Критерии чтения в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Хочу напомнить, что на основе рекомендаций ФГОС по оцениванию универсальных учебных действий школа издаёт нормативные локальные акты о системе оценивания, положение о нормах и критериях оценок в начальных классах.

В 1 классе безоценочная система обучения по всем предметам, отметки не выставляются в течение всего учебного года.

В этой статье рассмотрим, как оцениваются знания учащихся по литературному чтению и окружающему миру во 2-4 классах.

Литературное чтение

В начальной школе проверяются и учитываются: понимание (осознанность) прочитанного текста, способ чтения (по слогам или целыми словами), правильность, беглость, выразительность. В прежние времена 3 раза в год (в сентябре, в конце полугодия, в конце года) обязательно проверялась техника чтения. Сейчас обязательной проверки нет, но учитывается темп чтения незнакомого текста

I полугодие. Темп чтения незнакомого текста:

1 уровень (обязательный): 10-15 слов в минуту

2 уровень (возможный): 20-30 слов в минуту.

II полугодие. Темп чтения незнакомого текста:

1 уровень (обязательный): 20-30 слов в минуту

2 уровень (возможный): 30-40 слов в минуту.

I полугодие. Темп чтения незнакомого текста:

1 уровень (обязательный): 30-40 слов в минуту

2 уровень (возможный): 45-60 слов в минуту.

II полугодие. Темп чтения незнакомого текста:

1 уровень (обязательный): 50-60 слов в минуту

2 уровень (возможный): 60-70 слов в минуту.

I полугодие. Темп чтения незнакомого текста:

1 уровень (обязательный): 60-65 слов в минуту

2 уровень (возможный): 70-80 слов в минуту.

II полугодие. Темп чтения незнакомого текста:

1 уровень (обязательный): 80 слов в минуту

2 уровень (возможный): 90 слов в минуту.

I полугодие. Темп чтения незнакомого текста:

1 уровень (обязательный): 85-90 слов в минуту

2 уровень (возможный): 95-100 слов в минуту.

II полугодие. Темп чтения незнакомого текста:

1 уровень (обязательный): 100 слов в минуту

2 уровень (возможный): 120 слов в минуту.

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Требования к пересказу:

Чтение наизусть:

Окружающий мир

Контроль знаний по окружающему миру проводится в форме устного опроса и тестовых заданий.

В процессе изучения предмета учащиеся должны:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами;

- выполнять практические работы по изучаемым темам;

- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь объективно оценить себя, одноклассника;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной жизни.

При ответе ученик может допустить грубые или негрубые ошибки, которые повлияют на оценку:

Грубые ошибки:

- неправильное определение понятия (явления);

- нарушение последовательности в описании объекта (явления);

- неправильное раскрытие причин, закономерностей;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры;

- неумение выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы;

- неумение ориентироваться на плане, карте; показывать на плане, карте изучаемые объекты

Негрубые ошибки:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы;

- неточности при нахождении объекта на плане, карте, которые устраняет сам ученик по наводящим вопросам учителя

Исправления, аккуратно сделанные ребенком, ошибкой не считаются.

Надеюсь, статья помогла внести ясность в систему оценивания по чтению и окружающему миру.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Критерии оценок по литературному чтению

Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:

- беглость, правильность, осознанность, выразительность

В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.Правильная постановка логического ударения.

3. Правильный выбор темпа.

4.Соблюдение нужной интонации.

5. Безошибочное чтение.

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова.

2.Подбирать правильную интонацию.

4. Читать выразительно.

Пересказ

Каждый тест состоит из десяти заданий разной сложности. На выполнение теста отводится урок. Выполненное задание оценивается в 1 балл, невыполненное – 0 баллов.

Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)

2 класс

3 класс

4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой разработке представлены задачи контролирующей деятельности по литературному чтению в 1 - 4 классах, классификацию ошибок и недочётов при чтении, оценивание навыка чтения младших школьников, а также требования к выразительному чтению, пересказу, чтению по ролям, чтению наизусть.

Критерии оценивания и особенности организации контроля по литературному чтению в 1 – 4 классах

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует читательскую деятельность учащихся:

- умение ориентироваться в книге,

- знание литературных произведений, их жанров и особенностей,

- знание имён детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.)

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. В 1 классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведётся работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов). Во 2 – 4 классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. В 1 классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10 – 15 % в 1 классе и до 80 – 85% в 4 классе).

Задачи контролирующей деятельности

В 1 классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 30 – 40 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений.

Во 2 классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50 – 60 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.

В 3 классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 70 – 75 слов в минуту (вслух) и 85 – 90 слов в минуту (про себя), проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка.

В 4 классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80 – 90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть подготовленного и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

- неправильная постановка ударений ( более 2);

- чтение всего теста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при

- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

- неумение выделить основную мысль прочитанного;

- неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

- нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста;

- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

- не более двух неправильных ударений;

- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

- неточности при формулировке основной мысли произведения;

- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при

передаче характера персонажа.

Виды контроля результатов обучения

Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить в устной или письменной форме. Письменная работа может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчёт количества слов (слово средней длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задаёт после чтения вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами.

На итоговых уроках литературного чтения также используются контрольно-измерительные материалы (КИМы): тестовые, проверочные и контрольные работы. Данные задания соответствуют программе по русскому языку для начальной школы и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Оценивание навыка чтения младшего школьника:

правильность чтения, чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.



Чтение — один из базовых навыков школьника. Действительно, уметь читать необходимо не только на уроках литературы, но и на математике (прочесть задачу), окружающем мире (параграф), музыке (например, текст песни). Не умея достаточно бегло читать и понимать прочитанное, ребенок теряет возможность успешно учиться вообще. Что же такое техника чтения и как ее проверить и повысить при необходимости?

Две составляющие процесса чтения

Второе — это способность понимать смысл прочитанного, воспринимать его суть и языковые особенности.

Нормы для учеников разных классов

Ниже приведены таблицы, в которых указаны ориентировочные нормы техники чтения по ФГОС (1-4 класс). Эти таблицы можно использовать для проверки уровня навыка у ребенка дома и в школе; естественно, по классам показатели меняются. Однако необходимо осознавать, что техника чтения — необходимое базовое умение, но недостаточное. После того, как сформирована техника, необходимо переходить к освоению осмысленности чтения.

Как проверить технику чтения

Чтобы выяснить, соответствуют ли показатели ученика нормам техники чтения по классам по ФГОС, надо правильно проверить технику чтения.

Что при этом учитывается?

  • скорость чтения: сколько целых слов читает ребенок за минуту;
  • способ чтения: читает ли школьник по слогам или прочитывает слово целиком;
  • выразительность чтения (соблюдает ли ребенок интонацию, задаваемую знаками препинания: перечислительную при однородных членах; интонацию конца предложения при точке, вопросительную при вопросительном знаке и восклицательную — при восклицательном);
  • правильность чтения: отсутствие искажений слов.

Готовя текст для проверки техники чтения, надо соблюдать следующие требования:

  • он должен быть незнакомым, но нетрудным, без длинных предложений и сложных синтаксических конструкций;
  • смысл текста должен быть доступен пониманию ребенка;
  • размер шрифта должен соответствовать возрасту школьника;
  • весь тест должен располагаться на одной странице, на которой не должно быть иллюстраций.

Ход проверки

Но этого мало. Проводить проверку техники чтения надо несколько раз в год; дети не должны воспринимать эту процедуру как нечто травмирующее. Поэтому выставлять оценку собственно по результатам проверки не следует. Оценивание чтения проводится на уроке литературного чтения.

Надо предложить ребенку читать текст в течение трех минут. Если ученик ошибся, запрещено его останавливать или поправлять: это нужно сделать после проверки. Следует постараться настроить ребенка на спокойное выполнение работы. Если не получилось (ребенок заикается от волнения, его голос срывается), лучше перенести проверку: ее результаты будут неточными.

Как считать слова

После того как ребенок читал в течение трех минут, его надо остановить и пометить слово, до которого он дошел. Затем подсчитать все прочитанные слова, в том числе предлоги, союзы и частицы. Полученный результат надо разделить на три, чтобы узнать, сколько слов в минуту прочитал школьник; в школе результат вносится учителем в бланк проверки. Это поможет следить за динамикой учеников; результаты можно также заносить в портфолио школьника.

Если проверку проводят родители дома, то ученику 3-4 класса можно предложить читать в течение 5 минут и разделить затем количество слов, прочитанных за это время, на пять. Такой результат будет еще точнее.

Осмысленность чтения

Следуя требованиям ФГОС, стоит после прочтения текста задать ребенку несколько несложных вопросов по содержанию, чтобы проверить, понимает ли школьник, что он читает.

Но при этом надо помнить, что осмысленное чтение — это уже второй этап при обучении. Сначала необходимо отработать технику.

Как можно повысить технику чтения

Существует огромное количество упражнений, направленных на повышение техники чтения. Некоторые виды удобны для работы в классе, другие результативнее при использовании дома, индивидуально.

Для индивидуальных занятий, например, отлично подойдет упоминавшийся выше сборник упражнений Г.Г. Мисаренко. В нем подобраны слова и предложения в соответствии с уровнем сложности.

Прекрасные результаты дают следующие упражнения:

Как тренировать осмысленность чтения

После того как техника чтения стала достаточной, можно уделить время формированию осмысленности чтения.

Порекомендуем несколько игр.

Развитие техники чтения — важнейшая задача. Надеемся, наша статья будет полезна и поможет достичь высоких результатов.

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: