Эксперименты по русскому языку начальная школа

Обновлено: 04.07.2024

Цель: познакомить участников с приёмами работы над словарными словами на уроках русского языка.

Планируемые результаты мастер- класса :

Предметные :повышение собственного уровня теоретической и методической подготовки; овладение приёмами работы над словарными словами на уроках русского языка; формирование желания использовать эти элементы в своей работе.

Регулятивные: участвовать в постановке учебной проблемы мастер-класса; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять действия по заданному алгоритму; контролировать свою деятельность.

Познавательные: отбирать необходимую информацию по определённым критериям; устанавливать причинно- следственные связи; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, приходить к общему решению; участвовать в общей беседе и работе группы, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные: осознавать необходимость работы над данной проблемой; проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; дипломатично выражать своё мнение.

Методы:методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практические и самостоятельная работа, методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса, методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповые задания, самооценка, образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество, информационные технологии.

Оборудование:мультимедийный проектор, ноутбук, карточки, раздаточный материал

Ход мастер – класса.

I. ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ

- Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.

Меня зовут Рамиля, мое качество - радушие.

(Представлениеучастников) .Очень хорошо,что сегодня на наш мастер класс собрались : радушные,. ,. ,. коллеги.

.Я желаю вам хорошего настроения и активной работоспособности во время мастер -класса.

А теперь выйдите, пожалуйста к нам те, у кого на обратной стороне карточки есть буквы. Соберите из них слово, расставьте так, чтобы мы могли его прочитать

-. (слово).

Как вы думаете о каких словах я хочу с вами сегодня поговорить?

-Словарных.

Работу по развитию речи мы ведём на всех уроках, но конечно, особое внимание мы уделяем этой работе на уроках русского языка. Сегодня я хочу поделиться с вами тем, какие методы и приёмы развития речи я использую при работе со словарными словами.

Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов?

На эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе мастер- класса

Лучшему усвоению написания этих слов способствует, прежде всего, значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно – моторное запоминание. Для формирования более точного зрительного образа хорошо выделять орфограмму другим цветом или подчёркиванием.

Ознакомление со словами я стараюсь провести в увлекательной форме. Хочу обратить ваше внимание на раннее используемые всеми нами методы:

1 слайд - Обращаю ваше внимание на первую методику работы СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ

Выберите слово и составьте предложение

Я ее использую уже в 1 классе обучающиеся выбирают картинку составляют схематично предложение. выбирают картину составляют предложение,называют слово, произносят первый или последний звук и рядом пишут знакомую букву.

Этот вид способствует закреплению навыка правописания, обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи и закреплению непроверяемых написаний

Не называя словарного слова, объясняю обучащимся лексическое значение этого слова, дети угадывают и записывают словарное слово с проговариванием. Попробуем. ?

1. Ящичек для ручек, карандашей.. Коллеги пишут с проговариванием,проверяют по карточке. СЛАЙД. (пенал)

2. Школьный рюкзак для книг, тетрадей и других школьных принадлежностей. СЛАЙД (ПОРТФЕЛЬ)

3. На листе –большом и белом

На одной ноге плясал

Быстро, весело, умело

Он кота нарисовал СЛАЙД (Карандаш)

Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас.

3 слайд - Одним из интересных видом работы со словарными словами является «Зрительный диктант".

На сюжетных картинках надо найти словарные слова и записать их, поставив ударение и подчеркнув орфограммы. Дети находят слова : арбуз, сорока, помидор. Данный вид работы способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.

Ув коллеги! заканчивается учебный год и вы являетесь обучающимися 4 класса, на слайде (СЛАЙД) даны слова, посчитайте сколько их?. Прочитаем хором. ваша задача: за 30 сек. запомнить как можно больше слов, подчеркнуть орфограмму.. Еще раз проверьте свою работу,поменяйтесь тетрадями. Проверяем, читаем хором и по слогам. Поднимите руки те кто написал все 8 слов без ошибок. Ставьте себе 5

Поднимите руки те кто допустил 1 ошибку,еще раз посмотрите на слово запомните и ставьте себе 4.

такая методика называется "Копилка минутка". (СЛАЙД)Этот вид работы развивает память, внимательность, мышление, зоркость, формируется умение работать в парах,развивается навык самоорганизации деятельности

3….слово петух, т. к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную

. это вид учит мыслить, развивает воображение, логическое мышление.

(Слайд 6) БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ).

Данный вид работы развивает мыслительную активность детей.

Ой,коллеги вот беда! на моем компьютере не печатаются гласные буквы,перед вами набор согласных букв. Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. 4

На слайде вы видите группу слов объединенных одним признаком: живое – неживое.

Живые существа: Крв (КОРОВА)

Сбк (СОБАКА)

Врн (ВОРОНА)

Это растё т: Чрмх (ЧЕРЁМУХА)

Змлнк (ЗЕМЛЯНИКА)

слайд 9 Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте.)

Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз.)

Здесь машины едут прямо (Руки перед собой.)

Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны.)

Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс.)

Приглашает нас идти (Шагаем на месте.)

Вы, машины, не спешите (Хлопки руками.)

Пешеходов пропустите! (бег на месте) Это слово Машина.

Хочу с вами поговорить и о нетрадиционный прием работы со словарными словами

слайд10 МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ

Этот прием хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов не жалею на уроке 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить.

Буква О в форме ореха,в форме мяча,буква А форме ракеты СЛАЙДЫ. 5

Предлагаю вам поработать по карточкам. Метод

• Разделите данные слова на слоги.

• Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.

• Поставь ударение, выдели орфограмму.

• ВЕС НА +ГО РОД=НА РОД

• ТРА ВА+ У ГОН= ВА ГОН

• ТЕ МА+ ЛЕ ТО+ ФОН ТАН=ТЕ ЛЕ ФОН

И в конце четверти Как бы подвожу итог и достаю "Умную шкатулку".

Это быстрая проверка знаний. Каждый участник берет по одному слову,говорит какая буква пропущена.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Новые словарные слова воспринимаются и запоминаются легче, так как школьник производит с ними практические действия

Перед вами лежат опорные картинки. Если вы считаете,что получили полезную информацию и будете использовать в дальнейшем в своей работе, то выбираете поднос как готовый продукт

Мясорубка - вам понравилась информация была полезная но требует доработки.

Корзина - этот материал был не интересен и бесполезен для вас

Спасибо за внимание!

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Приёмы и формы работы над словарными словами в начальной школе Ученики начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, написание которых чаще всего невозможно.

Развитие коммуникативной компетентности учащихся посредством продуктивной групповой работы в начальных классах Слайд 1. Реализация ФГОС предполагает решение таких задач как: развитие устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и.

Словарная работа на уроках русского языка по Аооп для детей с УО (интеллектуальными нарушениями) Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных.

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов. С одной стороны знание русского языка даётся ребёнку с детства,.

Технология критического мышления на уроках в начальных классах КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это мышление открытое, рефлексивное, это способность вырабатывать аргументы, принимать независимые продуманные решения,.


Тема настоящей работы является не только интересной с точки зрения ее изучения, но и актуальной, поскольку русский язык как предмет, к большому сожалению, не стал со временем популярнее у студентов. Это одна из серьезнейших проблем - резкое падение интереса к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Учитывая выше изложенное, необходимо искать пути решения проблемы, и в этом может помочь, исследовательская деятельность.

Содержимое разработки

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный колледж

Исследовательская работа

по русскому языку

студентка группы К111

Глава 1. История вопроса лингвистического эксперимента 6

. Два вида лингвистического эксперимента 7

1.2. Сущность лингвистического эксперимента 9

1.3. Эксперименты различных видов 11

2.1. Эксперименты-унификации в группе К111 14

Список литературы 21

Экспериментами над языком занимаются все:

поэты, писатели, остряки и лингвисты.

Удачный эксперимент указывает на скрытые резервы языка,

неудачные — на их пределы.

Н.Д. Арутюнова

Тема настоящей работы является не только интересной с точки зрения ее изучения, но и актуальной, поскольку русский язык как предмет, к большому сожалению, не стал со временем популярнее у студентов. Это одна из серьезнейших проблем - резкое падение интереса к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Учитывая выше изложенное, необходимо искать пути решения проблемы, и в этом может помочь, исследовательская деятельность. Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков не сводится только к заучиванию классификации и правил, а способно помочь студентам грамотно пользоваться русским языком во всех областях его применения и способствует развитию языкового эстетического идеала, осознанию богатства русского языка и желанию овладеть этим богатством. Таким образом, лингвистический эксперимент может получить студентам знания не в готовой форме, а в ходе интересной самостоятельной исследовательской деятельности.

Лингвистический эксперимент-один из основных приемов работы над текстом. Он может проводиться на уроках грамматики, развития речи; может сопровождать многие другие виды работы. Широкое и сознательное использование этого приема требует глубокого понимания сущности эксперимента, знания различных его видов. Овладение лингвистическим экспериментом поможет нам правильно выбрать решения в проблемной ситуации как на уроке, так и вне урока, например, при подборе дидактического материала.

В современной методике сложилась определённая система работы по формированию исследовательской компетентности студентов: на уроке и во внеурочной работе используются элементы технологий, методики, приёмы, задания, позволяющие активизировать познавательный процесс студента. На уроках можно использовать познавательные и лингвистические задачи, задания творческого характера, исследовательские задания, проводить уроки – исследования.

Учитывая выше изложенное, можно сформулировать цель работы, которая заключается в изучении возможного использования лингвистического эксперимента с целью активизации внимания и развития интереса к русскому языку студентов.

Объектом исследования стал непосредственно процесс активизации внимания и воспитания интереса к русскому языку у студентов.

В качестве предмета исследования стали методические условия использования лингвистического эксперимента как средства активизации внимания и развития интереса к русскому языку у студентов .

Гипотеза исследования: процесс активизации внимания и воспитания интереса к русскому языку как учебному предмету у студентов будет более эффективным в том случае, если систематически и целенаправленно использовать лингвистический эксперимент как метод и прием обучения. Лингвистический эксперимент применяется как прием организации познавательной деятельности студентов (создание проблемной ситуации); в процессе обучения использовать различные виды лингвистических экспериментов.

На сегодняшний день существуют работы, посвященные лингвистическому эксперементу. Однако мы решили изучить эту тему на примере своей группы, именно в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель обуславливает решение следующих задач:

1.Изучить теоретические основы использования лингвистического эксперимента на уроке русского языка в колледже.

2. Проверить и оценить эффективность разработанной методики по активизации внимания и воспитания интереса к русскому языку у студентов на основе лингвистического эксперимента.

В качестве методов исследования использовались:

Методы эмпирического уровня:

Методы экспериментально-теоретического уровня:

Методы теоретического уровня:

Изучение и обобщение

Анализ и синтез

Индукция и дедукция

Данная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Вначале обратимся к истории вопроса.

Вопрос о необходимости экспериментальных исследований в лингвистике впервые поставил в 30-х гг. прошедшего столетия Л. В. Щерба. Им были разработаны теоретические основы теории лингвистического эксперимента.

Автор выделял два вида лингвистического эксперимента:

1. положительный, при котором, сделав предположение о смысле того или иного слова или о правиле словообразования, следует попробовать, можно ли составить ряд фраз, применяя это правило: положительный результат в этом случае подтвердит правильность выдвинутого предположения (так, сделав какое-либо предположение о смысле того или иного слова, той или иной его формы, о том или ином правиле словообразования или формообразования, следует попробовать, можно ли связать ряд разнообразных форм, применяя это правило);

Третий вид лингвистического эксперимента — это альтернативный эксперимент. Он заключается в том, что испытуемый определяет тождество или нетождество предлагаемых ему двух или нескольких фрагментов речевых высказываний.

Без эксперимента невозможно дальнейшее теоретическое изучение языка, особенно таких его разделов, как синтаксис, стилистика и лексикография.

В настоящее время экспериментально изучается значение слова, смысловая структура слова, лексические и ассоциативные группировки, синонимические ряды, звукосимволическое значение слова. Насчитывается свыше 30 экспериментальных приемов, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны.

Использование лингвистического эксперимента требует от исследователя языкового чутья, эрудиции и научного опыта.

Итак, в чем же сущность лингвистического эксперимента, каковы его виды?

Исходный материал лингвистического эксперимента- текст ( в том числе и текст художественного произведения), конечный- его деформированный материал.

Непременным условием истинности выводов при эксперименте является уточнение границ наблюдаемой лингвистической единицы: звук, слово, словосочетание, предложение и т.п. Это значит, что если мы начинаем эксперимент, оперируя словом, то вплоть до конца эксперимента он должен работать именно со словом, а не подменять его словосочетанием или другими единицами языка.

Лингвистический эксперимент по своей направленности бывает двух видов: аналитическим ( от целого текста к его компонентам ) и синтетическим ( от единиц языка к тексту ). При изучении языка художественных произведений применялся эксперимент аналитического характера. Это не значит, что для эксперимента синтетического характера нет места. Он с успехом применялся на уроках русского языка и называется конструированием.

Цель: познакомить участников с приёмами работы над словарными словами на уроках русского языка.

Планируемые результаты мастер- класса :

Предметные :повышение собственного уровня теоретической и методической подготовки; овладение приёмами работы над словарными словами на уроках русского языка; формирование желания использовать эти элементы в своей работе.

Регулятивные: участвовать в постановке учебной проблемы мастер-класса; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять действия по заданному алгоритму; контролировать свою деятельность.

Познавательные: отбирать необходимую информацию по определённым критериям; устанавливать причинно- следственные связи; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, приходить к общему решению; участвовать в общей беседе и работе группы, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные: осознавать необходимость работы над данной проблемой; проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; дипломатично выражать своё мнение.

Методы:методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практические и самостоятельная работа, методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса, методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповые задания, самооценка, образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество, информационные технологии.

Оборудование:мультимедийный проектор, ноутбук, карточки, раздаточный материал

Ход мастер – класса.

I. ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ

- Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.

Меня зовут Рамиля, мое качество - радушие.

(Представлениеучастников) .Очень хорошо,что сегодня на наш мастер класс собрались : радушные,. ,. ,. коллеги.

.Я желаю вам хорошего настроения и активной работоспособности во время мастер -класса.

А теперь выйдите, пожалуйста к нам те, у кого на обратной стороне карточки есть буквы. Соберите из них слово, расставьте так, чтобы мы могли его прочитать

-. (слово).

Как вы думаете о каких словах я хочу с вами сегодня поговорить?

-Словарных.

Работу по развитию речи мы ведём на всех уроках, но конечно, особое внимание мы уделяем этой работе на уроках русского языка. Сегодня я хочу поделиться с вами тем, какие методы и приёмы развития речи я использую при работе со словарными словами.

Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов?

На эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе мастер- класса

Лучшему усвоению написания этих слов способствует, прежде всего, значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно – моторное запоминание. Для формирования более точного зрительного образа хорошо выделять орфограмму другим цветом или подчёркиванием.

Ознакомление со словами я стараюсь провести в увлекательной форме. Хочу обратить ваше внимание на раннее используемые всеми нами методы:

1 слайд - Обращаю ваше внимание на первую методику работы СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ

Выберите слово и составьте предложение

Я ее использую уже в 1 классе обучающиеся выбирают картинку составляют схематично предложение. выбирают картину составляют предложение,называют слово, произносят первый или последний звук и рядом пишут знакомую букву.

Этот вид способствует закреплению навыка правописания, обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи и закреплению непроверяемых написаний

Не называя словарного слова, объясняю обучащимся лексическое значение этого слова, дети угадывают и записывают словарное слово с проговариванием. Попробуем. ?

1. Ящичек для ручек, карандашей.. Коллеги пишут с проговариванием,проверяют по карточке. СЛАЙД. (пенал)

2. Школьный рюкзак для книг, тетрадей и других школьных принадлежностей. СЛАЙД (ПОРТФЕЛЬ)

3. На листе –большом и белом

На одной ноге плясал

Быстро, весело, умело

Он кота нарисовал СЛАЙД (Карандаш)

Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас.

3 слайд - Одним из интересных видом работы со словарными словами является «Зрительный диктант".

На сюжетных картинках надо найти словарные слова и записать их, поставив ударение и подчеркнув орфограммы. Дети находят слова : арбуз, сорока, помидор. Данный вид работы способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.

Ув коллеги! заканчивается учебный год и вы являетесь обучающимися 4 класса, на слайде (СЛАЙД) даны слова, посчитайте сколько их?. Прочитаем хором. ваша задача: за 30 сек. запомнить как можно больше слов, подчеркнуть орфограмму.. Еще раз проверьте свою работу,поменяйтесь тетрадями. Проверяем, читаем хором и по слогам. Поднимите руки те кто написал все 8 слов без ошибок. Ставьте себе 5

Поднимите руки те кто допустил 1 ошибку,еще раз посмотрите на слово запомните и ставьте себе 4.

такая методика называется "Копилка минутка". (СЛАЙД)Этот вид работы развивает память, внимательность, мышление, зоркость, формируется умение работать в парах,развивается навык самоорганизации деятельности

3….слово петух, т. к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную

. это вид учит мыслить, развивает воображение, логическое мышление.

(Слайд 6) БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ).

Данный вид работы развивает мыслительную активность детей.

Ой,коллеги вот беда! на моем компьютере не печатаются гласные буквы,перед вами набор согласных букв. Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. 4

На слайде вы видите группу слов объединенных одним признаком: живое – неживое.

Живые существа: Крв (КОРОВА)

Сбк (СОБАКА)

Врн (ВОРОНА)

Это растё т: Чрмх (ЧЕРЁМУХА)

Змлнк (ЗЕМЛЯНИКА)

слайд 9 Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте.)

Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз.)

Здесь машины едут прямо (Руки перед собой.)

Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны.)

Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс.)

Приглашает нас идти (Шагаем на месте.)

Вы, машины, не спешите (Хлопки руками.)

Пешеходов пропустите! (бег на месте) Это слово Машина.

Хочу с вами поговорить и о нетрадиционный прием работы со словарными словами

слайд10 МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ

Этот прием хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов не жалею на уроке 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить.

Буква О в форме ореха,в форме мяча,буква А форме ракеты СЛАЙДЫ. 5

Предлагаю вам поработать по карточкам. Метод

• Разделите данные слова на слоги.

• Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.

• Поставь ударение, выдели орфограмму.

• ВЕС НА +ГО РОД=НА РОД

• ТРА ВА+ У ГОН= ВА ГОН

• ТЕ МА+ ЛЕ ТО+ ФОН ТАН=ТЕ ЛЕ ФОН

И в конце четверти Как бы подвожу итог и достаю "Умную шкатулку".

Это быстрая проверка знаний. Каждый участник берет по одному слову,говорит какая буква пропущена.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Новые словарные слова воспринимаются и запоминаются легче, так как школьник производит с ними практические действия

Перед вами лежат опорные картинки. Если вы считаете,что получили полезную информацию и будете использовать в дальнейшем в своей работе, то выбираете поднос как готовый продукт

Мясорубка - вам понравилась информация была полезная но требует доработки.

Корзина - этот материал был не интересен и бесполезен для вас

Спасибо за внимание!

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Приёмы и формы работы над словарными словами в начальной школе Ученики начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, написание которых чаще всего невозможно.

Развитие коммуникативной компетентности учащихся посредством продуктивной групповой работы в начальных классах Слайд 1. Реализация ФГОС предполагает решение таких задач как: развитие устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и.

Словарная работа на уроках русского языка по Аооп для детей с УО (интеллектуальными нарушениями) Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных.

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов. С одной стороны знание русского языка даётся ребёнку с детства,.

Технология критического мышления на уроках в начальных классах КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это мышление открытое, рефлексивное, это способность вырабатывать аргументы, принимать независимые продуманные решения,.


I .1 Психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы ……………….

1.2 Познавательная активность младших школьников………………

I .3 Характеристика особенностей квест–технологии .

ГЛАВА II . Этапы реализации проекта

II .1. Подготовительный этап (август – сентябрь 2019 года)

II .2. Основной (октябрь 2019 года – март 2021 года)

II .3. Заключительный (март 2021 года)

II .3.2. Диагностики мотивации обучения

II .3.3. Результаты комплексной диагностической работы

ГЛАВА III . Анализ результативности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Образовательный процесс с каждым годом корректируется с учетом стремительного развития коммуникаций, технологий, а также уровня развития детей. Начальная школа – это первое звено образовательного процесса. В этот период очень важно не оттолкнуть ребенка в его стремлении учиться и заинтересовать его образовательным процессом еще больше, делая тем самым обучение увлекательным и занимательным.

Младшие школьники – это дети в возрасте 6–7 лет. При планировании и организации уроков с детьми учителю очень важно учитывать их возрастные, психологические особенности, присущие конкретному возрасту школьников, чтобы максимально правильно рассчитать возможности учеников.

В любом классе начальной школы в процессе проведения урока необходимо использовать различные методики изложения и закрепления материала: активные игры, чтение про себя и вслух, викторины, квесты, тесты и т.д.

Актуальность работы. Тема работы актуальна своей современностью. В наше время, в эру компьютерных технологий, электронных коммуникаций детей очень тяжело заинтересовать учебным процессом. Поэтому необходимо видоизменять устаревшие стереотипы ведения урока в начальной школе, включать в организацию образовательного процесса активные технологии.

Объект исследования: использование квест–технологии в образовательном процессе младших школьников.

Предмет исследования: использование квест–технологии для повышения познавательной активности младших школьников на уроках русского языка.

Активные методы были объектом изучения многих русских и зарубежных учёных. В отечественной науке этой проблемой занимались такие ученые, как О.Н. Бобровских, Е. А. Игумнова, Е.В. Нечитайлова, Н. В. Николаева, И.Д. Чечель и другие [2; 10; 15; 16; 22].

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования квест–технологии на уроках русского языка в начальной школе при изучении нового материала и закреплении пройденного.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Охарактеризовать особенности использования технологии квеста в образовательном процессе.

Проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы.

Выявить уровень познавательной активности учеников 1 класса Б.

Провести формирующий эксперимент по теме исследования.

Проверить эффективность использования квест–технологии для повышения познавательной активности обучающихся (контрольный эксперимент).

Методы исследования: анализ методической, лингвистической и психолого-педагогической литературы, эксперимент, описание статистических данных.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов экспериментального исследования в практике преподавания уроков русского языка в начальной школе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложения.

1 Теоретические основы использования технологии квеста на уроках русского языка в начальной школе

Психолого-педагогические особенности учащихся

начальной школы

Учащиеся начальной школы – это дети в возрасте 6–10 лет. Для определения их психолого-педагогических особенностей учитывают состояние психологического и физического развития, переход к обучающему процессу.

Так, выносливость, внимание, восприятие, усидчивость, саморегулирование в каждом классе начальной школы разные. В 6 лет ребенок неусидчив, ему необходимы активные движения, всего лишь 20 минут урока он может быть сосредоточен и внимателен, после этого времени ему необходим отдых или же переключение на другой вид деятельности [8, с. 102].

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная. Основные потребности переходят и с периода дошкольного детства, а именно:

сохраняется потребность в игре;

сохраняется потребность в движении, что часто мешает на уроках (для этого необходимо организовать в школе отдых младших школьников);

сохраняется потребность во внешних впечатлениях, что регулируется развитием познавательной активности ребенка;

– сохраняется потребность в общении, непосредственно связанная с обучающей деятельностью [9, с. 82].

Анатомо-физиологическое развитие детей в этом возрасте довольно равномерное. Увеличивается вес, рост, повышается иммунитет, активно развиваются мышцы и опорно-двигательный аппарат. Все это способствует преодолению сложностей в обучении письму (поэтому существует необходимость соблюдать координацию руки в промежутках строк).

К поступлению в школу у детей отлично развиты все органы чувств: зрение, слух, осязание. В это же время развиваются познавательные процессы, которые проявляются в развитии восприятия. Восприятие становится замедленным, целенаправленным и категоричным процессом, но при этом встречаются и трудности в восприятии формы и ее отображения, например, при написании букв, цифр. У младшего школьника в этот период формируется способность распознавать высоту звуков, чему способствуют занятия музыкой и пением. У учеников формируется способность наблюдать явления окружающей действительности[10, с. 12].

Значительные качественные изменения происходят в развитии памяти. Под воздействием обучения формируется логическая память, которая имеет решающее значение в получении знаний. Но, еще не умея дифференцировать задания (запоминать и отличать) от других обучающих заданий, младшие школьники вырабатывают у себя установку на дословное запоминание и воспроизведение. Но этот же факт имеет и положительную сторону, то есть, приводит к развитию словарного запаса учеников и культуре детского общения, к развитию свободной памяти. В процессе заучивания у детей развивается самоконтроль, умение замечать ошибки и исправлять их. У младших школьников возрастает продуктивность, объем, точность запоминания материала. Развитие памяти состоит в изменении соотношения между произвольным и непроизвольным запоминанием, образной и словесно-логической памятью. Для развития логической памяти важными являются инструкции учителя – понять (проанализировать, сравнить, сопоставить, сгруппировать) материал, заучить его [11, с. 22].

Мышление становится конкретно-образным, но все большее значение приобретают абстрактные компоненты. Под воздействием обучения изменяются соотношения между его образными и понятийными, конкретными и абстрактными компонентами. Большое значение имеет дедукция. Дедукция – процесс перехода от рассуждения, что выражает общее положение, до суждения, которое выражает узкие положения или частичный случай. Эти условия переплетаются в мышлении, где присутствует решение познавательных заданий, в частности, тех, что требуют раскрытия причин разных явлений, мотивов поведения человека [14, с.36].

В начальной школе у детей имеет преимущество произвольное внимание. Дети активно реагируют на все новое, яркое и необычное. Произвольное внимание имеет позитивное значение, однако оно недостаточно для достижения успехов в учебе. С возрастом возрастает объем и стойкость внимания, которые связанны со значимостью учебного материала. Осознание учениками важности его усвоения – условие устойчивости внимания.

В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее развитие личностных качеств не только в интеллектуальной, но и в эмоционально-волевой сферах. Источником эмоций у детей в этом возрасте является обучающая и игровая деятельность. Формированию чувств способствуют успехи и неудачи в учебе, взаимоотношения в коллективе, чтение художественной литературы, восприятие телепередач, кинофильмов, интеллектуальные игры и так далее. Коллективные занятия способствуют развитию моральных качеств и формированию таких черт характера, как ответственность, коммуникабельность, дружелюбность.

Период младшего школьного возраста – это период повышенной эмоциональности. В этом возрасте ребенок уже может осознавать и контролировать своё эмоциональное состояние, волнение, гнев. В этом возрасте наблюдается достаточно четкая дифференциация чувств, (эстетические, моральные, интеллектуальные и т.д.). Для детей характерны чувственность и ранимость, настойчивость [13, с.10].

Очень часто дети не могут сосредоточиться, отвлекаются, проявляют неорганизованность, невыдержанность. Излишняя требовательность взрослых может еще больше затормозить процесс формирования саморегуляции, потому она соотнесет волевые усилия ребенка с переживанием негативных эмоций. Таким образом, наиболее эффективно вместо упреков тренировать новые умения в процессе игр. У учащихся младшего школьного возраста преобладают игровые интересы, произвольное поведение, наглядно-образный характер мышления, практическое отношение к решению задач (направленность внимания на результат, а не способ действия).

Развитию моральных чувств (дружбы, приятельства, обязанности, гуманности) способствует пребывание учеников в коллективе, объединенном общей деятельностью. Развивается чувство симпатии, важное для создания малых групп, из которых состоит коллектив.

Формированию волевых качеств (самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, сдержанность) способствует школьное обучение, которое требует от учеников осознания и выполнения обязательных заданий, умение управлять вниманием, слушать, думать, запоминать, согласовывать свои потребности с требованиями учителя. Эффективность этого процесса зависит от использования учителем приемов убеждения, поощрения, критики и других средств влияния на ребенка. Злоупотребление негативными оценками, нотациями, наказаниями приводит к ухудшению отношения ученика к учебным обязанностям, снижению активности, возникновению лени и других негативных качеств [14, с. 43].

Отношения между детьми в классе формируются при помощи учителя, который, в свою очередь, всегда указывает на одних учеников как на примерных в учебе и поведении, образец идеала, и обращает внимание на недостатки в поведении и учебе других. Начинает формироваться общественное мнение относительно учеников, которые отлично учатся и являются дисциплинированными, появляются попытки оценить поступки сверстников. В коллективе класса возникают объединения, которые создают школьные и внешкольные микроколлективы [15,с. 29].

Особенностью обучения младших школьников является необходимость включения в обучающую деятельность игр (дидактических, предметных, спортивных).

Мотивация занимает далеко не последнее место для младших школьников. Так, учитель в 1 и 2 классе может и должен мотивировать детей к учебному процессу с помощью похвалы и поощрения в виде оценочных суждений, а в 3 и 4 классе – с помощью оценок.

Анализируя все сказанное выше, можно сделать вывод о том, что при организации и планировании учебного процесса в начальной школе необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей: необходимо четко понимать и различать возможности ребенка в каждом классе, так как психологические характеристики детей от класса к классу изменяются. Излагая материал необходимо также подбирать эффективные технологии его объяснения детям и учитывать возрастные возможности детей по запоминанию, особенности внимания, мышления, восприятия, памяти детей. Необходимо подбирать такие методики объяснения нового материала и его закрепления, которые бы не снижали мотивацию детей в образовательном процессе.

1.2 Познавательная активность младших школьников

Для решения поставленных задач на уроках русского языка в начальной школе существует множество различных технологий, чтобы вовлечь детей в учебный процесс и повысить уровень их познавательной активности в урочной и внеурочной деятельности. Познавательная активность – качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно–волевых усилий на достижение учебно–познавательной цели.

Показателями познавательной активности можно назвать стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач. Степень включенности в учебный процесс и проявления активности учащегося – динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя помочь обучающемуся перейти с нулевого уровня на ситуативно–активный, а с него на активно – исполнительский.

1.3 Характеристика особенностей квест-технологии

Повысить познавательную активность обучающихся позволяет использование современных образовательных технологий.

Самые часто используемые сегодня технологии, это: работа в группе,

работа в паре, индивидуальные занятия, игры, эстафеты, диалоговые формы,

Одной из активных технологий, которая хорошо себя зарекомендовала в образовательном процессе, является технология квеста. Охарактеризуем её подробнее.

Квест – это интерактивная игра с сюжетной линией, которая заключается в решении различных головоломок и логических заданий [1, с. 28]. Вызывает большой интерес как онлайн-квест, так и квест, организованный в реальном пространстве и времени.

Простая, малозатратная, интересная, вовлекающая и восхищающая технология проведения урока-квеста позволяет познавательно, интересно и весело изложить новый материал, проверить уровень знаний по пройденному материалу, провести самостоятельную работу.

Во время организации квеста команды могут решать логические задания, осуществлять поиск на местности, строить оптимальные маршруты передвижения, искать оригинальные решения и подсказки. После завершения очередного задания переходят к следующему (и так, пока не пройдут все этапы). Побеждает игрок, или команда, которые первыми выполнят все задания быстро и правильно.

Читайте также: