Если начать сначала шмитт краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Эликсир любви. Если начать сначала (сборник)

Copyright © Éditions Albin Michel, S.A. – Paris 2014

SI ON RECOMMENCAIT

Copyright © Éditions Albin Michel, S.A. – Paris 2014

© А. Ефремова, перевод, 2015

© А. Браиловский, перевод, 2015

если ты меня слушаешь, здравствуй.

Если ты меня не слышишь, прощай.

Это письмо станет либо началом нашей переписки, либо концом – все зависит от твоей реакции.

Я смотрю, как над Парижем поднимается выцветшее октябрьское солнце, придающее городу нездоровую бледность; он похож на зверя, измученного опавшими листьями, встревоженного шумным движением, жаждущего покоя, который никак не наступает. Скорее бы зима! Летняя истома отступает, и столице не терпится ощутить холод, сухость, свет. Городу достаточно два времени года – удушливое и ледяное.

Луиза, давай превратим нашу израненную страсть в спокойную нежность. Поверь мне, в последние годы я обожал в тебе женщину, твой острый ум, твои колкие реплики, твои шутки, твои восторги больше, чем прежде любил твою кожу, твое тело или наши объятия. Почему расстояние должно лишить меня этого чуда? Неужели мне суждено потерять тебя? Неужели секс останется единственным ключом к тебе?

Когда закрывается одна дверь, открывается другая. Пусть прежние любовники станут друзьями. Почему нет? Между нами еще никогда не было дружбы.

Пожалуйста, не отравляй наши приятные воспоминания своим желанием утверждать обратное.

если дружба – это богадельня для любви, я ненавижу дружбу.

любовь от дружбы отделяет лишь кожный покров. Это так тонко…

Ты думаешь? А по-моему, это стена.

кожа пресыщается, дух – нет. Если наши тела уже не так притягивают друг друга, если наши бедра переплетаются все реже, если мы лежим рядом обнаженные и я не чувствую к тебе такого же влечения, как в первые годы, это не значит, что ты не занимаешь мои мысли, вовсе нет. Например, сегодня мне хотелось рассказать тебе о тех забавных случаях, которые со мной произошли, поделиться с тобой впечатлениями о новой книге, фильме, музыке, я мысленно задавал тебе вопросы, отвечал тебе, посылал улыбки, вздохи, восклицания; короче говоря, мы не расставались.

На самом же деле я подозреваю, что чувственность так же поверхностна, как и кожный покров, который служит ей проводником. Мои чувства к тебе гораздо выше простых ощущений. Ты прочно внедрилась в меня, гораздо прочнее, чем при обычном приятном соитии, ты глубоко врезалась в мое воображение, мое будущее, мои воспоминания.

Да, кожа истончается, покрывается морщинами, иссушается, а дух укрепляется. Дружба – это логическое продолжение настоящей любви. Предлагая ее тебе, я не думал тебя обидеть.

любая уступка мне дорого обходится. Дружба после любви была бы для меня унизительна.

Чем отводить безмерной страсти тесный уголок сердца, уж лучше сразу выставить ее за дверь.

Луиза, Луиза, Луиза…

Моя дикарка, моя вспыльчивая, зачем ты встаешь на дыбы?! Значит, все или ничего? Или Луиза вся целиком, или никакой Луизы? Огонь или пепел, угли тебе не нужны…

Какое прекрасное безумство!

Что за прекрасное безумство!

И все же безумство…

Ты стремишься к совершенству, но этот идеализм до добра не доведет. Твоя требовательность будет питать твою фрустрацию. Чем больше ты будешь есть, тем ненасытней сделаешься. Если ты стремишься к тому, чтобы твоя жизнь была идеальной, исчерпывающей и одновременно исключительной, лучше откажись от нее. Никакие отношения не смогут соответствовать уровню твоих ожиданий; ты найдешь вымышленную любовь, но не реальную.

Ох, Луиза, я беспокоюсь за тебя… Можно подумать, что после нашей связи ты превратилась во вдову, желающую при помощи скорби сохранить видимость существования пары. Неужто ты думаешь, что боль – это замена страсти? Неужто хочешь облачить свою жизнь в траур? Я тебя не узнаю.

Твой бывший любимый и, несмотря ни на что, друг

ты на меня дуешься?

Ты меня ненавидишь?

умоляю тебя, ответь мне, пусть даже грубостью. Если ты не проявишься, я завтра же сяду в самолет.

до чего же меня позабавило твое письмо!

То есть я не могу смириться с нашим расставанием? До чего же ты слеп со своим самомнением! Не забывай, ведь это я от тебя уехала.

Я по собственной воле разделила нас океаном; квартира, одежда, климат, широта, долгота – я сменила все это не колеблясь, чтобы жить своей жизнью. Ты остался в Париже, я переехала в Квебек.

Я – вдова? Безутешная? Ты заблуждаешься, Адам, если думаешь, что расставание с тобой невыносимо, что я терзаюсь и мучаюсь… Мне кажется, из нас двоих ты больше страдаешь от сложившейся ситуации, судя по тому, как ты меня изводишь, навязываешь свою заботу, описываешь свои мучения, свое одиночество, ежедневно делишься со мной своими размышлениями и ноешь, что я отвечаю тебе слишком кратко.

Я не могу уделять тебе много времени, дорогой. Не забывай, что я поселилась в Монреале и должна теперь решать массу проблем – документы, налоговая декларация, квартплата, покупка мебели. Разумеется, адвокатская контора, куда меня приняли на работу, помогает мне улаживать эти вопросы, но у меня уже появились клиенты, и я должна изучать их досье. В сутках слишком мало времени.

Тем не менее сегодня вечером я села за компьютер, чтобы уделить тебе несколько минут.

Да, наша страсть длиной в пять лет напоминала ураган, у меня никогда такого не было: слияние тел, душ, губ, рук, вкусов и идей. Подобное напряжение чувств убедило меня, что наш союз надолго: эти искры предвещали вечное пламя. Увы, мне пришлось разочароваться… Мы становились менее желанны друг для друга. Сначала влечение пропало у тебя, потом у меня. Ты стал заводить интрижки и не скрывал этого. О, я не упрекаю тебя за твою честность, ты сэкономил мое время: порой любовь убивают сомнения, мою же убила уверенность. Я порвала с тобой.

Хотя поначалу я страдала от нашего расставания, все же расстояние лечит. Чем сильнее привязанность, тем спокойней разрыв. Мы недооцениваем его пользу; развод перспективнее встречи, потому что дает возможность выбора существования. Должна признаться, что сейчас я чувствую себя совершенно успокоившейся, потому что есть что-то унизительное в любовной страсти, и я рада, что освободилась от нее.

Наконец я одна. И наконец счастлива.

Кроме того, после переезда твои письма остаются за порогом моей жизни, жалкие посланники из прошлого, потрепанные, как затерявшиеся в пути почтовые открытки, потускневшие и почти стершиеся.

Если начать сначала

Действие пьесы Э.-Э. Шмитта разворачивается в одном из старинных особняков Франции, в двух временных измерениях. В настоящем – известный американский учёный Александр направляется на церемонию награждения Нобелевской премией, которой он удостоен за исследования в области медицины. По пути в Швецию он посещает выставленный на продажу старинный особняк, и во время осмотра дома на Александра неожиданно падают старинные часы. Очнувшийся после непродолжительного обморока, учёный оказывается в компании молодого человека, только что получившего письмо с приглашением продолжить обучение в Гарварде. В этом юноше месье Александр узнаёт себя. Александр очутился в прошлом, в самом страшном дне своей жизни, когда под натиском влюблённых в него женщин и финансовых проблем любимой бабушки принял судьбоносное решение, которое должно было повлечь за собой отказ от воплощения главной мечты его жизни, потерю настоящей любви и, как следствие, заурядное существование недовольного жизнью обывателя. Однако судьба распорядилась иначе…


— Кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?

— Сам человек и управляет.

На протяжении всего действия главный герой задается вопросом – почему он вернулся именно в этот момент, что ему необходимо изменить, чтобы дальнейшая жизнь пошла по другому пути и, возможно, сложилась более удачно? При этом Александр честен перед самим собой: он не помогает себе – молодому Саше – сделать выбор. Напротив, сбивает и путает молодого человека: стоит Саше принять то или иное решение, как Александр контраргументами тут же начинает склонять чашу весов в другую сторону. Юный Саша просит рассказать, что ждет его в будущем, что нужно сделать, какой поступок будет верным, но взрослый Александр не уступает мольбам, хотя искушение велико.


Помимо очевидной темы выбора жизненного пути, спектакль параллельно затрагивает философские, бытовые и даже злободневные вопросы. Так, например, как нужно поступить, чтобы вернуть себе парня, который, в общем-то, и не особо тебе нужен? Или если у тебя несколько молодых людей, что сделать, чтобы они не узнали друг о друге и как определиться, который из них – тот самый? А что, если ты боишься любви и бежишь от нее как от огня?

Говоря о сфере профессиональной, спектакль заставляет задуматься над тем, чем руководствуются люди при выборе профессии и насколько добросовестно подходят к своей работе после получения специальности.

Мистическую атмосферу слияния прошлого и настоящего отлично передает освещение: свет то тускнеет, то становится ярким, что помогает понять, в какой из реальностей пребывает главный герой. А с помощью декораций постановщики создают символические образы, раскрывая таким образом то, что не стоит проговаривать словами.


Эрик-Эмманюэль Шмитт - Эликсир любви. Если начать сначала (сборник)

Эрик-Эмманюэль Шмитт - Эликсир любви. Если начать сначала (сборник) краткое содержание

Эликсир любви. Если начать сначала (сборник) - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Эликсир любви. Если начать сначала (сборник) - читать книгу онлайн бесплатно, автор Эрик-Эмманюэль Шмитт

Эликсир любви. Если начать сначала (сборник)

Copyright © Éditions Albin Michel, S.A. – Paris 2014

SI ON RECOMMENCAIT

Copyright © Éditions Albin Michel, S.A. – Paris 2014

© А. Ефремова, перевод, 2015

© А. Браиловский, перевод, 2015

если ты меня слушаешь, здравствуй.

Если ты меня не слышишь, прощай.

Это письмо станет либо началом нашей переписки, либо концом – все зависит от твоей реакции.

Я смотрю, как над Парижем поднимается выцветшее октябрьское солнце, придающее городу нездоровую бледность; он похож на зверя, измученного опавшими листьями, встревоженного шумным движением, жаждущего покоя, который никак не наступает. Скорее бы зима! Летняя истома отступает, и столице не терпится ощутить холод, сухость, свет. Городу достаточно два времени года – удушливое и ледяное.

Луиза, давай превратим нашу израненную страсть в спокойную нежность. Поверь мне, в последние годы я обожал в тебе женщину, твой острый ум, твои колкие реплики, твои шутки, твои восторги больше, чем прежде любил твою кожу, твое тело или наши объятия. Почему расстояние должно лишить меня этого чуда? Неужели мне суждено потерять тебя? Неужели секс останется единственным ключом к тебе?

Когда закрывается одна дверь, открывается другая. Пусть прежние любовники станут друзьями. Почему нет? Между нами еще никогда не было дружбы.

Пожалуйста, не отравляй наши приятные воспоминания своим желанием утверждать обратное.

если дружба – это богадельня для любви, я ненавижу дружбу.

любовь от дружбы отделяет лишь кожный покров. Это так тонко…

Ты думаешь? А по-моему, это стена.

кожа пресыщается, дух – нет. Если наши тела уже не так притягивают друг друга, если наши бедра переплетаются все реже, если мы лежим рядом обнаженные и я не чувствую к тебе такого же влечения, как в первые годы, это не значит, что ты не занимаешь мои мысли, вовсе нет. Например, сегодня мне хотелось рассказать тебе о тех забавных случаях, которые со мной произошли, поделиться с тобой впечатлениями о новой книге, фильме, музыке, я мысленно задавал тебе вопросы, отвечал тебе, посылал улыбки, вздохи, восклицания; короче говоря, мы не расставались.

На самом же деле я подозреваю, что чувственность так же поверхностна, как и кожный покров, который служит ей проводником. Мои чувства к тебе гораздо выше простых ощущений. Ты прочно внедрилась в меня, гораздо прочнее, чем при обычном приятном соитии, ты глубоко врезалась в мое воображение, мое будущее, мои воспоминания.

Да, кожа истончается, покрывается морщинами, иссушается, а дух укрепляется. Дружба – это логическое продолжение настоящей любви. Предлагая ее тебе, я не думал тебя обидеть.

любая уступка мне дорого обходится. Дружба после любви была бы для меня унизительна.

Чем отводить безмерной страсти тесный уголок сердца, уж лучше сразу выставить ее за дверь.

Луиза, Луиза, Луиза…

Моя дикарка, моя вспыльчивая, зачем ты встаешь на дыбы?! Значит, все или ничего? Или Луиза вся целиком, или никакой Луизы? Огонь или пепел, угли тебе не нужны…

Какое прекрасное безумство!

Что за прекрасное безумство!

И все же безумство…

Ты стремишься к совершенству, но этот идеализм до добра не доведет. Твоя требовательность будет питать твою фрустрацию. Чем больше ты будешь есть, тем ненасытней сделаешься. Если ты стремишься к тому, чтобы твоя жизнь была идеальной, исчерпывающей и одновременно исключительной, лучше откажись от нее. Никакие отношения не смогут соответствовать уровню твоих ожиданий; ты найдешь вымышленную любовь, но не реальную.

Ох, Луиза, я беспокоюсь за тебя… Можно подумать, что после нашей связи ты превратилась во вдову, желающую при помощи скорби сохранить видимость существования пары. Неужто ты думаешь, что боль – это замена страсти? Неужто хочешь облачить свою жизнь в траур? Я тебя не узнаю.

Твой бывший любимый и, несмотря ни на что, друг

ты на меня дуешься?

Ты меня ненавидишь?

умоляю тебя, ответь мне, пусть даже грубостью. Если ты не проявишься, я завтра же сяду в самолет.

до чего же меня позабавило твое письмо!

То есть я не могу смириться с нашим расставанием? До чего же ты слеп со своим самомнением! Не забывай, ведь это я от тебя уехала.

Я по собственной воле разделила нас океаном; квартира, одежда, климат, широта, долгота – я сменила все это не колеблясь, чтобы жить своей жизнью. Ты остался в Париже, я переехала в Квебек.

Я – вдова? Безутешная? Ты заблуждаешься, Адам, если думаешь, что расставание с тобой невыносимо, что я терзаюсь и мучаюсь… Мне кажется, из нас двоих ты больше страдаешь от сложившейся ситуации, судя по тому, как ты меня изводишь, навязываешь свою заботу, описываешь свои мучения, свое одиночество, ежедневно делишься со мной своими размышлениями и ноешь, что я отвечаю тебе слишком кратко.

Я не могу уделять тебе много времени, дорогой. Не забывай, что я поселилась в Монреале и должна теперь решать массу проблем – документы, налоговая декларация, квартплата, покупка мебели. Разумеется, адвокатская контора, куда меня приняли на работу, помогает мне улаживать эти вопросы, но у меня уже появились клиенты, и я должна изучать их досье. В сутках слишком мало времени.

Тем не менее сегодня вечером я села за компьютер, чтобы уделить тебе несколько минут.

Да, наша страсть длиной в пять лет напоминала ураган, у меня никогда такого не было: слияние тел, душ, губ, рук, вкусов и идей. Подобное напряжение чувств убедило меня, что наш союз надолго: эти искры предвещали вечное пламя. Увы, мне пришлось разочароваться… Мы становились менее желанны друг для друга. Сначала влечение пропало у тебя, потом у меня. Ты стал заводить интрижки и не скрывал этого. О, я не упрекаю тебя за твою честность, ты сэкономил мое время: порой любовь убивают сомнения, мою же убила уверенность. Я порвала с тобой.


Две разных истории, но суть одна: можно любовь искать где-то далеко, а на самом деле она находится совсем рядом.

Пару месяцев назад в поисках пьесы Эрика-Эмманюеля Шмитта "Если начать сначала" я наткнулась на ЛитРесе на книгу-сборник"Эликсир любви" в состав которой и входит разыскиваемая мною пьеса.


Книга начинается с пьесы "Эликсир любви" которая поначалу мною не читалась, как-то переписка двух когда-то безумно влюбленных людей меня не сильно вдохновила, поэтому я и переключилась на пьесу "Если начать сначала" (собственно ради чего я и искала книгу).

Название пьесы говорит само за себя, постаревший главный герой Александр возвращается в свой родной дом, и благодаря случайному маленькому происшествию оказывается в своем прошлом где встречает себя молодого.

Молодость – это когда думаешь, что завтра будет лучше, чем сегодня, а старость – когда сегодня чувствуешь себя хуже, чем вчера.

Прочитав за несколько вечеров историю о возвращении главного героя в свою бурную молодость, вдохновленная прочитанной пьесой я все-же решила испытать вторую попытку прочитать "Эликсир любви" и почему-то на второй раз я прочитала ее буквально за два часа. Переписка расставшейся молодой пары Адама и Луизы которые несмотря на разделяющее их расстояние и якобы угасшие чувства пытаются остаться друзьями. хотя-бы друзьями по переписке, но тем не менее так ожидающих писем друг от друга.

Две абсолютно никак не связанные между собой разные истории "Эликсир любви" и "Если начать сначала", но обе держат в напряжении читателя до самого конца. а чем же все закончится, с кем останется главный герой каждой из историй(по крайней мере так было в моем случае)

Александр из пьесы "Если начать сначала" и Адам из "Эликсир любви" в принципе похожи, оба заядлых ловеласа, крутят и вертят женщинами как хотят не замечая что счастье-то и любовь на самом деле рядом. Но у мужчин все-же понятие любви иное, как и упоминает Адам в одном из писем своей возлюбленной:

Женщины любят любовь,а мужчины ею занимаются.

Вообще книга "Эликсир любви" просто богата на цитаты которые реально помогают посмотреть на вещи другим взглядом, собственно это произошло со мной. Отмечу лишь несколько цитат(кроме вышесказанных) которые меня зацепили:

Когда закрывается одна дверь, открывается другая.

Когда мы влюбляемся, мы словно попадаем в сети – руки – другого человека.

Прелесть первой любви заключается в том, что ее не преследуют мысли о скором завершении, нам кажется, что она будет длиться вечно, мы не верим, что она может пройти. А потом неудача первой любви заражает все последующие.

На самом деле подобных цитат в обоих пьесах книги можно найти около сотни, автор книги Эрик-Эмманюель Шмитт просто великолепно описывает все тонкости любви. Можно ли найти свой эликсир любви или вернуться на тридцать лет назад в надежде понять правильность своего выбора в жизни.

Книга подойдет для легкого чтения по вечерам, когда хочется отдохнуть в удобном кресле, выпить чашечку чая и почитать что-нибудь непринужденное, а в данном случае еще и романтическое. Эх любовь-любовь.

Не знаю, уж насколько был интересен и уж тем более полезен мой отзыв(написала его, находясь воодушевленном состоянии от прочитанной книги) но в любом случае спасибо за внимание)

Читайте также: