Экспериментирование с крахмалом в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Крахмал, картошка и йод годятся не только для киселей и соусов. При желании с помощью различных опытов можно целый вечер развлекать любознательного малыша дома или в детском саду.

Затрат – минимум, удовольствия и развития – максимум. Попробуйте повторить что-нибудь из списка ниже, и киселей вам больше не видать – всё будет уходить на фокусы.

Крахмал, мы найдем тебя! Опыт с йодом.

Что нужно? Крахмал, йод, пипетка, любые пищевые продукты.

Крахмал – белое порошкообразное вещество, которое можно найти на кухне практически каждой хозяйки. Кроме того, он содержится во многих продуктах, употребляемых нами ежедневно. А поможет определить его нахождение обычная настойка йода. Для эксперимента возьмём крахмал, хлеб, сыр, лимон, печенье, картофель.

Для начала растворите ложку крахмала в стакане воды и капните туда йода – жидкость станет синей.

Объясните ребёнку, что если капелька йода встречается с крахмалом, то она изменит свой цвет на синий. Теперь с помощью пипетки капните йод на маленький кусочек хлеба, сыра, других подготовленных образцов и наблюдайте, что происходит.

Йод изменит свой цвет на хлебе, печенье, картофеле. А вот на сыре и лимоне – нет. Есть фрукты и овощи, в которых содержание крахмала зависит от степени их созревания и сорта. Так, например, больше крахмала вы сможете определить в зелёном банане, чем в спелом, также в яблоках с кислинкой его будет значительно больше, чем в сладких.

Неньютоновская жидкость - опыт из крахмала и воды

Что нужно? 1 стакан крахмала, полстакана воды.

Как мы знаем, неньютоновская жидкость – это субстанция, которая меняет свою вязкость в зависимости от скорости воздействия на неё. За этими изменениями очень интересно наблюдать.

Получить неньютоновскую жидкость в домашних условиях очень просто, достаточно смешать воду и крахмал в нужной пропорции. Чтобы сразу почувствовать, как происходят изменения, вместе с ребенком перемещайте руками крахмал с водой. С самого начала вы поймете, что это сделать не так легко.

Затем возьмите в руки немного полученной смеси и попробуйте полепить что-то из нее, помять – она будет вести себя как пластилин. Но стоит на пару секунду остановиться, как смесь превращается в жидкость и стекает с ваших рук. Однако если опять начнете лепить – почувствуете, что материал вновь становится твёрже.


Крахмал танцует

Что нужно? Неньютоновская жидкость, краситель, сабвуфер.

Для этого эксперимента придется раздобыть сабвуфер, но это того стоит. Подкрасьте крахмальную смесь и выложите в неглубокий поддон. Поставьте поднос на сабвуфера и включите музыку (частота должна быть 40–60 Гц). Придерживайте поддон руками. На ваших глазах смесь начнет подпрыгивать и отрываться от поверхности, изгибаясь. Необыкновенное зрелище.

Очень эффектно будут смотреться опыт с неньютоновской жидкостью на детском празднике, например, на дне рождения. Дети получат массу положительных эмоций и незабываемых впечатлений, а самое главное – смогут стать участниками удивительных экспериментов.

Что нужно? Стакан крахмала, полстакана воды, 100 грамм клея ПВА, пара капель гуаши, полиэтиленовый пакет.

Смешайте воду, крахмал и краситель, влейте клей и мешайте палочкой или ложкой. Перелейте массу в пакет и вымешивайте до тех пор, пока не получится плотная, вязкая и тягучая субстанция. Кстати, игра с ней развивает мелкую моторику.


Что нужно? Воздушный шарик, крахмал, воронка.

С помощью воронки наполните шарик крахмалом – так, чтобы шар слегка растянулся. Кончик перевяжите ниткой, привяжите ленточки или шерстяные ниточки. Маркером нарисуйте лицо. Антистрессовому человечку можно придавать любую форму, сжимая его в руках и успокаиваясь.

Персонаж, который действует на наших занятиях – мальчик Химиша. Его придумала автор замечательных книжек о химии для малышей Наталья Владимировна Иванова. Вот так он выглядел у автора.




Преподаватель: Давайте вспомним, что мы с вами узнали сегодня?
Дети отвечают на вопрос. Возможные варианты: Узнали, что есть такое вещество – крахмал. Узнали, что он хрустит. Он похож на муку, но это не мука. Узнали, что от йода крахмал становится синим. Если дети не вспомнили что-то существенное, преподаватель подсказывает им.
Если необходим перерыв в занятиях, его можно сделать здесь. В этом случае проводится уборка рабочих мест.

Преподаватель: (после напоминания о проделанной работе) Ребята, Жужик вот-вот приедет к Химише, а мы еще не нашли, чем его кормить. Помните, что ест Жужик?
Дети: То, в чем есть крахмал!
Преподаватель: Давайте при помощи йода поищем, в каких продуктах находится крахмал. Будем капать раствором йода на кусочки продуктов и наблюдать. Как мы узнаем, что нашли крахмал?
Дети: Если увидим синий цвет, значит, в этом продукте есть крахмал.
Детям раздаются плоские тарелки или досочки , на которые они поочередно выкладывают ломтики исследуемых продуктов. Они выдаются не сразу, а по очереди, с предварительной демонстрацией целого продукта. Например:
Преподаватель (показывая детям картофелину): Что это у меня?
Дети: Картошка!
Преподаватель: Давайте посмотрим, есть ли в ней крахмал.
Дети получают ломтики картофеля, капают на них раствор йода или Люголя, замечают синее окрашивание.
Преподаватель: Что мы видим?
Дети: Картошка посинела!
Преподаватель: И что это значит, есть в ней крахмал?
Дети: Да!
Преподаватель: Будет ее есть Жужик?
Дети: Да!
Преподаватель: Хорошо, один продукт для Жужика нашли. Давайте искать дальше. Вот это у меня что? (Показывает следующий продукт, например, огурец. Действия повторяются). Что наблюдаем?
Дети: Огурец не синеет, капля йода просто желтая….
Преподаватель: И это значит…
Дети: В огурце нет крахмала… Жужик не будет его есть…
Так исследуются все имеющиеся продукты. Их набор может быть различным, но надо постараться, чтобы он включал и продукты, не содержащие крахмала. Можно воспользоваться сахаром, солью, хорошей сметаной (в плохой может быть крахмал и подобные ему вещества), и т.п. Общее количество продуктов не должно быть слишком большим, для дошкольников вполне достаточно будет 7-9 образцов.


Преподаватель: Теперь давайте отметим на листочках, где мы нашли крахмал, а где нет. Вы свои листочки оставите себе, а я свой отдам Химише, чтобы он не забыл, чем кормить Жужика.
Дети получают опорные листы с заданием: "Закрась кружок таким цветом, какой получается при добавлении капельки раствора йода. Обведи продукты, в которых нашелся крахмал, большим кружком, как на образце". Закрашивают кружки синим и оранжевым/коричневым цветом.


Преподаватель: Давайте посмотрим на наши листы и скажем, где нашелся крахмал и чем можно накормить Жужика.
Дети перечисляют продукты, в которых нашли крахмал.
Здесь также есть возможность сделать перерыв до следующего занятия. В этом случае проводится уборка рабочих мест.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Конспект опытно – экспериментальной деятельности

воспитатель – Богданкевич Н.В.

Основная деятельность: Познавательно-исследовательская.

Возраст: Дети 6-7 лет

Цель: Способствовать формированию знания детей о происхождении крахмала и его использованию в жизни человека

Образовательные:

- закреплять и расширять знания детей о крахмале;

- формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

- развивать у детей познавательный интерес, стремление к поисково-познавательной деятельности;

- развивать психические процессы, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, эмоциональную сферу ребенка;

- развивать речь в процессе решения проблемных вопросов.

Воспитательные:

- воспитывать творческую, самостоятельную личность ребенка;

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность;

- совершенствовать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

Предварительная работа

Работа в рамках проектной деятельности с целью развития познавательной активности детей, расширения знаний по теме, развития самостоятельного мышления, умения взаимодействовать со сверстниками.

2. Работа над проектом – его практическая часть. Поисково-исследовательская деятельность детей (поиск информации, экспериментирование, творчество)

5. Блюда из картошки. Рассказы второй подгруппы детей с демонстрацией блюд из картофеля.

6. Как можно приготовить кисель из картошки? (Рассказ воспитателя о национальном блюде киселе, древней профессии кисельщика, содержащемся в картофеле крахмале, необходимом для приготовления киселя.)

Ход деятельности:

Организационный момент

Педагог 1: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте!

Педагог и дети: Собрались ребята в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(раздается звонок)

Педагог: Ребята, слышите? Кажется, нам звонят. Ответим на звонок?

(на сенсорной доске появляется видео бабушки)

Бабушка: Здравствуйте, ребята. У меня случилась беда. Хотела для вас я сварить вкусный кисель, а крахмал то от меня спрятался, и я не могу его найти. Без крахмала не получится вкусного киселя. Ох-хо-хо… Помогите мне, пожалуйста найдите крахмал.

Педагог: Ребята, поможем бабушке?

Педагог: Посмотрите, у нас на столе находятся овощи. В одном из этих овощей и спрятался крахмал.

Педагог: Для того чтобы нам найти крахмал, нужно взять йод, набрать его в пипетку и капнуть одну каплю на каждый овощ. На том овоще, в котором спрятался крахмал, появится темно – синее пятно.

( дети капают йод на овощи )

Педагог: Посмотрите ребята, на каком овоще появилось синее пятно?

Дети: На картофеле.

Педагог: Что это означает?

Дети: В картофеле содержится крахмал.

Педагог: Молодцы, ребята. Посмотрите на экран. Что вы видите?

Дети: Овощи.

Педагог: Уберите с экрана лишние овощи, в которых не содержится крахмал.

(ребята подходят к экрану и убирают лишние овощи)

Педагог: Молодцы, ребята. Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: В картофеле содержится крахмал.

Педагог : Ребята, как вы думаете, сможем ли мы сами получить крахмал?

Я предлагаю вам попробовать выделить крахмал из картофеля.

Нам понадобится очищенный картофель, терка, марля, блюдца, ложечки, стаканчик, прозрачная чашечка. (Н а столах заранее приготовленное для каждого ребенка оборудование)

Для начала нам необходимо, перетереть картофель, для этого мы используем терку. Терка довольно опасный предмет, при не осторожном обращении с ней можно получит травму. Поэтому разрешите сегодня мне выполнить эту работу.

(Натереть одну картофелину, рассмотреть полученную массу).

Педагог: Чтобы выделить крахмал, возьмите несколько ложечек натертого картофеля и положите их на середину марлевого кусочка, сложите края марли и отожмите картофель. (Каждый ребенок, отжимает картофельную массу в марлевом мешочке.)

Физминутка. Мы отлично потрудились, И немного утомились. Разомнемся! Быстро встаньте, улыбнитесь. Выше, выше подтянитесь, Ну- ка, плечи распрямите, поднимите, опустите. Влево, вправо, повернулись, Рук коленями коснулись. Сели, встали, И на место пошагали.

Педагог: Ребята, посмотрите на картофельный сок, который мы отжали. Вы, видите крахмал? Е сли не видно, предлагаю вам слить картофельный сок в стаканчик, тогда на дне можно увидеть осадок – это и есть крахмал. Какой он? (белый, без запаха, хрустит). Вспомните и ответьте, как мы получили крахмал? Так какой же вывод мы можем сделать после проделанного нами опыта?

Вывод: крахмал есть в картофеле и его можно получить в обычных условиях.

(на сенсорной доске появляется видео бабушки)

Бабушка: Спасибо Вам, ребята! Вы помогли мне найти крахмал.

Педагог: Ребята, вы молодцы, помогли бабушке найти крахмал. Хотите сами приготовить кисель и угостить им бабушку?

Педагог: Для того, чтобы приготовить кисель нам понадобится вода, варенье, крахмал, и чистые стаканчики.

Педагог: Наливаем горячую воду в стакан ( педагог наливает воду ), добавляем варенье, перемешиваем. Что произошло с водой?

Дети: Вода поменяла цвет.

Педагог: Правильно вода поменяла цвет. Похожа эта вода на кисель?

Дети: Нет. Она похожа на компот. Вода в стакане жидкая.

Педагог: Добавляем в стакан с водой крахмал, перемешиваем. Посмотрите, ребята, вода в стакане стала густой? ( Да ) Теперь получился кисель?

Дети: Да получился.

Педагог: Для чего нужен крахмал в киселе?

Дети: Он делает воду густой.

Вывод: Если в стакан с горячей водой добавить крахмал, вода станет густой, тягучей.

Педагог: Мы очень горячий кисель будем пить ? ( Ответы детей )

Пока кисель остывает , я предлагаю вам посмотреть на экран.

Педагог: Выберите и назовите только те продукты, которые вы использовали для приготовления киселя, остальные уберите в корзину.

(ребята подходят к экрану называют продукты, которые им понадобились для приготовления киселя)

Педагог: Пока мы с вами играли, наш кисель остыл, давайте мы его попробуем.

Ваш кисель так ароматен, И на вкус очень приятен.

(на сенсорной доске появляется видео бабушки)

Бабушка: Молодцы! Срочно выезжаю к вам, на вкусный кисель, до свидания!

Если вы медленно опустите в полученную жидкость пальцы, она будет жидкой, стекающей с рук, а если со всей силы ударите по ней кулаком, то поверхность жидкости превратится в упругую массу.

Получившуюся жидкость вылейте на противень, добавьте несколько капель краски и поставьте его на сабвуфер или колонку. Включите динамичную музыку, слегка прижмите противень пальцами и наслаждайтесь ритмичными танцами крахмала.

Что происходит:

Детям можно объяснить следующим образом: вода с крахмалом - это неньютоновская жидкость. Она ведет себя не так, как обычная жидкость. Если на нее воздействовать силой, т.е. бить, сжимать, давить - она становится твердой, благодаря чему по ней можно даже бегать. Воздействие "музыкой" (колонками или сабвуфером) - это звуковые удары разной силы. Смесь, отвечая на них твердеет и двигается.

Выращиваем леденцы-кристаллы

Леденцы-кристаллы можно использовать как украшение стола. Их подают к чаю. А на детском празднике разноцветные леденцы просто незаменимы. Да и процесс приготовления наверняка увлечет малышей.

Вам понадобится:

- 2 стакана воды;
- 5 стаканов сахара;
- деревянные палочки для мини-шашлычков;
- плотная бумага;
- прозрачные стаканы;
- кастрюля;
- пищевые красители, если хотите вырастить разноцветные кристаллы.

Ход опыта:

Берем ¼ стакана воды, пару столовых ложек сахара и на огне доведем сахар до полного растворения, получив сироп. Теперь небольшое количество сахара рассыпаем на бумаге, и, обмакнув палочку в сироп, обваляем ее в сахаре. Проверьте, чтобы сахаринки прилипли со всех сторон, тогда кристалл вырастет ровным.

Заготовив несколько таких палочек, оставляем их до полного высыхания, иначе частички сахара начнут осыпаться, как только попадут в горячий сироп. Если это случится, то кристаллу не за что будет цепляться, а значит, он не сможет расти. Поэтому лучше всего заготовить палочки заранее, например, вечером, оставив их сохнуть на ночь.

Берем кастрюлю, выливаем в нее 2 стакана воды и 2,5 стакана сахара. Ставим на средний огонь и, помешивая, растворяем весь сахар. В получившийся сироп высыпаем оставшиеся 2,5 стакана сахара и варим до полного растворения. Выключаем огонь и оставляем сироп на плите минут на 15.

Пока сироп остывает, подготавливаем палочки. Берем бумажки и протыкаем шпажкой дырочку посередине. Не делайте дырочку широкой, важно, чтобы бумажка плотно сидела на шпажке. Достаем заготовки и надеваем бумажки на них. Вместо бумаги также можно использовать бельевые прищепки.

Разливаем горячий сироп по прозрачным стаканам. Важно, чтобы сироп не успел остыть, иначе кристаллы не будут расти.

Если вы хотите сделать цветные сахарные кристаллы, то добавьте немного пищевого красителя и размешиваем его в сиропе. Вместо красителей можно использовать вишневый и т.п. сок.

Далее опустите заготовку в стакан таким образом, чтобы она не касалась дна и стенок емкости. Бумага или прищепка служит как держателем палочки.

То же самое проделываем со всеми остальными заготовками: размещаем их в стаканах и оставляем расти минимум на неделю. Дети будут с интересом наблюдать за процессом, ведь с каждым днем кристалл будет увеличиваться. Вы должны быть готовы к тому, что растут они по-разному, некоторые быстро, а некоторым может понадобиться больше времени, но если через неделю вы не видите изменений, то придется повторить все с самого начала.

Что происходит:

Рост кристаллов сахара происходит на деревянной шпажке, к которой предварительно прикрепили несколько кристалликов сахара. Почему же кристаллы не растут где-нибудь ещё, например, на стенках сосуда, или вообще прямо в растворе?

Фигурки из желатина

Вам понадобится:

- 10 граммов желатина;

- формочки животных, овощей, фруктов и т.д.;

Опыт:

В 1/4 стакана воды высыпать желатин и дать набухнуть. Нагреть его на водяной бане и растворить (примерно 50 градусов). Вылить получившийся раствор на пакет ровным тонким слоем и высушить. Затем вырезать фигурки животных. Положить на промокашку или салфетку и подышать на фигурки. Результат:

Фигурки начнут изгибаться.

Что происходит:

Дыхание увлажняет желатин с одной стороны, и из-за этого он начинает увеличиваться в объеме и гнуться.

Как вариант:

Взять 4-5 граммов желатина, дать набухнуть и затем растворить, затем вылить на стекло и убрать в морозильную камеру или вынести на балкон зимой. Через несколько дней достаньте стекло, снимите оттаявший желатин. На нем будет четкий рисунок кристаллов льда.

Съедобное LEGO для весёлой и вкусной игры

Датская компания LEGO известна на весь мир в первую очередь благодаря производству конструктора, который обожают как дети, так и взрослые. Их кирпичики выпускаются для разных возрастных категорий потребителей и отличаются размером деталей; всю продукцию объединяет высокое качество и красочность — все детали LEGO выкрашены в насыщенные и разнообразные цвета и напоминают конфетки, которые так и хочется потянуть в рот.

Но можно сделать съедобное LEGO из жевательного мармелада.

Так что, если у вас дома есть детишки до 3-х лет, которым не рекомендуется давать игрушки, состоящие из мелких деталей, вы можете побаловать своих малышей съедобными мармеладками, из которых, к тому же, можно построить забавную башенку или домик. А потом - съесть!

Вам понадобится:

- 1/4 стакана кукурузного сиропа;

- 1 коробку фруктового желе;

- 2 пачки желатина;

Ход:

1. Отмерить 1/2 стакана ледяной воды и добавить 1/4 стакана кукурузного сиропа.
2. Тщательно перемешать до тех пор, пока сироп не растворится.

3. Вылейте смесь в кастрюлю на плите, но пока плиту не включайте.

4. Добавьте два пакетика желатина без вкуса.

5. Затем добавьте коробку желе и дайте впитаться в воде в течение нескольких минут. Помешивайте, пока желатин полностью не перемешается.

7. Когда желатин растворится - смесь готова. Сразу же залейте смесь в формочки. Заливать формочки нужно с припуском, потому что когда смесь остынет, она немного уменьшится в объеме.

8. Если вы хотите построить свой мармеладный Лего , то возьмите обычную пластмассовую пластину Лего и хорошенько промойте ее.

9. Затем смажьте слегка растительным маслом. Лучше это делать кисточкой.
10. Оставьте остыть на пластине 6-8 часов. А после конфеты будут готовы для игры и еды.

Плюс этих конфет в том, что они не липкие, не жидкие, и с ними удобно играть.

Читайте также: