Экологический театр в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Кузина Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 32"
Населённый пункт: Нижегородская область Балахнинский район пгт Гидроторф
Наименование материала: Проект "Экологический театр в ДОУ"
Тема: Создание экологического театра в ДОУ
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Создание экологического театра в

Автор проекта: воспитатель

Кузина Светлана Анатольевна

Паспорт проекта:

Проект создания экологического театра в

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от

14.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации";

Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об

утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы дошкольных образовательных

Приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации от 17октября 2013года №1155 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта

Несформированность экологической культуры у детей;

Не достаточность экологических знаний у детей;

Не умение пользоваться средствами эмоциональной

Создание условий для формирования у детей основ экологической

культуры через театрализованную деятельность.

Повышение эффективности работы по экологическому

вовлечение детей в активную природоохранную деятельность;

привлечение внимания населения к проблемам окружающей

развитие творческих способностей детей (умения

перевоплощаться, брать на себя роль, быть актером и

2016 – 2019 годы:

первый этап лето-осень 2016 года - анализ образовательной

ситуации в детском саду; ознакомление с научно –

методической литературой; изучение передового

второй этап 2016 – 2019 годы - непосредственная работа с

детьми по формированию экологической культуры и навыков

Третий этап зима-весна 2019г. – анализ уровня

экологической воспитанности дошкольников; обобщение

передового педагогического опыта по проблеме «Организация

Сформированы представления у детей о растениях,

животных, объектах неживой природы их значимости в

Сформированы основы экологической культуры (осознанное

отношение к окружающему миру).

Дети чувствуют себя раскрепощено, легко общаются друг с

и с п ол ь зу ют

э м о ц и о н а л ь н о й

выразительности (мимика, жесты, тон речи), эмоционально

реагируют на природные явления.

Рациональное использование бюджета;

Воспитатель Кузина Светлана Анатольевна

Приказ от 07.07.2017 №30а о/д «Об утверждении проекта

Актуальность проблемы

Мы живем в 21 веке. И сегодня очень остро стоит проблема загрязнения

окружающей среды. Только в нашем маленьком поселке построено 17

градообразующих предприятий. Все они очень сильно, по мнению жителей,

загрязняют воздух, почву и воду. Дети часто поджигают траву, после чего приходится

долго тушить пожары и дышать угарным воздухом.

Но ведь очень многое зависит от нас самих. Мы часто возмущаемся поведением

молодежи, которая калечит деревья, жжет траву, бросает мусор – это с детских лет

оставшаяся привычка, ведь основные черты характера формируются именно в

Именно поэтому работу по осознанно-правильному отношению к природным

явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно

раньше, с дошкольного возраста, при этом используя инновационные формы к

Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не

только передавать знания, а формировать практические навыки, способ мышления,

необходимые для решения и прогнозирования существующих проблем.

А это можно делать только при помощи целенаправленной работы, в которую

обязательно будут включены все участники образовательного процесса ( педагоги,

дети, родители). Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей

экологической культуры. Ведь нельзя мириться с ситуацией, когда дети в детском саду

учатся бережно относиться к природе, а например, во время отдыха с родителями

наблюдают совершенно другое – экологически не грамотное поведение взрослых.

Система работы для каждого возраста должна решать задачи, присущие зоне

ближайшего развития каждого ребенка и группы в целом. Только получив

определенный багаж знаний, дети смогут применять их на практике и в

самостоятельной деятельности. Система работы по экологическому воспитанию

должна быть интегрирована, охватывать все образовательные области и все виды

деятельности. Экологическое просвещение родителей поможет закреплять знания

детей о природе и переводить приобретенные практические навыки в привычки.

наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения,

проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику,

прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия идет

поиск новых форм работы по формированию начал экологической культуры у детей и

развитию экологической культуры взрослых. На сегодня уже успешно используются

кейс-технолгии, фото и видеорепортажи детей экологической тематики. Но все-таки

еще существуют следующие проблемы:

Несформированность экологической культуры у детей;

Не достаточность экологических знаний у детей;

Не умение пользоваться средствами эмоциональной выразительности речи.

Обратив внимание на то, как детям нравятся игры драматизации, мы решили

ввести еще одну новую форму работы с детьми по экологическому воспитанию –

экологический театр.

Экологический театр - новое направление в работе нашего детского сада. А это

значит, что для коллектива открываются разносторонние возможности творческого

дополнительные знания о нашем общем доме планете Земля, о взаимозависимости

человека и природы.

Цель проекта: создание условий для формирования у детей основ

экологической культуры через театрализованную деятельность.

Задачами проекта являются:

повышение эффективности работы по экологическому воспитанию;

вовлечение детей в активную природоохранную деятельность;

привлечение внимания населения к проблемам окружающей среды.

развитие творческих способностей детей (умения перевоплощаться,

брать на себя роль, быть актером и зрителем);

формировать у детей умения налаживать партнерские отношения

через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.

совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность

кукольных спектаклей, игр-драматизаций, этюдов.

Проект по созданию экологического театра рассчитан на 3 года. Он включает в себя

Введение

…Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой.

Здесь в природе, вечный источник детского разума.

Сегодня во всем мире решаются и обсуждаются глобальные проблемы окружающей среды: сохранение лесных ресурсов, влияние экологии на здоровье человека, изменение климата. Всемирная Организация Объединенных Наций проводит конференции, издает соглашения по охране окружающей среды. Одним словом, все серьезные организации и специалисты в области экологии что-то делают во благо сохранения природы, загрязненной самим человеком.

Экологическое воспитание только тогда будет успешным, когда оно станет определенным образом мысли и образом жизни для ребенка и его родителей.

Логика природы самая доступная, наглядная и полезная для ребенка, поэтому я считаю, что любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться с раннего детства в условиях семьи и, конечно же, детского сада. Экологическое образование детей – процесс многогранный, в котором сходятся все виды деятельности и все стороны воспитания: интеллектуальная, нравственная, патриотическая, эстетическая, трудовая, физическая. Таким образом, в необходимости и полезности формирования основ экологического воспитания детей дошкольного возраста никто не сомневается.

Практически все современные комплексные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ использующихся в детских садах:

Во всех представленных программах по экологии большое внимание уделяется организации экологизированной предметно-развивающей среды, которая выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей детей.

В нашем детском саду мы постарались создать целостное экопространство которое включает в себя, два условных базовых компонента - это интеграция различных областей воспитания и обучения дошкольников и экологизированная предметно-развивающая среда.

Работа по воспитанию у детей экологического сознания может быть по-настоящему результативной только в том случае, если родители будут являться нашими активными помощниками и единомышленниками. Экологическое посвящение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Ведь нельзя мириться с ситуацией, когда дети в детском саду учатся бережно относиться к природе, а например, во время отдыха с родителями наблюдают совершенно другое – экологически не грамотное поведение взрослых.

При выборе форм работы с родителями мы решили, что нам следует отказаться от назиданий, основной упор мы сделали на совместную деятельность взрослых и детей направленную на экологизацию предметно-развивающей среды, поэтому наши родители стали непосредственными участниками любых экологических проектов реализуемых в детском саду.

Гордостью нашего дошкольного учреждения является детская библиотека, в которой собрана обширная энциклопедическая и познавательная литература, детская художественная литература природоведческого содержания. Все это стало возможным благодаря родителям выпускников, которые вот уже на протяжении многих лет дарят детскому саду на память детские книги познавательного характера, и это стало у нас доброй традицией.

О птицах в нашем дошкольном учреждении заботились всегда, но в последнее время эта работа переросла в масштабную экологическую акцию, которая начинается с осени, со сбора семян для подкормки птиц и продолжается на протяжении всего года. Родители с детьми изготавливают кормушки разных конфигураций, которые вывешиваются на участке детского сада, такие же кормушки по нашей просьбе они вывешивают у себя на балконе или во дворе своего дома. Весной дети встречают скворцов и других птиц, ведь наши родители для них уже смастерили скворечники. Дети имеют возможность наблюдать за птицами и проявлять о них заботу круглый год.

При организации театрализованных игр на окне за основу мы взяли классификацию игровых обучающих ситуаций, разработанную Николаевой С.Н.. Она утверждает, что игра, как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Игровая обучающая ситуация – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

- Она имеет короткий и не сложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам.

- Оснащена необходимыми игрушками, атрибутами. Для нее специально организуются пространство и предметная среда.

- В содержании игры заложены: дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей.

- Игру проводит воспитатель: объясняет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом.

- Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнение ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями. Насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов игровых обучающих ситуаций, с помощью которых, успешно решаются различные программные задачи экологического воспитания детей:

1. Игровые обучающие ситуации с игрушками – аналогами.

Аналоги – это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушки аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых организмов на основе ряда существенных признаков.

2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

Путешествия – это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, ферм, зоопарка, салона, походы, экспедиции, поездки. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная роль в игре руководителя. В нашей группе все началось с того, что для посадки растений мы стали использовать прозрачные контейнеры для того, что бы показать детям особенности почвы: на дне находятся мелкие камушки, затем следует слой песка, сверху размещается слой плодородной почвы. Такая действующая модель, с одной стороны, знакомит ребенка с особенностями строения почвы, похожей на слоеный пирог, с другой позволяет исследовать этапы роста различных культур.


Посаженные в такие емкости растения, например традиционный лук или чеснок, дает возможность наблюдать за ростом не только пера, но и корней, так же детям предоставляется уникальная возможность наблюдать за тем, как в процессе полива увлажняется почва. Разнообразие форм пластиковых контейнеров, позволило нам творчески подойти к их использованию, на окне появились не только контейнеры-грядки, но и бутылки-деревья, бутылки-пеньки.


Затем наш мини-огород стал частью макета сельского подворья, который мы дополнили поделками, сделанными руками детей с родителями из природного материала.




В эко театре мы так же широко используем персонажей известных русских народных сказок, которые хорошо знакомы детям с раннего детства. Они учатся думать, чувствовать, действовать в образах персонажей. Средствами эко театра мы не только раскрываем личность ребенка, обеспечив ему возможность играть в сказку, мы раскрываем ребенку взаимосвязь человека и природы. Не уводя дошкольников от сказки но, сопоставляя ее образы с реальными предметами, объектами природы, мы помогает приобрести реалистические представления об окружающем мире. Эмоциональный отклик на красоту и неповторимость природы, формирует у детей нравственное отношение к ней, происходит воспитание любви к природе, деятельной, а не отвлеченно-абстрактной

Используя разнообразные виды деятельности, интегрированный подход в обучении, мы хотим научить детей сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально сопереживать

Современный детский сад это лаборатория, где проходят апробацию новые педагогические технологии и проекты. Для воспитанников открываются различные сферы жизни, познание которых способствуют социализации детей. Мы понимаем, что не все нам удалось сделать, как хотелось бы , но работа начата, и ее продолжение нам сейчас представляется значительно яснее, поэтому мы уверены, что намеченное сможем решить.

Список используемой литературы

1. Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников// Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.

3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.: ТЦ Сфера. 2008. – 240 с. (Программа развития).

4. Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение, 1989. – 188 с.

5. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург. 2005. – 116 с.

6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 336 с.

9. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 с.

10. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания //Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49

12. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.: ил.

13. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития, 1997. – 164.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Экологический театр , как инновационная

Консультация предназначена для педагогов дошкольного образования.

Экологический театр открывает новые возможности творческого поиска педагогического коллектива МБДОУ № 53, результатом которого станут не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о планете Земля как общем доме, в котором мы живём, о соседях человека по планете, о взаимозависимости человека и природы. Дети-артисты

будутразмышлять об этом с детьми-зрителями. Ведь театр детям (и артистам, и зрителям) нужен как раз для того, чтобы они могли учиться думать и чувствовать.

Цель экологического театра:

формирование экологического мировоззрения и активной жизненной позиции дошкольников;

речевое развитие дошкольников средствами театра;

развитие эмоционально-волевой сферы и творческих способностей дошкольников через игру-драматизацию;

Задачи экологического театра:

привлечь внимание населения к проблемам окружающей среды;

совершенствовать формы и повышение эффективности работы по экологическому воспитанию;

развивать творческие способности детей;

вовлекать детей в активную природоохранную деятельность.

ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРА НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Экология, в переводе с греческого, наука о душе. Творческая деятельность – это составная часть духовного направления современного общества. Творчество – это не только созидание нового в духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере. Самый распространенный вид детского творчества – это театральная деятельность. Она близка и понятна ребенку, как близка и понятна сама природа. Объединив театр и экологию, можно получить усиление влияния на морально-нравственное развитие ребенка.

Экологический театр наряду с другими несет в себе и серьезную воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха и подчас бессмысленность производств, загрязняющих все вокруг. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности.

Инсценировки и спектакли на экологическую тематику направлены на то, чтобы вызывать сочувствие зрителей к природе, пробуждать их совесть, учить сохранять морально-нравственные ценности.

В процессе работы над экологическим спектаклем учитывается возраст зрителей, продолжительность пьесы, доступность для восприятия: спектакли перемежаются играми, зал становится активным участником событий, происходящих на сцене.

Экологический театр способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения. Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.

Во время работы над экологическим спектаклем дети имеют возможность приобрести новый опыт, расширить свой кругозор.

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Комплексное решение практических, образовательных и развивающих задач речевого развития дошкольника возможно лишь при условии не только воздействия на его сознание, но и проникновении в его эмоциональную сферу. У детей 4 лет преобладает произвольный вид памяти, при котором отсутствует сознательно поставленная цель. Память ребенка напрямую связана с интересом. Он качественно усваивает только то, что для него эмоционально значимо. Одним из способов воздействия на эмоции являются экологические театрализованные постановки. Роль театрализованных игр неоценима при запоминании новых грамматических и лексических конструкций, тренировке произношения. Тема окружающей среды близка детям, они чувствуют себя уверенно на ее фоне. Внесенные в обыгрывание сказочные персонажи активизируют речевую деятельность детей, повышается интерес к бытовой ситуации, а, следовательно, и прочное запоминание конструкции. Инсценировки помогают задействовать большое количество детей.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Некоторые преимущества экологических театрализованных игр:

С помощью инсценировок, рифмовок, обыденных ситуаций лучше усваиваются различные речевые конструкции.

Инсценировки способствуют развитию монологической и диалогической речи.

Инсценировки выступают как вид речевого общения, что способствует развитию коммуникативных навыков говорения.

Театрализованные игры приближены к естественной среде коммуникации, что способствует перенесению слов и выражений из контекстуального окружения в реальную жизнь, дети учатся беречь и любить природу.

Театрализованные постановки являются оптимальным вариантом контроля изученной лексики и грамматических конструкций.

Экологические театральные постановки способствуют сплочению детей, а также эстетическому воспитанию гармонически развитой личности, понимающей и принимающей закономерности природы.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обучение театрализованной деятельности проводится на основе общепедагогических принципов:

Принцип творчества (креативности) – максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности

Принцип целостного представления о мире – личностное отношение ребенка к полученным знаниям, умение применять их в своей практике.

Принцип вариативности – развитие у детей вариативного мышления, т.

Принцип минимакса – позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом.

Принцип системного подхода

Дидактические принципы используются постоянно и в системе.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ДЕТСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ

Прежде, чем создавать детский экологический спектакль (ДЭС), воспитатель решает для себя три вопроса: ЧТО? КАК? и ВО ИМЯ ЧЕГО?

ЧТО? – ищет темы, ходит в экологические организации, ищит в газетах, следит за информацией. Темы должны быть актуальные.

Актёрский состав

Наиболее удобный вариант – сделать ДЭС из детей старшей разновозрастной группы. Это будут дети с одинаковым режимом учебного времени, хорошо знакомые друг с другом.

Количество актёров экологического театра не превышает 8 – 12 человек.

Выбор темы

Чаще используются темы местные. Зрители любят слушать о своих наболевших проблемах и их радует, что кто-то также озабочен их бедами и громко говорит об этом со сцены. Тема выбираеся по возрасту детей. Учитывается место выступления и подготовленность аудитории.

Подобрав документальную фактическую основу будущего сценария, определяется характер сценария. Он может быть сюжетный, монтажный, сюжетно-монтажный.

Сюжетный сценарий более всего напоминает традиционную пьесу. Все переделки известных сказок на экологический лад, а также сценарии, имеющие сквозной ход: инопланетянин попал на планету Земля или в детский сад; герою снится сон, в котором он попадает в прошлое или будущее.

Монтажныйсценарий строится на монтаже отдельных законченных сцен и миниатюр, а цельность сценария достигается при помощи стихотворных, музыкальных связок или ведущих.

Сюжетно-монтажныйсценарий заключается в существовании сюжетной линии, объединяющей отдельные самостоятельные сцены и эпизоды.

Особенно важно для экологических спектаклей придумать оригинальное начало, способное сразу привлечь внимание публики. Чаще всего это музыка или песня.

Выразительные средства

ДЭС работает в жанре агитбригады и соблюдение законов этого жанра необходимо. Наличием в сценарии большого количества самостоятельных эпизодов диктуется ограниченное время для каждого из них – от 3 до 5 минут. Оптимальное время – 12 – 15 минут. Более длинным спектаклям трудно найти применение.

Спрессованность сценического времени не позволяет постепенно развивать характеры персонажей, прослеживать развитие действия. Персонажи должны быть узнаны и поняты сразу, в первые секунды. В ДЭС есть свои маски – Природа, Человек, Зелёный, Загрязнители и др.

Этапы обучения театрализованной деятельности

I этап – развитие театральных умений и навыков сценического и актёрского мастерства через упражнения и творческие этюды:

упражнения на развитие внимания и памяти, воображения, восприятия и мышления;

различные упражнения на развитие речевого дыхания и выразительность речи, на развитие умения строить монологовую и диалоговую речь;

этюды на выразительность жеста и пластичность движений, на воспроизведение отдельных черт характера и сопоставление основных эмоций…

Каждое занятие начинается с приветствия-ритуала. Это настраивает детей на доброжелательное отношение друг к другу: дети соприкасаются ладошками, носиками, ушками и т. д., приветствуя друг друга, и называют уменьшительно-ласкательным именем.

Далее идёт разминка, в которую включены упражнения:

Следующая часть занятия отводится упражнениям на развитие умений и навыковсценического мастерства. Ведь ребёнок должен понимать, что сказка становится интересней, если она будет понятна не только артисту, но и зрителю. Для этого необходимо:

научиться правильно брать дыхание,

грамотно произносить фразы,

уметь отображать в речи характер и настроение героев спектакля.

Именно для этого используются такие упражнения, как:

различные виды упражнений на развитие речевого дыхания:

обслуживание спокойной речи; обслуживание волевой, но сдержанной речи; обслуживание эмоциональной речи в быстром темпе;

скороговорки для развития речи, которые произносятся коллективно: сначала медленно, постепенно ускорять темп.

раскрываются с самых неожиданных сторон,

учатся двигаться свободно и красиво.

Главное – дать ребёнку возможность самостоятельно искать новые движения, позы для передачи образа, для чего используются такие упражнения, как:

упражнения на выражение эмоций, их сопоставление: работа с пиктограммами: дошкольники мимикой отображают различное настроение, с использованием различных участков лица (бровей, глаз, губ, носа);

этюды с куклами-марионетками.

Закреплением в занятии служит продуктивная деятельность в виде:

коллажа, когда дети совместно оформляют грядку самостоятельно нарисованными или вылепленными из пластилина овощами;

аппликации, когда дошкольники выбирают пиктограмму, дорисовывают её и размещают в окошке заранее нарисованного домика, украшая жилище своего подопечного.

II этап – работа по созданию спектакля

На этом этапе необходимо помнить основные правила:

не перегружать детей;

не навязывать им своего мнения;

не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных детей.

Репетиционный процесс не следует затягивать. Долгая подготовка к спектаклю охлаждает творческий настрой детей, процесс подготовки им надоедает, настраивает на медленную работу, и к моменту премьеры актёры могут растерять весть кураж.

Работа по созданию спектакля:

Знакомство детей с пьесой.

Главное, чтобы она понравилась ребятам, а для этого важно прочитать её выразительно, интересно для дошкольников.

Потом идёт обсуждение: хорошо, когда дети высказывают своё мнение – это доказывает, что детям не безразлична судьба сказки. Они заинтересовались ей.

Дальше совместное обсуждение претендентов на роли, с учётом пожеланий детей, первые пробы, обсуждение результатов.

Работа с артистами.

Проводится индивидуально и по подгруппам.

упражнения по ведению диалогов,

работа над отдельными эпизодами спектакля в форме этюдов.

3. Работа над спектаклем в целом:

объединение всех действий;

работа с декорациями;

наложение музыкального материала;

первый показ для зрителей (родители, педагоги, дети ДОУ);

Изготовление декораций и реквизита для ДЭС

При изготовлении декораций и реквизита для ДЭС, удобство переноски и транспортировки должно быть главным: не следует ограничивать свободу передвижения экологического театра громоздким реквизитом. Изготовление декораций и реквизитов – коллективное творчество всех участников образовательных отношений: педагогов и воспитанников МБДОУ № 53, а также их родителей.

Специально для экологических спектаклей совместно с детьми готовятся программки (как в настоящем театре).

Музыка

Музыкальное оформление спектакля делится на живое исполнение (песни, исполняемые участниками спектакля под аккомпанемент; музыка, сыгранная на фортепиано) и фонограмму (музыкальное сопровождение к спектаклю, записанное на магнитофон). И то, и другое играет очень большую роль в спектакле и требует очень серьёзного подхода.

Музыка – сильное средство воздействия на зрителя, но её не используют для того, чтобы не было скучно. Музыка только усиливает актёрскую работу.

Таким образом, постановка экологических спектаклей способствует психологическому раскрепощению детей, формированию осознанно-правильного отношения к объектам природы; умению различать эмоциональное состояние людей, передавать их с помощью мимики, жестов, пантомимики; развивают музыкальность, пластичность, умение творчески выразить своё восприятие музыки в движениях; развивают двигательные качества (координацию, ловкость, пластичность); позволяет ребёнку понять новую информацию и обнаружить своё понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.

Анонс: статья адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, активно внедряющим в практическую деятельность современные педагогические технологии, нацеленные на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста. Статья иллюстрируется слайдовой презентацией.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ:

Экологические сказки и экологический театр

«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный,

потому, что в мире много существ меньше и слабее меня,

и можно сделать им добро, хотя бы тем,

В данном контексте наиболее действенными и эффективными средствами можно назвать экологические сказки и экологический театр (слайд 1) . Отметим, данное направление нельзя в полной мере отнести к разряду инновационных (например, педагогам-практикам широко известны методики Николаевой Светланы Николаевны, Рыжовой Ольги Алексеевны, популярные ещё в 80-90-е годы). Следовательно, инновационным данный подход не является, вместе с тем его можно отнести к разряду реновационных, т. е. обновлённых.

Итак, какие же особенности отличают экологические сказки и экологический театр в современных условиях? Во-первых, меняется содержание (приоритетным является отражение проблем экологии), во-вторых, меняется подход к организации (приоритетным является деятельностный, например, постановка экологической сказки по сценарию, созданному совместно с детьми, в основу которого положена экологическая проблема).

Уникальная ценность экологических сказок и постановок состоит в том, что эмоционально окрашенные образы и события, описанные и воспроизведённые в них, сначала способствуют формированию и накоплению у детей эмоционального опыта и отношения к персонажам и явлениям, затем – развитию стойкого позитивного отношения к природе и воспитанию основ экологически рационального поведения.

Среди прочих, экологические сказки отличают некоторые особенности, а именно (слайд 3) :

сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления;

сказки помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания;

сказки помогают открыть способность души человека, тонко чувствовать окружающий мир;

сказки нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе;

главная особенность экологических сказок – содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.

Экологические сказки условно можно разделить на несколько групп (слайд 4) . Данное деление целесообразно рассматривать не как классификацию по какому-либо признаку, а как логическую последовательность познавательного материала по типу усложнения смысловой нагрузки:

Экологический театр – это новое направление, нетрадиционная форма экологического образования и воспитания детей, открывающая возможности творческого поиска в процессе познавательных костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, результатом которого являются формирование дополнительных (сверх традиционной общеобразовательной программы) знаний и практических навыков в области экологии, а именно: охрана и бережное отношение к природе.

Экологический театр – это соединение двух разных направлений: экологических проблем и театрализованного действия , имеющее своей целью формирование творческой экологически грамотной личности средствами театральной деятельности.

Косвенное отношение к экологическому театру имеет такая форма работы как Экологическая агитбригада – это нетрадиционная форма экологического образования и воспитания детей, целью которой является активизация экологического движения на определённой территории, привлечение внимания социума к проблемам окружающей среды и пропаганда природоохранной деятельности окрестностей (отличительные особенности: мобильность, актуальность, оперативность ; возрастная категория – старший дошкольный возраст; содержание деятельности: массовые публичные выступления (постановки, концерты), акции, трудовой десант, зелёный патруль и т. д.).

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии: через образы, краски, звуки, музыку; умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы. Театрализованные постановки можно рассматривать как моделирование разностороннего жизненного опыта детей – эмоционального, интеллектуального, духовного и физического; как неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий; как способ приобщения к духовному богатству.

Задача экологического театра – объяснить детям необходимость бережного отношения к природе, показывать неприглядность потребительского отдыха, загрязняющего всё вокруг; основные правила поведения в природе. Инсценирование экологической информации помогает детям глубже понять и запомнить её суть, пробуждает простые человеческие чувства сострадания, желание помочь, необходимость действовать; воспитывает гражданскую позицию, как у актёров, так и у зрителей.

Театрализованные постановки легко воспринимаются и запоминаются, они способны привлечь любую зрительскую аудиторию, пропагандируют экологические знания. В инсценировке могут принимать участие дети всей группы. К выбору темы следует подходить очень ответственно, содержание должно соответствовать возрасту детей. Особенно важно для экологических постановок придумать оригинальное начало (завязка сказочного сюжета), способное сразу привлечь внимание публики. Заканчивать действо желательно на оптимистической ноте, оставлять зрителю надежду на лучшее (счастливый конец); обязательно должна присутствовать мораль (вывод о том, чему учит сказка).

Создание театрализованной экологической постановки предусматривает поэтапный характер и может быть организовано по типу реализации проекта (слайд 6) . На первом этапе традиционно определяется проблемная ситуация, суть которой (не зависимо от содержания) заключается в том, что дети не обладают достаточным количеством информации. Как правило, следом за проблемой возникает противоречие, обусловленное тем, что дети, ввиду малого социального опыта и отсутствия возможности воспользоваться широким спектром информационных источников, не могут самостоятельно решить данную проблему и, следовательно, обращаются за помощью ко взрослым (педагоги, семья).

Далее следует этап сочинительства, создания авторского сценария в соответствии с выстроенным алгоритмом: завязка сказочного сюжета, запрет, нарушение запрета, последствия нарушения, появление помощников (персонажи на основе природных объектов и явлений), подсказка к способу достижения цели, преодоление трудностей героем, одержание победы героем (с помощью друзей, смекалки, волшебных предметов), счастливый конец (присказка), мораль (чему учит сказка). Достижением общего дела на данном этапе является сценарий будущей постановки (возможно с иллюстрациями и эскизами костюмов, декораций и т. д., созданными детьми и взрослыми).

В ходе следующего этапа осуществляется распределение ролей, работа над образом, ролевыми диалогами, сценическим костюмом, оформлением сцены и др. Завершающим мероприятием является представление результатов коллективной деятельности – театрализованная постановка на экологическую тему (с приглашением родителей, детей других групп).

Деятельность в рамках экологической сказки или экологического театра существует не обособленно, поскольку предполагает систему в проведении мероприятий, а также сочетание (интеграцию) с другими видами детской деятельности (слайд 7) :

С семьями воспитанников: тематические беседы, индивидуальные и ситуативные беседы; анкетирование по вопросам экологического воспитания; экологическая пропаганда и просвещение; информационные стенды; фото-, видеорепортажи (о проблемах экологического характера, о домашних питомцах и т. д.); организация экскурсий, тематических прогулок, туристических походов; совместная реализация экологических проектов; совместное изготовление костюмов, атрибутов, декораций для выступлений детей (концерты, постановки и т. д.); изготовление поделок из бросового и природного материала; участие в выставках и конкурсах; совместная продуктивная деятельность в организации досугов и праздников; участие в трудовой и социально значимой общественной деятельности (субботники, акции и т. д.); взаимодействие с общественными организациями по вопросам экологии, охраны природы и природных объектов и др.

Рекомендуемая литература и методические пособия (слайд 8) :

Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М., 2002.

Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. стр. 36-42.

Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новосёловой, М.: Просвещение, 1989. – 188 С.

Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург. 2005. – 116 С.

Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования

в детском саду. Цветной мир 2012г.

Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. Учитель 2015г.

Миронов А.В. Экологическое воспитание в контексте с ФГОС ДО. Учитель 2016г.

Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 С.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников

Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. № 10. стр. 40-49.

Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий / авт.-сост. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград, 2008.

Читайте также: