтобы имелась возможность закрепить пройденный материал в разных видах деятельности – на прогулке, в игре, художественном творчестве, трудовой деятельности. Это позволяет взрослому заложить основу для зоны опережающего развития, а ребенку убедиться в том, что математика присутствует вокруг него, взрастить интерес к занятиям математикой.

Игровая мотивация, пособия, наглядный материал. Игровая деятельность – ведущая для дошкольников. Занятия в детском саду выстраиваются на основе игровой мотивации, используется разнообразный дидактический материал, а это способствует поддержанию интереса к занятиям.

Таким образом, несмотря на то, что в занятиях по математике в детском саду имеются не только плюсы, но и так называемые минусы, можно сказать, что все зависит от мастерства и опыта педагога, который может эти минусы сгладить, а в лучшем случае даже превратить их в плюсы, к чему и должен стремиться каждый уважающий себя современный педагог.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Математика в природе


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность проекта. На уроке математики нам поручили подготовить проект. Мы долго не могли определиться с его темой. Нам все было интересно.

Ученики часто задают вопрос: Зачем нужна математика? Для чего мне, человеку, чья будущая профессия не будет связана с ведением расчетов, знать математику? Чем мне это может пригодиться в жизни? Таким образом, большое количество людей не видят никакого смысла для себя в освоении этой науки. Но они ошибаются, математика нужна всем и каждому.

Математика — инструмент познания мира. Математика наука точная, не терпящая произвола в толковании. Это воплощение порядка и жесткой логики. Она помогает понять мир вокруг нас, узнать больше о его законах, так как эти законы подчинены тому же самому порядку, что царит в математике!

Язык, на котором говорит природа, мы успешно можем перевести на язык математики и осознать структуру взаимосвязей какого-либо явления. И, после того, как мы эти связи поймем, мы можем предсказывать будущие состояния явлений!

На уроках математики ученикам зачастую не хватает времени, чтобы больше узнать о роли математических наук в жизни человека и их связи с различными областями жизнедеятельности.

Проблема проекта: существует ли взаимосвязь между математикой и природой?

Цель: изучить разнообразие математических закономерностей, существующих в природе, дать описание этих закономерностей и рассказать одноклассникам о взаимосвязи природы и математики.

Изучить литературу по данной теме.

Провести опрос среди одноклассников и выяснить, знают ли они взаимосвязь математики и природы.

Объект исследования. Представители животного и растительного мира

Предмет исследования. Математические закономерности и свойства, встречаемые в живой природе.

Методы исследования: наблюдение, изучение литературных источников и обобщение, опрос.

Глава I . Теоретическая часть

Понятие математика можно определить как науку о количественных отношениях и пространственных формах реального мира. Природа – это совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, созданное деятельностью человека. На первый взгляд кажется, что между этими понятиями нет ничего общего. Но это не так. Попробуем доказать это.

Форма тел в природе. Большинство окружающих нас в природе предметов имеют какую-либо геометрическую форму. Конечно, найти идеальные геометрические формы в природе почти невозможно, но сходство существует. Посмотрев вокруг, мы увидим, что чаще всего это круг, дуга, сфера и шар (приложение 1). Фигура, близкая к кругу, получится, если разрезать поперек арбуз или апельсин, дугу напоминает радуга, сферу – одуванчик, шар – крыжовник, смородина, ягоды рябины, свечка каштана напоминает конус.

Свойства предметов в природе. Ярким представителем геометрии в природе является симметрия. Древнегреческий мыслитель Платон утверждал, что прекрасным может быть только тот объект, который симметричен и соразмерен.

Симметрия – это пропорциональность, соразмерность в расположении частей целого в пространстве, полное соответствие одной половины целого другой половине. Внимательное наблюдение показывает, что основу красоты многих природных форм составляет симметрия (приложение 2, рис. 2.1).

Осевая симметрия — это симметрия относительно проведённой прямой (оси) (приложение 2, рис. 2.2).

Лучевая симметрия — форма симметрии, при которой тело (или фигура) совпадает само с собой при вращении объекта вокруг определенной точки или прямой (приложение 2, рис. 2.3).

Лучевая симметрия в животном мире - это симметрия, при которой одинаковые части тела и органы располагаются по радиусам (лучам) от срединной продольной оси животного. Такая симметрия тела свойственна преимущественно животным, ведущим сидячий или малоподвижный образ жизни или пассивно плавающим в воде. Например, гидры, медузы, морские звезды (приложение 2, рис. 2.4).

Фракталы. Другими интересными фигурами, которые мы можем повсеместно увидеть в природе, являются фракталы. Фракталы — это фигуры, составленные из частей, каждая из которых подобна целой фигуре.

Деревья, молния имеют фрактальную форму, идеальными природными примерами фракталов называют также папоротники и капусту брокколи. Раковина улитки и разветвления кровеносной системы на ушах кролика также имеют фрактальную форму (приложение 4).

Все что нас окружает можно представить и понять с помощью чисел.

Вот выдержки из описания льва. Максимальный зафиксированный вес самца льва составлял 350 кг. Длина льва обычно составляет от 170 см до 250 см. Хвост— от 90 до 105см.

В природных условиях львы живут 12-15 лет, в неволе продолжительность жизни увеличивается на 5-7 лет.

Глава II . Экспериментальная часть

Мы провели опрос одноклассников по следующим вопросам:

Что Вы знаете о значении математики в природе?

Приведите конкретные примеры связи математики и природы

Читайте также: