Экспресс тест на мотивационную готовность к школе

Обновлено: 23.07.2024

Цель: Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника.

Материал: Словесные ситуации, вопросы к детям на выбор одного варианта ответа.

Я буду рассказывать тебе про первую и вторую школы, а ты выберешь ту, в которой хотел(а) бы учиться.

Словесные ситуации:

1.Если бы было две школы: одна с уроками русского, математики, чтения, рисования, пения, физкультуры, а вторая с уроками рисования, физкультуры, пения. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

2.Если бы было две школы: в одной уроки и переменки, а в другой только переменки. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

4.Если бы было две школы: в одной можно вставать только с разрешения учителя или поднимать руку, если что-то нужно спросить, а в другой школе на уроках можно делать все, что тебе хочется. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

5.Если бы было две школы: в одной задают задания на дом, а в другой не задают. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

6.Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил бы заменить ее твоей мамой или другой учительницей. Кого бы ты выбрал(а)?

Оценка результатов:

- за правильный ответ – 1 балл;

- за неправильный – 0 баллов.

Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набирает 5 и более баллов.

Цель: Выявить преобладание определенного мотива, при поступлении в школу.

Инструкция: Сейчас я тебе прочитаю рассказ.

На стол перед ребенком выкладывается карточка с рисунком №1 женская фигура с указывающим жестом: перед ней фигура ребенка с портфеле в руках. (Внешний мотив.)

Выкладывается карточка с рисунком №2: фигура ребенка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

Выкладывается карточка с рисунком №3: фигурки двух детей, играющий в мяч. (Игровой мотив.)

Выкладывается карточка с рисунком №4: две фигурки, изображенный спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

Выкладывается карточка с рисунком №5: фигурка с портфелям в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

Выкладывается карточка с рисунком №6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка)

После прочтения рассказа задаются вопросы:

- А как по-твоему, кто из них прав? Почему? – Выбор I.

- С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? – Выбор II.

- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? – Выбор III.

Дети последовательно осуществляют три выбора.

Обработка данных исследования: Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в общую таблицу и затем оцениваются экспериментатором.

Мотивы,№ Выборы
I выбор + + + +
II выбор + + + +
III выбор + + + +
Контрольный выбор + + + +


I выбор – внешний мотив – 0 б.;

II выбор – учебный мотив – 5 б.;

III выбор – игровой мотив – 1 б.;

IV выбор – позиционный мотив – 3 б.;

V выбор – социальный мотив – 4 б.;

VI выбор – отметка – 2 б.

Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество баллов соответствующего выбора.

Мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая). Вместе с тем ребенок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное .


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

Оставьте свой комментарий

40%



У автора в друзьях: 2







Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Мотивационная готовность ребенка к школе

Если по результатам тестов вы выявите, что у ребенка слабые и неточные представления о школе, нужно будет провести с ним работу по формированию мотивации.

(по Т.Д. Марцинковской)


Этот тест позволит вам понять внутреннюю позицию ребенка по отношению к школе

Время на ответы не ограниченно. Задавайте вопросы и фиксируйте все ответы ребенка на бумаге:

1) Вопрос: Ты хочешь идти учиться в школу?

2) Вопрос: Почему ты хочешь идти в школу?

Б) В эту категорию отнесите ответы, говорящие о желании получить знания, узнать новое, научиться, что-либо делать.

Коммуникативная готовность ребенка к школе

При сформированной коммуникативной готовности, ребенок наделен навыками общения, готовностью договариваться и кооперироваться. Он способен придерживаться социальных правил.

Этот тест позволит выявить отношение ребенка ( 3,5-6,5 лет) к отдельно взятым людям из его окружения (к членам семьи, учителям, братьям и сестрам, друзьям и т.д). Для более объективного результата желательно, чтобы тест проводился квалифицированным психологом, ну или хотя бы не родителями. Обязательным условием является то, что тест проводиться один на один (ребенок + психолог)

Вам понадобится лист белой бумаги, красный и черный фломастеры.

1) Вопрос: Когда можно вставать во время урока?

А) Когда ты устал от уроков и хочешь поиграть.

Б) Если учитель задал вопрос, ты поднял руку для ответа и учитель назвал твое имя.

2) Вопрос: С каким вопросом можно обращаться к учителю?

А) Можно я не буду выполнять домашнее задание?

Б) Можно выйти в туалет?

3) Вопрос: Если мальчик, учащийся с тобой в одном классе получил оценку лучше, чем ты, какие чувства у тебя возникнут?

4) Вопрос: Ты забыл дома цветную бумагу. Она нужна тебе на уроке труда. Как ты поступишь?

Цель: исследование внутренней позиции и выявление желания ребенка идти в школу, ориентация на школьно-учебную деятельность.

Материал: перечень вопросов, ручка.

Процедура проведения

Беседа проводится индивидуально. В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.

А - ориентация на содержание учебной деятельности -2 балла

Б - ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни -1 балл

В - ориентация на внешкольные виды деятельности и условия -0 баллов

1. Хочешь ли ты идти в школу?

Б - так себе, не знаю

2. Почему ты хочешь идти в школу?

А - интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т. д.

Б - интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т. д.

В - внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)?

А - освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т. д.

Б - приобретение формы, школьных принадлежностей

В - занятия, не относящиеся к школе

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится или не нравится больше всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе)

А - уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка

Б - внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса

В - уроки художественно - физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?

А - занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т. д.

Б - дошкольные занятия: рисование, конструирование

В - занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за животными

Интерпретация результатов

Высокий уровень - 10-9 баллов - говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

Низкий уровень - 4-0 баллов - ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована)

Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца.

Текстовый материал

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

-Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

-Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! - говорит заяц.

-Нет, не одолеешь! - стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

-Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

-Давай, - согласился заяц. (Здесь чтение прерывается.)

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да поет:

Князю тепло, князю жарко!

Греет, горит - солнышко ярко!

Совсем из силы Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

-Разве тебя, косой, заморозишь - ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

Выводы

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.

Цель: диагностировать внутреннюю позицию школьника.

1. Если было бы две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если было бы две школы - одна с уроками и переменами, а другая - только с переменами и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если было бы две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятёрки и четвёрки, а в другой давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты бы хотел учиться?

4. Если было бы две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке всё, что хочешь. В какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если было бы две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет. В какой из них ты бы хотел учиться?

6. Если бы у вас в классе заболела учительница, и директор предложил бы её заменить либо другой учительницей, либо мамой, кого бы ты выбрал?

7. Если бы мама сказала: "Ты у меня ещё маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду (дома), а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: " Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придётся ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Обработка результатов:

за каждый правильный ответ даётся 1 балл,

за каждый неправильный ответ - 0 баллов.

Внутренняя позиция считается сформированной, если ребёнок набрал 5 баллов и больше

Читайте также: