Экологическая школа в гостях у природы

Обновлено: 30.06.2024

Оборудование: игровое поле, юла со стрелкой, к игре “Что? Где? Когда?”, поле и корабли к “Морскому бою”, плакаты к “Звездному часу”, песочные часы, чертежи на доске, цифры, бумага, карандаши, ручки, картинки (земляника, ландыш, зяблик, клест), иллюстрации природы, магнитофон, кассета, выставка энциклопедий.

Оформление доски:

“Научиться ведать природу –
значит, приобщаться к ней,
быть ей не чужим, а близким,
родным…”

Начало занятия:

1) Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
2) Дышит, растет, а ходить не может (растение)

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия? (Ответы учащихся)
- Да, сегодня мы побываем в гостях у природы.

(Открывается доска и читается эпиграф).

- Кайгородов говорил: “Научиться ведать природу – значит, приобщаться к ней, быть ей не чужим, а близким, своим…”.

- Вот сегодня мы и проверим, как вы знаете природу. Необычность нашего занятия в том, что вы побываете участниками сразу нескольких телевизионных игр. Наших гостей мы попросим быть членами жюри (им даются ручки и листочки и представляют их).

За правильные ответы команды получают баллы, которые помогут выявить самую внимательную, сообразительную, творческую команду.

Ход игры

  1. По 1 ученику по очереди раскручивают юлу, определяя игру, в которую будем играть сначала.
  2. 2 раза в одну игру не играем, переходим к следующей по часовой стрелке.
  3. Каждая игра оценивается по-разному. По ходу игры я буду сообщать.

Содержание по секторам:

1. “Счастливый случай”.

  1. Какую траву и слепые узнают? (Крапиву);
  2. Самое крупное животное? (Кит);
  3. Какой цветок имеет и мужское, и женское имя одновременно? (Иван-да-Марья);
  4. Как лягушки и жабы ловят пищу? (Языком);
  5. Самая большая летающая птица? (Дрофа);
  6. Чем питаются ласточки? (Насекомыми);
  7. Волк, лиса, рысь – одним словом… (Хищники);
  8. Бывают ли у птиц зубы? (Да);
  9. Какие звери летают? (Мыши);
  10. Движение воздуха – это… (Ветер).
  1. Самая маленькая птица наших лесов? (Королек);
  2. Чем дышат лягушки под водой? (Кожей);
  3. Чем питаются стрижи? (Насекомыми);
  4. Береза, осина, тополь – одним словом… (Деревья);
  5. Когда температура тела птицы ниже зимой или летом? (Одинаковая);
  6. Какие птицы спят на лету? (Стрижи);
  7. Умеют ли слоны плавать? (Да);
  8. Какая птица ловит рыбу про запас? (Пеликан);
  9. Сосновый лес? (Бор);
  10. Где у кузнечика ухо? (На ноге).

Правила: За время песочных часов каждая команда по очереди должна ответить на 10 вопросов, если затрудняется, может сказать “дальше” и продолжить игру. За 1правильный ответ-1балл.

2. “Морской бой”.

В пустой клетке ставится корабль, если команда “попадает”, а если “мимо”, то х.

  1. Команды по очереди “стреляют”, пытаясь найти спрятанные корабли, если “попадают”, то зарабатывают баллы, которые стоят в данной клетке, а если “мимо”, то, чтобы заработать эти баллы, должны ответить на вопрос противника (заранее приготовленный).
  2. Очередность определяется жеребьевкой (вытаскивают жетоны с цифрами 1, 2).

3. “Звездный час”.

  1. Выбрать правильный ответ и поднять карточку.
  2. Верный ответ – 2балла.
  1. Чайка;
  2. Буревестник;
  3. Гагара;
  4. Пингвин.

2) У какой птицы вместо крыльев чешуя? (4)

  1. Синица;
  2. Куропатка;
  3. Сова;
  4. Сорока.

(2 – самец большой куропатки).

4. “Поле чудес”.

  1. Участники выбирают карточки с рисунками, и не показывая сопернику, готовят описание, по которому соперник должен отгадать ( возможно назвать 2-3 буквы ,если они есть. мы их впишем).
  2. За верный ответ по описанию – 3 балла, по буквам – 2 балла.
  3. На подготовку – 1 минута.

5. “Что? Где? Когда?”

(Конверты с заданиями на игровом поле выбираются с помощью юлы).

  1. Ученик выбирает конверт;
  2. Я читаю задание и дается 1минута на обдумывание (играет музыка), если команда знает ответ, она отвечает сразу, а если и после обдумывания она не знает ответ или дает неверный ответ, ход переходит другой команде;
  3. За верный ответ – 5 баллов.

Вопросы из конвертов:

1) Экологический рассказ.

С веселой музыкой мы пошагали по лесу. По дороге нам попадались грибы. Мы собирали их, вырывая с корнем, а незнакомые грибы сбивали палкой.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли обратно, побросав мусор и пакеты. В кустах мы нашли гнездо какой-то птички, взяли яички, подержали и положили обратно. На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Нам очень понравилась прогулка по лесу!

Внимание, вопрос! Какие ошибки прозвучали в рассказе? Назовите и исправьте.

2) Внимание, вопрос! Почему лес называют “легкими планеты”?

(1 га леса поглощает столько углекислого газа за1час, сколько его образуется при дыхании 200 человек).

3) В нашем районе сажали лесную полосу, но деревья росли плохо.

Внимание, вопрос! Чего им не хватало? (Им не хватало грибов. Привезли и посадили грибницу из другой лесополосы, и деревья ожили, заблагоухали и заметно пошли в рост).

4) Кверкус – так называли дуб древние римляне. В переводе на русский- “красавец”

Лесники говорят: “Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой”.

Внимание, вопрос! Что это означает? (Дуб любит свет, но не переносит, когда затемнена его верхушка).

На Украине растет дуб высотой 36м. А самый старый дуб в Литве, ему 2000лет. Есть и другие знаменитые дубы, один из них связан с именем А.С.Пушкина. Дуб рос в с. Тригорское. О нем поэт писал:

“Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.”

А другой дуб растет недалеко от Санкт-Петербурга.

Внимание, вопрос! Что о нем писал А.С.Пушкин?

( “У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том…”)

6. “100 к 1”.

  1. В телевизионной игре участники должны были назвать самый популярный ответ на вопрос, а вам необходимо его нарисовать за 1минуту.
  2. Команда получает столько баллов, сколько человек так ответили.

Вопрос: Нарисуйте хвойное дерево. (Ель – 6 человек , сосна – 3 человека, лиственница – 1 человек).

7. “Великолепная 7-ка”.

  1. Команды выбирают листочки с отрывками из произведений. За 2 минуты они должны приготовить пантомиму и показать соперникам, а те в свою очередь должны отгадать из какого это произведения и кто автор.
  2. Оценивается пантомима по 5-бальной системе, а правильный ответ названия произведения – 2 балла, а с автором – 5 баллов.

1) Прилетел дятел пестрый, шапка красная, нос вострый. По стволу скок-поскок, стук-постук, выстукал, выслушал и давай дырку долбить. Долбил, долбил, выдолбил глубокое дупло. Лето в нем пожил, детей вывел и улетел.

2) Надоело щенку кур гонять по двору. “Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами”.

(В.Бианки “Первая охота”).

8. “Устами младенца”.

  1. Нашей игре больше подошло бы название “Устами поэта”. Ваша задача выбрать карточки с картинками, чтобы соперники не видели, сочинить загадку к ней.
  2. За творчество – от 1 до 5 баллов, за правильную отгадку – 2 балла.

1) Земляника;
2) Ландыш.

- Ребята, вы, наверное, обратили внимание на эту выставку книг. Как вы думаете, для чего они здесь? (Ответы учащихся).
- Необходимо пользоваться энциклопедиями для познания окружающего мира, для того, чтобы вы могли ответить на все интересующие вас вопросы.
- Теперь давайте подведем итоги нашей игры. (Подведение итогов).
- Сегодня мы коснулись актуальной темы – “экология окружающего мира”

Сейчас уже не стоит вопрос о необходимости беречь природу. Все знают, что это дело нужное. А главная задача в том, как это делать? И это должны делать мы - люди 21 века. Об этом стихотворение, которое сочинила Егорова Анна.

(Автор читает стихотворение).

Природа – единственная на свете.
Берегите ее, дети!
Костер тушите,
В лесу не шумите,
Реки не загрязняйте,
Зверей не пугайте,
Леса не рубите
И с природой дружно живите!

Учитель:

Прекрасен мир живой природы,
А люди часть его.
Нам надо сообща беречь, преумножать,
Познавать этот великий мир!
Без него не было бы ни поэзии, ни искусства,
А, значит, и человека
В самом высоком смысле этого слова.

Учить понимать природу, ценить ее значимость в нашей жизни, беречь, помогать в борьбе с варварским отношением к ней, прививать потребность охраны окружающей среды, экологической культуры.

ВложениеРазмер
v_gostyah_u_prirody.doc 82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В гостях у природы.

Цели: - познакомить с правилами поведения в природе;

- коррекция и развитие познавательного интереса к миру природы;

- воспитание бережного отношения к природе.

Задачи: - учить понимать природу, ценить ее значимость в нашей жизни,

беречь ее, помогать ей в борьбе с варварским отношением к ней;

- прививать потребность охраны окружающей среды, экологической

Оборудование: - красиво оформленное слайды: (тема) урока;

- фонограммы голосов птиц;

1. участвовали в посадке цветов и кустарников на школьном

2. ходили на экскурсии и любовались природой;

3. Выразительное чтение стихотворений.

Мобилизующее начало урока:

Цели: - эмоционально-психологический настрой уч-ся на предстоящий

- обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Учитель: попрошу всех присутствующих закрыть глаза,

- Попросим у природы

Вздохнем глубоко и …

Учитель: Урок наш непростой, потому что всех нас здесь собрала

очень важная тема – охрана природы. И мы

отправимся с вами путешествие «В гостях у

Дети: Все что нас окружает.

Учитель: Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен

окружающий нас мир природы. Задумываясь о

значении окружающего нас мира, мы приходим к

выводу, что главное наше богатство – это чистый

воздух, прозрачная вода, пышная растительность и

богатый животный мир, а также ценнейшее

3. Работа по теме.

Учитель: - Живая природа – что означают эти слова?

Дети: Это все животные (домашние и дикие), птицы , человек.

Учитель : Что мы относим к неживой природе?

Дети: Все растения, реки, солнце, воздух, горы.

Учитель: А человек ? Какое он имеет отношение к природе?

Дети: Он является частью природы.

Учитель: Правильно. Человек является частью природы. И

занимает в ней особое место. О нем говорят, что он –

разумом. Благодаря своим познавательным

возможностям он постиг многие законы природы,

преобразуя и подчиняя ее своей воле. Так, он рубит

лес, чтобы получить дрова, материал для строек,

изготовления мебели. Человек перегораживает реки и

получает электричество, добывает железную руду,

необходимую для получения стали, и производит

машины и многое другое.

Человек – он ведь тоже природа.

Он ведь тоже закат и восход.

И четыре в нем времени года.

И особый в нем музыки ход.

И особое таинство света,

То с жестоким, то с добрым огнем

Человек – он зима, или лето,

Или осень. С грозой и дождем.

Всё вместим в себя. Версты и время

И от атомных бурь не ослеп.

Человек – он и почва, и семя,

И сорняк среди поля. И хлеб.

И какая в нем брезжит погода?

Сколько в нем одиночеств? И встреч?

Человек – он ведь тоже природа.

Так давайте друг друга беречь!

Учитель: Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Так

давайте же отвечать ей теплом на тепло, любовью на

(Показывая на глобус) Взгляни на глобус – шар земной –

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

Я речь свою веду о том,

Что вся Земля – наш общий дом, -

Наш добрый дом, просторный дом,-

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля!

Учитель: Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль

имеет все необходимое для бесконечно долгого

путешествия на нем. Но люди должны обращаться с

ним бережно. Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не

могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить

себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С

чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на

берегу реки мусор – уберите его, закопайте в землю

там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не

ломайте веток, а тем более верхушек у молодых

деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите

птиц, муравьев! Первое, с чего начинается ваша

дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей

вреда! Но не все из нас, к сожалению, по-настоящему

любят и берегут природные сокровища – леса, поля,

реки, дары природы и живых её обитателей.

(Прослушайте стихи, которые дети выразительно прочтут)

Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту всё возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатства у природы, отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она как мы, такая же живая.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм.

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Не оскверняй её святынь.

Учитель: Чтобы сохранить природу, надо хорошо знать её

законы и уметь их использовать на благо человека,

ведь она – источник его жизни. Природа не только

одаривает человека всем необходимым для жизни,

она радует нас своей красотой, которую воспевали в

своих творениях многие великие поэты, живописцы,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятия, посвящённого году Экологии в РФ.

Цель: воспитание экологической культуры детей через изучение сказок.
Задачи:
- способствовать изучению народных и авторских сказок с экологической точки зрения;

- способствовать развитию интереса к окружающему миру;

- способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Матушка Природа: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами встретились на экологической игре-викторине в Центре детского творчества. Меня зовут Матушка Природа и я проведу вас по страницам своей истории, где вы узнаете много нового и интересного, а также покажете мне свои знания. Согласны? Но для начала предлагаю всем нам познакомиться. На три-четыре каждый из вас должен громко крикнуть своё имя, договорились? Три-четыре…. Молодцы! А теперь предлагаю узнать кого же в нашем зале больше: мальчиков или девочек? Всем девочкам нужно похлопать в ладоши, а мальчикам потопать ногами! Начинаем!

Матушка Природа: Ребята, а теперь я попрошу ответить вас на вопрос- что такое экология? Экология - это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу. Начало истории экологии прослеживается с глубокой древности. В те далекие времена каждый человек для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающем его мире, о силах природы, растениях и животных. Отношение человека и природы отразилось в мифах, легендах и сказках. В древности народные сказки несли в себе экологические знания не только для детей, но для взрослых. Хорошего сказочника собирались послушать чуть ли не всей деревней.
В 21 веке, читая сказки разных народов и авторов, мы, как и в старь, учимся нравственности у сказочных героев. А вот учиться бережному отношению к природе, слушая сказки, мало кто будет. А напрасно! Сегодня мы с вами попробуем поискать экологию в народных и авторских сказках. Но для начала нам нужно разделиться на 2 команды, давайте все поднимемся со своих мест и рассчитаемся на первый-второй. Первые номера будут у нас в первой команде, вторые номера – во второй. Придумайте названия своим командам!

Матушка Природа: Молодцы! Записываем ваш первый результат. И переходим к следующему туру под названием «Волшебные превращения! Все вы заете, что очень часто в сказках животные, птицы, насекомые бывают наделены человеческими качествами: умеют говорить, петь, носят одежду, а бывает что и наоборот – люди превращаются в зверей… Вот наша задача – назввать сказки, в которых люди превращаются в животных, а животные в людей. Начинает команда….

Матушка Природа: Какие вы умницы! Самое время сделать небольшую паузу и немного нам с вами потанцевать. Вставайте со своих мест, выходите к нам на площадку и повторяйте движения за нами!

Пример: В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил.

Внимание: экологических моментов в одной сказке может быть несколько!
1. Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом.

Кем же были эти маленькие дети?

4. Сладких яблок аромат Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём, И светло вокруг, как днём.

5. Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила:

экологический момент – польза всех живых организмов на планете.)

Матушка Природа: Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущербаПоэтому каждый человек, от детей до взрослых, должен делать все, чтобы сберечь наш мир. А это значит:

- не мусорить; - не ломать деревья;
- не приносить домой диких животных; - не загрязнять водоемы;
- не жечь в лесу костры и многое другое.

А теперь давайте подведём итоги нашей сегодняшней игры-викторины….

Матушка Природа: Ребята, большое спасибо, что были сегодня у нас в гостях. Напоследок, мне хотелось бы прочитать вам небольшое стихотворение, а вы внимательно послушайте его и задумайтесь над словами, которые услышите.

Все-Все, Все на свете,
На свете нужны, И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись Без чудищ нелепых
И даже без хищников, - Злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд -
Кто делает мед И кто делает яд!
Плохие дела У кошки без мышки,
У мышки без кошки Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь Лишним покажется,
То это, конечно, Ошибкой окажется!
Все-Все, Все на свете,
На свете нужны, И это все дети
Запомнить должны!


Ни в тридевятом царстве, ни в тридесятом государстве, а на юго-западе Могилёвской области в пределах Центрально - Березинской равнины жил - был Осиповичский район. А его Природа была богата великолепными лесами со светлыми полянами и опушками, утопающими в разнотравье, птичьих голосах, запахе цветов; полноводными реками, из которых бежала вода, разнося живительную влагу; загадочными болотами, где было много ягод; разноцветными лугами, на которых была мягкая- мягкая трава. Да, да, не удивляйтесь! Именно Природа. Деревья и кустарники были домом для птиц и зверей. В чистых реках, речушках и озёрах водилось много рыбы. А обитатели Природы были клеточками одного большого организма. У каждого была своя роль.
И всё было хорошо, пока однажды не приехали сюда злые люди. Они стали нещадно рубить деревья, чтобы продавать древесину. Днём и ночью многочисленные машины ездили по лесу и спиливали деревья огромными бензопилами. От их шума и выхлопных газов все звери похватали своих деток и в испуге кинулись прочь из любимого леса.

Лес заболел. Он весь был изранен, обессилен, он не мог дышать, ведь злой человек не посадил ни единого нового деревца. Речушки и ручейки не могли питать озёра на территории района.
Лес погиб, превратился в болото.

Ведущий 2: Неужели такое может случиться с природой нашего района?
Ведущий 1: Конечно, если осиповчане вовремя не научатся беречь, уважать, хранить, помогать, ценить, любить, то, что дает нам природа.

Источники информации:
1. Зайцева С.В., Масловский О.М., Ярошевич, Е.Н., Мисюченко В.М. Уникальные природные объекты Осиповичского края / С.В. Зайцева, О.М. Масловский, Е.Н. Ярошевич, В.М. Мисюченко. - Минск: Аль-Пак, 2002. - 60с.
2. Лярскі, П.А. Прырода Магілёўскай вобласці/ П.А. Лярскі.- Мінск.: Тэхналогія, 2005. - 383 с.
3.Масловский О., Ярошевич Е. Экологические проблемы Беларуси: Первый независим. аналит. обществ. докл. Эко-инфо/О. Масловский, Е. Ярошевич. - Минск: Тэхналогія, 2001.- 74 с.
4. Осиповичи: история и современность/ сост.: А.Землянухина (и др.).- Минск: Белстан, 2012.- 256 с.
5. Чырвоная Кніга Рэспублікі Беларусь. Мінск,, Беларус. Энцыкл., 1993.- 560с.

Читайте также: