Эколого развивающая среда в школе

Обновлено: 05.07.2024

На сегодняшний день, всё более остро стоит проблема ухудшения экологических условий среды обитания нашей планеты. Глобальные экологические проблемы вызывают общественный резонанс. Эта область также является наиболее актуальной и в области образования в средней школе. На мой взгляд, учащимся необходимо научиться если не решать какие-либо возникающие экологические проблемы, то хотя бы уметь вносить свой личный вклад в решении различных экологических задач, через призму сохранения природного богатства и чистоты родного края.

Основная задача экологического образования – формирование экологической компетентности у учащихся, которая позволит в полной мере использовать экологические, педагогические и психологические принципы и закономерности формирования экологического сознания и становления экологической культуры, соответствующие целям устойчивого развития.

Проектирование развивающей эколого-образовательной среды, дает возможность:

  • развития интересов и способностей учащихся, раскрытия скрытых возможностей;
  • реализации творческого потенциала каждого субъекта образовательного процесса в процессе личностно и социально значимой экологической деятельности;
  • комплексного формирования компонентов экологического сознания и экологической компетентности;
  • раскрытие субъектности учащихся;
  • системного взаимодействия учащихся, педагогов, социального и природного окружения в структуре эколого-образовательного процесса.

В связи с этим разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения непрерывного экологического образования школьников с учетом компетентностного подхода является одной из первоочередных задач современной школы.

Актуальность данного проекта заключается в необходимости формирования экологически компетентной личности учащихся, развитии способности принимать ценности природы родного края и личных достижений учащихся в решении локальных и глобальных экологических проблем.

Объекты исследования - школьники с 6-11 класс

Предмет исследования –создание условий для обобщения информации, способствование развитию критического мышления, навыков самоанализа, исследовательской и природоохранной деятельности.

Цель проекта – разработка и внедрение в образовательный процесс школы, программы экологического воспитания и образования на основе формирование навыков практической и исследовательской деятельности учащихся, с использованием экологического календаря.

Задачи проекта:

  1. Разработать и осуществить поэтапное внедрение экологической программы в образовательный процесс школы.
  2. Ввести элементы экологизации в учебные дисциплины естественного цикла с учетом творческих способностей учителей (включая разные формы интеграции общего и дополнительного образования). Подготовка исследовательских проектов, экскурсионных маршрутов; участие в олимпиадах, экологические мониторинги.
  3. Сформировать практические природоохранные навыки по улучшению ландшафта территории села Чурапча: посадки деревьев, кустарников; создание и уход за цветочными клумбами, санитарной чистки пришкольной территории и прилегающих улиц, сквера; изготовление и развешивание скворечников и кормушек для птиц, уход за живым уголком школы.
  4. Воспитать активную жизненную позицию учащихся, направленную на заботу о будущих поколениях, прекращение потребительского отношения к природе и формирование экологической культуры и этики, сформировать систему ценностей для адекватной самооценки.
  5. Реализовать непрерывное экологического образование и обеспечить преемственность в средней и старшей школы.
  6. Разработать мероприятия по улучшению состояния окружающей среды микрорайона школы с поиском решения экологических проблем на основе личного участия.
  7. Вовлекать педагогов, обучающихся и родителей в экологическую деятельность: конкурсы стихов, рисунков, изготовление эколистовок, плакатов, театрализованные представления, экологические агитбригады, изготовление поделок из природных материалов и бытовых отходов; фотовыставки.

Основные этапы проекта.

  1. Подготовительный (диагностика и анализ уровня исходного состояния экологических знаний, умений и навыков обучающихся; разработка программы эксперимента) 2013- 2014 учебный год.
  2. Основной (внедрение экологической программы эксперимента состоящей из теоретической и практической части, на базе ЧСОШ им. С. А. Новгородова, разработка методических пособий, программы элективного курса, апробация методических пособий, создание муниципального банка данных по решению экологических проблем)- 2014-2019гг.
  3. Заключительный (подведение итогов и оценка эффективности эксперимента, выявление положительной динамики в формировании ключевых образовательных компетентностей обучающихся, публикация материалов эксперимента)- август 2019г.

Планируемые результаты проекта

  • Разработать и подготовить к печати методические пособия по формированию природоохранных навыков обучающихся (на примере классов средней и старшей школы);
  • Разработать контрольно-измерительные материалы для оценки результатов экологического образования в 5-11 классах и методику уроков биологии и географии с элементами экологизации.
  • Разработать программу элективного курса по экологии 9-10 класса, применительно к условиям сельского социума в области решения экологических проблем.
  • Совместная социально-значимая деятельность в озеленении и окультуривание ландшафта пришкольного участка 5-11 кл.
  • Составить экологический паспорт школы, учащимися старших классов. Разработать рекомендации и предложения по улучшению экологического состояния окружающей среды микрорайона школы.
  • Создать компьютерный банк данных из разработанных и апробированных материалов проекта, внеклассной работы по экологическому воспитанию в средней школе.
  • Обогатить опыт муниципальных школ, занимающихся экспериментальной работой в области экологического образования.

Методы экспериментальной работы и способы диагностики:

  • теоретический анализ философской, психологической, педагогической, социально-педагогической литературы по проблеме; наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, анализ документов и результатов деятельности; изучение работ учащихся; моделирование, мониторинг.

Основная работа по экологическому календарю:

1. Показ на проекторе в холле третьего этажа естественного цикла презентационных материалов по экологическим датам. Презентации включают в себя:

  • исторические сведения о дате
  • краткие энциклопедические сведения о героях даты
  • экологическая проблема этих героев
  • видео и фото материалы
  • работа по решению данных проблем

2. Весенние и осенние экологические рейды бригад из учащихся школы

3. Составление экологических справок, анализ их динамики

4. Проведение элективных курсов по темам экологического календаря

5. Проектная работа по решению экологических проблем

6. Исследовательская работа по экологическим проблемам

7. Проведение НПК и олимпиад по экологии

8. Работа по ландшафтоведению

9. Постановка театральных номеров и флэш мобов по экологическим темам

10. Работа по контролю экологического состояния микрорайона школы

11. Составление и обновление электронного банка данных идей и работ учащихся по экологии

В течение длительного времени человек стремился покорить природу, уменьшить свою зависимость от её капризов, старался возвыситься над природой. В определённой степени ему удалось это сделать. Но при этом, создавая свою искусственную среду, Люди всё больше и дальше уходили от природы, от её благотворного влияния.

Почему же нас сейчас так тянет на берег моря, в городской парк, в лес, к маленькой тихой речушке или озеру? Да потому, что человек – дитя природы, которого она навечно зримыми нитями притягивает к себе и не отпускает ни на минуту. Общение с природой – это один из самых важных наших инстинктов. Тот, кто умеет общаться со всем живым по-настоящему, с любовью, становится чище и благороднее.

Экологическая развивающая среда школы – это ближайшее окружение школьников – пришкольная территория с деревьями, кустарниками, цветочно-декоративными растениями, уголки живой природы в рекреациях и классных комнатах.

Почему возникла необходимость создания экологической развивающей среды школы? Да потому, что при её формировании она будет помогать решать триединые цели учебно-воспитательного процесса:

Образовательную – даёт информацию для размышления, обогащает кругозор школьников, способствует формированию правильных отношений с окружающим миром;

Развивающую – в процессе создания этой среды силами школьников, их родителей и учителей идёт сплочение трёх коллективов, формируется умение работать в команде, вырабатывать цели и их достигать, приобретаются навыки ухода за живыми существами, формируется чувство заботливого хозяина

Воспитательную – развивается чувство гордости за результаты своего труда, умение видеть прекрасное и создавать его рядом с собой

Анализ исходной ситуации

Главная составляющая часть экологической развивающей среды – пришкольная территория – испытывает огромную рекреационную нагрузку. В ближайшем окружении в микрорайоне просто нет места для проведения свободного времени молодёжи. Во второй половине дня школьная территория превращается в зону отдыха детей и взрослых, выполняя не свойственную ей рекреационную функцию для жителей микрорайона. Из-за отсутствия ограждений зеленых зон идёт свободное перемещение людей, вступает в действие мощный фактор вытаптывания. Случаи варварского отношения к зелёным насаждениям и вытаптывание тормозят развитие зелёных зон. Именно по этим причинам мал состав древесно-кустарниковой флоры. Из посаженных деревьев выживают лишь те, что растут у заборов или в местах, непригодных для отдыха.

Отсутствие целенаправленной работы по благоустройству школы привело к стихийны, непродуманным посадкам растений, разбивке клумб. Существуют и определённые финансовые трудности, затрудняющие приобретение посадочного материала, удобрений, грунта и инвентаря. В силу вышеуказанных причин школьная территория при высокой рекреационной привлекательности не имеет должной эстетической.

Основные проблемы

Отсутствие собственного лица, своеобразия территории в сравнении с другими школьными территориями ( за такую формулировку проблемы директор уволил меня 14 сентября. )

Недостаточная эстетическая привлекательность при высокой рекреационной нагрузке

Отсутствие плана благоустройства и координирующего эту работу центра

Отсутствие целенаправленной работы с учащимися, родителями и коллективом учителей

Отсутствие финансирования при необходимости привлечения специалистов для ландшафтного проектирования

Цели и задачи

Создание эстетически привлекательной экологической развивающей среды

Разработка системы работы с учащимися по участию их в создании РЭС

Привлечение к работе по данному вопросу коллектива учителей, родителей. Общественных организаций и органов местного самоуправления

Разработка плана создания РЭС

Привлечение учителей и родителей к улучшению ближайшего окружения школьников

Создание на территории школы примерного образца учебно-опытного участка школы в условиях мегаполиса с соответствующими микроотделами: цветочно-декоративным, овощным и полевым, лекарственных растений, фруктовым садом, питомником древесных и кустарниковых растений, дендрарием и экологической тропой.

Организация работы по выращиванию собственного посадочного материала

Основные направления деятельности

Основные направления деятельности можно объединить в три блока:

Ближайшее окружение – классные комнаты, рекреации

Создание экологического центра

Разработка плана благоустройства школьной территории и утверждение его после обсуждения на педагогическом совете

Распределение участков территории по классам. Параллелям или по интересам учащихся, родителей и учителей

Подбор культур и определение их мест для посадки

Расширение школьного питомника древесных и кустарниковых культур

Высадка уже выращенного материала на постоянное место

Создание экологической тропы на территории школы

Продолжение работ по созданию учебно-опытного участка

Пропаганда достижений классов в создании РЭС

Изготовление этикеток комнатных растений

Организация работы по уходу за растениями

Создание на базе кабинета биологии экологического центра для руководства работой по созданию РЭС

Разработка плана работы ЭЦ

Этапы реализации концепции ( по годам)

Разработка и утверждение плана создания РЭС. Начало работ на территории школы. Создание ЭЦ

Организация учебно-опытного участка, начало работ по созданию экологической тропы на территории школы

Завершение работ по созданию экологической тропы, по подбору и размещении растений

Завершение работ по созданию уголков живой природы в рекреациях и классных комнатах, закладка фруктового сада выпускниками и родителями

Ожидаемые результаты

Итогом этой многолетней работы должна быть созданная силами учащихся, учителей и родителей РЭС, эстетически привлекательная при сохраненной высокой рекреационной нагрузке. Возможно её и увеличение именно за счёт эстетической привлекательности. В процессе создания РЭС будет разработана система коллективных творческих дел, создан культурный ландшафт, выгодно отличающий территорию центра образования от других школ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: создание эколого-развивающей среды в школе, направленной на развитие экологической культуры поведения в окружающей среде и совершенствования практической деятельности по реализации концепции экологического образования.

Задачи проекта:

  • определить наиболее эффективные методы и приемы вовлечения учащихся в деятельность экологической направленности и создать модель эколого-развивающей среды в школе;
  • углубить теоретические знаний учащихся в области экологии и сформировать ряд основополагающих экологических понятий;
  • обеспечить широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Описание проекта

Цели и задачи проекта:

Цель проекта: создание эколого-развивающей среды в школе, направленной на развитие экологической культуры поведения в окружающей среде и совершенствования практической деятельности по реализации концепции экологического образования.

Задачи проекта:

определить наиболее эффективные методы и приемы вовлечения учащихся в деятельность экологической направленности и создать модель эколого-развивающей среды в школе;

углубить теоретические знаний учащихся в области экологии и сформировать ряд основополагающих экологических понятий;

обеспечить широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Характеристика разработки проекта

Экологическое воспитание школьников – это комплексная система, реализация которой начинается еще на этапе дошкольного образования и продолжается в течение всего обучения в школе.

Наша школа на протяжении нескольких лет работает над проблемами формирования экологического сознания школьного общества. Проанализировав имеющийся опыт, мы пришли к выводу, что с целью повышения эффективности экологического образования в школе необходимо организовать такую предметно-пространственную развивающую среду, которая предполагает:

- насыщение образовательного процесса экологическими идеями и смыслами,

- включение в учебно-воспитательный процесс школы специальных методик и- технологий формирования и развития экологической культуры учащихся.

Система экологического воспитания средствами школьного образования направлена не только на расширение познавательных интересов учащихся в области экологии, но и обогащение их чувственно-эмоционального опыта экологически развивающими впечатлениями и переживаниями, стимулирование активности, инициативы и творчества самих детей в сфере экологии.

Схема 1 Модель эколого-развивающей среды



В первую очередь, происходит экологизация учебного содержания предметов естественнонаучного цикла, а также в учебный план школы включены специальные интегрированных курсы экологического содержания.

В рамках инновационной деятельности по естественнонаучному конвергентному образованию предпочтение отдается нестандартным формам экологического образования и воспитания: проведению учебных занятий, в том числе бинарных уроков, проведение предметных недель, кинолекториев по охране природы, ролевые и ситуационные игры, приемы имитации и игрового моделирования, школьные научно-практические конференции.

Большое внимание уделяется усилению практической и исследовательской деятельности школьники, в результате которой они воспринимают природу как единое целое, более глубоко понимаются школьниками законы, по которым происходит развитие окружающего мира. Такая целостная система естественнонаучных представлений позволяет расширить познавательные интересы школьников в области экологии. Естественнонаучное знание формирует взвешенное, грамотное понимание окружающего мира и разумное отношение к явлениям и процессам, происходящим в нем.

Для расширения возможностей образовательной организации по формированию экологического мировоззрения учащихся активизируется сотрудничество в сфере экологического воспитания учащихся и образования в области окружающей природной среды:

- Музей истории и археологии г.Надыма

В рамках сотрудничество организуются мероприятия с представителями социальных партнеров как на базе школы, так и за ее стенами: тематические встречи, конференции, фотовыставки, лектории, практикумы экологической направленности.

Эколого-просветительский характер таких выездных мероприятий прежде всего способствует формированию природо-ознакомительной, воспитательной и эколого-ориентированный деятельности учащихся.

Для экологического воспитания и образования в нашей школе применяются различные формы работы: поисково – исследовательские, конкурсные, игровые, познавательные, продуктивные, а также ведется активная пропагандистская работа среди учащихся, педагогов и родительской общественности.

Область и результаты внедрения

Результатами внедрения данного проекта являются следующие показатели нашей деятельности:

сформирован положительный опыт организации и проведения школьных мероприятий экологической направленности;

созданы предметно-развивающие зоны экологической направленности в коридорах школы;

разработаны: программы учебных предметов с включением экологической составляющей, программы внеурочной деятельности и дополнительного образования экологической направленности;

наблюдается рост количественных и качественных показателей участия учащихся МОУ СОШ №5 г. Надыма в интеллектуальных мероприятиях на разных уровнях.

расширение возможности сотрудничества с социальными партнерами в области экологического воспитания и просвещения;

совершенствование материально-технической базы школы, приобретение оборудования для организации естественнонаучных исследований;

Соответствие проекта концепции устойчивого развития

Экологическая составляющая концепции устойчивого развития реализуется в формировании экологических знаний учащихся, повышения уровня экологической культуры, привития и совершенствования практических навыков экологической работы.

Социальная направленность данного проекта нашла свое подтверждение в следующих направлениях реализации проекта:

- установлено взаимодействие с социальными партнерами на территории муниципального образования и за его пределами;

- активными участниками проекта являются не только педагогический коллектив и учащиеся школы, но и родительская общественность принимает непосредственное участие в достижении поставленных целей;

- полученный положительный опыт транслируется на муниципальном, окружном и всероссийском уровне и находит положительный отклик у педагогической сообщества.

Экономическая составляющая концепции устойчивого развития подразумевает экономное, хозяйственное использование природных ресурсов, минимизацию отходов; ликвидацию потерь; широкое применение вторичного сырья.

В нашем проекте эта составляющая также реализованы через организацию школьных мероприятий экологической тематики. На таких мероприятиях дети получают необходимую информацию о том, что такое рациональное использование природных ресурсов, моделируют ситуации минимизации негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, разрабатывают проекты как индивидуальные, так и групповые по использованию вторичного сырья.

Таким образом, созданная эколого-развивающая среда в школе – стала комплексом условий и целостной системой образовательной деятельности, направленной на повышения эффективности формирования экологического сознания, экологической компетентности учащихся через организацию экологической деятельности. Это дает возможность для развития интересов и способностей учащихся, для реализации их творческого потенциала и формирует компоненты экологического сознания и экологической компетентности. Осуществляется системное взаимодействие учащихся, педагогов, социального и природного окружения в структуре эколого-образовательного процесса.

В результате реализации проекта сформировался положительный имидж школы в муниципалитете и среди родительской общественности.

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование правильного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать позитивное отношение к природе.

Эколого-развивающая среда - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей, в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда, для и пропаганды экологических знаний среди взрослых, эколого-эстетическому развитию, формированию нравственных качеств, формированию экологически грамотного поведения.

Наблюдения практики педагогов детских садов показывают, что воспитатели уделяют недостаточное внимание данному аспекту, ссылаясь при этом на недостаток материальных средств и сложность организации процесса.

Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность. Так, осенью группу необходимо украшать букетами осенних цветов и листьями, на подносах выставлять собранный урожай; зимой окна украшаются снежинками, украшенной елкой, силуэтами сказочных героев, Сделанных из бумаги детьми и педагогами.

Таким образом, эколого-развивающая среда - это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого объединяется несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Элементы эколого-развивающей среды детского сада

Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды.

Выделяют следующие такие элементы и их функциональную роль

Элементы эколого-развивающей среды Функциональная роль

Экологическая комната Обучающая, релаксационная

Лаборатория Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие.

Живой уголок Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам.

Зимний сад Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами.

Библиотека Познавательная, формирование интереса к чтению.

Экологическая тропа Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой.

Огород, сад Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения.

Территория детского сада (ландшафтные архитектурные объекты) Познавательная, эстетическая, развитие эмоциональной сферы.

Музей, картинная галерея Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая.

Изостудия (художественная студия, дизайн-студия Эколого-эстетическая, эмоциональная.

Театральная студия Эстетическая, развитие фантазии, речи, актёрских данных через участие в экологических постановках.

Музыкальный зал Эколого-эстетическая

Физкультурный зал Оздоровление, развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие.

Бассейн Оздоровительная, игровая, познавательная

Коридоры, холлы Познавательная, развивающая, эстетическая

Компьютерный класс (или отдельные компьютеры) Развитие интеллектуальных способностей, навыки работы на компьютерах, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач.

Уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные) Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы.

Фитобар Оздоровительная, познавательная, релаксационная.

Все описанные в таблице элементы, могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. Ядро такого комплекса составляют экологическая комната, уголок природы (зимний сад, лаборатория и уголки в группах.

Рассмотрим подробнее основные элементы экологического комплекса.

1. Уголок природы.

Является обязательным элементом в каждой возрастной группе.

Уголок природы – это место постоянного общения малыша с растениями и животными. В уголке природы дети могут проводить интересные наблюдения за природными объектами, заботиться о них.

Содержание объектов и материалов уголка природы:

-календарь погоды и природы;

-альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;

-художественная литература о природе;

-дидактические игры природоведческого содержания;

-различные природные материалы;

-оборудование для организации труда в природе;

-оборудование для организации опытнической деятельности;

-модели, отображающие предметы и явления природы.

Все объекты, предметы, материалы уголка природы должны быть яркими, красочными, эмоционально привлекательными, доступными детям.

2. Экологическая комната.

Предназначена для проведения организованных занятий с детьми эколого-природоведческого содержания. Здесь собраны все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы экологического содержания, карты, схемы, модели, дидактические игры.

Конечно, не все дошкольные учреждения могут выделить большие помещения для экологической комнаты, однако при желании всегда можно найти выход из положения, преобразив некоторые подсобные помещения.

В зависимости от размеров, комната подразделяется на ряд функциональных зон:

- зона обучения. (здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы для детей);

- зона коллекций (предназначена для знакомства детей с различными природными объектами);

- зона релаксации (представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном) Предназначена, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями;

- зона библиотеки (уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, здесь могут находиться куклы – сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс – телевизор, проектор для слайдов и сами слайды, музыкальный центр.

3. Зимний сад и живой уголок

В зимнем саду могут быть размещены не только все программные растения, необходимые для ознакомления детей каждого дошкольного возраста, но и растения экзотические, что позволит показать детям многообразие мира растений.

В живом уголке могут быть сосредоточены все возможные декоративные комнатные животные (морские свинки, хомячки, волнистые попугаи, канарейки, аквариумные рыбки, черепахи и пр.).

Живой уголок комплектуется в соответствии со следующими принципами:

-краеведческий – представлены природные объекты родного края;

-географический – представлены животные и растения разных стран, континентов;

-биологический – представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы);

- природоохранительный – отмечены декоративные животные и комнатные растения, которые обитают в России в домашних условиях, а на Родине являются охраняемыми. [26]

Предназначена для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе.

Можно выделить несколько видов лабораторий:

- лаборатория в отдельном помещении,

- в экологической комнате,

- в группе (мини-лаборатория,

- лаборатория на территории детского сада.

В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений.

5. Музей природы родного края

Позволит познакомить дошкольников с природными особенностями родного края, с использованием ресурсов и отношением людей и природы, с экологическими проблемами на примере своего региона.

Содержательное наполнение музея природы:

1. Зона коллекций – гербарии, коллекции объектов неживой природы родного края (минералов, ракушек, образцы песка, глины, различных почв и т. д.).

Принципы отбора объектов зоны коллекции.

-доступность объектов для сбора (включаются только те объекты, которые доступны для сбора самим детям и их родителям);

-краеведческий принцип (представлены природные объекты родного края);

- природоохранный принцип (не включать в состав объектов коллекции и чучела животных, а также охраняемые, редкие и исчезающие виды растений;

-безопасность (объекты должны быть чистыми и не должны являться аллергенами).

2. Модели, отражающие характерные для данной местности растительные сообщества и экосистемы (лес, луг, водоём, поле).

3. Иллюстративно-наглядный материал, содержащий сведения о лекарственных растениях, растениях и животных как широко распространённых, так и редко встречающихся в данной местности.

4. Различные карты, отражающие животный и растительный мир Родины.

А также, в музее родного края может быть собран разнообразный иллюстративный материал, отражающий природоохранительную деятельность дошкольного учреждения: фотографии, слайды, отображающие проведение субботников по посадке деревьев, прогулки в природу, зимнюю подкормку птиц, праздники в природе и т. д. Так же может быть представлена выставка поделок из природного материала.

6. Экологическая тропа - интересная форма организации общения детей с миром природы. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Выделяют три основных типа экологических тропинок :

- на территории дошкольного учреждения;

- в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т. п.);

- в здании детского сада.

Возможными объектами экологической тропы могут быть лужайка, участок леса, старые разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, птичьими гнёздами, культурные посадки – клумбы, розарий, сад, огород

Вдоль тропы или вблизи неё можно:

-посадить типичные для данной местности деревья и кустарники;

-около хвойных деревьев, если такие имеются на участке, посадить новые виды;

-осуществить посадку экзотических для данной местности древесных растений;

- устроить фитоогород – посадку лекарственных трав;

-посадить редкие для данной местности растения;

Помимо растительных, на экологической тропе хорошо иметь объекты животного мира. В первую очередь необходимо выявить и учесть, какие животные, где и в какое время года появляются на участке детского сада.

На тропе могут быть места, предназначенные для экологически-направленной деятельности детей и взрослых:

-площадка для отдыха – специально оборудованное место, где дети могут посидеть под навесом за столами; это не только место отдыха, здесь дошкольники могут поделиться впечатлениями об увиденном в природе, заняться изготовлением поделок из природного материала, изобразительной деятельностью.

Таким образом, грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому.

Новые воспитательные технологии и творческий подход к построению воспитательной системы группы Воспитательная технология. (Слайд № 2) совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющих достигать.

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Системно-комплексный подход в использовании предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Системно-комплексный подход в использовании предметно-пространственной развивающей среды ДОУ В современной системе образования РФ – дошкольный.

Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта.

Читайте также: