Экологические проблемы в школе

Обновлено: 08.07.2024

Актуальные проблемы экологического образования и воспитания школьников(методические рекомендации).

ВложениеРазмер
aktualnye_problemy_ekologicheskogo_obrazovaniya_i_vospitaniya_shkolnikov.docx 19.78 КБ

Предварительный просмотр:

2.Исследовательская деятельность обучающихся.
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.
Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего поселка, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам.
Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае , приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе.
Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований. Имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.
Такая проектная деятельность может быть использована в кружковой работе. Основные цели программы кружка – привитие школьникам любви и бережного отношения к природе, углубление знаний по экологии и другим общеобразовательным наукам, совершенствование трудовой подготовки.
Ребята, посещающие занятия кружка, получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального природопользования.

Заключение.
В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:
- развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях я природой;
- эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
- формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.
Итак, экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.

Экологическое воспитание является приоритетным направлением в развитии современной школы. Главная цель формирование экологической культуры. Особое внимание уделяется практической природоохранной деятельности. Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.

Проблемы экологического воспитания и образования

и пути их решения

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:

  • необходимостью повышения экологической культуры человека;
  • необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
  • необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;
  • необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
  • низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
  • недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, то есть совокупности экологически развитых сознания, эмоционально — чувственной деятельности сфер личности.

Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности. (Маркитанова, 2012)

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Осуществляется оно в тесной взаимосвязи учебной деятельности внеклассной и внешкольной работы, включающих в себя систему уроков, внеурочных практических и познавательных занятий.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания, обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. В рамках экологического просвещения наша школа сотрудничает с Висимским биосферным заповедником. Сотрудники Висимского заповедника проводят лекции и экологические беседы в классах. Учащиеся активно участвуют в акциях и конкурсах, проводимых заповедником, которые учат бережному отношению к окружающей среде, животному и растительному миру родного края.

В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшем более углубленном изучении проблемы экологического воспитания школьников, так как при проведении такой работы решаются следующие задачи:

  1. развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях с природой;
  2. эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
  3. формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы. Таким образом, разнообразие форм экологического образования создает условия для формирования инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состоянием окружающей природной среды.

Экологическое воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа. Возможностей здесь много. Результат такой работы — благодарность родителей и желание детей сделать свою школу, улицу, город, Родину чистой и красивой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учимся решать экологические проблемы в школе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учимся решать экологические проблемы в школе.

Учимся решать экологические проблемы в школе.

Современный город — источник экономических, социальных, экологических проблем.

Современный город — источник экономических, социальных, экологических проблем. Развитие экономики, промышленности, внедрение новейших технологий — всё это приводит к росту экологических проблем.

Школа является неотъемлемой частью современной жизни. Экологические проблемы.

Школа является неотъемлемой частью современной жизни. Экологические проблемы в школе неразрывно связаны с экологическими проблемами окружающей среды. Если мы научимся решать проблемы в школе , то внесём свой вклад в решение глобальных экологических проблем .

1. Бытовые отходы — мусор

1. Бытовые отходы — мусор

Контейнеры для раздельного сброса мусора

Контейнеры для раздельного сброса мусора

2. Неисправные водопроводные краны

2. Неисправные водопроводные краны

Задача. За сутки из неисправного крана вытекает 200 литров воды. Сколько литр.

Задача. За сутки из неисправного крана вытекает 200 литров воды. Сколько литров вытечет из крана за 5 дней? За неделю?

3. Пыль .

Для улучшения экологической обстановки в школе и на улице необходимо высадить.

Для улучшения экологической обстановки в школе и на улице необходимо высадить вокруг школы больше деревьев. Они поглащают углекислый газ и выделяют кислород.

Мы можем не только посадить деревья , но и сохранить от вырубки сотни, тысячи.

Мы можем не только посадить деревья , но и сохранить от вырубки сотни, тысячи деревьев. Для этого ежегодно надо сдавать макулатуру.

Экологические проблемы надо начинать решать с наведения порядка в школе, дома.

Экологические проблемы надо начинать решать с наведения порядка в школе, дома, на улице.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 752 человека из 75 регионов


Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 592 377 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.10.2016 6526
  • PPTX 16.5 мбайт
  • 14 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Волнухина Татьяна Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


В настоящее время наблюдается все более возрастающий интерес к экологии. В данном направлении проводится множество исследований, а их итоги публикуются в средствах массовой информации научного характера. Кроме того, в образовательных учреждениях наблюдается тенденция к экологическому воспитанию, в частности посредством проведения исследовательских работ учащимися, что подчеркивает актуальность настоящей статьи.

Считаю, что экологическое просвещение и образование необходимо еще активнее внедрять в учебно-воспитательный процесс школы, так как именно школьное обучение совпадает с непосредственным периодом становления и формирования личности человека.

Ярчайшим подтверждением недостаточности экологического направления в образовании является ежегодное количество пожаров, которые возникают по вине, в том числе и учащихся, высокий уровень загрязненности во дворах и подъездах и т. д. В свою очередь экологическое образование призвано решить большую часть этих проблем.

По мнению Рябова А. М. текущее состояние системы экологического образования в общеобразовательных школах, предполагает, что недостатка экологических знаний у современных школьников нет. Практически любой из них может без труда перечислить самые злободневные экологические проблемы своей местности или своего региона, а также предложить, имеющие право на существование решения. Исходя из этого, можно утверждать о том, что экологические знания присутствуют у учащихся [2].

Одной из основных трудностей практического применения, полученных знаний, является принудительный характер работ, проводимых в рамках школы, когда школьники совмещают учебные занятия с уборкой пришкольной территории. На мой взгляд, уборку необходимо проводить во внеурочное время.

Второе, это экологическая деятельность, которая связана с уборкой территории и работой на опытных участках. Данная деятельность начинается в школе не ранее достижения учащимися возраста 13–14 лет. К этому времени у одной части детей имеется уже достаточно богатый опыт подобной деятельности, приобретенный в период летних каникул, другая же часть не имеет подобного опыта. В результате этого одни школьники активно вовлекаются в вышеописанную деятельность, другие же либо не участвуют вовсе, либо подходят формально к выполнению поставленных задач. В свою очередь, в данной ситуации следует отметить отсутствие авторитетного примера, который бы могли показать как родители учащихся, так и старшеклассники. Более того, как отмечается целым рядом авторов, к данному виду деятельности следует приучать с младшего школьного возраста.

О необходимости широкого использования местного материала в учебном процессе писали Я. А. Каменский, Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег и многие другие великие педагоги.

2) активнее проводить внедрение в учебные программы образовательных курсов материала, связанного с местной природой и жизнью;

3) знакомить школьников с природной средой конкретной территории в ее настоящем и прошлом;

4) систематически обеспечивать проведение учебных, местных и краевых школьных экскурсий;

5) заниматься привлечением общественности к открытию школьных и районных музеев жизни и природы местного края;

7) заниматься методической разработкой и внедрением отдельных занятий, которые включают в себя самостоятельные исследования.

Полагаю, что полноценное экологическое образование учащихся основной школы должно сочетать классно-урочное обучение и интеграцию практико-исследовательской деятельности в контексте региональной составляющей, призванной подкреплять полученные теоретические знания практической деятельностью. Таким образом, основная школа выполнит свою функцию, как институт социализации в полном объеме.

  1. Айзятов Ф. А., Зейналов Г. Г., Золотков В. Д. Содержание экологического образования//Сборник: Интеграция образования. -2012.-№ 2.-с.7–10
  2. Рябов А. М. Актуальные проблемы экологического образования в общеобразовательной школе// Сборник: Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2011.-№ 8.-154–157
  3. Чуйкова Л. Ю. Анализ развития экологического образования в Российской Федерации// Астраханский вестник экологического образования.-2011.-№ 1.- с.7–19

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, знание, основная школа, экологическая деятельность, экологическая культура.

Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

устойчивая экологическая культура, окружающая среда, экологическая культура, экологическое прогнозирование, проблема, знание, массовая информация, экологическая деятельность, экологическое образование.

Воспитание экологической культуры учащихся средствами.

Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная деятельность.

В настоящее время основной целью экологического воспитания является становление

экологического сознания заключается в прививании им знаний, умений и навыков

Груздева Н. В. Экологическое образование в современной школе / Н. В. Груздева.

Проблемы экологического образования и воспитания на.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, знание, основная школа, экологическая деятельность, экологическая культура. Экологическое образование студентов как базовая.

Условия формирования экологических знаний младших.

В статье рассмотрены основные подходы к формированию теоретических основ экологических знаний младших школьников, изложены требования к уровню овладения экологическими знаниями в начальной школе.

Роль и значение экологического образования в формировании.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Формирование экологического воспитания и культуры.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, окружающая среда, природа, экологическое образование, формирование, экологическое сознание, окружающий мир, общество, начальная школа, животный мир.

Формирование экологической культуры средствами.

Воспитание экологической культуры учащихся средствами. Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная

Ключевые слова: экологическое мышление, экологическое образование, экологическая культура, педагогика высшей школы.

Экологическая культура как психолого-педагогический феномен.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, окружающая среда, природа, компонент, хозяйственная деятельность, составляющая, природоохранная деятельность, культура труда, культура отношения человека.

Читайте также: