Экзамен в сельской школе нестеров описание

Обновлено: 05.07.2024

Жанровые картины о детях и родителях – одно из самых обширных и интересных направлений в живописи. Их можно читать, как книгу. В лицах и фигурах персонажей, одежде, окружающей обстановке художники передают целый рассказ о том, как жили эти люди раньше, что происходит у них сейчас и что их ждет в будущем. Нужно лишь рассмотреть картину внимательно, не пропуская ни одной детали.

В сегодняшней подборке - картины о школе, учебе, хороших и плохих отметках.



Андрей Петрович Рябушкин "Школа XVII века" 1903




Василий Максимович Максимов "Единственный учитель"


Алексей Иванович Стрелковский "Сельская школа"


Владимир Маковский "В сельской школе"




Михаил Нестеров "Экзамен в сельской школе" 1884


И.Е.Репин "Экзамен в сельской школе" 1878



Иван Куликов "Школьник" 1897


Николай Богданов-Бельский "Приготовление уроков"



Александр Алексеевич Коробов "Первокласник" 1948







А. Харьковский "Награда учителю" 1951




Я. Титов "Прием в пионеры"


Перед уроком. Открытка 1950-х годов


Евгений Кацман "Учиться, учиться, учиться!" 1952


Анатолий Валентинович Волков (1908–1985) “1-ое сентября” 1950






С. Бальзамов "Школьница" 1951


М. Божий "Отличница" 1950




И. Владимиров "В женской школе"



Сергей Григорьев "Прием в комсомол" 1949




Т. Максименко "Выпуск стенгазеты" 1960





Богомолов А. "Стол сына. Школьные годы", 1972

Картины про школы и школьников за границей


Питер Брейгель старший "Наказание в школе" 1556


Ян Стен "Городская школа" 1665


Ян Стен "Городская школа" 1670


Филип Меркье "Школа для мальчиков" 1738


Франческо Бергамини "В классе"


Уинслоу Хомер "Сельская школа" 1871


Пьер Огюст Ренуар "Школьник" 1879




Фредерик Гудалл "Арабская школа"


И конечно, как подчеркивали буквально все СМИ и сами устроители выставки, Репин терпеть не мог большевиков.


Илья Репин. Возвращение в отчий дом. 1876


Илья Репин. Вернулся. 1877


Илья Репин. Проводы новобранца. 1879


Илья Репин. На дерновой скамье. Красное село. 187

Эти стремления и определили характер творчества Репина после того, как в 1876 году он досрочно вернулся в Россию и с огромной энергией включился в художественный процесс, что было равнозначно для него активному участию в драматических противоречиях русского общества.


Илья Репин. Мужичок из робких. 1877

После недолгого пребывания в Петербурге и (проездом) в Москве, встреч с друзьями и хорошими знакомыми (Крамским, Стасовым, Мусоргским, Третьяковым и др.), осенью 1876 года Репин направился на малую родину, в Чугуев, где за полтора года создал много картин, рисунков, этюдов и эскизов, над сюжетами которых работал и позже. Во второй половине 1877 года он переехал в Москву, где жил до 1882 года, проводя летние месяцы в Абрамцеве и его окрестностях, а также посетил в начале 1880-х годов Курскую губернию и Украину (вместе со своим учеником В. Серовым).


Илья Репин. Мужик с дурным глазом. 1877

Большая же часть крестьянских эскизов и картин так или иначе передают наблюдения и размышления, присущие и другим передвижникам и писателям-народникам, заставляют вспоминать рассказы Л. Толстого и А. Чехова.


Илья Репин. В волостном правлении. 1877


Илья Репин. Экзамен в сельской школе. 1877


Илья Репин. Протодиакон. 1877

Характерно, что, хотя портрет был написан виртуозно и по признанию самой модели получился очень похожим, вице-президент Академии художеств вел. кн. Владимир не разрешил выставить его на Всемирной выставке 1878 года в Париже.

Ивана Уланова или, во всяком случае, очень похожих на него персонажей мы видим и в некоторых из многочисленных изображений крестных ходов — сюжета, над которым Репин долго работал, возвращаясь к нему и в XX веке.


Илья Репин. Крестный ход (эскиз). 1877


Илья Репин. Спас нерукотворный


Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии (фрагмент) 1880 - 1883


Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880–1883

И именно рядом с этой картиной становится особенно внятен горький и драматический смысл работ, которые в эти же годы создавал Репин, — эскизов и картин, посвященных народникам, о которых пойдет речь уже в следующей статье.

Д. Пускин. Дополнительные занятия в школе

Д. Пускин. Дополнительные занятия в школе

Всех учителей поздравляю с их c прошедшим профессиональным праздником! Учителя ( с большой буквы) — это вовсе не продолжение указки или краснойпастойдневникомаратели. Это светлые головы , которым повезло понять чуть больше других в отдельных специальностях , и они готовы поделиться этим пониманием с каждым учеником. Но не только за это их можно уважать. Учителя дают намного больше , чем сухие знания: правила , формулы , алгоритмы. Они наши наставники по жизни после родителей. Кто же как не они заботится о нашей осанке и красивом почерке , кто приучает нас к дисциплине и взаимовежливому общению в коллективе , кто прививает уважение к чужому труду и любовь к окружающему миру? Наши любимые , строгие , милосердные , мудрые учителя , просвещайте и наставляйте нас и наших отпрысков. Желаю вам терпения , достойного вознаграждения за ваш труд и благодарных учеников.

А вот подборка картин некоторых художников , отразивших особую школьную атмосферу конца 19-20 вв.

В сельской школе. Художник Владимир Егорович Маковский, 1883

В сельской школе. Художник Владимир Егорович Маковский , 1883

Богданов-Бельский Н.П. Воскресные чтения в сельской школе 1895

Богданов-Бельский Н. П. Воскресные чтения в сельской школе 1895

kartina-b.m.-kustodieva-zemskaya-shkola-v-moskovskoy-rusi

Б. М. Кустодиев . Земская школа в Московской Руси

Экзамен в сельской школе. Художник И.Е.Репин, 1878.

Экзамен в сельской школе. Художник И. Е. Репин , 1878.

У больного учителя. Художник Н.П. Богданов-Бельский , 1901.

У больного учителя. Художник Н. П. Богданов-Бельский , 1901.

Сельская школа. Художник Алексей Иванович Стрелковский, 1872.

Сельская школа. Художник Алексей Иванович Стрелковский , 1872.

Награда учителю. А. Харьковский

Награда учителю. А. Харьковский

Морозов А.И. Сельская бесплатная школа 1865

Морозов А. И. Сельская бесплатная школа 1865

Михаил Нестеров. Экзамен в сельской школе 1884 г.

Михаил Нестеров. Экзамен в сельской школе 1884 г.

ИСКУССТВО -СОВЕСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

ИСКУССТВО -СОВЕСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

ИСКУССТВО -СОВЕСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. запись закреплена
Серебряный век русской культуры

Михаил Васильевич Нестеров. Экзамен в сельской школе. 1884
Холст, масло. 41×60 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Этот рассказ посвящён человеку, чья жизнь пришлась на годы перемен, за которые Россия сделала большой шаг вперёд во многих направлениях, в том числе и в искусстве. Творчество российского художника Михаила Васильевича Нестерова является ярким примером того, как менялись взгляды на жизнь людей того времени под влиянием новой прогрессивной эпохи.

В 2012 году, 31 мая исполнилось 150 лет со дня рождения знаменитого художника.

Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1877 году 15-летним мальчиком. Родом он из Уфы, рос в купеческой семье, и отец привез его в Москву вовсе не для обучения живописи. Однако, как говорится, что кому на роду написано… Сын купца Василия Нестерова Михаил стал живописцем, и не из последних.

Кончина Александра Невского

В советское время реалистические начала творчества Нестерова получили качественно новое развитие. Портреты Михаила Васильевича советского периода не имеют ничего общего с присущими ему прежде мотивами богоискательства. Художник понял и принял новую действительность и нового человека. Созданные им портреты И. П. Павлова (1930 и 1935), С. С. Юдина (1933 и 1935), И. Д. Шадра (1934), О. Ю. Шмидта (1937), В. И. Мухиной (1940) и другие работы зрелого Нестерова в стиле социалистического реализма говорят об этом безусловно.

Читайте также: