Экологический музей в детском саду описание
Обновлено: 05.07.2024
3 Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
5 Содержание мини-музеев природы: Фотографии, альбомы, слайды, картины, рисунки, гербарий, поделки детей, макеты, на которых представлены тематически подобранный материал. Коллекции, материал, отображающий предмет с разных сторон (пример музей песка), музыкальные и художественные подборки. Дидактические, логические игры, материал для экспериментирования, цепи последовательности, журналы для наблюдений.
8 Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини- музея обязательно отражает специфику возраста детей данной группы.
9 Продумайте тему, название, вид, место расположения вашего музея. Обговорите с детьми и родителями свои идеи. Попробуйте себя в роли биолога, зоолога, историка, дизайнера, экскурсовода. Начинайте сбор материалов, подготовку тематических экскурсий, оформление музея. Предложите своим воспитанникам продумать представление- презентацию мини-музея для детей детского сада. Работа мини музея может продлиться бесконечно долго, если вы сможете удерживать интерес детей, дополнять материалы, находить новые стороны изучения выбранного материала.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Т. Ире.docx
Музей - научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры- первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества
Что такое мини-музей в детском саду?
Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В-третьих, мини-музей не отвечает строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Важная особенность мини – музея — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждая выставка мини-музея — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Формирование у дошкольников представлений о музее.
Расширение кругозора дошкольников.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Развитие творческого и логического мышления, воображения.
Формирование активной жизненной позиции.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. В общении с природой у детей развивается любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Мы в нашей группе создали проект по ознакомлению детей с птицами нашего края, для развития у детей экологического сознания и формирования осознанно правильного отношения к птицам нашего края, их взаимосвязи в природе.
Основное направление проекта – познавательная деятельность.
Направления, близкие к теме – ознакомление с окружающим миром, развитие речи, ИЗО-деятельность, сенсорное развитие, исследовательская деятельность, экологическое воспитание.
Участники проекта – Дети, воспитатели, родители,
Тип проекта – творческо-исследовательский.
Актуальность – недостаточный уровень знаний детей о птицах нашего края, их пользе, влияние на жизнь человека.
Цель проекта - развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к птицам через различные виды деятельности, формирование у дошкольников элементарных представлений о жизни птиц, их взаимосвязи в природе, их влиянии на жизнь человека.
Расширять кругозор детей, пополнять и активизировать словарный запас, формировать навыки исследователя, развивать познавательную активность, формировать умения работать в коллективе, связывать обучение с жизнью, учить применять знания на практике.
Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь птиц.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Привлекать родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами.
Проблемные вопросы – определение птиц (в нашем крае) по внешнему виду, для чего нужны те или иные птицы.
Ресурсы : наглядный иллюстрационный материал, подбор художественной литературы, энциклопедии по теме, оборудование и материал для художественного творчества и экспериментирования, дидактические игры, словесные игры.
Аннотация – проект поможет получить детям знания и представления о значении птиц в жизни людей. Совместно с воспитателями дети организуют выставку детско-творческих работ, приобретут дополнительные навыки коллективной работы.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. В общении с природой у детей развивается любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Мы в нашей группе создали проект по ознакомлению детей с животными нашего края, для развития у детей экологического сознания и формирования осознанно правильного отношения к животным нашего края, их взаимосвязи в природе.
Основное направление проекта – познавательная деятельность.
Направления, близкие к теме – ознакомление с окружающим миром, развитие речи, ИЗО-деятельность, сенсорное развитие, исследовательская деятельность, экологическое воспитание.
Участники проекта – Дети, воспитатели, родители,
Тип проекта – творческо-исследовательский.
Актуальность – недостаточный уровень знаний детей о животных нашего края, их пользе, влияние на жизнь человека.
Цель проекта - развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к животным через различные виды деятельности, формирование у дошкольников элементарных представлений о жизни животных, их взаимосвязи в природе, их влиянии на жизнь человека.
Расширять кругозор детей, пополнять и активизировать словарный запас, формировать навыки исследователя, развивать познавательную активность, формировать умения работать в коллективе, связывать обучение с жизнью, учить применять знания на практике.
Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь животных.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Привлекать родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами.
Проблемные вопросы – определение животных (в нашем крае) по внешнему виду, для чего нужны те или иные животные.
Ресурсы : наглядный иллюстрационный материал, подбор художественной литературы, энциклопедии по теме, оборудование и материал для художественного творчества и экспериментирования, дидактические игры, словесные игры.
Аннотация – проект поможет получить детям знания и представления о значении животных в жизни людей. Совместно с воспитателями дети организуют выставку детско-творческих работ, приобретут дополнительные навыки коллективной работы.
Цель: формирование взаимосвязанных понятий о физических свойствах воды.
познакомить детей с водой, ее свойствами и особенностями;
показать связь воды с живой природой, продемонстрировать значение воды в жизни растений, животных, человека;
учить дошкольников рационально использовать и беречь воду.
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. К сожалению материальные ценности стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, патриотизме.
Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, который требует от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Такая кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Наибольшая трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. И чтобы детям было интересно, необходимо преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, то что они непосредственно наблюдают, постепенно расширяя круг знаний.
Цель: Обобщать и расширять знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей.
Вид проекта: среднесрочный.
Дети старшей группы;
1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают семена, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Развивать познавательные и творческие способности детей.
5. Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
6. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
7. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.
1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
1 ЭТАП – подготовительный.
Постановка цели, постановка задач. Создание плана реализации проекта.
2 ЭТАП – исследовательский.
Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Установка связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомиться с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривание иллюстраций, картин. Проведение занятий, дидактических игр, бесед.
3 ЭТАП – заключительный.
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.
2. Подобрать материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности.
3.Составить перспективный план мероприятий.
Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствует нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнером по игре и в общении. Работая по теме музейная педагогика в группе был создан мини-музей кукол.
Цель: привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, любви и понимания родных и близких людей. Изучение психологической атмосферы в семье, влияющей на развитие ребенка.
Расширять представления о семье (у нее есть своя история и традиции);
Уточнить представления о родственных отношениях;
Обогащать словарный запас терминами родства;
Формировать элементарные представления о родословной;
Воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи, к труду взрослых;
Развивать духовно - нравственные и эстетические качества детей через совместное семейное творчество.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. В общении с природой у детей развивается любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Мы в нашей группе создали проект по ознакомлению детей с растениями, для развития у детей экологического сознания и формирования осознанно правильного отношения к растениям, их взаимосвязи в природе.
Основное направление проекта – познавательная деятельность.
Направления, близкие к теме – ознакомление с окружающим миром, развитие речи, ИЗО-деятельность, сенсорное развитие, исследовательская деятельность, экологическое воспитание.
Участники проекта – Дети, воспитатели, родители,
Тип проекта – творческо-исследовательский.
Актуальность – недостаточный уровень знаний детей о растениях, их пользе, назначении в жизни человека.
Цель проекта - развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к растениям через различные виды деятельности, формирование у дошкольников элементарных представлений о жизни растений, их взаимосвязи в природе, их использование в жизни человека.
Расширять кругозор детей, пополнять и активизировать словарный запас, формировать навыки исследователя, развивать познавательную активность, формировать умения работать в коллективе, связывать обучение с жизнью, учить применять знания на практике.
Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь растения.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Привлекать родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами.
Проблемные вопросы – определение растений (произрастающих в нашем крае) по внешнему виду, для чего нужны растения.
Ресурсы : наглядный иллюстрационный материал, подбор художественной литературы, энциклопедии по теме, оборудование и материал для художественного творчества и экспериментирования, дидактические игры, словесные игры, предметы из дерева.
Аннотация – проект поможет получить детям знания и представления о значении растений в жизни людей. Совместно с воспитателями дети организуют выставку детско-творческих работ, приобретут дополнительные навыки коллективной работы.
Можно выделить два направления использования музейной педагогики в целях экологического воспитания:
- посещение музеев (краеведческих. естественнонаучных, исторических. картинных галерей, выставок)
- создание небольших музеев непосредственно в дошкольных учреждениях. Это направление является относительно новым для детских садов. Экологические музеи играют огромную познавательную и воспитательную роль. Они могут создаваться коллективом детей, родителей и воспитателей. Музеи могут играть большую роль в сотрудничестве детского сада и семьи.
Для музея может быть выделено отдельное помещение или отдельные участки рекреационных холлов и групп.
Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в музее, составляют фонд музея.Он делится на две группы:
- предметы основного фонда
- предметы вспомогательного фонда.
В основной фонд входят музейные предметы, являющиеся первоисточником наших знаний о природе.
В состав вспомогательного фонда входят материалы, изготавливаемые для нужд экспозиции, помогающие глубже понять отражаемые в экспозиции события и материалы, схемы, планы, копии, модели ландшафтов – то есть то, без чего вообще невозможно проводить работу с дошкольниками.
Для учета музейных предметов в музее дошкольного учреждения должна вестись инвентарная книга, в которой фиксируются все экспонаты.
Экспозиция – это выставка материалов по определенной системе.
1 этап. Разработка структуры музея. Например, в музее могут быть представлены постоянные и временные экспозиции.
2 этап. Разработка тематического плана
Например, в постоянной экспозиции может быть три отдела:
Первый отдел – это фотографии. слайды, картины, рисунки, гербарии, на которых представлены растительный и животный мир данной местности. Кто-то найдет оленьи рога, а кто-то соберет коллекцию камней и шишек с разных деревьев.
Второй отдел – это овеществленные впечатления детей и взрослых о природе далеких мест. Фотографии и рисунки разных мест, камни и ракушки. ветки диковинных растений, например, карельской березы. Все экспонаты, дополненные рассказами очевидцев, несомненно вызовут интерес детей к незнакомым явлениям природы.
Третий отдел – это своего рода иллюстрированная история природосозидательной деятельности детского сада. В фотоальбомах, слайд-фильмах могут быть отражены посадка деревьев, прогулки в природу, зимняя подкормка птиц, праздники, посвященные событиям в природе и многое другое. Лучшие поделки из природного материала также займут свое место в этой экспозиции. Если каждый экспонат музея будет иметь аннотацию, в которой указано, что представлено, кем и когда собран или подготовлен материал, то музей может стать любимым местом взрослых и детей.
Ключевые слова: мини-музей, мир деревьев, экспериментально-исследовательская деятельность.
В зависимости от возраста человека музей воспринимается по-разному. Для взрослого — это хранилище истинных культурных ценностей, а для ребенка — мир невиданных вещей и открытий. Музей обладает большим образовательным потенциалом. Выступая в качестве источника информации о живой и неживой природы, он способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности.
Работа началась с того, что однажды Настя принесла в группу деревянную заколку для волос. Мы вместе рассмотрели её, и у детей возникли вопросы: Какие можно сделать украшения из дерева? Какие еще бывают деревянные изделия? Зачем нужны деревья?
Цель: формирование у детей познавательного интереса к разнообразию деревьев через организацию мини-музея.
Задачи:
‒ расширить представление детей о пользе деревьев для человека
‒ сформировать знание ребят об условия, без которых дерево не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми.
‒ — развивать творческие способности детей;
‒ — воспитывать бережное отношение к природе.
В своей работе я использовала целевые экскурсии с детьми к деревьям на территории детского сада. Особое внимание уделялось особенностям внешнего вида деревьев сходству и различию по внешнему облику. Также дети побывали на виртуальной экскурсии, на фабрику изготовлению бумаги [6] и в мастерской по изготовлению деревянной игрушки. [7]
Дети сами попробовали роль экскурсовода, когда проводили экскурсию по мини — музею для своих родителей и для детей параллельной группы.
Во время экскурсий по участку детского сада дети заметили, что не все деревья растут на нашем участке. Ваня принес саженец русского клёна, который он с мамой вырастил у себя дома. Мы с детьми посадили этот саженец на своём участке, и даже выбрали ему имя. Моя задача была в том, как привить любовь к этому дереву и поэтому дать ему имя, значит стать дереву настоящим другом. У детей появился интерес к росту этого дерева, к его изменениям. Они на каждой прогулке с удовольствием поливали, рыхлили землю вокруг саженца.
Совместно с детьми была организована экспериментально — исследовательская деятельность по знакомству с деревьями.
а) Приготовить ванночки с водой и налить туда немного клея и крахмала, после попросить детей добавить небольшое количество древесных опилок. Дети все перемешивают и получают однородную массу в виде пластилина. Дальше дать волю фантазии у детей, что можно слепить из этой массы. Вывод: из древесных опилок можно вылепить разные фигурки.
б). Положить опилки в неглубокую посуду и пропитать их эфирным маслом. Когда опилки высохнут, можно положить их в тканевый мешочек и завязать. Можно этот мешочек положить в детский шкафчик для приятного запаха. Вывод: благодаря отличным впитывающим свойствам опилки можно использовать как натуральный ароматизатор.
В образовательную деятельность были вовлечены и родители воспитанников. Вместе с детьми они, фотографировались с деревьями, которые растут во дворах, а после приносили фотографии в группу и рассказывали о том почему данное дерево их так впечатлило. Родители с детьми, делали открытки с пожеланием для полюбившегося дерева. Собирали коллекцию плодов, семян и листьев деревьев.
Таким образом, при создании мини — музея и работы в нём, идёт постоянное обогащение представлений детей о мире деревьев, идёт развитие умения работать в группе, практических навыков речевого общения, любознательности, гордости за результат труда. Перед детьми раскрываются новые представления о красивых величественных деревьях.
Основные термины (генерируются автоматически): дерево, ребенок, раздел, время прогулки, детский сад, кора дерева, мир деревьев, неживая природа, семя тополя, солнечный свет.
Читайте также: