Экологическая школа в гостях у природы
Обновлено: 30.06.2024
Оборудование: игровое поле, юла со стрелкой, к игре “Что? Где? Когда?”, поле и корабли к “Морскому бою”, плакаты к “Звездному часу”, песочные часы, чертежи на доске, цифры, бумага, карандаши, ручки, картинки (земляника, ландыш, зяблик, клест), иллюстрации природы, магнитофон, кассета, выставка энциклопедий.
Оформление доски:
“Научиться ведать природу –
значит, приобщаться к ней,
быть ей не чужим, а близким,
родным…”
Начало занятия:
1) Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
2) Дышит, растет, а ходить не может (растение)
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия? (Ответы учащихся)
- Да, сегодня мы побываем в гостях у природы.
(Открывается доска и читается эпиграф).
- Кайгородов говорил: “Научиться ведать природу – значит, приобщаться к ней, быть ей не чужим, а близким, своим…”.
- Вот сегодня мы и проверим, как вы знаете природу. Необычность нашего занятия в том, что вы побываете участниками сразу нескольких телевизионных игр. Наших гостей мы попросим быть членами жюри (им даются ручки и листочки и представляют их).
За правильные ответы команды получают баллы, которые помогут выявить самую внимательную, сообразительную, творческую команду.
Ход игры
- По 1 ученику по очереди раскручивают юлу, определяя игру, в которую будем играть сначала.
- 2 раза в одну игру не играем, переходим к следующей по часовой стрелке.
- Каждая игра оценивается по-разному. По ходу игры я буду сообщать.
Содержание по секторам:
1. “Счастливый случай”.
- Какую траву и слепые узнают? (Крапиву);
- Самое крупное животное? (Кит);
- Какой цветок имеет и мужское, и женское имя одновременно? (Иван-да-Марья);
- Как лягушки и жабы ловят пищу? (Языком);
- Самая большая летающая птица? (Дрофа);
- Чем питаются ласточки? (Насекомыми);
- Волк, лиса, рысь – одним словом… (Хищники);
- Бывают ли у птиц зубы? (Да);
- Какие звери летают? (Мыши);
- Движение воздуха – это… (Ветер).
- Самая маленькая птица наших лесов? (Королек);
- Чем дышат лягушки под водой? (Кожей);
- Чем питаются стрижи? (Насекомыми);
- Береза, осина, тополь – одним словом… (Деревья);
- Когда температура тела птицы ниже зимой или летом? (Одинаковая);
- Какие птицы спят на лету? (Стрижи);
- Умеют ли слоны плавать? (Да);
- Какая птица ловит рыбу про запас? (Пеликан);
- Сосновый лес? (Бор);
- Где у кузнечика ухо? (На ноге).
Правила: За время песочных часов каждая команда по очереди должна ответить на 10 вопросов, если затрудняется, может сказать “дальше” и продолжить игру. За 1правильный ответ-1балл.
2. “Морской бой”.
В пустой клетке ставится корабль, если команда “попадает”, а если “мимо”, то х.
- Команды по очереди “стреляют”, пытаясь найти спрятанные корабли, если “попадают”, то зарабатывают баллы, которые стоят в данной клетке, а если “мимо”, то, чтобы заработать эти баллы, должны ответить на вопрос противника (заранее приготовленный).
- Очередность определяется жеребьевкой (вытаскивают жетоны с цифрами 1, 2).
3. “Звездный час”.
- Выбрать правильный ответ и поднять карточку.
- Верный ответ – 2балла.
- Чайка;
- Буревестник;
- Гагара;
- Пингвин.
2) У какой птицы вместо крыльев чешуя? (4)
- Синица;
- Куропатка;
- Сова;
- Сорока.
(2 – самец большой куропатки).
4. “Поле чудес”.
- Участники выбирают карточки с рисунками, и не показывая сопернику, готовят описание, по которому соперник должен отгадать ( возможно назвать 2-3 буквы ,если они есть. мы их впишем).
- За верный ответ по описанию – 3 балла, по буквам – 2 балла.
- На подготовку – 1 минута.
5. “Что? Где? Когда?”
(Конверты с заданиями на игровом поле выбираются с помощью юлы).
- Ученик выбирает конверт;
- Я читаю задание и дается 1минута на обдумывание (играет музыка), если команда знает ответ, она отвечает сразу, а если и после обдумывания она не знает ответ или дает неверный ответ, ход переходит другой команде;
- За верный ответ – 5 баллов.
Вопросы из конвертов:
1) Экологический рассказ.
С веселой музыкой мы пошагали по лесу. По дороге нам попадались грибы. Мы собирали их, вырывая с корнем, а незнакомые грибы сбивали палкой.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли обратно, побросав мусор и пакеты. В кустах мы нашли гнездо какой-то птички, взяли яички, подержали и положили обратно. На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Нам очень понравилась прогулка по лесу!
Внимание, вопрос! Какие ошибки прозвучали в рассказе? Назовите и исправьте.
2) Внимание, вопрос! Почему лес называют “легкими планеты”?
(1 га леса поглощает столько углекислого газа за1час, сколько его образуется при дыхании 200 человек).
3) В нашем районе сажали лесную полосу, но деревья росли плохо.
Внимание, вопрос! Чего им не хватало? (Им не хватало грибов. Привезли и посадили грибницу из другой лесополосы, и деревья ожили, заблагоухали и заметно пошли в рост).
4) Кверкус – так называли дуб древние римляне. В переводе на русский- “красавец”
Лесники говорят: “Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой”.
Внимание, вопрос! Что это означает? (Дуб любит свет, но не переносит, когда затемнена его верхушка).
На Украине растет дуб высотой 36м. А самый старый дуб в Литве, ему 2000лет. Есть и другие знаменитые дубы, один из них связан с именем А.С.Пушкина. Дуб рос в с. Тригорское. О нем поэт писал:
“Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.”
А другой дуб растет недалеко от Санкт-Петербурга.
Внимание, вопрос! Что о нем писал А.С.Пушкин?
( “У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том…”)
6. “100 к 1”.
- В телевизионной игре участники должны были назвать самый популярный ответ на вопрос, а вам необходимо его нарисовать за 1минуту.
- Команда получает столько баллов, сколько человек так ответили.
Вопрос: Нарисуйте хвойное дерево. (Ель – 6 человек , сосна – 3 человека, лиственница – 1 человек).
7. “Великолепная 7-ка”.
- Команды выбирают листочки с отрывками из произведений. За 2 минуты они должны приготовить пантомиму и показать соперникам, а те в свою очередь должны отгадать из какого это произведения и кто автор.
- Оценивается пантомима по 5-бальной системе, а правильный ответ названия произведения – 2 балла, а с автором – 5 баллов.
1) Прилетел дятел пестрый, шапка красная, нос вострый. По стволу скок-поскок, стук-постук, выстукал, выслушал и давай дырку долбить. Долбил, долбил, выдолбил глубокое дупло. Лето в нем пожил, детей вывел и улетел.
2) Надоело щенку кур гонять по двору. “Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами”.
(В.Бианки “Первая охота”).
8. “Устами младенца”.
- Нашей игре больше подошло бы название “Устами поэта”. Ваша задача выбрать карточки с картинками, чтобы соперники не видели, сочинить загадку к ней.
- За творчество – от 1 до 5 баллов, за правильную отгадку – 2 балла.
1) Земляника;
2) Ландыш.
- Ребята, вы, наверное, обратили внимание на эту выставку книг. Как вы думаете, для чего они здесь? (Ответы учащихся).
- Необходимо пользоваться энциклопедиями для познания окружающего мира, для того, чтобы вы могли ответить на все интересующие вас вопросы.
- Теперь давайте подведем итоги нашей игры. (Подведение итогов).
- Сегодня мы коснулись актуальной темы – “экология окружающего мира”
Сейчас уже не стоит вопрос о необходимости беречь природу. Все знают, что это дело нужное. А главная задача в том, как это делать? И это должны делать мы - люди 21 века. Об этом стихотворение, которое сочинила Егорова Анна.
(Автор читает стихотворение).
Природа – единственная на свете.
Берегите ее, дети!
Костер тушите,
В лесу не шумите,
Реки не загрязняйте,
Зверей не пугайте,
Леса не рубите
И с природой дружно живите!
Учитель:
Прекрасен мир живой природы,
А люди часть его.
Нам надо сообща беречь, преумножать,
Познавать этот великий мир!
Без него не было бы ни поэзии, ни искусства,
А, значит, и человека
В самом высоком смысле этого слова.
Учить понимать природу, ценить ее значимость в нашей жизни, беречь, помогать в борьбе с варварским отношением к ней, прививать потребность охраны окружающей среды, экологической культуры.
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_prirody.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В гостях у природы.
Цели: - познакомить с правилами поведения в природе;
- коррекция и развитие познавательного интереса к миру природы;
- воспитание бережного отношения к природе.
Задачи: - учить понимать природу, ценить ее значимость в нашей жизни,
беречь ее, помогать ей в борьбе с варварским отношением к ней;
- прививать потребность охраны окружающей среды, экологической
Оборудование: - красиво оформленное слайды: (тема) урока;
- фонограммы голосов птиц;
1. участвовали в посадке цветов и кустарников на школьном
2. ходили на экскурсии и любовались природой;
3. Выразительное чтение стихотворений.
Мобилизующее начало урока:
Цели: - эмоционально-психологический настрой уч-ся на предстоящий
- обеспечение нормальной обстановки на уроке.
Учитель: попрошу всех присутствующих закрыть глаза,
- Попросим у природы
Вздохнем глубоко и …
Учитель: Урок наш непростой, потому что всех нас здесь собрала
очень важная тема – охрана природы. И мы
отправимся с вами путешествие «В гостях у
Дети: Все что нас окружает.
Учитель: Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен
окружающий нас мир природы. Задумываясь о
значении окружающего нас мира, мы приходим к
выводу, что главное наше богатство – это чистый
воздух, прозрачная вода, пышная растительность и
богатый животный мир, а также ценнейшее
3. Работа по теме.
Учитель: - Живая природа – что означают эти слова?
Дети: Это все животные (домашние и дикие), птицы , человек.
Учитель : Что мы относим к неживой природе?
Дети: Все растения, реки, солнце, воздух, горы.
Учитель: А человек ? Какое он имеет отношение к природе?
Дети: Он является частью природы.
Учитель: Правильно. Человек является частью природы. И
занимает в ней особое место. О нем говорят, что он –
разумом. Благодаря своим познавательным
возможностям он постиг многие законы природы,
преобразуя и подчиняя ее своей воле. Так, он рубит
лес, чтобы получить дрова, материал для строек,
изготовления мебели. Человек перегораживает реки и
получает электричество, добывает железную руду,
необходимую для получения стали, и производит
машины и многое другое.
Человек – он ведь тоже природа.
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года.
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнем
Человек – он зима, или лето,
Или осень. С грозой и дождем.
Всё вместим в себя. Версты и время
И от атомных бурь не ослеп.
Человек – он и почва, и семя,
И сорняк среди поля. И хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств? И встреч?
Человек – он ведь тоже природа.
Так давайте друг друга беречь!
Учитель: Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Так
давайте же отвечать ей теплом на тепло, любовью на
(Показывая на глобус) Взгляни на глобус – шар земной –
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом, -
Наш добрый дом, просторный дом,-
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля!
Учитель: Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль
имеет все необходимое для бесконечно долгого
путешествия на нем. Но люди должны обращаться с
ним бережно. Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не
могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить
себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С
чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на
берегу реки мусор – уберите его, закопайте в землю
там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не
ломайте веток, а тем более верхушек у молодых
деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите
птиц, муравьев! Первое, с чего начинается ваша
дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей
вреда! Но не все из нас, к сожалению, по-настоящему
любят и берегут природные сокровища – леса, поля,
реки, дары природы и живых её обитателей.
(Прослушайте стихи, которые дети выразительно прочтут)
Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту всё возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она как мы, такая же живая.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм.
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Не оскверняй её святынь.
Учитель: Чтобы сохранить природу, надо хорошо знать её
законы и уметь их использовать на благо человека,
ведь она – источник его жизни. Природа не только
одаривает человека всем необходимым для жизни,
она радует нас своей красотой, которую воспевали в
своих творениях многие великие поэты, живописцы,
Сценарий мероприятия, посвящённого году Экологии в РФ.
Цель: воспитание экологической культуры детей через изучение сказок.
Задачи:
- способствовать изучению народных и авторских сказок с экологической точки зрения;
- способствовать развитию интереса к окружающему миру;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Матушка Природа: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами встретились на экологической игре-викторине в Центре детского творчества. Меня зовут Матушка Природа и я проведу вас по страницам своей истории, где вы узнаете много нового и интересного, а также покажете мне свои знания. Согласны? Но для начала предлагаю всем нам познакомиться. На три-четыре каждый из вас должен громко крикнуть своё имя, договорились? Три-четыре…. Молодцы! А теперь предлагаю узнать кого же в нашем зале больше: мальчиков или девочек? Всем девочкам нужно похлопать в ладоши, а мальчикам потопать ногами! Начинаем!
Матушка Природа: Ребята, а теперь я попрошу ответить вас на вопрос- что такое экология? Экология - это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу. Начало истории экологии прослеживается с глубокой древности. В те далекие времена каждый человек для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающем его мире, о силах природы, растениях и животных. Отношение человека и природы отразилось в мифах, легендах и сказках. В древности народные сказки несли в себе экологические знания не только для детей, но для взрослых. Хорошего сказочника собирались послушать чуть ли не всей деревней.
В 21 веке, читая сказки разных народов и авторов, мы, как и в старь, учимся нравственности у сказочных героев. А вот учиться бережному отношению к природе, слушая сказки, мало кто будет. А напрасно! Сегодня мы с вами попробуем поискать экологию в народных и авторских сказках. Но для начала нам нужно разделиться на 2 команды, давайте все поднимемся со своих мест и рассчитаемся на первый-второй. Первые номера будут у нас в первой команде, вторые номера – во второй. Придумайте названия своим командам!
Матушка Природа: Молодцы! Записываем ваш первый результат. И переходим к следующему туру под названием «Волшебные превращения! Все вы заете, что очень часто в сказках животные, птицы, насекомые бывают наделены человеческими качествами: умеют говорить, петь, носят одежду, а бывает что и наоборот – люди превращаются в зверей… Вот наша задача – назввать сказки, в которых люди превращаются в животных, а животные в людей. Начинает команда….
Матушка Природа: Какие вы умницы! Самое время сделать небольшую паузу и немного нам с вами потанцевать. Вставайте со своих мест, выходите к нам на площадку и повторяйте движения за нами!
Пример: В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил.
Внимание: экологических моментов в одной сказке может быть несколько!
1. Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом.
Кем же были эти маленькие дети?
4. Сладких яблок аромат Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём, И светло вокруг, как днём.
5. Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила:
экологический момент – польза всех живых организмов на планете.)
Матушка Природа: Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущербаПоэтому каждый человек, от детей до взрослых, должен делать все, чтобы сберечь наш мир. А это значит:
- не мусорить; - не ломать деревья;
- не приносить домой диких животных; - не загрязнять водоемы;
- не жечь в лесу костры и многое другое.
А теперь давайте подведём итоги нашей сегодняшней игры-викторины….
Матушка Природа: Ребята, большое спасибо, что были сегодня у нас в гостях. Напоследок, мне хотелось бы прочитать вам небольшое стихотворение, а вы внимательно послушайте его и задумайтесь над словами, которые услышите.
Все-Все, Все на свете,
На свете нужны, И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись Без чудищ нелепых
И даже без хищников, - Злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд -
Кто делает мед И кто делает яд!
Плохие дела У кошки без мышки,
У мышки без кошки Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь Лишним покажется,
То это, конечно, Ошибкой окажется!
Все-Все, Все на свете,
На свете нужны, И это все дети
Запомнить должны!
Ни в тридевятом царстве, ни в тридесятом государстве, а на юго-западе Могилёвской области в пределах Центрально - Березинской равнины жил - был Осиповичский район. А его Природа была богата великолепными лесами со светлыми полянами и опушками, утопающими в разнотравье, птичьих голосах, запахе цветов; полноводными реками, из которых бежала вода, разнося живительную влагу; загадочными болотами, где было много ягод; разноцветными лугами, на которых была мягкая- мягкая трава. Да, да, не удивляйтесь! Именно Природа. Деревья и кустарники были домом для птиц и зверей. В чистых реках, речушках и озёрах водилось много рыбы. А обитатели Природы были клеточками одного большого организма. У каждого была своя роль.
И всё было хорошо, пока однажды не приехали сюда злые люди. Они стали нещадно рубить деревья, чтобы продавать древесину. Днём и ночью многочисленные машины ездили по лесу и спиливали деревья огромными бензопилами. От их шума и выхлопных газов все звери похватали своих деток и в испуге кинулись прочь из любимого леса.
Лес заболел. Он весь был изранен, обессилен, он не мог дышать, ведь злой человек не посадил ни единого нового деревца. Речушки и ручейки не могли питать озёра на территории района.
Лес погиб, превратился в болото.
Ведущий 2: Неужели такое может случиться с природой нашего района?
Ведущий 1: Конечно, если осиповчане вовремя не научатся беречь, уважать, хранить, помогать, ценить, любить, то, что дает нам природа.
Источники информации:
1. Зайцева С.В., Масловский О.М., Ярошевич, Е.Н., Мисюченко В.М. Уникальные природные объекты Осиповичского края / С.В. Зайцева, О.М. Масловский, Е.Н. Ярошевич, В.М. Мисюченко. - Минск: Аль-Пак, 2002. - 60с.
2. Лярскі, П.А. Прырода Магілёўскай вобласці/ П.А. Лярскі.- Мінск.: Тэхналогія, 2005. - 383 с.
3.Масловский О., Ярошевич Е. Экологические проблемы Беларуси: Первый независим. аналит. обществ. докл. Эко-инфо/О. Масловский, Е. Ярошевич. - Минск: Тэхналогія, 2001.- 74 с.
4. Осиповичи: история и современность/ сост.: А.Землянухина (и др.).- Минск: Белстан, 2012.- 256 с.
5. Чырвоная Кніга Рэспублікі Беларусь. Мінск,, Беларус. Энцыкл., 1993.- 560с.
Читайте также: