Енуфа опера краткое содержание отзывы

Обновлено: 02.07.2024

Со страхом – из-за музыки ХХ века, которая почти всегда вызывает страх и из-за сюжета, обещавшего детоубийство.

В остальном режиссура иллюстративна. Подробно разведены мизансцены. Каждый участник хора со своим заданием. Добротные декорации.

Но о чем этот спектакль? Если бы на сцене не было бы Ларисы Гоголевской – не понять. Большая актриса придала этому смысл. Яркая, эмоциональная, страстная, властная, любящая, мучающаяся угрызениями совести – образ противоречивый, вызывающий и ужас, и сочувствие одновременно. Большая плоть в этом случае ничуть не мешала воспринимать музыкальный и актерский образ как единое целое. Пария очень ей к лицу, к голосу, к актерскому темпераменту. Если есть такая актриса в труппе, то это надо было ставить, даже если некому петь Енуфу (а петь Енуфу, судя по всем, некому).

Главные разочарования – это Матаева (которой партия просто не по голосу и не по диапазону, хотя Матаева – стройна и красива, чем не Енуфа? Но ей, бедняжке, постоянно и немилосердно приходилось форсировать, до петухов) и (традиционный для Мариинского театра) дисбаланс между громким оркестровым звуком и певцами, которые не обладают столь мощными голосами, чтобы этот звук перекрывать.

Енуфа — скромная деревенская красавица, которая угодила в любовный треугольник со сводными братьями, ревнивым Лацей и ветреным Штевой. Трагические события развиваются в геометрической прогрессии: предательство, отмена свадьбы, наконец, убийство незаконнорожденного ребенка Енуфы ее мачехой Костельничкой — во избежание пересудов.

Режиссер Александр Титель рассказал, как облегчил актерам задачу, а исполнители главных партий — о том, какими они видят своих героев.

Оперу я поставил на русском, а не в оригинале (на чешском языке), чтобы быть ближе и понятнее публике. И актерам легче так проживать каждую секунду своего сценического существования.

В этом произведении главное — сила жизни, ее неостановимое течение, сильные женские характеры. Мы все-таки привыкли ассоциировать женщину с хранительницей семьи, очага, стабильности. Может быть, это выглядит старомодно, но мне нравится. Вместе с тем сложно сказать, о чем опера может рассказать сегодняшнему зрителю.

Александр Титель

Со всеми партнерами было очень легко работать, особенно с Олей Гуряковой (исполнительница партии Костельнички. — Прим. mos.ru). Эмоционально она очень сильный человек: даже когда просто стоишь на сцене рядом с ней, чувствуется волна энергии. Вообще вся наша команда очень дружная.

В первом акте моя героиня еще молодая девушка, ничем не раненная, мачеха ее от всего оберегала. Она собирается замуж за Штеву, от которого ждет ребенка. Но свадьба срывается после того, как Лаца, сводный брат Штевы, в порыве ревности ранит ей лицо. А потом, чтобы избежать огласки, мачеха по прозвищу Костельничка топит младенца в проруби.

И в третьем акте мы видим, как Енуфа прощает ту, которая убила ее ребенка. Это высшая степень доброты, понимания, принятия. Финал, по-моему, можно воспринимать как перерождение героини, потому что ей нужно было перешагнуть через страдание, боль, муку и обиду, которые ей причинили, и начать жизнь заново. В моей героине есть внутренняя гармония, и самое главное в ней — это милосердие и любовь к людям. Не все на такое способны. Мне это близко, и я эту роль хорошо понимаю, мне приятно ее исполнять.

Елена Безгодкова

Дмитрий Полкопин (Штева): Мой герой Штева — слабохарактерный, достаточно подлый и трусливый. Но я думаю, что-то хорошее в нем все же есть, как и во всяком человеке, просто весы перетягивают на какую-то сторону — либо темную, либо светлую. Идеальных людей не бывает.

Он изначально не был готов к браку. Ему было удобно просто встречаться с Енуфой, они были знакомы с детства. И когда получилось так, что она оказалась в положении, Штева вынужден был жениться, он откупился от армии, чтобы исполнить свой долг. Но он не нагулялся, и мачеха Енуфы, видя это, сказала, что свадьба будет только через год, когда Штева докажет серьезность намерений.

Технически и физически исполнять эту роль было сложно, хотя партия и не очень большая. Постоянные интервалы, непростая музыка. Александр Борисович хотел, чтобы все было по-настоящему: чтобы мы выдавали те эмоции, которые испытываем в жизни, чтобы вели себя на сцене так же, чтобы не было фальши. Чтобы поместили себя в обстоятельства героя.

Дмитрий Полкопин

Ольга Гурякова (Костельничка): Какое бы злодеяние ни совершила моя героиня, эту роль я люблю. Это что-то совершенно новое для меня, интересное путешествие — и вокальное, и драматическое. Я знаю оперу изнутри, у меня было три постановки, где я пела партию Енуфы и всегда с восхищением смотрела на Костельничек — как выдерживают, как перевоплощаются артистки. И когда я видела, что с ними происходит на сцене, я не могла поверить, что это один и тот же человек. И вот теперь поняла, как это. Надеюсь, что и у нашего спектакля будет долгое плавание.

Грех моей героини — гордыня, один из смертных. Она вырастила Енуфу, у которой умерла мать, и девочка всегда была грамотной, воспитанной, лучше всех. Как это она могла нагулять ребенка? А что люди скажут?! Перенести это на наше время невозможно, но в XIX веке, когда происходит действие, были другие нравы.

Костельничка решает проблему по-своему — убивает ребенка. Но что такое гордость по сравнению с человеческой жизнью? Она говорит, что верит в Бога, но непонятно, какому Богу молится, во что эта вера? Одержимость, фанатичность, которая приводит к такому концу. Вместе с тем Костельничка любит падчерицу и думает, что делает лучше для нее же. Нет ребенка — нет проблемы.

Никто не ожидает, что Енуфа обладает такой мудростью и душевной силой, чтобы простить. Но в конечном счете миром правит любовь.

Действующие лица:

Бабушка Бурыйа, хозяйка мельницы (меццо-сопрано), Сводные братья, её внуки: Лаца Клемень (тенор) и Штева Бурыйа (тенор), Дьячиха (церковная сторожиха), вдова, невестка Бурыйи (сопрано), Енуфа, её падчерица (сопрано), Старик-работник на мельнице (бас), Староста (бас), Старостиха (меццо-сопрано), Каролка, их дочь (меццо-сопрано), Служанка (меццо-сопрано), Барена, служанка (сопрано), Янек, пастушок (сопрано), Кума (меццо-сопрано).
Рекруты, музыканты, рабочие на мельнице, деревенские жители, дети.

Действие происходит в чешской деревне в конце XIX века.

Во дворе мельницы, стоящей на краю горной деревушки, заняты хозяйственными заботами бабушка Бурыйя и Лаца. Здесь же Енуфа, пришедшая помочь родственникам. Печальны ее мысли: если Штеву заберут в солдаты, не бывать свадьбе. А у нее должен родиться ребенок. Нерадостны и размышления Лацы: — безответна его любовь к Енуфе, да и дома плохо живется — Бурыйя все делает для Штевы, а к Лаце относится, как к простому батраку. Внезапно работник приносит новость: Штеву освободили от рекрутчины. Бурыйя и Енуфа счастливы. Лаца озлоблен: пропала его последняя надежда завоевать сердце Енуфы. Шумной толпой вваливаются новобранцы, с ними пьяный Штева. Разгневанная его поведением Дьячиха грозит, что не выдаст за него свою падчерицу Енуфу, если парень не даст слово, что год не прикоснется к хмельному. Енуфа умоляет жениха образумиться. Лаца горячо говорит девушке, что бездельник и шалопай Штева — не пара ей, признается в любви. Но Енуфа отталкивает парня. Охваченный ревностью, он ударяет ее ножом в лицо.

Изба Дьячихи. Здесь уже полгода заперта Енуфа. После того страшного дня она призналась в грехе мачехе, и Дьячиха решила во что бы то ни стало скрыть правду от односельчан. Неделю назад у Енуфы родился сын. Дьячиха дала Енуфе сонного зелья, а сама уговаривает Штеву жениться. Но у того уже назначена свадьба с дочерью деревенского старосты Каролкой. Воспользовавшись удобным случаем, он сбегает. Появляется Лаца. Он молит Дьячиху выдать за него Енуфу. Сгоряча старуха рассказывает ему обо всем. Лаца ошеломлен. Чтобы как-то сгладить впечатление, Дьячиха говорит, что ребенок умер, и страшная мысль овладевает ею. Выпроводив парня, она хватает ребенка и бежит к пруду. Возвратившись, она говорит очнувшейся Енуфе, что за два дня, которые та была в беспамятстве, ребенок умер. Вновь приходит Лаца. Нежностью и любовью он согревает измученную Енуфу, и она соглашается на брак.

Празднично украшена изба Дьячихи. Сегодня свадьба. Все радостны, лишь Дьячиха мрачна, ее мучает раскаяние. В момент обручения на улице раздается тревожный крик. На речке парни нашли труп младенца. Енуфа узнает чепчик своего маленького Штевушки, Дьячиха признается в совершенном преступлении. Узнав о низости Штевы, Каролка отказывается от жениха. Дьячиху уводят. С Енуфой остается Лаца. Он всегда будет любить ее.

История создания

Музыка

Леош Яначек (Leoš Janáček)

Дискография: CD — Decca. Дир. Маккерас, Енуфа (Сёдерстрём), Церковная сторожиха (Рандова), Лаца (Охман), Штева (Дворский).

Краткое содержание оперы

Краткое содержание

Действие происходит в чешской деревушке в конце 19 века.

1. Девушка Енуфа пришла на мельницу. Она хочет помочь по хозяйству бабушке Бурыйе и Лаце, брату её любимого Штевы. Девушка молится о том, чтобы его не забрали в солдаты, ведь она ждёт от него ребёнка. Она мечтает поскорее сыграть свадьбу, чтобы никто не догадался ни о чём.

Лаца тоже грустит. Он безответно влюблён в Енуфу, но она выбрала его брата Штеву. Вдруг один из работников приносит новость: Штеву не берут в армию, и вскоре он вернётся из города.

Бабушка Бурыйя и Енуфа счастливы, но Лаца расстроен. Он надеялся в отсутствие брата завоевать сердце девушки.

2. Пьяный Штева с компанией друзей возвращается домой в деревню из города. Он задирает людей, горланит песни. Сторожиха мельницы, мачеха Енуфы, отчитывает его за такое поведение. Она говорит, что не отдаст за него замуж свою падчерицу, если он будет пьянствовать. Енуфа в ужасе и отчаянии от слов мачехи. Она пытается успокоить жениха. Штева с улыбкой обращается к любимой, обещает любить её вечно, восхищается её красотой. Он сравнивает её с наливным румяным яблочком.

Лацо горячо убеждает Енуфу в том, что его брат не пара ей. Он признаётся девушке в своих чувствах, но она отталкивает его, насмехаясь над ним. В Лацо взыграли чувства, и он выхватывает нож. В порыве ревности юноша замахивается на Енуфу. Он ранит ей щёку ножом, и, сам ужаснувшись своему поступку, убегает.

3. Прошло полгода. На сцене – домик сторожихи. Енуфа давно призналась мачехе в том, что ждёт ребёнка. Та решила запереть девушку дома, чтобы в деревне никто не узнал о её позоре. Все эти месяцы Енуфа провела взаперти, а неделю назад она родила сына.

Мачеха напоила Енуфу сонным отваром, а сама вызвала Штеву запиской. Он пришёл, и женщина уговаривает его жениться на падчерице. Но тот отказывается, ведь у него уже назначена свадьба с дочкой сельского старосты, Каролкой. Он даже не стал смотреть на ребёнка, и ушёл.

Сразу после его ухода в дом входит Лацо. Он умоляет дьячиху отдать Енуфу за него замуж. Та признаётся ему, что у девушки родился ребёнок от Штевы. Лацо шокирован.

Дьячиха говорит Лацо, что младенец умер. Она выпроваживает юношу, и решает избавиться от младенца, чтобы Лацо не передумал жениться. Она берёт малыша, завёрнутого в одеяло, и уносит его к пруду, чтобы утопить.

Енуфа очнулась от сна. Мачеха убеждает её, что малыш умер, пока она спала. Девушка потрясена. Вернулся Лацо, он снова просит руки девушки. В отчаянии, Енуфа соглашается выйти замуж за Лацо.

4. Прошло ещё два месяца, и в доме дьячихи идёт подготовка к свадьбе. Все радуются, поют песни, веселятся. И только хозяйка дома, дьячиха, не весела. Она мучается угрызениями совести после убийства младенца.

С улицы прибегают люди, и рассказывают, что нашли в пруду труп младенца. По его одеяльцу становится понятно, что это ребёнок Енуфы. Жители деревни в ярости хотят учинить самосуд над ней: они собираются забить её камнями. Но мачеха не выдерживает, и признаётся всем, что убийство младенца – её рук дело.

Мачеху арестовывают. Енуфа в ужасе. Она только сейчас узнала, что младенец был утоплен в пруду. Невеста Штевы, Каролка, узнав о связи жениха с Енуфой, отказывается выходить за него замуж.

Все гости расходятся. И только верный Лаца остаётся с любимой. Он клянётся никогда не оставлять её.

Читайте также: