Энтони бивор сталинград краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Книга Бивора "Слалинград" - это очернение нашей истории и отвратительная ложь. Книга полна обычных англо-саксонских стереотипов и унизительных штампов. Родина-Мать названа памятником жертвам Сталинского режима. Мусор.

Энтони Бивор продолжает бросать вызов общепринятой в России истории битвы за Сталинград.
Довольно подробное описание всех ключевых событий.
Будет полезно тем, кто действительно хочет понять что происходило в то время, и меру ответственности всех сторон.
Издание очень хорошее, бумага белая, страницы не просвечивают.

Факты Бивор приводит чудовищные, и делает он это так, чтобы еще раз очернить нашу страну и опустить достоинство русского человека. А мемориал на Мамаевом кургане он назвал "чудовищным", созданным как памятник жертвам Сталинского режима, а не героям Великого сражения! Не имеет права он писать так о нашей истории, даже если он пишет правду!

Русскоязычному читателю эту книгу читать не просто. Автора нельзя заподозрить в том, что он симпатизирует “нашим” — нет, лишения гитлеровцев описаны не менее подробно, чем тяготы советской стороны. Понятно, что война есть война и на ней страдают все. Но зачем автор так подробно описывает, как немцы и их союзники, недоедали, мучились от вшей и холодных зим, у русского читателя вызывает недоумение. Впрочем, книга написана в первую очередь для европейского и американского читателя.

Книга базируется на обширном архивном материале, автор подробно описывает, как сложно ему было работать в российских архивах, как наши не хотели его туда пускать. Наверное, поэтому в тексте он чаще ссылается на немецкие источники и вообще больше пишет о немецкой стороне. Как немцы наступали, как оборонялись, как были окружены в “котле” как хотели выбраться, как попали в плен. Очевидно, в немецких архивах автору работалось комфортно.

Чем же хороша книга? Она живо и интересно написана. Наверное, ее можно назвать объективной, хотя свои симпатии и антипатии автор не скрывает. Например, и Гитлер и Сталин по книге активно вмешиваются в руководство военными действиями, что почти всегда идет им во вред, но первый изображен более непредсказуемым и неадекватным. Автор поражается тому, насколько советское руководство не ценило жизнь рядового солдата, но с большой симпатией говорит о военном таланте Жукова и т. д. Подробно описаны насилие немецких оккупантов по отношению к гражданскому населению, с восхищением автор говорит о подвиге советских женщин — тружениц тыла. В общем, книгу можно прочесть по-разному, есть вещи, вызывающие негодование, есть моменты, которые заставляют гордиться советским солдатом.

Ну что сказать - прекрасная военная история.
Понимаю что сейчас в военно патриотическом угаре будет выглядеть моветоном мое мнение,но я не могу кривить душой в угоду конъюнктуре.
Правительство Свердловской области запретило Бивора в муниципальных библиотеках. Ну что же есть Лабиринт. Спасибо за эту книгу.
Прекрасное оформление, отличный текст.
Нет там никакого прославления нацизма или негативного отзыва о Советской армии.
Скорее наоборот. Жертвы нашего народа и героизм наших бойцов ни в коей мере не умаляется.
Просто привыкли наши граждане к формуле "у нас разведчик, у них шпион".
Да написано что немецкие солдаты мерзли, страдали от ран. Ну и что?
Бивор в самом начале пишет что вторжение нацистов произошло и благодаря тому что немецкий народ их поддержал.
Прекрасная книга отличного автора. Рекомендую.

У Энтони Бивера слава одного из ведущих авторов, пишущих на тему Второй мировой войны. И эта книга - яркое тому подтверждение. Он не просто излагает ход кампании и ее военную составляющую - по этому поводу есть сотни книг, начиная от монографии академика Самсонова из Института военной истории МО СССР, до современных публицистических работ типа Б.Соколова "Чудо Сталинграда". Труд Э.Бивера несколько иной. Он нашел новые источники, широко привлекая немецкие (воспоминания участников, некоторые документы) и советские (ранее нераскрытые донесения политработников армий и доклады НКВД), но и построил ее не по привычным для нас схемам военно-исторического сочинения и не публицистическое произведение, а глубоко научное повествование о людях с обеих сторон фронта, их страдании, ужасе, героизме и стойкости. В ней нет умиления стойкости или выпячивания героизма, он строго и добросовестно описывает повседневность фронта, где каждый день - это неимоверная стойкость, мужество и трагедия. После чтения ее не оставляет впечатления, что прочитал хороший роман на историческую тему, настолько полнокровной и объемной получилась картина Сталинградской битвы. Отдельное спасибо переводчику и редактору - все очень достойно и профессионально. Вполне очевидно, что автор просто не мог описывать движение каждого подразделения и сражения - это уже неоднократно описывалось и нашло отражение в военно-исторической литературе (см. труды Самсонова, Исаева и др.) - здесь это фон, на котором действуют люди - солдаты и жители города, военные врачи и военные капелланы. И через прикосновение к их жизни и военным судьбам раскрывается великая драма битвы за Сталинград. Особым достоинством ее является то, что всегда замалчивалось в наших трудах - около 50 тысяч бывших советских солдат сражалось на стороне немецких войск, как до окружения, так и в самом окружении. Практически все они погибли в бою или были расстреляны, попав в плен е "своим". Новая драма этой войны. И таких в ней много и не все еще раскрыты. Вот откуда тысячи "власовцев" в рассказах ветеранов!
Но книга не об этом или, вернее, не только об этом. Она о людях на войне и самой этой безжалостной и суровой школе, молохе, который сжег миллионы жизней и с той и с другой строны. И, конечно, она о мужестве простых солдат, их героизме и самопожертвовании, их героизме и стойкости, превосходящих многое, что случилось в истории 20 века. И о победе. Трудной, кровавой и такой необходимой.
Прекрасная работа исторического жанра - пример, как надо писать научные труды. Не как сухую сводку, а произведение, роман с героями и людскими судьбами. Так, как писали Карамзин, Костомаров и другие выдающиеся историки. И как перестали писать сейчас, когда псевдонаучный штиль диссертаций вытеснил живое слово из науки.
К числу некоторых недостатком следует отнести малое количество карт, но, в принципе, это мало искажает восприятие. С какого-то момента начинаешь просто читать. и не откладываешь, пока она не закончится. Захватывающее повествование.
Еще раз скажу - прекрасная научная работа, написанная хорошим сочным зыком.

Энтони Бивор - Сталинград

Энтони Бивор - Сталинград краткое содержание

Сталинград - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Медицинская помощь солдатам не входила в число приоритетов для командиров Красной армии. Если тяжелораненый боец больше не мог сражаться, офицеры думали только о том, кем бы его заменить. Однако подобное отношение никоим образом не умаляет подвиг самых, возможно, храбрых героев Сталинградской битвы – санинструкторов, молодых студенток и вчерашних школьниц, получивших лишь основы медицинской подготовки.

При этом жертвенность санинструкторов отнюдь не гарантировала быстрое и успешное излечение бойцов и командиров. Вынесенных с поля боя раненых собирали на берегу Волги, где они лежали до глубокой ночи. Потом их перетаскивали на суда и лодки, доставившие в город продовольствие и боеприпасы. Раненых выгружали на левом берегу, но и это еще не означало, что их страдания скоро закончатся.

Однажды уцелевшие девушки-бойцы переформировывавшегося авиационного полка, которые ночевали в лесу на левом берегу Волги, были разбужены какими-то странными звуками. Они тихонько пробрались к опушке, чтобы выяснить, в чем дело. Там девушки увидели тысячи раненых, которых переправили через реку ночью. Раненые кричали и стонали, бредили и просили принести воды… Прибывшие с ними санинструкторы пытались им помочь, но медицинского персонала было совсем немного. Девушки поспешили на помощь. Бывшая акушерка Клавдия Штерман тут же дала себе слово добиваться перевода в санитарную часть.[347]

В то время как известные работы видных историков о Сталинградской битве, в большинстве своем, начинают свой подробный экскурс с летнего наступления Вермахта 1942 года, Энтони Бивор выбрал точкой отсчета начало наступления на Восток. Первая вступительная глава описывает обстановку, общественное настроение и финальные военные приготовления 21 июня 1941 года, по обе стороны границы и в столицах двух государств: СССР и Германии Адольфа Гитлера. Пока 3.6 миллиона солдат получали, наконец, свои приказы о предстоящих боевых задачах, дипломаты обеих стран ожидали начала неизбежного – войны на Востоке.

Автор заходит издалека и почти треть книги “Сталинград” посвящена периоду между 21 июня 1941 года и июлем 1942 года. Вместе с этим, Бивор не ставит себе масштабную историческую задачу подробнейшим образом рассмотреть операцию Барбаросса. Он, шаг за шагом, объясняет читателю ключевые этапы, поворотные события, раскрывает личности государственных и военных деятелей. Немаловажная роль уделена попытке объяснить идеологическую составляющую этой компании с обеих сторон. Следуя по календарю за армией Вермахта, книга создает глобальную ретроспективу возникновения обоих режимов, формирования культа личности Гитлера и Сталина, создания во второй половине 1930-х годов континентальных армий, предшествующих войн с другими государствами.

План Барбаросса. Энтони Бивор

Сталинградскую битву принято называть поворотным моментом всей Второй Мировой Войны, в особенности на европейском театре военных действий (ведь Перл-Харбор и высадка союзников в Северной Африки могут оспорить такой негласный титул). Бивор наглядно показывает развитие или утрату инициативы Германией. Две главы, так или иначе, посвящены Битве за Москву и первому серьезному поражению Вермахта, после столь успешной летней и осенней кампаний. Важное внимание уделено военным преступлениям на оккупированных территориях Советского союза, с кратким экскурсом в карательные акции айнзатцгрупп.

Энтони Бивор умеет мастерски работать с тем, что можно назвать историческим чеховским ружьем, которое в нужный момент выстреливает соединением нитей повествования. Так предварительное описание военных преступлений Вермахта по части содержания советских военнопленных, в конце книге даст понимание, почему из 91 000 сдавших в плен солдат, только каждый восемнадцатый вернется, спустя много лет, домой в Германию. Отношение к раненым будет отражено зеркально, после взятия советскими войсками госпиталей. Подробный экскурс в историю воинских формирований других стран на стороне Третьего рейха, даст понимание о слабых звеньях немецкого тыла, об особенностях распределения продовольствий. Грабительское отношение к гражданскому населению объяснит невозможность масштабной народной поддержки против сталинской диктатуры.

Отдельно Энтони Бивор уделяет особое внимание формированию и адаптации военной мысли в обеих лагерях. С одной стороны, усиливающееся влияние личности Гитлера на принятие решений, подавление авторитетного мнения немецкого генералитета, искажение традиций прусской военной школы офицерства, нарастающее недоверие к сомневающимся, опьяняющие победы лета 1941 года. С другой политические чистки в советской армии перед войной, подавление инициативы командующих, нетерпение, а после внимание Сталина к мнению своих талантливых генералов, применение опыта Вермахта в собственной стратегии, переход к гибкой обороне и формированию резервов.

Еще до перехода непосредственно к Сталинградской битве на Волге в августе 1942 года, несколько глав книги детализируют планы летнего наступления Вермахта, смену командующего 6-й армией с Рейхенау на Паулюса. Успехи продвижения между Доном и Волгой опьяняли не только командиров, но и простых солдат, которые уже видели себя отдыхающими дома в отпуске. Книга постоянно обращается как к состоянию немецкой военной машины и ее союзников, так и к красной армии, которая несла тяжелейшие потери и отступала вглубь страны вплоть до города, который станет той самой, воспеваемой обеими сторонами, крепостью на Волге. Таким образом, конец августа в книге символизирует практически ее половину.

Книга Энтони Бивор Сталинград

Историческая дедукция и индукция Энтони Бивора

Энтони Бивор создает на удивление масштабную перспективу Сталинградской битвы с обеих сторон. Любое серьезное историческое исследование обязано опираться на разнообразные источники на разных уровнях понимания. Автор этой книги практикует постоянный, местами контрастный переход от частных историй и фактов к глобальным событиям и умозаключениям, и наоборот. Бивор использует макровзгляд на Сталинградскую битву, на состояние двух армий, на войну на Востоке между СССР и Германией, на Вторую Мировую в целом, и затем детализирует частные события, которые разворачиваются в солдатских блиндажах и домах местных жителей.

Историческая дедукция и индукция Энтони Бивора

Ярким примером исторической индукции, которую использует Энтони Бивор, то есть следование от частных примеров к общим выводам, служат письма и воспоминания участников Сталинградского сражения. Книга регулярно приводит цитаты из солдатских писем на фронте, при этом соотнося их содержание, сдержанность или предопределенную цензуру с общей картиной происходящего. Автор часто парно приводит мысли простых немецких и советских солдат о печальном положении, снабжении и вооружении, с ситуацию на фронте в глобальном смысле. Даже контрастное повествование, переключающее внимание между тяготами солдат и рассуждения в ставках главнокомандующих.

Обратный пример – выведение частных выводов на уровнях более низкого повествовательного порядка, на основе глобального мета взгляда на войну. Числа доставляемых грузов, количества перебежчиков, союзных войск, боеприпасов после детализируются рассказом о том, как это отражалось на солдатах в окопах, сталинградских развалинах, в лагерях для военнопленных. Каждая единица в общем числе – это живой человек и Бивор отлично переключается от большего к меньшему. Перепалка между Гитлером и начальником генерального штаба, как и едкие замечания Сталина, после дополняются тем, как солдатам и офицерам приходилось воплощать фантазии своих диктаторов в жизнь.

Адольф Гитлер и Сталинградская трагедия

Исторические личности. Образы командующих в книге

Как бы детально книга не описывала страдания, переживания и надежды солдат и офицеров Вермахта с одной стороны и Красной армии с другой, бесспорно внимание автора к ключевым историческим личностям. К людям, которые оказывали максимальное влияние на происходящее. Об их жизни обычно написана не одна книга, а после части остались личные мемуары. Какие из них оказались оправдательными историями, другие извинениями. Если говорить о частоте упоминания фамилий в книге Энтони Бивора Сталинград, график можно выстроить следующим образом.

330 – Адольф Гитлер

299 – Фридрих Паулюс (командующий 6-й армией)

160 – Йосиф Сталин

99 – Василий Чуйков (командующий 62-й армией)

91 – Эрих фон Манштейн (командующий группой армий Дон)

65 – Георгий Жуков (представитель Ставки, координатор контрнаступления)

61 – Николай Дятленко (переводчик и переговорщик, капитан)

55 – Артур Шмидт (начальник штаба 6-й армии)

43 – Ганс Хубе (генерал танковых войск, командующий 14-м танковым корпусом)

66 – Вальтер фон Зейдлиц (генерал артиллерии, командир 51-корпуса)

Если говорить об образе двух диктаторов, то Бивор критическими фактами оценивает негативное влияние культа личности на принятие важных стратегических решений с обеих сторон, как до Сталинградской битвы, так и в процессе. Автор регулярно озвучивает мнение, что Адольф Гитлер не обладал достаточными знаниями для самого важного военного поста в стране, а Иосиф Сталин долгое время игнорировал мнение и инициативу своих генералов. Ответственность Фридриха Паулюса также рассматривается достаточно разносторонне, как с точки зрения его пассивности на посту командующего, так и с точки зрения реальной свободы принятия решений. Книга на удивление мало внимания уделяет Манштейну, как, например, этот делал Иоахим Видер в своей монографии. При этом более, чем другие работы по теме, детализируют участие таких офицеров, как Артур Шмидт, Ганс Хубе и советского переводчика Николая Дятленко.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Энтони Бивор Сталинград

Сталинград: краткое содержание, описание и аннотация

Энтони Бивор: другие книги автора

Кто написал Сталинград? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Энтони Бивор: Вторая мировая война

Вторая мировая война

Энтони Бивор: Сталинград

Сталинград

Энтони Бивор: Гражданская война в Испании 1936–1939

Гражданская война в Испании 1936–1939

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Энтони Бивор: Высадка в Нормандии

Высадка в Нормандии

Энтони Бивор: В интересах государства

В интересах государства

Энтони Бивор: В интересах государства

В интересах государства

Иоахим Видер: Сталинград: К 60-летию сражения на Волге

Сталинград: К 60-летию сражения на Волге

Хейнц Шрётер: Сталинград. Великая битва глазами военного корреспондента. 1942-1943

Сталинград. Великая битва глазами военного корреспондента. 1942-1943

Энтони Бивор: Вторая мировая война

Вторая мировая война

Энтони Бивор: Высадка в Нормандии

Высадка в Нормандии

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Сталинград — читать онлайн ознакомительный отрывок

© Antony Beevor and Artemis Cooper, 1998

© Саксин С., перевод на русский язык, 2014

Фото

* * *

Необыкновенно мощная книга… рассказ Бивора о событиях величайшего сражения остается с читателем еще долго после того, как тот перевернет последнюю страницу.

TorontoGlobe and Mail

Душераздирающая трагедия Сталинграда нуждалась в летописце, способном не только собрать исторические факты, но и заглянуть в человеческую душу. И таким летописцем стал Энтони Бивор.

Предисловие к новому изданию

Когда пять месяцев спустя нас с моей переводчицей Любовью Виноградовой наконец допустили к подольским архивам, обилие предоставленных материалов многократно превзошло все мои ожидания. Практически каждый день сражения, начиная со второй половины августа 1942-го и до конца года, политотдел Сталинградского фронта отправлял в Москву по воздуху невообразимо подробный доклад, какой не встретишь в военных дневниках. Эти отчеты были адресованы Александру Щербакову, начальнику Главного политического управления Красной армии. Ежедневные доклады содержат от 10 до 24 страниц. В них совершенно отсутствует пропагандистский глянец – поразительная редкость в бескрайнем море архипелагов советских архивов. Объясняется это тем, что Сталин, обеспокоенный исходом битвы, желал знать правду такой, как она есть, без прикрас. Эти документы оказались именно тем, что я искал.

Писатель Энтони Бивор

История войны, поведанная Энтони Бивором, Максом Гастингсом и горсткой других людей, представляется более красочной и притязательной. Она не чествует и не прославляет, не читает нотаций и не поучает, а хладнокровно изучает всю глубину порочности и высóты смелости, задавая тот же вопрос, что и старая добрая общепринятая история: а что бы сделали вы?

Искусная литературная поддержка — знак, что указывает на утонченную и общительную натуру Ропера, интеллектуала, но не ученого, находящегося в гармонии с насильственным прошлым военного времени.

Также это является ярким доказательством того, что Бивор превратился в фирменный знак, а его книги — в неотъемлемую часть культуры: у большинства англичан-представителей среднего класса и средней возрастной категории есть по крайней мере одна книга Бивора. Вполне себе существенное достижение для бывшего армейского офицера и некогда романиста, чьи произведения в области военной истории продавались тиражом более 6 миллионов экземпляров и переводились на 30 языков мира.

Бивор предложил нечто совершенное иное. Получив доступ к недавно открывшимся российским военным архивам, он смог рассказать душераздирающую историю со всевозможных ракурсов, описав жестокость обеих сторон, решения командиров, а также простых солдат, умирающих от голода на снегу в ходе одного из наиболее отвратительных сражений войны. Без потери стратегической целесообразности хода битвы повсюду звучат голоса солдат и мирных жителей, а также странные навязчивые идеи обеих сторон: предпочтение немцами самоубийства капитуляции; увлечение России снайперами; фанатичный героизм, подлая трусость и ошеломляющий масштаб кровопролития. Всего за четыре месяца кровавой бойни погибло более миллиона человек.

В книге как никогда ранее описан ужас конфликта, что побудило многих читателей полностью изменить свое представление о войне.

Российский военный архив был открыт в 1995 году, что позволило Бивору и российскому специалисту по его работам Любови Виноградовой беспрепятственно получить доступ к целому ряду новых материалов.

Ознаменовавшая начало войны британская нерешительность к концу 1944 года уступила место опасной самоуверенности; планирующие инстанции совершенно неверно истолковали заговор 20 июля, сочтя его предвестником конца Гитлера, в то время как его провал фактически отдал нацистской партии и СС полный контроль над государственным аппаратом и наделил их решимостью продолжать борьбу. Отсутствие взаимодействия между воздушными и наземными силами Союзников могло бы показаться смехотворным, не окажись его последствия столь трагичны.

В Арнеме вскрылась элизия личного мотива с военной стратегией: Монти хотел получить контроль над стратегией союзных государств посредством громких заявлений на поле боя; Черчилль желал повысить ослабевавший британский престиж. Многие храбрецы не смогли указать на то, что план был не более чем катастрофической ошибкой.

На задний план отходит особенно успешное толкование Бивором истории, сочетающее военный опыт с литературной фантастикой. Окончив Винчестерский колледж, он отправился в королевскую военную академию в Сандхерсте. Служил в 11-м принца Альберта гусарском полку и достиг звания лейтенанта. А в 1970 году ушел в отставку и стал писателем. Женат на коллеге-историке и биографе Артемис Купер, в браке с которой родились его дети Нелла и Адам. В 2017 году был удостоен рыцарского звания.

Помимо всеобъемлющей морали и безнравственности самой войны, люди были вынуждены делать личный выбор в отношении своего собственного поведения.

В более ранние времена военная история рассказывала о великих людях, выигрывающих войны, представляя собой изложение фактов, которые зачастую оказывались тонко замаскированной пропагандой. История была черно-белой подобно множеству послевоенных героических фильмов о Второй мировой.

История войны, поведанная Энтони Бивором, Максом Гастингсом и горсткой других людей, представляется более красочной и притязательной. Она не чествует и не прославляет, не читает нотаций и не поучает, а хладнокровно изучает всю глубину порочности и высóты смелости, задавая тот же вопрос, что и старая добрая общепринятая история: а что бы сделали вы?

Читайте также: