Ералаш конфликт в школе

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конфликты в школьной жизни и способы их разрешения Масалкина А Ю.docx

Классный час

"Конфликты в школьной жизни и способы их разрешения"

Автор : Масалкина Алёна Юрьевна,

учитель начальных классов

Тема работы " Конфликты в школьной жизни и способы их разрешения"

Форма проведения - классный час

С каждым годом увеличивается количество детей, которые не умеют общаться, взаимодействовать с другими, им трудно понимать людей, регулировать дистанцию в отношениях друг с другом и взрослыми, из-за чего возникают различные проблемы и сложности, которые нередко носят конфликтный и проблематичный характер. Работа с такими детьми сложная и трудоемкая. Но конфликты неизбежны. Ведь именно так дети учатся вести себя в обществе и начинают проявлять свою самостоятельность. Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное формирование личности, ее цель — передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта.

Так как конфликты и противоречия существуют всегда, в детской среде конфликты будут возникать постоянно, поэтому учителю необходимо научиться самому и научить детей приемам бесконфликтного общения, несложным правилам разрешения конфликтных ситуаций. Сделать это можно при разборе и проигрывании различных ситуаций на классном часе. Поэтому представляю фрагменты классного часа "Конфликты в школьной жизни и пути их разрешения"

Цель работы:

Оказание помощи детям в умении слушать, слышать, уважать мнения и различные точки зрения других людей, изучение причин и поиск путей решения конфликтных ситуаций на базе одной из серии киножурнала "Ералаш"

Научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта;

Способствовать формированию у учащихся представлений о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения;

Выработать памятку с правилами поведения

Ход классного часа.

I. Организационный момент. Эмоционально - психологический настрой на деятельность.

Приветствие Цель: создание благоприятного климата среди участников

Добрый день, ребята! Как я рада вновь приветствовать вас на нашем очередном классном часе.

II Определение темы классного часа.

В любой ситуации можно найти хорошее и плохое. И от того как мы относимся к различным ситуациям в жизни, могут возникнуть различные ссоры и недопонимания.

- А теперь давайте подумаем, что же такое конфликт? Какие ассоциации оно вызывает?

Прошу обсудить это в группах и дать ответ виде схемы.

Послушайте, как об этом говорится в толковом словаре

Конфликт – (от лат. conflictus - столкновение), столкновение сторон, мнений, сил. Большой энциклопедический словарь

- Какие конфликты случались в Вашей жизни?

- Какие чувства Вы тогда испытывали?

- Ребята, а как вы думаете, часто ли происходят конфликты между людьми?

- Значит, чему же мы будем учиться сегодня на классном часе?

- Правильно, мир сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, в которых страдают люди. Все конфликты в классе и в школе происходят от того, что люди не знают способа выхода из них. Можно научиться предотвращать конфликты и правильно себя вести в конфликтной ситуации. Нет на свете человека, который ни разу в жизни не участвовал бы в ссоре. Мы узнаем, почему происходят конфликты между людьми и, если конфликты произошли, то, как их нужно разрешать.

III . Содержательный компонент классного часа. Поисковая деятельность.

Из-за чего возник конфликт?

А что же могло произойти между мальчиками до этой ситуации?

Какую цель преследовал каждый из мальчиков?

Но на самом деле помогали родственники мальчикам или нет? Почему?

Почему же все-таки возник конфликт?

А как бы вы поступили в подобной ситуации? Какие пути выхода из конфликта вы предлагаете?

Главное, чего не смогли сделать мальчики? (Понять друг друга и договориться)

Безымянный

В основе конфликта лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются участники конфликта или оппоненты. В нашем случае оппонент 1 это первый мальчик, а оппонент 2 -это второй мальчик. Предмет конфликта - это борьба за лидерство. Объект -это взаимоотношения двух учеников. У каждого из них есть группа поддержки -это их родственники, которые задействованы в конфликтной ситуации. Ребята пользуются активной деструктивной стратегией (соперничество), что наносит вред имуществу. В конфликте усиливается образ "врага" в другом участнике , что проявляется в стремлении причинить оппоненту максимальный ущерб.

У нас в классе тоже иногда возникают конфликтные ситуации. Давайте вспомним, что послужило причиной той или иной ссоры. Для этого я предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске - “У меня причиной конфликта было то, что….”. (Дети называют свои предложения)

- Назовите основные причины возникновения конфликтов?

Давайте все-таки подумаем, какие плюсы и минусы может иметь конфликт.

(Класс делится на две группы. Каждой группе достается по листу бумаги, на одном листе стоит плюс, на другом минус.)

Сейчас вы записываете соответственно положительные и отрицательные стороны конфликта.

Давайте зачитаем сначала плюсы конфликта.

В конфликте выясняется истина

Открываются вещи, которые мы раньше не замечали

Выявляется мнение каждого человека

В ситуации конфликта человек раскрывается

Человек в конфликте может самосовершенствоваться

Давайте послушаем другую группу. Минусы конфликта.

Конфликт может отрицательно сказаться на здоровье

Возникает желание не работать (учиться) в данном коллективе

Мысли направлены не на дело, а на конфликт

Появляется раздражительность, отчего возникают проблемы в общении с другими людьми

Плохое настроение может передаваться на семью

Вывод: конфликт несет и хорошее и плохое.

- Чего же больше плюсов или минусов?

Конечно, лучше обходиться без конфлткта или уметь безболезненно из него выйти.

IY . Итог. Выработка памятки

А сейчас давайте вместе составим памятку или правила, по которым мы будем жить в нашем классе.

Выслушивать точку зрения другого человека до конца.

Контролировать себя! Не позволять гневу победить вас.

Говорить спокойно, не переходить на оскорбления.

Чаще говорить вежливые слова.

Говорить всегда правду. Ложь не красит человека

Не бояться правды, высказанной в ваш адрес .

Никогда не оправдывать себя. ( Меня не понимают, не ценят)

Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст и внешность, мы по–разному можем воспринимать одни и те же вещи, явления После классного часа давайте попробуем жить по этим правилам и посмотрим, изменится ли что-то в нашем классе или нет, станет меньше конфликтов и ссор или нет. Конечно же, сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее…

Можно ли избежать конфликта? Чтобы предотвратить конфликт необходимо научиться понимать и договариваться, решая конфликтную ситуацию. Важно помнить, что кроме выражения наших собственных интересов нам необходимо уметь выслушать интересы другого человека. Таким образом, мы можем прийти к сотрудничеству. Важно понять причину конфликта, при решении попытаться встать на место другого и почувствовать то, что он чувствует.

Конфликт легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. Существенно снижает вероятность возникновения конфликтной ситуации уважительная манера разговора и умение слушать собеседника. .

Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, надо подумать о последствиях. И тогда решение окажется верным.

Список литературы.

1 Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология – Москва ,Изд-во Юнити, 2004.

2 Кибанов, А.Я. Конфликтология – Москва ,Изд-во Инфра-М, 2007.

3 А. Коновалов .Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений (практическое руководство) - Москва, 2012 год

4 Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 − 2017 годы


Описание: Перед началом урока в классе дети спорят существует ли свиной грипп. Мнения разделяются. Круглова утверждает, что есть, так как она знает об этом от мамы, которая работает врачом. А Крюков утверждает, что свиного гриппа нет и что все это придумано для того, чтобы люди покупали лекарства. Спор продолжается, пока в класс не заходит Кузьмин в маске. А когда он ее снимает, все видят свиной пятачок.

Сюжет № 2 "На свой вкус"


Описание: Мальчик внимательно изучает книги в книжном магазине. Вслух комментирует каждую книгу, которую рассматривает. Все покупатели заинтересованы мальчиком. Он выбрал толстенную книгу про выпечку. Оказывается, он пришел, по просьбе мамы, купить чего-нибудь к чаю.

Сюжет № 3 "С правилами не спорят!"


Сюжет № 4 "Розыгрыш"


Описание: В магазин одежды заходит мальчик и просит померить шапку. Шапка ему не нравится и он уходит. Через некоторое время снова заходит в магазин и интересуется уже кепкой. Продавщица в недоумении. Сзади нее оказывается тот же мальчик, но уже с шапкой, а третий выходит из примерочной кабинки. И все они одинаковые. Продавщица падает в обморок, а ребята обсуждают, что эта продержалась дольше всех.

Сюжет № 5 "Добрая душа"


Описание: Мальчик задумчиво идет по двору. Заходит в подъезд и, когда собирается открывать дверь, слышит мяуканье. Он оборачивается и видит котенка, пытается не обращать на него внимания, но у него не получается. Он берет котенка и приносит домой, наливает ему молока. Затем мальчик открывает рюкзак и, оказывается, что там у него тоже котенок. Мальчик смотрит вокруг, а вся комната наполнена котятами.

Сюжет № 6 "Шапка - невидимка"


Сюжет № 7 "Приятного аппетита!"


Описание: Мальчик на рыбалке, забрасывает удочку и ждет поклевки, следя за поплавком. Затем вытаскивает удочку, а крючок оказывается пустым. Он снова нанизывает червя и забрасывает удочку. Проверяя ее через некоторое время, снова видит пустой крючок. И так несколько раз. В ярости, рыболов нанизывает на крючок всех червей, но когда поднимает удочку над водой – все они оказываются целы. Из воды выныривает рыбья голова и благодарит за то, что все наелись.

Сюжет № 8 "Кто на меня?!"


Сюжет № 9 "Сказочное место"


Описание: Девочка с мальчиком гуляя, зашли в лес. И тут вокруг них начинают появляться сказочные персонажи: русалка, баба-яга, леший, кикиморы. Им становится так страшно, что девочка согласна пойти с мальчиком куда угодно, даже на футбол.

Сюжет № 10 "Спасайся кто может!"


Описание: Миша новенький, и его сестра решает представить его в классе. Она рассказывает небылицы, что он чемпион по карате и что это он с виду тихий. Сначала все смеются, но потом девочка так входит в роль, что ребята разбегаются от страха, а Миша, испугавшись самого себя, сидит под партой и плачет.

Сюжет № 11 "Бомж"


Описание: Мама с дочкой выходят на улицу, выбрасывают мусор и из мусорного бака вылезает бомж. Девочка интересуется, почему дядя сидит на помойке и мама начинает подробно рассказывать, что он плохо вел себя в садике, в школе, не закончил институт, обижал девочек. Тогда дочка удивляется, откуда мама так хорошо знает бомжа.

Сюжет № 12 "Рыцарский турнир"


Описание: Журналистка спрашивает у директора лагеря есть ли в детях рыцарский дух. Директор начинает разглагольствовать о том, что девочки – это прекрасные дамы, мальчики – настоящие рыцари. Но тут начинается драка, которой директор не замечает и продолжает говорить о воспитанности детей.

Сюжет № 13 "Последнее желание"


Описание: Мальчик кушает палочки и последняя из коробки оказывается волшебной. Он подходит к маме и дает волшебную палочку ей. Она загадывает, чтобы сын помог ей и вскопал грядки. Потом мальчик подходит к папе, а тот загадывает, чтобы мальчик наколол дров. Тогда мальчик подходит к дедушке, но дедушка не услышал, что палочка волшебная и съел ее.

Перечислю самые показательные сюжеты.

Сюжет поражал смелостью. Признать важное место туалета в неформальной школьной жизни, это, знаете ли, не фунт изюму вам.

В связи с карантином из-за коронавируса я впервые за взрослую жизнь очутился в ситуации отмененных уроков, только ни фига не радостно, блин, а растерянно и тревожно.

То ли времени не хватало, то ли дурная голова покоя не давала, но обычным способом передвижения в школьные годы для меня был бег. Потому сюжет, где два приятеля несутся стремглав, боясь опоздать к началу урока, очень доставлял. Я жил в пятнадцати минутах ходьбы до школы, а умудрялся добираться за шесть-семь.

Классический сюжет про хулигана, которому устраивают торжественные проводы всем классом, замечателен опять перевертышем, - обычно хулиганов стыдили и разбирали на собраниях.

В роли Васи блистал юный ералашовец Павел Степанов. Именно такой хулиганский типаж тогда преобладал.

А это уже ситуация культпохода, где, ничего не поделаешь, буфет важнее представления. Может, не в те театры нас водили? Не помню ни одного спектакля вкуснее мороженого.

И вообще в походе в театр сцена отодвигалась на дело десятое. Главное, красиво одеться, ехать со всем классом через весь город, кого-то, под причитания учительницы потерять в метро и тут же найти. В театре блестящие, натертые полы, - самый смак ставить подножки. Потерять номерок, разбить взятый на прокат бинокль, плеваться бумагой сквозь скатанную рулончиком программку спектакля. Ну и буфет, куда без него?

Весело было, ей-богу!

Если считаете, будто телефонные пранкеры явление новейшего времени, то вот вам сюжетец, где советская школота делает ложные вызовы пожарников и скорой помощи на адреса одноклассников.

И писателей встречали примерно по таким же критериям.

toggle navigation toggle navigation


Топ лучших фильмов смотреть закрыть


Эволюция зомби в кино читать закрыть


Бонусный куш — фильмы за баллы! смотреть закрыть


Подборка российского кино смотреть закрыть

Читайте также: