Электронные таблицы в школе

Обновлено: 07.07.2024

Аннотация: Обсудите в группе идеи по использованию электронных таблиц Microsoft Eхcel в учебно-воспитательной работе учителей и учащихся. Основная задача создания учителем дидактических материалов - управление усвоением знаний школьниками по конкретной выбранной теме, подведение итогов их исследовательской, поисковой или творческой деятельности в рамках учебного проекта. Комплект разрабатываемых материалов в электронных таблицах может включать в себя проверочные тесты, кроссворды, таблицы "линии времени", социологические диаграммы и др. Созданные дидактические материалы помогут Вашим ученикам в понимании исследуемой проблемы, приобретении необходимых знаний, умений и навыков. В процессе продумывания содержания учебных материалов не забывайте про цели и задачи проекта. Мы надеемся, что разработка дидактических материалов с использованием современных информационных технологий поможет Вам решить свои профессиональные педагогические задачи, а Вашим учащимся представить по-новому результаты своих исследований. Дидактические материалы могут стать не только стандартными средствами "заданий для проверки успеваемости", но, в первую очередь, средством проведения исследований, ресурсом для создания новых творческих работ учащихся.

Использование Microsoft Excel

Microsoft Excel представляет собой достаточно мощный инструмент, предназначенный для создания, обработки, анализа, совместного использования и отображения информации в виде электронных таблиц. Учителя и учащиеся могут использовать электронные таблицы для:

  • создания, форматирования и печати таблиц данных;
  • проведения расчетов различного уровня сложности;
  • построения и оформления диаграмм и графиков различных типов на основе сложных табличных данных;
  • анализа данных и построения сводных отчетов;
  • публикации данных в Интернете.

Microsoft Excel предполагает использование общих компонентов Microsoft Office, таких как редактор формул Microsoft Equation, средство создания организационных и других видов диаграмм, инструменты рисования и пр.

Иметь дело с обширными таблицами приходится во многих областях жизни. В частности, это относится ко всем видам финансовой и учетной деятельности. Способность электронных таблиц быстро и точно производить автоматические вычисления используют не только бухгалтеры. Без электронных таблиц не обходятся участники бирж, руководители брокерских контор, банков и другие финансовые менеджеры. С помощью электронных таблиц можно моделировать реальные ситуации и оценивать получающиеся результаты. Итак, давайте посмотрим, кто и с какой целью в нашей гимназии может использовать электронный таблицы.

Задача 1. Бухгалтер ежемесячно вручную рассчитывает зарплату работнику школы. Как можно, используя электронные таблицы, автоматизировать этот процесс, зная исходные данные о количестве рабочих дней, количество дней больничного листа, сколько оплачивается работнику полный рабочий день, больничный лист, является ли он членом профсоюза, подоходный налог.

Коллективное решение задачи на доске.

Решение.

  1. В каких ячейках содержатся основные данные? (Выделены желтым.)
  2. Какие ссылки используем при решении данной задачи? (Относительные ссылки используются в формуле для указания адреса ячейки, вычисляемого в относительной системе координат с началом в текущей ячейке. Относительные ссылки имеют вид: А1, В1 и т.п.)
  3. Что значит абсолютная ссылка? (Абсолютная ссылка используется в формуле для указания адреса ячейки, вычисляемого в абсолютной системе координат и не зависящего от текущей ячейки. Вид: $A1, A$1, $A$1.)
  4. Что произойдет, если мы поменяем одно из основных данных? (Производные данные автоматически пересчитаются во всех ячейках.)

На уроках математики учащиеся строях графики различных функций. С помощью электронных таблиц можно построить график функции, причем зачастую достаточно сложные. Графики, созданные с помощью электронных таблиц могут стать украшением вашего реферата, доклада, выступления и т.п.

Четверо учащихся выполняют задания по карточкам на компьютере.

1 карточка.

Используя ЭТ, построить график функции f(x) = 3х 5 – 5х 3 + 2 на интервале [–1,5; 1,5] с шагом 0,1.

Ответ: см. рисунок 1.

2 карточка.

Используя ЭТ, построить график f(x)=cos 2 x – cos x функции на интервале [–7; 7] с шагом 0,2.

Ответ: рисунок 2.

Весь класс выполняет задания самостоятельно в тетради.

  1. 2/3^2-13-6/2*4
  2. (2/3)^2-13-6/2*4
  3. 2/3^2-(13-6)/2*4
  4. 2/3^2 –(13-6)/2/4
  5. (2/3)^2-(13-6)/2*4

Ответ: 4. 2/3^2 –(13-6)/2/4.

2. Дан фрагмент ЭТ, в режиме отображения формул. Содержимое ячейки С2 было скопировано в ячейки С3, С4 и D2. Затем содержимое ячейки С2 было очищено. Какая формула была в ячейке С2 раньше?

Ответ: 2. =$C1+B1

3. Дан фрагмент ЭТ, в режиме отображения формул. Какие значения будут высвечиваться в клетках D4; E5; E3 и C5 в режиме отображения значений, если в них будет скопировано содержимое клетки С3?

Ответ: D4=16; E5=256; E3=0; C5=0 (=C3^2, = D4^2, =D2^2, = B4^2).

4. Дан фрагмент таблицы, содержащей сведения о выручке трех магазинов за три дня. Была построена диаграмма (рис. 3) с областями (расположение данных – в строках). Требуется установить соответствие между областями А, В, С и магазинами.

Ответ: А – маг3, В – маг2, С – маг1. На диаграмме В, С, D соответствуют цифровые обозначения 1,2,3 на оси ординат. Значения по оси абсцисс получаются сложением соответствующих величин.

  1. на 100%
  2. на 50%
  3. на 25%
  4. на 150%
  5. на 1,5%

Ответ: 2. на 50%

Проверка правильности выполненной работы, один учащийся на оценку, остальные выставляют себе оценку самостоятельно. Подведение итогов работы за компьютером, ребята демонстрируют распечатанные графики функций.

Учитель в своей деятельности может применять электронные таблицы для автоматизации подсчета результатов контрольных, проверочных, тестовых работ учащихся, представление результатов в виде диаграмм.

Работа по группам.

  1. Подсчитать, сколько баллов набрал за весь тест каждый ученик.
  2. Определить максимальный результат (в баллах) по всему тесту, показанный учениками группы.
  3. Определить средний балл для всей группы учащихся по каждому блоку и по всему тесту.
  4. Выдать фамилии учеников, набравших максимальный балл.
  5. По таблице, полученной в п.1 построить гистограмму.

(Если в компьютерном классе есть мультимедийный проектор, то желательно при решении этой задачи вывести на экран данную таблицу. См. Приложение1.)

  1. В ячейку H2 поместить формулу: =CУММ(C2:G2).
  2. Копируем формулу в ячейки Н3 – Н19.
  3. В ячейку С21 поместить формулу: =МАКС(H2:H19).
  4. В ячейку С20 поместить формулу: = СРЗНАЧ(C2:C19).
  5. Копируем формулу в ячейки D20 – H20.
  6. В ячейку С20 поместить формулу: =ЕСЛИ($C$21=H2;B2;"").
  7. Копируем формулу в ячейки I3 - I19.
  8. Строим диаграмму: Вставка – Диаграмма – Гистограмма – Далее – Диапазон (=$H$2:$H$19) – Готово.

Итак, мы с Вами сегодня разобрали только три аспекта применения электронных таблиц, на самом деле их гораздо больше. Используя электронные таблицы, программисты создают обучающие программы, тесты и тд.

Домашнее задание.

Задача. Предположим, что директору гимназии за месяц поступили заявки на приобретение различных предметов, представленных в таблице:

Внести в выделенные ячейки формулы подсчета: Е2 – сумма поступлений, E4-E11 – стоимость покупки, F4-F11 можно ли приобрести (денег хватает – можно, иначе – нельзя).

Основным достоинством первых электронных таблиц была возможность автоматического пересчета: при любом изменении значения или формулы электронная таблица выполняет пересчет значений всех остальных ячеек.

Электронные таблицы просты в использовании, с их помощью и с помощью других программ, установленных на персональных компьютерах, можно решить широкий круг задач, для которых раньше составлялись компьютерные программы.

Электронные таблицы удобны в таких случаях:

  • многократное выполнение однотипных вычислений;
  • использование табличных данных;
  • создание графиков (электронные таблицы – удобный способ представления данных в виде графика);
  • анализ зависимости от параметра;
  • представление результатов в читабельном виде.

Значительный рост производительности персональных компьютеров, а также улучшение методов решения в программе Excel способствовали преодолению многих ограничений. При работе с электронными таблицами становятся очевидны их характерные особенности, присущие этим программам как рабочему инструменту, используемому в бизнесе – эти программы обладают многочисленными возможностями представления данных в виде секторных диаграмм и гистограмм.

Разные программы типа электронных таблиц по характеристикам и командам различаются мало. Расширение возможностей электронных таблиц в сторону интегрированных сред (СУБД, графика) ограничивается мощностью школьных ПЭВМ.

Работа с электронными таблицами подчёркивает необходимость умения алгоритмизации: записывать формулы, понимать, как выполняется обход клеток при вычислении, уметь управлять алгоритмом обхода.

Microsoft Excel является мощным программным средством для работы с таблицами данных, позволяющим упорядочивать, анализировать и графически представлять различные виды данных. Microsoft Excel облегчает работу и повышает её производительность.

Изучение данной темы в курсе "Информатики" старших классов связано с тем, что Excel является наиболее распространенным редактором таблиц. Он позволяет создавать таблицы, рассчитывать формулы, строить графики по данным, занесенным в таблицу на профессиональном уровне. Данная тема изучается одной из первых в курсе освоения наиболее необходимых приложений для Windows в старших классах.

Целью курсовой работы является разработка методики преподавания электронных таблиц Excel в школьном курсе информатики.

Мотивация. Интерес к теме можно вызвать, продемонстрировав заранее подготовленную задачу, введенную в таблицу из файла. Вполне подходит несложная прикладная и конкретная задача, например задача о справедливом распределении груза между тремя туристами. Подчеркнем немедленную реакцию таблицы на изменения исходных данных, сугубо диалоговую и исследовательскую работу учащегося. Мотивацию можно усилить, позволив учащимся предварительно на бумаге решить задачу. Заодно они уточнят и постановку задачи.

Главная воспитательная цель предмета "информатика" – формирование интереса к ЭВМ. Основными путями достижения этой цели являются рассмотрения ярких изменений в различных сферах жизни человека под влиянием эволюции ЭВМ и путем составления наиболее интересных алгоритмов и программ. На предмете "информатика" рассматриваются сферы деятельности, где без компьютеров уже невозможно обойтись (это такие сферы, как космонавтика, бухгалтерия на предприятии, военно-промышленный комплекс и др.).

При изучении такой темы как "Редактор таблиц Microsoft Excel" можно выделить следующие наиболее эффективные средства обучения:

  • компьютер и проектор, позволяющие наглядно демонстрировать принципы и методы работы Excel;
  • доска и мел;
  • Microsoft Windows и непосредственно сам редактор Excel;
  • различные схемы и рисунки, отражающие функциональные и прочие возможности текстового редактора, а также таблицы, описывающие назначение и комбинации горячих клавиш и т.д.;
  • другие программные средства, используемые для контроля уровня знаний учащихся.

Я предлагаю использовать лекционные и практические формы обучения. Учитывая, что данный курс проходят в старших классах вполне целесообразно проводить уроки – лекции. Такая форма урока позволяет дать большое количество информации за сжатый промежуток времени. Кроме того, такие занятия готовят старшеклассников к обучению в университете, и приучает к самостоятельному разбору материала, если они не поняли каких-либо моментов на лекции.

Урок 1. Назначение табличного процессора. Структура таблицы. Типы данных.

2. Развивающая: развивать логическое мышление, способствовать развитию правильной речи и корректному выражению своих мыслей; развивать умение и потребность работать в коллективе.

3. Воспитательная: учить учащихся бережному отношению к технике, личной ответственности за результаты своей работы на компьютере, за возможные свои ошибки.

1. Организационный момент (1 мин).

2. Изучение нового материала (30 мин).

3. Закрепление изученного материала (11 мин).

4. Задание на дом (1 мин).

5. Подведение итогов (2 мин).

Оборудование: компьютер, доска, мел, тетрадь, ручка.

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников, организует их внимание и предлагает сесть.

2. Изучение нового материала.

Если вам необходимо выполнить работу, в которой будет много вычислений, и вы, дорожа своим временем, не хотите делать их вручную, то у вас есть выход: использовать специальную компьютерную программу, которая поможет произвести расчёты.Вам нужно будет только ввести исходные данные и необходимые формулы, а программа подсчитает и выдаст результат. Причём, если вы будете изменять исходные данные, то эта же программа будет мгновенно и терпеливо пересчитывать все изменяемые расчётные значения. А вам останется только проанализировать выданный результат.

Для этого я хочу вас познакомить с электронными таблицами или Excel – это их другое название.

Электронная таблица – это программа обработки данных, представленных в виде прямоугольной таблицы. Давайте запишем это определение в тетрадь. (Учитель дает это определение под запись).

1. Электронная таблица позволяет выполнять некоторые расчёты и наглядно иллюстрировать числовую информацию в виде диаграмм.

-Для каждой задачи в электронных таблицах заполняется своя отдельная рабочая электронная таблица или просто электронная таблица, которая может быть сохранена на диске для дальнейшего использования.

Ребята, подумайте и скажите, а в каких областях деятельности человека можно применять электронные таблицы? Верно.

А приведите примеры.

-Конечно же, смысл табличного процессора – не только во вводе и редактировании таблиц. Ведь возможность работать с таблицами есть и в текстовых процессорах.

Под вторым пунктом запишите:

2. Табличные процессоры позволяют автоматизировать обработку табличных данных.

-Проще говоря, вы можете ввести некоторые данные и указать способ их обработки – расчёты, построение диаграмм и т.п. Это куда проще, чем самостоятельно составлять программу для такой обработки.

Но есть и куда более простые варианты их применения – например, создание по готовым данным красивых диаграмм. Можно также применять электронные таблицы как простые базы данных – т.е. вводить различные картотеки (и проводить по ним поиск).

Рабочее поле электронной таблицы состоит из строк и столбцов, на пересечении которых находятся ячейки.

-В определении рабочего поля звучали слова: строка и столбец. Посмотрите на таблицу (весь излагаемый материал сопровождается наглядным изображением, которое демонстрирует учитель (ПРИЛОЖЕНИЕ А)) и попробуйте сформулировать, что такое строка, столбец.

Столбец – вертикально расположенная единичная часть электронной таблицы.

Строка – горизонтально расположенная единичная часть электронной таблицы.

-А как вы думаете, сколько таких строк и столбцов может быть в одной электронной таблице?

Максимальное количество строк равно 16384, столбцов – 256.

-Элементы рабочей таблицы имеют свои обозначения, запишем их:

Номер строки – определяет ряд в электронной таблице. Он обозначен на левой границе рабочего поля.

Буква столбца – определяет колонку в электронной таблице. Буквы находятся на верхней границе рабочего поля. Колонки нумеруются в следующем порядке: А — Z, затем AA — AZ, затем BA — BZ и т.д.

Ячейка – первичный элемент таблицы, содержащий данные. Каждая ячейка имеет уникальный адрес, состоящий из, буквы столбца и номера строки. Например, адрес ВЗ определяет ячейку на пересечении столбца В и строки номер 3.

Указатель ячейки – светящиеся прямоугольник, определяющий текущую ячейку. Указатель можно перемещать по таблице как при помощи клавиатуры, так и мышью.

Текущая ячейка помечена указателем. По умолчанию ввод данных и некоторые другие действия относятся к текущей ячейке.

Диапазон ячеек представляет собой прямоугольную область смежных ячеек. Диапазон может состоять из одной или нескольких ячеек, строк, столбцов.

Адрес блока состоит из координат противоположных углов, разделенных двоеточием. Например: В13:С19, А12:D27 или D:F.

Блок можно задать при выполнении различных команд или вводе формул посредством указания координат или выделения на экране. Обозначение диапазона состоит из адресов ячеек, которые находятся в верхнем левом и нижнем правом углах диапазона, разделённых двоеточием (например, D5:F7, учитель показывает на картинке (ПРИЛОЖЕНИЕ А)).

Документы, которые создаются с помощью Excel, называются рабочими книгами и имеют расширение .xls.

Предлагаю ученикам сесть за компьютеры и открыть Excel. На примере открытого Excel познакомиться с особенностями окна документа электронной таблицы.

Обратите внимание, что панель инструментов не совсем обычная. Что же в ней, по-вашему, такого особенного?

Под панелью инструментов помещена строка редактирования, которая содержит адрес текущей ячейки или выделенного диапазона и содержимое текущей ячейки.

Электронная таблица в Excel имеет трехмерную структуру. Она состоит из листов, как книга (таких листов 16). На экране виден только один лист – верхний. Нижняя часть листа содержит ярлычки других листов. Щелкая кнопкой мыши на ярлычках листов, можно перейти к другому листу.

Предлагаю детям в открытом окне перейти на лист2, лист3, вернуться ко 2-ому.

Указатель мыши меняет свою форму в зависимости от того, где в окне приложения он расположен и какая решается задача. Кроме стандартных он может принимать следующие формы :

  • указатель в виде крестика – указатель в рабочей таблице, испольуется для сменытекущей ячейки;
  • I – в области редактирования, используется для смены текущей ячейки;
  • двойные стрелочки – на границе столбца или строки в заголовках столбцов или строк, используется для изменения размеров столбца или строк;

Поговорим о типах информации в ячейках. В ячейки рабочей таблицы может быть введена информация 3-х типов: текст, число, формула. Формула – выражение, которое указывает, как вычислить новое значение.

Одновременно в одной ячейке может содержаться информация только одного типа (предлагаю убедиться в этом).

Ячейки, в которые не введена информация, остаются незаполненными (пустые ячейки).

Давайте запишем, что для перемещения по таблице используются следующие клавиши:

¬,,®,¯ - перемещение в указанном направлении к следующей ячейке рабочей таблицы.

Tab – перемещение к следующей справа ячейке рабочей таблицы.

Home – перемещение в начало строки.

Shit+Tab - перемещение к предыдущей (следующей слева) ячейке рабочей таблицы.

End – перемещение по строке к ячейке последнего столбца, заполненной части рабочей таблицы.

Ctrl+Home – перемещение к ячейке А1.

Ctrl+End – перемещение к ячейке, стоящей на пересечении последней строки и последнего столбца заполненной части рабочей таблицы.

А как указать электронной таблице, с какими ячейками надо работать? Для этого надо выделить ячейки. Но как это сделать?

Для выделения с помощью мыши:

  • столбца – щелкнуть кнопкой мыши на букве – имени столбца;
  • нескольких столбцов – не отпуская кнопки после щелчка, протянуть мышь;
  • строки – щелкнуть кнопкой мыши на числе – номере строки;
  • нескольких строк – не отпуская кнопку после щелчка, протянуть мышь;
  • блока – щелкнуть кнопкой мыши на начальной ячейке блока и, не отпуская кнопку, протянуть мышь на последнюю ячейку;
  • рабочего листа – щелкнуть кнопкой мыши на пересечении имен столбцов и номеров строк (левый верхний угол таблицы);
  • для выделения блока с помощью клавиатуры необходимо, удерживая нажатой клавишу Shift, нажимать на соответствующие клавиши перемещения курсора, или, нажав клавишу F8, войти в режим выделения и выделить блок при помощи клавиш перемещения курсора. Esc – выход из режим выделения.

Для выделения нескольких несмежных блоков необходимо:

1)выделить первую ячейку или блок смежных ячеек;

2) нажать и удерживать нажатой клавишу Ctrl;

3) выделить следующую ячейку или блок и т.д.;

4) отпустить клавишу Ctrl.

Для отмены выделения достаточно щелкнуть кнопкой мыши по любому невыделенному участку рабочего листа. Новое выделение снимает предыдущее.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Методика преподавания электронных таблиц в школе

3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основным достоинством первых электронных таблиц была возможность автоматического пересчета: при любом изменении значения или формулы электронная таблица выполняет пересчет значений всех остальных ячеек.

Электронные таблицы просты в использовании, с их помощью и с помощью других программ, установленных на персональных компьютерах, можно решить широкий круг задач, для которых раньше составлялись компьютерные программы.

Электронные таблицы удобны в таких случаях:

многократное выполнение однотипных вычислений;

использование табличных данных;

создание графиков (электронные таблицы – удобный способ представления данных в виде графика);

анализ зависимости от параметра;

представление результатов в читабельном виде.

Значительный рост производительности персональных компьютеров, а также улучшение методов решения в программе Excel способствовали преодолению многих ограничений. При работе с электронными таблицами становятся очевидны их характерные особенности, присущие этим программам как рабочему инструменту, используемому в бизнесе – эти программы обладают многочисленными возможностями представления данных в виде секторных диаграмм и гистограмм.

Разные программы типа электронных таблиц по характеристикам и командам различаются мало. Расширение возможностей электронных таблиц в сторону интегрированных сред (СУБД, графика) ограничивается мощностью школьных ПЭВМ.

Работа с электронными таблицами подчёркивает необходимость умения алгоритмизации: записывать формулы, понимать, как выполняется обход клеток при вычислении, уметь управлять алгоритмом обхода.

Microsoft Excel является мощным программным средством для работы с таблицами данных, позволяющим упорядочивать, анализировать и графически представлять различные виды данных. Microsoft Excel облегчает работу и повышает её производительность.

Изучение данной темы в курсе "Информатики" старших классов связано с тем, что Excel является наиболее распространенным редактором таблиц. Он позволяет создавать таблицы, рассчитывать формулы, строить графики по данным, занесенным в таблицу на профессиональном уровне. Данная тема изучается одной из первых в курсе освоения наиболее необходимых приложений для Windows в старших классах.

Целью курсовой работы является разработка методики преподавания электронных таблиц Excel в школьном курсе информатики.

Мотивация. Интерес к теме можно вызвать, продемонстрировав заранее подготовленную задачу, введенную в таблицу из файла. Вполне подходит несложная прикладная и конкретная задача, например задача о справедливом распределении груза между тремя туристами. Подчеркнем немедленную реакцию таблицы на изменения исходных данных, сугубо диалоговую и исследовательскую работу учащегося. Мотивацию можно усилить, позволив учащимся предварительно на бумаге решить задачу. Заодно они уточнят и постановку задачи.

Главная воспитательная цель предмета "информатика" – формирование интереса к ЭВМ. Основными путями достижения этой цели являются рассмотрения ярких изменений в различных сферах жизни человека под влиянием эволюции ЭВМ и путем составления наиболее интересных алгоритмов и программ. На предмете "информатика" рассматриваются сферы деятельности, где без компьютеров уже невозможно обойтись (это такие сферы, как космонавтика, бухгалтерия на предприятии, военно-промышленный комплекс и др.).

При изучении такой темы как "Редактор таблиц Microsoft Excel" можно выделить следующие наиболее эффективные средства обучения:

компьютер и проектор, позволяющие наглядно демонстрировать принципы и методы работы Excel;

Microsoft Windows и непосредственно сам редактор Excel;

различные схемы и рисунки, отражающие функциональные и прочие возможности текстового редактора, а также таблицы, описывающие назначение и комбинации горячих клавиш и т.д.;

другие программные средства, используемые для контроля уровня знаний учащихся.

Я предлагаю использовать лекционные и практические формы обучения. Учитывая, что данный курс проходят в старших классах вполне целесообразно проводить уроки – лекции. Такая форма урока позволяет дать большое количество информации за сжатый промежуток времени. Кроме того, такие занятия готовят старшеклассников к обучению в университете, и приучает к самостоятельному разбору материала, если они не поняли каких-либо моментов на лекции.

Урок 1. Назначение табличного процессора. Структура таблицы. Типы данных.

2. Развивающая: развивать логическое мышление, способствовать развитию правильной речи и корректному выражению своих мыслей; развивать умение и потребность работать в коллективе.

3. Воспитательная: у чить учащихся бережному отношению к технике, личной ответственности за результаты своей работы на компьютере, за возможные свои ошибки.

1. Организационный момент (1 мин).

2. Изучение нового материала (30 мин).

3. Закрепление изученного материала (11 мин).

4. Задание на дом (1 мин).

5. Подведение итогов (2 мин).

Оборудование: компьютер, доска, мел, тетрадь, ручка.

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников, организует их внимание и предлагает сесть.

2. Изучение нового материала.

Если вам необходимо выполнить работу, в которой будет много вычислений, и вы, дорожа своим временем, не хотите делать их вручную, то у вас есть выход: использовать специальную компьютерную программу, которая поможет произвести расчёты.Вам нужно будет только ввести исходные данные и необходимые формулы, а программа подсчитает и выдаст результат. Причём, если вы будете изменять исходные данные, то эта же программа будет мгновенно и терпеливо пересчитывать все изменяемые расчётные значения. А вам останется только проанализировать выданный результат.

Для этого я хочу вас познакомить с электронными таблицами или Excel – это их другое название.

Электронная таблица – это программа обработки данных, представленных в виде прямоугольной таблицы. Давайте запишем это определение в тетрадь. (Учитель дает это определение под запись).

1. Электронная таблица позволяет выполнять некоторые расчёты и наглядно иллюстрировать числовую информацию в виде диаграмм.

-Для каждой задачи в электронных таблицах заполняется своя отдельная рабочая электронная таблица или просто электронная таблица, которая может быть сохранена на диске для дальнейшего использования.

Ребята, подумайте и скажите, а в каких областях деятельности человека можно применять электронные таблицы? Верно.

А приведите примеры.

-Конечно же, смысл табличного процессора – не только во вводе и редактировании таблиц. Ведь возможность работать с таблицами есть и в текстовых процессорах.

Под вторым пунктом запишите:

2. Табличные процессоры позволяют автоматизировать обработку табличных данных.

-Проще говоря, вы можете ввести некоторые данные и указать способ их обработки – расчёты, построение диаграмм и т.п. Это куда проще, чем самостоятельно составлять программу для такой обработки.

Но есть и куда более простые варианты их применения – например, создание по готовым данным красивых диаграмм. Можно также применять электронные таблицы как простые базы данных – т.е. вводить различные картотеки (и проводить по ним поиск).

Рабочее поле электронной таблицы состоит из строк и столбцов, на пересечении которых находятся ячейки.

-В определении рабочего поля звучали слова: строка и столбец. Посмотрите на таблицу (в есь излагаемый материал сопровождается наглядным изображением, которое демонстрирует учитель (ПРИЛОЖЕНИЕ А) ) и попробуйте сформулировать, что такое строка, столбец.

Столбец – вертикально расположенная единичная часть электронной таблицы.

Строка – горизонтально расположенная единичная часть электронной таблицы.

-А как вы думаете, сколько таких строк и столбцов может быть в одной электронной таблице?

Максимальное количество строк равно 16384, столбцов – 256.

-Элементы рабочей таблицы имеют свои обозначения, запишем их:

Номер строки – определяет ряд в электронной таблице. Он обозначен на левой границе рабочего поля.

Буква столбца – определяет колонку в электронной таблице. Буквы находятся на верхней границе рабочего поля. Колонки нумеруются в следующем порядке: А — Z, затем AA — AZ, затем BA — BZ и т.д.

Ячейка – первичный элемент таблицы, содержащий данные. Каждая ячейка имеет уникальный адрес, состоящий из, буквы столбца и номера строки. Например, адрес ВЗ определяет ячейку на пересечении столбца В и строки номер 3.

Указатель ячейки – светящиеся прямоугольник, определяющий текущую ячейку. Указатель можно перемещать по таблице как при помощи клавиатуры, так и мышью.

Текущая ячейка помечена указателем. По умолчанию ввод данных и некоторые другие действия относятся к текущей ячейке.

Диапазон ячеек представляет собой прямоугольную область смежных ячеек. Диапазон может состоять из одной или нескольких ячеек, строк, столбцов.

Адрес блока состоит из координат противоположных углов, разделенных двоеточием. Например: В13:С19, А12:D27 или D:F.

Блок можно задать при выполнении различных команд или вводе формул посредством указания координат или выделения на экране. Обозначение диапазона состоит из адресов ячеек, которые находятся в верхнем левом и нижнем правом углах диапазона, разделённых двоеточием (например, D 5: F 7, учитель показывает на картинке (ПРИЛОЖЕНИЕ А)).

Документы, которые создаются с помощью Excel , называются рабочими книгами и имеют расширение . xls .

Предлагаю ученикам сесть за компьютеры и открыть Excel . На примере открытого Excel познакомиться с особенностями окна документа электронной таблицы.

Обратите внимание, что панель инструментов не совсем обычная. Что же в ней, по-вашему, такого особенного?

Под панелью инструментов помещена строка редактирования , которая содержит адрес текущей ячейки или выделенного диапазона и содержимое текущей ячейки.

Электронная таблица в Excel имеет трехмерную структуру. Она состоит из листов , как книга (таких листов 16). На экране виден только один лист – верхний. Нижняя часть листа содержит ярлычки других листов. Щелкая кнопкой мыши на ярлычках листов, можно перейти к другому листу.

Предлагаю детям в открытом окне перейти на лист2, лист3, вернуться ко 2-ому.

Указатель мыши меняет свою форму в зависимости от того, где в окне приложения он расположен и какая решается задача. Кроме стандартных он может принимать следующие формы :

указатель в виде крестика – указатель в рабочей таблице, испольуется для сменытекущей ячейки;

I – в области редактирования, используется для смены текущей ячейки;

двойные стрелочки – на границе столбца или строки в заголовках столбцов или строк, используется для изменения размеров столбца или строк;

Поговорим о типах информации в ячейках. В ячейки рабочей таблицы может быть введена информация 3-х типов: текст, число, формула. Формула – выражение, которое указывает, как вычислить новое значение.

Одновременно в одной ячейке может содержаться информация только одного типа (предлагаю убедиться в этом).

Ячейки, в которые не введена информация, остаются незаполненными (пустые ячейки).

Давайте запишем, что для перемещения по таблице используются следующие клавиши:

 ,,, - перемещение в указанном направлении к следующей ячейке рабочей таблицы.

Tab – перемещение к следующей справа ячейке рабочей таблицы.

Home – перемещение в начало строки.

Shit + Tab - перемещение к предыдущей (следующей слева) ячейке рабочей таблицы.

End – перемещение по строке к ячейке последнего столбца, заполненной части рабочей таблицы.

Ctrl + Home – перемещение к ячейке А1.

Ctrl + End – перемещение к ячейке, стоящей на пересечении последней строки и последнего столбца заполненной части рабочей таблицы.

А как указать электронной таблице, с какими ячейками надо работать? Для этого надо выделить ячейки. Но как это сделать?

Для выделения с помощью мыши:

столбца – щелкнуть кнопкой мыши на букве – имени столбца;

нескольких столбцов – не отпуская кнопки после щелчка, протянуть мышь;

строки – щелкнуть кнопкой мыши на числе – номере строки;

нескольких строк – не отпуская кнопку после щелчка, протянуть мышь;

блока – щелкнуть кнопкой мыши на начальной ячейке блока и, не отпуская кнопку, протянуть мышь на последнюю ячейку;

рабочего листа – щелкнуть кнопкой мыши на пересечении имен столбцов и номеров строк (левый верхний угол таблицы);

для выделения блока с помощью клавиатуры необходимо, удерживая нажатой клавишу Shift, нажимать на соответствующие клавиши перемещения курсора, или, нажав клавишу F8, войти в режим выделения и выделить блок при помощи клавиш перемещения курсора. Esc – выход из режим выделения.

Для выделения нескольких несмежных блоков необходимо:

1)выделить первую ячейку или блок смежных ячеек;

2) нажать и удерживать нажатой клавишу Ctrl;

3) выделить следующую ячейку или блок и т.д.;

4) отпустить клавишу Ctrl.

Для отмены выделения достаточно щелкнуть кнопкой мыши по любому невыделенному участку рабочего листа. Новое выделение снимает предыдущее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иметь дело с обширными таблицами приходится во многих областях жизни. В частности, это относится ко всем видам финансовой и учетной деятельности. Способность электронных таблиц быстро и точно производить автоматические вычисления используют не только бухгалтеры. Без электронных таблиц не обходятся участники бирж, руководители брокерских контор, банков и другие финансовые менеджеры. С помощью электронных таблиц можно моделировать реальные ситуации и оценивать получающиеся результаты.

Использование электронных таблиц в образовательном процессе

Ход урока

Объявление цели и плана урока.

Иметь дело с обширными таблицами приходится во многих областях жизни. В частности, это относится ко всем видам финансовой и учетной деятельности. Способность электронных таблиц быстро и точно производить автоматические вычисления используют не только бухгалтеры. Без электронных таблиц не обходятся участники бирж, руководители брокерских контор, банков и другие финансовые менеджеры. С помощью электронных таблиц можно моделировать реальные ситуации и оценивать получающиеся результаты. Итак, давайте посмотрим, кто и с какой целью вы можете использовать электронный таблицы.

Задача 1. Бухгалтер ежемесячно вручную рассчитывает зарплату работнику. Как можно, используя электронные таблицы, автоматизировать этот процесс, зная исходные данные о количестве рабочих дней, количество дней больничного листа, сколько оплачивается работнику полный рабочий день, больничный лист, является ли он членом профсоюза, подоходный налог.

Читайте также: