Элементы настольного тенниса в доу

Обновлено: 08.07.2024

Когда речь заходит о физическом воспитании детей дошкольного возраста, мы, следуя традиции, прежде всего, представляем себе бег, прыжки, лазание и другие гимнастические упражнения.

Но оказывается, обучая детей спортивным играм, можно отличнейшим образом решать разные задачи. Спортивные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем

организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств, формированию таких нравственных качеств, как умение добиваться цели и сотрудничать, проявлять выдержку и настойчивость, действовать в коллективе, в команде и т. д.

Основной целью этих занятий является ознакомление детей со спортивными играми, закладывание азов правильной техники. Но это ни в коем случаи не должно стать узкоспециализированными тренировками, подготовкой к участию в соревнованиях. Настоящие соревнования, где борьба ведется за очки, за места, являются непосильной психологической нагрузкой для ребенка.

В нашем детском саду обучение спортивным играм протекает более успешно при реализации всех обще дидактических принципов. При подборе физических упражнений учитываю возрастные особенности ребенка и на их основе определяю посильные для него задания.

Целесообразно использую подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию.

На протяжении нескольких лет обучаю детей настольному теннису.

Игра в настольный теннис способствует развитию быстроты, ловкости, координации движений, воли, настойчивости, внимания. Весьма ценное

преимущество настольного тенниса-его положительное влияние на развитие ловкости, точности, быстроты рук.

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено обучение детей настольному теннису в старшей и подготовительной группах. Но я начинаю вводить упражнения с элементами тенниса с младших групп.

Детям в возрасте 2-3 года предлагаю такие упражнения:

1 .Подбрасывание шарика вверх с отскоком о стол.

2. Катание шарика по столу.

3. Бросание шарик вперед.

4. Перекладывать шарик из одной руки в другую.

Настольный теннис для дошкольников

Такие занятия проходят в игровой форме.

Дети 4-5 лет выполняют такие упражнения:

1. Катание шарика по столу ладошкой.

2. 2. Перебрасывание шарика друг другу.

3. 3. Подбрасывание шарика вверх и ловля его двумя руками.

Дети без особого труда овладевают этими элементами.


После изучения этих приемов приступаю к изучению более сложных действий для детей старшего дошкольного возраста.

Возможности детей с развитием ловкости, координации движений постепенно увеличиваются: поэтому нужно усложнять требования, чтобы стимулировать дальнейшее развитие ребенка.

Детям 6-7 лет предлагаю выполнить такие упражнения. :

1 .Вращать кисть руки с ракеткой.

2. Бросить и поймать шарик обеими руками.

3. Бросить шарик одной рукой и поймать другой.

4. Бросить шарик вниз одной рукой, подождать, пока отскочи^ и поймать другой.

5. Пол ожить шарик на середину ракетки и как можно дольше удержать его.

6. Подбросить шарик вверх и несколько раз отбить его ракеткой.

7. С помощью ракетки ударить шариком о стену и, не давая ему упасть на пол повторить упражнение.

8. С помощью ракетки ударить шариком по нарисованным мишеням на стене.


Все занятия по обучению детей спортивным играм проводятся в совместной деятельности.

Примерный план занятия в подготовительной группе.

Место: спортивный зал.

Инвентарь: шарики по количеству детей.

I. Часть занятия: подготовительная (4 мин)

1 .Бросить шарик вверх левой рукой и поймать его правой, затем бросить правой и поймать левой. -15-20 раз.

(Если детям трудно ловить мяч в воздухе, можно разрешить ловить его после отскока)

1. Бросить мяч вниз левой рукой и поймать его после отскока правой рукой, затем бросить правой и поймать левой. -10-12 раз.

(следить за мячом глазами)

3. Каждый ребенок имеет шарик и ракетку. Дети кладут шарик на середину ракетки и стараются как можно дольше удержать его. -5-6 раз.

(ракетка держится ровно. (Тому, кто хорошо выполняет задание на месте, можно разрешить пройти вперед с шариком на ракетке)

II. Часть занятия: основная (10 мин)

(можно сделать на столе коридор из палок)

2. Дети располагаются парами (на расстоянии 1 метра). Один ребенок бросает шарик, чтобы он отскочил, ударившись о пол. Стоящий напротив ударяет ракеткой обратно. -З мин.

(оба ребенка с ракетками)

III. Часть: заключительная (4 мин)

(роль водящего может выполнять ребенок, хорошо владеющий мячом)


Настольный теннис для дошкольников (кружковая работа) Цель: научить правильно, держать ракетку, совершенствовать навыки владения ракеткой и мячом, способствовать развитию общей и мелкой моторики,.

Развитие физических качеств в процессе обучения дошкольников игре в настольный теннис (старшая группа) Анализ исследований, ещё прошлого века, касающихся вопросов развития двигательных способностей и качеств детей (Е. Н. Вавилова, 1981; Н. А.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

. Методические рекомендации

по обучению старших дошкольников элементами игры в настольный теннис.

hello_html_m6d2b550c.jpg

Организация и методика обучения старших дошкольников элементам спортивной игры настольный теннис.

Настольный теннис – спортивная игра, в которой принимают участие двое (одиночная игра) или четверо (парная игра).

Значение: Способствует развитию быстроты, ловкости, координации движений, воли, настойчивости, внимания.

Методические рекомендации:

Обучение игре проводится со старшей группы . Приемам настольного тенниса дошкольников следует обучать в такой последовательности:

· изучение исходных положений (стойка теннисиста),

· изучение ударов и подач.

Задачи обучения:

Дети 5-6 лет

1. Познакомить с инвентарем для игры в настольный теннис, со свойствами целлулоидного мяча; воспитывать бережное отношение к нему.

3. Развивать ловкость, глазомер, согласованность, быстроту движений.

4. Учить действовать в парах.

Дети 6-7 лет

1. Дать понятие о настольном теннисе как о спортивной игре, олимпийском виде спорта; познакомить с ее правилами.

2. Формировать простейшие технические приемы (стойка теннисиста, подача, прием мяча) игры за столом, координацию движений.

3. Воспитывать выдержку, настойчивость, умение поддерживать партнерские отношения, согласованность действий при игре в парах, учить ориентироваться в игровой обстановке.

Стойка теннисиста — это положение, из которого можно наиболее эффективно подготавливаться к удару и перемещаться по площадке к мячу. В стойке — слегка согнутые в коленях ноги на ширине плеч, масса тела на ногах, ракетка в правой/левой руке, левая/правая рука поддерживает за шейку ракетку, головка обращена в сторону сетки.

Оборудование и инвентарь: В настольный теннис дети могут играть в помещении и на открытом воздухе. При игре на воздухе игровая площадка должна быть ровной, защищенной от ветра. Столы должны быть расположены так, чтобы освещение не ослепляло игроков.

Стол должен быть прямоугольным длиной 274 см, шириной 152,5 см, высотой 50-70 см (от пола или земли). Игровая поверхность должна быть гладкой и ровной, темного цвета, желательно зеленого.

Поверхность стола делится на две равные половины сеткой (длина 183 см, ширина 15, 25 см). Сетка должна быть плетеной квадратными клетками, верхний край шириной 1,5 см по всей длине должен быть белого цвета и натянут на шнур. Нижний край везде примыкает вплотную к поверхности стола. Мяч - диаметр 3,8 см, вес 2,5 г. Ракетка для настольного тенниса небольших размеров.

hello_html_m5353987c.jpg

Подача . Подачей называется введение мяча в игру. После удара ракеткой мяч должен отскочить от стола на стороне подающего, затем перелететь над сеткой не задев ее и коснуться стола на стороне противника. Подача переигрывается, если мяч перед падением на стороне противника заденет сетку.

Розыгрыш очка. Розыгрыш очка начинается с момента подачи и продолжается до выигрыша его одной из сторон. Ракетку для удара разрешается перекладывать из одной руки в другую или держать обеими руками.

Ребенок выигрывает очко, если его противник совершит одну из следующих ошибок:

· неправильно подаст мяч;

· коснется мяча с лета (мяч не коснулся стола) ракеткой или кистью руки, держащей ракетку;

· отражая мяч не попадет им на игровую поверхность стола на стороне противника;

· отражая мяч коснется его ракеткой более одного раза;

· отразит мяч рукой;

· не успеет отразить правильно посланный ему мяч после первого отскока на своей стороне.

Счет игры : Каждая ошибка дает одно очко противнику. Партия считается выигранной, если один из игроков наберет 21 очко при преимуществе не менее чем в 2 очка. При счете 20:20 игра продолжается, пока один из детей не достигнет преимущества в 2 очка.

Для детей дошкольного возраста игру можно закончить на счет 11 или 15 очков. Но об этом детей надо предупредить до начала игры.

Количество партий . Встречи детей можно проводить из 3 партий. Встреча считается законченной после того, как одна сторона выиграет 2 партии.

Право выбора. Право выбора подачи можно определить жеребьевкой. Ребенок, которому согласно жребию принадлежит выбор, имеет право выбрать подачу или сторону площадки.

Способ держания ракетки — хватка. Хватка во многом определяет стиль игры теннисистов, но еще в большей степени — качество выполнения ударов. Теннисисты используют главным образом три хватки — универсальную, хватку для ударов справа и хватку для ударов слева.

Все описанные способы держания ракетки имеют определенные различия, но у них есть и общее: пальцы на руке располагаются не в кулаке, а указательный палец несколько отставлен, что увеличивает плоскость соприкосновения играющей руки с ракеткой при выполнении ударов.

Обучать ударам по мячу следует сначала с имитационных упражнений, выполняемых у зеркала, в играх на столе без сетки и с сеткой. При первых попытках детям бывает трудно попасть ракеткой в мяч, поэтому воспитатель сам точно бросает мяч рукой, а ребенок ударяет ракеткой.

Обучение подачам . После изучения приема мяча можно приступать к изучению подачи мяча. Подача – более сложное действие для ребенка, нежели прием. Очень важно научить следить за движением партнера, стараясь определить направление, траекторию полета мяча, место удара мяча о стол.

Упражнения и игры с мячом и ракеткой проводятся в спокойной обстановке, когда внимание детей не отвлекают никакие дополнительные раздражители.

Воспитатель, играя с ребенком в паре, показывает ему способы выполнения движения.

Возможности детей с развитием ловкости, координации движений постепенно увеличиваются, поэтому нужно усложнять требования, чтобы стимулировать дальнейшее развитие ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка будет полезна воспитателям, инструкторам по физической культуре, содержит методику обучения дошкольников игре в настольный теннис, правила игры, параметры подбора оборудования.

Настольный теннис как метод физического воспитания.

Автор: Инструктор по физической культуре Бекина О.Д.

Оборудование для игры в настольный теннис

Для занятий настольным теннисом кроме ракетки необходим стол, сетка, мяч и, конечно же, место, где будет размещен стол. В домашних условиях площадкой для игры может быть любая просторная комната или веранда. Можно организовать игру на открытом воздухе на ров­ном участке. Важно, чтобы можно было разместить стол для игры и чтобы помещение для игры было достаточно просторным.

В дошкольном учреждении стол для настольного тенниса мож­но поставить на спортивной площадке, но желательно не на асфаль­те. В помещении для занятий настольным теннисом нужно отвести отдельную комнату, если это невозможно, поместите половинку стола в раздевалке, в спальной комнате.

СТОЛ по правилам настольного тенниса стол должен быть прямоугольной формы, длиной 274 см, ширина 152,5 см, высота 76 см. Для детей дошкольного возраста высоту стола можно снизить до 60-70 см, в зависимости от роста детей.

Во многих странах для детей выпускают специальные детские столы уменьшенных размеров. Можно самим оборудовать такой стол, даже с выдвижными ножками, позволяющими изменить высо­ту. Поверхность стола должна быть ровной и гладкой, желательно темно-зеленого цвета. На игровой поверхности наносят линии бело­го цвета (шир. 2 см) по краям и среднюю линию (шир. 0,3 см). Обыч­но стол состоит из 2-х равных половин.

СЕТКА. Над столом натягивается сетка длиной 183 см., высота сетки по всей длине стола 15 см. Промежуток между ячейка­ми должен быть такой, чтобы сквозь нее не проскакивал мяч. Сетка крепится за стойки с боковой грани стола.

РАКЕТКА. Ракетки могут быть как фабричные, так и самоде­льные. Для детей дошкольного возраста рекомендуется овальная ра­кетка, желательно трех- четырехслойная. Для играющих горизонтальной хваткой наиболее ходовые размеры: длина 19-22 см, шир. 22 см, длина ручки 5-8 см, общий вес ракетки 100-150 г. Чтобы рука не сколь­зила, можно просверлить 3-4 сквозных отверстия в ручке ракетки. Для смягчения удара по мячу наклеивается шероховатая резинка на игровую поверхность ракетки. Ракетку можно изготовить самостоя­тельно, выпилив из фанеры. В детском саду может применяться ра­кетка даже без резиновых накладок, потому, что дети осваивают лишь элементарные приемы владения ракеткой и мячом. Главное в выборе ракетки, чтобы она была удобна для ребенка.

Простейшие правила игры в настольный теннис для дошкольников

Игровая задача: сущность игры заключается в следующем. Один игрок подает мяч ракеткой так, чтобы, ударившись сначала о стол на стороне подающего, мяч перелетел через сетку не задев ее и ударился о стол на другой стороне. Принимающий игрок должен отбить мяч, когда он отскочит от стола.

Подача: подачей называют введение мяча в игру. После удара ракеткой мяч должен отскочить от стола на стороне падающего, затем перелететь над сеткой не задев ее и коснуться стола на стороне противника. Подача переигрывается, если мяч перед падением на стороне противника заденет сетку.

Розыгрыш очка; розыгрыш очка начинается с момента подачи и продолжается до выигрыша его одной из сторон. Мяч, посланный игроком на сторону противника, должен быть отражен принимаю­щим после отскока на его стороне. В правилах игры для дошкольни­ков допускается несколько отскоков. Мяч должен быть отражен ударом ракетки, находящейся в руке игрока.

Ракетку для удара разрешается перекладывать из одной руки в другую или держать обеими руками. Отраженный мяч должен кос­нуться игровой поверхности стола на стороне соперника (она вклю­чает и верхнее ребро в крышке стола). Мяч, коснувшись игровой по­верхности на стороне противника, но задевший при перелете сетку или ее стойку, считается отраженным правильно. Ребенок выигрыва­ет очко, если его противник совершит одну из следующих ошибок:

неправильно подаст мяч;

отражая мяч, не попадает им на игровую поверхность на сто­роне противника;

отразит мяч рукой;

- не успеет отразить правильно посланный мяч на свой стороне.
Счет игры: розыгрыш начинается с подачи. Каждая ошибка

дает очко противнику. Партия считается выигранной, если один из игроков наберет 21 очко, при преимуществе не менее чем в 2 очка. При счете 20:20 игра продолжается, пока один из детей не достигнет преимущества в 2 очка. Для детей дошкольного возраста игру мож­но закончить на счет 11:15. Но об этом надо предупредить детей до начала партии. Играющие подают по 5 подач каждый. Начиная от счета 20:20 очередность подач меняется после каждого мяча. После каждой партии игроки меняются сторонами и очередностью подач.

Количество партий: встречи можно проводить из 3 партий. Встреча считается законченной после того, как одна сторона выиг­рывает 2 партии.

Право выбора: право выбора подачи можно определить жере­бьевкой. Ребенок, которому согласно жребию принадлежит выбор, имеет право выбрать подачу и сторону площадки.

Простейшая техника игры в настольный теннисе

Техника настольного тенниса включает в себя стойки, переме­щения, удары.

Способы держания ракетки. Способ держания ракетки называ­ют хваткой. Различают горизонтальную (или европейскую) и вер­тикальную (или азиатскую) хватки.

В ДОУ наиболее целесообразно использовать европейскую хватку, т.к. она удобна тем, что позволяет одинаково эффективно играть обеими сторонами ракетки и тем самым контролировать боль­шую игровую зону. При горизонтальной хватке ручку ракетки об­хватывают тремя пальцами. Указательный палец должен быть на тыльной стороне вдоль края ракетки, а большой - на открытой сто­роне и слегка соприкасаться со средним пальцем .

Нейтральная стойка. В нейтральном положении теннисист обычно стоит лицом к столу, ноги на ширине плеч или чуть шире, носки несколько разведены в стороны, пятки приподняты, вес тела приходится на носки, ноги согнуты в коленях. Туловище слегка на­клонено вперед, плечи раскрепощены, рука, держащая ракетку, со­гнута под прямым углом и находится перед туловищем, голова под­нята, взгляд направлен веред, чтобы следить за полетом мяча. Та­кое исходное положение позволяет быстрее всего и с наименьшими затратами сил переместиться в нужном направлении, в то же время стойка должна быть устойчивой.

Перемещения. Весь смысл перемещения заключается в том, чтобы своевременно занять удобную позицию у стола. Теннисист перемещается выпадами, шагами, прыжками, бросками. Нужно стре­миться производить удар, когда впереди находится разноименная нога (левая при ударе справа, правая при ударе слева). В том слу­чае, когда игрок оказывается близко к мячу, перемещение начина­ется с ближней одноименной относительно удара ноги.

Правильное перемещение обеспечивает своевременный выход к мячу, возможность вести игру в быстром темпе и способствует выполнению ударов по мячу в наиболее выгодной точке.

Удар толчком. В настольном теннисе применяется более 20 различных ударов. Наиболее целесообразным в ДОУ является использование удара толчком. Удар толчком простейший удар в на­стольном теннисе, при ударе толчком игрок располагается на рас­стоянии 50-80 см. от задней линии стола и занимает И.П. в соответ­ствии с направлением полета мяча. Рука вытягивается вправо или влево, предплечье располагается параллельно игровой поверхности стола (ракетка под прямым углом по отношению к столу).

В тот момент, когда мяч отскочил от стола и поднялся выше сетки, ракетка посылается вперед легким ровным движением. При этом рука выпрямляется до конца в направлении полета мяча. Центр тяжести тела перемещается вперед за движением руки, т.е. с даль­ней от стола ноги на ближнюю к столу ногу, а при занятии И.П. - с ближней на дальнюю.

Прямая подача. При прямой подаче рука с ракеткой движется горизонтально над столом, как при ударе толчком. Удар ракеткой по мячу наносится прямой ракеткой или под некоторым углом. В первом случае мяч не будет иметь вращения, а во втором приобре­тает заданное вращение. Направление движение мяча зависит от угла наклона и направления движения ракетки.

Для игры в настольный теннис делают сто­лы: для средней группы высотой 65 см, длиной 230 см и шириной 100 см; для старшей и подготовительной групп размеры стола со­ответственно — 68, 250, 130 см. Для метаний и игр с мячом на площадке строят вертикальные и горизонтальные цели — это ме­таллические кольца, чурки с прикрепленными кольцами. Они ис­пользуются и для метаний и пролезания, и для различных игр. Для метаний также используется установленная на площадке модель ракеты — дети бросают мячи, шишки, мешочки с песком, стара­ясь, чтобы они перелетали через кольца и вылетали с противопо­ложной стороны. Ракета используется и для упражнений в беге по наклонной плоскости, и для ролевых игр.

Игра в настольный теннис

Игра в настольный теннис

1. Бросить мяч рукой так, чтобы он коснулся стола один раз; партнер тоже ловит рукой.

2. То же самое, только ударить и отражать мяч ракеткой.

3. Разрешается брать мяч не только с воздуха, но и от пола, направляя его на стол также с отскоком от стола партнеру.

Затем дети выполняют упражнения вдоль теннисного стола без сетки (одновременно занимаются 4—5 пар).

4. Ударить по мячу так, чтобы он стукнулся о стол несколько раз; после этого партнер с воздуха отбивает мяч обратно.

5. Мяч должен коснуться стола один раз, затем партнер его от­ражает.

6. Розыгрыш мяча без сети по правилам игры на два отскока от стола — на своей половине, затем на половине партнера — только потом игрок его отражает.

После этого предлагаются упражнения на столе с сеткой. Сетка устанавливается на высоте до 10 см.

Дети овладевают наиболее простым ударом — толчком. Для этого ребенок находится на расстоянии одного шага от стола, слегка наклонив туловище вперед, ноги чуть согнуты в коленях, ракетку держит параллельно сетке на расстоянии 10—15 см чуть выше пояса.

При ударе по мячу ребенок делает шаг вперед с выпрямлением руки в локтевом суставе по направлению к сетке; зеркало ракетки должно занимать вертикальное положение по отношению к столу. Вначале изучается подача мяча, это для детей труднее, чем прием мяча.

При подаче мяча ракетку верхней частью игровой поверхности наклоняют к столу. Сначала мяч подают без отражения через сетку на 5 см, затем на 10 см. В первый период обучения детям трудно брать низкие мячи. Поэтому им важно объяснить, что подавать надо высокие мячи и направлять мяч в центр стола, чтобы удобнее его было отражать.

Читайте также: