Элементы занимательности в доу
Обновлено: 06.07.2024
Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, его знания становятся более глубокими, яркими, образными, более полными и точными. Ребенок легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него и познавательный интерес.
Если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, то он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. Поэтому, обучая маленьких детей, стараюсь внести в образовательный процесс элемент игры и занимательности, чтобы облегчить восприятие и снять у них утомление.
Еще Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. Можно использовать различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации, задачи на смекалку, задачи - шутки, логические задачи.
Особое место занимают такие формы организации образовательного процесса, как нестандартные занятия: занятие – сказка, игра, путешествие. Например, сказки - эффективные средства воздействия на детей. Сказка – один из самых популярных и любимых детьми литературных жанров, потому что в ней и занимательный сюжет, и удивительные герои, сказка открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к народному опыту, к родному языку.
Часто сюжет сказки подсказывает тему занятия:
Или подсказывает, какое упражнение или игру использовать:
• Насекомые попрятались от паука – закрепляем употребление предлогов
• Красная Шапочка собирала цветы по дороге – закрепляем названия полевых цветов.
Характерная особенность занятий, построенных на сюжете – их комплексность, т. е. занятие объединено общим сюжетом, включающим в себя элементы, направленные на развитие речи, творческого воображения, памяти и внимания, логического мышления, пространственного воображения, коммуникативных качеств, координации и мелкой моторики.
Я для себя выделила несколько вариантов (видов) сюжетных занятий.
2. Также занятие может быть построено на встрече с героями из разных сказок.
Возможности использования сказочных сюжетов для развития детей безграничны. Нужно только желание и немного фантазии.
Ведущее направление моей работы - интеллектуальное развитие дошкольников. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Доклад на тему:
Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников
Такиева Раушан Райбековна
2012-2013 оқу жылы
2012-2013 учебный год
Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников.
Ведущее направление моей работы - интеллектуальное развитие дошкольников. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В интеллектуальном развитии детей математике я отвела особое место, уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что содержание обучения направлено на формирование у детей основных математических представлений и понятий, и овладение их приемами математического мышления - сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.
Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.
Правила: ответ следует сразу за вопросом, называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Ребенок, справившийся с заданием, берет фигуру себе. Игровые действия включают элемент занимательности, соревнования. В конце подсчитываю, сколько у кого фигур, объявляю победителя.
В своей работе по интеллектуальному развитию детей использую комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности ( игры В.Воскобовича, Б.Никитина, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша). Знакомя детей с цифрами, я использую такие игры:
Отгадываем загадки с математическим содержанием, учим о цифрах стихи, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствовала цифра, использую физкультминутки.
Например цифра 3:
1.Погляди на цифру 3, словно ласточка – смотри.
2.Тройка – не двойка,
Вот зашла Маринка,
А за ней - Аринка,
А потом пришел Игнат,
Сколько стало всех ребят?
На плетень взлетел петух,
Повстречал там еще двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
А на ней три волоска,
Волос тонкий, голос звонкий. (балалайка).
Возле леса на опушке,
2.Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки,
Угадайте без подсказки.
Кто герои этой сказки? ( три медведя).
СКАЗКИ, ГДЕ ЕСТЬ ЧИСЛО ТРИ :
Пословицы и поговорки:
Обещанного 3 года ждут.
От горшка, три вершка.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени.
1.По утрам мой брат Кирилл,
Трех крольчат травой кормил.
2. В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Проплывали три дельфина, выгибали к небу спины.
Налетели с трех сторон, ты акула –выйди вон.
Неразлучны три сестренки Катя, Маша и Аленка
Раз, два, три – играют вместе посмотри!
1.Малыши, малыши – дружные ребятки
Малыши, малыши – вышли на зарядку.
Раз. Два, три! Раз, два, три!
Раз, два, три! Раз, два, три!
Дети выкладывают фигурки как по образцу, так и по памяти.
Закрепляя геометрические фигуры, использую игры:
Начиная со средней группы, знакомлю детей с двухцветным квадратом Воскобовича, в подготовительной – с четырехцветным.
Занимательно-развивающая форма заданий превращает сухие занятия в праздник эмоций и творчества. Часто использую игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложнялись: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат из двух палочек, используя угол стола.
Использую игры условной мерки:
Дети любят выполнять задания, а особым удовольствием, где соотносят полученный результат определенному цвету.
При формировании циклических представлений играю с детьми в такие игры:
В игровые комплексы включаю музыку, физ.минутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук.
Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. Обязательно меняю виды деятельности: восприятие информации воспитателя, активная деятельность самих детей, и игровая деятельность. Чаще всего непосредственно организованная деятельность детей строится в форме игры.
Для поддержания интереса детей применяю:
- комплекс развивающих игр
- путешествие или КВН
Такое обучение предполагает оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении математического материала и индивидуальный подход к детям с опережающим развитием.
Ведущее направление моей работы - интеллектуальное развитие дошкольников. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Доклад на тему:
Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников
Такиева Раушан Райбековна
2012-2013 оқу жылы
2012-2013 учебный год
Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников.
Ведущее направление моей работы - интеллектуальное развитие дошкольников. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В интеллектуальном развитии детей математике я отвела особое место, уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что содержание обучения направлено на формирование у детей основных математических представлений и понятий, и овладение их приемами математического мышления - сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.
Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.
Правила: ответ следует сразу за вопросом, называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Ребенок, справившийся с заданием, берет фигуру себе. Игровые действия включают элемент занимательности, соревнования. В конце подсчитываю, сколько у кого фигур, объявляю победителя.
В своей работе по интеллектуальному развитию детей использую комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности ( игры В.Воскобовича, Б.Никитина, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша). Знакомя детей с цифрами, я использую такие игры:
Отгадываем загадки с математическим содержанием, учим о цифрах стихи, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствовала цифра, использую физкультминутки.
Например цифра 3:
1.Погляди на цифру 3, словно ласточка – смотри.
2.Тройка – не двойка,
Вот зашла Маринка,
А за ней - Аринка,
А потом пришел Игнат,
Сколько стало всех ребят?
На плетень взлетел петух,
Повстречал там еще двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
А на ней три волоска,
Волос тонкий, голос звонкий. (балалайка).
Возле леса на опушке,
2.Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки,
Угадайте без подсказки.
Кто герои этой сказки? ( три медведя).
СКАЗКИ, ГДЕ ЕСТЬ ЧИСЛО ТРИ :
Пословицы и поговорки:
Обещанного 3 года ждут.
От горшка, три вершка.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени.
1.По утрам мой брат Кирилл,
Трех крольчат травой кормил.
2. В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Проплывали три дельфина, выгибали к небу спины.
Налетели с трех сторон, ты акула –выйди вон.
Неразлучны три сестренки Катя, Маша и Аленка
Раз, два, три – играют вместе посмотри!
1.Малыши, малыши – дружные ребятки
Малыши, малыши – вышли на зарядку.
Раз. Два, три! Раз, два, три!
Раз, два, три! Раз, два, три!
Дети выкладывают фигурки как по образцу, так и по памяти.
Закрепляя геометрические фигуры, использую игры:
Начиная со средней группы, знакомлю детей с двухцветным квадратом Воскобовича, в подготовительной – с четырехцветным.
Занимательно-развивающая форма заданий превращает сухие занятия в праздник эмоций и творчества. Часто использую игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложнялись: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат из двух палочек, используя угол стола.
Использую игры условной мерки:
Дети любят выполнять задания, а особым удовольствием, где соотносят полученный результат определенному цвету.
При формировании циклических представлений играю с детьми в такие игры:
В игровые комплексы включаю музыку, физ.минутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук.
Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. Обязательно меняю виды деятельности: восприятие информации воспитателя, активная деятельность самих детей, и игровая деятельность. Чаще всего непосредственно организованная деятельность детей строится в форме игры.
Для поддержания интереса детей применяю:
- комплекс развивающих игр
- путешествие или КВН
Такое обучение предполагает оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении математического материала и индивидуальный подход к детям с опережающим развитием.
Читайте также: