Эскиз композиции для оформления школьного интерьера в технике фрески или сграффито рисунки
Обновлено: 08.07.2024
Мастер – класс рассчитан для педагогов дополнительного образования, учителей изобразительного искусства, людей не равнодушных к творчеству.
Назначение мастер-класса:
А) педагогам для изучения с детьми различных техник рисования на необычных поверхностях;
Б) можно использовать в оформлении интерьера как стены так и картины любого формата.
Цель: познакомить учителей и педагогов с техникой рисования на нетрадиционной поверхности и способу создания имитации фрески.
Задачи:
- Познакомить педагогов с видом монументальной живописи – фреска.
- Обучать особенностям изготовления фрески, рисованию на необычной поверхности.
- Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.
- Воспитывать эстетически – нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве.
Материалы и инструменты: эскиз рисунка, досточка для фрески (двп, потолочная плитка, гипсокартон, стена – выбор поверхности по желанию), шпатлевка ( лучше готовая), клей пва, краски (гуашь), шпатель (маленький резиновый), мешочек с углем, шило, наждачная бумага, кисти художественные, кисть строительная, губка, фен, макетный нож.
Ход мастер-класса:
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…
Автор: Э. Успенский
Детям очень нравится все необычное. Я хочу познакомить вас с техникой рисования на необычной поверхности – мы будем сегодня рисовать на шпатлевке. Рисование по штукатурке давно известно и идет к нам из глубины веков и называется - ФРЕСКА.
Историческая справка: Фре́ска - (от итал. fresco – свежий, сырой), вид монументальной живописи. Краски наносятся непосредственно на поверхность стены, потолка, свода. Площадь, занимаемая фреской, и её композиция зависят от архитектурных форм здания. Обычно фресками украшают интерьеры; на фасадах зданий, где они могут подвергаться вредному воздействию влаги, их размещают гораздо реже. Фреска включает в себя несколько техник: живопись водяными красками как по сырой штукатурке (аль фреско), так и по сухой (а секко); живопись известково-казеиновыми и темперными красками.
Фреска была распространена уже в эгейском искусстве (2-е тысячелетие до н. э.); большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков нашей эры близкие к фреске росписи создавались у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы. Этот приём был характерен и для средневековой фрески, получившей развитие в искусстве Византии, Древней Руси, Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и других стран Европы. Новый расцвет искусство фрески пережило в творчестве итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др.). С XVI в. в Италии распространилась "чистая" фреска ("буон фреско") без применения темперы; верхний слой грунта (интонако) в этом виде фрески наносился только на тот участок, который живописец рассчитывал закончить до его высыхания. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII-XVIII вв. В XIX в. к фреске обращались назарейцы в Германии, а также отдельные представители "модерна" (Ф. Ходлер в Швейцарии и другие). В технике фрески работают многие прогрессивные художники XX в. (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.).
В СССР значительный вклад в популяризацию фрески внесли В. А. Фаворский, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышёв и др.
Рис. Микеланджело Дельфийская Сивилла (фрагмент фрески).
Процесс изготовления имитации фрески
В больших масштабах фреска требует очень большой многоступенчатой подготовки поверхности, да и сам процесс тоже требует знаний не только как художника, но и архитектора, скульптора, строителя и т.д. В интернете очень много информации о фресках, о изготовлении как в промышленных масштабах, так и для творческих людей, которые просто увлекаются например декупажем.
Я систематизировала материал и адаптировала его под школьный возраст. Мне очень нравится давать детям что то необычное, потому что это их увлекает, развивает фантазию, воображение! Процесс изготовления фрески не сложный, справятся и дети дошкольного возраста (при условии соблюдения техники безопасности). Поэтому предлагаю вам эту технику и надеюсь что она принесет вам удовольствие, а вы уже в свою очередь заразите этим удовольствием своих учеников (воспитанников).
Итак: Имитация фрески (по сухой штукатурке)
Нам понадобятся материалы и инструменты: эскиз рисунка, досточка, шпатлевка, клей пва, краски (гуашь), шпатель, мешочек с углем, шило, наждачная бумага, кисти художественные, кисть строительная, губка, фен, макетный нож.
И, конечно же, если эта работа проводится с детьми (зависит от возраста) нужно рассказать о технике безопасности при использовании колющихся и режущих инструментах, о предназначении шпатлевки (инструкция по применению). Если считаете что использование, какого – либо инструмента опасно для ребенка, то лучше показать или использовать опасный инструмент лично педагогом.
Первый этап - это подготовка поверхности - нанесение шпатлевки.
1. Подготовка поверхности.
А) На деревянную (любую) поверхность нанести шпатлевку (состав = сухая смесь шпатлевки + краска для фона + пва + вода) Консистенция густой сметаны. Поверхность куда наносится шпаклевка подойдет любая - мы использовали и двп, и гипсокартон. В моем мастер- классе используется потолочная плитка. Наносить шпаклевку нужно очень тонким слоем не больше 4- 5 мм и беспорядочными частыми движениями, не нужно стараться выравнивать поверхность. Чем больше будет не ровностей, тем эффектней будет смотреться наша фреска. Можно использовать уже готовую акриловую шпатлевку. Сушить 24 часа (см. инструкцию по применению фабричная).
Б) Когда шпатлевка просохнет, слегка прошкурить наждачной бумагой поверхность, не сильно, слегка по выступающей поверхности, где неровности. Убрать пыль сухой кистью.
В) Покрыть тонким слоем сухую шпатлевку пва+вода. Разводить клей с водой примерно 1 часть клея и 1 часть воды. Дать просохнуть клею.
Второй этап – это подготовка и перенос рисунка.
Пока сохнет шпаклевка можно выбрать рисунок, нарисовать в натуральную величину (по размеру вашей досточки) эскиз.
2. Подготовка рисунка. Выбираем рисунок. Я выбрала бабочку.
Почему бабочку?
У древних греков бабочка была символом бессмертия души, а в названиях бабочек часто встречаются имена древнегреческих богов и героев. Даже богиню Психею изображали в виде девушки с крыльями бабочки.
С особенным трепетом к бабочкам относятся в Юго-Восточной Азии. Считается, что увидеть бабочку у себя в доме - это к счастью.
В Индии на свадьбах влюбленные дарят друг другу бабочек в знак верности и любви.
Благодаря бабочкам человечество получило шелк.
С глубочайшим почтением относятся к бабочкам буддисты: ведь именно к бабочке обратился Будда со своей проповедью.
В Японии бабочка является символом страны. По верованиям японцев, бабочка символизирует молодую женщину.
У христиан стадии жизненного цикла бабочки олицетворяли жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочку иногда изображали в руке младенца Христа как символ возрождения и воскресения души.
Бабочки являются популярными объектами в современной культуре. Их изображения часто используются в рекламе, элементах декора и дизайна.
Бабочки в качестве центральных образов фигурируют в целом ряде кинофильмов.
Образ бабочек встречается в произведениях множества художников, писателей и поэтов со всего мира. Первые художественные изображения бабочек известны по древнеегипетским фрескам, возрастом 3500 лет.
Вопрос: Какие варианты переноса рисунка на изделие вы знаете?
- Нарисовать или срисовать самостоятельно.
- Симметричное вырезание контура бабочки.
- Нанесение рисунка с помощью копировальной бумаги.
Я предлагаю такой вариант переноса рисунка.
Подготовка и перенос рисунка на штукатурку.
А) На эскизе по контуру рисунка через одинаковое расстояние проставить точки шилом.
Б) Перевернуть рисунок
В) С изнанки слегка пройтись по выступающим точкам наждачной бумагой.
Г – Д) Рисунок прикладываем к штукатурке и по нему проходим мешочком с углем (или пастелью).
Уголь (пастель) просыпается сквозь дырочки и получается точечный рисунок.
Лучше использовать пастель и не слишком темных оттенков. С углем детям оказалось очень грязно работать. Взрослый еще справится при условии аккуратности выполнения.
На практике с детьми мы пользуемся копировальной бумагой.
Как приготовить мешочек?
1. растолочь в пыль уголь (пастель)
2. высыпать угольную (пастельную) пыль на кусочек марли ( марля свернута в 2-3 слоя)
3. связать ниткой, собрав марлю в форме мешочка.
Третий этап – это уже сама роспись рисунка. Самое интересное! Здесь вам простор для фантазии!
3. Роспись рисунка.
А) По контуру рисунка проходим черным цветом (необязательно).
Б) Цветом расписываем рисунок (фон) – использовала акварель.
В) Цветом расписываем сам рисунок – бабочку; использовала гуашь (разводим с ПВА).
Краска должна просохнуть (можно сушить феном ).
Можно использовать краски: темпера, акриловые, акварель, гуашь. Если гуашь, то развести ее с клеем пва.
Четвертый этап – заключительный – это состаривание поверхности. Этот этап можно и не рассматривать с детьми, но я вам покажу и расскажу, а вам уже решать.
4. Состаривание поверхности.
Б) Полусухой мягкой губкой с краской (золото, серебро и т. д.) легкими движениями проходим по выступам штукатурки. Можно использовать строительную кисть.
В) Опять слегка зашкуриваем.
· Можно вскрыть лаком.
Наши фрески готовы!
Готовая работа
Свой мастер-класс по имитации фрески я проводила с учителями по изобразительному искусству, трудовому обучению и воспитателями ДОУ.
Удивительную технику резьбы по цветным пастам вы сможете применить и апробировать как с детьми средней группы детского сада, так и для старшей (подготовительной).
Оборудование: бумага, цветные восковые мелки, тушь черная, кисточка, губочка для закрашивания листа, деревянные палочки (палочки для процарапывания).
Ход работы:
1. Для начала Вам нужно понять, как ведет себя восковая пастель на бумаге. Попробуйте закрасить одним цветом разные типы бумаги (ватман, акварельная, для пастели, картон или мелованная). Это даст вам представление о том, как восковые мелки ведут себя на разном материале.
2. Итак, рисование восковыми мелками начинается с наброска, который выполняется легкими штрихами. Набросок можно сделать простым карандашом или мелком доминирующего цвета будущей картины. На наброске обозначаются контуры объектов, которые будут изображены на рисунке.
3. Закрашиваем весь лист восковыми мелками – плотно накладываем цвета на лист бумаги, не оставляя пробелов бумаги, иначе нужный эффект может не получиться.
5. Затем, когда лист закрашен мелками, мы должны прокрыть ее краской – я закрасила всё черной гуашью. А пока лист сохнет, тщательно продумываем рисунок и его детали. Набираемся терпения и ждем полного высыхания листа. На это может уйти достаточно много времени, но его лучше выждать, иначе задумка не получится.
6. Далее деревянной палочкой (или другими инструментами) на поверхности процарапывается рисунок. Работа, выполненная таким образом, напоминает гравюру, так как создается линией разного направления длиной, плавностью и получается бархатистой за счет углубления процарапывания поверхности. Методом процарапывания можно создавать как двух цветные, так многоцветные работы.
Если все сделано правильно, краска будет сниматься, а под ней будет оставаться бумага, закрашенная цветными восковыми мелками.
Подобным образом мы изобразили ночной город и салют на небе. Возможны и другие варианты, например, подводный мир или жителей леса, а так же
Главное - не ограничивать себя и свою фантазию!
Нетрадиционная техника рисования восковыми мелками Восковые мелки не так часто применяются для творчества детьми. А ведь это один из самых интересных инструментов для создания работ в нетрадиционной.
Рисование восковыми мелками обышева Светлана Николаевна – педагог дополнительного образования МБДОУ Д/с № 37 п. Менделеево Солнечногорский район Московской области.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Монументально-декоративное искусство. Сграффито Выполнил Безлепко М.В .- Учитель ИЗО МКОУ сош№1 Чулымского раона
Древнейшие известные наскальные изображения –процарапанные контуры животных-встречаются в пещерах Дордони во Франции, на юге Пиреней в Испании, на скалах Алтая. Такую технику позднее стали называть сграффито.
Сграффито (рельеф из цветных и белой штукатурки) - способ стенописи, особенно распространённый; чрезвычайно простой и доступный по материалам, он даёт большой декоративный эффект. Но далеко не все возможности этого материала используются художниками. Сграффито вообще означает выцарапывание, соскабливание вышележащего слоя цветной штукатурки до подкладочных слоёв. Естественно, что эти слои штукатурки должны быть в свежем, сыром состоянии, чтобы их можно было легко снимать с помощью металлических стеков разных форм.
Сграффи́то (итал. sgraffito) или граффи́то (итал. graffito) — техника создания настенных изображений, достоинством которых является их большая стойкость. Простейший случай двухцветного сграффито — нанесение на стену одного слоя штукатурки, отличающегося по цвету от основы. Если в некоторых местах процарапать слой, обнажится нижний, другого цвета и получится двухцветный рисунок.
В технике сграффито расписаны наружные стены многих ренессансных усадебных домов Центральной Европы, таких, как Литомишльский замок (Чехия) и замок Красицких (Польша).
Для получения многоцветного сграффито на стену наносят несколько отличающихся по цвету слоёв штукатурки (штукатурку окрашивают разными пигментами); затем штукатурку соскребают на разную глубину, чтобы обнажить слой с нужным цветом. Такие росписи очень трудоемки, их трудно исправлять, поэтому, для выполнения росписи в такой технике часто используют трафарет, чтобы избежать ошибок.
Монументальные росписи в технике сграффито получили распространение в позднесоветский период, когда ими украшались торцы и фасады общественных зданий. Темы диктовались стилем советской эпохи — учёные, космонавтика, наука и просвещение, военная тематика.
Большинство советских росписей и настенных панно, выполненных в технике сграффито, находятся в плачевном состоянии и нуждаются в реставрации.
Современная керамика, декор в стиле сграффито
Стилизация под наскальную живопись в интерьере
Стилизация под наскальную живопись в интерьере
Задание для творческой работы Выполни эскиз композиции для оформления школьного интерьера (класса, актового или спортивного зала, столовой, рекреаций) в технике сграффито.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс профессиональной переподготовки
Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 783 человека из 76 регионов
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 593 224 материала в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 25.11.2016 2329
- PPTX 2 мбайт
- 26 скачиваний
- Рейтинг: 1 из 5
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Безлепко Марина Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной
Время чтения: 1 минута
Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии
Время чтения: 1 минута
В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах
Время чтения: 0 минут
Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей
Время чтения: 1 минута
В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной
Время чтения: 0 минут
Минобрнауки создаст для вузов рекомендации по поддержке молодых семей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сграффито является отличной альтернативой традиционных фресковых росписей в регионах с влажным климатом. Процарапанное на цветной штукатурке изображение хорошо сохраняется в течение многих лет и не разрушается под воздействием влаги.
Особенности сграффито
Сграффито — это особая художественная техника, которая кардинально отличается и от росписи, и от мозаики. Готовое изображение также нельзя назвать рельефным, так как основа процарапывается на небольшую глубину.
Стандартная технология сграффито включает несколько последовательных этапов:
- Подготовку (выравнивание и грунтование) основы.
- Нанесение на нее одного или нескольких слоев разноцветной штукатурки.
- Процарапывание на стене изображения по заранее выбранному шаблону.
Мастеру приходится работать быстро, пока верхний слой штукатурки остается влажным и поддается обработке. В этом заключается основная сложность использования технологии. Зато после окончательного высыхания раствора рельефное изображение становится прочным и долговечным.
Технику сграффито можно использовать не только для наружной, но и для внутренней отделки зданий. С ее помощью создают небольшие стенные панно и масштабные панорамные изображения. Сграффито также применяют для выделения отдельных архитектурных элементов (ниш, карнизов, рустов, фризов) и оригинального декоративного оформления потолков помещений.
История сграффито
История сграффито берет свое начало с времен расцвета древнеегипетской цивилизации. Возраст самых старых образцов керамики с процарапанными изображениями составляет более 4 000 лет. Древнюю технику декоративной отделки керамической посуды у египтян позже заимствовали греки, а затем и римские мастера.
Классическая технология процарапывания стен зданий по сырой штукатурке впервые появилась в эпоху Раннего Возрождения. В течение XV-XVI веков сграффито пользовалось большой популярностью в Риме, Флоренции, Пизе, других регионах и городах Италии.
Наиболее известными мастерами той эпохи были Полидоро Кальдара (Polidoro Caldara) и Матурино да Фиренце (Maturino da Firenze). К сожалению, практически все сграффито, украшавшие фасады домов и дворцов Рима, были безвозвратно утрачены. До наших дней сохранились лишь их изображения на старинных гравюрах.
Из Италии оригинальная техника декорирования стен постепенно распространилась в другие европейские страны. Наибольшую популярность сграффито приобрела на территории современных Германии, Австрии и Чехии. Многочисленные образцы работ умелых мастеров и сегодня украшают фасады зданий старинных городов Баварии, Тюрингии и Моравии.
На стыке XIX-XX веков интерес к сграффито значительно возрос с наступлением эпохи Модерна в искусстве. Многие художники начали экспериментировать в старинной технике. Среди лучших образцов творчества мастеров того времени можно выделить оригинальный фасад Дома Коши в Брюсселе и оформление интерьера Церкви Святой Девы Марии в Уэльсе англичанином Хейвудом Самнером (Heywood Sumner).
Огромной популярностью пользовалось сграффито и в Советском Союзе. С начала 1930-х годов и вплоть до развала государства эта техника широко использовалась в оформлении фасадов общественных и жилых зданий. Советские художники сотнями создавали пропагандистские изображения, прославляющие величие страны и достижения народа. Многие образцы этого монументального искусства до сих пор можно встретить во всех уголках бывшего Союза.
В наши дни сграффито даже с большой натяжкой нельзя назвать популярной техникой отделки стен зданий. Современные строители используют новые технологии и материалы, а в архитектуре господствуют совершенно другие идеалы оформления экстерьера и интерьера.
На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет прекрасную возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры антиквариата, включая керамику в технику сграффито. Здесь же можно напрямую купить картины и панно у современных художников различных стран.
Читайте также: