Экспертный совет в доу

Обновлено: 07.07.2024

от 24 апреля 1995 года N 46/19-15

РЕКОМЕНДАЦИИ
по экспертизе образовательных программ
для дошкольных образовательных учреждений
Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Настоящие Рекомендации адресуются Федеральному экспертному совету по общему образованию Министерства образования РФ, региональным (местным) органам управления образованием, организующим проведение экспертизы новых программ по дошкольному образованию, экспертным комиссиям по аттестации дошкольных образовательных учреждений.

1.2. Целями настоящих Рекомендаций являются регуляция качества дошкольного образования, защита ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности образования, а также ориентация работы ДОУ на педагогику развития.

1.3. Настоящие Рекомендации соответствуют стратегии разработки государственных образовательных стандартов дошкольного образования и могут использоваться работниками системы дошкольного образования Российской Федерации в период до утверждения и введения в действие указанных стандартов.

2. Виды программ

Программы подразделяются на комплексные и парциальные.

2.1. Комплексная программа включает все основные направления развития ребенка.

2.3.* Парциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".

2.4. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.

3. Общие требования к программам

3.2. В программах должен соблюдаться светский характер образования.

3.3. Программы должны строиться на принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

3.4. Содержание комплексной образовательной программы (или набора парциальных программ) должно быть ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям. Содержание комплексной программы (набора парциальных программ) должно включать развитие речи ребенка, его знакомство с основами естественнонаучных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие.

3.5. Программы должны быть нацелены на:

развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника;

развитие способностей ребенка;

формирование творческого воображения;

3.6. Программы должны обеспечивать:

охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

эмоциональное благополучие каждого ребенка;

интеллектуальное развитие ребенка;

создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

3.7. Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах:

занятия как специально организованная форма обучения;

нерегламентированные виды деятельности;

свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

3.8. В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игры, конструирования, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности и др.).

3.9. Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.

3.10. Программы должны включать описание организации развивающей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования.

3.11. Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.

4. Требования к сочетанию программ

4.1. Парциальные программы, используемые в педагогическом процессе, должны обеспечивать целостность педагогического процесса и дополнять друг друга.

4.2. Используемые в педагогическом процессе парциальные программы должны строиться на единых принципах (концепции).

4.3. При использовании парциальной программы вместо соответствующего раздела комплексной программы не допускаются дублирование содержания, противоречия в основных принципах (концепциях) данных программ.

4.4. Набор программ, используемый в педагогическом процессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка.

5. Региональные требования к программам

5.1. Региональные (местные) органы управления образованием могут устанавливать дополнительные региональные требования к программам.

5.2. Дополнительные региональные требования не должны провоцировать существенное увеличение нагрузки на детей, способствовать их переутомлению и дезадаптации.

5.3. С учетом социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий региональные требования могут определять:

приоритетные направления образовательных программ на основе потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста сельского, городского населения, мегаполиса, курортной, промышленной, военной зоны, университетского городка и пр.;

проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, состояния экологической обстановки, здоровья населения;

отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством;

обучение национальному языку, знакомство с национально-культурными традициями.

6. Экспертиза программ дошкольного образования

6.1. Экспертиза комплексных и парциальных программ осуществляется Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ. В случае положительной оценки программа (комплексная или парциальная) рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями Российской Федерации.

6.2. Региональные (местные) органы управления образованием могут создавать экспертные советы (комиссии) по экспертизе программ дошкольного образования. При этом в случае положительной оценки программа рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных учреждениях региона (города, района).

6.3. Экспертиза набора парциальных программ осуществляется:

советом педагогов дошкольного образовательного учреждения для использования набора программ в работе этого учреждения;

комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения в процессе комплексной экспертизы его деятельности.

Для экспертизы набора парциальных программ дошкольное образовательное учреждение может обратиться в экспертный совет (комиссию) регионального (местного) органа управления образованием, если в регионе (городе, районе) осуществляется практика экспертизы программ дошкольного образования.

Начальник Управления
дошкольного образования
Р.Б.Стеркина

Образование и развитие - одна из важнейших составляющих жизни детей; детский сад становится для ребенка вторым любимым домом, который должен быть наполнен любовью и заботой. Качество жизни наших детей, безусловно, зависит от качества образовательного учреждения. Здесь огромную роль приобретает не только материально-техническая база детского сада, но и человеческий фактор - воспитатели, которые выбрали свою профессию, руководствуясь важнейшей общественной миссией - улучшение качества жизни детей, забота о них, воспитание и развитие.

КОДЕКС СОТРУДНИКОВ ДЕТСКОГО САДА

Сотрудники, работающие в нашем детском саду :

Люди творческие, без которых невозможен успех процесса воспитания, обучения и развития ребёнка; Профессионалы, которые выбирают свой метод работы, исходя из собственной индивидуальности, понимая своё предназначение; Педагоги, способные встать на более высокий уровень духовности и образованности на пути к профессиональному совершенству; Женщины, несущие тепло своих сердец детям, их мамам и папам, бабушкам и дедушкам;



"Сведения об образовательной организации"

Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО)

Группы

Специалисты советуют

Родителям

Все обо всем

Ссылки на федеральные сайты

Мое родное Забайкалье

Сто тысяч почему?

Уроки добра

Детская страничка

Что нужно ребенку в детском саду, чтобы чуствовать себя комфортно

Горячая линия. Помощь детям.

Виртуальные музеи

Методическая копилка

Категории

Личный кабинет

Опрос

Электронный адрес

Будем мы гулять?

75лет Великой Победы

Бессмертный полк.
Презентация "День Победы"

Мои прадедушки- участники Великой Отечественной Войны
У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО…….

Великая отечественная Война

Этот святой, героический праздник Поровну делят прадед и правнук. Воинов хочет обнять вся страна,С гордостью глядя на их ордена.

Видеопоздравление воспитанников группы № 4 к 9 мая!

Федор Васильевич Лебединский

Персональные данные

Библиотека

Информационная безопасность

Финансовая грамотность дошкольников

Независимая оценка качества оказания услуг

Педагогический совет МБДОУ

О.Ю. Сергеева ______

1. Общие положения

1.2. Экспертная группа Учреждения действует в рамках трудового законодательства Российской Федерации, в соответствии с Законами РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", Положением о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утв. постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164, Региональным отраслевым соглашением по учреждениям образования Вологодской области и др.

1.3. Работа экспертной группы основывается на законодательной, нормативной и методической документации по вопросам дошкольного образования и воспитания, соответствия прогнозируемым результатам освоения общеобразовательных программ дошкольного образования.

1.4. Экспертная группа формируется из наиболее квалифицированных руководящих и педагогических работников Учреждения, представителей родительского комитета, общественности в составе трех-пяти человек (председателя, секретаря, членов группы) и назначается приказом руководителя Учреждения.

1.5. Экспертная группа принимает решения, имеющие рекомендательный характер. Ее решения обязательны для исполнения после утверждения их руководителем Учреждения.

2. Задачи экспертной группы

Задачей экспертной группы является получение объективного, полного и доказательного экспертного заключения (рецензии) на представленную профессиональную деятельность педагогических работников, ее качество.

3. Функции экспертной группы

Функциями экспертной группы являются:

  • организация и проведение экспертизы качества предоставленных документов, методической работы, профессиональной деятельности педагогов в соответствии с целями и задачами, поставленными в стратегическом и текущем планировании;
  • изучение и предоставление экспертного заключения (рецензии) на документы, методическую работу, профессиональную деятельность педагогов;
  • участие в работе аттестационной комиссии, методических объединений, совещаний и др.;
  • проведение консультаций для педагогических работников по вопросам реализации образовательных программ, педагогических методик;
  • внесение предложений по коррекции методической работы, профессиональной деятельности педагогов.

4. Права экспертной группы

Экспертной группе предоставляется право:

  • требовать от педагогов необходимую информацию для полного изучения представленных на экспертизу документов, профессиональной деятельности;
  • приглашать на заседания экспертной группы в качестве консультантов и экспертов высококвалифицированных специалистов соответствующих учреждений;
  • принимать участие в организации и проведении методических семинаров, совещаний и др.

5. Организация работы экспертной группы

5.1. Экспертная группа осуществляет свою деятельность в непосредственном контакте с руководителем Учреждения (или старшим воспитателем).

5.2. Экспертная группа работает по плану, утвержденному руководителем Учреждения, отчитывается о результатах своей работы на педагогическом совете.

5.3. Вопросы, относящиеся к деятельности и компетенции экспертной группы, рассматриваются на ее заседаниях, которые собираются по мере надобности.

5.4. Решение принимается большинством голосов открытым голосованием и считается принятым, если в голосовании участвовало не менее двух третей состава экспертной группы.

5.5. Решение экспертной группы оформляется протоколом, итоговой справкой по представленным материалам.

6. Ответственность экспертной группы

6.1. Секретарь экспертной группы несет ответственность за хранение документации (планов, отчетов, журналов регистрации документов, представленных на экспертизу, протоколов заседаний), выдачу копии экспертного заключения (рецензии) и т. д.

6.2. Экспертная группа отвечает:

  • за качество предоставленного экспертного заключения (рецензии) на заявленную работу;
  • проведение экспертных работ в установленные сроки.

7.1. Секретарь экспертной группы оформляет и ведет следующие документы:

  • план работы экспертной группы;
  • протоколы заседаний экспертной группы;
  • журнал регистрации документов, представленных на экспертизу;
  • журнал регистрации выданных документов.

7.2. Эксперты ведут следующую документацию:

  • экспертные заключения (рецензии);
  • отчеты и др.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящее положение вступает в действие с момента утверждения и издания приказа руководителем Учреждения.

8.2. Изменения и дополнения вносятся в настоящее положение не реже одного раза в пять лет и подлежат утверждению руководителем Учреждения.

Светлана Тюлякова
Проверка в ДОУ. Экспертиза деятельности ОУ.

В этой статье вы найдете материал который поможет Вам подготовить свое ОУ к проверке.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ

1. Организационный (10 минут)

В рамках данного этапа проходит представление экспертной группы администрации ОУ с обозначением имен и должностей экспертов и перечисление тех показателей, за которые они ответственны.

2. Знакомство с учреждением (30 минут)

В процессе знакомства администрация ОУ представляет экспертной группе кабинеты, требующие специального оснащения:

• для общеобразовательных учреждений начального, основного, среднего (полного) образования: кабинеты химии, физики, информатики, истории, географии, биологии, мастерские, кабинет обслуживающего труда, актовый зал, спортивный зал, столовая, библиотека;

• для специальных (коррекционных) образовательных учреждений: кабинет СБО, зал ритмики и ЛФК, кабинет логопеда, кабинет психолога, музыкальный зал, сурдокабинет, столовая, библиотека, помещение интерната, санузлы;

• для детских домов: спальни, комнаты для самоподготовки, игровые, комната гигиены для девочек, санузлы, медицинский блок, изолятор

• для дошкольных учреждений: группы, спальни, санузлы, спортивный зал, актовый зал, медицинский кабинет, методический кабинет

В рамках знакомства особое внимание обращается на значительные изменения, которые произошли в материально-техническом оснащении ОУ за последние 5 лет.

3. Работа с документами (1 - 2 часа)

После знакомства с учреждением экспертная группа собирается в одном кабинете, где организованы рабочие места для всех экспертов согласно озвученным показателям и собраны все документы, которые представляет ОУ в рамках процедуры аккредитации:

• Сохранение контингента. Экспертизе подлежат: статистические отчеты за последние 4 года; справки, подтверждающие продолжение обучения выбывших обучающихся за последние 3 года; заявления родителей (законных представителей) обучающихся.

• Результаты выступления обучающихся в олимпиадах. Экспертизе подлежат документы, подтверждающие участие и (или) наличие призеров на различных уровнях олимпиад, проводимых департаментом образования Нижегородской области и министерством образования РФ.

• Результативность профилактической работы по предупреждению асоциального поведения обучающихся. Экспертизе подлежит организационно-правовая документация по профилактике асоциального поведения обучающихся (положения, должностные инструкции, планы работ, программы, а так же справки из ПДН и КДН (информация представляется за 3 последних года).

• Результативность участия в конкурсах, соревнованиях, смотрах. Экспертизе подлежат документы, подтверждающие участие и (или) наличие призеров в мероприятиях, проводимых на различных уровнях. (К рассмотрению принимаются достижения обучающихся, к которым они пришли в рамках образовательного учреждения)

• Мониторинг воспитательного процесса. Экспертизе подлежат анкеты, графики, текстовые справки, отчеты за 3 последних года.

• Охват обучающихся дополнительным образованием. Экспертиза рассматривает количество направленностей, кружков и процент охвата обучающихся.

• Содержание образовательной деятельности. Экспертизе подлежит Учебный план ОУ.

• Учебно-методическое обеспечение. При проведении экспертизы рассматриваются: учебные программы по предметам и соответствующие им УМК (года издания – не более чем 5-ти летнего срока давности); демонстрационное оборудование и реактивы для проведения обязательных практических работ по предметам естественно-научного цикла; использование информационных технологий в образовательном процессе (для школ повышенного статуса); библиотечный фонд.

• Содержание воспитательной деятельности. Экспертизе подлежат: организационно-правовое обеспечение воспитательной деятельности (локальные акты, определяющие принципы воспитательной деятельности с обучающимися); планирование воспитательной деятельности (программы воспитания, дополнительные образовательные программы, планы работ, направленные на социально-нравственное, общеинтеллектуальное и общекультурное развитие); полнота реализации планов и программ.

• Инновационная образовательная деятельность. Приказы, локальные акты, должностные инструкции, программы, планы работ (за последние 3 года).

• Кадровое обеспечение. Тарификация на 1сентября текущего учебного года; план-график направления педагогов на курсы повышения квалификации и его выполнение; итоги аттестации педагогических и руководящих работников; образовательный ценз педагогов; удостоверения о прохождении курсовой подготовки.

• Организационно-правовая база деятельности ОУ. Устав ОУ, локальные акты, должностные инструкции, договор с Учредителем, договор с родителями.

• Материально-техническое оснащение образовательного процесса (в процессе знакомства с учреждением).

• Результативность коррекционно-развивающей работы

- Уровень реализации учебного плана. Учебный план, программно-методическое обеспечение коррекционных курсов: учебный план составлен на основе требований федеральных нормативных документов к учебному плану данного вида С (к)ОУ; выполняются ли установленные федеральными нормативными документами нормы учебной нагрузки по предметам (с учетом обязательных индивидуальных и групповых занятий); общеобразовательные и коррекционные курсы, обязательные групповые и индивидуальные занятия подкрепляют и дополняют друг друга, обеспечивая оптимальные условия для всестороннего развития личности учащихся (по сведениям, содержащимся в журналах).

- Уровень коррекционной работы в рамках учебной деятельности. Работа педагога, психолога, дефектолога (планирование, диагностические карты, отражающие динамику развития учащихся в рамках реально-проводимой образовательной деятельности. (за 3 года).

- Уровень сформированности трудовых навыков. Планово-программная документация по направлениям профессионально-трудовой подготовки составленная в соответствии с требованиями государственных нормативных документов для ОУ данного вида; соблюдается ли планирование занятий по направлениям профессионально-трудовой подготовки в ходе реально осуществляемой учебно-воспитательной работы (по сведениям, содержащимся в отчетной документации); содержание трудовой подготовки с одной стороны и содержание общеобразовательной подготовки, коррекционной и лечебно-профилактической работы с другой подкрепляют друг друга, обеспечивая оптимальные условия для всестороннего развития личности учащихся (по сведениям содержащимся в планово-программной документации); мониторинг профессионально-трудовой подготовки (диагностические материалы педагога по трудовому обучению, которая проводится на основе программных требований (методики, анализ, выводы, рекомендации).

- Уровень психолого-педагогической реабилитации. Планирование работы психолога, содержащее этапы взаимодействия с педагогами, воспитателями, медицинским персоналом и социальными педагогами; диагностические карты с динамикой развития обучающегося в ходе реально проводимой психолого-педагогической работы (цели, задачи, методики, анализ, выводы, причины, рекомендации, прогнозы, сроки реализации); мониторинг психолого-педагогической деятельности 3 последних года.

Дошкольные образовательные учреждения

Взаимодействие сотрудников с детьми. В процессе экспертизы оценивается: характер общего эмоционального фона, сопровождающего взаимоотношения как детей между собой, так и взрослых с детьми; характер отношения к личности ребенка со стороны сотрудников ДОУ; комплексное использование в процессе взаимодействия вербальных и невербальных проявлений; отражение в планировании воспитательно-образовательных задач, направленных на формирование коммуникативных умений и развитие коммуникативных способностей детей.

Создание условий для развития детей. В процессе экспертизы оценивается: психологическая комфортность программно-развивающего пространства; направленность программно-развивающего пространства на комплексное развитие детей; учет при организации предметно-развивающего пространства общедидактических принципов и нормативных требований.

Содержание и методы обучения и воспитания детей в различных видах деятельности и областях знаний. В процессе проведения экспертизы оценивается: уровень и качество планирования работы с детьми; направленность используемых методов воспитания и обучения на комплексное развитие детей; качество (технические умения и навыки, проявления креативности, самостоятельности, вариативность представленных работ и т. д.) продуктов детской деятельности и их использование в образовательном процессе.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения

Результаты коррекционно-развивающей работы

Уровень коррекционной работы в рамках учебной деятельности. Работа педагога, психолога, дефектолога (планирование, диагностические карты, отражающие динамику развития учащихся в рамках реально-проводимой образовательной деятельности. (за 3 года).

Уровень психолого-педагогической реабилитации. Планирование работы психолога, содержащее этапы взаимодействия с педагогами, воспитателями, медицинским персоналом и социальными педагогами; диагностические карты с динамикой развития обучающегося в ходе реально проводимой психолого-педагогической работы (цели, задачи, методики, анализ, выводы, причины, рекомендации, прогнозы, сроки реализации); мониторинг психолого-педагогической деятельности 3 последних года.

Состояние трудовой и начальной профессиональной подготовки

Планово-программная документация по направлениям профессионально-трудовой подготовки составленная в соответствии с требованиями государственных нормативных документов для ОУ данного вида; соблюдается ли планирование занятий по направлениям профессионально-трудовой подготовки в ходе реально осуществляемой учебно-воспитательной работы (по сведениям, содержащимся в отчетной документации); содержание трудовой подготовки с одной стороны и содержание общеобразовательной подготовки, коррекционной и лечебно-профилактической работы с другой подкрепляют друг друга, обеспечивая оптимальные условия для всестороннего развития личности учащихся (по сведениям содержащимся в планово-программной документации); мониторинг профессионально-трудовой подготовки (диагностические материалы педагога по трудовому обучению, которая проводится на основе программных требований (методики, анализ, выводы, рекомендации).

Результаты лечебно-профилактической работы

При проведении экспертизы рассматриваются: списки учащихся по группам здоровья; анализ лечебно-профилактической работы с динамикой; план медицинских мероприятий (обследований, профилактики, лечения) составленный на основе требований федеральных нормативных документов для данного вида ОУ; соблюдается ли план медицинских мероприятий в ходе реально проводимой лечебно-профилактической работы (по сведениям, содержащимся в отчетной документации); стороны лечебно-профилактической работы подкрепляют друг друга, обеспечивая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (по сведениям, содержащимся в плановой документации).

Учебный план

Учебный план, программно-методическое обеспечение коррекционных курсов: учебный план составлен на основе требований федеральных нормативных документов к учебному плану данного вида С (к)ОУ; выполняются ли установленные федеральными нормативными документами нормы учебной нагрузки по предметам (с учетом обязательных индивидуальных и групповых занятий); общеобразовательные и коррекционные курсы, обязательные групповые и индивидуальные занятия подкрепляют и дополняют друг друга, обеспечивая оптимальные условия для всестороннего развития личности учащихся (по сведениям, содержащимся в журналах).

Для образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей

Обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников

При проведении экспертизы рассматриваются: списки учащихся по группам здоровья; анализ лечебно-профилактической работы с динамикой; план медицинских мероприятий (обследований, профилактики, лечения) составленный на основе требований федеральных нормативных документов для данного вида ОУ; соблюдается ли план медицинских мероприятий в ходе реально проводимой лечебно-профилактической работы (по сведениям, содержащимся в отчетной документации); стороны лечебно-профилактической работы подкрепляют друг друга, обеспечивая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (по сведениям, содержащимся в плановой документации).

Обеспечение защиты прав и интересов воспитанников

Экспертизе подлежат: личные дела воспитанников; арматурные карты; отчеты, планы работы социального педагога.

4. Подведение итогов, объявление результатов. (15 минут)

Экспертная группа объявляет результаты по каждому из показателей с пояснениями, подводит общий итог работы в данном ОУ.


I. Общие положения

1.1. Настоящие рекомендации адресуются Федеральному экспертному совету по общему образованию Министерства образования РФ, региональным (местным) органам управления образованием, организующим проведение экспертизы новых программ по дошкольному образованию, экспертным комиссиям по аттестации дошкольных образовательных учреждений.

1.2. Целями настоящих рекомендаций являются регуляция качества дошкольного образования, защита ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности образования, а также ориентация работы ДОУ на педагогику развития.

1.3. Настоящие рекомендации соответствуют стратегии разработки государственных образовательных стандартов дошкольного образования и могут использоваться работниками системы дошкольного образования Российской Федерации в период до утверждения и введения в действие указанных стандартов.

II. Виды программ

2. 1. Программы подразделяются на комплексные и порциальные.

2.2. Комплексная программа включает все основные направления развития ребенка.

2.3. Порциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.

2.4. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается путем применения комплексной программы или набора порциальных программ.

III. Общие требования к программам

3.2. В программах должен соблюдаться светский характер образования.

3.3. Программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

3.4. Содержание комплексной образовательной программы (или набора порциальных программ) должно быть ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям. Содержание комплексной программы (набора порциальных программ) должно включать развитие речи ребенка, его знакомство с основами естественнонаучных знаний, физическое и художественно-эстетическое развитие.

3.5. Программы должны быть направлены на:

— развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника;

— развитие способностей ребенка;

— формирование творческого воображения;

3.6. Программы должны обеспечивать:

— охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

— эмоциональное благополучие каждого ребенка;

— интеллектуальное развитие ребенка;

— создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

— приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

— взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

3.7. Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах:

— занятия как специально организованная форма обучения;

— нерегламентированные виды деятельности;

— свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

3.8. В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учетом специфических для дошкольного возраста видов деятельности (игры, конструирования, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности и др.).

3.9. Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.

3.10. Программы должны включать описание организации развивающей среды с перечнем применяемых материалов и оборудования.

3.11. Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.

IV. Требования к сочетанию программ

4.1. Порциальные программы, используемые в педагогическом процессе, должны обеспечивать целостность педагогического процесса и дополнять друг друга.

4.2. Используемые в педагогическом процессе вариативные программы должны строиться на единых принципах (концепции).

4.3. При использовании порциальной программы вместо соответствующего раздела комплексной программы не допускаются дублирование содержания, противоречия в основных принципах (концепциях) данных программ.

4.4. Набор программ, используемый в педагогическом процессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка.

V. Региональные требования к программам

5.1. Региональные (местные) органы управления образованием могут устанавливать дополнительные региональные требования к программам.

5.2. Дополнительные региональные требования не должны провоцировать существенное увеличение нагрузки на детей, вызывать их переутомление и дезадаптацию.

5.3. С учетом социально-демографических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий региональные требования могут определять:

— приоритетные направления образовательных программ на основе потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста сельского, городского населения, мегаполиса, курортной, промышленной, военной зоны, университетского городка и пр.;

— проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, состояния экологической обстановки, здоровья населения;

— отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством;

— обучение национальному языку, знакомство с национальными культурными традициями.

VI. Экспертиза программ дошкольного образования

6.1. Экспертиза комплексных и порциальных программ осуществляется экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ. В случае положительной оценки программа (комплексная или порциальная) рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями Российской Федерации.

6.2. Региональные (местные) органы управления образованием могут создавать экспертные советы (комиссии) по экспертизе программ дошкольного образования. При этом, в случае положительной оценки, программа рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных учреждениях региона (города, района).

6.3. Экспертиза набора порциальных программ осуществляется:

— Советом педагогов дошкольного образовательного учреждения для использования набора программ в работе этого учреждения;

— комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения для использования набора программ в работе этого учреждения;

— комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения в процессе комплексной экспертизы его деятельности.

Для экспертизы набора порциальных программ дошкольное образовательное учреждение может обратиться в экспертный совет (комиссию) регионального (местного) органа управления образованием, если в регионе (городе, районе) осуществляется практика экспертизы программ дошкольного образования.

Читайте также: