Электронная школа преимущества и недостатки

Обновлено: 02.07.2024

-для учеников младшей школы идеально подойдет наглядный видеоматериал, способный привлечь внимание малышей;

-для учеников средней школы лучше всего использовать тренировочные и интерактивные задания;-для учеников старшей школы наиболее эффективными будут контрольные задания, позволяющие лучше подготовиться к ЕГЭ.

Классическая форма обучения пока не отменяется, и учителям по-прежнему нужно готовиться к каждому уроку: составлять поурочные планы, писать конспекты, подбирать иллюстрации и т.д. Российская электронная школа существенно облегчает эти задачи. Педагоги, которые уже пользуются данным образовательным порталом, отмечают, что благодаря РЭШ у них появилась возможность быстро и легко корректировать учебные планы и формировать методологическую и методическую базу занятий. Простая навигация и круглосуточная доступность портала позволяет педагогам существенно экономить свое время и делать работу в любое время и в любом месте.

Поскольку на портале представлено огромное количество разнообразного и качественного иллюстрированного материала, учителя получили возможность делать программу обучения более насыщенной и разнообразной. Они могут по собственному усмотрению комбинировать разные презентации, конспекты, тесты и сценарии.

По всей видимости именно она станет основой для создания "цифровой платформы персонализированного обучения" , о которой говорил президент Путин . Планы внедрения новой системы оценивания образовательных результатов довольно грандиозные. Предполагается, что удаленное обучение школьников будет сопровождаться специальной системой, основанной на технологии Искусственного интеллекта , которая сделает оценку достижений каждого ученика объективной и комплексной.

Истины ради надо сказать, что "Российская электронная школа" сегодня не единственная площадка позволяющая заниматься дистанционным обучением. Здесь следует упомянуть о совместном проекте компании "Яндекс" с издательством "Просвещение".

Но все таки "Российская электронная школа" безусловно более официозный проект, поэтому сегодня речь о нем.

"Российская электронная школа"

Плюсы

Не смотря на общий критический настрой по отношению к этой системе в среде учителей, нужно признать, что работа по проекту была проведена довольно большая.

На сегодняшний день уже снято и опубликовано огромное количество видео-уроков по всем областям школьных знаний. Все они распределены по предметам и классам. Каждый урок снабжен определенным количеством дополнительных материалов, краткими конспектами, а так же проверочными и контрольными работами по каждой теме.

Судя по всему разработчики так же планируют встроить в систему комплексы материалов для промежуточного контроля знаний и подготовки к написанию ВПР и ЕГЭ.

В любом случае, сегодня каждый учитель может использовать накопленные и таргетированные здесь материалы для подготовки и проведения своих уроков. И это хорошо!

Минусы

Не обходится, конечно, и без ляпов, неточностей и некорректно поставленных вопросов в заданиях. Я, как учитель истории естественно сразу прошерстил свой предмет. Просмотрев несколько уроков из разных курсов истории, тут же обнаружил такие досадные глупости:

Так, например, имя богини Солнца Аматэрасу не был принят системой, как правильный. Хотя в кратком конспекте к этому же уроку у разработчиков значится:

Так же, по мнению авторов

Индуизм не является религией, которой присуща идея о постоянном перерождении души.

И таких неточностей встречается довольно много.

Но, честно сказать, напрягает совсем не это.

На многих видео-уроках ученики видят образ "говорящей головы" того преподавателя, который рассказывает по теме. Думаю, что такой подход не очень хорош с позиции положения того школьного учителя, который будет включать данные видео на своем уроке. В глазах учеников, говорящий дядька или тетка становятся главным, подменяющим их живого педагога, источником нужной, правильной информации. И если "говорящая голова" говорит что-то, что не совпадает с той точкой зрения, которую попытается донести до детей реальный учитель, то скорее всего решение о правоте и истине будет не на стороне последнего.

Видимо, таким образом, будет идти постепенная подмена авторитета живого учителя, нужными установками из уст "электронного ретранслятора".

Конечно, до полной замены живых учителей видео-уроками нам пока еще далеко, но такого варианта развития событий я бы исключать не стал.

Таким образом, на данный момент электронная платформа под названием "Российская электронная школа" является вполне себе применимой в работе учителей-предметников. Но потенциал, который кроется в таком виде оцифрованного и формализованного образования, да еще вкупе с возможностями ИИ, вообще-то уже настораживает!

Плюсы и минусы использования электронного журнала

Современные технологии все больше проникают в быт людей. Многие структуры перешли на электронные системы, оставив в прошлом горы макулатуры и проблемы с заполнением документов. Такое новшество коснулось и системы образования. Уже большинство школ России перешли на электронные журналы. Это заметно упрощает систему оценивания.

Что из себя представляет электронный журнал

Раньше учителям и школьникам приходилось носить кучу листков и журналов для выставления оценок. Сейчас же появились электронные версии, которые значительно превосходят бумажные аналоги.

Доступ к оценкам есть у педагога, ученика и родителей. Процесс обучения можно посмотреть на компьютере, планшете или телефоне при наличии Интернета. Учитель прямо на уроке вводит отметки в журнал, который внешне выглядит, как бумажный. Также педагог может загружать домашнее задание, план обучения на год и другую информацию.

У каждого пользователя есть собственные логин и пароль, которые необходимы для входа на сайт. В электронном журнале можно вести диалог с учителем в спорных моментах.

Как выглядит электронный журнал

Преимущества виртуальной системы

Быстрый и легкий доступ

Если раньше приходилось искать бумажный журнал по кабинетам, просить учителей озвучить успеваемость каждого ученика, то электронные версии позволяют быстро узнать оценки по определенному предмету.

Свобода от бумажной волокиты

До развития Интернета в каждом классе был ответственный, который обязан носить классную ведомость и передавать ее педагогам. Нередко, когда менялся дежурный, журнал терялся. Сейчас в большинстве школ все кабинеты оборудованы компьютерами, что позволяет сразу выставлять оценки на сайте.

К тому же, не придется каждый год покупать школьный дневник, а учебному заведению — множество бумажных табелей, что более экономично.

Подробная информация о процессе обучения

В старых табелях было минимум данных: оценки, список учеников, домашнее задание (и то не всегда) и имена преподавателей. При просмотре возникали вопросы, например, за что стоит данная оценка. В Интернет-журналах можно выкладывать разного рода информацию:

  1. Домашнее задание и пояснения к ней.
  2. Темы каждого урока за день.
  3. Отметки с указанной работой.
  4. План занятий и будущие темы уроков.
  5. Замечания об успеваемости и поведении.

Непредвзятость к школьникам

Некоторые учителя могут некорректно относиться к ученикам. При выставлении отметок преподаватели занижают или завышают их. Такое отношение обычно вызвано конфликтом между обучающимся и педагогом. Однако с использованием виртуальных табелей эта проблема исключена. Система выводит средний балл за время учебы, и по результатам учитель выставляет итоговую оценку.

За электронным журналом

Недостатки

Сбои системы

Интернет-ресурсы нередко могут выходить из строя, особенно в начале учебного года или периода. При этом ни педагоги, ни школьники не имеют доступ к журналу, что вызывает множество проблем. Однако такие перебои быстро устраняются, и уже через несколько дней система работает в обычном режиме.

Риск потери логина или пароля

В этом случае придется восстанавливать данные, потому что без них у пользователя нет доступа к информации. Необходимо попросить классного руководителя, чтобы он обратился к специалисту для восстановления. Несколько дней у человека не будет доступа к онлайн-журналу, пока ему не выдадут личные данные.

Необходим доступ в Интернет

Сейчас практически у каждого человека есть мобильный Интернет, и он способен выйти в Сеть практически в любом месте. Это позволяет узнать сведения об успеваемости даже на улице. Однако если у пользователя нет Интернета, или его временно отключили, посмотреть оценки или задание на дом не получится. Школьные дневники же всегда доступны для родителей и школьника.

Проблемы при переходе на электронную систему

Людям, привыкшим к бумажному варианту ведомостей, сначала трудно будет использовать виртуальный дневник. Во-первых, преподаватель и система выставляют итоговые отметки по-разному. Во-вторых, если человек не привык к Интернет-версиям различных ресурсов (заполнение документов, заказ талонов в поликлинику и пр.), освоиться с новшеством будет проблематично. Однако электронные журналы существуют достаточно долго, поэтому дети и взрослые уже научились ими пользоваться. Со временем все освоятся и забудут про старые аналоги.

Несвоевременное выставление оценок

При наличии бумажного варианта, преподаватели ставят отметки сразу после ответа или сдачи задания. С виртуальным журналом можно делать то же самое, однако некоторые педагоги не спешат ставить оценки даже спустя месяц. Может возникнуть подобная ситуация: ученик не знает свою успеваемость по предмету, а скоро конец учебы, и нужно улучшать свое положение. Однако это исключение из правил, и многие учителя ежедневно выкладывают информацию об успеваемости обучающихся.

Выставление оценок

Бескомпромиссность при оценивании

Цифровая система способна самостоятельно выводить итоговые отметки. Программа подсчитывает средний балл по каждой дисциплине. Раньше добрые педагоги могли пойти на встречу, чтобы улучшить успеваемость обучающегося. С электронным журналом такая ситуация невозможна, все действия совершает программа.

Все вышеперечисленные минусы виртуального табели успеваемости — недостатки, которые встречаются довольно редко, а при возникновении — быстро и легко решаются.

Электронный журнал: хорошее или плохое нововведение?

Переход от материальных ресурсов к цифровым — последствие информационного прогресса. На Интернет-версии уже перешли множество структур, которыми ежедневно пользуются люди.

Электронные табели имеют множество преимуществ перед старыми аналогами. Это упрощает систему оценивания в учебных заведениях.

Противиться прогрессу невозможно, да и не нужно. Технологичные нововведения упрощают жизнь людей и с каждым годом становятся все совершеннее.


Лавренёв В.Д., Тимохина Т.В.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, риски и перспективы цифрового обучения в образовательных учреждениях. Описаны некоторые его недостатки, выделенные авторами в процессе их работы в образовательных организациях. Приведены результаты опроса среди педагогов Московской области, участвующих в конференциях Государственного гуманитарно-технологического университета.

Ключевые слова: цифровое обучение, современные технологии, электронные приложения и устройства.

13.00.00 Педагогические науки

УДК 377.6; 378​

ON THE PROS AND CONS OF DIGITAL LEARNING

Lavrenev V.D., Timokhina T.V.

Abstract. The article discusses the problems, risks and prospects of digital learning in educational institutions. Some of its shortcomings highlighted by the authors in the process of their work in educational organizations are described. The results of a survey among teachers of the Moscow region participating in conferences of the State University for the Humanities and Technology are presented.

Key words: digital learning, modern technologies, electronic applications and devices.

Одним из приоритетных направлений развития российского образования является подготовка специалистов высокой квалификации, в том числе обладающих цифровой грамотностью. Цифровая грамотность рассматривается в ряде исследований [2; 4; 5; 7; 8; 10] как сформированная компетентность в применении цифровых технологий во всех сферах жизни и деятельности человека. Это – система знаний, умений и сформированных навыков работы с информационными сетями: отбора информации, её сохранения, продуцирования нового.

Изменения, происходящие в жизни общества, должны адекватно отражаться в образовательном процессе. В настоящее время перед педагогами, работающими с обучающимися на различных ступенях образования, стоят важные задачи:

  • дать учащимся прочные и достоверные знания, касающиеся цифровой сферы;
  • повысить качество образования в вопросах, касающихся цифровой сферы;
  • обеспечить в условиях цифровизации высокий уровень преподавания и усвоения материала каждым обучающимся;
  • научить развивать собственные способности обучающихся в результате использования цифровой среды;
  • подготовить обучающихся к сложным и постоянно изменяющимся условиям современной цифровой среды;
  • научить использовать цифровые и компьютерные навыки в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • подготовить обучающихся к эффективной деятельности в условиях цифровой экономики.

Данные задачи задают новый вектор современного образования: оно в корне должно отличаться от старой системы. Решить поставленные задачи поможет образование нового поколения – цифровое. В условиях реализации новых образовательных стандартов (ФГОС) в нормативных документах Министерства науки и высшего образования формулируются новые требования к организации и функционированию электронной информационно-образовательной среды [11]. Новая образовательная парадигма направлена на изменение системы подачи материала. Традиционные учебники не в состоянии успевать за изменениями. Выходом из такой ситуации могут служить электронные учебники, которые дают возможность быстро вносить изменения и дополнения в их содержание.

Обучение в цифровой образовательной среде отличается от системы традиционного обучения. Цифровая образовательная среда включает в себя:

  • перевод учебников и других методических пособий в электронную форму, что позволит обучающимся получать достоверные знания в удобной форме и в короткий срок;
  • создание платформы и информационного ресурса, через которые обучающиеся будут получать свободный доступ к электронному контенту;
  • оснащение образовательных организаций компьютерами, планшетами, скоростным доступом в Интернет;
  • переподготовка педагогов для повышения эффективности применения электронного контента в учебном процессе.

Одним из вариантов перехода на электронные учебники является их использование на планшете. Данное техническое средство обеспечит индивидуальный подход к каждому обучающемуся – кому дать послушать аудиозапись, кому показать картинку, а кому разобрать текст. У обучающегося есть возможность выбирать темп обучения, а также тип деятельности.

В ходе проведённого нами среди 27 педагогов с сентября по декабрь 2019 года опроса в различных образовательных организациях Московской области по замене учебников на планшеты были получены положительные высказывания обучающихся школ, учреждений СПО и вузов, а также их родителей относительно использования электронных учебников. Вот некоторые из них:

Опрос, показавший положительные результаты, тем не менее проходил с наличием некоторых трудностей. Для педагога они возникали в связи с необходимостью изучения новых форм работы с цифровыми ресурсами, новых форм взаимодействия с группой обучающихся. Педагог выступает прежде всего в роли помощника, куратора, к которому будут обращаться лишь при необходимости, так как цифровизация подразумевает самостоятельное изучение больших объёмов материала. В настоящее время многие образовательные организации используют электронные носители для проведения различного рода занятий, составления тематического планирования, внеклассных мероприятий, рабочих программ. В Интернете публикуются разнообразные материалы по многим предметам в цифровой форме. Любой педагог может поделиться своим опытом на многочисленных образовательных платформах.

В.А. Плешаков и О.И. Воинова [6] пишут о киберонтологическом подходе в образовании. Авторы рассматривают киберонтологический подход в качестве основания инновационной отрасли психолого-педагогической мысли – киберпедагогики: применение современных информационно-коммуникационных, цифровых, электронных и интернет-технологий в системе образования.

И.В. Роберт [8] рассматривает теоретические основы создания и внедрения новых цифровых технологий в образовании. Автор провела анализ педагогической целесообразности использования программных средств и перспективы использования средств новых.

В.В. Рубцов [9] изучает текущее состояние и риски информатизации системы образования. Определяет цели и задачи, основные направления дальнейшего развития электронного обучения.

В работе Е.С. Полат [7] отмечаются особенности применения информационных технологий. При подготовке к занятиям необходимо строго соблюдать методические рекомендации, учитывать виды деятельности, цели, задачи.

А.Ю. Уваров в своём исследовании [7] даёт характеристику и способы использования электронных планов, учебников, способов их корректировки, дополнения, исправления (быстро и без особых усилий).

В своём исследовании Д.А. Осипов говорит, что существует немало причин для популяризации и повсеместного использования цифровой системы образования и рассматривает преимущества электронного обучения. Также автор отмечает проблемы и недостатки электронного обучения [5, С. 110].

Проведя опрос среди 27 педагогов Московской области, участвующих в конференциях ГОУ ВО МО Государственного гуманитарно-технологического университета (сентябрь – декабрь 2019 года), мы выявили ряд положительных сторон цифровизации образовательного процесса:

  • цифровое обучение помогает школьникам лучше ориентироваться в информационном мире;
  • школьник учится самостоятельно добывать знания, становится более независимым;
  • каждый обучающийся может осваивать программу в своём индивидуальном темпе независимо от других;
  • школьникам не надо носить тяжелые учебники, их заменит планшет;
  • изменится статус учителя, вероятно, снизится его нагрузка;
  • создаются профессиональные интернет-сообщества как новая форма профессионального роста;
  • большинство уроков хорошо продуманы, логически выстроены, помогут детям повысить интерес к учебе;
  • удобно для дистанционного обучения;
  • задания интересны и доступны детям;
  • учителя могут включать в систему обучения мобильные телефоны и другую технику.

Наряду с положительными сторонами цифрового обучения существуют и серьёзные ограничения и недостатки. Научные деятели, педагоги, врачи, представители общественности отмечают слабую привязанность современных детей к окружению, коллективу и ценностям, отсутствие долгосрочных планов, позднюю социализацию.

Особое внимание общественность уделяет проблемам физического развития. Длительное пребывание за экраном приводит к переутомлению глаз, резко портится зрение, длительная работа в сидячем положении перед монитором или с планшетом приводит к нарушениям опорно-двигательного аппарата.

В данной связи очевидно, что учёные, специалисты по цифровым технологиям, педагоги, психологи и врачи должны провести тщательные исследования. Государству нужно думающее, творческое поколение, умеющее созидать, создавать, изобретать. Цифровая школа не может быть единой для всех. Она должна быть дополнением к традиционной.

Таким образом, цифровое обучение, бесспорно, имеет свои недостатки и преимущества. О данном факте происходят дискуссии на различных уровнях современного образования и власти. Развиваться в дальнейшем ему предстоит по причине создания и развития высокотехнологичных производств, цифровизации различных сфер.

Читайте также: