Дегтев псы войны краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Столица Ингушетии представляла собой утонувшее в грязи село – не хватало разве что свиней на улицах. Тут и вспоминалось, что ингуши – мусульмане. Улицы изрыты "КамАЗами", БТРами и танками, заборы забрызганы глинистой слизью. С дворов тянуло запахом навоза, кизячным дымом. Люди встречались озабоченные, угрюмые, злые, словно каждого только что вздул начальник.

– Ну и столица! – то и дело хмыкала Элеонора, пробираясь вдоль заборов, держась за столбики, – иначе можно было влезть в грязь по самые щиколотки. На центральной площади лоснилась огромная маслянистая лужа; техника, проходя по этой жиже, поднимала пологие грязевые волны. Танки, машины с солдатами все прибывали и прибывали, и казалось, скоро всю улицу, вплоть до заборов, они измельчат, перетрут в пыль и, перемешав с водой, взобьют грязевую эмульсию… Все эти войска шли и шли в сторону Грозного.

Элеонора попыталась было попроситься на "КамАЗ", но из-под брезентового тента ее довольно откровенно обложили, не выбирая особенно выражений. Ее это не столько возмутило, сколько удивило: посылали не офицеры и не прапорщики, а, судя по голосам, совсем молоденькие солдаты, ровесники ее Альберта. Боже мой, в какую среду попал ее сын! А все из-за его папаши…

Так она дошла до автостанции. Там было такое же месиво из грязи, навоза и соломы. Автобусы почти никуда не ходили. Но народ толпился, чего-то ожидая. В основном это были русские женщины и мужчины-ингуши. Стояли кучками, торговались. Когда Элеонора приблизилась, на нее сразу обратили внимание двое молодых парней.

– Едем в Грозный, красотка? – сказал один из них.

– А сколько берете?

– Договоримся. – И назвал цену. Цена была вполне приемлемая, гораздо меньше той, на которую рассчитывала Элеонора.

Соседки, услыхав сумму, подбежали с двух сторон:

– Поедем! Поедем, сынок!

– А с вас… – и назвал цену, на которую Элеонора и рассчитывала. Тетки отвалили. Шофер подхватил сумки Элеоноры, как вдруг раздался властный голос:

– Не спеши, Муса! Женщина раздумала с тобой ехать.

То говорил еще один, горбоносый ингуш постарше. Он стоял поодаль, властно сложив на груди руки. Подойдя, взял вещи Элеоноры и понес их к своей машине.

– Исмаил! – выдохнула его жена, черная, как галка, злобно сверкнув глазами в сторону Элеоноры.

– Я отвезу ее! – сказал Исмаил тоном, не терпящим возражений. Жена еще больше почернела; резко бросив что-то, быстро ушла прочь, с чмоком вытаскивая сапоги из грязи.

– Так мы еще не доехали… – попыталась было она его урезонить, одновременно чувствуя бесполезность своих слов. Исмаил молча разложил сиденья. Она так же молча передвинулась на разложенные сидения и подняла юбку.

– Только я с дороги… в самолете, в автобусе…

Через час он опять остановился. На этот раз – возле какого-то скирда соломы, заехав с подветренной стороны.

– Давай! – и опять все повторилось – с сиденьем и с юбкой…

Вместо четырех часов ехали они шесть.

Наконец доехали. Когда расставались, Элеонора облегченно вздохнула: слава Богу! Еще в Москве, собираясь в поездку, она просчитала максимум возможных вариантов: тот вариант, который произошел, оказался не из самых худших. Еще бы с начальством Алика повезло… Совесть ее не мучила, и она не думала о том, как станет смотреть после всего в глаза мужу. Разве она обязана держать ответ – после всего – перед тем ничтожеством, которое не в силах даже семью содержать? Разве это мужчина, который не смог отмазать родного сына от армии? – не смог устроить ему службу где-нибудь вблизи Москвы? – не смог даже выбить ей бесплатный проезд до Грозного? При его-то связях… Разве это отец, который говорит: пусть потянет лямку!

На работе у всех сотрудников дети освобождены от армии, только их Альберт – как последний колхозник… В глазах сослуживцев – презрение: на родного сына поскупились!

И тогда Элеонора решила: сама все сделает! Доберется до этой проклятой Чечни. Найдет сына, договорится с начальством и увезет его домой. Она пойдет на все, коль уж эта амеба, ее муж, не в состоянии ничего сделать, лишь прикрывается красивыми словами о долге. А раз так – то и стыда перед ним не должно быть!

И она добралась до Владикавказа. Доехала на попутном автобусе до Назрани. И вот она здесь, в Грозном.

А как это ей удалось и чего стоило – это уж ее личное дело. Так что пусть не обижается…

Последний месяц третья рота находилась в беспрерывных боях. И все эти дни слились для воюющих в один серый монолит из грязи, копоти, стонов, крови, тоски отчаянного ожидания – когда же все это кончится? Конца, казалось, не будет… За это время мальчишки превратились в солдат и научились различать голоса войны: какие стволы стреляют, куда – на тебя или от тебя, с яростью стреляет боец или со страхом, экономит патроны или не бережет, прицельно стреляет, на поражение, или постреливает со скуки, для порядка, какое у него настроение и даже сколько – примерно – лет стреляющему.

Столица Ингушетии представляла собой утонувшее в грязи село – не хватало разве что свиней на улицах. Тут и вспоминалось, что ингуши – мусульмане. Улицы изрыты "КамАЗами", БТРами и танками, заборы забрызганы глинистой слизью. С дворов тянуло запахом навоза, кизячным дымом. Люди встречались озабоченные, угрюмые, злые, словно каждого только что вздул начальник.

– Ну и столица! – то и дело хмыкала Элеонора, пробираясь вдоль заборов, держась за столбики, – иначе можно было влезть в грязь по самые щиколотки. На центральной площади лоснилась огромная маслянистая лужа; техника, проходя по этой жиже, поднимала пологие грязевые волны. Танки, машины с солдатами все прибывали и прибывали, и казалось, скоро всю улицу, вплоть до заборов, они измельчат, перетрут в пыль и, перемешав с водой, взобьют грязевую эмульсию… Все эти войска шли и шли в сторону Грозного.

Элеонора попыталась было попроситься на "КамАЗ", но из-под брезентового тента ее довольно откровенно обложили, не выбирая особенно выражений. Ее это не столько возмутило, сколько удивило: посылали не офицеры и не прапорщики, а, судя по голосам, совсем молоденькие солдаты, ровесники ее Альберта. Боже мой, в какую среду попал ее сын! А все из-за его папаши…

Так она дошла до автостанции. Там было такое же месиво из грязи, навоза и соломы. Автобусы почти никуда не ходили. Но народ толпился, чего-то ожидая. В основном это были русские женщины и мужчины-ингуши. Стояли кучками, торговались. Когда Элеонора приблизилась, на нее сразу обратили внимание двое молодых парней.

– Едем в Грозный, красотка? – сказал один из них.

– А сколько берете?

– Договоримся. – И назвал цену. Цена была вполне приемлемая, гораздо меньше той, на которую рассчитывала Элеонора.

Соседки, услыхав сумму, подбежали с двух сторон:

– Поедем! Поедем, сынок!

– А с вас… – и назвал цену, на которую Элеонора и рассчитывала. Тетки отвалили. Шофер подхватил сумки Элеоноры, как вдруг раздался властный голос:

– Не спеши, Муса! Женщина раздумала с тобой ехать.

То говорил еще один, горбоносый ингуш постарше. Он стоял поодаль, властно сложив на груди руки. Подойдя, взял вещи Элеоноры и понес их к своей машине.

– Исмаил! – выдохнула его жена, черная, как галка, злобно сверкнув глазами в сторону Элеоноры.

– Я отвезу ее! – сказал Исмаил тоном, не терпящим возражений. Жена еще больше почернела; резко бросив что-то, быстро ушла прочь, с чмоком вытаскивая сапоги из грязи.

– Так мы еще не доехали… – попыталась было она его урезонить, одновременно чувствуя бесполезность своих слов. Исмаил молча разложил сиденья. Она так же молча передвинулась на разложенные сидения и подняла юбку.

– Только я с дороги… в самолете, в автобусе…

Через час он опять остановился. На этот раз – возле какого-то скирда соломы, заехав с подветренной стороны.

– Давай! – и опять все повторилось – с сиденьем и с юбкой…

Вместо четырех часов ехали они шесть.

Наконец доехали. Когда расставались, Элеонора облегченно вздохнула: слава Богу! Еще в Москве, собираясь в поездку, она просчитала максимум возможных вариантов: тот вариант, который произошел, оказался не из самых худших. Еще бы с начальством Алика повезло… Совесть ее не мучила, и она не думала о том, как станет смотреть после всего в глаза мужу. Разве она обязана держать ответ – после всего – перед тем ничтожеством, которое не в силах даже семью содержать? Разве это мужчина, который не смог отмазать родного сына от армии? – не смог устроить ему службу где-нибудь вблизи Москвы? – не смог даже выбить ей бесплатный проезд до Грозного? При его-то связях… Разве это отец, который говорит: пусть потянет лямку!

На работе у всех сотрудников дети освобождены от армии, только их Альберт – как последний колхозник… В глазах сослуживцев – презрение: на родного сына поскупились!

И тогда Элеонора решила: сама все сделает! Доберется до этой проклятой Чечни. Найдет сына, договорится с начальством и увезет его домой. Она пойдет на все, коль уж эта амеба, ее муж, не в состоянии ничего сделать, лишь прикрывается красивыми словами о долге. А раз так – то и стыда перед ним не должно быть!

И она добралась до Владикавказа. Доехала на попутном автобусе до Назрани. И вот она здесь, в Грозном.

А как это ей удалось и чего стоило – это уж ее личное дело. Так что пусть не обижается…

Последний месяц третья рота находилась в беспрерывных боях. И все эти дни слились для воюющих в один серый монолит из грязи, копоти, стонов, крови, тоски отчаянного ожидания – когда же все это кончится? Конца, казалось, не будет… За это время мальчишки превратились в солдат и научились различать голоса войны: какие стволы стреляют, куда – на тебя или от тебя, с яростью стреляет боец или со страхом, экономит патроны или не бережет, прицельно стреляет, на поражение, или постреливает со скуки, для порядка, какое у него настроение и даже сколько – примерно – лет стреляющему.

После месяца боев они чуть ли не с одного погляда стали угадывать, что за человек рядом. И фронтовая поговорка "я бы с ним в разведку не пошел" вновь обрела свое истинное, первоначальное значение. Таких, которые не вызывали доверия, сторонились. Особенно не любили, ненавидели Альберта Букетова из Москвы. Он был как-то особенно, по-подлому труслив. Судорожно хотел выжить. А это очень страшно – когда любой ценой. На "гражданке" – это слабость; на войне – порок. На днях из-за него погиб Миха Брянский, отличный парень. Вся рота до сих пор горюет. Погиб по своей доверчивости и из-за подлости Альбертика. Миха полез в подвал, оставив это арбатское носатое чмо охранять выход. Тут показались чеченцы. Альберт сиганул, даже не предупредив Миху. Парня зверски замучили.

Москвича, конечно же, поучили. Но только, похоже, наука не пошла на пользу. С того времени с ним не то что есть или спать – даже сидеть рядом западлО!

Лейтенанта Рекса в роте любили. Уважали и даже немного побаивались. Вообще-то имя его – Костя, Константин. Как у Рокоссовского. Он на год-два старше солдат, в прошлом году окончил училище. За месяц боев Рекс возмужал и проскочил пять или шесть служебных ступенек. Он высок и поджар, как борзая-хортая, глаза светятся умом и отвагой, а голос – как труба, – подчиняться ему не унизительно, а приятно. Он говорит, что рожден стать маршалом. На худой конец – генералом. И он им будет! И что Чечня сейчас – пробный камень: или Россия окончательно развалится на удельные княжества, или в Чечне родится новая русская армия, не "российская", а именно – РУССКАЯ, с командирами, для которых офицерская честь не останется пустым звуком. И он будет одним из них в возрожденной армии, офицером новой формации – боевым вождем, а не подносителем бумажек, – и гремел что-то еще о мужестве и совести, о доблести и достоинстве, говорил, что еще чуть-чуть, и наш медведь наконец-то проснется и воспрянет духом, и приводил пример: в соседний батальон приехал отец, чтобы забрать сына; приехал, окунулся в стихию войны, и не хватило совести уехать обратно – записался добровольцем во взвод, где служит сын. На этого мужика ходят смотреть – как на диво. "Первая ласточка!" – утверждал Рекс. Эти слова будили в душах солдат что-то возвышенное и светлое, давно забытое. Эти слова хотелось слушать, хотелось верить, что так и будет. Не может быть иначе!

Он частенько посиживал с ребятами во время затишья и любил, когда Миха играл на гитаре. И вот Михи больше нет. Уже третий день.

В этот день впервые за месяц тишина не распарывалась выстрелами. В этот день привезли походную баню. Выдали доппаек, который только аппетит разжег. В этот день Рекса назначили комбатом, а к москвичу Альберту приехала мать…

Она сидела сейчас по соседству, за мешками с песком, и кормила Альберта сладкими плюшками, а он ел, давясь, и плакал, слезы так и текли, оставляя на грязных щеках блестящие дорожки, а мать платком вытирала его чумазое лицо. Слюнявила и вытирала. У Михи тоже есть мать, сказал один из ребят, рыжеватый скуластый парень, которого звали Хазар. А еще у него осталась девчонка. Надей зовут. Это тоже все знали. Жаль Миху… Некому анекдот рассказать и сбацать на гитаре.

Ребята жались к брустверу – зябли после бани, – а в соседнем окопе мать вытирала Альбертику лицо и кормила его домашними жамками. В баню он не пошел, боясь простуды. Да и вообще он, как замечали, мыться не любил и купался всегда в плавках… Один из солдат – тот, который Хазар, – подсчитывал на папиросной коробке, сколько стоит, чтоб добраться сюда из Москвы: восемьсот тысяч, чтобы только доехать до Назрани. Да четыреста долларов – от Назрани до Грозного. Да начальству сунуть, да на подарки, да туда, да сюда. Ни хрена себе!

В соседний окоп опять нырнул корреспондент. Слышно было, как мать заголосила против войны, что не отдаст больше свою кровиночку в эту бойню, костьми ляжет, а не пустит. Альбертик заныл, до чего тут тяжело да какие тут неуставные отношения, и поминал свои разбитые губы, а корреспондент все ахал и охал – совсем по-бабьи…

Это что ж выходит, земы, вступил другой солдат. Этот козел Миху угробил, а маманя его домой забирает? А как же они? А никак! – ответили. Стойко переносить лишения и тяготы…

Третий сказал, что у его матери таких денег сроду не бывало и не будет. Четвертый добавил: а у его матери, если б и появились, – куда ей от хозяйства?

Подошел пятый. Поздравляю, бросил. Только что из штаба. Все офицеры на рогах – мать Альбертика привезла канистру спирта. Уже документы оформляют… Куда? На перевод в другую часть. Вечером, как стемнеет, отправят. Чтобы Рекс не знал. Так что я вас, пацаны, поздравляю, повторил.

Он поедет, а нам, значит, тут припухать? Собак своим мясом кормить. Выходит, так.

Из соседнего окопа перелетела вдруг рыбья голова с кишками и шлепнулась Хазару прямо на каску – соседи, похоже, угощали корреспондента. Хазар брезгливо отбросил от себя голову двумя пальцами. Засмеяться никто не посмел.

Хазар достал из подсумка гранату. Ввернул взрыватель. Все следили, не проронив ни слова. Он медленно, каждого обвел своим раскосым взглядом – а? – никто не запротестовал, похоже, не очень-то веря в задуманное. Один покачал головой: мало! И протянул свою гранату. Протянули еще. Обмотали рубчатые рубашки синей изолентой. И вот уже чека выдернута, а пальцы на предохранителе. И опять раскосый взгляд скользит по безусым, но суровым лицам – а? – и в глазах каждого – окончательный приговор. Примерившись, Хазар легонько перекинул связку через мешки с песком. Вскоре громыхнуло, и ребят обсыпало печеньем, каски облепило чем-то липким, и упала, разматываясь, магнитофонная кассета.

Ребята втянули головы поглубже, нахлобучили каски – и отвернулись. В глаза друг другу смотреть было тяжко. За мешки никто не выглянул. Минут через десять прибежал Рекс.

– Кто тут балуется?

Ему объяснили, что налетела шальная мина. И прямо, значит, угодила в семейный обед. Тетка-то в яркой куртке была.

Рекс подошел к порванным телам, потрогал их зачем-то ногой. Они еще не успели окоченеть. Хазар снял с корреспондента перчатки. Нет, маникюра не было… Рекс поднял донышко гранаты с остатками синей изоленты.

– Мина, говорите? – повертел осколок в руках и спрятал его в карман бушлата. – Наверное, маленького калибра… от ротной "хлопушки"?

– Да, да, – закивали ребята, преданно глядя Рексу в глаза. – Налетела неожиданно, прямо без пристрелки, – тетка-то в яркой куртке была…

– Ну, ладно. Поглядывайте тут.

– Хорошо, комбат. Поглядываем. Нет ли чего пожрать?

– Что ж вы у тетки не попросили.

– Да не успели, – было как-то неудобно говорить, что она им не особо предлагала.

– Ладно, пришлю чего-нибудь.

Когда он ушел, ребята переглянулись.

– А что, пацаны, Рекс станет генералом, бля буду! Человек!

– А нам-то что с того? Жрать охота.

– Тебе бы только жрать, Хазар! Фу, грубый ты какой-то…

Тот в ответ рассмеялся, похожий на рыжего китайского шарпея.

О покойниках никто больше не вспоминал. Что их поминать лишний раз – на ночь глядя…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: формирование читательского навыка, добывание знаний учащимися на основе самостоятельной работы с текстом художественного произведения; умение учащихся интерпретировать текст, проводить анализ, мыслить, обобщать; формирование патриотизма, гражданственности, развитие способностей системного типа мышления; применение полученных правовых знаний на уроках обществознания.

Тип урока: урок – исследование

Оборудование: портрет писателя, мультимедийный проектор

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Учитель МБОУ СОШ №60

Тема нравственного выбора

Он рассказчик от Бога,

взявший на себя смелость

об окружающих нас

Цели урока: формирование читательского навыка, добывание знаний учащимися на основе самостоятельной работы с текстом художественного произведения; умение учащихся интерпретировать текст, проводить анализ, мыслить, обобщать; формирование патриотизма, гражданственности, развитие способностей системного типа мышления; применение полученных правовых знаний на уроках обществознания.

Тип урока: урок – исследование

Оборудование: портрет писателя, мультимедийный проектор

I. Учитель.

Ребята, давайте вспомним биографию писателя.

II. Рассказ ученика о жизни и творчестве В. Дегтева.

III. Аналитическая беседа.

1. О чем этот рассказ?

(О чеченской войне, смерти, чести, долге…).

2. Сформулируйте тему урока на основе высказываний?

(Тема нравственного выбора).

3. Ребята, кто из писателей обращался к данной проблеме?

(А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, В. П. Астафьев, В.Г. Распутин, Б.П. Екимов и другие).

4. С чего начинается рассказ?

(С городского пейзажа).

Найдите ключевые слова.

5. О чем это говорит?

(Пейзаж подготавливает читателя к каким-то ужасным и страшным событиям).

Учитель: Итак, вы уже сказали о том, что мать солдата Альберта Букетова едет в Чечню, чтобы увезти оттуда служившего там сына.

6. Что мы узнаем о матери солдата-москвича?

Давайте рассмотрим этот персонаж в соответствии с другими: ее мужем, а также с отцом солдата, приехавшим забрать сына.

Работа с текстом.

Элеонора (мать Альберта)

1. Не брезгует никакими средствами.

1. Не отмазал сына от армии.

1. Приехал, чтобы забрать сына.

2. Совесть ее не мучила.

2. Пусть потянет лямку (о сыне).

2. Не хватило совести уехать обратно.

3. Не обязана держать ответ перед мужем.

3. По словам жены, прикрывается красивыми словами о долге

3. Записался добровольцем во взвод, где служит сын.

4. Пойдет на все…

Вывод учащихся: Каждый из персонажей сделал свой выбор. (Комментарий).

7. Какую синтаксическую фигуру использует автор к характеристике персонажей?

Учитель: Итак, Элеонора оказалась в роте, где служит ее Альбертик.

8. Как показана автором 3-я рота?

9. Какие изобразительные средства, детали, лексику использует писатель в изображении солдат? Их роль?

(Метафора: голос войны, монолит из грязи…

Метонимия: стволы стреляют

Ряды однородных членов: любили, уважали, побаивались

Градация: грязь, копоть, стоны, кровь…

Слова разговорного стиля с экспрессивно – эмоциональной окраской (фамильярные): погляда – взгляда, чмо – Альбертик, сбацать – сыграть, земы – земляки).

Вывод учащихся: Все это дает оценку происходящим событиям, страшным и жестоким, оценку поступкам персонажей.

IV. Ролевая игра.

Учитель (судья): Совершено преступление.

Я оглашаю список (фамилии учащихся).

Председатель суда: Уважаемый суд присяжных! Совершено тяжкое преступление. От нас с вами зависят судьбы солдат, искалеченных войной, которых общество называет поколением растерянных людей, которые лишь на какое – то время потеряли ориентир в нашей непростой жизни.

Я предлагаю рассмотреть это дело, опираясь на самый древний и самый основной закон человеческого общения – мораль.

. Суд присяжных.

1. А что такое мораль для каждого из вас?

2. Как воспринимается мораль каждым участником этого события? С кого начнем? В какой последовательности мы выстроим схему?









Отец Альберта

Сослуживцы отца Альберта

Рекс (командир)

В чем вина матери Альберта? Могло ли произойти это преступление, если бы она не приехала? (Нарушает привычный ход армейской жизни, накаляет, обостряет своим поведением и без того сложную обстановку в 3-ей роте… Текст, стр.3)

(Позиция отца)

По – подлому труслив, судорожно хотел выжить, страшно… когда любой ценой…

У всех сотрудников дети освобождены от армии. Презрение к отцу Альберта: на родного сына поскупились… (Текст)

(Такая позиция представителей общества развращает молодое поколение, закрадывает в их душах сомнение в правильности выбора служения Отечеству)

2. А кто породил эту мораль? (Элеонора, Альбертик, общество, сослуживцы, продажный корреспондент)

Текст, стр.2-3

Лейтенанта Рекса в роте любили, уважали… парень, что надо, герой… имя Константин, как у Рокосовского. Офицерская честь – не пустой звук…

(Он судья солдат – высоконравственный человек. Берет на себя грех, считая, что в сложившейся ситуации только такой моральный выбор…)

На чьей стороне автор? Текст, стр.4

Люди, о которых и не надо вспоминать…

Председатель суда присяжных: Итак, мы с вами все – таки рассматриваем преступление с моральной точки зрения.

3. Кто же, по – вашему, может быть моральным судьей? (Рекс)

Председатель суда: Господа присяжные заседатели! Вы должны вынести свой вердикт – написать только одно слово: виновны или невиновны солдаты.

VI. Учитель: В чем смысл заглавия рассказа?

VII. Рефлексия, отметки.

Секретарь Правления Союза писателей России

В. И. КАЛУГИН

Вячеслав Дёгтев


Член Союза писателей России. Живет в Воронеже.

ПСЫ ВОЙНЫ

– Ну и столица! – то и дело хмыкала Элеонора, пробираясь вдоль заборов, держась за столбики, иначе можно было влезть в грязь по самые щиколотки. На центральной площади лоснилась огромная маслянистая лужа; техника, проходя по этой жиже, поднимала пологие грязевые волны. Танки, машины с солдатами все прибывали и прибывали, и казалось, скоро всю улицу, вплоть до заборов, они измельчат, перетрут в пыль и, перемешав с водой, взобьют грязевую эмульсию… Все эти войска шли и шли в сторону Грозного.

Так она дошла до автостанции. Там было такое же месиво из грязи, навоза и соломы. Автобусы почти никуда не ходили. Но народ толпился, чего-то ожидая. В основном это были русские женщины и мужчины-ингуши. Стояли кучками, торговались. Когда Элеонора приблизилась, на нее сразу обратили внимание двое молодых парней.

– Едем в Грозный, красотка? – сказал один из них.

– А сколько берете?

– Договоримся. – И назвал цену. Цена была вполне приемлемая, гораздо меньше той, на которую рассчитывала Элеонора.

Соседки, услыхав сумму, подбежали с двух сторон:

– Поедем! Поедем, сынок!

– А с вас… – и назвал цену, на которую Элеонора и рассчитывала. Тетки отвалили. Шофер подхватил сумки Элеоноры, как вдруг раздался властный голос:

– Не спеши, Муса! Женщина раздумала с тобой ехать.

То говорил еще один, горбоносый ингуш постарше. Он стоял поодаль, властно сложив на груди руки. Подойдя, взял вещи Элеоноры и понес их к своей машине.

– Исмаил! – выдохнула его жена, черная, как галка, злобно сверкнув глазами в сторону Элеоноры.

– Я отвезу ее! – сказал Исмаил тоном, не терпящим возражений. Жена еще больше почернела, резко бросив что-то, быстро ушла прочь, со чмоком вытаскивая сапоги из грязи.

– Так мы еще не доехали… – попыталась было она его урезонить, одновременно чувствуя бесполезность своих слов.

Исмаил молча разложил сиденья. Она так же молча передвинулась на разложенные сидения и подняла юбку.

– Только я с дороги… в самолете, в автобусе…

Через час он опять остановился. На этот раз возле какого-то скирда соломы, заехав с подветренной стороны.

– Давай! – и опять все повторилось – с сиденьем и с юбкой…

Вместо четырех часов ехали они шесть.

Наконец доехали. Когда расставались, Элеонора облегченно вздохнула: слава Богу! Еще в Москве, собираясь в поездку, она просчитала максимум возможных вариантов: тот вариант, который произошел, оказался не из самых худших. Еще бы с начальством Алика повезло… Совесть ее не мучила, и она не думала о том, как станет смотреть после всего в глаза мужу. Разве она обязана держать ответ – после всего – перед тем ничтожеством, которое не в силах даже семью содержать? Разве это мужчина, который не смог отмазать родного сына от армии? – не смог устроить ему службу где-нибудь вблизи Москвы? – не смог даже выбить ей бесплатный проезд до Грозного? При его-то связях… Разве это отец, который говорит: пусть потянет лямку! На работе у всех сотрудников дети освобождены от армии, только их Альберт – как последний колхозник… В глазах сослуживцев – презрение: на родного сына поскупились! И тогда Элеонора решила: сама все сделает! Доберется до этой проклятой Чечни. Найдет сына, договорится с начальством и увезет его домой. Она пойдет на все, коль уж эта амеба, ее муж, не в состоянии ничего сделать, лишь прикрывается красивыми словами о долге. А раз так – то и стыда перед ним не должно быть!

И она добралась до Владикавказа. Доехала на попутном автобусе до Назрани. И вот она здесь, в Грозном. А как это ей удалось и чего стоило – это уж ее личное дело. Так что пусть не обижается…

Последний месяц третья рота находилась в беспрерывных боях. И все эти дни слились для воюющих в один серый монолит из грязи, копоти, стонов, крови, тоски отчаянного ожидания – когда же все это кончится? Конца, казалось, не будет… За это время мальчишки превратились в солдат и научились различать голоса войны: какие стволы стреляют, куда, на тебя или от тебя, с яростью стреляет боец или со страхом, экономит патроны или не бережет, прицельно стреляет, на поражение, или постреливает со скуки, для порядка, какое у него настроение, и даже сколько – примерно – лет стреляющему.

Москвича, конечно же, поучили. Но только, похоже, наука не пошла на пользу. С того времени с ним не то что есть или спать – даже сидеть рядом западаю!

Он частенько посиживал с ребятами во время затишья и любил, когда Миха играл на гитаре. И вот Михи больше нет. Уже третий день.

В этот день впервые за месяц тишина не распарывалась выстрелами. В этот день привезли походную баню. Выдали доппаек, который только аппетит разжег. В этот день Рекса назначили комбатом, а к москвичу Альберту приехала мать… Она сидела сейчас по соседству, за мешками с песком, и кормила Альберта сладкими плюшками, а он ел, давясь, и плакал, слезы так и текли, оставляя на грязных щеках блестящие дорожки, а мать платком вытирала его чумазое лицо. Слюнявила и вытирала. У Михи тоже есть мать, сказал один из ребят, рыжеватый скуластый парень, которого звали Хазар. А еще у него осталась девчонка. Надей зовут. Это тоже все знали. Жаль Миху… Некому анекдот рассказать и сбацать на гитаре.

Ребята жались к брустверу – зябли после бани, – а в соседнем окопе мать вытирала Альбертику лицо и кормила его домашними жамками. В баню он не пошел, боясь простуды. Да и вообще, он, как замечали, мыться не любил и купался всегда в плавках…

Один из солдат, тот, который Хазар, подсчитывал на папиросной коробке сколько стоит, чтоб добраться сюда из Москвы: восемьсот тысяч, чтобы только доехать до Назрани. Да четыреста долларов – от Назрани до Грозного. Да начальству сунуть, да на подарки, да туда, да сюда. Ни хрена себе!

В соседний окоп опять нырнул корреспондент. Слышно было, как мать заголосила против войны, что не отдаст больше свою кровиночку в эту бойню, костьми ляжет, а не пустит.

Альбертик заныл, до чего тут тяжело, да какие тут неуставные отношения, и поминал свои разбитые губы, а корреспондент все ахал и охал – совсем по-бабьи…

Это что ж выходит, зёмы, вступил другой солдат. Этот козел Миху угробил, а маманя его домой забирает? А как же они? А никак! – ответили. Стойко переносить лишения и тяготы…

Третий сказал, что у его матери таких денег сроду не бывало и не будет. Четвертый добавил: а у его матери, если б и появились, – куда ей от хозяйства?

Подошел пятый. Поздравляю, бросил. Только что из штаба. Все офицеры на рогах – мать Альбертика привезла канистру спирта. Уже документы оформляют… Куда? На перевод в другую часть. Вечером, как стемнеет, отправят. Чтобы Рекс не знал. Так что я вас, пацаны, поздравляю, повторил.

Он поедет, а нам, значит, тут припухать? Собак своим мясом кормить?… Выходит, так.

Из соседнего окопа перелетела вдруг рыбья голова с кишками и шлепнулась Хазару прямо на каску – соседи, похоже, угощали корреспондента. Хазар брезгливо отбросил от себя голову – двумя пальцами. Засмеяться никто не посмел. Хазар достал из подсумка гранату. Ввернул взрыватель. Все следили, не проронив ни слова. Он медленно, каждого обвел своим раскосым взглядом – а? – никто не запротестовал, похоже, не очень-то веря в задуманное. Один покачал головой: мало! И протянул свою гранату. Протянули еще. Обмотали рубчатые рубашки синей изолентой. И вот уже чека выдернута, а пальцы на предохранителе. И опять раскосый взгляд скользит по безусым, но суровым лицам – а? – и в глазах каждого окончательный приговор. Примерившись, Хазар легонько перекинул связку через мешки с песком. Вскоре громыхнуло, и солдат обсыпало печеньем, каски облепило чем-то липким, и упала, разматываясь, магнитофонная кассета.

Ребята втянули головы поглубже, нахлобучили каски – и отвернулись. В глаза друг другу смотреть было тяжко. За мешки никто не выглянул. Минут через десять прибежал Рекс.

– Кто тут балуется?

Ему объяснили, что налетела шальная мина. И прямо, значит, угодила в семейный обед. Тетка-то в яркой куртке была.

Рекс подошел к порванным телам, потрогал их зачем-то ногой. Они еще не успели окоченеть. Хазар снял с корреспондента перчатки. Нет, маникюра не было… Рекс поднял донышко гранаты с остатками синей изоленты.

– Да-да, – закивали ребята, преданно глядя Рексу в глаза. – Налетела неожиданно, прямо без пристрелки, – тетка-то в яркой куртке была…

– Ну ладно. Поглядывайте тут.

– Хорошо, комбат. Поглядываем. Нет ли чего пожрать?

– Что ж вы у тетки не попросили?…

– Да не успели, – было как-то неудобно говорить, что она им не особо предлагала.

– Ладно, пришлю чего-нибудь.

Когда он ушел, ребята переглянулись.

– А что, пацаны, Рекс станет генералом, бля буду! Человек!

– А нам-то что с того? Жрать охота.

– Тебе бы только жрать, Хазар! Фу, грубый ты какой-то…

Тот в ответ рассмеялся, похожий на рыжего китайского шарпея.

О покойниках никто больше не вспоминал. Что их поминать лишний раз – на ночь глядя…

Цели урока: формирование читательского навыка, добывание знаний учащимися на основе самостоятельной работы с текстом художественного произведения; умение учащихся интерпретировать текст, проводить анализ, мыслить, обобщать; формирование патриотизма, гражданственности, развитие способностей системного типа мышления; применение полученных правовых знаний на уроках обществознания.

Тип урока: урок – исследование

Оборудование: портрет писателя, мультимедийный проектор

I . Учитель.

Ребята, давайте вспомним биографию писателя.

II . Рассказ ученика о жизни и творчестве В. Дегтева.(презентация)

III . Аналитическая беседа.

1. О чем этот рассказ?

(О чеченской войне, смерти, чести, долге…).

2. Сформулируйте тему урока на основе высказываний?

(Тема нравственного выбора).

3. Ребята, кто из писателей обращался к данной проблеме, и в каких произведениях она просматривается?

(А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, В. П. Астафьев, В.Г. Распутин, Б.П. Екимов и другие).

4. С чего начинается рассказ?

(С городского пейзажа).

Найдите ключевые слова.

5. О чем это говорит?

(Пейзаж подготавливает читателя к каким-то ужасным и страшным событиям).

Учитель: Итак, вы уже сказали о том, что мать солдата Альберта Букетова едет в Чечню, чтобы увезти оттуда служившего там сына.

6. Что мы узнаем о матери солдата-москвича?

Давайте рассмотрим этот персонаж в соответствии с другими: ее мужем, а также с отцом солдата, приехавшим забрать сына.

Работа с текстом. (слайд)

Элеонора (мать Альберта)

1. Не брезгует никакими средствами.

1. Не отмазал сына от армии.

1. Приехал, чтобы забрать сына.

2. Совесть ее не мучила.

2. Пусть потянет лямку (о сыне).

2. Не хватило совести уехать обратно.

3. Не обязана держать ответ перед мужем.

3. По словам жены, прикрывается красивыми словами о долге

3. Записался добровольцем во взвод, где служит сын.

4. Пойдет на все…

Вывод учащихся: Каждый из персонажей сделал свой выбор. (Комментарий).

7. Какую синтаксическую фигуру использует автор к характеристике персонажей?

Учитель: Итак, Элеонора оказалась в роте, где служит ее Альбертик.

8. Как показана автором 3-я рота?

9. Какие изобразительные средства, детали, лексику использует писатель в изображении солдат? Их роль? (слайд)

( Метафора: голос войны, монолит из грязи…

Метонимия: стволы стреляют

Ряды однородных членов: любили, уважали, побаивались

Градация: грязь, копоть, стоны, кровь…

Слова разговорного стиля с экспрессивно – эмоциональной окраской (фамильярные): погляда – взгляда, чмо – Альбертик, сбацать – сыграть, земы – земляки).

Вывод учащихся: Все это дает оценку происходящим событиям, страшным и жестоким, оценку поступкам персонажей.

IV . Ролевая игра.

Учитель (судья): Совершено преступление.

Я оглашаю список (фамилии учащихся).

Председатель суда: Уважаемый суд присяжных! Совершено тяжкое преступление. От нас с вами зависят судьбы солдат, искалеченных войной, которых общество называет поколением растерянных людей, которые лишь на какое – то время потеряли ориентир в нашей непростой жизни.

Я предлагаю рассмотреть это дело, опираясь на самый древний и самый основной закон человеческого общения – мораль.

. Суд присяжных.

1. А что такое мораль для каждого из вас?

2. Как воспринимается мораль каждым участником этого события? С кого начнем? В какой последовательности мы выстроим схему?









Отец Альберта

Сослуживцы отца Альберта

Рекс (командир)

В чем вина матери Альберта? Могло ли произойти это преступление, если бы она не приехала? (Нарушает привычный ход армейской жизни, накаляет, обостряет своим поведением и без того сложную обстановку в 3-ей роте… Текст, стр.3)

По – подлому труслив, судорожно хотел выжить, страшно… когда любой ценой…

У всех сотрудников дети освобождены от армии. Презрение к отцу Альберта: на родного сына поскупились… (Текст)

(Такая позиция представителей общества развращает молодое поколение, закрадывает в их душах сомнение в правильности выбора служения Отечеству)

2. А кто породил эту мораль? (Элеонора, Альбертик, общество, сослуживцы, продажный корреспондент)

Текст, стр.2-3

Лейтенанта Рекса в роте любили, уважали… парень, что надо, герой… имя Константин, как у Рокосовского. Офицерская честь – не пустой звук…

(Он судья солдат – высоконравственный человек. Берет на себя грех, считая, что в сложившейся ситуации только такой моральный выбор…)

На чьей стороне автор? Текст, стр.4

Люди, о которых и не надо вспоминать…

Председатель суда присяжных: Итак, мы с вами все – таки рассматриваем преступление с моральной точки зрения.

3. Кто же, по – вашему, может быть моральным судьей? (Рекс, комментарий , использование текста)

Председатель суда: Господа присяжные заседатели! Вы должны вынести свой вердикт – написать только одно слово: виновны или невиновны солдаты.

VI . Учитель: В чем смысл заглавия рассказа?

VII . Рефлексия, отметки.

Читайте также: