Экологические конкурсы в школе

Обновлено: 02.07.2024

 Обобщить знания о живой и неживой природе, их взаимосвязи.

 Познакомить с лесным сообществом, как взаимосвязью всех элементов.

 Расширить знания детей о флоре и фауне нашего края.

 Воспитывать любовь к природе.

 Учить видеть прекрасное.

 Развивать экологическое мышление, память, внимание.

 формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу

углублять знания детей о многообразии организмов, их взаимодействии

между собой и с окружающей средой, взаимосвязи с окружающим миром;

 воспитательные – преодолевать потребительское отношение к природе,

воспитывать любовь к природе;

 коррекционные – расширение кругозора, пополнение словаря, развитие

внимания, устной речи, мышления, развитие моторики, формирование

навыка работы в группах (в командах).

1. Конкурс 1. Загадки-вопросы о животных и растениях

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Конкурсная программа.

Конкурс 1. Загадки-вопросы о животных и растениях

- Что делает ёж зимой? (спит) - С прилётом каких птиц начинается весна? (грачей) - Какая птица живёт на болоте? (цапля) - Какой цветок считается самым благородным? (роза) - Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (кукушка) - Какая из птиц считается символом мира? (голубь) - Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (белка) - Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (лиственница)

- Какое животное самое большое на Земле? (синий или голубой кит) - Какое самое крупное сухопутное животное на Земле? (африканский слон) - Какое животное самое быстрое? (гепард) - Какое животное самое высокое? (жираф) - Какое животное лучше всех прыгает? (кенгуру) - Какое животное самое сильное? (муравей) - Какое животное самое ядовитое? (австралийская медуза) - Какое животное может дольше всех обходиться без воды и еды? (скалистая белка) - Какое животное имеет больше всех зубов? (улитка) - Какая птица самая маленькая? (колибри) - Какая птица самая большая? (страус) - Какое животное живет дольше всех? (черепаха).

Жалоба 1. Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая (жаба).

Жалоба 2. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим, висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно (летучая мышь).

Смелый, как ….. лев

Трусливый, как…….. заяц

Хитрый, как ….. лиса

Злой, как …. собака

Упрямый, как … осёл

Голодный, как … волк

Берлога – медведь, логово – волк, нора – лиса, хатка – бобёр, дупло – белка, гнездо – птица.

Ягодку сорвать легко — ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка — там созрела. (земляника)

Эту ягодку найдёте не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка, красненькая. (клюковка)

Эти ягоды, все знают, нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной, пейте на ночь чай с. (малиной)

Ярко-красных, чёрных, белых ягодок попробуй спелых.
Сельский сад — их родина. Что это? (смородина)

Любят лакомиться лесными ягодами звери: косолапый мишка, красавец – лось и лесная мышь.

Птицы: снегири, свиристели, глухари клюют в осенних лесах ягоды рябины и калины.

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора - . (боровик)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я - . (подосиновик)

Под листами на поляне в прятки девочки играли. Притаились три сестрички,
Светло-желтые . (лисички)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые . (поганки)

Он в лесу стоял, никто его не брал,
В красной шапке модной, никуда не годный (мухомор)

КРАСНЫМИ МУХОМОРАМИ ЛЕЧАТСЯ БОЛЬНЫЕ ЛОСИ и СОРОКИ





Ромашка Василёк Подсолнух Гвоздика




Тюльпан Незабудка Мак

?Сколько ног у насекомых?

1). Следует ли оберегать стрекоз? Да, они уничтожают мошек, комаров

2). Какой жук носит название того месяца, в котором родился? (майский жук)

3). У кого из насекомых самый чуткий нос? (у бабочек)

4). Каким насекомым хлопают в ладоши? (комарам)

5). У кого ухо на задних лапках? (у кузнечика)

6). Сколько глаз у мухи? (пять)

БЕЗ ХОЗЯИНА ЗЕМЛЯ КРУГЛАЯ СИРОТА

ЗЕМЛЯ ЗАБОТУ ЛЮБИТ

МНОГО СНЕГА МНОГО ХЛЕБА

БОЛЬШЕ ПТИЦ ВЫШЕ УРОЖАЙ

БЮРО ПОГОДЫ

Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина… к ухудшению погоды

Поздно вечером сильно трещат кузнечики … к хорошему дню.

Божья коровка, взятая на руки, быстро слетает … к хорошей погоде.

Воробьи в пыли купаются… к дождю.

Птицы весело поют … к хорошей погоде.

Рыба не клюёт… перед дождём.

Стих в защиту природы.

Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, что в лесе нельзя шуметь: даже очень громко петь. Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай, никогда не забывай: мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать! Бабочки пускай летают, ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу – всего лишь гость! Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, ведь они нам не враги!

Конкурс 11. Лесной концерт.

Пчела - …Лягушка - . Кукушка - …Ворона - …Змея - …Ёж - … Дятел - …Волк - …Петух - … Что делают?

Баран, воробей, лягушка, комар, орёл, ворона, волк, мыши, голубь, муха, чайка, бобр, гуси, дятел, кошка, лиса, лось, медведь, петух, птицы, рысь, сверчки и кузнечики, синица, собака, соловей.

Основная цель - привлечение внимания населения к экологическим проблемам, связанным с природой и ее загрязнением, а также последствиями этих загрязнений.

Центр "Гордость Страны" проводит экологические конкурсы для школьников начального, среднего и старших классов, дошкольников разных образовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий, центров образования и т.п.), а также учреждений дополнительного образования (экологические объединения, центры детского творчества и т.п.).


Приглашаем всех желающих принять участие в разнообразных конкусрах по теме экологии.

Экология это наука, изучающая основные природные закономерности, взаимодействия живых и неживых организмов. Люди все больше забывают о том, что нужно беречь свой дом, создают оружие, способное уничтожить все живое на земле. При этом решать экологические проблемы важно для выживания не только животных, но и человека.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Экологические интеллектуальные игры и конкурсы как средство формирования экологической культуры школьников (из опыта работы).

Проблема экологизации всех сторон жизнедеятельности людей в нашем обществе становится с каждым годом все более актуальной. Это связано с формированием менталитета общества, воспитанием экологической культуры и сознания, основанных на полной осведомленности об экологической обстановке в стране, регионе, городе. Одним из механизмов, обеспечивающих формирование экологически ориентированной личности, является дополнительное образование. Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется. Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все что происходит вокруг. Необходимо научить ребенка осознано вести себя в природе и среди людей. В связи с этим возникает необходимость сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, при подготовке городских игр и конкурсов мы делаем упор именно на игровую деятельность. Игра – дело серьезное, как ни парадоксально это звучит. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Игра – сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей и взрослых дома и в школе. Игра – неповторимый и суверенный мир Детства, живущий по своим вечным законам, хранящий бесценные реликвии прошлого. Игру можно смело отнести к величайшему изобретению человечества за те богатейшие потенциалы, что в ней заложены исторически. Заложены мудростью народной, ее непреходящими ценностями воспитания человека. (Шмаков С.А.,1992)

Цели и задачи экологического марафона:

расширить и углубить знания детей в рамках дошкольных и школьных программ эколого-биологической и естественно-научной направленности, активизировать их познавательную и интеллектуальную деятельность;

акцентировать внимание детей на экологических проблемах окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа-Югры;

формировать у детей мотив к углубленному изучению природы родного края, занятиям научно-исследовательской и природоохранной деятельностью;

воспитывать у детей бережное отношение к природе;

формировать социально-активную жизненную позицию детей в решении экологических проблем и охраны природы;

выявлять и поощрять детей, имеющих высокие экологические и природоохранные знания.

Экологический марафон включает в себя:

Содержание учебного материала включает следующие разделы:

Экологические игры и конкурсы проводятся в форме личных и командных соревнований с применением разнообразных педагогических форм и методов: викторин, кроссвордов, ребусов, анаграмм. Так же практикуется работа с инструктивными карточками, решение проблемных и поисковых ситуаций, практическая работа с природными материалами и др. При проведении конкурсных экологических мероприятий используются игры на внимание, разминочные и релаксационные упражнения, подвижные, танцевальные, музыкальные, театрализованные и сюжетно-ролевые игры.

Поговорим более подробно об э кологических конкурсах для дошкольников и младших школьников. Конкурсы для дошкольников и учащихся 1,2 классов проводятся в форме игры-путешествия, в которых всегда есть завязка (игровой сюжет). Завязка позволяет нацелить детей, дать им стимул к участию в конкурсе. Ведущими выступают сказочные герои в костюмах.

Приведем примеры заданий для дошкольников:

Примеры заданий для учащихся первых классов:

hello_html_m24d11618.jpg

Инструктивная карточка

для учащихся 1 классов


hello_html_m2566dcde.jpg

декабрь, январь, февраль;

март, апрель, май;

июнь, июль, август;

сентябрь, октябрь, ноябрь.

Соберите разрезную картинку времени года, подберите месяцы этого времени года и выложите их по порядку.

Собой не птица, петь не поет, кто к хозяину идет – она знать дает.

Шубу дважды в год снимает. Кто под шубою гуляет?

Рогатый – староста деревни.

Возле печки греется, без водички моется.

Хвост крючком, нос пяточком.

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерет,

А лаптей не плетет.

hello_html_5e71384c.jpg

Примеры заданий для учащихся вторых классов:

Задание: Перед вами три зимних дня. Проведите стрелки от рисунков к соответствующему календарю погоды. Отметьте в пустом квадрате погоду оставшегося дня.


Проведите стрелки от рисунков к соответствующему календарю погоды. Отметьте в пустом квадрате погоду оставшегося дня.

К несчастью до сих пор живёт в людях понятие: человек – царь природы, завоеватель, покоритель. Взять у природы как можно больше – вот главная задача. А зачем? Нужно ли воевать с природой, покорять её.

Не все люди, которые осваивают те или иные природные ресурсы, умеют правильно экологически мыслить. Нередко сиюминутная выгода в глазах хозяйственников заслоняет не такие уж далёкие последствия.

От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды.

Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу. В ходе сегодняшней весёлой игры на серьёзные темы мы вспомним основные экологические понятия, закрепим полученные на уроках экологические знания. А потом вы смело можете делать для себя открытия, общаясь с природой, подкреплять знания в конкретных естественных условиях.

Учитель: называет примеры влияния человека на природу.

  • В городском парке осенью сжигают опавшие листья…
  • Массовая вырубка тропических лесов…
  • В окрестностях города создали полигон для захоронения радиоактивных отходов…
  • На крупном животноводческом комплексе осуществляется бесподстилочный способ содержания животных…
  • Загрязнение воды стоками животноводческих ферм и скотооткормочных комплексов…
  • Использование в севообороте занятого пара…

Команды: выявляют экологические последствия указанных действий.

Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы.

1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это может привести?

2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?

3. Гнус (мелкие комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить этих насекомых с помощью ядохимикатов?

5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.

а. Прослушав стихотворение, найти описание всех цепей питания.

б. Прослушав стихотворение, определить тип взаимоотношений между организмами.

в. Прослушав стихотворение, определить, о чём в нём идёт речь.

Прочитав текст, найти ошибки, допущенные детьми на прогулке и обосновать свои ответы.

Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников.

«Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав в руках тёплые голубоватые яйца, положили их на место в гнездо. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.

В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Рассмотрев рисунок-схему, найти источники экологического загрязнения природной среды. (Приложение 1).

Из предложенных вариантов выбрать одно правильное решение экологической ситуации или несколько, дополняющих друг друга. (Приложение 2).

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

  • Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
  • Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
  • Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

Сопоставить биологические термины с их определениями. (Приложение 3)

«Берегите Землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, берегите!

Читайте также: