Экологическая лаборатория в детском саду опыт

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Направление – 44.03.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) – Дошкольное образование

КОЧЕТКОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА

Творческая аттестационная работа

Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональные роли различных элементов развивающей предметной среды и их использование для проведения разнообразных занятий.

Элементы развивающей предметной среды.

Форма и методы работы

Экологическая комната (класс)

Экологические занятия, игры, самостоятельные игры в уголке природы

Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие

Проведение исследований, экспериментирование, наблюдения

Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам

Наблюдение, уход за растениями, животными

Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами

Самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения

Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой

Проведение комплексных занятий, учитывающих сенсорное развитие ребенка, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, исследовательская работа

Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения

Уход за растениями, наблюдения, сбор и использование экологически чистого урожая, знакомство с правилами экологической безопасности

Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты)

Познавательная, эстетическая, игровая, развитие эмоциональной сферы

Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок, которые будут использоваться для экскурсий, игр, проведения фольклорных праздников

Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая

Экскурсии в местные музеи, создание музеев и мини-музеев в ДОУ

Уголки в группах (природные, эксперименталь ные , выставочные)

Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы

Самостоятельные исследования, игры, общение с живыми организмами и уход за ними, тематические выставки детских работ

Оздоровительная, познавательная, релаксационная

Ознакомление с растениями в процессе лечебных процедур

Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория — это база для специфической игровой деятельности ребенка.

Можно выделить несколько видов лабораторий: лаборатория в отдельном помещении, в экологической комнате, в группе (мини-лаборатория), лаборатория на территории детского сада.

Все эти элементы экологической среды служат целям экологического обучения и воспитания. В первую очередь они способствуют возникновению познавательного интереса, развивают любознательность, учат уходу за растениями и животными, воспитывают ответственность за живых существ

ЛАБОРАТОРИЯ ПРИРОДЫ, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

Лаборатория природы – это специально оборудованное помещение детского сада для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность.

Развивающей является такая среда, в которой ребёнок может самостоятельно и свободно действовать, поэтому в Лаборатории природы должны быть созданы условия для того, чтобы научить детей задавать вопросы, самим искать и находить ответы на них. Действуя самостоятельно, каждый ребёнок приобретает личный опыт.

Основой для самостоятельной деятельности детей являются знания и сведения, полученные на занятиях или в совместной деятельности с взрослыми, которые дети применяют в экспериментах и опытах на основе метода проб и ошибок.

Необходимо помнить о том, что игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребёнка. В результате, закреплённые в играх опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Постепенно опыты становятся играми-опытами, в которых есть два начала: учебное - познавательное и игровое – занимательное.

Лаборатория природы (как развивающая среда) должна обладать необходимым автодидактизмом, основой которого является обучение. Но при этом нужно соблюдать следующие обязательные условия:

• основные знания приобретаются на занятиях или в совместной деятельности с взрослыми;

• должны быть созданы условия для реализации имеющихся знаний и навыков.

• детям следует предоставлять самостоятельность и свободу действий.

Опыты в Лаборатории организуются только по желанию ребёнка, при этом воспитатель уточняет у него цель опыта, но в ход его не вмешивается. Пусть ребёнок пробует и ошибается, но при этом самостоятельно находит решение и добивается результата.

Благодаря Лаборатории природы у детей формируются стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность. А также, гуманное отношение к природным объектам.

Экспериментальная деятельность и решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их.

В своей статье я рассмотрела экологическое воспитание детей через создания в группах экспериментальных лабораторий. Я постаралась раскрыть задачи, оборудование для лаборатории, материал который используется в опытах и эксперементах.

ВложениеРазмер
organizatsii_ekologicheskoy_laboratorii_v_starshey_gruppe_dou.docx 23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Организации экологической лаборатории в старшей группе ДОУ.

Экологическая лаборатория – новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения. Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них совершенно другой образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке. Исследованием данной проблемы занимаются Л. Бобылева, Л. М. Маневцова, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова и др. Экологическая лаборатория предназначена для организации детской исследовательской деятельности в природе. Этот вид экологического воспитания обеспечит детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даст возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями. Любая развивающая среда, в том числе и экологическая лаборатория, состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. Функциональная роль лаборатории – обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие. Формы и методы работы в лаборатории – проведение исследований, экспериментирование, наблюдения. Создание экологической лаборатории в детском саду происходит с учетом возрастных особенностей дошкольников, целей и задач экологического воспитания на данном этапе. В старшей группе детского сада использование развивающей экологической среды реализует следующие цели:

  • формирование умения наблюдать, сравнивать, обобщать результаты;
  • классифицировать объекты живой природы по различным признакам;
  • обучение дошкольников самостоятельно определять условия, необходимые для роста и развития растений;
  • понимать зависимость образа жизни животного и способа его передвижения от строения и приспособленности к среде обитания;
  • продолжение объяснения детям, чем полезны животные, растения; приучать заботиться об обитателях уголка природы.

Экологическая лаборатория – это место, где должно быть всё необходимое для проведения различных опытов. В итоге этой работы ребёнок проводит настоящие исследования и опыты с помощью системы очистки воды, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки её проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает. И вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно. В дошкольном учреждении необходимо выбрать специальное помещение под экологическую лабораторию. В нем будут храниться различные материалы и оборудование: лабораторная посуда, лупы, образцы песка, глины и др. В качестве лабораторной посуды можно использовать стаканчики из-под йогуртов, упаковку из-под мороженого, пластиковые бутылки и т. д. Тем самым можно не только сэкономить средства, но и наглядно показать детям возможность вторичного использования материалов, которые в огромном количестве выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.

Примером экологически развивающей среды является лаборатория природы – это специально оборудованное помещение в ДОУ или группе д/с для самостоятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы , связей и зависимостей в природной среде через опытно-эксперимент. -поисковую деятельность. Лаб. прир . такое место, где дети проводят самост. исследовательскую деятельность. Главная задача лаборатории – научить детей задавать вопросы и самостоятельно искать и находить ответы. Отправной точкой самост. деятельн. детей в лабор . являются сведения полученные на занятиях или в совместной деятельности с о взрослыми.

А. Лаборатория в отдельном помещении

Во многих д/с переделывают по лабор . Подсобные помещения. Желательно, чтобы они были оборудованы кранами с водой и раковиной. На двери табличка с названием и эмблемой.

1. небольшие столики + стулья.

2. стеллажи для оборудования и материалов

3. на полках : колбы, пробирки, книги, макеты; на подоконниках : ящики с растениями для наблюд.

комнат. растен., мини-огород или теплица.

3. часы, барометр, пейзажи, панно из природовед . материала.

1. Для проведения опытов : стаканчики разной прозрачности и цвета (из-под мороженного, йогуртов, сметаны, коробки из-под тортов, пластм. ложки для сыпуч. материалов, палочки, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования, салфетки.

2. Стекло применять, если уверен, что оно безопасно. 3. Большие пластмассовые банки для круп, миски разных размеров

4. Для исследования : лупы – 1 на 2 детей.

5. Микроскопы, термометр, песочные часы, будильник, магниты (больш. и маленький, магнит. доска, мелки, веревки, шнурки.

6. Комплект для игр с водой, фломастеры.

7. Могут быть и живые объекты

В лаборатории хранятся и оборудования для проведения опытов на улице :совочки, емкости и т. д.

Материалы для работы :

1. Песок, глина, камни, семена растений, шишки, кора деревьев.

2. Материал, который дети приносят из дома. (для них выделен спец. угол)

Б. Мини- лаборатории в эко-комнате

Может занимать небольшой хорошо освещенный угол или совмещаться с учебной зоной. В этом случае необходимо иметь в эко-комнате небольшие помещения или шкафы для хранения оборудования и материалов для занятий.

В. Мини- лаборатории в групповом помещении может быть :

1. Стационарной - предполагает наличие отдельного столика с матер. и оборудов. для исследования.

2. Временной- организуется воспитателем на определенный срок для закрепления материала или проведения опытов

3. Передвижной – это этажерка на колесах с полками, на ней оборудование и материалы

Оборудование и материалы

1. Коллекции “Летающих семян”

Летом и осенью предложите детям поискать в лесу, на даче, в парке летающие семена. К летающим семенам относятся семена растений, переносимые ветром. На их примере можно показать детям один из способов распространения семян. Они отличаются легкостью и особыми приспособлениями для переноса ветром.

2. Коллекция других семян и плодов

Подберите как можно больше разнообразных семян и плодов, классифицируя их по разным признакам, например: коллекция семян и плодов деревьев, коллекция “орехов”, коллекция “ягод”, бобовых, коллекция семян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений и другие. В коллекции обязательно должны быть шишки, каштаны, желуди, с которыми могут играть дети.

3. Коллекция соцветий

Весной можно собирать интересную коллекцию соцветий разных деревьев и кустарников, известных нам как “сережки”. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые интересно рассмотреть под лупой или микроскопом.

Оформление растительных коллекций

Образцы семян, плодов и соцветий можно разместить в прозрачных баночках. На крышке каждой банки прикрепите рисунок растения или его листка. Такое оформление коллекции позволяет использовать ее в качестве дидактического пособия: перемешав крышки от разных банок, предложите ребенку подобрать к каждому виду семян определенные листья.

4. Коллекция камней

В детском саду коллекция камней направлена на игру, через которую осуществляется и обучение и развитие ребенка. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно: подбирать группы по цвету, размеру и т.п. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Поэтому мы рекомендуем сделать собственную коллекцию, а не покупать школьную коллекцию камней.

Дошкольники на территории детского сада находят массу разнообразных камней. Вместе с родителями дети могут поискать камни по берегам рек и озер, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разместите в ячейки конфетных коробок. Найденные образцы можно подразделить на природные (гранит, кремень, мел, каменный уголь, известняк, песчаник), искусственные (керамзит, кусочек асфальта, кирпича).

5. Коллекции песка, глины, почвы

Песок различается по размерам зерен, по цвету, примесям. Хорошо различаются речной и морской пески. Глина тоже бывает различных цветов. Почва также бывает разной: черный чернозем, желтовато-коричневатая подзолистая почва, темная торфяная и т. д. Названия почв детям давать необязательно, но наглядно показать ее разнообразие в коллекции можно.

В зоне коллекций можно составить модель строения почвы (в очень упрощенном варианте). Для этого нужно взять достаточно высокую прозрачную банку. На дно банки насыпьте мелкие и средние камешки, поверх них – слой песка (или смеси песка и глины, или просто глины). Сверху разместите верхний слой почвы с корешками растений, сухими листьями, мхом.

Ракушки различные по фактуре, размеру. Ракушки морские и речные , декоративные.

7. Коллекция бросового материала.

Под бросовым материалом подразумеваются палочки, бруски деревянные, пластмассовые, металлические; трубочки, пенопласт, бутылка пластиковая, перья, кусочки ткани.

В лаборатории можно разместить живые объекты для наблюдений. Можно соорудить “Дом для червей” - аквариум или другая прозрачная емкость с почвой. В почве должны быть сухие, перегнившие листья – пища дождевых червей. В аквариум запустите несколько дождевых червей. Через стеклянные стенки дети смогут наблюдать за передвижением этих существ. И за тем, как они перерабатывают остатки растений проделывают ходы в земле. Почву нужно поддерживать во влажном состоянии, а дождевых червей через некоторое время дети выпускают “на волю”.

“Прозрачный горшок” - стеклянная емкость (банка или небольшая емкость), позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно наблюдать за развитием корней лука. Длинные корни также образуются у веточек тополя. Сначала ветки нужно поставить в воду, а когда появятся корни посадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее, сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была видна.


…Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал…

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка. Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Детская поисково-исследовательская деятельность по освоению окружающего мира — это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.

Концепция развития естественнонаучного образования в ЯНАО указывает на то, что система учебных программ естественнонаучного образования в дошкольном образовании должна обеспечить ознакомление с природой и природными явлениями, формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля, воспитание любви к природе. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим миром через предметный мир, географию, физику, астрономию. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней.

Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность, бесспорно, является одной из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные на специально разработанных занятиях, на исследовательских играх, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Самые ценные и прочные знания — не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

H:\всякое\план участий\фото%201.jpg

Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу — сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. Так, физика для малышей приглашает на изучение простейших физических явлений через сказку. Через экспериментальную деятельность дети знакомятся со светом и его свойствами, статическим электричеством и с тем, что Земля ведёт себя как огромный магнит — все к себе притягивает: людей и животных, моря и реки, камни и всё остальное. А её могучая сила называется силой притяжения!

C:\Users\t3vag\Desktop\IMG_3723.JPG


H:\на отчет\отчет по году экологии Пчелки\исследов. проект Нефть\WP_20171201_15_25_48_Pro.jpg

Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, естественнонаучное образование, знание, умение, экспериментально-исследовательская деятельность, явление.

Похожие статьи

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном.

познавательно-исследовательская деятельность, ребенок, окружающий мир, дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, родитель, педагог, опытно-экспериментальная деятельность.

Экспериментальная и поисковая деятельность детей.

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, дошкольное образование, экспериментальная.

Роль детского экспериментирования как метод познавательного.

окружающий мир, ребенок, природа, знание, познавательная деятельность, исследовательская деятельность, дошкольный возраст, Детское экспериментирование, детская деятельность, детский сад.

Метод экспериментирования, как средство познавательного.

детское экспериментирование, ребенок, исследовательская деятельность, материал, место, игра, окружающий мир, исследовательская работа

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид.

Естественнонаучные знания как объект познания в начальной.

Экология, экологическое образование, экологическое сознание, воспитание, окружающий мир, экологическое знание, начальная школа.

Развитие идей экологического образования у детей младшего. Деятельность важна для качественного усвоения и познания содержания.

Развитие познавательной активности детей среднего.

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы.

Психолого-педагогические основы формирования.

Итак, познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации.

Организация исследовательской деятельности детей.

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, дошкольное образование, экспериментальная деятельность

Метод экспериментирования, как средство познавательного. ребенок, дошкольный возраст, окружающий мир, эксперимент.


Средняя группа

Паспорт проекта

Цель:
— обогащать представления детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении;
— сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательно-речевую и ценностно-ориентированную;
— развивать желание узнавать новое из прочитанной научно-популярной и художественной литературы.

Задачи:
1. Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
2. Сформировать основные природоведческие представления и понятия о неживой природе посредством художественной и научно-популярной литературы. Познакомить детей с творчеством современных писателей-натуралистов.
3. Формировать собственный познавательный опыт у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);
4. Развивать у детей умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.
5. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
6. Сформировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
7. Развивать любознательность, творческие и коммуникативные способности детей.
8. Формировать партнёрские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Гипотеза: Для того чтобы у детей сформировать элементарные экологические знания и культуру поведения в природе, необходимо создать условия для развития проектной исследовательской деятельности детей.

Вид проекта:
— по доминирующему методу: информационно-исследовательский;
— по характеру содержания: включает ребёнка и природу;
— по характеру участия ребёнка в проекте: исполнитель, эксперт;
— по характеру контактов: осуществляется внутри средней группы в контакте с семьёй;
— по количеству участников: фронтальный;
— по продолжительности: долгосрочный.

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители воспитанников.

Срок реализации проекта: сентябрь 2013 г. – май 2014 г.

Принципы реализации проекта:
1. Принцип развивающего образования
— деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
2. Принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей.
3. Принцип доступности – учёт реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития.
4. Принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для её развития.
5. Принцип индивидуализации – раскрытие личного потенциала каждого ребёнка.
6. Принцип системности – решение комплекса задач образовательной и воспитательной направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Ожидаемые результаты:
— будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
— дети поймут взаимосвязи в природе, станут более бережно относиться к природным ресурсам;
— разовьётся интерес к явлениям и объектам неживой природы;
— дети начнут экспериментировать, анализировать и делать выводы;
— дети будут интересоваться энциклопедиями, книгами о природе.

Материально-технические ресурсы:
— Организация детской лаборатории неживой природы, где выделено место: для постоянной выставки (различные коллекции, редкие экспонаты), для приборов, для хранения материалов (природного, бросового, неструктурированного), для проведения опытов.
— Подбор и постоянная выставка научно-популярной и художественной литературы.
— Обогащение и пополнение природного материала, специальных приборов-помощников для опытно-экспериментальной деятельности в детской лаборатории.
— Использование современных технических средств обучения (DVD, магнитофон, мультимедиа).
— Создание сборника наблюдений на прогулке, включающего тематические наблюдения, художественное слово и загадки.
— Создание сборника опытов в лаборатории с детьми.

Перспективное планирование деятельности с детьми средней группы по развитию экологической грамотности.

6. Творческая мастерская: лепка из глины по замыслу. Цель: Закрепить представление о том, что из глины можно слепить разнообразные фигурки, как из пластилина, при высыхании фигурки остаются крепкими. Развивать художественно-творческие способности детей, воображение.
Оборудование: Дощечки, кусочки глины, миски с водой, стеки, салфетки.

8. Рассматривание разных видов глины. Цель: Познакомить с разными видами глины (белая, голубая, красная), определить их сходства и различия. Оборудование: Стаканчики с разными видами глины, лупа.

7. Игры-забавы с ветром. Цель: Расширять представления о свойствах и возможностях ветра. Оборудование: Воздушные змеи, вертушки, различные веера, флажки, ленты, султанчики.

6. Рассматривание обсуждение: знакомство с термометром. Цель: Дать представления о назначении и работе термометра, его видах. Оборудование: Водный, комнатный, медицинский (спиртовой) термометры, две ёмкости с водой (горячей и холодной).

6. Самостоятельное экспериментирование со светом и тенью. Цель: Расширять представления о возможностях теневого театра. Развивать воображение, мелкую моторику. Оборудование: Белый фон, фонарик.

План работы с родителями

1. Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье. (сентябрь)

10. Итоговое анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье. (май)


Литература

Интернет-ресурсы

Автор: Маслова Анжела Викторовна,
воспитатель,
МКДОУ БГО детский сад №1 комбинированного вида,
г. Борисоглебск, Воронежская область, Россия

Читайте также: